Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв. Маркова Марианна Филипповна

Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв.
<
Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв. Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв. Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв. Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв. Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркова Марианна Филипповна. Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Маркова Марианна Филипповна; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН].- Улан-Удэ, 2009.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/32

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Отечественная историография становления этнографии якутов (XVII - начало XX вв.) 17

1. Сбор историко-этнографических сведений о якутах (30-е г. XVII -начало XVIII вв.) 17

2. Академия наук и историко-этнографические исследования якутов (20-е г. XVIII -1 половина XIX вв.) 22

3. Русское географическое общество и начало стационарного изучения якутов (1860-е— 1917 г.) 37

Глава II. Отечественная историография формирования и развития этнографической науки о якутах (начало XX— XXI вв.) 61

1. Становление советской этнографии якутов (1917 - 1940-е гг.) 61

2. Разработка проблем этногенеза и традиционной культуры саха (1950-е - 1980-е гг.) 118

3. Исследование проблем традиционной культуры саха в постсоветский период (1990-е г. - начало XXI в) 155

Заключение 195

Список использованных источников и литературы 199

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время в российском обществе на фоне инновационных процессов в области социальной и духовной жизни наблюдается активный рост этнического самосознания его народов. В связи с этими явлениями усиливается внимание исследователей к этнологическим проблемам, формируется широкий спектр идей, концептуальных положений и методологических подходов в изучении этносов. Постепенно преодолевается недооценка в жизнедеятельности социума роли этнических традиций, которые являются сосредоточием стабилизирующего фактора во взаимодействии социумов друг с другом, а также в освоении ими окружающего мира. Как известно, одной из важных черт этнического развития является инновация внутренней структуры этноса, и его способность к толерантным отношениям не только с другими социальными группами, но и со всем окружающим пространством. Анализ и синтез знаний о народах на современном этапе дают плодотворные результаты в реализации новых проектов и программ по возрождению, сохранению этнических культур.

В этом плане опыт истории развития этнографической науки становится необходимым требованием времени.

На последнем VII конгрессе этнографов и антропологов России
(Саранск, 2007 г.) теоретико-методологические проблемы истории

отечественной этнографической науки вызвали наиболее оживленную дискуссию среди его участников. Конгресс подчеркнул отсутствие исследований по региональной истории этнографической науки, по истории рождения и развития концептуальных идей, заложивших основы региональных этнографических научных центров. Подтверждая эту мысль, следует отметить недостаточную изученность истории становления и

развития этнографии якутов. Эта проблема до сих пор остается на периферии исследовательского интереса. Между тем, начиная с XVII в., определился интерес к народам, населяющим северо-восточные регионы Сибири. Был накоплен уникальный материал, давший представление об окружающей их среде обитания ( климатической, природной, географической). В первое время сбор данных об этих народах был обусловлен практическими потребностями освоения новых территорий. Позже оформляется и подлинно научный интерес к этим этносам. Были выдвинуты оригинальные гипотезы, концепции по изучаемому предмету. Якуты стали объектом этнографических исследований одновременно с другими аборигенами Сибири. Первые этнографические сведения о них имели поверхностный, фрагментарный и спорадический характер. В них наблюдается стремление к выявлению экзотичных элементов в бытовой культуре народа. Со временем исследователи стали обращать большее внимание на внутреннюю структуру этнической культуры.

В современный период выдвигаются новые концептуальные положения и идеи в исследовании народа саха. Иными словами, сформировалась достаточно богатая история изучения якутского этноса. Историографический аспект этнографических исследований в связи с последними достижениями исторической науки приобретает новое звучание, поскольку история этнографического изучения региональных общностей открывает новые возможности в решении многих общетеоретических проблем. В этом плане особую важность приобретает историография этнологических знаний о якутах. Всеми этими обстоятельствами обусловлена актуальность выбранной нами темы.

Степень разработанности проблемы. Начало историографического изучения отечественной этнографической науки положила статья А.Н. Пыпина «История русской этнографии» (СПб., 1892). Но в дореволюционное время и первые десятилетия Советской власти исследователи практически не занимались проблемами историографии. В этот период публикуются

отчеты Академии наук, РГО, других научных учреждений, посвященные юбилейным датам, также историографические обзоры в журнале «Этнография». Только в послевоенное время начинается разработка данной тематики. В работе С.А. Токарева« История русской этнографии (Дооктябрьский период)» ( М., 1966) раскрываются основные тенденции развития русской этнографии в дореволюционный период. В другой его монографии « Истоки этнографической науки» (М., 1978) рассматриваются история накопления этнографических знаний в мире с древности и до середины XIX века, предпосылки формирования этнографической науки. Институт этнографии АН СССР в 1970- х годах организовал изучение истории и состояния этнографии в зарубежных странах. Были подготовлены работы и сборники статей об этнологии в социалистических и капиталистических странах. На основе марксистско-ленинской методологии в них проанализированы деятельность школ и развитие научных направлений в этнологии и социальной антропологии, раскрыто научное творчество крупных этнологов. В монографии Ю.В. Бромлея «Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории)» (М., 1981) рассмотрены предмет этнографии, раскрыты особенности этнографического изучения архаических общественных форм, традиционной культуры, этнической истории. В целом, появившиеся работы были строго привязаны к общеисторической периодизации и основаны на классовом подходе.

В центре внимания современной отечественной этнологии находятся актуальные проблемы межэтнических отношений, межкультурных контактов. При этом особый интерес исследователей вызывают вопросы этнической психологии, этнополитики, этно демографии, идентичности, конфликтной ситуации, толерантности и другие этнические аспекты. Расширяются теоретико-методологические подходы к изучению этнологических проблем за счет применения достижений зарубежной социальной антропологии и социологии. В последнее время заметным событием в историографии стало издание историко-этнографических

энциклопедий «Народы России» (М., 1994), « Народы и религии мира» (М., 1998), серий« Библиотека российского этнографа»,« Исследования по прикладной и неотложной этнологии» (М., 1990-2003. Вып. 1-160), «Сибирь: Этносы и культуры» (Народы Сибири в XIX веке. М.; Улан-Удэ, 1999. Вып. 4). За короткое время вышли в свет тома серии« Народы и культуры», содержащие свод знаний о той или иной этнической общности и небольшие историографические обзоры.

В современных исследованиях проводятся попытки нового осмысления историографических проблем начальной советской этнографии. К их числу относится, например, исследование Т.Д. Соловей« От« буржуазной» этнологии к« советской» этнографии. История отечественной этнологии первой трети XX века» (М., 1998).

