Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Захарова Ольга Александровна

Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора
<
Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Захарова Ольга Александровна. Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора : 10.02.19 Захарова, Ольга Александровна Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора (На материале произведений Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" и "Дн: Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 Москва, 2006 163 с. РГБ ОД, 61:06-10/1039

Содержание к диссертации

2.1. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 57

2.2 СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКСИКО СЕМАНТИЧЕСКИХ ГРУПП ГЛАГОЛОВ

2.2.1. Семантическая конструкция глаголов в «Преступлении и наказании» 67

2.2.2. Семантическая конструкция глаголов в «Братьях Карамазовых» 82

2.3 ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 95

III СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБРАЗА РИТОРА В «ДНЕВНИКЕ ПИСАТЕЛЯ»

3.1. КАТЕГОРИИ РИТОРИКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ

ОБРАЗ РИТОРА 99

3. 2. СЕМАНТИЧЕСКИЙ КЛАСС ГЛАГОЛОВ, ВВОДЯЩИХ РЕЧЬ

3.2.1. Общая картина распределения глаголов 103

3.2.2. Значения глаголов, вводящих речь 105

3.2.3 Распределение глаголов, вводящих речь, на группы с точки зрения диалога и монолога 114

3.2.4.Подгруппы глаголов, вводящих речь 117

3.3. РИТОР, ОППОНЕНТ, АУДИТОРИЯ: ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

3.3.1 Характеристика отношений ритора, оппонента и аудитории 121

3.3.2. Отношения ритора и аудитории 126 3.3.3 Отношения ритора и оппонента 127

3.3.4. Образ ритора в аспекте этоса, пафоса и логоса 129

3.4 РЕЧЕВОЙ СОСТАВ ОБРАЗА АВТОРА И ОБРАЗА РИТОРА 131

3.5 ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141

ПРИЛОЖЕНИЕ 153

ТАБЛИЦА И МАТРИЦЫ КО II ГЛАВЕ 154

ТАБЛИЦА К III ГЛАВЕ  

Введение к работе

Одной из характерных тенденций современного этапа развития языкознания является детальная разработка проблем человеческого фактора в речевой деятельности.

Изучение личности говорящего человека (Homo eloquen) представляет большой интерес. Понимание человека неразрывно связано с представлением о нем как о языковой личности, развивающейся, мыслящей, познающей мир и вступающей в общение с другими людьми с помощью языка. Общее языкознание разрабатывает вопрос о методе анализа образа говорящего на материале литературной речи1. Интерес к личностному аспекту изучения языка существенно повысился не только в лингвистике, но и в психологии, философии, лингводидактике и т. д. Одной из причин такого феномена стала детальная разработка проблем человеческого фактора в речевой деятельности. На первый план выдвигается языковая личность как EGO, определяющее семантическое пространство языка. Представления об индивидуальном характере всякого владения языком, зародившиеся в XVIII-XIX вв. в трудах В. фон Гумбольдта и Г. Гердера, получили значительное развитие в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ, К. Фосслера и др.

Для построения обобщенного образа носителя языка служит теория языковой личности. В лингвистике языковая личность понимается как многокомпонентный набор языковых способностей к созданию речевых произведений. Эти произведения различаются: 1) степенью структурно-языковой сложности; 2) глубиной и точностью отражения действительности; 3) целевой направленностью . Судить о языковой личности можно по высказываниям человека. Но здесь возникает вопрос об «образе автора» и «образе ритора»: как проявляет себя личность ре-чедеятеля в прозе и поэзии (произведениях художественных и нехудожественных), как оценивается образ автора и образ ритора. Факты языка изучает фонетика, лексикология; факты речи изучает риторика, поэтика. Лингвистический метод позволяет нам изучить языковую личность, которая может проявить себя только в языке через лексику, связанную с речевой деятельностью.

В этой связи мы решили обратиться к писателю, в творчестве которого проявляются черты современной литературы. Ф. М. Достоевский - писатель авторитетный, изучен как с литературоведческой, так и лингвистической точек зрения. Кроме того, он один из немногих, кто является автором художественного и публицистического текстов.

