Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина Кривошапко Светлана Александровна

Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина
<
Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кривошапко Светлана Александровна. Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Кривошапко Светлана Александровна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1081

Введение к работе

Лингвистика рубежа XX - XXI вв. подчеркивает, что язык - особая система, и изучать её следует не только как замкігутое герметичное пространство, но и как часть среды, в которой живет и действует человек. Новые концепции языка, появившиеся в последние десятилетия XX века,-наметили общий методологический поворот исследований к когнитивной лингвистике. Принцип антропоцентризма находит своё воплощение в различных сферах науки. Лингвистика постепенно становится антропоцентричной, в научный оборот введены новые многоаспектные понятия: языковая личность, концептуальная структура, система; концепт, ментальный лексикон, ментальный язык, языковая картина мира, что позволяет различать два вида влияния человека на язык — феномен первичной антропологи-зации языка (влияние мышления на свойства языка) и вторичной антропологиза-ции (влияние на язык различных картин мира человека - религиозно-мифологической, философской, научной, художественной).

Настоящее диссертационное исследование основывается на принципах лин-гвокультуролопш, имеющей концепт в качестве своего базового понятия. Концепт репрезентируется С.А. Есениным большим количеством единиц, разных по структуре. Сам процесс отбора тех или иных образов поэтом есть результат культурной интерпретации им мира. В его поэтических текстах осуществляется эстетическая концептуализация мира, проявляющаяся в том, что С.А. Есенин как творческая личность наряду с общепринятыми знаниями привносит в представления о мире свои частные индивидуальные знания и смыслы. Причем, здесь особенно важна оценочная позиция поэта, его точка зрения на факты объективной действительности. Есенинский концепт - глобальное лингвоментальное и лин-гвокультурное образование, организующее интеллектуальное и эмоциональное пространство личности поэта. При таком подходе художественное пространство и время выступают как когнитивная модель, отражающая объективный мир, переосмысленный художественным сознанием поэта.

В диссертационной работе основное внимание уделяется концептам время и пространство, которые организованы по принципу поля, включающего ядро, приядерную зону и периферию, причем их соотношение в разных произведениях уникально и самобытно. Описание концепта в национальном языке основано, в первую очередь, на анализе парадигматических связей слов, тогда как изучение концептов внутри текста предполагает учет преимущественно синтагматических связей слов. Поэтому концепт поэтического текста имеет внутритекстовую синтагматическую природу, и его экспликация основана на семантическом выводе её компонентов из совокупности языковых единиц, раскрывающих одну микротему.

Разноуровневые языковые средства в процессе функционирования в поэтическом тексте конструируют художественную реальность, непосредственно связанную с категориями пространства и времени. Итогом данного процесса становятся индивидуально-авторская пространственная и темпоральная картины мира, репрезентирующая совокупность концептов - концептосферу как некоторое целостное и структурированное художественное пространство. Фактически это система мнений и знаний человека о мире, отражающая его познавательный опыт на доязыковом и языковом этапах. Таким образом, для структурирования ядра художественного концепта релевантен парадигматический аспект анализа функционирования языковых единиц, тогда как для воссоздания приядерной зоны концепта и его периферии необходим синтагматический подход, учитывающий функционирование лексем и сверхсловных единиц в рамках тропов и фигур, присутствующих в художественных текстах данного автора.

Под художественным концептом мы, вслед за О. Ю. Шишкиной, понимаем ментально-языковую единицу, которая имеет имя, изначально формируется в сознании поэта / писателя и репрезентируется в художественном произведении (или совокупности произведений) с помощью языковых средств и стилистических приемов. Художественный концепт реконструируется исследователем, вмещая в себя как общекультурный, так и индивидуально-авторский пласты (Шишкина, О.Ю. Художественный концепт «Поэт» в идиостиле М.И. Цветаевой и его лингвистическая репрезентация (на материале поэзии): автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / О.Ю. Шишкина. - Череповец, 2003. - С. 11).