История этнографической науки через призму биографий ее исследователей, где предметным полем становится сама личность ученого, его научная и общественно-политическая самоидентификация, стала главной задачей авторского коллектива под руководством Д.Д. Тумаркина в научно-издательских проектах «Репрессированные этнографы» (М., 1999. Вып. 1; М., 2003. Вып. 2), « Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи XX века»(М.: Наука, 2004). Как известно, среди репрессированных оказался этнограф, общественный деятель, стоявший у истоков якутской научной традиции, Г.В. Ксенофонтов. Монография А.Н. Дьячковой« Г.В. Ксенофонтов: ученый и общественный деятель» (Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000») и статья Романовой Е.Н.« Г.В. Ксенофонтов: миф о странствующем герое» (Репрессированные этнографы.- М.: Издат. фирма «Восточная литература». РАН. 2003. Вып. 2. С. 78-104), посвящены жизненному пути и научному творчеству Г.В. Ксенофонтова в контексте современной эпохи и достигнутого в то время уровня научных знаний и раскрывают вклад ученого в отечественную науку. В русле исторической антропологии написано монографическое исследование М.В. Шиловского «Полнейшая самоотверженная преданность науке». Г.Н. Потанин.

Биографический очерк» (Новосибирск, 2004), посвященное жизненному пути и творческой лаборатории выдающегося ученого, идеолога сибирского областничества, общественного деятеля Г.Н. Потанина.

История этнографического сибиреведения, как части интеллектуальной истории гуманитарных знаний, активно развивается исследователями омской этнографической школы во главе с д.и.н. Н.А. Томиловым. Так, труды Н.А. Томилова посвящены истории, периодизации и современному состоянию российского этнографического сибиреведения. Вышел сборник научных трудов «Очерки по истории этнографического сибиреведения» (Омск, 2005), посвященный вкладу ученых XVIII - XX вв. в этнографическое изучение народов Сибири. Таким образом, сборник определил новые методы в историографии - изучение деятельности ученого как части целостной интеллектуальной традиции.

На этом фоне изучение истории становления и развития якутской этнографии до сих пор остается на периферии исследовательского интереса. Историографические исследования якутской этнографии не становились предметом специального изучения, лишь отдельные аспекты темы рассматривались в советских и постсоветских исследованиях. Так, в частности, внимание исследователей привлекли роль отдельных экспедиций, вклад отдельных исследователей и научных учреждений в изучении этнографии якутов. К.И. Гороховым в 1964 г. была защищена кандидатская диссертация по теме« Историко-этнографические исследования якутов Якутской ( Сибиряковской) экспедицией ВСОРГО в 1894-1896 гг.». Д.А. Шириной в работах «Летопись экспедиций Академии наук на Северо-Восток Азии в дореволюционный период» (Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1983) и « Экспедиционная деятельность Академии наук на Северо-Востоке Азии (1861-1917 гг.)» ( Новосибирск: ВО « Наука», 1993) раскрыта роль экспедиций Российской Академии наук в дореволюционный период в изучении народов Северо-Востока Азии, где также затрагивается наша проблема.

Вклад Якутской комплексной экспедиции АН СССР в историко-этнографическом изучении народов Якутии раскрывается в статье В.Н. Чемезова «Роль Якутской комиссии АН СССР в историко-этнографическом изучении Якутии» ( Развитие гуманитарных исследований в Якутии. -Новосибирск: Наука, 1981. С. 63-75) и монографии Ю.Н. Ермолаевой «Якутская комплексная экспедиция 1925-1930 гг. Развитие науки в Якутии» (Новосибирск: Наука, 2001). Следует отметить, что в 2008 г. вышла в свет книга Е.П. Виттенбург« Комиссия Академии наук по изучению производительных сил Якутской АССР (1925-1930 гг.): организация и методика работы». В ней впервые широко представлены архивные документы по работе всех отрядов экспедиции, в том числе упоминается этнографический подотряд.

Впервые обратил внимание на изучение народов Якутии А.Г. Данилин. В его статье « Этнографическая работа в Якутской АССР» (Этнография. -1927. - № 1. - С. 185-193) дается обзор деятельности обществ и отдельных исследователей по этнографии Якутии в 1920-1926 гг. Развитие этнографических исследований он связывает с созданием научно-исследовательского общества « Саха кэскилэ». А.С. Парникова посвятила специальную статью «Этнографическое изучение Якутии в Советское время» (Вопросы историографии и источниковедения Якутии.- Сб. 1.- Якутск, 1968. - С. 52-76) истории изучения народов Якутии в 1918-1967 гг., в том числе якутов.

Особо следует выделить монографию В.Ф. Иванова« Историко-
этнографическое изучение Якутии. XVII - XVIII вв.»(М.: Наука. 1974), где
впервые в источниковедческом аспекте раскрываются проблемы становления
и развития исследования народов Якутии в XVII - XVIII вв. В коллективном
труде сотрудников Института языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР
«Очерки советской историографии Якутии» ( Якутск: Кн. изд-во, 1976)
содержатся статьи Ф.Г. Сафронова и Г.У. Эргиса ( за 1918-1936 гг.), А.С.
Парниковой ( за 1937-1967 гг.), раскрывающие отдельные этапы

этнографического изучения народов Якутии. Историографический обзор работ, опубликованных в 1920-1970- е гг. по этнографии народов Якутии, содержится в статье Ф.Г. Сафронова« Советская историография народов Якутии» (Развитие гуманитарных исследований в Якутии. - Якутск: Кн. изд-во, 1981). Обзору изучения национальных отношений и современных этносоциальных процессов посвящены работы В.Н. Иванова« Изучение национальных отношений и этносоциальных процессов» и «Этнологические исследования в Республике Саха (Якутия)» (Северо-Восток Азии в контексте российской истории: Сб. науч. статей. - Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2005. - С. 700-711; 356-372).

История научной и практической деятельности Русского Географического общества ( РГО) в Якутской области представлена в монографии Т.Н. Оглезневой «Русское Географическое Общество: Изучение народов северо-востока Азии. 1845-1917 гг.» (Новосибирск: ВО Наука, 1994). В ней раскрыта роль РГО и вклад его сибирских подразделений в изучении истории и этнографии народов Северо - Востока Азии. Монография СИ. Бояковой «Освоение Арктики и народы Северо-Востока Азии (XIX в. - 1917 г.)» ( Новосибирск: Наука, 2001) содержит отдельную главу « Полярные экспедиции и историко-этнографическое изучение народов Северо-Востока Азии». Истории изучения народов Севера, где также затрагиваются якуты, посвящена работа Ю. Слезкина« Арктическое зеркало: Россия и малые народы Севера» (Новые литературные обозрения. - М., 2008).

Следует отметить, что историографические обзоры содержат монографии, диссертации, посвященные отдельным проблемам этнографии якутов.

Таким образом, обзор историографии проблемы показывает ее недостаточную изученность. До настоящего времени в отечественной историографии отсутствует специальное монографическое исследование, посвященное истории изучения этнографии якутов.

