Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Соловьёва Галина Фёдоровна

Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник
<
Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьёва Галина Фёдоровна. Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Соловьёва Галина Фёдоровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 295 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/331

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История лютеранской церкви в России в отечественной и зарубежной историографии XVIII - нач. XXI вв.

1.1 Отечественная историография XVIII - нач. XX вв 12

1.2 Зарубежная и отечественная историография XX - нач.XXI в 28

Глава II. Лютеранские приходы на Северо-Западе России: этапы формирования

2.1 Образование лютеранских приходов на территории Северо-Западных русских земель, находившихся под властью Швеции 38

2.2 Лютеранские приходы на территории Северо-Западных губерний России в XVIII - нач. XX вв 47

Глава III. Источники по истории лютеранской церкви XVIII - начала XIX вв. в фондах РГИА

3.1 Законодательные и нормативные акты 61

3.2 Материалы фонда Канцелярии Синода по истории лютеранской церкви в России первой трети XVIII в. как исторический источник 88

3.3 Материалы о лютеранских приходах Выборгской губ. ЗО-х-40-х гг. XVIII века в архиве Александро-Невской лавры 108

3.4 Материалы фонда Межевого департамента Сената о лютеранских приходах С.-Петербургской и Выборгской губ. кон. XVIII в 120

Глава IV. Материалы фондов государственных учреждений как источник по истории лютеранской церкви в России XIX — нач. XX вв .

4.1 Формирование системы управления евангелическо-лютеранской церковью в России в XIX веке 128

4.2 Обзор фондов учреждений, осуществлявших управление делами лютеранской церкви в России в XIX — нач. XX вв 139

4.3 Законопроект об изменении формы материального обеспечения духовенства лютеранских приходов С.- Петербургской губернии и связанные с ним документальные материалы 143

4.4 Отчеты С.-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории о состоянии церковных дел 167

4.5 Ведомости о состоянии имущества евангелическо-лютеранских приходов 177

4.6 Материалы о строительстве лютеранских церквей в делопроизводстве государственных учреждений 188

Заключение 230

Список источников и литературы 239

Приложения 263

Введение к работе

При обращении к религиозной тематике не раз отмечалось, что одной из особенностей исторического развития Российского государства на протяжении последних трех столетий является его многонациональность и, как следствие, многоконфессиональность. Возникшая со временем потребность теоретического осмысления названного феномена не потеряла своей актуальности. В связи с этим перед исследователями встают такие задачи, как выяснение исторической роли и значения религиозных конфессии, определение положения, занимаемого ими в правовом, социальном и культурном пространстве, степени влияния на религиозное и нравственное сознание общества в тот или иной исторический период. В свою очередь решение этих задач существенно затрудняется без знания организационного устройства церкви и понимания проблем внутренней жизни религиозных 1 общин.

Учитывая, что в Российской империи лютеранская церковь занимала \ видное место среди неправославных религиозных конфессий, — как по численности своих последователей, так и в связи с важной ролью, какую г. играли многие из них в различных сферах политической и общественной жизни, — изучение ее истории представляется не только оправданной, но и вполне актуальной задачей.

Актуальность изучения прошлого лютеранской церкви определяется также ее современным положением. В конце 1980-х годов, после пятидесятилетнего перерыва, лютеранская церковь в России возобновила свою деятельность как организационная структура. Продолжающееся в настоящее время восстановление лютеранских общин ставит перед ними множество проблем, от реставрации церковных зданий до возрождения религиозного самосознания и приходских традиций. Решению этих проблем в значительной степени может помочь обращение к опыту прошлого.

Между тем, как показывает знакомство с историографией проблемы, необходимым условием успешного изучения истории лютеранской церкви в России является расширение источниковой базы исследования. Оно должно происходить, в первую очередь, за счет вовлечения в научный оборот документальных материалов архивов органов государственного и церковного управления, которые до сих пор используются в очень незначительном объеме.

В связи с этим представляется вполне закономерным обращение к изучению фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), который является крупнейшим хранилищем документальных материалов, образовавшихся в процессе деятельности высших и центральных органов государственной власти и управления Российской империи XVIII - XX вв.

