Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Чибисов Максим Евгеньевич

Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа
<
Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чибисов Максим Евгеньевич. Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа : 07.00.09 Чибисов, Максим Евгеньевич Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа (1804-1864 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 Барнаул, 2006 243 с. РГБ ОД, 61:06-7/651

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Клировые ведомости как исторический источник 28

1.1 Клировые ведомости в системе массового церковного учета населения 28

1.2. Форма и структура клировых ведомостей 33

1.3. Информационный потенциал и достоверность клировых ведомостей 41

Глава 2. Методика обработки клировых ведомостей 57

2.1. Создание базы данных по материалам клировых ведомостей 57

2.2. Создание геоинформационной системы по приходам Барнаульского духовного правления 60

2.3. Изменения территории приходов 66

2.4. Численность и состав населения приходов 77

Глава 3. Характеристика причта церквей Барнаульского духовного правления 118

Заключение 148

Список источников и литературы 152

Приложения 171

Введение к работе

Актуальность темы. Рассмотрение истории любого региона, страны в целом или ряда стран невозможно без рассмотрения истории народонаселения, различных объединений и общностей людей, что требует обращения к массовым источникам.

Внедрение компьютерных технологий обработки массовых источников позволило расширить источниковую базу исторических исследований и выйти на микроуровень в исторических исследованиях. Сегодня целый ряд научных центров (в Санкт-Петербурге, Тамбове, Петрозаводске, Туле, Барнауле и др.) интенсивно занимаются разработкой новых методов, поиском и анализом массовых исторических источников. Стремительное развитие информационных технологий приводит к появлению множества работ, разносторонне анализирующих массивы архивных источников.

В последнее время исследователи все больше обращают внимание на массовые источники церковного учета населения (метрические книги, исповедальные росписи, клировые ведомости). Но если метрические книги и исповедальные росписи уже достаточно интенсивно используются в исторических исследованиях, то введение в научный оборот клировых ведомостей находится пока на начальной стадии.

Применение новых информационных технологий породило множество новых научных дисциплин, смежных с информатикой. К их числу относится

и возникшая совершенно недавно геоинформатика, основанная на применении географических информационных систем (ГИС). Однако исследования с применением геоинформационных систем еще не стали заметным явлением в отечественной историографии. Между тем в зарубежной исторической науке ГИС нашли свое применение гораздо раньше и используются очень широко.

Возникновение геоинформационных систем и все более активное их применение в исторической науке привело к тому, что сегодня можно говорить о возникновении исторической геоинформатики, особой отрасли науки, возникшей на стыке истории, географии и информатики.

Изучение истории народонаселения непосредственно связано с рассмотрением различных объединений и общностей людей. Однако до недавнего времени в отечественной историографии основное внимание уделялось светским формам объединения населения. Изучение сообществ религиозного характера незаслуженно оставалось в стороне, несмотря на то, что порой религиозные объединения возникали ранее светских и функционировали на всей территории России, в них входило подавляющее большинство населения вне зависимости от их сословной принадлежности и рода занятий.

Основной единицей объединения населения Российской империи по религиозному принципу являлся приход той или иной церкви. Приход был объединением людей, которые для отправления различного рода обрядов посещали один и тот же храм или же обращались к священнослужителям этого храма. В приход формально входили и представители групп, не приемлющих Русскую православную церковь, или же относящихся к другим конфессиям. Формальная принадлежность раскольников и иноверцев к тому или иному приходу объясняется борьбой русской православной церкви с расколом и её миссионерской деятельностью, а также попыткой так или иначе контролировать оппозиционные ей течения.

Историография. Рассмотрение истории любой территории невозможно без обращения к истории народонаселения. Первоначально изучение истории народонаселения сводилось лишь к изучению «исторической стати-

стики населения», и было развито слабо1. Со временем народонаселение стало объектом исследования особой науки - демографии.

Прорыв в изучении истории народонаселения произошел в 50-е гг. XX в. и был связан с возникновением в европейской науке исторической демографии как отдельной отрасли знания на стыке двух наук - истории и демографии. Это было вызвано стремлением найти объяснение современным демографическим процессам, отыскать аналогии в истории развитых обществ с демографической эволюцией развивающихся. Другой момент был связан с растущим интересом к экономическим и социальным аспектам де-мографических изменений . Довольно быстрое развитие исторической демографии было неразрывно связано с широкомасштабным изучением массовых источников по истории народонаселения.

Определение понятия «массовые источники» в отечественной исторической науке начало складываться в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. и возникло, как противопоставление «уникальным источникам». В процессе эволюции данного термина выявилось два основных подхода к этому определению. В основе подхода, главным выразителем которого был Б.Г. Литвак, ле-жит учет обстоятельств и целей происхождения источников и их формы . Второй подход, предложенный И.Д. Ковальченко, обращает внимание на содержание заключенной в источниках информации4.

В отечественной исторической науке на сегодняшний момент наиболее распространенным является определение массовых источников, данное академиком И.Д. Ковальченко: «Массовые источники - это источники, которые

Шелестов Д.К Историческая демография. М, 1987. С. 5-6. 2 Демография: современное состояние и перспективы развития: Учеб. пособие. М., 1997. С. 48-49.

Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX - начала XX в. М., 1979.

Лубский А.В. Пронштейн А.П. Некоторые теоретические и методологические проблемы источниковедения массовых источников. / Источниковедение отечественной истории. 1981. Сб. статей. М., 1982. С. 3.

отражают массовые данные о различного рода общественных системах с присущими им структурами и функциями»1.

Введение понятия массовых источников фактически открыло новую страницу в отечественном историческом источниковедении. Обращение к данным источникам влечет за собой переосмысление целого ряда аспектов традиционного источниковедения и исторической методологии. В зарубежной науке понятие «массовые исторические источники» отсутствует, в этом плане используется термин «массовые данные» (mass data) и проблемы работы с ними решаются гораздо более прагматично, они сводятся, как правило, лишь к особенностям их обработки с помощью современных информационных технологий2. И.Д. Ковальченко разделял источник и данные, по его мнению, источник является сложной системой, а данные это лишь результат исследовательской деятельности3.

Обработка и анализ массовых источников тесно связаны с необходимостью обращения к сложным математико-статистическим методам обработки данных. Эти процедуры на начальном этапе требовали больших затрат времени, поскольку данные операции долгое время выполнялись «вручную». Тем не менее, тем же И.Д. Ковальченко, был сделан первый шаг в этом направлении4.

Появление первых электронно-вычислительных машин (компьютеров) дало мощный толчок в расширении и углублении изучения массовых исторических источников. Одним из первых к их помощи обратился И.Д. Ковальченко. В 1962 г. в Лаборатории по применению электронных вычислительных машин в гуманитарных исследованиях при институте математики Сибирского отделения АН СССР, используя ЭВМ, были обработаны подворные описи. И.Д. Ковальченко отметил эффективность применения ЭВМ для об-

1 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.. 19. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. М., 2004. С. 448-449.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 19-20. 4 См., например: Ковальченко И.Д. Крестьяне и крепостное хозяйство Рязанской и Тамбовской губерний в первой половине XIX в. М., 1959.

работки массовых историко-статистических данных, состоящую не столько в огромной экономии времени и усилий исследователя, а, прежде всего, в том, что открываются такие пути обработки данных, которые недоступны при обычных методах1. Но говорить о каком-то прорыве в этой области было еще рано, поскольку вплоть до появления персональных компьютеров использовать вычислительные машины для обработки массовых источников могли позволить себе лишь крупные научно-исследовательские центры.

Несовершенство компьютеров первых поколений, трудоемкость и ненадежность подготовки информации на бумажных носителях (перфолентах и перфокартах), отсутствие специализированных пакетов программ не позволяли эффективно применить компьютеры при обработке массовых историче-ских источников . Подобные работы до конца 80-х гг. прошлого века были скорее исключением, нежели правилом, в основном это были исследования по аграрной истории. Среди них особняком стоят основательные работы И.Д.Ковальченко и Л.В.Милова3, и Б.Н. Миронова4.

Тем не менее, как отметил И.Д. Ковальченко в интервью для «Информационного бюллетеня Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Отделении истории АН СССР» (1990 г.): «...Путь был проделан большой: от разведки боем, имевшей место в 60-х гг., через выявление проблем, решение которых требует применения количественных методов и ЭВМ, и апробацию различных методов в 70-х гг.

Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство. М., 1967. С. 50-51.