Объектом исследования стала история этнографического изучения

якутов. Предметом исследования является существующая научная литература, посвященная этнографии якутов. Это диссертационные труды, статьи, монографии, а также отдельные работы отечественных авторов, фрагментарно касавшихся этнографических материалов о якутах.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в выявлении основных тенденций и этапов в историографии становления и развития этнографических знаний о якутах за период с XVII по начало XXI вв., а также в освещении направлений, тем, основных исследований. Поставленная цель позволяет выделить следующий круг задач, подлежащих решению в диссертационной работе:

обосновать основные периоды в историографии развития этнографических знаний о якутах;

определить особенности и основные направления научно-исследовательской работы в якутской этнографии;

проанализировать методологию и методы исследовательской практики по изучению этнографии якутов;

конкретизировать степень значимости исследований отдельных авторов в отечественной историографии по этнографическому изучению якутов. Хронологические рамки исследования охватывают период с XVII и до

начала XXI вв., т.е. со времени появления первых письменных сведений о якутах, началом накопления этнографических сведений о них, и до современного этапа этнографического изучения якутской культуры.

Вся история становления и развития этнографической науки о якутах занимает продолжительный промежуток времени, который условно можно разделить на периоды:

  1. Формирование этнографических знаний о якутах.

  2. Становление и развитие этнографии якутов как науки.

Поскольку подобная периодизация не отражает все особенности сложного исторического процесса развития этнографии якутов, необходимо определить дробное разделение на этапы. Таким образом, к периоду

формирования этнографических знаний о якутах относятся следующие этапы: 1-й этап охватывает период с 30-х годов XVII в. и начало XVIII в. Именно в 30- е годы XVII в. появились первые письменные упоминания о якутах. Данный этап характеризуется тем, что он является временем сбора первых сведений о якутах. 2- й этап более продолжительный и охватывает вторую четверть XVIII в. и первую половину XIX в. Это начало научного изучения населения, связано с организацией в 1725 г. Петербургской академии наук. Она стала главным организатором научных экспедиций, в задачи которых входило и изучение населения. Со второй половины XIX в. роль Академии в изучении народов слабеет в связи с созданием Императорского Русского Географического общества (ИРГО), которое взяло на себя инициативу организации этнографических исследований. 3-й этап - в последней четверти XIX в. завершается формирование этнографии в России, как составляющей части географической науки. Все это позволило выделить как самостоятельный этап развития, который охватывает период со второй половины XIX по начало XX вв.

К периоду становления и развития этнографии якутов как науки относятся следующие этапы: 4-й этап (1917-1940-е гг.) связан с коренным переломом в судьбах всего российского народа. После революционных событий 1917 г. начинается перестройка всей общественной жизни, в том числе исторической науки. К этому времени приходится деятельность подразделений РГО в Якутии, научно-исследовательского общества « Саха кэскилэ», Комиссии по изучению Якутской АССР, Общества изучения Якутского края. В 1934 г. был основан Якутский государственный пединститут, при котором было открыто историческое отделение, а в 1935 г. научно-исследовательский Институт языка и культуры, который начинает планомерное этнографическое изучение народов Якутии.

В 1947 г. создается Якутская научно-исследовательская база АН СССР. Начинается формирование научных учреждений. Именно в это время происходит становление этнографии якутов как науки. 5-ый этап (1950-е-

1980-е гг.)- время развития советской этнографической науки в Якутии, связанный с хрущевской эпохой «оттепели» и так называемым «застойным» периодом. 6-ой этап (1990-е - начало XXI в.)- постсоветский период в развитии этнологии якутов, когда создаются этнологический центр в Институте гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия) и кафедра всеобщей истории и этнографии на историческом факультете Якутского госуниверситета. Они определили основные направления этнографических и этно-социологических исследований на основе новой методологической базы.

Территориальные рамки исследования определены территорией Республики Саха (Якутия).

Методологическую основу исследования составили как общие, так и специальные методы научного познания. Использование принципов объективности, историзма и научного анализа позволили рассмотреть особенности развития и основные периоды отечественной истории изучения этнографии якутов. Учитывая то, что исследование представляет собой историографическое исследование, в диссертации использованы и специальные методы: метод обобщения и ретроспективный анализ опубликованной литературы по этнографии якутов выявили основные этапы и особенности их развития; сравнительно-сопоставительный анализ позволил их уточнить и конкретизировать; нарративный, биографический, проблемно-хронологический и библиографический методы способствовали определению степени значимости вклада отдельных исследователей, кроме того, определить динамику развития этнографических исследований с точки зрения методологии.

Источниковая база. Основу исследования составили опубликованная
литература и отдельные архивные материалы, явившиеся
историографическими источниками для исследования темы. С учетом
происхождения, назначения, вида и содержания их можно разделить на
следующие группы: 1) собственно историографические работы

исследователей; 2) труды по этнографии народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, тюркских, а также монгольских народов; 3) библиографические и биобиблиографические справочники; 4) периодическая печать.

К 1- ой группе относятся работы В.Ф. Иванова« Историко-этнографическое изучение Якутии. XVII - XVIII вв.» (М., 1974), « Очерки советской историографии Якутии» (Якутск, 1976), в которых затрагиваются вопросы этнографического изучения саха. В диссертации нами были использованы статьи, диссертации и авторефераты, в которых содержатся историографические обзоры по отдельным проблемам этнографии якутов.

2-ая группа наиболее обширная. Это монографии, диссертации, авторефераты, статьи по исследованию проблем этнографии.

К 3- ей группе относятся библиографический указатель « Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944-1975 гг.» (Л., 1981), биобиблиографические справочники, отражающие творческий путь крупных ученых.

К 4- ой группе относятся статьи, опубликованные в периодической печати в разные годы: журналах « Вопросы истории», « Живая старина», «Советская археология», «Советская тюркология», «Советская этнография», «Этнографическое обозрение», республиканских газетах« Кыым», «Социалистическая Якутия» и журналах « Байанай», « Илин», « Полярная звезда», « Чолбон», также « Памятная книжка Якутской области». В них освещаются вопросы этнографии якутов, научная деятельность отдельных исследователей.

Для более полного раскрытия вклада отдельных исследователей и при освещении их научных программ использовались неопубликованные документы, сосредоточенные в архиве Санкт-Петербургского отделения РАН (СПбО РАН), Национальном архиве Республики Саха (Якутия) (НА PC (Я), архиве Якутского научного центра Якутского филиала Сибирского отделения Российской академии наук (Архив ЯНЦ ЯФ СО РАН).

В архиве СПбО РАН использованы статьи М.Н. Андросовой-Ионовой,

содержащиеся в фонде 47, оп. 2, д. 81, 82; фонде 202, оп. 1, д. 119; фонде 202, оп.2, д. 84.

В НА PC (Я) использовались материалы следующих фондов: 386-Общества изучения ЯАССР, 1006 - рукописного фонда М.М. Носова, 1413 -личного фонда И.Д. Новгородова.

При написании работы в архиве ЯНЦ ЯФ СО РАН использовались: фонд 1 - Институт языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР, рукописные фонды 4 и 5, в которых содержатся материалы Г.В. Ксенофонтова, СИ. Боло, А.А. Саввина, Г.У. Эргиса, М.М. Носова, касающиеся этнографии якутов.

