Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Сайнаков Сайнак Парпишоевич

Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира)
<
Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира) Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сайнаков Сайнак Парпишоевич. Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.09 / Сайнаков Сайнак Парпишоевич;[Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН РТ].- Душанбе, 2015.- 209 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Изучения этнографии Памира русским исследователями в XIX веке 21 – 97

1.1. Первые этнографические сведение о Памире в русской историографии 21 – 37

1.2. Начало целенаправленного изучения этнографии Памира 38 – 70

1.3. Этнографического исследование Памира в конце XIX века... 71 – 97

Глава 2. Достижение русских учёных в этнографическом исследовании Памира начала XX века 98 – 209

2.1. Место военно - административных представителей России в освещении этнографических особенностей народов Памира 98 – 123

2.2. Вклад русских востоковедов в изучение этнографии Памира в начале XX века 124 – 160

2.3. Русские учёные-естествоиспытатели о традиционной культуре и быта памирцев 161 – 179

Заключение 180– 188

Список использованных источников и литературы

Начало целенаправленного изучения этнографии Памира

Памир по своим этнографическим особенностям считается живым музеем древних таджиков и всегда привлекал внимания исследователей. Несмотря на это сведения о народах, проживающих в этом высокогорном крае, до 30-х годов XIX века еще оставались смутными и притом в отрывочных стадиях. Понятно, что в те времена наука этнография или этнология, только что отделилась от других социальных наук. Тем не менее, интерес к Памиру возрастал. Данная тенденция в особенности набирала темп в середины XIX в.

Согласно мнению И. Горненского «после рождения арийской теории, возникшей в 40-х годах XIX века с легкой руки востоковеда Макса Мюллера, который считал горы Центральной Азии местом прародины всего человечества, научный мир заразился поисками прародины ариев» .

Немецкий учёный К. Риттер, особенно оценивая роль этой местности в природе и человеческой цивилизации, отмечает, что «Меру (что значит лучезарное) есть середина земли и даже буквально означает центр или ось земли» … это «есть страна праведных после смерти и жилище гениев» .

Многие исследователи России того времени тоже утверждали, что именно Памир был в древности местом формирования не только арийской расы, но и прежде всего его славянской ветви (народы Рош, Руш, Рос). Например, востоковед М. Венюков отмечает, что «отсюда арийские предки наши» распространились в другие части земли.

Хотя на этом счет мнения современного российского путешественника И. Горненского, не являются бесспорными, тем не менее, приведенные им факты, о том, что спавший на ящике с книгами, друг Ф. Достоевского, космист Николай Фёдорович Фёдоров считал Памир священным местом для потомков Адама не могут не вызывать интерес. Этот чудак - философ считал это место – ось мира, первое место, где некогда остановился у появившейся суши Ноев ковчег, что на Памире «находятся могилы праотцев и бывший рай Эдем. Согласно апокрифическим преданиям, Ной после потопа вывез в эту землю прах первочеловека Адама, и в ней поныне покоятся забытые предки арийских и анарийских племён, потомков Иафета, Сима и Хама» .

Несколько раньше среди английских исследователей и путешественников тоже бытовали подобные предания. Например, Генри Юль пишет, что истоки Амударьи – «это место колыбель рода человеческого, о которой повествует Моисей и арийские предания. Оксус и Яксарт, считались по крайне мере в древности реками Адамова рая, и арабские писатели вследствие того дали им названия Джайхун и Сайхун (испорченные Гигон и Физон)» . Таким образом, исходя из своих военных возможностей и научного потенциала, английские и русские исследователи, начали серьёзно изучить этнографию Памира. Первые этнографические сведения о Памире в русской историографии, тоже в основном имели отрывочный характер, притом были заимствованы из работ зарубежных авторов. Один из первых источников, через которое в России получили знания по этнографии Памира, была работа Марко Поло . Место венецианца в освещении этнографии Памира достаточно рассмотрено в работах ряда исследователей . Таким образом, среди европейцев, Марко Поло считается первым исследователем Памира.