2 Кащенко С.Г. Изучение массовых источников XIX - начала XX вв. на кафедре ис
точниковедения истории России Санкт-Петербургского университета (1991-2001 гг.) //
Историография и источниковедение отечественной истории: Сб. науч. статей и сообще
ний. СПб., 2001. С. 15. Подробнее о данной технологии использования ЭВМ: Дегтярев
А.Я., Кащенко СТ., Раскин Д.И. Новгородская деревня в реформе 1861 г.: опыт изучения
с использованием ЭВМ. Л., 1989. С 46-55.

3 Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство. М., 1967.; Ковальченко И.Д.,
Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок XVIII - начала XX вв. М., 1974.

4 Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой по
ловине XIX вв. Л., 1981.; Он же Хлебные цены в России за два столетия (XVII - XIX вв.).
Л., 1985.

к анализу многих сложных явлений и процессов исторического развития на основе применения новых методов в 80-х гг.»1

Помимо этого, наметились явные тенденции возрастания интереса к массовым источникам, которые отличаются большой степенью информационной отдачи и адекватного отражения действительности, характеризуя изу-чаемые объекты по целому ряду признаков . Вышло несколько работ посвя-щенных вопросам источниковедения массовых источников . За 1976-1986 гг. вышло более 200 работ и публикаций, посвященных проблемам применения математических методов и ЭВМ4.

Появление персональных компьютеров произвело настоящий взрыв, так называемая «микрокомпьютерная революция», затронувшая все области человеческой деятельности, не обошла стороной и историческую науку. Компьютеры стали доступнее для историков, появилась и постоянно совершенствуется масса программного обеспечения, в том числе и специализированного, направленного на использование исключительно в исторических исследованиях. Стандартное программное обеспечение в свою очередь становится все более универсальным, позволяя более широко применять его в исторических исследованиях.

Процесс информатизации исторических исследований привел к появлению понятия «историческая информатика». Появление исторической информатики непосредственно связано с созданием в 1986 г. Международной Ассоциации «History and Computing» (АНС), которая координирует деятельность историков разных стран, применяющих в своей исследовательской практике и учебном процессе компьютерные методы и технологии. В данную

1 Ковальченко И.Д. Научные труды, письма, воспоминания. (Из личного архива
академика): Сборник материалов. М., 2004. С 464.

2 Лубский А.В. Пронштейн А.П. Некоторые теоретические и методологические
проблемы источниковедения массовых источников // Источниковедение отечественной
истории. 1981. Сб. статей. М., 1982. С. 3.

3 Массовые источники по социально-экономической истории России периода капи
тализма. / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1979.; Миронов Б.Н. Степанов З.В. Историк и
математика. (Математические методы в исторических исследованиях). М., 1975.

4 Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л.,
1991. С. 3.

ассоциацию входит множество её региональных и национальных ветвей, в том числе, с 1992 г. Ассоциация «История и компьютер», объединяющая специалистов по исторической информатике России и некоторых стран СНГ1.

Внедрение компьютерных технологий обработки массовых источников позволило расширить источниковую базу исторических исследований и выйти на микроуровень в исторических исследованиях. Это привело в 90-е гг. XX в. к формированию, по определению Н.Л. Пушкаревой, «новой историче-ской демографии» , которая стала одним из ведущих направлений в Российской исторической науке.

Сегодня целый ряд научных центров (в Санкт-Петербурге, Тамбове, Петрозаводске, Туле, Барнауле и др.) интенсивно занимаются разработкой новых методов, поиском и анализом массовых исторических источников. Стремительное развитие информационных технологий приводит к появлению множества работ, разносторонне анализирующих массивы архивных источников, в связи с чем исследователи говорят об «информационном взрыве»3.

Широкое применение новых информационных технологий породило множество новых научных дисциплин, смежных с информатикой. К их числу относится и геоинформатика, основанная на применении географических информационных систем (ГИС), представляющих собой особый вид программного обеспечения - автоматизированные информационные системы,

Историческая информатика./Под ред. Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой. М., 1996. С. 5-7; Бородкин Л.И. Историческая информатика в СССР/России: ретроспектива, состояние, перспективы // История и компьютер: Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. St. Katharinen, 1993. С. 251-273; Бородкин Л.И. Информатика, математика, история: персонификация междисциплинарного процесса // Круг идей: новое в исторической информатике. М., 1994. С. 9-14; Бородкин Л.И. Историческая информатика в развитии: методологические аспекты // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. М., 1996. С. 12-27.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X -начало XIX в.). М., 1997. С. 7.

Кащенко С.Г. Современные исследования по исторической демографии России. Особенности массовых источников и некоторые проблемы их изучения // Материалы VIII конференции Ассоциации «История и компьютер». М, 2002, С. 182.

предназначенные для обработки пространственных и атрибутивных данных, основой интеграции которых служит географическая информация1.

Картографический метод традиционно применяется в исторической науке, в основном для визуализации различных процессов. Но до начала широкого применения компьютерных технологий в истории карты использовались не слишком широко и в основном только для нанесения на них тех или иных исторических данных или отдельных результатов изысканий того или иного ученого . Несмотря на то, что в области источниковедения массовых исторических источников, как отмечали в середине 80-х Б.Г. Литвак и СИ. Сотникова, картографический метод является очень перспективным, его возможности не только далеко не полно используются в исторической науке, но и неизвестны широкому кругу исследователей3. Исторические исследования, использующие карту как основу анализа, были немногочисленны в силу трудоемкости данного метода. Использование ГИС значительно упрощает данный процесс, расширяя возможности картографического метода, хотя создание ГИС также сопряжено с большими затратами, в том числе и материальными.

К сожалению, исследования с применением геоинформационных систем еще не стали заметным явлением в отечественной историографии4. Среди немногочисленных исследователей, широко привлекающим ГИС в своих исследованиях, следует отметить Н.В. Пиотух5 и В.Н. Владимирова1.

Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М., 1998. С.8.

2 Пиотух Н.В. Картографический метод в исторических исследованиях: прошлое и настоящее // История. Карта. Компьютер: Сб. науч. статей. Барнаул, 1998. С. 73.

3. Литвак Б.Г, Сотникова СИ. Картографический метод в источниковедении // Источниковедение Отечественной истории. 1986. М., 1986. С. 3.

4 Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геинформационные системы в исторических исследованиях. Барнаул, 2005. С. 20.

См., например: Пиотух Н.В. О возможностях компьютерного картографирования при работе с данными писцовых книг начала XVII и материалами Генерального межевания второй половины XVIII в. // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. М., 1996. С. 309-310; Пиотух Н.В. Хозяйственная деятельность крестьянства XVII -XVIII веков с точки зрения пространственного статистического анализа // Источник. Метод. Компьютер. Баранаул, 1996 С. 190-213; Piotukh Nina V. The Application of GIS Techniques to Russian Historical Research: the Novorgev District Used as a Case Study II History and Computing, 1996, Vol. 8, № 3. P. 169-183; Пиотух Н.В. Пространственно-хозяйственная

Между тем в зарубежной исторической науке ГИС нашли свое применение гораздо раньше и используются очень широко в социальной и экономической истории, археологии, исторической демографии и многих других областях исторической науки . На сегодняшний день выпушено несколько серьезных изданий, посвященных исключительно использованию ГИС в исторических исследованиях и обобщающих опыт применения геоинформационных технологий в исторической науке. Первой такой работой был сборник трудов семинара по компьютерному картографированию, состоявшегося во Флоренции в 1994 г.

типология (проблема выбора метода классификации) // Круг идей: макро- и микроподходы в исторической информатике. Т.П. Минск, 1998. С. 5-19; PiotukhNina V. Spatial Analysis of the Agricultural Activities of Russian Peasants in the second half of the Eighteenth century II Data Modelling, Modelling History. Moscow, 2000. P. 181-196; Пиотух H.B. Сельское расселение: структура и факторы размещения хозяйства (по материалам Новоржевского уезда второй половины XVIII в.) // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 2001. С. 116-134; Пиотух Н.В., Фролов А.А. Электронный историко-географический атлас Деревской пятины // Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики. М.Барнаул, 2003. С. 198-233; Пиотух Н.В. Картографический метод в исторических исследованиях // Историческая география: теория и практика. СПб, 2004. С. 30-38 и др.