Выше уже отмечалось, что Российское государство исторически развивалось как многоконфессиональное. В силу этого оно уделяло самое пристальное внимание своей вероисповедной политике, которая осознавалась как важная составляющая внутренней политики государства. Для ее практического осуществления создавались специальные государственные учреждения. В XVIII в., когда таких учреждений еще не существовало, функции органа правительственной власти в отношении неправославных христианских исповеданий осуществляли сначала Синод (с 1721 г.) - высший административный и судебный орган русской православной церкви, затем, с 1734 г. — Юстиц-коллегия лифляндских и эстляндских дел.

В 1810 г. был образован специальный центральный орган - Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, после ряда административных преобразований включенный в состав Министерства внутренних дел как Департамент духовных дел иностранных исповеданий (1832 - 1917 гг.). Вместе с тем, завершился процесс формирования церковно-административного управления евангелическо-лютеранской церкви в России и включения его в общероссийскую систему государственных учреждений. Был образован центральный орган - Евангелическо-лютеранская генеральная

б консистория (1832 - 1917), подчиненная Министерству внутренних дел (делопроизводство осуществлялось через Департамент духовных дел иностранных исповеданий). Генеральной консистории подчинялись местные органы церковно-административного управления - региональные консистории. Лютеранские приходы северо-западных губерний России относились к ведению С.-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории.

В фондах названных учреждений собран огромный комплекс документальных материалов, являющихся важнейшими источниками по истории лютеранской церкви в России XVIII - нач. XX вв. В процессе подготовки и обсуждения законопроектов, для решения различных вопросов по управлению делами лютеранской церкви Министерство внутренних дел обращалось в вышестоящие органы власти (Государственный совет, Государственную думу, Комитет и Совет министров), а также другие министерства и ведомства. Без преувеличения можно сказать, что отдельные документы и группы документов, относящиеся к истории лютеранской церкви, имеются в подавляющем большинстве фондов РГИА. Однако эти документы, в основной своей массе, долгое время не были востребованы. Интерес, проявляемый к ним в последние годы, носит избирательный характер. В основном, он связан с единовременными поисками ретроспективной информации различного характера, графических материалов для реставрационно-восстановительных работ, получения данных об утраченных и существующих церковных постройках, о составе церковного имущества и т. п.

До настоящего времени из числа материалов РГИА. по истории лютеранской церкви в России объектом специального источниковедческого анализа являлись только метрические книги лютеранских приходов и отдельные разновидности документов, связанные с учетом населения1.

Все сказанное определило выбор темы. Предметом настоящего диссертационного исследования стали материалы одиннадцати фондов РГИА,

1 Князева Е.Е. Метрические книги Санкт-Петербургского консисториального округа как источник по истории лютеранского населения Российской империи XVIII - нач. XX вв. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. СПб., 2005.

7 содержащих основные источники по истории лютеранских приходов на Северо-Западе России. Ограничение числа фондов и их отбор обусловлены, прежде всего, тем, что выявление и анализ всей совокупности документальных материалов по этой теме, хранящихся в РГИА, в пределах одной диссертационной работы является практически невозможным.

По этой же причине географические рамки исследования ограничиваются территорией пяти северо-западных губерний России: Выборгской, С.-Петербургской, Новгородской, Псковской и Олонецкой. Расположенные здесь лютеранские приходы входили в состав одного С.-Петербургского консисториального округа (кроме приходов Выборгской губернии), а также имели некоторые особенности по сравнению с лютеранскими приходами в других регионах России, связанные с историческими условиями их возникновения и развития. Кроме того, Северо-Западный регион, после Прибалтики, являлся районом наибольшей/ распространения лютеранского вероисповедания в Российской империи.

Хронология исследования определена хронологией имеющихся в РГИА документальных материалов по избранной теме. Самый ранний из выявленных документов, копия указа Петра I о порядке назначения пасторов в Выборгской провинции, датирован 29 июля 1720 г. Кроме того, с XVIII в. стали происходить существенные изменения в отношении российской государственной власти к неправославным религиозным конфессиям («иностранным исповеданиям»). С изданием в 1702 г. манифеста «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания» иноверие получило правовую основу. Если раньше «допускаемое на практике и отчасти, в видах политико-экономических, покровительствуемое, иноверие в смысле государственно-юридическом было, в сущности, только дозволяемо», то «с Петра Великого свобода личного вероисповедания и общественного богослужения иноверцев, одинаково на пространстве всего государства, утверждается царским словом, произнесенным во всеуслышанье, и укрепляется