Как нам представляется, образ автора находит свое выражение в тексте. Важно то, как человек говорит, как употребляет слова. Оценки речи персонажей могут быть переданы глаголами, вводящими речь. В художественном и публицистическом текстах эти глаголы характеризуют образ автора и образа ритора.

Разработке категории «образ автора» уделяли внимание специалисты различных отраслей общей лингвистики и стилистики. Согласно лингвистической концепции, образ автора внеположен тексту (Степанов, 1975; Кожина, 1966); образ автора объединяет все субъектные текстовые средства (Виноградов, 1961; Караулов, 1989). Образ автора - это структурообразующая категория, функционирующая на разных уровнях повествования (Григорьев, 1979). Литературоведы утверждают, что образ автор «больше текста» (Бахтин, 1994; Корман, 1971); образ автора включает понятие биографического, исторического, реального автора-повествователя (Шкловский, 1990).

Множество точек зрения на категорию «образ автора» позволяет нам в качестве предмета исследования рассмотреть соотношение и структуру образа автора и образа ритора в художественных произведе ний и публицистике Ф. М. Достоевского на примере глаголов, вводящих речь, как структурообразующее средство образа автора и образа ритора.

Актуальность темы определяется необходимостью выявить те средства, с помощью которых формируются образ автора и образ ритора.

Научная новизна работы. Нами впервые описаны значение и характер актуализации образа автора и образа ритора в тексте, предпринята попытка на материале произведений одного писателя теоретически обосновать, как осуществляется воздействие на читателя, при помощи каких модально-экспрессивных средств образ автора и образ ритора способны проявлять себя в тексте различных функциональных стилей.

Подобное положение дел обусловило цель данного исследования - аргументировать структурообразующую роль глаголов, вводящих речь, в формировании образа автора и образа ритора.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи;

1) представить научный контекст исследования отношений образа автора и образа ритора;

2) показать специфику языковой личности, сочетающей в себе поэтическую речь и черты риторической прозы;

3) проанализировать и классифицировать глаголы, вводящие прямую речь;

4) показать, что глаголы, вводящие речь, могут выполнять доминирующую функцию в формировании образа автора как в художественном произведении, так и публицистическом тексте;

5) определить основные черты образа автора и образа ритора Ф. М. Достоевского.

Действительно, образ автора должен проявляться в разнообразии средств ведения речи, в использовании таких характеристик, которые были бы недопустимы с точки зрения риторического этноса в публицистике. С другой стороны, риторический пафос и риторический логос предполагают более дифференцированный набор слов и значений, посредством которых оцениваются различные высказывания в ходе дискуссии. Если персонажи художественных произведений Ф. М. Достоевского различаются лексическими средствами, вводящими речь, и семантика этих средств согласуется с общей характеристикой персонажа, то в настоящем исследовании выдвигается следующее предположение. Если лексические средства, вводящие речь, дают систематически объяснимые, хотя и необычные для читательского восприятия текста группировки персонажей, то в таком случае глаголы, вводящие речь, отражают и выражают авторское видение композиции произведения так, как представляется читателю. Это означало бы, что лексические средства, вводящие речь, образуют в пределах художественного текста особую систему, а именно: группы глаголов, вводящих речь, могут выполнять структурообразующую функцию.

Нами были выбраны следующий материал и методика исследования. Для проверки указанной гипотезы на материале художественного текста были взяты романы «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Последнее произведение является своеобразным итогом творчества писателя. Такой выбор художественных текстов, как нам представляется, существенно снижает риск случайности в отборе материала.

В качестве публицистического текста был избран «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского. Отдельные части этого произведения представляют собой завершенные публицистические тексты, будь то первые выпуски «Дневника писателя» или знаменитая речь о Пушкине.

Анализ художественных текстов состоял в следующем. Были отобраны все контексты, содержащие прямую речь персонажей. В эти контексты была включена не только прямая речь как таковая, но и предложения, а в отдельных случаях и группы предложений, в которых содержались слова (глаголы), непосредственно вводящие речь, а также слова, характеризующие как саму речь персонажа, так и его действия, составляющие окружение прямой речи.