1 Владимиров В.Н. История, карта, компьютер... (о возможностях исторического компьютерного картографирования) // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. М., 1996. С. 297-305; Владимиров В.Н. Пространственный анализ и компьютерное картографирование в изучении социально-экономических процессов в Сибири XIX - начала XX в. // Материалы научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М.,

1997. С. 121-132; Vladimirov V.N. Computer assisted historical cartography: new opportunities
for historical research II History and Computing. 1997. Vol.9. Nos 1, 2 and 3. P. 78-93; Влади
миров В.Н. Назад к пространственному анализу? // Круг идей: макро- и микроподходы в
исторической информатике. Труды V конференции Ассоциации «История и компьютер».
Минск, 1998. С. 10-17; Владимиров В.Н. Историческая география и картография в зеркале
исторической информатики // Современное историческое сибиреведение XVII - начала
XX вв. Барнаул, 2005. С. 55-71; Владимиров В.Н. История и география: пути взаимодейст
вия // Вестник НГУ. Серия: история, филология. Т.4. Вып.2. История. Новосибирск, 2005.
С. 77-82; Владимиров В.Н. От исторического картографирования к исторической геоин
форматике // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. Труды IX
конференции Ассоциации «История и компьютер». М.-Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та,
2005. С. 22-40; Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные сис
темы в исторических исследованиях. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2005. и др.

См., например: Rowney D. Geographic Information Systems as a Tool in the Study of Political Economy: State, Economy and Regional Policy in Russia at the Turn of the Century .//Data modeling. Modeling history. M., 2000. P. 124-147.; Bartley K., Ell P., Lee J. From manuscript to multimedia.//TaM же P. 148-180.;Ott Т., Swiaczny F. The analysis of cultural landscape change: A GIS approach for handing spatio-temporal data.//History and Computing.

1998. Vol. 10. Nos. 1-3. P. 37-49. и др.

3 Coordinates for Historical Maps. Ed. M. Goerke. St.Katharinen, 1994.

Среди более поздних работ выделяются изданный в 2000 г. специальный выпуск журнала «Social Science History»1, а также изданная в 2002 г. компанией ESRI, производителем ряда пакетов ГИС, коллективная работа «Past time, past place: GIS for history»2. Последняя по времени методическая сводка использования геоинформационных технологий в исторических исследованиях была опубликована в журнале «History and Computing»3/

Сегодня осуществляется ряд проектов создания национальных исторических геоинформационных систем (National Historical GIS): в Ирландии, Дании, Великобритании, Албании, Германии, Голландии, Португалии, Канаде и других странах. Большинство из них было представлено на шестнадцатой международной конференции Ассоциации «History and Computing», прошедшей 14-17 сентября 2005 г. в Нидерландах4.

Среди исследователей, активно применяющих ГИС в области исторической демографии, можно выделить Я. Грегори, рассматривающего в своих работах методологические проблемы применения ГИС в исторических исследованиях, а также различные демографические характеристики населения Англии и Уэльса на основе анализа геоинформационной системы, созданной при помощи пакета ARC/INFO5. Исследователь использует в своих работах массовые источники церковного учета населения и рассматривает территорию с точки зрения разделения её на приходы, а не на государственные административно-территориальные единицы6. Можно назвать еще несколько

1 Social Science History. 2000. Vol. 24. No. 3.

2 Past time, past place: GIS for history./Ed. A.K. Knowles. Redlands, 2002. XX.

3 History and Computing. 2001. Vol.13. No 1. P. 1-97.

4 Помимо изданной по её итогам книги Humanites, Computers and Cultural Heritage.
Proceedings of XVIth international conference of the Association for History and Computing.
Amsterdam, 2005., куда вошли данные не о всех проектах, представленных на конферен
ции, информацию о них можно найти на сайте

5 Gregory I. Creating analytic results from historical GIS .//Humanites, Computers and
Cultural Heritage. Proceedings of XVIth international conference of the Association for History
and Computing. Amsterdam, 2005. P. 131-135.; Gregory I. and H. Southall Mapping British
Population History.// Past Time, past place: GIS for history I Anna Kelly Knowles, Editor.
P. 117-130.

Gregory I. Southall H. The Great Britain Historical GIS II Handbook of International Historical Microdata for Population Research. Mineapolis, 2000. P. 319-334.

работ в этой области: реконструкция системы церковных приходов Лиссабо-на XIX в. и части территории Великобритании 1524/25 гг. , используя возможности ГИС.

Возникновение геоинформационных систем и все более широкое их применение в исторической науке привело к тому, что сегодня можно говорить о возникновении исторической геоинформатики, особой отрасли науки, возникшей на стыке истории, географии и информатики .

Массовые источники статистического и административно-хозяйственного учета населения можно разделить на документы государственного и документы церковного учета населения. Основными массовыми источниками государственного учета населения первой половины XIX в. являлись ревизские сказки и губернаторские отчеты. Среди церковного учета населения выделяются исповедальные росписи, метрические книги и клиро-вые ведомости.

В общей системе статистического учета населения государственный учёт имел единовременный характер, церковный же, в основном, являлся текущим учетом населения.

Данные государственного учета населения уже давно и достаточно широко вовлечены в научный оборот4, изучение же документов церковного учета населения, особенно клировых ведомостей, получило распространение сравнительно недавно.

Alves. D.R. Using a GIS to reconstruct the nineteenth century Lisbon par-ishes.//Humanites, Computers and Cultural Heritage. Proceedings of XVIth international conference of the Association for History and Computing. Amsterdam, 2005. P. 12-17.

2 Cade J., Brayshay M. The Taxable Wealth and Population of Devon Parishes 1524/25:
An Application of GIS and Computer Cartography II History and Computing 1996. Vol. 8.
No. 2. P. 105-121.

3 Владимиров B.H. Историческая информатика в изучении истории Сибири // Акту
альные вопросы истории Сибири. Пятые научные чтения памяти профессора А.П. Боро-
давкина: Сборник научных трудов. Барнаул, 2005. С. 32.

4 См., например: Кабузан В.М., Троицкий СМ. Об изменении численности населе
ния Западной Сибири во второй половине XVIII в. (1762-1795 гг.) // Вопросы аграрной ис
тории Урала и Западной Сибири. Свердловск, 1966. С. 45-55.; Булыгин Ю.С. Образование
и развитие населенных пунктов Алтайского края (к оценке репрезентативности источни-
ковой базы) // История. Карта. Компьютер. Барнаул, 1998. С. 7-24.

Одним из первых внимание на клировые ведомости обратил В.М. Кабузан, при рассмотрении населения России в XVIII в., он отдельно выделил церковные источники, рассмотрев метрические книги и клировые ведомости. Он отметил, что клировые ведомости являются незаслуженно забытым источником по учету населения, который обязательно должен использоваться и вводится в научный оборот. Но он называет их «Клировые ведомости о числе исповедавшихся и причащавшихся и неисповедавшихся и не-причащавшихся и о числе раскольников», что соответствует определению исповедальных росписей, а не клировых ведомостей. В.М. Кабузан считал данные церковного учета завышенными1 и не применял их в своих работах. В совместных с СМ. Троицким исследованиях они использовали только данные государственного учета населения2.

После этого целый ряд исследователей рассмотрели в своих работах массовые источники церковного учета населения и клировые ведомости в частности.

М.М. Громыко, рассматривая церковный учет населения, отмечала не-полноту церковного учета населения . В своих работах по истории урало-сибирского старообрядчества Н.Н. Покровский пришел к выводу, что клир повсеместно фальсифицировал данные клировых ведомостей. Церковная и государственная политика была направлена на уничтожение раскола, и уйти от преследований чаще всего помогала взятка ставшая традиционным явлением в отношениях тайных старообрядцев и приходского духовенства. Так что на основе документов церковного учета населения нельзя решать вопрос о вероисповедании сибирского населения в XVIII в.4

1 Кабузан В.М. Народонаселение России. М., 1963. С. 82.

2 Кабузан В.М., Троицкий СМ. Движение населения в Сибири в XVIII в. // Мате
риалы по истории Сибири. Вып. I. Сибирь периода феодализма. Новосибирск, 1962.
С. 145-158.; Они же. Численность и состав населения Сибири в первой половине XIX в. //
Русское население Поморья и Сибири (период феодализма). М., 1973. С. 261-277.

3 Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск, 1965. С. 22.

4 Покровский Н.Н. Организация учета старообрядцев в Сибири в XVIII в. // Русское
население Поморья и Сибири. М., 1973. С. 381-406.; Он же Антифеодальный протест ура
ло-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.