8 с течением времени гласными, основными государственными законами»2. В то же время, со стороны государства делались первые шаги по пути к организации управления делами иностранных исповеданий, приведшие впоследствии к образованию соответствующих учреждений и ведомств. Если нижняя хронологическая граница исследования связана с началом включения лютеранской церкви в систему государственного управления, то верхняя граница определяется прекращением функционирования этой системы в 1917-1918 гг. и прекращением работы или изменением статуса тех учреждений, в фондах которых сосредоточены основные источники по истории лютеранской церкви в России данного периода.

Цель настоящей работы: охарактеризовать документы РГИА как источник по истории лютеранской церкви в России, определив условия их происхождения, оценив полноту, достоверность и репрезентативность.

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

  1. определить круг фондов, содержащих документальные материалы по теме;

  2. рассмотреть состав документов фондов и выделить интересующий нас комплекс источников;

  3. провести систематизацию документальных материалов по группам и разновидностям;

4) избрать методику исследования применительно к каждой группе
документов;

  1. провести источниковедческий анализ;

  2. дать оценку информативных возможностей документов как источника по истории лютеранских приходов Северо-Запада России.

Данная работа опирается на основополагающие принципы научной объективности, системности и историзма. Последний выражается в конкретно-историческом подходе к источнику и последовательному анализу стадий формирования документов, отражающих историю лютеранской церкви в

2 Цветаев Д.В. Положение иноверия в России. Варшава, 1904. С. 27-28.

9 России. Поставленные задачи решались с использованием методов комплексного источниковедения, сравнительного и генетического анализа источников.

Источниковой базой исследования являются документальные материалы РГИА и законодательные акты, включенные в Полное собрание законов (ПСЗ) и Свод законов Российской империи (СЗ). Из числа последних особо выделим Уставы духовных дел иностранных исповеданий (СЗ. Т. XI), одна из глав которого объединила всё действовавшее российское законодательство относительно лютеранской церкви, и Устав строительный (СЗ. Т. XII), содержащий целый ряд нормативных постановлений о строительстве лютеранских церквей. Среди архивных материалов в первую очередь изучались фонды тех учреждений, которые осуществляли управление делами иностранных исповеданий в целом и управление лютеранской церковью. Это фонд Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел (Ф. 821. Оп. 5, 6, 10, 11, 133, 150), Генеральной евангелическо-лютеранской консистории (Ф. 828. Оп. 1-13), С.-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории (Ф. 1480. Оп. 1-2). Так как в течение некоторого времени дела иностранных исповеданий находились в ведении Синода, изучались материалы фонда Канцелярии Синода (Ф. 796. Оп. 1-35). Кроме законодательных актов, помещенных в ПСЗ и СЗ, были выявлены относящиеся к теме диссертации законодательные акты из Коллекции именных указов и высочайших повелений Сенату (Ф. 1329. Оп. 1-3). Для освещения вопроса о постройке лютеранских церквей изучались материалы фондов Департамента искусственных дел Главного управления путей сообщения и публичных зданий (Ф. 218), Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел (Ф. 1293), Гатчинского дворцового управления (Ф. 491), Главного управления уделов Министерства императорского двора (Ф. 515), Собственной е.и.в. канцелярии по учреждениям императрицы Марии (Ф. 759). Впервые в качестве источника по истории лютеранской церкви в России рассматривались материалы фонда Александро-Невской лавры (Ф. 815. Оп. 4-6), а также

10 Экономические примечания к атласам и описания губерний из фонда Межевого департамента Сената (Ф. 1350. Оп. 312).

В диссертации впервые охарактеризованы документальные материалы, отложившиеся в фондах РГИА, как исторический источник, содержащий многоаспектную информацию по истории лютеранской церкви в России XVIII — начала XX вв., на примере изучения материалов по истории приходов Северо-Западного региона. Впервые проведен источниковедческий анализ комплекса документальных материалов фондов государственных учреждений и органов управления лютеранской церковью, осуществлена систематизации этих материалов, выявлены их информативные возможности. Значительная часть документов впервые вводится в научный оборот, что способствует существенному расширению источниковой базы исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при дальнейших научных разработках истории лютеранской церкви в России, государственно-церковных и межконфессиональных отношений, истории Северо-Западного региона; при разработке лекционных курсов и подготовке сборников документов. Сведения о порядке строительства лютеранских церквей и характере имеющихся материалов помогут исследователям с наименьшей потерей времени овладеть необходимой информацией по этой теме.