В период правление Петра Великого, и в начале его активной восточной политики, значительно возрос интерес к изучению Средней Азии в России. В 1716 Пётр направил в Среднюю Азию экспедицию во главе Бековича - Черкасского с окончательной целью открыть путь к Индию, окончившуюся безуспешно и трагично. Посланный с ним Александр Кожин, должен был, доставить грамоту Петра, индийскому правителю. А. Кожин до Индии не доехал. Бекович - Черкасский вероломно был убит, а Кожин с посольской свитой был взят в плен хивинцам . Таким образом, эта экспедиция не смогла собрать материалы, касающиеся Бадахшана. Несмотря на это, в 1718 году было отправлено ещё одно посольство во главе с итальянцем русским подданным Флорио Беневени. Согласно инструкции 10-го марта 1722 году он отправил своего агента в Бадахшан, в результате поездки в Балх и в Бадахшан, камердинер Миньер, собрал интересные сведения о Бадахшане, которые наряду с разведывательный имели и этнографический характер . Судя по сведениям, Петру уже был известен Бадахшан .

В 1732 г. майор Угримов, бывший в Джунгарии, собрал материал опросными сведениями о Бадахшане .

Академик Г. Миллер в 1733 – 1743 участвовавший в экспедиции по изучению Сибири в 1734 году, собирает опросные сведения о Кашгаре, которые опубликует лишь через шесть лет спустя, в которых даёт сведения о Памире .

В 1786 году вышла в свет записки русского унтер-офицера Филиппа Сергеевича Ефремова , их новое издание датируется 1955 годом. В его записках тоже встречаются сведения о Памире. Филипп Ефремов во время восстания Е. Пугачёва около Оренбурга, попал в плен в 1774 году «сначала у яикскими казаками, а затем – казахами которые увезли его в Бухару. Благодаря хорошим знаниям военного дела, он был взят на службу к Даниял - бийю. По поручению последнего ездил в Хиву и Мерв» . Участвовал в походах бухарских эмиров на Самарканд и Хиву, посетил Иран. Впоследствии ему все же удалось бежать из Бухары в Коканд, оттуда через Кашгар, Яркент и Тибет прошёл в Индию. Из Калькутты на английских кораблях прибыл в Англию и в 1782 г. вернулся в Россию. Описание его путешествий, является первой сводкой географических сведений о посещенных им странах, истории, быте и нравах населяющих их народов .

В 1813 – 1814 годах по Кокандскому ханству путешествовал российский посланник Филипп Назаров. Результаты путешествия он опубликует в 1821 году . Он, определяя границы Кокандского ханства, отмечает, что к югу он граничит с восточными горскими персиянами, называемыми гальчами или каратигинями, а к востоку областью Кашкариею . Из сведений Ф. Назарова мы полагаем, что автор не выявил таджикское происхождение каратегинцев, хотя он по мере возможностей и понятий того периода, в России правильно отдаёт им название как восточные персы.

Касательно вопросов торговых отношений в ханстве автор пишет, что они ведутся с Кашгаром, Бухарой, Китаем, Хивою и восточными горскими персиянами . Таким образом, он очень близко подходит к этнографическим границам Памира, к сожалению, он даже не упоминает о географическом названии и местоположении региона.

Этнографического исследование Памира в конце XIX века...

Памир по своим этнографическим особенностям считается живым музеем древних таджиков и всегда привлекал внимания исследователей. Несмотря на это сведения о народах, проживающих в этом высокогорном крае, до 30-х годов XIX века еще оставались смутными и притом в отрывочных стадиях. Понятно, что в те времена наука этнография или этнология, только что отделилась от других социальных наук. Тем не менее, интерес к Памиру возрастал. Данная тенденция в особенности набирала темп в середины XIX в.

Согласно мнению И. Горненского «после рождения арийской теории, возникшей в 40-х годах XIX века с легкой руки востоковеда Макса Мюллера, который считал горы Центральной Азии местом прародины всего человечества, научный мир заразился поисками прародины ариев» .