Только А.Д. Колесников был уверен в высокой точности церковного учета населения во второй половине XVIII в.1 Однако данное утверждение и его обоснование не выдерживает никакой критики. Оно основано на сличении источников церковного происхождения с ревизскими сказками 1782 и 1795 гг. и выводом о идентичности их данных, но само сопоставление данных проиллюстрировано не было. Не совсем верны утверждения А.Д. Колесникова о том, что административные меры и психология крестьян XVIII в. обусловили сравнительную точность учета русского населения, поскольку большой пласт населения составляли раскольники, к тому же и во второй половине XVIII в. сеть православных храмов была не развитой, территории приходов огромны, в церквях не хватало священнослужителей, что приводило к тому, что жители многих населенных пунктов жаловались в вышестоящие инстанции, о неисполнении ими основных христианских обрядов, хотя раскольниками они не являются, а причиной этого служит отдаленность церкви и немногочисленный штат клириков при ней, которых трудно застать в церкви, поскольку они находятся постоянно в разъездах по обширной территории прихода. Этот же факт опровергает неверное утверждение А.Д. Колесникова о «густой сети церквей» в Сибири во второй половине XVIII в.

Впервые подробно рассмотрела клировые ведомости и показала в литературе разницу между исповедальными росписями и клировыми ведомостями Н.А. Миненко. Подвергнув критике позиции А.Д. Колесникова, используя большой массив архивных источников, и сравнив данные ревизских сказок и клировых ведомостей, она отметила постоянный недоучет населения церковью по сравнению с результатами ревизий2.

Это утверждение подкреплялось рядом фактов: затянувшийся и проходивший с большим трудом процесс введения церковного учета населения в

1 Колесников А.Д. Русское население западной Сибири в XVIII-начале XIX вв. Омск, 1973. С. 329

Миненко Н.А. Массовые источники по демографии крестьянского двора XVIII -первой половины XIX вв. // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 56.

Сибири, несоблюдение священниками формы и сроков подачи данного вида документов в вышестоящие инстанции, искажение названий деревень и имен прихожан, большое количество старообрядцев, отсутствие строго отношения к православным обрядам со стороны православного населения, обширность приходов, нехватка священнослужителей, несовершение обрядов по «упущению» священнослужителей, вымогательства со стороны клириков за выполнение обрядов, нехватка материальных средств у прихожан и невозможность заплатить за венчание, крещение или отпевание.

Однако стоит отметить, что никто из вышеперечисленных исследователей не призывал к отказу или серьезным ограничениям в использовании данного вида источников, отмечая их своеобразие и историческое значение.

Г.Ф. Быконя, широко используя материалы церковного учета, сделал вывод, что клировые ведомости достаточно надежный демографический источник, при этом он отмечал расхождения между данными церковного и ревизского учета населения1.

И.В. Власова, характеризуя различные источники XVIII-первой половины XIX вв., отмечала необходимость изучения и большой потенциал клиро-вых ведомостей первой половины XIX в. при рассмотрении крестьянской семьи2.

Использовала в своих работах различные виды документов церковного учета населения, в том числе и клировые ведомости, исследователь Сибир-ской приходской общины XVIII в. Н.Д. Зольникова . Однако в её работах применение клировых ведомостей носит лишь вспомогательный характер, и

1 Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосибирск, 1981. С. 107.

Этнография русского крестьянства Сибири XVIII - середины XIX вв. М., 1981. С 12-13.

3 Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990.; Она же. Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губернии // Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск, 1989. С. 261-315.; Она же. Экстракты из ведомостей церковного учета населения в Томском заказе в XVIII в. // Населенные пункты Сибири: опыт исторического развития (XVIII - начало XX вв.): Сборник научных статей. Новосибирск, 1992. С. 34-38.; Она же. Ставленнические дела как источник по социальным проблемам XVIII в. (по материалам Тобольской епархии) // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 14-40.

их данные применяются лишь при отсутствии основного источника («Ведомостей по Тобольской епархии») в рассмотрении величины сибирских приходов. Не совсем, правда, понятно, что имеется в виду под «ведомостями по заказам», сами клировые ведомости или экстракты из них. Глубокому анализу данный источник не подвергался. Тем не менее, была проведена огромная работа по характеристике сибирских приходов XVIII в. на основе большого массива разнообразных источников, среди которых были клировые ведомости, хотя и составляли малую их часть.

В связи с «микрокомпьютерной революцией» и широким применением компьютерных технологий в исторических исследованиях ряд исследователей обратили свой взор на массовые источники церковного учета населения. Наиболее подробно изучены данные метрических книг и исповедальных росписей, история их появления, развитие формы и структур. Эти вопросы достаточно широко рассмотрены историками Санкт-Петербурга (Б.Н. Мироновым1, С.С. Смирновой2, Е.Д. Твердюковой3, М.А. Марковой4, Е.Е. Князевой5), Тамбова (Н.В. Кабаковой6, Е.П. Мареевой7, Э.А. Морозовой8,

Миронов Б.Н. О достоверности метрических ведомостей - важнейшего источника по исторической демографии России XVIII - начала XX вв. // Россия в XIX - XX вв. Сб. статей. СПб., 1998. С. 41-47.; Он же. Социальная история России периода империи (XVIII - и. XX в.): В 2-х т. СПб., 2000.

2 Смирнова С.С. Холера 1848 г. в Олонецком уезде: (По материалам метрических
книг) // Компьютер и историческая демография: Сб. науч. трудов. Барнаул, 2000. С. 59-68.

3 Твердюкова Е.Д. Опыт исследования истории народонаселения Карелии конца
XVIII - начала XX вв. по материалам метрических книг // Круг идей: Традиции и тенден
ции исторической информатики: Труды IV конференции Ассоциации «История и компь
ютер». М, 1997. С. 160-171.

4 Маркова М.А. Некоторые наблюдения за полнотой фиксации младенческой
смертности в метрических книгах Олонецкой губернии // Компьютер и историческая де
мография. Сб. науч. трудов. Барнаул, 2000. С. 165-172.

5 Князева Е.Е. Метрические книги Санкт-Петербургского консисториального окру
га как источник по истории лютеранского населения Российской империи XVII - начала
XX вв.: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2005.

6 Кабакова Н.В. Государственные и церковные источники о демографических про
цессах в южных уездах Тобольской губернии в конце XVIII-первой половине XX вв.: Ав
тореф. дис. ...канд. ист. наук. Омск, 2004.

7 Мареева Е.П. Церковный фактор в демографическом поведении населения Там
бовской губернии в XIX - начале XX в.: Автореф. дис....канд. ист. наук. Тамбов, 2003.

8 Морозова Э.А. Изучение истории крестьянских семей первой половины XIX в. на
основе сводной базы данных по ревизским сказкам и исповедальным ведомостям // Ин-

М.К. Акользиной1, Р.Б. Кончаковым2), Тулы (Д.Н. Антоновым и И.А. Антоновой3), Барнаула (В.Н. Владимировым и И.Г. Силиной4, Ю.М. Гончаровым5) и др.

Клировые ведомости обычно рассматриваются в основном в комплексе с другими источниками. Это вызвано более поздним их включением в научный оборот, неопределенностью термина и неоднозначным отношением к данному виду источников.

На сегодняшний день наметилось три основных направления в характере использования данных клировых ведомостей, соответственно трем частям самого источника: данные о церкви, о причте и о прихожанах.

В рамках первого направления, рассматривая в своих работах строительство и архитектуру церквей Алтая, привлекала клировые ведомости М.Р. Маняхина6.

Увеличивающийся с начала 90-х гг. XX в. интерес к истории приходского духовенства обусловил широкое применение клировых ведомостей при изучении различных аспектов этой темы. Клировые ведомости применяются как при рассмотрении генеалогии приходского духовенства, одними из пер-

формационный бюллетень АИК. №30. Мат-лы VIII конференции АИК. М, 2002. С. 189-192.

1 Акользина М.К. Изменение социальной структуры населения среднего русского уездного города в первой половине XIX века (по материалам Моршанска Тамбовской губернии): Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Тамбов, 2002.

Кончаков Р.Б. Пути создания и обработки источнико - ориентированной базы данных на материалах метрических книг (приход с. Байловка Тамбовской губернии, 1810-1918 гг.) // Круг идей: историческая информатика на пороге XXI века. М. - Чебоксары,

1999. С. 184-197.

3Антонов Д.Н. Антонова И.А. Источники генеалогических реконструкций крестьянских семей (на примере Ясной Поляны) // Источники по истории русской усадебной культуры. М., 1997. С. 46-57.

4 Владимиров В.Н. Силина И.Г. Метрические книги как историко-демографический
источник // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях
и образовании: Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. М.,

2000. С. 149-151.