Отдельные положения диссертации легли в основу докладов, сделанных на всероссийских и международных конференциях: «Петербургские чтения», С.-Петербург, 1998 г.; «Немцы в России в контексте отечественной истории: общие проблемы и региональные особенности», Москва, 1998 г.; «Проблемы истории государственного управления: государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской реформы управления в России)», С.Петербург, 2002 г.; «Состояние и перспективы социально-экономического развития Северо-Запада России», Выборг, 2007 г.

Работа состоит из введения, 4-х глав: «История лютеранской церкви в России в отечественной и зарубежной историографии XVIII - нач. XXI вв.»,

«Лютеранские приходы на Северо-Западе России: этапы формирования», «Источники по истории лютеранской церкви XVIII в. — нач. XIX вв. в фондах РГИА», «Материалы фондов государственных учреждений как источник по истории лютеранской церкви в России XIX - нач. XX вв.», заключения, списка источников и литературы, приложений.

Отечественная историография XVIII - нач. XX вв

Историографию этого периода трудно разделить на отечественную и зарубежную, точнее было бы определить ее как немецкоязычную, шведскоязычную и русскоязычную. Первыми историографами лютеранской церкви в России были ее пасторы. Список авторов принято начинать с имени московского пастора Б. Фагециуса в 1711 г. назначенного супер-интендентом всех лютеранских общин в России. В кратком предисловии к составленному им в 1717 г. церковному уставу Фагециус сообщил некоторые отрывочные сведения о появлении протестантов в России и первых протестантских общинах, назвал имена пасторов, перечислил существовавшие в начале XVIII в. лютеранские приходы, на которые распространялась власть суперинтендента3.

Однако основу для изучения истории лютеран в России заложили изданные в течение XVIII в. труды других немецких пасторов. В 1758 г. вышла книга Ф.-В. Богемеля о приходе церкви св. Елизаветы в Кронштадте4, где автор служил с 1747 по 1784 год. О первых годах существования общины Богемель писал на основании устных рассказов современников и нескольких имеющихся в его распоряжении писем. Более надежные и достоверные сведения сохранились начиная с 1718 г.; автор называет эти документы церковными протоколами, которые до 1733 г. велись на голландском языке. В 1791 г. историю своей общины опубликовал пастор лютеранской церкви при Первом Кадетском корпусе Х.-Х. Геннинг5, служивший в этом приходе с 1747 по 1792 год.

Значительным историческим трудом о лютеранах в России стало двухтомное сочинение известного ученого А.-Ф. Бюшинга6. Автор задался целью сообщить обстоятельные сведения о церквах и общинах. Начиная изложение истории лютеран в России с царствования Ивана IV Васильевича, он особенное внимание уделил немецким общинам, возникшим в течение XVIII в. в С.-Петербурге, Ораниенбауме, Кронштадте и некоторых других городах (Архангельске, Астрахани, Барнауле, Москве). Степень подробности, с которой автор описал историю и современное состояние той или иной общины зависела от имеющихся в его распоряжении сведений. Наибольшее место в этом труде занимает описание прихода церкви св. Петра в С.-Петербурге, где автор служил пастором с 1761 по 1765 год. В качестве источника Бюшинг пользовался документами церковного архива своего прихода, сведениями, полученными от пасторов других приходов, сочинениями иностранных авторов о России. Кроме фактов из истории отдельных общин (даты и обстоятельства постройки церквей, их описание, имена пасторов, патронов, членов церковных советов, данные метрических книг и др.) автор сообщил об известных ему законодательных и нормативных актах, касающихся иностранных исповеданий в России. Так, Бюшинг привел в своей книге заглавие первого устава лютеранской церкви в России и сделал из него некоторые извлечения. Упоминание Бюшинга, благодаря которому этот важный документ, долгое время считавшийся утраченным, не был окончательно забыт, стало отправной точкой для позднейших исследователей в его поисках7. Кроме истории немецких общин автор поместил в своей книге краткое описание шведско-финского прихода в Петербурге, но не сообщил никаких сведений о приходах в Ингерманландии и Выборгской губернии.