Немецкий учёный К. Риттер, особенно оценивая роль этой местности в природе и человеческой цивилизации, отмечает, что «Меру (что значит лучезарное) есть середина земли и даже буквально означает центр или ось земли» … это «есть страна праведных после смерти и жилище гениев» .

Многие исследователи России того времени тоже утверждали, что именно Памир был в древности местом формирования не только арийской расы, но и прежде всего его славянской ветви (народы Рош, Руш, Рос). Например, востоковед М. Венюков отмечает, что «отсюда арийские предки наши» распространились в другие части земли.

Хотя на этом счет мнения современного российского путешественника И. Горненского, не являются бесспорными, тем не менее, приведенные им факты, о том, что спавший на ящике с книгами, друг Ф. Достоевского, космист Николай Фёдорович Фёдоров считал Памир священным местом для потомков Адама не могут не вызывать интерес. Этот чудак - философ считал это место – ось мира, первое место, где некогда остановился у появившейся суши Ноев ковчег, что на Памире «находятся могилы праотцев и бывший рай Эдем. Согласно апокрифическим преданиям, Ной после потопа вывез в эту землю прах первочеловека Адама, и в ней поныне покоятся забытые предки арийских и анарийских племён, потомков Иафета, Сима и Хама» .

Несколько раньше среди английских исследователей и путешественников тоже бытовали подобные предания. Например, Генри Юль пишет, что истоки Амударьи – «это место колыбель рода человеческого, о которой повествует Моисей и арийские предания. Оксус и Яксарт, считались по крайне мере в древности реками Адамова рая, и арабские писатели вследствие того дали им названия Джайхун и Сайхун (испорченные Гигон и Физон)» . Таким образом, исходя из своих военных возможностей и научного потенциала, английские и русские исследователи, начали серьёзно изучить этнографию Памира. Первые этнографические сведения о Памире в русской историографии, тоже в основном имели отрывочный характер, притом были заимствованы из работ зарубежных авторов. Один из первых источников, через которое в России получили знания по этнографии Памира, была работа Марко Поло . Место венецианца в освещении этнографии Памира достаточно рассмотрено в работах ряда исследователей . Таким образом, среди европейцев, Марко Поло считается первым исследователем Памира.

В период правление Петра Великого, и в начале его активной восточной политики, значительно возрос интерес к изучению Средней Азии в России. В 1716 Пётр направил в Среднюю Азию экспедицию во главе Бековича - Черкасского с окончательной целью открыть путь к Индию, окончившуюся безуспешно и трагично. Посланный с ним Александр Кожин, должен был, доставить грамоту Петра, индийскому правителю. А. Кожин до Индии не доехал. Бекович - Черкасский вероломно был убит, а Кожин с посольской свитой был взят в плен хивинцам . Таким образом, эта экспедиция не смогла собрать материалы, касающиеся Бадахшана. Несмотря на это, в 1718 году было отправлено ещё одно посольство во главе с итальянцем русским подданным Флорио Беневени. Согласно инструкции 10-го марта 1722 году он отправил своего агента в Бадахшан, в результате поездки в Балх и в Бадахшан, камердинер Миньер, собрал интересные сведения о Бадахшане, которые наряду с разведывательный имели и этнографический характер . Судя по сведениям, Петру уже был известен Бадахшан .

В 1732 г. майор Угримов, бывший в Джунгарии, собрал материал опросными сведениями о Бадахшане .

Академик Г. Миллер в 1733 – 1743 участвовавший в экспедиции по изучению Сибири в 1734 году, собирает опросные сведения о Кашгаре, которые опубликует лишь через шесть лет спустя, в которых даёт сведения о Памире .