Научную новизну диссертационного исследования обусловили, прежде всего, его цель и задачи. Впервые предпринята попытка комплексного изучения истории становления и развития знаний, идей, концепций, связанных с этнографией якутов с XVII и до начала XXI вв. Научная значимость диссертации определяется тем, что в ходе исследования выявлено следующее:

выделены и проанализированы основные этапы историографии формирования и развития этнографических знаний о якутах;

обобщен опыт историографического изучения якутов, вклад отдельных исследователей;

выявлены основные направления и принципы научно-исследовательской работы в историографии этнографии якутов;

дана характеристика современному периоду развития этнографических исследований.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в работе положения, обобщения, выводы могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения историографических проблем народов Якутии и Сибири в целом. Результаты работы могут быть использованы при подготовке обобщающего труда по историографии Якутии, а также при составлении лекционных курсов по истории и этнографии Якутии.

Более того, материалы по традиционной культуре якутов в полной мере

не использованы в исследованиях по тюркско-монгольской этнологии и в целом алтаеязычных народов. В этом плане, данная работа является дополнительным материалом для исследователей вышеуказанных культур.

Апробация. Основные положения диссертационной работы сообщались на научной конференции« М.К. Аммосов - гражданин и патриот», посвященной 100-летию со дня рождения М.К. Аммосова (Якутск, 1998 г.); научной конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей ИЮФ ЯГУ «Якутия должна познать себя», посвященной 100-летию со дня рождения М.К. Аммосова ( Якутск, 2000 г.); межвузовской научной конференции « Мыслитель, ученый, общественный деятель», посвященной жизни и деятельности Г.П. Башарина ( Якутск, 2003 г.); межвузовской научно-практической конференции «Проблемы истории и обществоведения», посвященной 95-летию Г.П. Башарина и90-летию Г.Г. Макарова (Якутск, 2007 г.); республиканской научно-практической конференции« В.В. Никифоров - лидер якутской интеллигенции начала XX века», посвященной юбилею В.В. Никифорова (Якутск, 2006 г.); круглом столе, посвященном 120-летию со дня рождения Г.А. Попова (Якутск, 2007 г.); международной научной конференции «Народы Евразии: проблемы национальной истории (к 110-летию М.К. Аммосова)» ( Якутск, 2007); межрегиональной научно-практической конференции« Проблемы преподавания истории и обществоведения в школе и вузе», посвященной 75- летию высшего исторического образования в PC (Я) (Якутск, 2009).

Структура диссертации состоит из введения, 2-х глав, состоящих из 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы. Разделения на главы и параграфы отражают периоды и поэтапное развитие этнографических исследований, которые представляют собой их периодизацию.

Сбор историко-этнографических сведений о якутах (30-е г. XVII -начало XVIII вв.)

Начало сбора сведений о якутах положили русские служилые и промышленные люди. С 20 - 30-х годов XVII в. они содержались в «скасках», «отписках», «чертежах» и других записях, составлявшихся в ходе освоения северо-востока Сибири. Эти источники собраны в работах М.П. Алексеева, В.Н. Скалона, М.О. Косвена, А.Н. Копылова и Б.П. Полевого, В.Г. Мирзоева, С.А. Токарева, М.Б. Шейнфельда, В.Н. Иванова, В.Ф. Иванова и др.1.

Донесения служилых людей содержали данные по этнографии края. В них впервые письменно зафиксировались сведения о различных сторонах жизни этносов, в том числе якутов: хозяйственных занятиях, жилище, одежде, вооружении и т.д. В служебных документах указывались также названия племен и родов, их расселение, численность, образ жизни населения края. Эти сведения отрывочны и не дают полного представления о картине мира якутов. Данное обстоятельство объясняется тем, что в этот период происходило первое знакомство русских людей с краем, местным населением, окружающей их средой обитания. В.Ф. Иванов подчеркивает ценность собранных ими этнографических материалов, особенно если иметь в виду, что якуты бесписьменный народ. Эти документальные источники позволяют исследователям реконструировать картину мира якутов XVII - начала XVIII вв. Впоследствии фактический материал, накопленный русскими служилыми и промышленными людьми, стал объектом научных исследований по этнографии якутов.

В самой ранней карте, дошедшей до наших дней, «Чертеже всей Сибири» Петра Ивановича Годунова (1667 г.), на карте Сибири неизвестного автора, составленной в 1672 г., и других источниках указывалось расселение народов, содержались отрывочные сведения об этнографии, экономике, истории населения Северо-Востока Сибири Объяснительные записки к «Чертежу всей Сибири» П.И. Годунова и карте Сибири 1672 г. были напечатаны в работе А.А. Титова «Сибирь в XVII веке»3.

Вклад в картографическое и этнографическое изучение Сибири внес Семен Ульянович Ремезов (1642 - после 1720 г.)4. Его работы «Чертежная книга Сибири» (1701 г.), «Хорографическая чертежная книга» (1711 г.), «Служебная чертежная книга» (1730 г.) содержат богатый материал не только по расселению якутов, но и материальной и духовной культуре. В.Н. Иванов подчеркивает, что «СУ. Ремезов может быть назван первым сибирским историком»5.

В «Чертежной книге Сибири» содержатся карта Якутии, описание реки Лены с верховьев и до устья. В ней помещен также «Чертеж земли Иакуцкого города», в котором имеются указания на места расселения населения по этническому составу, миграции, хозяйственные занятия, средства передвижения.

В «Хорографической чертежной книге» помещены десять карт, показывающие Якутию и ее реки. Полное монографическое описание данного произведения СУ. Ремезова составил Л.А. Гольденберг6. По мнению В.Ф. Иванова, он «сделал важное научное открытие, расшифровав оборотную сторону одной карты «Хорографической книги». На оборотной стороне листа находился, написанный рукой СУ. Ремезова, неопубликованный перечень сибирских народностей. По территориальному принципу он делит их на шесть групп и при этом якутов относит к первой - «розные» якутские роды7.

В «Служебной чертежной книге» содержатся две карты и на них изображена Якутия.

Сведения, содержащиеся в работах СУ. Ремезова, впоследствии были использованы в сочинениях иностранных исследователей начала XVIII в. -Н.К. Витзена, Ф. Вебера, Ф.И. Страленберга .

Продолжил исследования СУ. Ремезова в начале XVIII в. Иван Кириллович Кирилов (1695-1737), видный государственный деятель эпохи Петра I, обер-секретарь Сената. Он является автором экономико-статистического сочинения «Цветущее состояние Всероссийского государства» (1727 г.) и «Атласа Всероссийской империи» (1734 г.) .

Первая работа была написана на основе документальных и литературных материалов и опубликована М.П. Погодиным только в 1831 г. Она состоит из двух книг. Во второй книге содержится описание Якутии. Автор охарактеризовал занятия, общественный строй, семейно-брачных отношения якутов, дал описание их жилища, пищи, одежды, верований, обычаев и взаимоотношений с другими народами.