Заметный вклад в изучение истории лютеранского исповедания в России внес изданный через тридцать лет после выхода книг Бюшинга трехтомный труд пастора петербургской немецкой церкви св. Екатерины И.-Х. Грота «Заметки о религиозной свободе иностранцев в Российской империи»8. Опираясь на сочинение Бюшинга, Грот существенно дополнил приведенные в нем сведения о состоянии лютеранских общин С.-Петербурга и других городов; сообщил о приходах, не вошедших в книгу Бюшинга (например, в Выборге) и о новообразованных приходах (в Гатчине, Павловске и др.). Однако, из-за недостатка источников, также был вынужден исключить из своих планов описание приходов в Ингерманландии и Выборгской губернии. Иллюстрируя основную мысль своего сочинения, отраженную в заглавии - о религиозной свободе и веротерпимости в России9, автор подробно описал церковное устройство лютеранских общин в Петербурге, их обычаи и права, имущественное положение, обстановку общественного богослужения, литургическую практику своего времени. Основываясь на данных метрических книг, он попытался проанализировать демографическую ситуацию в петербургских лютеранских общинах, показать рост численности прихожан. Грот поместил в своей книге также сведения о религиозной жизни общин других христианских неправославных исповеданий (реформатских, католических, армяно-грегорианских) в Петербурге, исследовал вопрос о межконфессиональных браках. Автор завершил свое повествование рассказом об управлении иностранными исповеданиями в России, в частности об устройстве и деятельности Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел.

Характерной особенностью перечисленных выше сочинений является использование при их написании материалов церковных архивов, многие из которых были впоследствии утрачены, и то обстоятельство, что авторы являлись не только историографами, но и современниками описываемых событий, их свидетелями и участниками.

Образование лютеранских приходов на территории Северо-Западных русских земель, находившихся под властью Швеции

Появление и распространение протестантизма в Северо-Западных районах России было обусловлено геополитическими изменениями, происходившими в этом регионе в конце XVI - начале XVII вв.

Географическое положение Ижорской и Вотской земель издавна определяло важное значение их для Новгорода, а затем и для Московского государства. Швеция, стремясь к господству на Балтийском море, всячески старалась ослабить позиции своего восточного соседа. В конце XVI в. шведам удалось на некоторое время захватить большую часть Вотской пятины, однако по Тявзинскому договору 1595 г. они вынуждены были отказаться от своих завоеваний. Воспользовавшись тяжелым положением Московского государства в начале XVII в., шведы вторглись в его пределы и вновь захватили Ижорскую и Карельскую земли.

Присоединенные к Швеции по Столбовскому мирному договору 1617 г. земли были разделены на пять ленов: Ивангородский, Ямской, Копорский, Нотеборгский и Кексгольмский . Они составили две губернии: Ингерманландскую, объединившую первые четыре лена, и Кексгольмскую, к которой относились приходы, лежащие вокруг Ладожского озера, начиная от Саккульского прихода до границы Олонецкой губернии, с присоединением Выборгской Карелии. Обе губернии были подчинены ведомству генерал-губернатора; кроме того, каждая губерния управлялась наместником, или ландсгевдингом .

Между Московским государством и областями, уступленными Швеции, существовала прочная связь — единство веры. Укрепление этой связи противоречило интересам шведского правительства. В целях пропаганды и распространения лютеранского вероисповедания среди православных (русских и карел) король Густав II Адольф указом от 14 апреля 1625 г. распорядился открыть в Стокгольме славянскую типографию для печатания лютеранских духовных книг .частности, в 1628 г. «Малый катехизис» Мартина Лютера был издан на русском, а в 1644 г. — на финском языках. Русским священникам, которые согласились бы обучать своих прихожан лютеранскому катехизису, в качестве награды предполагалось отводить усадьбу на казенной земле и ежегодно давать от 6 до 12 бочек хлеба из казенных запасов .

