Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнолингвистические особенности татарских говоров Западного Закамья Татарстана Хайбуллина, Гульчачак Халитовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайбуллина, Гульчачак Халитовна. Этнолингвистические особенности татарских говоров Западного Закамья Татарстана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.02 / Хайбуллина Гульчачак Халитовна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова АН Респ. Татарстан].- Казань, 2013.- 324 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/438

Введение к работе

Татарстан находится на стыке различных культур и народов, здесь сходятся Восток и Запад, взаимодействуют тюркская, угро-финская и славянская культуры, мирно сосуществуют мусульманская и христианская религии. В этой связи научный интерес к нему будет всегда высоким. Опыт многовекового сосуществования, общения полиэтнических и поликонфессиональных групп этого региона направлен на сохранение национальной идентичности и культурной особенности, уважения культурного разнообразия.

Актуальность темы исследования. Татарский язык - один из древнейших тюркских языков, распадается на три диалекта: средний с его разнообразными говорами, западный (или мишарский), более или менее единый на всей территории распространения, и восточный, т.е. диалекты западно-сибирских татар.

Диалекты играют важную роль в сохранении этнического самосознания, культурной преемственности поколений. Местные говоры и диалекты - один из основных источников изучения истории татарского языка, так как они нередко сохраняют пережитки явлений, присущих древнетюркскому языку. Исследование процесса исчезновения местных диалектизмов под воздействием литературного языка дает ценный материал для решения вопроса о сравнительной устойчивости различных элементов.

В последнее время в нашей стране к вопросам взаимодействия языков и культур, к вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений приковано внимание не только ученых-специалистов, но и самых широких кругов населения. Это обязывает исследователей этнолингвистов- диалектологов активизировать свою научную деятельность.

Для этнолингвистических исследований Западное Закамье Татарстана является чрезвычайно интересным объектом. В указанном регионе распространены два говора татарского языка: чистопольский говор мишарского (западного) диалекта и чистопольский крещено-татарские говоры. По исследованиям диалектологов, указанные говоры относятся к мишарскому диалекту татарского языка и расположены они на смежной территории, где татарский народ живет в условиях междиалектного и межъязыкового контактирования.

Исследование языкового материала в непосредственной связи с этнографией, историей, фольклором дает возможность отобразить довольно подробную картину формирования чистопольско-мишарского и чистопольско-кряшенского говоров, установить основные факторы, приведшие к возникновению их своеобразия, следы взаимодействия с другими говорами татарского языка и с другими языками.

Особую актуальность, а также несомненный практический и теоретической интерес представляет изучение говоров, духовной культуры двух этноконфессиональных групп в связи с возрождением и развитием всего татарского народа, «а также для решения проблем взаимоотношений ислама и христианства».

Цель диссертационной работы - комплексное, этнолингвистическое исследование татарских говоров региона Западного Закамья Татарстана, их сравнение между собой и с другими диалектами и говорами татарского языка.

В соответствии с поставленной целью намечены следующие задачи:

собрать, обработать и систематизировать языковой диалектный материал;

дать обзор общих и отличительных особенностей в языке и культуре татарских говоров исследуемого региона;

выявить этнолингвистические пласты и тематическую лексику;

выявить религиозно-конфессиональные особенности в лексике изучаемых говоров;

изучить народную культуру в ее языковом отражении;

ввести в научный оборот обрядовую терминологию, термины духовной и материальной культуры;

изучить отражение диалектизмов и этнографизмов в языке писателей и поэтов, выходцев из данного региона и др.

Методы исследования. При написании данной работы использован комплекс лингвистических методов: описательный, лингво-географический, этнолингвистический, сравнительно-исторический.

Исследование ведется в синхронном и диахронном аспектах.

Основным для нашей работы является метод лингвистического описания, представленный такими приемами, как сбор, обработка и интерпретация языкового материала.

В работе использован этнолингвистический метод, т.е. лингвистический и этнографический подход к исследуемой теме.

Объектом исследования являются татарские говоры Западного Закамья Татарстана.

Предмет исследования - этнолингвистические особенности татарских говоров Западного Закамья.

Научная новизна исследования определяется следующими показателями:

предлагаемая работа представляет собой первую попытку параллельного исследования говоров двух этноконфессиональных групп, относящихся к мишарскому диалекту татарского языка;

отмечаются особенности, общие с другими татарскими говорами, в окружении которых формировался данный говор;

выявляются древние формы, сохранившиеся в исследуемых говорах;

систематизируются лексико-тематические группы и заимствованная лексика говоров исследуемого региона;

вводится в научный оборот лексика, а также новые этнолингвистические материалы и исследования, относящиеся к традиционной духовной культуре.

Методологической основной исследования послужили научно- теоретические положения, разработанные в трудах видных ученых - тюркологов, диалектологов, таких, как С.Е. Малов, Н.К. Дмитриев, Н.А. Баскаков, Э.Р. Тенишев, К.М. Мусаев, Г.Ф. Благова, Н.И. Толстой, С.М. Толстая и др.; из татарских ученых - Л.З. Заляй, М.З. Закиев, Ф.А. Ганиев, Л.Т. Махмутова, Н.Б. Бурганова, Д.Г. Тумашева, Х.Ч. Алишина, Л.Ш. Арсланов, Ф.Ю. Юсупов, Ф.Г. Гарипова, Ф.С. Баязитова, Д.Б. Рамазанова, Т.Х. Хайрутдинова, З.Р. Садыкова, А.Х. Насибуллина, А.Р. Рахимова и др.

Сравнительные материалы из других тюркских языков и диалектов почерпнуты из общетюркологических, толковых, этимологических и двуязычных словарей конкретных языков.