В 1786 году вышла в свет записки русского унтер-офицера Филиппа Сергеевича Ефремова , их новое издание датируется 1955 годом. В его записках тоже встречаются сведения о Памире. Филипп Ефремов во время восстания Е. Пугачёва около Оренбурга, попал в плен в 1774 году «сначала у яикскими казаками, а затем – казахами которые увезли его в Бухару. Благодаря хорошим знаниям военного дела, он был взят на службу к Даниял - бийю. По поручению последнего ездил в Хиву и Мерв» . Участвовал в походах бухарских эмиров на Самарканд и Хиву, посетил Иран. Впоследствии ему все же удалось бежать из Бухары в Коканд, оттуда через Кашгар, Яркент и Тибет прошёл в Индию. Из Калькутты на английских кораблях прибыл в Англию и в 1782 г. вернулся в Россию. Описание его путешествий, является первой сводкой географических сведений о посещенных им странах, истории, быте и нравах населяющих их народов .

В 1813 – 1814 годах по Кокандскому ханству путешествовал российский посланник Филипп Назаров. Результаты путешествия он опубликует в 1821 году . Он, определяя границы Кокандского ханства, отмечает, что к югу он граничит с восточными горскими персиянами, называемыми гальчами или каратигинями, а к востоку областью Кашкариею . Из сведений Ф. Назарова мы полагаем, что автор не выявил таджикское происхождение каратегинцев, хотя он по мере возможностей и понятий того периода, в России правильно отдаёт им название как восточные персы.

Касательно вопросов торговых отношений в ханстве автор пишет, что они ведутся с Кашгаром, Бухарой, Китаем, Хивою и восточными горскими персиянами . Таким образом, он очень близко подходит к этнографическим границам Памира, к сожалению, он даже не упоминает о географическом названии и местоположении региона.

Вклад русских востоковедов в изучение этнографии Памира в начале XX века

Муханов указывал на существующие традиционные семейные отношения, как среди таджиков, так и среди киргизов Памира пишет: «В домашнем быту все заботы и работа лежит на женщинах. Сам киргиз ничего не делает. Любимое его занятие разъезжать по соседям. Влияние женщины в киргизской семье значительно, и киргиз дорожит ею.

На супружескую верность жены киргиз смотрит очень легко. Киргиз ценит жену, прежде всего, как работницу. Если средства на калым есть, то он берёт себе 2, 3 и более жён» . Между киргизами иногда бывает случаи зажиточные старики «берут себе несколько молодых жён» в основном в качестве работницы, чтобы пасти баранов. Противоположно этому он описывает, что таджик крепко сидит на своей земле, земледелие – любимое занятие таджиков, и они отдаются ему целиком. « В домашнем быту таджик отличается как семьянин…» . Супружеская верность друг другу строго исполняли представители обоего пола. Данный факт подтверждается многими русскими дореволюционными исследователями. Например, Зайченко наблюдает семейные традиции горцев, пишет, что здесь «развод неизвестен» .

Важное место в работе Муханова занимает освещение проблемы земледелия, орудия обработки поля, скотоводство на Западном Памире. Он как предыдущие русские исследователи называет те культурные растения, которые выращивают таджики Памира. По этой причине мы воздерживаемся от обстоятельного анализа данного вопроса, отметим лишь, что он добавляет к списку люцерну и новую овощную культуру для Памира – картофель. Муханов, как мы уже отметили, первым из русских исследователей сообщает о существовании богарных посевов на Памире, хотя, на наш взгляд, не верно указывает, что такой вид посева «лишь в последнее время начали появляться» . А. А. Семёнов отмечает, что слово «багарный» или «богарный» получило в Туркестане у русского населения повсеместное распространение. Происходя от персидского слова «баhар» – весна, он обозначает собственно яровой посев, производимый весной под атмосферную влагу, но вместе с тем прилагается и к землям, на которых производятся такие посевы. Специальный местный термин для подобных посевов и земель служит «лалми» . В работе Муханова речь идёт о весеннем посеве типа «лалми» производимый под атмосферную влагу.

Муханов интересовался и размолом муки. Он пишет: «Все мельницы водяные, с двумя горизонтальными жерновами. Жернова небольшие и сравнительно лёгкие, почему зерно вымалывается очень медленно. В сутки хорошая таджикская мельница вымалывает не более 6 пудов» .