В рамках современной научной парадигмы назрела необходимость посмотреть на поэзию С.А. Есенина с новых позиций - с точки зрения концептуализации ею мира. В этой связи очевидна актуальность диссертационного исследования, обусловленная возрастающим интересом к концептам как к ментальным сущностям в целом и к индивидуальным концептам, воплощенным в различных типах текстов. Расширение сферы когнитивных исследований в филологии актуализирует обращение исследователей к изучению творчества писателя с концептуальной точки зрения, исследованию отображения объективной реальности в индивидуальном сознании. Изучение концептов, репрезентированных в художественном тексте, даёт представление об индивидуальной картине мира автора текста и выявляет то, как авторская концептуальная система отражает коллективную систему этнопредставлеиий.

Объектом исследования являют разноуровневые языковые средства организации текстовых фрагментов, участвующие в формировании концептов время и пространство в лирических стихотворениях С.А. Есенина.

Материалом исследования выступает лирическая поэзия С.А. Есенина дооктябрьского и послеоктябрьского периодов. За рамками исследования остались его поэмы и проза ввиду того, что лиро-эпические и эпические жанры предполагают иную методику реконструирования и описания художественных концептов, чем использованная в настоящем диссертационном исследовании.

Предмет исследования - система корреляций концептов время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина, актуализированная разноуровневыми языковыми средствами и формирующая фрагмент индивидуально-авторской картины мира поэта.

Цель диссертационного исследования - проанализировать систему корреляций концептов время и пространство на основе комплексного описания ключевых имен существительных - репрезентантов данных концептов.

Указанная цель определила комплекс исследовательских задач:

  1. выявить ключевые слова-существительные в лирической поэзии С.А. Есенина, ассоциативно связанные с именами концептов время и пространство, и предложить на их основе модели полей концептов;

  2. уточнить особенности репрезентации ключевых слов на основе их парадигматического и синтагматического анализа в поэзии С.А. Есенина;

  3. реконструировать хронотопическую специфику концептосфе-ры лирической поэзии С.А. Есенина на основе взаимодействия концептов время и пространство в художественных текстах;

  4. рассмотреть в лингвориторической парадигме узуальные и индивидуальные репрезентации концептов время и пространство в идио-стиле С.А. Есенина.

Методологическая основа исследования. В основу общефилософской методологии исследования легли принципы и законы материалистической диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные, принципы всеобщей связи явлений, причинности, категории общего, частного и отдельного, формы и содержания и др.).

Общенаучная методология. Язык рассматривается как один из видов общественной деятельности, неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим общением. Язык как явление материально-идеальное имеет материальную природу, существует объективно, но сознание субъекта речи играет ведущую роль в языковой деятельности. Этим объясняется антропоцентрический подход к анализу языкового материала.

Частнонаучнсш база исследования определяется его объектом и предметом: её составляют основные постулаты концепций исследования концепта, выдвинутые в рамках лингвокопіитивного (Е.С Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.), лингвокультурного (Н.Ф. Алефиренко, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин и др.), когнитивного направления в изучении художественного текста (Л.Г. Бабенко, В.Г. Зусман, А.В. Кузнецова, В.А. Пищальникова, И.А. Тарасова), по теории когнитивной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова и др.), семантических и когнитивных принципов концептуального анализа (С.А. Асколь-дов, А.П. Бабушкин, И.А. Стернин и др.).

Методы исследования: метод сплошной выборки, компонентно-семантический и контекстологический анализ, анализ синонимов и дериватов ключевого слова, композиционный анализ, анализ сочетаемости ключевого слова, интерпретационный и сравнительно-сопоставительный методы. Посредством данных методов устанавливаются индивидуально-авторские смыслы ключевых слов, конкретизируется их функциональное значение в лирических текстах С.А. Есенина.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Ключевые слова-репрезентанты художественного концепта время (возраст (молодость I старость), вечность, жизнь, смерть, сон, песня, сердце, музыка) в индивидуально-авторской картине мира С.А. Есенина являются денотативно соотнесенными с ключевыми словами-репрезентантами пространственной семантики (дом, окно, сад, дорога, простор, природа, Россия, земля, небо). В результате корреляции данных концептов пространственно-временные характеристики приобретают в идиостиле поэта устойчивые перцептивные и эмотивные характеристики. Ядро поля художественного концепта время включает в себя общеязыковыезначения - время суток, время года; ядро поля художественного концепта пространство представлено ключевыми словами простор, природа, Россия.