5 Гончаров Ю.М. Исповедные росписи как массовый источник по истории купече
ской семьи на Алтае в конце XIX - начале XX вв. // Палеодемография и миграционные
процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. Барнаул, 1994. С. 185-187.

Маняхина М.Р. История культовой архитектуры Алтая XVIII — начала XX вв. Барнаул, 1999.

вых опыт в этой области представлен в работах А.С. Грамматина и А.В. Ма-тисона1, так и духовенства отдельных регионов, выделенных с точки зрения географических характеристик или церковного деления территории Российской империи, например, О.Ю. Бабушкина применяла данные клировых ве-домостей при изучении клириков Южного Зауралья . Е.Б. Макарчева иссле-довала проблемы духовенства Тобольской епархии . Достаточно подробно рассмотрела клировые ведомости как источник по истории духовенства второй половины XIX в. Л.К. Дрибас. Отметив, что клировые ведомости являются незаменимым и наиболее полным источником сведений о церквях и духовенстве, на их основе она подвергнула анализу образовательный уровень и состав семей священнослужителей Красноярска и Иркутска второй половины XIX в., обобщив данные за 1885 г.4

Третье направление использования клировых ведомостей как исторического источника лежит в области исторической демографии и заключается в рассмотрении качественных и количественных характеристик населения. Оно получило наиболее широкое развитие. Среди данного вида исследований можно выделить работы преимущественно источниковедческого характера, рассматривающие клировые ведомости как часть церковного учета населения наряду с документами государственного учета отдельных территорий, например, работы М.А. Марковой5 и Н.В. Кабаковой \ Также выделя-

Грамматин А.В. Грамматины. История рода священнослужителей Владимирской епархии. Санкт Петербург, 1999; Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII-начала XX вв. История рода Мощанских. М, 2000.

2 Бабушкина О.Ю. Приходское духовенство южного Зауралья в 60-е годы XIX -
начале XX вв.: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Курган, 2002.

3 Макарчева Е.Б. Сословные проблемы духовенства Сибири и церковное образова
ние в конце XVIII - первой половине XIX вв.: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Новоси
бирск, 2001.

4 Дрибас Л.К. Клировые ведомости церквей как источник по истории сибирского
духовенства второй половины XIX в. // Исторический опыт хозяйственного и культурного
освоения Западной Сибири. Четвертые научные чтения памяти профессора А.П. Бородав-
кина: Сборник научных трудов. Барнаул, 2003. С. 19-21.

5 Маркова М.А. Первичные документы по учету населения Санкт-Петербургской
губернии XVIII-первой половине XIX вв. как исторический источник: Автореф. дис.
...канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2005.

ются работы, в которых данные клировых ведомостей используются исключительно в рамках исторической демографии. А.Р. Ивонин широко применял данный источник при изучении населения городов юга Западной Сибири2. Д.Е. Сарафанов, привлекая различного рода источники, в том числе и клиро-вые ведомости, рассматривает население Барнаула3. Применение клировых ведомостей возможно и при изучении населения более мелкого населенного пункта, что продемонстрировала Э.А. Морозова, рассмотрев демографический облик села Рассказово Тамбовской губернии4.

Единственным исследователем, который полностью проанализировал данные клировых ведомостей и реконструировал систему приходов в рамках одной административно-территориальной единицы Русской православной церкви - епархии, был до последнего времени A.M. Адаменко5. Однако, в виду широких хронологических (XVII - начало XX вв.) и территориальных (Западная Сибирь) границ, данное исследование носит весьма обзорный характер, выделяя только основные особенности и тенденции развития приходов Тобольской (с 1834 г. Томской) епархии. Помимо этого практически за рамками исследования осталась первая половина XIX в. - переломный период в развитии системы церковных приходов Западной Сибири. Тем не менее, эта работа вносит значительный вклад в изучение клировых ведомостей и административно-территориальных единиц церковного характера (приходы, благочиния, правления и епархии), открывая перспективу для более детального их рассмотрения.

1 Кабакова Н.В. Государственные и церковные источники о демографических про
цессах в южных уездах Тобольской губернии в конце XVIII-первой половине XX вв.: Ав-
тореф. дис. ...канд. ист. наук. Омск, 2004.

2 Ивонин А.Р. Население городов юга западной Сибири в дореформенную эпоху по
данным церковного учета православного населения // Историко-демографические про
блемы Сибири. Барнаул, 1995, С. 3-27.

3 Сарафанов Д.Е. К изучению населения Барнаула в первой половине XIX в. // Бар
наул на рубеже веков: итоги проблемы перспективы. Барнаул, 2005, С. 82-86.

Морозова Э.А. Особенности социально демографического облика населения торгово-промышленного села в первой половине XIX в. (На примере села Рассказово Тамбовской губернии).: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Тамбов, 2003.

Адаменко A.M. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII-начале XX века. Кемерово, 2004.

Отдельно посвященного клировым ведомостям источниковедческого исследования до сих пор нет, они рассматриваются в общем комплексе массовых источников церковного учета населения, львиную долю которых составляет анализ метрических книг и исповедальных росписей, а клировым ведомостям отводится достаточно скромное место1.

Несмотря на указанное ещё в 1977 г. Н.А. Миненко различие между исповедальными росписями и клировыми ведомостями, в литературе до сих пор встречаются случаи их отождествления2.

Тем не менее, клировые ведомости все шире вводятся в научный оборот, уступая, однако, по темпам обработки их исследователями исповедальным росписям и метрическим книгам, отчасти из-за более позднего включения их в данный процесс.

Целью исследования является источниковедческий анализ клировых ведомостей, реконструкция системы церковных приходов Барнаульского духовного правления, используя методы создания геоинформационных систем и баз данных, рассмотрение пространственных характеристик и демографических особенностей их населения приходов в 1804-1864 гг. на основе данных клировых ведомостей.

Для реализации этой цели решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть клировые ведомости как исторический источник, изучить динамику изменения их формы и структуры, определить их информационный потенциал, репрезентативность и достоверность.

  2. Выработать методику реконструкции территории церковных приходов, учитывая ее изменения во времени, и изучения особенностей размещения их населения на основе создания геоинформационной системы, используя данные клировых ведомостей Барнаульского духовного правления.

См., например: Твердюкова Е.Д. Источники по учету населения Новгородской губернии XIX - начала XX вв. // Историография и источниковедение отечественной истории: Сб. науч. статей и сообщений. СПб., 2001. С. 221-231.

2 См., например: Пинаевский Д.И. Народонаселение дореволюционной России: источники и методы работы с ними. Учебное пособие по спецкурсу. Сыктывкар, 2003. С. 9.

  1. Проанализировать состояние и динамику численности, состава и размещения населения приходов Барнаульского духовного правления в 1804-1864 гг. с выявлением причин этих изменений.

  2. Рассмотреть состав и основные характеристики священнослужителей церквей Барнаульского духовного правления, используя данные клировых ведомостей.

Объектом исследования являются клировые ведомости церквей, входивших в Барнаульское духовное правление в период с 1804 по 1864 гг.

Предметом исследования являются территория и население приходов Барнаульского духовного правления, состав их священнослужителей и динамика изменения этих характеристик на протяжении 1804-1864 гг.

Хронологические рамки работы охватывают 1804-1864 гг. Выбор нижней границы исследования обусловлен рядом обстоятельств. Прежде всего, здесь мы идем за источником - до 1804 г. в архиве имеются лишь отдельные экземпляры клировых ведомостей, и только с этого времени их наличие позволяет проводить полноценное изучение. Во-вторых, начиная именно с этого времени и вплоть до 1828 г. форма и содержание клировых ведомостей являются стабильными. Наконец, к началу XIX в., после строительства ряда церквей во второй половине XVIII в., система православных приходов была достаточно устоявшейся.

Верхняя граница периода связана с завершением резкого всплеска строительства храмов, произошедшего в середине XIX в. Именно рассматриваемый период (1804-1864 гг.) позволяет проследить эволюцию, клировых ведомостей как исторического источника, и динамику изменения территориальной системы православных приходов Барнаульского духовного правления.

Территориальные рамки работы включают церковные приходы Барнаульского духовного правления, составлявшие большую часть Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа. Административно-территориальное деление на приходы, духовные правления и епархии не соответствовало светскому административно-территориальному делению, не-

смотря на все попытки государства совместить их. В современном представлении рассматриваемая территория практически полностью охватывает Алтайский край, а также части республики Алтай, Новосибирской, Кемеровской областей и Казахстана.