И.К. Кирилов планировал издать атлас в трех томах по 120 листов в каждом, но ему удалось опубликовать только его первый выпуск по сокращенной программе11. На территории Якутии им показаны места расселения якутов и других этносов.

Народы Сибири вызывали интерес иностранных исследователей, начиная с XVII в. Так, в 1874 г. ксендзом Н. Марианским в Познани было опубликовано воспоминание Адама Каменского - Длужика, побывавшего в 1658-1667 гг. в сибирской ссылке. Впервые с этой работой познакомил отечественных исследователей Б.П. Полевой12. А. Каменский дал описание народов Сибири и Дальнего Востока, в том числе и якутов. В его воспоминании содержатся сведения о хозяйственных занятиях якутов (скотоводство, охота, кузнечное дело), одежде и женских украшениях, пище. Как отмечает В.Ф. Иванов, ценность этих сведений заключается в том, что они излагаются тем, кто долгое время непосредственно жил среди якутов и зафиксировал данные об их древней культуре .

Посол в Китае Николай Спафарий, проезжавший через Сибирь в 1675-1678 гг., составил описание своего путешествия. Он вел дорожный дневник, который в то время не был издан, но получил известность и в России, и за рубежом14.

Юрий Крижанич (1617-1683), хорват, католический священник, побывал в сибирской ссылке. Его статья «История Сибири», содержащая историко-этнографические сведения о сибирских народах, написанная в 1680-1681 гг. после его отъезда из России, также вызывала интерес к Сибири. Основным источником работы послужили свидетельства очевидцев. Статья содержит отрывочные сведения о якутах15. Работы Н.Г. Спафария и Ю. Крижанича опираются на тех сведениях о якутах, которые содержатся в донесениях, отписках русских землепроходцев.

Уже во второй половине XVII - начале XVIII в. были сделаны попытки осмысления сведений об этих народах. Николо Корнелиус Витзен (1641-1717), голландец, государственный деятель, был историком и географом. В 1664 г. находясь в свите голландского посланника Якова Бореля, собирал сведения о Сибири, в частности о Якутии. Они содержатся в работе «Северная и Восточная Тартария», опубликованной в 1692, 1705 и 1785 гг. в Амстердаме и в других городах Европы. Якутский историограф В.Н. Иванов отмечает вклад Н.К. Витзена в историко-этнографическом изучении якутов и, в частности, по вопросу о происхождении якутов На основе фольклорных материалов исследователь предполагал, что якуты в конце XV в. прибыли на Лену, до этого они обитали на юго-западе совместно с бурятами в районе Прибайкалья. В результате столкновений с бурятами якуты с XIII-XIV вв. стали переселяться на северо-восток Сибири. Так, исследователь поддержал гипотезу Э.И. Идеса о происхождении якутов. Н.К. Витзен рассматривает хозяйство, занятия, образ жизни, жилища, быт и верования якутов, также проявил интерес к их языку. Впервые в литературе он составил описание тотемистических верований якутов (о тотемах орла, лебедя и ворона), шаманского камлания. Н.К. Витзен был знаком с литературой по Сибири, в частности знал работы Ю. Крижанича, Н.Г. Спафария, Э.И. Идеса, собрал большое количество материалов по этнографии и других народов Сибири.

Другой исследователь, голландец Эбергард Исбрандт Идее (1657-1708) в дневнике о путешествии из Москвы в Китай через Сибирь указал, что якуты по языку относятся к определенной группе «татар» Он впервые в литературе высказал предположение о южном происхождении якутов, собрал данные об их культуре, положив таким образом начало якутской историографии Автор « Записок » дает одно из первых описаний ысыаха, обряда принесения кумыса Юрюнг-Айыы тойону, обряда насильственного захоронения у якутов19. Э.И.Идес составил описание одежды, семейно-брачных отношений якутов.

Итак, в начальный период изучения якутского этноса попытки конструирования картины мира саха осуществлялись русскими служилыми людьми, отдельными иностранцами - путешественниками в ходе первоначального знакомства с краем. Этим объясняется внешний, отрывочный и разрозненный характер собранных ими сведений.

Русское географическое общество и начало стационарного изучения якутов (1860-е— 1917 г.)

Во второй половине XIX - начале XX в. отечественная этнология не обладала развитой организационной структурой. Этнографические исследования проводились научными обществами и музеями, такими как Отделение этнографии Императорского Русского Географического Общества (ИРГО) в Петербурге, Этнографический отдел Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии (ОЛЕАЭ) при Московском университете, Петербургская академия наук, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) Петербургской академии, этнографический отдел Русского музея. Материалы по этнографии публиковались в органах РГО «Вестник», «Записки», «Известия», «Записки по отделению этнографии», которые выходили не регулярно. В конце XIX в. появляется научная периодика: журналы «Этнографическое обозрение» Этнографического отдела ОЛЕАЭ (1889-1916), «Живая старина» (1890-1916) Петербургского Отделения этнографии РГО, «Землеведение», «Русский антропологический журнал».

К началу XX в. этнографические исследования носили преимущественно эмпирический характер, преобладали полевые исследования. Отсутствовала продуманная программа и не были сформулированы стратегические цели исследований. В методологическом отношении в отечественной этнографии преобладал эволюционизм, позаимствованный у Западной Европы, хотя часть российских этнографов осознавала его принципиальную ограниченность и пыталась найти новые подходы. Проведение в 1916 г. теоретической дискуссии по вопросам о предмете этнографии, ее задачах и месте в системе наук свидетельствовало о процессе самопознания отечественной этнологии, попытках определить ее статус, о стремлении выработать категориальный аппарат. Таким образом, в начале XX в. для отечественной этнографии были характерны слабое развитие научных и учебных центров, отсутствие систематической школы, теоретико-методологическое отставание от Запада47.

Событием в научной жизни стало создание в 1913 г. Якутского отдела РГО, который действовал до 1930 г. В его состав вошли лучшие представители местной интеллектуальной элиты: В.В. Никифоров, Г.В. Ксенофонтов, А.Е. Кулаковский, С.А. Новгородов, Е.Д. Стрелов, Н.Н. Грибановский и др. Отдел развернул бурную деятельность по этнографическому изучению края, подбору научных кадров. Материалы по этнографии публиковались на страницах центральных органов РГО.