О том, какое важное значение шведское правительство придавало распространению лютеранства в завоеванном крае, свидетельствует предписание, данное ингерманландскому ландсгевдингу в 1645 г., где говорилось, что если «кто-либо из русских священников будет бенефициями побужден к переходу в нашу веру, и особенно к отправлению учения и к проповедованию прихожанам лютеранского катехизиса, то таковой случай должен быть доведен до сведения генерал-губернатора» .

Однако все попытки склонить православное население Ингерманландии и Карелии к перемене вероисповедания не принесли желаемых результатов. Как писал в 1681 г. один из самых энергичных проповедников лютеранства Нарвский суперинтендент епископ Иоганн Гецелиус младший: «результат наших больших усилий и расходов был почти ничтожным» .

В числе лиц, принявших лютеранскую веру, можно упомянуть только некоторых дворян, «побужденных к тому страхом потери привилегий, сопряженных с обладанием имениями»88 и перешедших на шведскую службу89.

Чтобы исправить положение Гецелиус предложил активизировать деятельность лютеранской церкви среди православных ижоры и води на том основании, что это народы финского происхождения, незнающие русского языка, и обращение их в лютеранство не может считаться нарушением мирных договоров Швеции и Московского государства90. Это предложение получило поддержку правительства. 4 мая 1683 г. был издан указ Карла XI, в котором говорилось, что король «в своей христианской благости не мог не принять близко к сердцу печального положения ингриков и ватиалайсов: они посещают церковные службы, которые совершаются на непонятном им языке, почему мало надежды на их спасение»91. Во имя последнего король предлагал в дни больших праздников привлекать местное население в лютеранские церкви; кроме того, пасторам предписывалось приложить все усилия, чтобы наставлять своих прихожан в вере дома, по деревням. Среди выгод, предоставляемых финнам за переход в лютеранство, король обещал освобождение от подушной подати сроком на 60 лет. В заключение он подчеркивал, что желательно в деле религии сохранить полную свободу совести. Последнее пожелание далеко не всегда соблюдалось непосредственными исполнителями указа. Так, в своем воззвании к жителям Ингерманландии от 12 мая 1684 г. генерал-губернатор Сперлинг, указывая, что в дальнейшем лишь русские могут считаться православными, под страхом строжайшего наказания запрещал лицам, не знающим русского языка, посещать православное богослужение, требуя вместе с тем от православных священников, под угрозой конфискации имущества и ссылки, отказа от религиозной деятельности среди финнов. От местных землевладельцев и чиновников Сперлинг требовал полного содействия лютеранскому духовенству в его работе . Со своей стороны Нарвский суперинтендент Гецелиус издал в тот же день две инструкции лютеранскому духовенству. Дав подробные наставления о том, как созывать собрания по всему подведомственному ему округу для выявления принадлежности , населения к той или иной вере, он указывал при этом, что при опросе населения решающим признаком должно быть знание русского языка,- употребление которого в обычном обиходе и определяет принадлежность к тому или другому вероисповеданию. Результаты такого опроса населения выливались в составление списков лиц, причисленных к лютеранским приходам, и тех, кому разрешалось остаться в православии93.

Материалы фонда Канцелярии Синода по истории лютеранской церкви в России первой трети XVIII в. как исторический источник

Появление и распространение протестантизма в Северо-Западных районах России было обусловлено геополитическими изменениями, происходившими в этом регионе в конце XVI - начале XVII вв.

Географическое положение Ижорской и Вотской земель издавна определяло важное значение их для Новгорода, а затем и для Московского государства. Швеция, стремясь к господству на Балтийском море, всячески старалась ослабить позиции своего восточного соседа. В конце XVI в. шведам удалось на некоторое время захватить большую часть Вотской пятины, однако по Тявзинскому договору 1595 г. они вынуждены были отказаться от своих завоеваний. Воспользовавшись тяжелым положением Московского государства в начале XVII в., шведы вторглись в его пределы и вновь захватили Ижорскую и Карельскую земли.

Присоединенные к Швеции по Столбовскому мирному договору 1617 г. земли были разделены на пять ленов: Ивангородский, Ямской, Копорский, Нотеборгский и Кексгольмский . Они составили две губернии: Ингерманландскую, объединившую первые четыре лена, и Кексгольмскую, к которой относились приходы, лежащие вокруг Ладожского озера, начиная от Саккульского прихода до границы Олонецкой губернии, с присоединением Выборгской Карелии. Обе губернии были подчинены ведомству генерал-губернатора; кроме того, каждая губерния управлялась наместником, или ландсгевдингом .