Методологической основой исследования являются современные подходы к обработке массовых исторических источников. Прежде всего, в своем исследовании мы исходим из системного подхода, который проявляется в изучении церковных приходов Барнаульского Духовного правления как целостной системы, структура которой связана с особенностями подсистем расселения (населенные пункты) и церквей. В ходе исторического развития система приходов видоизменялась за счет дробления и перегруппировки отдельных элементов (приходов).

В своем исследовании мы опирались также на междисциплинарный подход, предполагающий, в частности, широкое применение методик и техник, заимствованных из других наук. В нашем случае мы широко обращаемся к компьютерным методам и технологиям (технология баз данных, использование геоинформационных систем), которые не только расширяют спектр традиционного исторического знания, но и позволяют извлечь скрытую информацию, доступ к которой невозможен без применения новых информационных технологий. Основным методологическим инструментом здесь стала для нас историческая информатика, достижения которой в последние годы неоспоримы. Нами широко использовался также картографический метод исследования, который относится к общенаучным методам.

Наконец, любое историческое исследование немыслимо без опоры на применение традиционных исторических методов. Так, историко-сравнительный метод применялся нами для характеристики различных церковных приходов, на историко-генетический мы опирались при изучении динамики изменения территории приходов, численности и состава населения, историко-типологический метод использовался для выявления общего и особенного в изучении различных приходов в различные промежутки времени.

Научная новизна исследования определяется следующим:

  1. Исследован и введен в научный оборот большой массив ранее почти не использовавшихся исторических источников - клировых ведомостей.

  2. Впервые реконструирована территория и получены основные характеристики населения церковных приходов Барнаульского Духовного правления первой половины и середины XIX в.

  3. Для реконструкции территории приходов впервые в отечественной историографии использованы возможности геоинформационных систем -особого вида программного обеспечения, связанного с изучением пространственных характеристик явлений и процессов действительности, в нашем случае, исторической.

Практическая значимость работы. Выработанная автором методика может использоваться при проведении аналогичных исследований на других территориях, при изучении различных вопросов истории населения и церкви. Материалы диссертации могут быть использованы в обобщающих работах по истории Сибири и Алтая, в учебных пособиях, при чтении общих и специальных курсов в высших учебных заведениях.

Основой источниковой базы является массив клировых ведомостей, хранящихся в Центре хранения архивного фонда Алтайского края, а также ряд других опубликованных и неопубликованных источников, связанных с развитием церковного учета населения, системы православных храмов, взаимоотношением духовенства и прихожан.

Среди опубликованных источников особо стоит отметить сборник «Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII -начало XX вв.)»1, в который входит множество различных документов, так или иначе связанных с церковью, что позволяет оценить комплекс массовых исторических источников церковного характера, его обширность и многоплановость.

Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII — начало XX вв.). Барнаул, 1997.

Основным архивным источником являлся массив клировых ведомостей Барнаульского духовного правления, хронологически охватывающий 1804-1864 гг. Данные источники хранятся в Центре хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК), Фонд 26 «Барнаульское духовное правление Томской духовной консистории (1750-1915 гг.)» Опись 1 и составляют 58 дел (Д. 290-348). В этих делах наряду с клировыми ведомостями встречается масса других документов церковного происхождения: расписки священнослужителей, экстракты из метрических книг, указы императора, Синода, консистории, духовного правления и другие. Объем дел различный, от ста до двухсот листов, в зависимости от количества в них клировых ведомостей. Это напрямую связано с формой и структурой источника. Ведомости до 1829 г., поскольку они достаточно небольшие, за два-три года входят в одно дело, с введением расширенной формы клировых ведомостей в 1829 г. источники за один год составляют одно дело. С увеличением количества церквей, входивших в Барнаульское духовное правление, растет число клировых ведомостей, с начала 50-х гг. XIX в. клировые ведомости за один год составляют уже несколько дел по 100-150 листов каждое. Ведомости за последний (1864) год рассматриваемого периода располагаются в семи делах по 100-120 листов каждое.

Из других неопубликованных документов наиболее активно использовались «Ведомости священников о полученных им указах Барнаульского духовного правления» и «Докладные реестры полученным указам из Барнаульского духовного правления»1, составлявшиеся в каждой церкви ежемесячно и содержащие указы, изданные Барнаульским духовным правлением, Тобольской (с 1834 г. Томской) духовной консисторией, Святейшим Синодом, а также «Ведомости, сочиненные земским избам сколько имеется в селах и деревнях дворов а также мужского и женского пола душ»2, данные документы были составлены церквями в 1785 г. по запросу светских властей. На основе

1 ЦХАФ АК Ф. 26. Оп.1. Д.1528. Л. 48-102.

2 ЦХАФ АК Ф. 26. Оп.1. Д.1198. Л. 16-27.

вышеописанных источников было рассмотрено изменение структуры и формы клировых ведомостей, а также территории Барнаульского духовного правления в первой половине XIX в.

Для определения некоторых церковных терминов использовался толковый словарь Владимира Даля1 и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона2.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Во введении рассмотрен процесс обращения к массовым источникам в отечественной исторической науке, введение информационных технологий для обработки данного вида источников, применение геоинформационных систем в отечественной и зарубежной исторической науке. Отдельно рассмотрено введение и использование клировых ведомостей как исторического источника, современное положение в отечественной историографии в этом вопросе. Определены цели, задачи, объект, предмет, хронологические и территориальные рамки, методологическая основа, научная новизна и практическая значимость исследования, охарактеризована его источниковая база.

Первая глава посвящена рассмотрению введения церковного учета населения. Подробно изучены форма и структура клировых ведомостей и их изменение в первой половине XIX в., оценивается информационный потенциал и степень достоверности данного вида источников.

Вторая глава содержит описание методики обработки клировых ведомостей с использованием информационных технологий, а именно создание баз данных и географической информационной системы, их специфика. Помимо этого в ней приводятся результаты исследования системы приходов и количества прихожан Барнаульского духовного правления в 1804-1864 гг. на основе использования ГИС.

Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М, 1994 2 . Брокгауз Ф.А.,. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. М., 1996.

Третья глава посвящена рассмотрению священнослужителей церквей Барнаульского духовного правления по данным клировых ведомостей. На основе сравнительного анализа принтов Павловской Введенской и Тальмен-ской Михайло-Архангельской церквей, как наиболее типичных, выявляются различия между положением духовенства сельских и заводских приходов.

В заключении подводятся итоги работы и намечаются дальнейшие задачи исследования.

Клировые ведомости в системе массового церковного учета населения

Введение церковного учета населения достаточно подробно рассмотрела Н.А. Миненко1, поэтому мы не обращались к архивным материалам и использовали результаты ее исследований.

Церковный учет населения берет свое начало в указах Петра I и Священного Синода первой четверти XVIII в. Указ 17 февраля 1718 г. обязывал приходских священников записывать бывших и не бывших на исповеди и отсылать данные в духовные приказы по епархиям. Дополнение к Духовному регламенту, изданному в 1822 г., обязало каждого священника иметь метрические книги, в которых они должны были регистрировать родившихся, бракосочетавшихся и умерших на территории своего прихода. Данные книги ежегодно нужно было отсылать архиереям, а каждые четыре месяца предоставлять данные о числе родившихся и умерших.

Не дождавшись сведений из епархий, в 1723 г. Синод рассылает новый указ по тому же предмету, наряду с указом в епархии рассылались формы, по которым нужно было вести метрические книги, экстракты из них о числе родившихся и умерших и епархиальные табели о естественном движении населения.

В 1738 г. Синод вновь издает указ о налаживании учета населения по приходам. Однако церковный учет населения внедрялся с большим трудом. Наибольшие проблемы возникали в Сибири, причиной этого была огромная малоосвоенная территория, малое количество церквей и острая нехватка священнослужителей.

Система церковного учета населения на территории Сибири продолжала формироваться вплоть до начала XIX в., на протяжении этого времени она включала в себя огромное количество различных документов. Помимо этого светские власти делали единовременные запросы о количестве населения на территории духовного правления. Например, в 1785 г. Барнаульское духовное правление передало земским избам «Ведомость... сколько имеется... в селах и деревнях дворов, также мужского и женского пола душ...» .

Основными документами церковной статистики являются метрические книги, исповедальные росписи и клировые ведомости.

Метрические книги содержат информацию о родившихся, бракосочетавшихся и умерших на территории прихода. Исповедальные росписи фиксировали исповедавшихся и причастившихся, не исповедовавшихся и раскольников. Это имело большое значение, поскольку исповедь была обязательным обрядом, не бывшие на исповеди наказывались штрафом, раскольники же платили двойной подушный оклад взамен того, что не выделяли средства на содержание церкви и её клира.

