Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэма "Шахнаме" Фирдоуси как источник по изучению этногеографии, истории и культуры ираноязычных народов Омид Шива

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омид Шива. Поэма "Шахнаме" Фирдоуси как источник по изучению этногеографии, истории и культуры ираноязычных народов : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Омид Шива; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2013.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/157

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Географические сведения «Шахнаме» о территории обитания ираноязычных народов 18-83

1. Точка зрения Фирдоуси о странах Восточного Ирана и окружающего его мира 18-63

2. Этногеография Ирана и Турана в «Шахнаме» 64-83

Глава 2. Поэма «Шахнаме» как источник по изучению истории и культуры ираноязычных народов 84-143

1. Сведения «Шахнаме» о правлении четырех царских династиях и центральная идея Фирдоуси о «фарре» 84-105

2. Праздники, обычаи и традиции в «Шахнаме» как один из основных источников по изучению духовной культуры древних иранцев 105-115

3. Мифы иранцев и восточных иранцев и их отражение в «Шахнаме» 116-138

Заключение 139-148

Список литературы 150-157

Точка зрения Фирдоуси о странах Восточного Ирана и окружающего его мира

В «Шахнаме» Фирдоуси приведено около 325 географических названий и строений. Некоторые из них повторяются очень часто — такие как: Иран, Китай, Туран, Рум (Византия). Некоторые названия, такие как: Бише, город Чин, пустыня Муган, Алмасруд, встречаются один или два раза. Следует отметить, что, приводя эти цифры, мы опираемся на «Шахнаме» московского издания.

Некоторые географические названия, встречающиеся в «Шахнаме», неизвестны до сих пор и их местонахождение не удалось установить. Например, такие как: Алмасруд, Сагсар, Талиман, Обмим, гора Калу, Майхинд и др.1

Один из важных работ, где доказана правдивость множества географических сообщений Фирдоуси в «Шахнаме» является работа русского ученого Г.В.Птицына «К вопросу о географии «Шахнаме» . Ни один серьёзный ученый, изучающий города и стран, упомянутые в «Шахнаме», не может пройти мимо указанного труда Г.В.Птицына. Последний с необычной легкостью верно локализует города и реки Мавераннахра, упоминаемые в «Шахнаме».

Г.В.Птицын отождествлячет область Висагирд с областью Вашгирд. Город Вашгирд, вернее его остатки расположены ныне в километре на юг от центра Файзабадского района в Таджикистане, вблизи гробницы шейха Хатама Асамма.

Г.В .Птицын указывает на поразительную точность описания местонахождении некоторых городов Мавераннахра со стороны Фирдоуси. Например, указывая на сообщение Фирдоуси в «Шахнаме» о том, что Бахрам Гур идёт на Амуй, переправляется через Джейхун, проходит Фараб и доходит до Мая и Марта, он пишет: «Если убрать союз «вов» (Г.В .Птицын имеет ввиду союз «и», употребившийся в данном отрывке «Шахнаме между словами «Май» и «Марг». — У. Ш), мы получим чтение «Маймург» (или «Маймарг»), - хорошо известное название одного из согдийских княжеств».

Г.В.Птицын ссылаясь на «Туркестан» В.В.Бартольда, верно отождествляет Парак или Тарак Фирдоуси с рекою Чирчик, в бассейне которой расположена область Чач. Здесь же он отмечает, что Фирдоуси дважды напоминает старое название Сыр-дарьи, то есть «Гулзарриюн».

Во времена Фирдоуси тюрки проявляли очень большую активность в завоевании городов Мавераннахра. В арабоязычных источниках их центр приводится как Каджгарбаши. Г.В.Птицын, ссылаясь на работу В.В.Бартольда «Туркестан», пишет, что 17 августа 992 г. Бограхан, возвращаясь из Бухары в Каджгарбаши, умер по дороге. По мнению Фирдоуси, г. Каджгарбаши являлся очень важным центром тюркских кочевников. Этот город являлся также резиденцией Бижана, сына Тархана, сражавшегося в начале с Йаздигердом III в 650 г., а затем и с Маху ей, правителем Мерва. Ещё до этого Сиявуш, направляясь к Афрасиябу переходив Джейхун, проезжает через Термез, Шаш в Каджгарбаши . Как мы видим, Фирдоуси очень точно знал местонахождения основного центра тюркских кочевников. Далее, ссылаясь на работу Й.Маркварта 1914 года, Г.В. Птицын указывает, что в 5 фарсахах (30 км) за Таразом расположено место летовки карлуков, что весьма возможно там находился центр кочевников -Каджгарбаши (или Кучкарбаши).