Между Московским государством и областями, уступленными Швеции, существовала прочная связь — единство веры. Укрепление этой связи противоречило интересам шведского правительства. В целях пропаганды и распространения лютеранского вероисповедания среди православных (русских и карел) король Густав II Адольф указом от 14 апреля 1625 г. распорядился открыть в Стокгольме славянскую типографию для печатания лютеранских духовных книг .частности, в 1628 г. «Малый катехизис» Мартина Лютера был издан на русском, а в 1644 г. — на финском языках. Русским священникам, которые согласились бы обучать своих прихожан лютеранскому катехизису, в качестве награды предполагалось отводить усадьбу на казенной земле и ежегодно давать от 6 до 12 бочек хлеба из казенных запасов .

О том, какое важное значение шведское правительство придавало распространению лютеранства в завоеванном крае, свидетельствует предписание, данное ингерманландскому ландсгевдингу в 1645 г., где говорилось, что если «кто-либо из русских священников будет бенефициями побужден к переходу в нашу веру, и особенно к отправлению учения и к проповедованию прихожанам лютеранского катехизиса, то таковой случай должен быть доведен до сведения генерал-губернатора» .

Однако все попытки склонить православное население Ингерманландии и Карелии к перемене вероисповедания не принесли желаемых результатов. Как писал в 1681 г. один из самых энергичных проповедников лютеранства Нарвский суперинтендент епископ Иоганн Гецелиус младший: «результат наших больших усилий и расходов был почти ничтожным» .

В числе лиц, принявших лютеранскую веру, можно упомянуть только некоторых дворян, «побужденных к тому страхом потери привилегий, сопряженных с обладанием имениями»88 и перешедших на шведскую службу89.

Чтобы исправить положение Гецелиус предложил активизировать деятельность лютеранской церкви среди православных ижоры и води на том основании, что это народы финского происхождения, незнающие русского языка, и обращение их в лютеранство не может считаться нарушением мирных договоров Швеции и Московского государства90. Это предложение получило поддержку правительства. 4 мая 1683 г. был издан указ Карла XI, в котором говорилось, что король «в своей христианской благости не мог не принять близко к сердцу печального положения ингриков и ватиалайсов: они посещают церковные службы, которые совершаются на непонятном им языке, почему мало надежды на их спасение»91. Во имя последнего король предлагал в дни больших праздников привлекать местное население в лютеранские церкви; кроме того, пасторам предписывалось приложить все усилия, чтобы наставлять своих прихожан в вере дома, по деревням. Среди выгод, предоставляемых финнам за переход в лютеранство, король обещал освобождение от подушной подати сроком на 60 лет. В заключение он подчеркивал, что желательно в деле религии сохранить полную свободу совести. Последнее пожелание далеко не всегда соблюдалось непосредственными исполнителями указа. Так, в своем воззвании к жителям Ингерманландии от 12 мая 1684 г. генерал-губернатор Сперлинг, указывая, что в дальнейшем лишь русские могут считаться православными, под страхом строжайшего наказания запрещал лицам, не знающим русского языка, посещать православное богослужение, требуя вместе с тем от православных священников, под угрозой конфискации имущества и ссылки, отказа от религиозной деятельности среди финнов. От местных землевладельцев и чиновников Сперлинг требовал полного содействия лютеранскому духовенству в его работе . Со своей стороны Нарвский суперинтендент Гецелиус издал в тот же день две инструкции лютеранскому духовенству. Дав подробные наставления о том, как созывать собрания по всему подведомственному ему округу для выявления принадлежности , населения к той или иной вере, он указывал при этом, что при опросе населения решающим признаком должно быть знание русского языка,- употребление которого в обычном обиходе и определяет принадлежность к тому или другому вероисповеданию. Результаты такого опроса населения выливались в составление списков лиц, причисленных к лютеранским приходам, и тех, кому разрешалось остаться в православии93.