Научный интерес для политического ссыльного Ивана Александровича Худякова (1842 - 1876), ученого-фольклориста, представляли этнография и фольклор народов Якутии. Он родился в г. Курган Тобольской губернии в семье смотрителя училищ. Окончив в 1858 г. Тобольскую гимназию, поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. В 1859 г. перевелся на исторический факультет Московского университета. С 1862 г., когда он переехал в Петербург, начал непосредственно интересоваться этнографией. Здесь близко общался с такими корифеями, сибиреведами, как Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и др В период пребывания в Верхоянской ссылке (1867-1874 гг.) продолжил свои занятия фольклором и этнографией. На основе собранных за время ссылки материалов в 1868-1869 гг. им была подготовлена рукопись монографии " Краткое описание Верхоянского округа"49. В 1890 г. был опубликован "Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, записанные в Верхоянском округе И.А. Худяковым"50. Работа «Верхоянский округ Якутской области» издана в 1969 г. в Ленинграде Институтом русской литературы и Институтом языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР (437 с.) под названием «Краткое описание Верхоянского округа». Это первая крупная этнографическая монография, посвященная изучению населения не только Верхоянского округа, но и всей Якутии. И.А. Худяковым составлено описание хозяйства и быта, общественных отношений и верований, фольклора верхоянских якутов. Исследователем впервые в стационарных условиях сделаны наблюдения и замечания по языку, устному творчеству якутов. Им составлена общая и сжатая функциональная характеристика различных жанров фольклора. И.А. Худяков первым начал изучать якутский фольклор в фольклористическом и этнографическом аспектах. В приложениях работы им приводятся материалы по топонимике, ономастике, сведения о шаманах, список якутских богов и дьяволов, тексты заклинаний и алгысов (благопожеланий). Качество переводов текстов на русский язык высоко ценились специалистами 51.

В "Кратком описании Верхоянского округа " включены многие предания о прибытии якутов в Верхоянье, о межродовых раздорах и войнах, о прибытии русских. По его мнению, переселение якутов в Верхоянье относится к первой половине XVII века В работе также содержатся сведения о верованиях якутов: об обычаях и обрядах, связанных с охотой, рыболовством, скотоводством; о почитании окружающего мира; о наделении сверхъестественными силами животных; о тотемизме, магических поверьях. Им дана характеристика наиболее почитаемых божеств, описаны представления якутов о шаманах и колдунах, одеянии шаманов и т.д.

При работе над якутским фольклором, словарями и грамматикой И.А. Худякову помогали верхоянцы СВ. и Н.С Гороховы, Семен Васильевич Горохов, купец, содействовал ему в сборе этнографических материалов. Никита Семенович Горохов (1847-1895) - якут - краевед, ставший членом Якутского областного статистического комитета и ВСОРГО. И.А. Худяков стал его наставником, соратником и другом. Н.СГорохов собирал этнографические и фольклорные материалы, принимал участие в комплектовании коллекции Якутского отдела на Нижегородской выставке, впоследствии опубликовал статьи по якутской этнографии (шаманству, семейным обычаям) Для И.А. Худякова он являлся информатором и консультантом в научно-исследовательской работе. Влияние И.А. Худякова на него выражалось в расширении кругозора, систематизации самообразования, освоении методологии и методики краеведения, этнографии, поисковой работы.

Е.Н. Романова считает, что исследования И.А. Худякова во многом предопределили новые направления научного знания о народах В его работах заложен метод длительного стационарного изучения этноса, который стал одним из главных методов современной этнографии. Исследователем дано описание организационной структуры и традиционных форм культуры верхоянских якутов. Стационарный метод исследования позволил И.А. Худякову выделить проблему этнографии общения, которая только в современное время становится актуальной как особый раздел этнографии. Внимание современных исследователей привлекают такие составляющие этнографии общения, как стереотипы поведения, этноэтикет, стандарты традиционной коммуникации. И.А. Худяковым рассматриваются как нормы поведения, так и формы общения этноса. Интерес вызывает при этом методологический подход исследователя. Этноэтикет якутов рассматривается в контексте их мировоззрения, ритуально- мифологических представлений, этнической культуры. При этом исследователь касается многих видов коммуникаций (психологических, социологических, лингвистических, семиотических и др.), которые только в последнее время становятся объектами этнографического изучения. В работе И.А. Худякова мир культуры общения якутов представлен как целая система55.

Сибирский отдел РГО организовал Вилюйскую экспедицию (1854-1855), руководство которой было возложено на Р.К. Маака. Ричард Карлович Маак (1825-1886) имел ученую степень кандидата естественных наук, являлся членом-сотрудником СОРГО. Главной целью экспедиции являлось знакомство с Вилюйским округом Якутской области «в естественно - историческом отношении»56. В ее задачи входило историческое, этнографическое, статистическое, климатическое исследование округа. Главным итогом экспедиции явилась работа "Вилюйский округ Якутской области" Р.К. Маака, которая очень высоко оценивается в историографии за энциклопедический характер57.

Исследователь считал, что до прихода на Лену якуты жили на юге Сибири, по вероятности, у подножия Алтая или Саянского хребта. При этом им были привлечены антропологические данные. Автор указывал на присутствие среди якутов монгольского и тюркского типов. Последний тип Р.К. Маак считал более древним и редко встречающимся к середине XIX века Автор проследил влияние норм родового строя на административное устройство якутского общества. Он характеризовал его по схеме: семья-род-наслег во главе со старейшиной - улус во главе с улусной головой.

Становление советской этнографии якутов (1917 - 1940-е гг.)

После октября 1917 г. повысилась социальная значимость отечественной этнологии, которая нацеливалась на разработку проблем национальной политики и, перед которой ставились крупные прикладные задачи - изучение этнического состава бывшей Российской империи, создание на ее окраинах сети просветительских и культурных учреждений, развитие национальной письменности и литературы1.

В 1920-е гг. сложилась новая организационная структура научных и учебных центров этнологического профиля, наблюдается усиление интереса широких слоев населения к этнографии, на волне которого создаются различные краеведческие организации, научно-просветительские, также сугубо научные общества по изучению национальных культур, областные музеи, активно проводятся этнографические и лингвистические экспедиции.

Этнологические исследования 1917-1920-х гг. характеризуются переплетением теоретического и прикладного аспектов. Наблюдается обогащение научно-исследовательской проблематики разработками прикладного характера. Впервые выдвигаются этнографическая статистика и изучение племенного состава населения России, СССР; научная разработка проблем национальной политики; изучение сельского быта; изучение современности; методика этнографической работы; вопросы методологии и теории. Создается комиссия по изучению племенного состава России (СССР), которая осуществляла издание выпусков «Трудов КИПС». Как отмечает Т.Д. Соловей, в этот период в отечественной этнологии наблюдается теоретико-методологический плюрализм, т.е. взаимное сосуществование разных школ, течений, направлений, точек зрения.

В методологическом отношении по-прежнему доминировал эволюционизм, который постепенно вытеснялся новыми подходами и течениями, позаимствованными в основном у немецкой этнологии: антропогеография, диффузионизм, школа культурных кругов, культурно-историческая школа, психологическое направление немецкого народоведения2.

На рубеже 1920-1930-х гг. проводится радикальная структурная, кадровая и идеологическая перестройка этнологической науки, основанная на учении о формациях и укладах. Вырабатывается единый подход к пониманию предмета и задач этнографии. В обществе это приводит к резкой политизации интеллектуальной жизни и росту нетерпимости к любым проявлениям инакомыслия, в исторической науке - к утверждению принципа классового подхода.