Интерес представляют сведения Муханова о птицеводстве и рыболовстве на Памире, на которые многие исследователи не обращали внимание. Хотя птицеводство было развито слабо и из домашних птиц водились лишь куры, несмотря на это как сообщает автор, в каждом хозяйстве найдётся до 10 кур мелкой породы. Муханов обратил своё внимание на другое важное занятие горцев – охота. Он, верно, заметил, что горцы охотятся на диких зверей по двум причинам. Первое, меха диких зверей, таких как лисицы, куницы, волки, барс и другие ценятся местным и приезжим, которые расплачиваются обыкновенно товаром. Архары и киики с одной стороны служат большим подспорьем в питании население, с другой стороны их шкуры используется для нужд. Средство для охоты на диких зверей служит оружие и капканы . Муханов среди русских исследователей впервые даёт сведения о выработки железа из местного рудника в Рушане . На это указывает и А. Г. Серебренников, но без точного местоположение . Напротив, И. И. Зарубин, высказал мнение о том, что население Рушана его не вырабатывали, а получили его с Ванча . Его мнение опровергает советский этнограф Л. Моногарова. Она отмечает: «В Рушане добывали железо, и рушанские кузнецы были известны как умелые мастера» . На самом деле, в Рушане жители активно занимались выплавкой железа. Сегодня можно найти в некоторых селах развалины печах, в которых население вырабатывало железо из рудника Чавнроб село Барзуда. Согласно нашим данным, население добывало сырье из правого и смесщали её сырьё полученное с месторождением, находившимся рядом с левым берегом Пянджа и вырабатывали железо.

По информации М. С. Андреева, хуфцы получили железо из Рушана и по сообщению одного хуфского кузнеца, который сам занимался выплавкой железа в Рушане, подтверждает нами вышеприведённые информации, что в Рушане население добывало железо. На основе рассказа хуфского кузнеца, М. С. Андреев подробно пишет о методах выплавки железа в Рушане и отмечает, что домницы для выплавки имелись в пяти селах – Дерзуд, Барзуд, Вамар, Шуджанд на правом берегу реки и на левом берегу Пянджа в селе Поджвар (Пагор. – С. С.) . Муханов также коротко описывает способ промывки золота населением в Рушане. «Способ промывки, – отмечает он, – самый примитивный. Золотоносный песок промывается в струе над бараньей шкурой или кошмой, куда застревает золото. Тем не менее, по словам местных жителей, при удаче удается, промыт его в один день на 1 рубль и больше» . О промывки золота, добывание других драгоценных металлов и камней на Памире более подробные сведения содержатся в работе А. Г. Серебренникова .

Русские учёные-естествоиспытатели о традиционной культуре и быта памирцев

Основываясь на западных, китайских, индийских и мусульманских источниках уже до вхождения края в состав России, такие русские доблестные учёные, как Савельев, П. Чихачев, М. Венюков В. В. Григорьев и другие занимались изучением географии и этнографии Памира. Следует, отметить, что на первом этапе изучения этнографии Памира в русской историографии не могла не повлиять географическая отдалённость на более интенсивной основе русским заниматься памироведением. Это было главной причиной некоторых отставание русских исследователей от своих британских коллег.

Уже в процессе присоединения Средней Азии к России передовые русские учёные в составе экспедиционных войск посещали Памир. С 70 – 80 годы XIX века началось непосредственное изучение этнографии Памира со стороны российских исследователей. Особенно в 80-е годы названного столетия на Памир были отправлены целенаправленные экспедиции. Участники экспедиции наряду с другими информациями, собрали уникальные сведения по этнографии края. Именно с этого периода российским специалистам стало более известно о состоянии населения Памира. В целом, много сходства обнаружено у таджиков Памира, которое свидетельствуют об этногенетическом и этнокультурном единстве, в тоже время анализ богатого материала русских специалистов различного направление в нем, в кой-то мере с точки зрения локальной черты, наблюдаются некоторые этнографическое особенности у ванчцев, ваханцев, дарвазцев, ишкашимцев, рушанцев, сарыкольцев, шугнанцев и язгулемцев. По этой причине опираясь на те сообщения исследователей, которые в своих работах отдельно показывают какие-то традиционные особенности этих районов. Это прослеживается особенно в материалах Г. А. Арандаренко, Д. Л. Иванова, Путята, Ванновского и других.