Обработка материала по данным «Дневника писателя» осуществлялась следующим образом. Из «Дневника писателя» были отобраны все контексты, содержащие прямую речь. В эти контексты включаются слова и обороты, указывающие на оценку автором как речи своей собственной, так и речи своих оппонентов или полемических противников и речи любых третьих лиц: читателя, персонажей, реальных или воображаемых лиц, оценивающих позиции и речь участников этого дискуссионного диалога.

В составе «Дневника писателя» имеется целый ряд художественных фрагментов. В них также отбирались контексты, но это делалось для контрольного сопоставления с текстами художественного характера. Такое сопоставление даст возможность, как представляется, судить о степени намеренного использования писателем глаголов, иначе говоря, о намеренном построении Ф. М. Достоевским образа автора и соответственно - образа ритора.

Теоретическая значимость заключается в том, что работа исследует один из специфических аспектов проблемы понимания текста: влияние роли отношений образа автора и образа ритора на восприятие и понимание текста. Образ автора и образ ритора целенаправленно структурируются рядом лексических средств, одним из которых является глагол, вводящий речь.

Результаты исследования можно использовать в разработке тем курсовых и дипломных работ, при чтении спецкурса по лингвостилистике, риторике, теории речевых актов, при подготовке материалов для учебных пособий по риторике. С учетом данной в работе характеристики глаголов, вводящих речь, материалы диссертации можно использовать при лингвистическом анализе текста. Это обусловливает практическую значимость данной работы.

Исследование прошло апробацию в виде обсуждения на кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М. В. Ломоносова, а также в форме доклада «Образ автора и образ ритора в тексте Ф. М. Достоевского как отражение индивидуально-авторского стиля писателя» на Международном конгрессе исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, 15 марта 2001 год). Основные положения работы были опубликованы в статьях: «Ритмико-синтаксическая организация художественного текста Ф. М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых») // Депонированные научные работы. - №5. - М., 2001; «Риторические фигуры в публицистическом тексте Достоевского» (на материале «Дневника писателя»). Статья опубликована в Сборнике научных трудов «Текст. Речь. Коммуникация». - Вып. 2. - Владикавказ, 2002.

Основные положения, выдвигаемые на защиту.

1. Лексические средства, вводящие речь, дают систематически объяснимые группировки персонажей. Глаголы, вводящие речь, отражают и выражают авторское видение композиции произведения так, как она представляется читателю. Глаголы, вводящие речь, образуют в пределах художественного текста особую систему.

2. Организация художественного пространства текстов достигается Ф. М. Достоевским и за счет словесных характеристик речевых поступков персонажей. В словесных характеристиках проявляется не только образ ритора, но и образ оппонента, а также образ третьего лица (слушающего или читателя). 

Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения в виде таблиц и матриц.

В I ГЛАВЕ раскрывается понятие категорий «образ автора» и «образа ритора». Дается подробное описание постановки проблемы образа автора в филологии и роль В. В. Виноградова в разработке теории субъекта художественного произведения (образ автора) в сопоставлении с исследованиями М. М. Бахтина. Что же касается понятия «образа ритора», то он находит свое отражение в концепции Ю. В. Рождественского через соотношение образа автора и образа ритора как проявление индивидуального стиля писателя, а также через этос, логос и пафос как реализацию и существование образа ритора. Далее подробно характеризуется категория риторического идеала как система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившихся в той или иной культуре и отражающих систему ее эстетических и нравственных ценностей (А. К. Михальская).

Во II ГЛАВЕ дается подробное описание стилистических черт «образа автора» через лексико-семантический аспект групп глаголов, вводящих речь, в художественном тексте Ф. М. Достоевского.

В III ГЛАВЕ обсуждаются стилистические черты образа ритора в публицистическом тексте Ф. М. Достоевского. Рассматриваются структура и организация образа ритора в «Дневнике писателя» на примере глаголов, вводящих речь. В ЗАКЛЮЧЕНИИ даются основные выводы по работе. БИБЛИОГРАФИЯ включает 201 работу. ПРИЛОЖЕНИЕ представлено таблицами и матрицами.  

Похожие диссертации на Глаголы, вводящие речь, как характеристика образа автора и образа ритора