  1. Выявлены регулярно воспроизводимые тематические группы метеоявления, эмоции, религия, природа; установлено, что ключевые слова, репрезентирующие периферию концептов время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина, принадлежат ко всем выявленным тематическим группам. Другие единицы данных тематических групп не могут быть однозначно отнесены к тому или иному анализируемому концепту. В зависимости от авторской интенции они способны репрезентировать и актуализировать временную или пространственную семантику, что позволяет говорить о системе корреляций изучаемых концептов.

  1. Для поэтических произведений С.А. Есенина характерно использование ключевых слов, ассоциативно связанных с именами концептов время и пространство в одном контексте, что позволяет говорить о формировании и реализации единого хронотопического контекста, отражающего общие зоны полей концептов время и пространство. Эти зоны образуются за счет периферии полей данных художественных концептов, отражают их взаимодействие.

  2. Ключевые слова-существительные составляют основу предпочитаемых поэтом тропов и фигур. Специфика синтагматических связей лексем и сверхсловных единиц, репрезентирующих художественные концепты время И пространство, выявляется в пределах лингвориторической парадигмы языковой личности С.А. Есенина, в предпочтениях тропов и фигур сходства и контраста в рамках его поэтических текстов.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые проведен комплексный анализ лирической концептосферы поэзии С.А. Есенина: вьивлены ключевые слова-репрезентанты художественного концепта время и ключевые слова-репрезентанты с пространственной семантикой; исследованы частотные регулярно воспроизводимые тематические группы концептов пространство и вре-.ш; определена специфика синтагматических связей лексем и сверхсловных единиц, репрезентирующих художествешгые концепты время и пространство; проанализирована структура и смысловое наполнение лирической концептосферы поэзии в целом, вписанной в пространственно-временные координаты.

Теоретическая значимость исследования. Работа вносит определенный вклад в дальнейшее развитие постулатов теории языка, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, теории концепта, а также антропоцентрического направления в лингвистической науке. В диссертации выявлены связи между пространственно-временной картиной мира С.А. Есенина и эмотивным пространством его поэтического текста, разноуровневые способы выражения семантики времени и пространства.

Практическая ценность диссертации связана с возможностью применения материалов и результатов исследования при разработке теоретических и практических курсов по проблемам общего и славянского языкознания, когнитивной лішгвистики и лингвистики текста, лингвокультурологии и теории межкультурной коммуникации. Полученные данные могут быть использованы в курсах «Филологический анализ текста», «Стилистика», «Риторика», а также в спецкурсах, посвященных проблемам творчества С.А. Есенина и различным аспектам поэтического творчества. Данные, полученные в результате концептуального и

лингвокультурологического анализа текста, могут быть использованы при создании словаря поэтического языка С.А.Есенина.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Первая глава посвящена изложению теоретических основ изучения лирической концептосферы: осмыслению проблематики концепта в современной филологии, основным классификациям концептов, особенностям изучения лирического текста когнитивной лингвистикой, художественных концептов как их неотъемлемой части, изложению методики концептуального анализа художественных концептов. Во второй главе изучены временные координаты лирической поэзии С.А. Есенина как важный компонент художественного мира поэта, исследовано пространство как одна из смыслообразующих категорий поэзии С.А. Есенина, описываются основные ключевые слова, создающие основу для моделирования поля концептов время и пространство, а также изобразительно-выразительные средства, характерные для их репрезентации.

Апробация работы. По материалам диссертационного исследования опубликовано семь работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК, - две. Диссертационная работа прошла апробацию на I Международной научной конференции «Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность» (Ростов-на-Дону, 2006), Международной научной конференции «Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: история и современность» (Пятигорск, 2009), VII Международной научной конференции «Проблемы общей и региональной ономастики» (Майкоп, 2010); материалы исследования были опубликованы в научных журналах «Известия ЮФУ. Филологические науки» (Ростов-на-Дону, 2010), «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета» (Пятигорск, 2010), в межвузовском сборнике научных трудов «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты» (вып. 14, Сочи, 2009), в сборнике научных трудов «Концептуальные проблемы литературы: синкретизм жанров» (Ростов-на-Дону, 2007).

Похожие диссертации на Концепты время и пространство в лирической поэзии С.А. Есенина