Источником исследования послужили данные, собранные диссертантом во время диалектологических экспедиций в 2010, 2011, 2012, 2013 гг. и исследования других авторов. Всего зафиксировано 1200 слов и словосочетаний, записаны связанные диалектные тексты. Материалы записывались у людей пожилого возраста, от признанных самим народом знатоков традиционной культуры, фольклора, от тех, кто интуитивно или сознательно развивает лучшие старые тенденции. На основе экспедиционных материалов и достижений татарской диалектологии последних лет рассматриваются культурно-языковые особенности отдельных говоров. Также в работе использованы материалы из «Атласа татарских народных говоров Среднего Поволжья и Приуралья» (1989), «Атласа татарских народных говоров» - Казань, 2009 (рукопись), диалектологические словари татарского языка (1969, 1993, 2009 годов), опубликованные труды по татарской диалектологии, особенно по рассматриваемому региону; «Свод описания татарских говоров» (Казань, 2008) и неопубликованные архивные материалы диалектологов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она определенный вклад в комплексное этнолингвистическое исследование говоров, распространенных в регионе Западного Закамья Татарстана: чистопольского и крещено-татарского. А это, в свою очередь, предполагает исследования не только в области диалектологии, но и в области языка фольклора, истории языка, связанной с исторической диалектологией, культурной и этнической историей народа. В настоящее время под влиянием литературного языка и социально-экономических условий идет нивелировка народных говоров, исчезают из употребления многие особенно интересные древние пласты лексики. Поэтому изучение говоров и диалектов с точки зрения их современного состояния остается одной из важнейших задач языкознания, поскольку необходимо зафиксировать все то, что еще сохранилось и тем самом сберечь языковые ценности для науки в целях изучения не только языкознания, но и этнографии, этнологии, произведений устного народного творчества.

Практическая ценность работы заключается в том, что материалы и результаты этой работы могут быть использованы в историко- типологических и ареальных исследованиях не только по языкознанию, но и по этнографии и фольклору татарского и других тюркских языков, при разработке курсов лекций по исторической грамматике, диалектологии, культурологии. Выявленные лексические и этнолингвистические особенности исследуемых говоров могут быть использованы при составлении диалектологических и этнолингвистических словарей, словарей по лексике традиционной культуры.

Языковые, этнографические, обрядовые тексты могут войти в репертуары фольклорных ансамблей, а также могут быть применены учителями местных школ как региональный компонент для традиционного обрядового воспитания и обучения с целью приобщения детей к родной культуре, спецкурсах в высших учебных заведениях.

Исследования такого типа многоаспектны, они могут быть источником в изучении этнокультурного и диалектного материала для будущих поколений.

На защиту выносятся следующие положения:

Не только литературный язык, но нередко именно диалекты играют важную роль в сохранении этнического самосознания, культурной преемственности поколений. Проблемы взаимоотношения языка и культуры в жизни народов имеет не только научный, но и важный историко- культурный и политический аспекты.

В регионе Западного Закамья Татарстана тесно контактируют две этноконфессиональные группы: татары-мусульмане и татары-кряшены, (крещеные татары). Группа крещеных татар составляет здесь христианское меньшинство среди татар-мусульман. По основным фонетическим и грамматическим особенностям говоры указанных выше обеих групп относятся к мишарскому (западному) диалекту. Лексика исследуемых говоров, в основном, совпадает с общетатарской лексикой. Кроме того, в них имеются слова, которые представляют собой фонетические варианты слов литературного языка. Зафиксированы также семантические диалектизмы по отношению к современному татарскому литературному языку.

Мишарский диалект в течение ряда веков взаимодействовал с соседними русскими говорами: испытал достаточно сильное влияние их, и он оказал на них определенное влияние. В крещено-татарском говоре большое место принадлежит терминологии русско-христианского происхождения. Из заимствований этого типа довольно большое место занимают русские имена, а также слова, обозначающие реалии, относящиеся к христианскому культу и названиям календарных обрядов, праздников.

В татарских говорах чистопольского региона, в том числе и в крещено- татарском говоре, активно употребляются и арабо-персидские слова. Лексика тематических групп, таких, как термины родства, названия одежды, пищи, свадебные и др., совпадает с общетатарской лексикой и лексическим фондом западного (мишарского) диалекта.

В творчестве классиков татарской литературы Г. Исхаки и поэта Х.Туфана, выходцев из чистопольского региона, имеются одинаковые диалектизмы, которые активно употребляются в чистопольских говорах и в настоящее время.

Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научных конференциях: XII Международной научной конференции «Ономастика Поволжья» (Казань, 2010); Международной научной конференции «Сопоставительная филология и полилингвизм» (Казань, 2010); Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Х. Туфана (Казань, 2010); Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию М. Закиева «Творческие связи Казанской тюркской лингвистической школы» (Казань, 2010); Научной конференции молодых ученых и аспирантов ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова «Наука XXI: проблемы филологии и искусствоведения» (Казань, 2011); Международной научной конференции, посвященной 65- летию доктора филологических наук М.Г. Атаманова «Этногенез удмуртского народа. Этнос. Язык. Культура. Религия» (Ижевск, 2011); Международной тюркологической конференции, посвященной 80-летию Ф. Ганиева. «Словообразование в тюркских языках: исследования и проблемы» (Казань, 2011); Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов: «Наука XXI века» (Казань, 2012); Международной научно- практической конференции «Актуальное проблемы тюркской и финно- угорской филологии: теория и опыт изучения» (Елабуга, 2012) и были изложены в 12 научных публикациях, 1 из которых опубликована в ведущем научным журнале, рекомендованном ВАК.

Структура работы. В соответствии с поставленными задачами, диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка источников и литературы, списка сокращений и приложения в виде словаря.

Похожие диссертации на Этнолингвистические особенности татарских говоров Западного Закамья Татарстана