Начиная с 1895 года, когда Памир входил в состав Российской империи, появилось больше возможности для русских исследователей заниматься изучением этнографии таджиков Памира.

В период всех этих этапов российские специалисты скрупулёзно занимались изучением края и на этом пути большинство из них установили историческое, этнографические и лингвистические истинности этимологии слова «Памир» и доказывали, что оно имеет арийское происхождение, а таджики Памира являются коренным населением края. В работах русских исследователей довольно логично и достоверно нашли место материалы касательно этого.

Человек, знакомый с содержанием работ русских исследователей ясно определяет, что все они были заинтересованы в изучении этнографии Памира. Ещё до открытия русскими Памира П. Чихачев, который так сильно хотел участвовать в изучении края, писал, что там человеческая сокровищница, живут там «целое и частью сжатая масса людей, с древнею образованностью, которая, развывшись медленно сама из себя в несколько тысячелетий, чуждается и по ныне всякого соприкосновения с остальным человечеством».

В рассматриваемых работах русских исследователей находит подлинное отражение физическом типе памирских таджиков и киргизов и их характере. Приходя к выводу большинством российских специалистов отмечено, что природные условия и жизнь в высокогорья, сделала их духовно, морально и материально мужественными и выносливыми. С точки зрения расовой и генетической принадлежности они делились, что таджики Памира являются коренными обитателями и принадлежат к индоевропоидной, а киргизское население края к монголоидной расе. Некоторые необоснованные собранные опросным путём мнения, которые нашли место в работах русских исследователей о том, что горцы попались на Памире с низин, касается малочисленным составом населения края, которым об этом мы уже в предыдущих страницах высказались с мнениям.

Весомый вклад русские исследователи внесли и в изучение языков и говоров населения Памира. Они выявили, что эти языки принадлежат к иранской группе индоевропейской семьи и впервые поднимали лингвистическое изучение всех говоров Памира на научном уровне. Благодаря их исследованиям в иранистике зарождалось новое направление – изучение памирских языков. Например, А. Е. Снесарев определил, что «в верховьях Ванча жители говорят на одном из наречий шугнанского языка» , таким образом, они первыми подняли голос о том, что в прошлом ареалом бытования памирских языков занимал шире простор. Наряду с этого, они выявили место и значение персидского языка на Памире, и его сохранение в первозданном стиле.

Как наблюдатели и как специалисты, русские исследователи в своих работах достаточно освещали проблемы связанные с традиционной кухней и приготовлением пищи у горцев. Пища – основа питания, имеет культурную специфику, поэтому в их работах ясно освещается её состав, скудности питания, пищевые запреты, определённые время приёма пища и наиболее рациональные правила в связи с этим. Процесс питания каждого этноса и народа связан с применением утвари. Российские исследователи в своих работах чётко и ясно нарисовали дореволюционные специальные посуды горцев. Таким образом, сведения о пище таджиков и киргизов Памира достоверные и полные, с их выводом можно согласиться.

Сведения, приведенные в работах русских исследователей по вопросам, построек, типов поселений, планировки, типа и метода постройки жилища имеют немаловажное значение. Наряду с внешнего вида, как одноэтажное и двухэтажное, нашли своё отражение внутри постройки, таких как деревянные столбы, нары, очаги и их тогдашнее значение, орнамента внутреннего украшения дома, домашние утвари у таджиков и структура юрт у памирских киргизов.

В работах русских исследователей важное место занимает освещение вопросов связанных с торговым отношениям в дореволюционном Памире. Убедительные факты полковника Муханова свидетельствует, что уже в начале XX века наряду с меновой элемент его развития появится и денежное обращение в торговых сделках на Памире.

Похожие диссертации на Вклад дореволюционных русских исследователей в изучение этнографии Горного Бадахшана (Памира)