Клировые ведомости содержали обобщающую информацию о церкви, её клире и прихожанах, отсылались в духовное правление и далее в консисторию.

На основе данных, исповедальных росписей и метрических книг составлялись экстракты, содержавшие итоговые показатели по рассматриваемым в них характеристикам населения. Информация клировых ведомостей также обобщалась, на их основе создавалась «Ведомость о церквах и священнослужителях...» по всем приходам духовного правления, где указывалось название церкви, количество священников, диаконов и причетников, служащих при этой церкви и положенных по штату, количество детей у них. В конце приводились итоги по всем храмам духовного правления.

Помимо трех основных документов церковного учета населения и экстрактов из них, священнослужители вели и ряд других. Например, «обыскная книга», в неё записывались сведения о брачующихся (фамилия, имя, отчество, принадлежность к сословию, возраст жениха и невесты, указываются отсутствие каких-либо препятствий для совершения данного брака, и наличие документов это подтверждающих), «ведомость о детях священнослужителей», где указывались их возраст, обучаются ли они, и если да, то где, если же нет, то по какой причине.

Массовые источники церковного учета населения можно классифицировать по различным признакам.

Они различались в функциональном плане: метрические книги должны были вести регистрацию актов гражданского состояния, исповедальные росписи фиксировать исполнение прихожанами основных христианских обрядов, клировые ведомости, обобщая данные этих двух источников и ряда других документов, представляли собой отчет о состоянии на конец года прихода в целом. Экстракты из них являлись обобщающим документом, отражающими основные числовые данные.

Форма и структура клировых ведомостей

Клировые ведомости, как уже было отмечено выше, являлись ежегодно составлявшимся отчетным документом, регистрировавшим состояние прихода в целом за истекший год.

При рассмотрении клировых ведомостей Барнаульского духовного правления первой половины XIX в. выявились существенные различия между ними, характерные для определенных периодов. По форме, структуре и характеру заполнения их можно разделить на три группы: 1)До 1803 г. 2)С 1803 до 1829 г. 3)С 1829 г. до конца существования данного вида источников. До начала XIX в. клировые ведомости заполнялись иереем по всем приходам духовного правления, и представляли собой таблицу из девяти столбцов: 1)Порядковый номер церкви в ведомости. 2)Название и месторасположение церкви. Здесь же в небольшой таблице указано количество дворов в приходе и число прихожан с разделением по половому признаку. 3)Порядковый номер священнослужителя в ведомости. 4)Имя и фамилия священнослужителя. 5)Его возраст. 6)«Когда в сей чин произведен и каким преосвященным архиереем и по каким именно выборам или прозьбам и откуда был переведен или когда от служения удержан и почему.» 7)Имена детей священнослужителя. 8)Их возраст. 9)Чему они обучаются или обучены, а если не обучаются то почему. Таким образом, клировые ведомости XVIII в. представляли собой в основном сведения о священнослужителях церкви, сводя данные о самой церкви и прихожанах к минимуму.

По указу из Тобольской духовной консистории от 15 апреля 1803 г., что отмечено в тексте клировых ведомостей2, изменилась структура ведомостей, заметно увеличилась их информативность. С этого времени клировые ведомости заполняют благочинные священники по всем подотчетным им церквям. До 1816 г. на территории Барнаульского духовного правления благочинных священников было три, с 1816 г.- четыре. Клировые ведомости также как и ранее представляют собой таблицу, но уже не из девяти, а из одиннадцати столбцов (далее по тексту источника): 1)Имя церкви, каменная или деревянная, однокомплектная или более, довольно ли снабжена церковной утварью. Священнослужители мужского пола. 2)Каких лет. Женат, вдов, холост или двуженец (то есть второй раз женат - М.Ч.). 3)Умеют ли священнослужители читать и петь, понотно и наслышкой, знают ли катехизис, сами и дети их учились ли в семинарии и до какого класса. 4)Когда определен к церкви, и какие прежде проходил должности. 5)Какого состояния (то есть оценка его поведения - М.Ч.): похвального, хорошего, средственного, худого. 6)Есть ли опись всему имуществу, приходнорасходные книги за печатями и законную скрепою, метрические книги с какого года хранятся. 7)Сколько земли пахотной и сенокосной и других каких угодий и есть ли на землю план и межная книга. 8)Есть ли при церкви воскресные и праздничные краткие поучения и читаются ли всегда. 9)Сколько дворов и душ мужского и женского пола. 10)Есть ли раскольники, и какого числа. 11)Сколько верст до духовного правления и консистории.1

До кардинального изменения структуры клировых ведомостей в 1829 г., информация в них несколько дополняется. С 1823 г. после данных о клириках записываются заштатные и сиротствующие состоящие на попечении церкви. С 1824 г. начинают указываться дети священнослужителей женского пола находящиеся при отце. В 1825 г. появляется новый столбец «С кем в родстве», характеризующий родственные отношения внутри причта одной церкви, также впервые указываются даты закладки и освящения данного здания церкви. С 1826 г. вводится информация о женах священнослужи-телей (имя, отчество, возраст) и о просвирне - её имя, отчество, фамилия, возраст, где проживает (в собственном доме, церковном или у кого-то).

В 1829 г. форма и структура клировых ведомостей качественно изменилась. С этого времени они заполнялись в каждой церкви самостоятельно (обычно священником) и должны были быть отосланы благочинному священнику не позднее 15 января следующего за отчетным года. Ведомости теперь состояли из трех отдельных частей: ведомость о церкви (записывалась в последовательно пронумерованных строках), о причте и о прихожанах (сводились в две отдельные таблицы по 6 и 5 столбцов соответственно). В Центре хранения архивного фонда Алтайского края сохранился бланк данного вида клировых ведомостей, отпечатанный в типографии, и являвшийся единым для всей территории Российской империи. Далее приводится текст этого источника:3 Ведомость о церкви такой-то, такого-то города (или такого-то уезда, такого-то села) за 1829 г. 1)Построена такого-то года, тщанием такого-то (или прихожан, или неизвестно когда и кем). 2)3данием каменная (или деревянная), с таковою же колокольнею, крепка (или ветха), (здесь описывать, чем именно ветха или что не достроено и прочее). 3)Престолов в ней два (или один). В настоящей холодной (или теплой) во имя такое-то, в пределе (теплом или холодном) во имя такое-то. 4)Утварью достаточна (или скудна), (здесь показать именно ежли в чем есть важный недостаток). 5)Причта положено по штату с такого-то года (или издавна) священников столько-то и прочих. (Ежли где причт или диакон прибавлен, или убавлен, то показывать в котором году.) 6)3емли при сей церкви усадебной столько-то десятин (или квадратных сажен), пашенной и сенокосной столько-то. (Здесь показывать есть ли на сию землю план и межевая книга, и где они хранятся, не производится ли о сей земле дела, когда оно начато и в каком состоянии, сами ли священно-и-церковно-служители сею землею владеют, или кто другой, и что за то получают, и есть ли на то законный акт.) 7)Домы у священно-и-церковно-служителей собственные (или церковные или от помещика), деревянные (или каменные), на церковной земле (или на чьей другой). (Здесь показывать и то у кого дома нет, и почему и есть ли для такового земля.).

Создание базы данных по материалам клировых ведомостей

Основываясь на материалах клировых ведомостей, сохранившихся в Центре хранения архивных фондов Алтайского края (ЦХАФ АК Ф. 26. Оп. 1. Д. 290-348), используя программу Microsoft Excel, была создана база данных.

За основу была взята реляционная модель создания базы данных. Все данные в этой модели представляются в виде таблиц и только таблиц, в связи с чем, это единственная модель, обеспечивающая единообразие представления данных. Избыточность информации за счет многократного повторения некоторых данных компенсируется более простой структурой представления данных1.