В рассматриваемый период продолжалось этнографическое изучение Якутии. Это был период дальнейшего сбора, накопления и ввода в научный оборот новых сведений о народах Якутии. Под влиянием российской этнографической науки в эту работу активно включились местные кадры, усиливается интерес к своему прошлому, культуре. С 1920-х годов стали появляться работы местных авторов, посвященных тем или иным проблемам этнографии якутов. При этом следует отметить, что сбор материалов производился теми, кто хорошо знал язык, особенности быта коренного населения. В целом работы, появившиеся в данный период, имели описательный характер, что было обусловлено уровнем этнографической науки.

Этнографическое изучение якутов осуществляли, действовавшие в этот период, Якутский отдел Русского географического общества (1913-1930 гг.), Якутское краевое географическое общество (1922-1924 гг.), научно- исследовательское общество «Саха кэскилэ» (1925-1930 гг.) и Общество изучения Якутской АССР (1930-1938 гг.). Их целью являлось изучение географии, природных и народнохозяйственных ресурсов республики, языка, истории, этнографии и культуры ее народов. Руководили деятельностью обществ в 1920-1921гг. подотдел исследования Якутской губернии при отделе народного образования Временного Якутского губревкома (рук.-лингвист С.А. Новгородов), в 1921-1922 гг. -уполномоченный Якутского подотдела исследования Сибири при Сибревкоме (уполномоченный - Г.А. Попов), в 1922-1923 гг. и 1926-1930 гг. - научный отдел Наркомпроса (зав. - Г.А. Попов) .

Ввиду отсутствия средств, соответствующей материальной базы и недостатка квалифицированных научных кадров, этнографические исследования проводились не систематически, собранный материал в большинстве своем не публиковался. Тем не менее, в результате деятельности обществ издаются сборники трудов и материалов, в том числе работы по этнографии якутов: «Сборник материалов к изучению Якутии», «Записки Якутского географического общества», «Сборник трудов научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ», «Известия Якутского отдела государственного русского географического общества». «Сборник трудов общества изучения Якутской АССР»4.

В уставе Якутского краевого географического общества указывается, что он «имеет задачей научно-исследовательскую работу по изучению Якутского края и населяющих его народностей»5. При обществе действовала этнографическая секция, занимавшаяся сбором материалов по историческому фольклору и этнографии. Секцией была разработана «Программа для собирания этнографических материалов», хранящаяся в Национальном архиве PC (Я). В ней указывается на необходимость сбора материалов по таким видам хозяйственной деятельности, как охота и звериный промысел, рыболовство, скотоводство, сенокошение, земледелие. Особое внимание обращается на сбор материалов по семейному быту и при этом рекомендуется учитывать «роды, крестины, воспитание детей, игры подростков и взрослых, смерть и погребение, суеверия и гадания, амулеты». Отдельными пунктами указаны: «Поселения, постройки, жилище и его принадлежности»; «Одежда и украшения»; «Техники в народном быту (обработка камня, рога и кости, дерева, кожи, металлов, глины)»; «Пища и напитки»; «Народная медицина»6. Активно участвовали в работе общества М.И. Шадрин (библиотекарь общества), археолог Е.Д. Стрелов, историки М.А. Кротов (секретарь) и Г.А. Попов (председатель общества). На заседаниях общества были прочитаны доклады «Предки якутов» Г.А. Попова, «Трощанский как якутолог» М.И. Шадрина, одно заседание было посвящено исследовательской деятельности В.М. Ионова7.

В 1924 г. на базе отдела РГО и краевого географического общества создается Якутский отдел РГО под председательством Г.А. Попова. Проводились совместные заседания членов краевого отдела РГО и исследовательской секции культурно-просветительского общества «Саха омук», созданного в 1922 г. (председатель - В.Н. Леонтьев). Отдел интересовался вопросами этнографии. Так, на его заседаниях были прочитаны этнографического плана доклады «О якутском национальном характере под влиянием русской государственной власти» Г.А. Попова, «Перенаселение как культурный фактор развития общества» В. Борисова, «О жизни туземных народностей Якутской АССР» П.В. Смирнова8.

Научно-исследовательское общество «Саха кэскилэ» создано по инициативе правительства Якутской АССР в марте 1925 г. В уставе указывается, что «Общество «Саха кэскилэ» действует согласно своего устава и в частности на правах филиала «Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока», ставя аналогичные с ним цели и задачи в пределах ЯАССР. Общество имеет целью объединение на территории ЯАССР лиц, научно работающих в области изучения Якутии...»9. Председателями совета общества работали П.А. Ойунский (Слепцов) (1925-1926 гг.), М.К. Аммосов (1927-1928 гг.).

Деятельность общества проходила по трем направлениям: собственно исследовательская, содействие отрядам Якутской, экспедиции АН СССР и помощь Якутскому краеведческому музею. Печатный орган общества выпустил пять сборников научных трудов, в которых опубликованы работы по этнографии саха. В составе общества имелась этнографическая секция, которой руководил Г.А. Попов. Секция занималась сбором материалов по традиционной культуре саха, составлением инструкций по сбору образцов народного творчества и материалов о шаманизме. При секции работал этнографический кружок10.

В результате объединения общества «Саха кэскилэ» с Якутским отделом РГО в 1930 г. создается Общество изучения Якутского края.

Вышеуказанные общества сыграли позитивную роль в становлении научных кадров и учреждений, в развитии гуманитарных исследований. Из среды этих обществ вышла целая плеяда местных исследователей: СИ. Боло, А.Е. Кулаковский, Г.В. Ксенофонтов, И.Д. Новгородов, М.М. Носов, П.А. Ойунский, Г.А. Попов, И.В. Попов, Е.Д. Стрелов, А.А. Саввин.

Исследование проблем традиционной культуры саха в постсоветский период (1990-е г. - начало XXI в)

С начала 1990-х гг. происходят существенные перемены в отечественной этнологии. Процесс деидеологизации коснулся ее организационной структуры, проблематики этнологических исследований, кадров, содержания учебного процесса. Снимается идеологическая цензура, со стороны официальных инстанций устанавливается толерантное отношение к этнологии. Возобновляются международные связи отечественной этнологии, процесс ее вписания в мировое интеллектуальное сообщество. Утверждается теоретико-методологический плюрализм в этнологии, разрабатываются новые исследовательские подходы, создаются условия для свободного выражения мнений.

Проблема происхождения якутов поднята на новый уровень Анатолием Игнатьевичем Гоголевым. Им открыта «Кулун-атахская» археологическая культура конца XIII-XVI вв., носителями которой являлись скотоводческие группы южного происхождения в бассейне Средней Лены. Им было доказано, что археологическая культура кулун -атахцев является предшествующей культуре «малых домов» (XVI-XVII вв.), открытой академиком А.П. Окладниковым. На основе археологических и этнографических материалов, собранных в 1970-1980-е годы руководимой А.И. Гоголевым экспедицией Якутского госуниверситета в Центральной Якутии, на Вилюе и в Верхоянье, и опираясь на исследованиях предшественников, в 1993 г. опубликована монография «Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры)». Автором создана стройная концепция о происхождении и ранней этнической истории якутов и формировании якутской этнокультуры. Следует отметить при этом, что исследователь применил междисциплинарный подход, привлек широкий спектр материалов многих дисциплин. Этим он положил начало более широкого комплексного подхода при исследовании этнологических проблем в Якутии .