Заканчивая отождествление Кушании и Бухара , Г.В.Птицын указывает, что «наиболее трудным оказывается отождествление с какой-либо реальной местностью Ганг (Канг, Кангдиж), столицы Афрасияба и Сиявушгирда. Канг «Шахнаме» расположен по ту сторону Гулзарриюна, за Шашем (Чачом) и Испиджабом»2. Изучив примерное расположение Канга по разным источникам, Г.В.Птицын приходит к мысли, что «Канг должен быть сопоставлен, с одной стороны, с областью Kangha, упоминаемой в Авесте, лежавшей в среднем течении Сыр-дарьи, с другой стороны - с Кангюем китайских источников»3.

Действительно, мы находим важные сведения в китайских летописях о существовании многих городов и областей, расположенных по обеим берегам Сыр-дарьи. То есть, в существовании города Канга нет никаких сомнений. Это реально существующий город, а не плод фантазии поэта.

Что касается определения местоположения города Сиявушгирда, то об этом Г.В.Птицын пишет: «По представлениям источников Фирдоуси, Сиявушгирд находился в районах, близких Шашу (Чачу) и Согду. Местное предание приписывает Сиявушу основание Бухарской крепости, и вообще связывает Сиявуша с Бухарой и её районами (Наршахи)»4. Другими словами, возможно, Сиявушгирд - это древний Бухара.

Приведенные выше отождествления и исследования Г.В.Птицына указывают насколько точен был Фирдоуси и как хорошо он знал географию Мавераннахра.

В «Шахнаме» имеется также ряд географических названий, относительно идентификации которых мнения исследователей расходятся. Примером могут служить горы Албурз и город Мазандеран.

Гора Албурз упоминается еще в Авесте как первая гора, вышедшая из недр земли и включавшая в себе все западные и восточные страны. В пехлевидских писаниях также написано, что Ахурамазда первым делом создал гору Харбарз (Албурз). Следует отметить, что в книге «Худуд ал-алам мин ал-машрик ил ал-магриб» и в книге Истахри «Масалик ал-мамалик» гора Албурз не упоминается. Хамдуллах Муставфи в своей книге «Нузхат ал-кулуб» называет горы Албурза Кавказскими горами или горами Каф. Действительно гора Албурз (Элбрус) расположена на Кавказе.

Что касается Мазандерана, то по тому описанию, которое дается в сказании о Кай-Кавусе, точно определить его местонахождение невозможно.

В «Шахнаме» Абумансури тоже упоминается это название: «Место восхождение солнца называется Бохтар, место заката называется Хавар, а города Шам и Йемен называются Мазандеран... Говорят, Египет относится к Мазандерану».1

В «Истории Табари» написано, что Мазандеран числится на южной границе. То же самое говорится в «Истории Табари», а также в книге «Руян и Мазандеран», автором которой является Захир ад-Дин Мар аши. Фаридун Джунайди считает, что Мазандеран и есть горная территория Табаристана. Доктор Садек Каяниз предполагает, что Мазандеран находится где-то в Индии.2

Другой интересный факт, который стоит отметить, - приведенные в «Шахнаме» имена собственные порой совпадают с названиями племен или народов, от которых и произошли некоторые географические названия. Примером могут служить такие имена как: Ила, Барузила, Бураб, Тахар, Катаюн, Хазан, Манушан, Кашани и др.3

В частности, в следующем эпизоде «Шахнаме» звучит несколько таких имен.

После знаменитого боя под названием «Двенадцать рухов», где Гударз убивает туранского полководца Пирана, разгневанный Афрасияб клянется отомстить Кай-Хосроу. Он переправляется через реку Аму и идет походом против Кай-Хосроу. Кай-Хосроу тоже собирает войско, в которое входят и такие доблестные богатыри как Рустам, Гударз, Гив и Туе. Этот бой Афрасияб проигрывает и, в гневе налетев на иранское войско, убивает нескольких воинов. Кай-Хосроу хочет напасть на Афрасияба, но Гарсеваз помогает Афрасиябу убежать. После побега Афрасияба трое туранских воинов - Истакил, Айла и Барузила - хотят сразиться с Кай-Хосроу. Иранский владыка убивает Истакила и начинает сражаться с шахом Айла.

В других сценах «Шахнаме» Фирдоуси топонимы Айла и Барузил больше нигде не встречаются. В книге неизвестного автора «Худуд ал-алам мин ал-машрик ил ал-магриб», написанной в 938 году, Айла упоминается в следующем контексте: «Есть речка под названием Айла, которая берет свои истоки с гор Аргадж и вливается в реку Абскиик».1 Надо отметить, что горы Аргадж - это цепь гор Тянь-Шаня, которые расположены в Западном Китае. А речка Айла - это река Или на территории Семиречья, которая впадает в озеро Балхаш, или имеется ввиду река в Джунгарии.

Имя Барузила тоже встречается в других источниках в нескольких вариантах как географическое название. В частности, в книге «Маджма-ат-таварих ва ал-кисас» - в форме «Барзайла»2, в «Худуд ал-алам» - в форме «Бахзулла» или «Барчула». Ибн Руста тоже упоминает это название — как «Барсула».3 Минорский указывает, что такое название носит железнодорожная станция между Киевом и Одессой.

Можно сделать вывод, что название племени или страны в некоторых местах «Шахнаме» Фирдоуси приводилось как имя какого-нибудь героя.

Этногеография Ирана и Турана в «Шахнаме»

В этом параграфе мы рассмотрим вкратце места расселения восточных иранцев и соотношение Ирана с Тураном (Хорасаном и Мавераннахром) в соответствии со сведениями «Шахнаме» и его источников.

Понятие «Восточный Иран» включает в себя обширную территорию расселения иранских народов, начиная с древнейших времён и до X века н.э.

В Авесте говорится: «Первая красивая страна, которую создал я, Ахурамазда, - это Иранвидж, которая стоит на берегу реки Дайтия». Мифический Иранвидж - это страна Ариев, арийских племен, предков современных иранских народов: иранцев и таджиков.

Иранский ученый Резаи в своей книге «Десятитысячелетняя история Ирана» пишет, что арийцы в конце II века до н.э. и в начале I века н.э. пришли в Иран и смешались с местным населением.2 Лукас в своей книге «История культуры» отмечает, что арийцы Мидии и Персии смогли создать в Иране государство мирового значения. Ф.Джунайди полагает, что арийцы были людьми спокойными и любящими природу.4 Только В.Чайлд, среди исследователей, считает арийцев дикими грабителями.5

Суть вопроса по этногеографии Ирана и Турана заключается в том, чтобы выяснить, откуда и когда появились иранские племена в Иране и Средней Азии, где их прародина и когда они мигрировали и по каким местам они мигрировали в Иран и Восточный Иран, где жили другие народы, упоминаемые в «Шахнаме». Эти вопросы давно исследовались десятками учеными и ими высказаны различные мнения. Мнения указанных ученых рассмотрены в прекрасные работы Э. А. Грантовского и Б.Г. Гафурова.1

Что касается вопроса прародины иранских племен «Арянам-вайджах» (Арийский простор) некоторые ученые (И. Маркварт, А. Кристенсен, СП. Толстов и другие) считают, что это Хорезм (хотя Хорезм как отдельная страна упоминается в Авесте). По мнению академика Б. Г. Гафурова, «территория арийских (а затем иранских) племен простиралась на севере до лесной полосы между Поволжьем и Западной Сибирью». Нам кажется, данное мнение наиболее близко к истине, потому что в самом Авесте говорится: «Первой доброй страны, которую, я, Ахура Мазда, сотворил это было Иранвидж на берегу доброй реки Дайтии...Там (в течение) десяти месяцев - зима и (в течение) двух месяцев - лета. Даже в продолжении этих двух месяцев воздух для воды, земель и деревьев является холодным». (Вандидад, фаргард I).4

От приведенных предложений отдает холодом Сибири, а река Дайтия возможно это река Оби или Лена. Э.А.Грантовский указывает на большие территории которых занимали иранские племена: «В I тысячелетии до н.э. иранские племена и народы были распространены на значительной территории нашей страны - от границ Китая до Дуная и от лесостепной и степной зоны до южных границ. Где-то в пределах этой территории находилась и древняя родина ираноязычных племен».5 Однако до сих пор многие ученые считают, что прародиной иранских племен является Средняя Азия и области и к северу от нее. В пользу этого говорит географический материал, содержащихся в самой Авесте.

Что касается вопросы миграции иранских племен и народов со своей прородины в Среднюю Азию и Иран здесь большинства исследователей единодушны в том, что это имело место в конце II - начале I тысячелетия до н.э.1 Изучая имеющегося материала Э. А. Грантовский приходит к выводу, что «ираноязычное население уже было широко распространено в Западном Иране в IX-VIII вв. до н.э., то есть задолго до киммерийско-скифских вторжений и создания мидийского царства. До второй половины VIII в. до н.э. можно говорит о полном преобладании иранского этнического элемента во многих областях Западного Ирана».2

Также существуют различные мнения о путях проникновения ираноязычных племен в Иран и в Среднюю Азию. Имеются мнения о том, что ираноязычные племена мигрировали в Иран и через Кавказ. Этого мнения придерживаются многие, в том числе и сам Грантовский Э. А. Однако Б.Г. Гафуров считал, что иранские племена в Иран мигрировали из Средней Азии. Но он допускает, возможность продвижения ираноязычных племен в Иран как из Средней Азии, так и через Кавказ.3

Во времена Саманидов (при Исмаиле Самани) Иран был завоеван Саманидами и включен в состав их государства, столицей которого был город Бухара - сердцевина среднеазиатского региона в исламском и доисламском периоде. Из дальнейших попыток иранских правителей включить Среднюю Азию в состав своих владений можно отметить попытку Надир-шаха завоевать Бухару. В 1739 г. завоевав Индию, Надир-шах подчинил Синд и двинулся в Мавераннахр, состоявший из отдельных ханств, между которыми шла непрерывная борьба. В 1740 г. Бухарское и Хивинское ханства были включены в состав государства Надир-шаха. Однако после убийства Надир-шаха в Иране мангыти захватили власть в Бухару.

Фирдоуси в «Шахнаме» больше всего упоминает об Иране и Туране, но он упоминает о таких странах как Индия и ее областях, о Чине (Китае) и Мачине, Армении о таких этносах как буртаси, тюрков и руссов, арабов.

Рассмотрим некоторые местности, которые раньше, при царствовании ахеменидских царей Кир II (559-530 гг. до н. э.) и Дарий III (336- 330 до н.э.). входили в состав древнего Ирана. Это нынешний Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и часть Афганистана. Территория, которую арабы называли Мавераннахром, была частью государства, созданного Киром и Дарием. Действительно Киром II были завоеваны значительные части территории Центральной Азии. Но он во время своего похода вглубь центральноазиатского региона был убит массагетами в 536 г. до н. э. Позже эту территорию после покорения Ирана захватил Александр Македонский и она стала частью Греции (Бактрия).1 Два века правления греков очень интересовали историков Западной Европы.2

Геродот был одним из первых историков, сообщавших о Центральной Азии и населявших ее народах. Но есть еще более древний источник -«Авеста», который тоже дает нужную информацию. Другой древний источник - это Бесутунская надпись, сообщающая об Ардашире II и его государстве. Во всех этих источниках говорится о Центральной Азии, ее народах, приводятся географические и этнические названия, такие как: Маргиана, Парфия, Хорезм, Согд на протяжении многих веков.

А.Беленицкий также упоминает о первых арийцах, живших на Памирском плато, о Хорезме и восточном побережье Каспийского моря, о существовании ранних поселений в этой местности где проживали первые арийцы.4

Таджики были выходцами из Восточного Ирана. Их родиной был Великий Хорасан, входивший в состав Средней Азии, большая часть нынешнего Афганистана, восток и северо-восток нынешнего Ирана.

В древние времена и до начала средних веков эти территории назывались Ираном. Слово «Иран» означало «арийцы», потому что жители этой страны в основном были арийцами. В «Шахнаме» Фирдоуси многократно упоминается Мавераннахр (Вараруд, Туран) и его города как место обитания иранцев.

Древних иранцев связывают общие корни и с индусами. По мнению Р. Херцфильда, индоарии, после ухода из своей прародины, вместе с «авестийскими иранцами» и другими иранцами долго жили на юге Средней Азии, в Афганистане и соседних районах, а затем ушли в Индию (даты Ригведы: 1200-1000гг. до н.э.).1 Про эту страну в культуре разных стран написано: «Городская жизнь существовала в Индии задолго до того как мы ее представляем. Они строили огромные города с коммуникацией и вели торговлю с близкими и дальними городами».2

Индия граничит с Бангладешом на востоке, с Китаем на юге, с Пакистаном на востоке и севере, но до недавнего времени - почти до середине XX в. Пакистан и Бангладеш входили в Индию.

В «Шахнаме» много раз говорится про Индию:

Был муж именитый в Индийской стране,

Он счета не ведал войскам и казне.4

Чаще остальных в «Шахнаме» упоминаются индийские города и области Кашмир и Канаудж:

Ответ был: «И Рума и Хинда он царь,

Всех стран от Каннуджа до Синда он царь».5

Самый распространенный язык на севере Индии - это язык хинди; язык урду больше распространен среди мусульман Индии. На юге Индии распространено много разных языков.6

Сведения «Шахнаме» о правлении четырех царских династиях и центральная идея Фирдоуси о «фарре»

В целом, в «Шахнаме» рассказывается история правления четырех династий: Пешдадидов, Каянидов, Ашканидов и Сасанидов. В данной главе мы сопоставим сообщения Фирдоуси с данными Бал ами, который пользовался сообщениями «Большой Шахнаме» Балхи.

Пешдаднды - первые десять мифических падишахов Ирана, которые правили страной две тысячи лет. Из их числа Каюмарс был первым падишахом Ирана, который правил тридцать лет. Каюмарс - на персидском языке, Каюмард - на языке пехлеви, Каюмратан - в Авесте, был первым человеком в мифологии маздеизма и первым шахом в «Шахнаме». Имя «Каюмарс» на языке Авесты составлено из двух частей: Каю - «жизнь» и марси - «умирающий». Каюмарс, облаченный в тигровую шкуру, восседал на своем троне в пещере горы. Он был первым шахом, который в течение 30 лет заботился о благоустройстве мира. Ангел Суруш известил Каюмарса о том, что его сын Сиямак погибнет от руки черного дива, он под руководством Суруша и при поддержке своего внука Хушанга (сына Сиямака) и армии диких зверей уничтожил дива.1

Одна из центральных идей в «Шахнаме» Фирдоуси - это идея «фарр» -своеобразная сила и мощь, по Р.Фраю «державная слава». По-видимому более близок к истине перевод слово «Farnah» фарр как «небесная благодать» Э.А. Грантовским. Интересно, что «фарр»-ом невозможно обладать силой. Владельцы фарра - древние цари Ирана могли предвидеть неладное и могли предотвратить предстоящие трудности. Фарр был создан Ахурамаздом для улучшения жизни людей ещё в космосе и подарен первочеловеку и первоцарю Каюмарсу2.

Каюмарс передал фарр своему сыну Тахмурасу, а последний - Хушангу. По Бал ами Хушангу было 7 лет, когда он с помощью божественного фарра убил льва. Затем Хушанг передал фарр Джамшеду. Джамшед сев на престол, благословил:

Он молвил: «Изеда со мной благодать, Мне быть и мобедом и шахом подстать!».4

Фарр долгое время защищал сыновей Каюмарса от вредных воздействий и козней Ахримана, выступавшего иногда как Заххак, а иногда как Афрасияб. А Джамшед впоследствии возгордился, не смог выполнить требования фарра и наконец потерял его. Об этом Фирдоуси писал: Его разлучил с благодатью Изед, И царь содрогался в предчувствии бед.5

В результате, народ Ирана подвергся притеснению Заххака. Впоследствии лишь Фаридуну удалось приобрести фарр и разбить Заххака. Однако вскоре его сыновья вновь потеряли фарр. Дело в том, что Фаридун распределил свою страну на три части между своими тремя сыновьями - Салмом, Туром и Ираджом. Салм и Тур, сговорившись убили своего младшего брата Ираджа и в результате этого гнусного поступка потеряли фарр.

Позже царским фарром владел Кай-Кавус, царь Ирана. Царь Турана -Афрасияб с целью захвата фарра напал на Иран, но фарр в лице Сиявуша -сына Кай-Кавуса смог ворваться в Туран.6

Гениальность Фирдоуси заключается в мастерском пользовании идеи фарр и этим разделить идеи добра от зла, хорошего от плохого.

Хушанг - царствовал сорок лет. Он открыл тайну огня, устроил праздник сады. Шах Хушанг научил людей земледелию, орошению полей, искусству добывания металлов и изготовления металлических доспехов и оружия. Также он научил свой народ скотоводству, приготовлению пищи на огне и хлебопечению.1 По Бал ами, Хушанг правил 500 лет. Некоторые авторы обвиняют его в том будто он поклонялся идолам, что по мнению Бал ами это абсолютно неверно. Вообще часто сведения Бал ами о мифических царях Ирана отличаются от сведения Фирдоуси - особенно в сроках правления шахов.

Тахмурас сын Хушанга - покоритель дивов, правил тридцать а, по Бал ами 400 лет.3 После его победы над дивами ему дали прозвище Дивбанд -покоритель дивов. Он продолжает традицию своего отца. Он укрощает зверей. В делах ему указывает путь Шайдаст. Он соглашается освободить всех плененных дивов, за это они учат его новому ремеслу - грамоте.

После Тахмураса на трон взошел его сын Джамшед, который считается одним из мифических падишахов, корни которого уходят в далекие времена. Его имя приводится в Авесте, в пехлевийских источниках и в рукописях исламского периода. В мифологии Ирана ему приписывают великие дела. В «Шахнаме» Джамшед показан как мудрый правитель. Но в конце из-за тщеславия и эгоизма он теряет свой авторитет, фарр покидает его и он погибает от руки Заххака: Велел беглецам распилить пополам, Конец положив его дням и делам.4

По Бал ами, Джамшед приказывает, что каждое сословие должен заниматься своим делом.5 Многие годы своей жизни он посвятил строению домов из кирпича, изготовлению парфюмерии, драгоценных украшений и лекарств. Он строит корабли, путешествует в дальние страны. Однажды он приказывает дивам, чтобы те вознесли его трон в небеса. В этот день собрались все люди, и этот день, то есть первый день месяца фарвардин, стали называть «новым днем». В день хурмузд месяца фарвардин Джамшед впервые сел слушать жалобы своих подданных после чего этого дня сделали «Навруз»-ом и теперь (праздновать) этот день стал для нас обрядом.1 Во времена правленимя Джамшеда народ живет в довольстве и не знает, что такое смерть. Но Джамшед, видя все это, становится гордым и заносчивым. Знатные люди отвернулись от него и в течение 23 лет держали войска вдалеке от Джамшеда.

Затем войска Ирана выступили против Джамшеда и после его побега избрали правителя арабов Заххака своим падишахом. Позже Заххаку удалось поймать Джамшеда, и по его приказу он был распилен надвое.

Заххак правил долгое время и по его приказу каждый день во дворец приводили двоих молодых людей и убивали, чтобы накормить их мозгами змей. Так продолжалось, пока поварами не стали двое молодых людей — Армаил и Кармаил, которые каждый раз тайком освобождали одного из приговоренных и отправляли в пустыню.

Заххак из своих ужасных снов узнает о Фаридуне, который восстанет против него и отомстит за отца и за свою кормилицу - корову Бармая. Шпионы, которые немедленно были отправлены на поиски Фаридуна, вернулись ни с чем.

Фаридун родился от брака Обтина и Фаранак. Мать, боясь гнева Заххака, отдает своего сына одному пастуху. Три года Фаридуна вскармливают молоком коровы, которую зовут Бармая. Потом они бегут в Индию. А Заххак, найдя корову, убивает ее.

Заххак, узнав о гневе и ярости кузнеца Кавы, у которого убили семнадцать сыновей для кормления змей, освобождает последнего оставшегося сына, взамен он требует от Кавы подписать документ, где говорится о доброте и справедливости шаха. Каве в гневе покидает дворец. Привязав свой кожаный фартук к копью, он размахивает этим флагом и собирает народ в войско Фаридуна.

Фаридун восстает против тирана Заххака и, вплавь переправившись через реку Арванд, входит со своим войском в Бейтульмукаддас - священный город. Во дворце Заххака он узнает от сестер Джамшеда, что этот араб находится в Джадустане - местности, изобилующей колдунами. Управляющий делами Заххака по имени Кундроу сообщает ему, что Фаридун захватил его трон. Заххак тайно входит в город, чтобы убить Арнаваз - дочь Джамшеда. Фаридун его настигает и хочет палицей размозжить ему голову. Но Суруш не позволяет ему это сделать. По совету Суруша Фаридун приковывает этого деспота к скале в горах Демавенда. Согласно же Бал ами, Фаридун в бою убивает Заххака.1

Фаридун царствовал пятьсот лет. Он был из династии Пешдадидов. С помощью кузнеца Кавы победив Заххака, он стал правителем мира. Разделив свое царство на три части, он отдал их своим сыновьям Салму, Туру и Ираджу.