База данных состоит из 94 таблиц, соответственно количеству церквей, подчинявшихся Барнаульскому духовному правлению в 1804-1864 гг. Количество столбцов в каждой таблице от 9 до 50, в зависимости от числа указанных в клировых ведомостях церкви категорий населения. Минимальное количество столбцов присутствует в таблицах церквей вышедших к 1829 г. из Барнаульского духовного правления, поскольку только с 1829 г. в источнике начинают указываться населенные пункты, входившие в приход, с разделением их населения на различные категории. Максимальное количество столбцов в таблице Бийской Успенской церкви, население территории которой было наиболее пестрым. В целом в базе данных присутствует 80 различных столбцов: код (порядковый номер соответствующий всем записям за один год); населенный пункт; название прихода (полное название прихода, откуда следует месторасположение церкви и во имя чего или кого она названа); год; часть прихода (т.е. к какой части прихода относился населенный пункт). Далее указывается количество прихожан той или иной категории населения, с разделением по половому признаку и общее их число: раскольников толка поповщины; раскольников толка безпоповщины; раскольников поморского толка; раскольников польской секты; раскольников толка неизвестного; дворян; приказных; мещан и купцов; военных (служащих и отставных); казаков; мастеровых (служащих и отставных); заводских крестьян; государственных крестьян; казенных крестьян; экономических крестьян; господских крестьян; ссыльных; кочевых инородцев; оседлых инородцев; дворовых; католиков; лютеран; магометан; евреев; всего мужчин; всего женщин; всего человек.

Поскольку клировые ведомости до 1829 г. носили краткий характер, то в таблицах составленных по их данным заполнялись лишь столбцы: код, название прихода, год, количество мужчин и женщин в приходе, общее количество прихожан. Из категорий населения выделялись только раскольники, без указания принадлежности к тому или иному течению раскольничества, а до 1813 г. без разделения по половому признаку.

Начиная с 1862 г. в клировых ведомостях, в связи с освобождением крестьян, исчезает категория дворовых, в большинстве приходов нет разделения крестьян на заводских и государственных, данное разделение осталось лишь в некоторых ведомостях старых приходов, где, видимо, разделение шло по инерции, но и в них к середине 60-х данная практика прекращается. Дабы не перегружать базу данных, крестьяне записаны в столбец «заводские крестьяне».

На основе этой базы данных создано ряд более мелких, затрагивающих более узкие проблемы и позволяющие подробнее их рассмотреть, например база данных, включающая лишь названия населенных пунктов прихода отдельно по каждому году, демонстрирующая динамику изменения его территории. Или база данных, состоящая только из названий церквей и дат основания приходов, которая позволяет рассмотреть темпы церковного строительства на Алтае, начиная от образования самого первого прихода до 1864 г. Данная база данных позволяет проводить подробный анализ приходов Барнаульского Духовного правления, изменение их территории, количества прихожан, их размещение в целом и отдельных его категорий в 1804-1864 гг.

Характеристика причта церквей Барнаульского духовного правления

Анализ состава священнослужителей той или иной церкви имеет первостепенное значение, как при рассмотрении духовенства и церковноприходской общины, так и при анализе клировых ведомостей как исторического источника. Поскольку именно клирики являлись составителями данного вида документов, и их профессиональные качества и моральный облик играет не последнюю роль в достоверности сведений представленных в клировых ведомостях.

В начале XIX в. на территории Барнаульского духовного правления ощущалась острая нехватка церквей и священнослужителей. По «Определению о штатах» 1778 г. на 150-200 дворов полагался один священник, один диакон и два причетника (то есть церковь считалась однокомплектной), на 200-300 - два священника, один диакон и четыре причетника, при числе дворов более 300 — три священника, два диакона и шесть причетников. В 1804 г. из 24 церквей полный штат был только в однокомплектной Крохалевского села Введенской, но диакону Петру Кондратьеву Ярцеву на тот момент было уже 62 года и он «должность по старости исправлять уже не может»1. В считавшихся однокомплектними Бийской Успенской и Смоленской Одигитри-евской церквях, было сверх положенных по штату по одному священнику и одному причетнику. Однако, при норме в 150-200 дворов в приходе, к данным церквям в 1804 г. относилось 487 и 784 дворов соответственно, что являлось выше нормы даже для трехкомлектной церкви.

В 1804 г. в приходах Барнаульского духовного правления служило 122 клирика, хотя по штату их должно было служить 183. Нехватка клириков, приводила к тому, что при церкви зачастую служили престарелые и малолетние представители духовенства. Средний возраст клириков составлял 33,2 года. Их образовательный уровень оставлял желать лучшего, только 20 священнослужителей когда-либо учились в семинарии, причем полностью закончил её лишь протоиерей Иоанн Пеунов2.

Со временем положение с укомплектованием штата церквей еще более ухудшается. К 1815 г. количество священнослужителей в приходах Барнаульского духовного правления сокращается со 122 до 104 человек, при этом в 1809 г. была открыта новая церковь (Тогульская Михайло-Архангельская), образован новый приход, это увеличило число положенных по штату клириков до 187 человек. Данный спад численности приходского духовенства объясняется тем, что консистория обязала священнослужителей направлять своих детей в семинарию, а не определять на службу причетниками при церкви. Как свидетельствуют клировые ведомости, все дети священнослужителей мужского пола обучались в Тобольской семинарии. Следствием этого было повышение среднего возраста священнослужителей к 1815 г. с 33,2 до 35 лет, а также повышение их образовательного уровня: число клириков, учившихся в семинарии, за период, 1804-1815 гг. увеличилось с 10,9% до 29,8%3.

В последующие годы, данные тенденции усилились. К 1828 г., перед сокращением территории Барнаульского духовного правления, средний возраст священнослужителей увеличился до 39,4 лет, а количество учившихся в семинарии до 47,4%. Количество клириков в приходах Барнаульского духовного правления возросло до 121 человека1.

К этому году было уже четыре церкви с полным штатом клириков: Чингинской слободы Петропавловская, Железнотомского завода Духосоше-ствиевская, села Крохалевского Введенская и Легостаевского села Архангельская (однако, все эти церкви выйдут из состава Барнаульского духовного правления), увеличилось их число и в остальных церквях. Это произошло исключительно из-за естественного прироста местного сибирского духовенства, а также за счет практики закрепления вакантных мест за учениками Тобольской семинарии и духовных училищ в Томске и Тобольске, по окончании которых они занимали приготовленные для них должности.

Строительство новых церквей и образование новых приходов требовали все большего числа священнослужителей, естественный прирост сибирских клириков не мог решить эту проблему. С середины 30-х гг. из епархий находившихся западнее в Сибирь начинают переводить священнослужителей, выпускников семинарий и духовных училищ, послушников монастырей. В итоге, к 1846 г. в церквях Барнаульского духовного правления таковых насчитывалось двадцать шесть человек: девять из Рязанской епархии, шесть из Калужской, по два из Воронежской и Тамбовской, по одному из Пензенской, Таврической, Тверской, Казанской, Тульской, Нижегородской, Владимирской и Московской. В дальнейшем данный процесс, в виду всплеска строительства церквей, еще более усилился, и количество переселившихся с запада представителей духовенства увеличилось, к 1864 г. они встречались в большинстве причтов Барнаульского духовного правления. Помимо этого утвердилась практика направлять выпускников духовных училищ в церкви, как «исправляющих должности» дьячков и пономарей, «для изучения причетнических предметов» на один год с получением половины доходов от должности. При слабой подготовке стажера срок мог быть увеличен до двух лет, если же он являлся сиротой, то он получал доход причетника полностью. По истечении срока стажировки надлежало прибыть в Барнаульское духовное правление для «испытания», после успешного его прохождения он возвращался в церковь, в качестве полноправного причетника. Если кандидат не являлся на «испытание» то он лишался всяческих доходов. Если же он не проходил испытание, то либо назначался новый срок, либо его определяли на должность не связанную со священнослужением, например сторожем. При отличных знаниях и выполнении своей должности, стажера могли досрочно без всякого испытания оставить при церкви причетником с получением полных доходов. В качестве «исполняющих обязанности» могли состоять и уже опытные священнослужители, это были клирики переведенные из других епархий в способностях которых Барнаульское духовное правление по каким-либо причинам сомневалось (преклонный возраст, большое количество нарушений, отсутствие образования). Они находились под надзором благочинного священника, и именно он выносил решение об уровне их профессиональной подготовки и рекомендовал на какую-либо должность.

Материальное обеспечение клириков на протяжении 1804-1864 гг. неуклонно возрастает. В начале периода все церкви Барнаульского духовного правления являлись ружными, то есть получали от прихожан ругу - своеобразное жалование хлебом: священнику пуд, диакону 30 фунтов, причетникам по 20 фунтов с одного двора в год. Помимо этого некоторые церкви сдавали в аренду свои пашенные владения на условиях передачи им части урожая с этих земель. В доход причта и церкви постоянно поступали платы за исполнение различных обрядов, покупку предметов культа прихожанами и добровольные пожертвования, служители Преображенской церкви при Змеиногор-ском руднике также сдавали в наем две торговые лавки, принадлежавшие церкви.

Похожие диссертации на Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа