Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функциональные особенности лингвистических и паралингвистических феноменов в коммуникативном пространстве гипертекста : на материале гипертекстов по изобразительному искусству Чижикова, Светлана Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чижикова, Светлана Николаевна. Функциональные особенности лингвистических и паралингвистических феноменов в коммуникативном пространстве гипертекста : на материале гипертекстов по изобразительному искусству : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Чижикова Светлана Николаевна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Краснодар, 2012.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1173

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена изучению функциональных особенностей лингвистических и паралингвистических феноменов электронного гипертекстового пространства ведущих музеев изобразительных искусств. Интернет является сегодня колоссальным по своему объему источником информации, который когда-либо знало человечество. Но его возможности, такие как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Всемирную компьютерную сеть не только для познания, но и для общения. Интернет, раздвигающий границы окружающего мира, раскрывает новые грани бытия, например, посредством размещения информации по изобразительному искусству на сайтах музеев. Человек, активно взаимодействующий с произведениями искусства в пределах гипертекстового пространства, развивает способности к восприятию мира, чувствительность к гармонии, диссонансам. Речь идет о формировании виртуального текста лингвокультурного феномена, в рамках которого происходит виртуальное взаимодействие адресанта и адресата.

Гипертекст это не просто техническое изобретение, но и важное культурно-социальное и лингвистическое явление. В работу с гипертекстом, гипертекстовым пространством, так или иначе, вовлекается все больше членов социума. Язык Интернета, его характеристики, особенности функционирования привлекают внимание отечественных и зарубежных языковедов на протяжении уже достаточно длительного времени: изучаются свойства языка Интернета как специфического средства коммуникации, прогнозируется влияние интернет-лексики на стандартный язык (Кристал, 2001; Горошко, 2001, 2005, 2006; Обухова, 2007). Изучению подвергается также язык неформального общения в Интернете (социальные сети, блоги и т.д.) (Грушевская, Зиньковская, Овчарова, Тхорик, 2005; Фанян, 2004; Овчарова, 2008; Ильина, 2009) и формального (Херринг, 2004; Бергельсон, 1999; Леонтович, 2000; Карасик, 2000; Борисова, 2005; Капанадзе, 2001; Галичкина, 2001). Изучается функционирование интернет-метафор в английском и русском языках (Палмквист, 1996; Айдайчич, 1999; Войкунский, 2001; Обухова, 2007), определяются характеристики русского языка в российском Интернете (Иванов, 2000; Трофимова, 2004; Ермакова, 2001; Ворошилова, 2007). Интерес представляют также работы по сопоставительному анализу языкового оформления веб-страниц (Атабекова, 2002; Донскова, 2004; Кондрашов, 2004; Горошко, 2006; Ахренова, 2009), по исследованию жанров, существующих во Всемирной электронной сети, и их функциональной специфики (Макаров, 2005; Горошко, 2007; Попова, 2009; Ильина, 2009), а также по изучению и восприятию гипертекста в мультимедийной среде, языков, характерных для интернет-общения (Сидорова, Шувалова, 2006; Ильина, 2009; Дедова, 2006, 2010). Однако остается целый ряд проблем, которые еще не получили должного освещения с точки зрения современных направлений лингвистики: механизм формирования гипертекста, его системное описание, взаимодействие вербальных и паравербальных явлений в рамках гипертекста по изобразительному искусству на русском и английском языках.

Сегодня активно формируется новое композиционно-смысловое и коммуникативное пространство – гипертекст и одновременно новое направление в лингвистике – интернет-лингвистика (Кузнецов, 1997; Марчук, 2000; Леонтович, 2000; Галичкина, 2001; Горошко, 2006а, 2006б, 2007; Донскова, 2004; Иванов, 2003; Кондрашов, 2004; Макаров, 2005; Ворошилова, 2007 и др.). Существование и функционирование гипертекста нуждается в пристальном исследовательском внимании. Эта тема является во всех отношениях новой и актуальной, при этом многие ее аспекты остаются дискуссионными и открытыми.

Актуальность изучения взаимодействия лингвистических и паралингвистических особенностей гипертекста по изобразительному искусству (ГПИИ) отвечает общей установке современной лингвистики на антропоцентричность, на выявление коммуникативно-прагматического потенциала лингвистических и паралингвистических компонентов, на объяснение социальных, прагматических и когнитивных факторов использования вербальных и паравербальных знаков в процессе виртуальной коммуникации. Изучение взаимодействия лингвистических и паралингвистических феноменов осуществляется в свете достижений когнитивно-функционального направления исследований в области теории языка. Рассматриваемая проблематика тесно связана с динамично развивающимися междисциплинарными направлениями языкознания: когнитивной и коммуникативной лингвистикой, теорией коммуникации, лингвопрагматикой, а также с функционально-коммуникативным описанием языка.

Актуальность и научная значимость темы определяется также ее корреляцией с семиотикой, в фокусе внимания которой находятся знаки элементарные носители информации (Мечковская, 2004; Карасик, 2007; Эко, 2006; Мартин, Рингхэм, 2010), передаваемой посредством гипертекстов по изобразительному искусству.

Объектом исследования в данной работе служат гипертексты по изобразительному искусству на сайтах ведущих художественных музеев мира.

Предметом исследования является специфика функционирования лингвистических и паралингвистических феноменов в гипертексте по изобразительному искусству.

Практическим материалом исследования послужили гипертексты сайтов известных художественных музеев мира: Государственного Эрмитажа (http://), г. Санкт-Петербург; Государственного Русского музея (http://), г. Санкт-Петербург; Государственной Третьяковской галереи (http://), г. Москва; Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (http://www.arts-museum.ru), г. Москва; Национальной галереи искусств (. Вашингтон; Музея Метрополитен (), г. Нью-Йорк; Музея Виктории и Альберта (), г. Лондон; Национальной портретной галереи (), г. Лондон, общим объемом 1 675 000 печатных знаков.

Объем картотеки выборки составил более 3-х тысяч единиц анализа.

Цель диссертационной работы – выявление особенностей функционирования вербальных и паравербальных средств в гипертекстах по изобразительному искусству на русском и английском языках. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить теоретическую базу исследования с целью выявления структурно-смысловых компонентов гипертекстов по изобразительному искусству;

изучить структурно-смысловые трансформации гипертекста, определить его коммуникативную направленность и полифункциональную организацию;

охарактеризовать специфику семиотической структуры гипертекстов по изобразительному искусству;

выявить когнитивную обусловленность лингвистических и паралингвистических феноменов;

рассмотреть функциональные особенности вербальных и паравербальных средств гипертекстов по изобразительному искусству.

Научная гипотеза. Выявление структурно-смысловых трансформаций гипертекста, их коммуникативная направленность, полифункциональная организация, исследование основных семиотических компонентов, их характеристика позволит констатировать особые когерентные отношения вербального и невербального знаков в составе гипертекста по изобразительному искусству, находящегося внутри меняющегося интегративного динамичного целого.

Теоретической базой диссертационного исследования послужили, помимо названных выше работ, фундаментальные труды в области философии, отражающие взаимосвязь и взаимозависимость языковых и неязыковых явлений, единства формы и содержания; работы в области когнитивной лингвистики, компьютерной лингвистики, теории языка, семиотики, лингвокультурологии, психолингвистики Г.П. Щедровицкого (1974); В.А. Звегинцева (1976); Ю.Н. Тынянова (1977); Дж. Конклина (1987); Ю.М. Лотмана (1992); Р. Барта (1994); Е. Аарсета (1997); У. Эко (1998), (2006); А.Ф. Лосева (1999); М.М. Бахтина (2000); М.К. Мамардашвили (2000); Ю.Н. Марчука (2000); К.Э. Штайн (2001); В.З. Демьянкова (2001); М. Дальстрёма (2002); А. Греймаса (2004); Д. Кристала (2004); Н.Н. Леонтьевой (2006); Т.В. Ахутиной (2007); А.Г. Баранова (2008); М.Н. Кожиной (2008); Н.Ф. Алефиренко (2009); Б. Мартина, Ф. Рингхэм (2010); Г.В. Колшанского (2010); А.А. Леонтьева (2010) и др.

Научная новизна исследования обусловлена следующими моментами. Дана комплексная характеристика гипертекста по изобразительному искусству (ГПИИ) как особой формы коммуникативного виртуального пространства. Установлены особенности функционирования гипертекста как сложной динамической системы, реализующей преимущественно когнитивные функции. Обосновано, что гиперссылки, «узлы перехода», «фрагменты-гнёзд», представляя суждения о предметах, явлениях, фактах, ситуациях, существуют в качестве знаков, включающих названия-номинации конкретных предметов, реальные высказывания или их части, связанные с произведениями искусства. Доказано, что тематические слова (темемы) формируют «узлы перехода» и могут текстуализоваться во внешней композиции гипертекста. Показано, что композиционно-смысловые структуры при ритмичном чередовании или смене друг друга оформляют коммуникативные отношения участников общения, делая их однонаправленными, взаимонаправленными, разнонаправленными. Описана содержательная структура гипертекста по изобразительному искусству, которая предстаёт в трёх уровнях: горизонтальном, вертикальном, глубинном. Доказано существование ГПИИ в виде цветового образа, семантически сформированного различными типами значений.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексной разработке теоретических основ и механизмов формирования гипертекста по изобразительному искусству, в описании особенностей его моделирования с использованием лингвистических и паралингвистических компонентов. Использованный интегрированный подход к изучению взаимодействия лингвистических и паралингвистических явлений в ГПИИ можно считать перспективным и актуальным для дальнейшего исследования гипертекстового пространства, его характеристик и коммуникативно-прагматического потенциала. Результаты, полученные в ходе исследования, представляются вкладом в теорию коммуникации, в теорию виртуального текста как особого коммуникативного пространства, в разработку проблем компьютерной лингвистики, паралингвистики.

Практическая значимость работы определяется тем, что предложенный в диссертации подход к изучению гипертекста по изобразительному искусству может быть применен к изучению других форм электронного гипертекста, например, сообщений электронной почты, видео-конференций, семинаров (вебинаров), блогов. С другой стороны, полученные результаты исследования могут быть использованы для изучения электронного гипертекста как когнитивного процесса с опорой на его лингвистические и паралингвистические компоненты. Материалы и результаты изучения данной проблемы имеют практическое значение для курсов по теории языка, теории и практике межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, лингводидактике, истории языка, теории и практике перевода.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Гипертекст по изобразительному искусству выступает особым виртуальным коммуникативным образованием, имеющим специфическую функциональную организацию, характеризующуюся динамичностью лингвистической и паралингвистической структуры. Как специфический акт коммуникации гипертекст предстает в качестве электронно-опосредованной коммуникативной единицы высокого ранга, представляющей собой структурно-дисперсное и функционально-бесконечное динамичное пространство. Все процессы, связанные с передачей, хранением и переработкой информации внутри данного пространства, происходят с помощью знаков.

  2. Коммуникативно-функциональная специфика гипертекста по изобразительному искусству определяется наличием тематических слов (темем), отражающих семантико-понятийные области. Доминирующим компонентом ГПИИ являются изображения (фотографии, рисунки, репродукции, схемы, карты), которые устанавливают диалог между адресантом и адресатом, создают контекст для его прочтения, маркируют содержание, раскрывают подтекст, способствуют правильной ориентации пользователя, регулируют переход от одной гиперссылки к другой.

  3. Гипертекст реализуется посредством цветового образа, семантически сформированного различными типами значений, категориальными структурами, "классифицирующими" цвета на разных уровнях их взаимодействия с субъектом. Существуют устойчивые правила трансляции этой классификации в категориальные структуры систем значений, в том числе вербальных. Шрифт, принимая участие в формировании внешнего вида текста, выполняет воздействующую функцию, заставляя читателя воспринимать определенную информацию.

  4. Изображение как иконический (невербальный) знак и текст в составе гипертекста как вербальный знак вступают в когерентные связи для построения интегративного динамичного смыслового целого. Обязательным компонентом такой интеграции является вербальный текст, который сочетается с различного рода изображениями: условно-графическими (схемами, картами) и/или изобразительными средствами (фотографиями, рисунками, видеофильмами).

5. Феномены паралингвистики выполняют преимущественно информативную функцию, дополняя информацию и замещая вербальные компоненты. Сочетаясь с вербальными явлениями, они акцентируют коммуникативно и когнитивно значимые компоненты сообщения. Каждое звено внешней предметной композиции гипертекста сопровождается определенной целеустановкой, т.е. дополняется соответствующими прагматическими компонентами, реализующими следующие функции: апелляции (заголовок), контактоустановления, информирования, резюмирования (подзаголовок и введение) и дескрипции/характеризации (основное звено), которые в своей совокупности определяют стандартную семиотическую структуру гипертекста. Феномены паралингвистики непосредственно участвуют в формировании горизонтальных и вертикальных структур, обеспечивая глубину восприятия.

Методы и методики исследования обусловлены спецификой материала и поставленными задачами. В рамках общенаучного подхода применялись приемы компонентного, контекстологического, сопоставительного анализа. Использовался метод моделирования с опорой на методологию мыследеятельности, разработанную Г.П. Щедровицким и позволяющую осуществить рефлексию гипертекста. Применялись также гипотетико-дедуктивный метод, интерпретация гипертекста с опорой на вербальные и паравербальные феномены, метод сплошной выборки, количественно-качественный анализ и математическая обработка данных.

Апробация работы. Основные теоретические положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков Краснодарского высшего военного авиационного института летчиков, кафедры иностранных языков Кубанского государственного университета, кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Кубанского социально-экономического института. Результаты исследования были представлены на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях как на русском, так и на английском языках: (Краснодар, 2009; 2010; 2011; 2012; Москва, 2010; Новосибирск, 2010).

По теме исследования опубликовано 10 работ, в том числе 2 в изданиях рекомендованных списком ВАК РФ.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 288 источника, и 5 приложений. Изложенный материал проиллюстрирован рисунками и включает 4 таблицы, 4 схемы, 1 диаграмму. Общий объем диссертационного исследования – 193 страницы машинописного текста.

Похожие диссертации на Функциональные особенности лингвистических и паралингвистических феноменов в коммуникативном пространстве гипертекста : на материале гипертекстов по изобразительному искусству