Фирдоуси рисует Фаридуна справедливым и великодушным падишахом. Но его старшие сыновья коварно убивают младшего, что приводит к затяжной войне.

Манучехр - внук Фаридуна от его двоюродного брата Пашанга и служанки Махафарид - выступает мстителем за Ираджа. Малолетнего Манучехра Фаридун отдал на воспитание богатырю Саму. Возмужавший Манучехр вместе с такими богатырями как кузнец Каве, его сын Каран, Сам, Нариман идет в бой против Салма и Тура и убивает их. Фаридун вручает престол Манучехру и прежде чем перейти в иной мир назначил преемником своего сына Нузара. Важние сведения о боях между Манучехром и Афрасиябом приводит Бал ами, согласно которых Афрасияб в течение 10 лет держал в осаде Манучехра в городе Амуле Табаристанской. Затем был заключен мир. Стрелок Араш определил своим выстрелом границы Ирана до берега Аму, куда упала его стрела.2

Мифы иранцев и восточных иранцев и их отражение в «Шахнаме»

Изучение мифов имеет огромное значение, потому что культура и мифология изучаются в неразрывной связи. Не случайно доктор Бахар справедливо говорит, что то, что сейчас мы называем культурой, в былые времена находило отражение именно в мифах и обрядах. Поэтому современная культура человечества основана на мифах. Эпоха, которая давным-давно минула, играет огромную роль для создания современной истории и культуры.1

После окончания мифологической эпохи ее тема тоже изменяется, чтобы начала свое развитие историческая эпоха. Мифы и легенды горячо принимаются во всех веках, но по истечении времени, естественно, некоторые мифы забываются, а некоторые вливаются в историю и культуру.

Лучшим источником при изучении мифов является эпос. Мифы - это легенды о богах, тогда как эпос рассказывает о подвигах героев. Но эпические герои - это те же боги, которые вошли в сказания в образе людей. Другими словами, мифические боги вводятся в сказания двумя способами:

1. Иногда они самостоятельно действуют в мире эпоса, влияя на течение тех или иных событий. Ярким примером могут служить две древнегреческие поэмы «Илиада» и «Одиссея». В некоторых иранских эпических поэмах также можно встретить непосредственное участие богов в жизни людей. Например, в эпических произведениях на языке пехлеви рассказывается, что когда Афрасияб прервал водоснабжение Ирана, богиня земли Псандармад, чтобы помочь людям, в образе красивой девушки вошла в дом Манучехра. Афрасияб влюбился в нее и хотел посватать. Псандармад велела ему сначала вернуть воду в Иран, а когда Афрасияб выполнил ее желание, богиня земли вернулась в свои владения.2

2. Иногда боги «отдают» свои эпические деяния героям поэм. Другими словами, герои наделены божественными качествами и являются преемниками богов на земле.

Поэтому одна из основных задач, которую ставят перед собой исследователи мифов и легенд, - это найти сходство между мифическими богами и героями.

Мифология - это основная форма мировоззрения людей в древности. Стремление познать себя и окружающий мир, уяснить смысл и причины наблюдаемых в природе и обществе явлений, объяснить сотворение мира заставило древних людей создавать мифы. Мифы - это предания, которые берут свое начало с первых дней появления человечества, и их корни тесно связаны с природой и первыми людьми.1 Человек в своем сознании побеждает природу и, укрощая ее, дает ей образ. Мифические личности - это обожествленные силы природы, или олицетворение успехов человечества в освоении окружающей действительности, познании тайн огня, земледелия и т.д. С мифами тесно переплетаются легенды и предания, в которых образы исторических личностей приобретают сказочные черты, они наделяются необыкновенными способностями, общаются со сверхъестественными силами и существами и т.п. Мифы, и легенды дают богатый материал для изучения не только культуры, но и истории народа, так как в них в причудливой, зашифрованной форме запечатлены исторические этапы развития, пройденные им к тому времени.

Если исторические документы, летописи, записки передают то, что произошло в действительности в конкретное время в конкретном месте, то миф -это темная и затерявшаяся в пучине времени история. Другими словами, человеческая жизнь в течение долгих тысячелетий имело две стороны: можно сделать вывод, что история - это логика и интеллект, а миф - это обман, который приводит людей в изумление.