Формирование системы управления евангелическо-лютеранской церковью в России в XIX веке

В начале XIX в., в связи с общим реформированием системы органов государственной власти, в порядок управления делами неправославных исповеданий были внесены существенные изменения. 25 июля 1810 г. Манифестом «О разделении государственных дел на особые управления» образовано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий341. По протестантскому исповеданию от Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел в состав Главного управления были переданы все важнейшие дела, в том числе относящиеся к так называемому «державному праву» (разрешение браков в особых случаях); контроль за литургической стороной церковной жизни, состоявший в «охранении церковных обрядов и установлении праздничных дней и молебствий»; назначение высших духовных лиц и членов консисторий, собрание послужных списков духовных лиц и членов консисторий с отчетами о прохождении ими службы; надзор за церковной собственностью и капиталами; построение и упразднение церквей; жалобы на консистории, не касающиеся судебных дел .

Главноуправляющим делами иностранных исповеданий был назначен князь А.Н. Голицын, одновременно оставаясь в должности обер-прокурора Синода, которую он занимал с 1803 г. В 1816 г., когда Голицын получил пост министра народного просвещения, вероятно, возникла мысль об объединении под его управлением трех ведомств. Формально оно было осуществлено манифестом 24 октября 1817 г. об учреждении Министерства духовных дел и народного просвещения . Новое министерство получило отдельный устав («Учреждение»), в котором сфера компетенции ведомства иностранных исповеданий в отношении протестантской церкви была несколько расширена и выражена более определенно.

Дела всех протестантских исповеданий были сосредоточены в Третьем отделении Департамента духовных дел Министерства духовных дел и народного просвещения. В этом отделении находилось два стола. В первый стол поступали дела об определении и увольнении генерал-супер-интендентов, супер-интендентов и светских директоров консисторий; об утверждении и увольнении от должностей членов консисторий и других духовных лиц, о возведении духовных лиц в духовные достоинства, о наградах и о назначении им жалованья. К этому столу относились также дела о сооружении и упразднении церквей, о сборе пожертвований на построение церквей, дела брачные и по разным жалобам, касающимся духовной части, дела о назначении пенсий и пособий вдовам пасторов, о даровании им права пользоваться вторым льготным или, так называемым «вдовьим годом»; об установлении дней молебствий и покаяния, об охранении церковных обрядов, установленных существующими положениями, об устройстве консисторий и распределении по их ведомству церквей, надзор за производством дел в консисториях и рассмотрение вопросов о правах ктиторства; о вызове в случае необходимости духовных лиц из других государств. Второй стол занимался делами, преимущественно касающимися церковной собственности: об охранении духовных имений и капиталов; по жалобам на притязания относительно церковной собственности и приходских доходов; о продаже, замене и отчуждении церковного имущества; об отдаче церковных недвижимых имений в частное содержание. Во второй стол поступали также различные статистические сведения: ведомости о числе церквей, священно- и церковнослужителей, прихожан обоего пола, родившихся, умерших и вступивших в брак; о числе и устройстве учебных и благотворительных заведений, которые содержались за счет приходских средств и др. сведения, необходимые для составления годового отчета344.

При учреждении Министерства духовных дел и народного просвещения не был оставлен без внимания и вопрос об отношении к нему консисториальных дел по Юстиц-коллегии лифляндских и эстляндских дел. По таким делам прокурор коллегии должен был подавать министру мемории и срочные ведомости. Прокурор обязан был наблюдать за тем, чтобы все решения консисториальных заседаний утверждались на законных основаниях. По всем делам управления, которые из юстиц-коллегии должны были поступать на разрешение Сената, коллегия подавала теперь представление министру, а он по своему усмотрению уже вносил их куда следует со своим заключением345.

После отставки А.Н. Голицына в 1824 г. Министерство духовных дел и народного просвещения было упразднено. Главное управление духовных дел иностранных исповеданий оставалось под управлением министра народного просвещения до 1828 г.

В начале XIX в. произошли существенные изменения и в управлении духовными делами лютеран С.-Петербургской губернии. На основании высочайше утвержденного 11 января 1803 г. доклада Сената установлено звание генерал-супер-интендента для С.-Петербургской губернии, по примеру Лифляндской губернии. В это звание был возведен пастор лютеранской церкви св. Анны в С.-Петербурге Рейнбот.

Похожие диссертации на Материалы Российского государственного исторического архива о лютеранских приходах Северо-Запада XVIII - нач. XX вв. как исторический источник