Аналогичный подход в 1990-е годы стал характерным для многих разработок в якутской этнологии. В этом смысле А.И. Гоголев поднял методологический уровень современных исследований на более высокую качественную ступень. Автор впервые выявил и обосновал «доэтнический этап» в формировании якутской этнокультуры (I тысячелетие до н.э. -начало I тысячелетия н.э.). При этом выделены этнические компоненты, принявшие участие в этногенезе якутов. По его мнению, именно древнетюркские племена теле и средневековые кипчаки сыграли особую роль в этом процессе23 Принципиально важен вывод А.И. Гоголева об участии еще в прибайкальский период этногенеза якутов тунгусо-маньчжурских и монголоязычных племен. В результате взаимодействия южных скотоводческих и местных охотничьих, в том числе палеоазийских, племен длительный процесс формирования якутов завершился в XV-XVI вв. в бассейне Средней Лены Выводы А.И. Гоголева подтвердили результаты генетических исследований, проведенных французскими учеными с университета им. Поля Сабатье (г. Тулуза). Генетическая экспертиза материалов якутских погребений проводилась в 2003-2007 гг. в рамках международного проекта по изучению генофонда якутов дохристианского периода .

Вновь исследователей привлекает теория об автохтонном происхождении якутов. Анализируя новейший археологический материал, А.Н. Алексеев выдвигает тезис о преобладающем участии автохтонных племен в формировании саха и сохранении в значительной мере в его культуре, антропологии палеоазиатских пласта. Наличие автохтонных элементов он обнаружил на керамике кулун-атахской культуры XIV-XVI вв., кумысной сосуде и антропоморфных украшениях якутов, т.е. проследил от неолита до средневековья239.

В последние десятилетия объектом целенаправленного исследования стал мировоззренческий аспект якутского ритуала, отражающий глубинные пласты традиционной культуры якутов. Приоритет в этом направлении принадлежит Е.С. Новик, которая на основе комплексного анализа, на междисциплинарном уровне выявила диалогическую природу основных ритуалов шаманской традиции якутов и определила их знаковый характер240. В работах исследователей сделаны попытки реконструировать и проанализировать такие религиозно-мировоззренческие основы якутской традиционной культуры, как категории традиционной картины мира, представление о человеке, пантеон божеств, ритуально-культовая практика241.

Процесс складывания якутской этнокультуры А.И. Гоголев условно делит на два этапа - «доэтнический» и реально-исторический. На первом этапе сформировались предпосылки возникновения определенных компонентов будущей якутской культуры. Истоки традиционной якутской культуры, по мнению исследователя, восходят к общей региональной культуре кочевых племен, в том числе ираноязычных. На данном этапе этногенеза якутов начинается формирование религиозно мировоззренческой основы якутского традиционного ритуала.

В подтверждение данного тезиса исследователь проводит аналогии и параллели в духовной культуре кочевых народов Евразии и якутов: обожествление солнца, почитание коня, концепция пантеона основных божеств «айыы» и мирового дерева, лсульт предков, праздник «ысыах», погребальный ритуал, золатоиадьные--представления. На следующем этапе формирования якутского традиционного ритуала, охватывающем древнетюркскую эпоху, складывается основа будущей ритуальной традиции якутов: ритуалы жизненного цикла, коневодческий, земледельческий, военный и шаманский ритуалы. На третьем этапе формирования ритуала якутов оформляются скотоводческий, промысловый и строительный ритуалы. Завершение в XV - середине XVI в. процесса формирования якутов означало также складывание их традиционного ритуала Здесь уместно отметить, что в последние годы якутские этнографы во главе с А.И. Гоголевым совместно с Варшавским университетом вели разработку темы «Современные этнокультурные процессы в центральных и северных районах Якутии». В 2006 г. в Институте этнологии Варшавского университета был проведен заключительный семинар и составлен тематический сборник «Якутия: 100 лет после В.Л. Серошевского»243.

Работа П.А. Слепцова «Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX - начало XX вв.)» является первым монографическим исследованием брачно-семейных отношений, традиционной обрядности якутов244. В ней на основе архивных и письменных источников, экспедиционных материалов исследуются традиционные формы брака и семьи; рассмотрены в эволюции институты калыма и приданого, традиционное право наследования и процесс развода; систематизированы свадебные, семейные и родильные обряды. Исследователь делает вывод о том, что в XIX- начале XX в. главной формой заключения брака у якутов являлся брак по сватовству путем уплаты калыма, кроме того, некоторое распространение имели браки «убегом» (кюрэтии). Автор отмечает, что институты калыма и приданого претерпели определенные изменения по содержанию, размерам и стоимости, степени обязательности выплаты. По его мнению, со второй половины XIX в. происходит падение значения института калыма, а с начала XX в. - института приданого. Основной формой семьи являлась малая индивидуальная семья.

В развитии якутского традиционного права наследования выделяется два периода: первый охватывает время до второй половины XIX в., когда значительную роль продолжали играть патриархальные пережитки, второй охватывает время со второй половины XIX - начало XX в., когда имущественное право претерпело заметные изменения. Обрядовый комплекс свадебного церемониала, по мнению исследователя, объединял пять подструктур обрядов, выполняющих разные функции: экономическую, религиозно-магическую, демонстративно-символическую, развлекательно-игровую и социальную .

С середины XIX в. обрядовый церемониал традиционной якутской свадьбы упрощается. На основе принципа деления по культам, по контингенту исполнителей, по цикличности выполнения исследователь классифицирует традиционные якутские семейные обряды на единичные, календарные, постоянные.

Автор отмечает, что традиционные семейные обряды выполняли продуцирующую, оградительную, контактную и другие функции и носили индивидуальный, групповой и коллективный характер246.

Традиционная родильная обрядность якутов включала пять групп обрядов, связанных с рождением ребенка и среди них основное место занимали обряды, связанные с культом богини-покровительницы детей «Айыысыт». Родильные обряды выполняли продуцирующую, очистительную и другие функции, носили в основном индивидуально-групповой и реже - коллективный характер. На основе структурно-функциональной характеристики традиционной обрядности и сравнительно-сопоставительного анализа основных комплексов традиционной обрядности якутов с материалами других тюрко-монгольских народов Южной Сибири, Средней Азии и Казахстана выявлены этногенетические и этнокультурные связи предков якутов с древними этносами данных регионов.

Похожие диссертации на Отечественная историография этнографии якутов : XVII - начало XXI вв.