Историк пытается найти время и место а также - сущность происшествий. Чем больше усердия, тем больше успехов у историка. Но в мифологии все перевернуто вверх ногами. Мифологические феномены - это те происшествия, где время и место события искажены и потеряны. Самый основной признак превращения истории в миф - это искажение фактов. Когда все факты искажаются, и теряется место и время происшествий, исторический факт становится мифическим.

Тот, кто изучает мифологию, должен знать язык и логику мифов, и тогда он сможет постичь секреты мифов.1

Основной темой мифов всех народов было появление первого человека или первой пары человека в мире. В иранской мифологии и религии много говорится на эту тему.2 Иранская мифология имеет много общего с индийской мифологией, что свидетельствует о том, что индийцы и иранцы были выходцами из единого индоевропейского народа. В данном разделе мы попытаемся приурочить мифологическое развитие,человечества с данными современной археологической науки.

«Шахнаме» Фирдоуси, как уже было сказано, является настоящей сокровищницей иранской мифологии.

Этапы сотворения с точки зрения Фирдоуси.

Фирдоуси в начале своей поэмы в главе о сотворении мира и человека восхваляет разум и считает, что бог сначала сотворил именно разум:

Дар высший из всех, что послал нам Изед, Наш разум, - достоин быть первым воспет.4

Как учит религия маздаизма, «первым сотворением Ахурамазды было Благое Мнение, что на языке пехлеви звучит как «Вахман», а на языке дари как «Бахман».1 Бахман считается выдающимся месяцем. В «Гахан» он представлен сыном Хурмузда. Он проверял человеческие деяния на Последнем суде. Есть мнение, что Бахман в «Гахане» был заместителем Мехра, верховного бога арийцев.3

Далее были созданы небеса, вода. Когда кончились дожди, появилась суша, горы и деревья.4 После появляются люди:

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.5

Каюмарс в иранском мифе о творении был первым человеком и падишахом.6 На пехлеви это имя звучит как «Каюмард», но на письме оно передано как «Гаюмарс» или «Гаюмарт», «gayad maraatan», а в Авесте -«gayo marata», что значит «человеческая жизнь».7

В девяностом пункте «Фарвардин яшт» говорится: «Это он впервые сказал божественное слово против дивов». Он был прародителем арийцев, которые считали себя его потомками.9 Д.Халики нашел такое место в «Шахнаме», где Каюмарс показан первым человеком:

Не он ли нас душою одарил?

Не он ли Каюмарса сотворил.10

По религиозным текстам, это Ахурамазда сотворил Каюмарса и на 30 лет оставил его одного в горах. После смерти он оставил семена, и через 40 лет в том самом месте вырос ревень с двумя ветками. В 16-ый день Мехргана из этих двух веток появилась первая пара людей: Мехри и Мехрияне, и у них родились шесть мальчиков и шесть девочек. Каюмарса в пехлевийских и исламских текстах называют также Гулшахом. Потому что и он, и корова были созданы из глины, а их семена были из света. Каюмарс царствовал 30 лет, а прожил тысячу лет. Но по мнению автора другой «Шахнаме» - Абу Али Мухаммада ибн Ахмада Балхи, Каюмарс прожил на земле 3 тысяч лет.

Если от мифа о первочеловеке обратиться к историко-археологическим данным, то надо сказать, что цивилизация и культура Ирана берут свое начало с очень давних времен, по разным данным от 600 тысяч лет до 5 тысяч лет до н.э., о чем свидетельствуют, например, раскопки на реке Хорасан.1

В Иране в нижеследующих местах проводились раскопки, где и были обнаружены памятники культуры каменного века:2

1. В Белуджистане на трассе Лавез, Симин, Машкид (возраст находок около 100 тысяч лет).

2. Кирманшах: пещера Бисутун, пещера Хаар, западная долина Ширабада, Долина рыб, Убежище Варваси (возраст находок примерно от 100 до 75 тысяч лет).

3. Лурестан: территории Халилан (возраст находок от 100 до 80 тысяч лет).

4. Хорасан (возраст находок около 600 тысяч лет).

5. Фарс: территория Минаба.

6. Свод Кабуса: пещера Карама.

7. Мазандаран: пещера Гуту и Камарбанд.

8. Бахтияри: на площади каменного Ризакулиабада.

Похожие диссертации на Поэма "Шахнаме" Фирдоуси как источник по изучению этногеографии, истории и культуры ираноязычных народов