Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Противоречия в языке и речи Ганеев Булат Талгатович

Противоречия в языке и речи
<
Противоречия в языке и речи Противоречия в языке и речи Противоречия в языке и речи Противоречия в языке и речи Противоречия в языке и речи Противоречия в языке и речи Противоречия в языке и речи Противоречия в языке и речи Противоречия в языке и речи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ганеев Булат Талгатович. Противоречия в языке и речи : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 : Уфа, 2004 408 c. РГБ ОД, 71:05-10/11

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРОТИВОРЕЧИЕ И ЯЗЫК

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЯ 16

1> 1.1. Противоречие: определение и терминология 16

1.2. Противоречие: историческое развитие понятия 29

Выводы к главе 1 87

ГЛАВА II ПРОТИВОРЕЧИЕ В ЯЗЫКЕ 89

  1. Философско-логические основы противоречивости языка 89

  2. Логико-семантическая структура противоречия 104

  3. Классификация противоречий 118

  4. Противоречие и развитие языка 136

Выводы к главе II 139

ГЛАВА III АЛЛОФРОНИЯ 143

3.1. Высказывание и комплемент 143

3.2. Противоречие ивозможность 153

  1. Язык как жесткая и гибкая система 162

  2. Семантическая диффузность и противоречие 164

  3. Аллофрония и ортофрония 178

Выводы к главе III 198

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

ГЛАВАІУ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ГРАММАТИКЕ 202

  1. Системные и системно-функциональные противоречия 202

  2. Противоречивость служебных морфем и служебных слов 203

  3. Категория числа 203

  4. Аллофрония в местоимениях 205

  5. Категория рода 209

  6. Категория лица 218

  7. Категория времени 218

  8. Полярность 227

4.9. Супплетивизм 228

Выводы к главе IV 229

ГЛАВА V ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ 231

  1. Энантиосемия 231

  2. Тавтология 267

  3. Противоречия в словосочетаниях. Оксюмороны 271

  4. Фразеология как проявление языковых противоречий 287

  5. Противоречия в паремиях 302

Выводы к главе V 311

ГЛАВА VI СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ 315

  1. Противоречия в искусстве и поэзии 315

  2. Метафора 320

  3. Риторика и парадоксальные фигуры и тропы 328

  4. Аллофрония кеннингов и хейти 355

  5. Противоречия в разговорном языке 361

  6. Юмор и противоречия в языке 372

Выводы к главе VI 406

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. АЛЛОФРОНИЯ И КУЛЬТУРА

ГЛАВА VII АЛЛОФРОНИЯ В АНТИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ 409

  1. Аллофрония в греческой литературе 409

  2. Аллофрония в латинской литературе 441

ГЛАВА VIII АЛЛОФРОНИЯ В ИУДАИЗМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ 470

  1. Аллофрония в Библии 470

  2. Теологический парадокс 492

ГЛАВА IX АЛЛОФРОНИЯ В ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУРАХ 530

  1. Исламские культуры (арабы и персы) 530

  2. Индийская культура 572

  3. Дальневосточные культуры (Китай иЯпония) 616

Выводы к части третьей 656

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 658

ЛИТЕРАТУРА 661

Введение к работе

Данная работа посвящена проблеме противоречий в языке и речи. Противоречие как один из базовых концептов культуры издавна волновало интеллектуальную мысль человечества.

В античности проблемы противоречия впервые на Западе были затронуты в работах Платона и Аристотеля, анализировались софистами, затем отдельные аспекты противоречий в языке и речи рассматривались в некоторых работах стоиков и грамматиков александрийской школы, а также у Цицерона и Секст Эмпирика. На Востоке проблемы противоречия исследовали джайнистские и буддийские логики, китайские даосисты и парадоксалисты Хуэй Ши и Гуньсунь Лун. В эпоху раннего христианства эти вопросы интересовали Августина, а в средневековье рассматривались в ряде работ схоластиков Абеляра, Оккама, Гроссетеста, Ричарда Софиста и других. На рубеже эпох Николай Кузанский, а затем Л. Валла и Дж. Бруно придавали противоречию важную роль в строении и развитии мира. В Новое время Лейбниц и Кант уделили особое внимание этой проблеме. Гегель подошел к ней диалектически, подвергнув пересмотру аристотелевскую логику. Логическую стройность миру попытались вернуть Гербарт и Брэдли. Как лингвистическую проблему впервые вопросы функционирования противоречий в языке в форме антиномий исследовал В.Гумбольдт.

Как объект анализа противоречие у разных исследователей и в разные эпохи выступало то как результат столкновения или взаимодействия противоположностей, то в виде чистого или логического противоречия, то в форме антиномии или дилеммы, то под названием софизма или парадокса, то как языковая аномалия или неоднозначность. Проявления противоречий в языке, их формы и функции чрезвычайно разнообразны, что нашло отражение в различии подходов к противоречию у разных авторов. Поэтому назрела необходимость в установлении единого принципа, лежащего в основе появления и разрешения противоречий. Если логики вынуждены в своих исследованиях выходить за рамки

двузначной логики, создавая «аномальные» многозначные логики, то языковеды тем более, учитывая сложность и многозначность языкового мира, должны искать пути систематизации языковых и речевых противоречий, в параллель логическим исследованиям.

В этой работе собственно логическая сторона вопроса затрагивается лишь в связи с проблемами лингвистики. Данное соображение легло в основу введения термина «аллофрония», с одной стороны, в качестве лингвистического коррелята термину «противоречие», обычно рассматриваемого как логический термин, а с другой стороны, в силу более широкого содержания понятия «аллофрония», представляющего собой не только феномен языкового и речевого противоречия, но и универсальный способ выхода из любого речевого противоречия.

Автор осознает трудности предпринимаемой им попытки охватить в рамках одной работы столь сложную и фундаментальную проблему, которую необходимо исследовать на стыке таких наук и дисциплин, как философия, логика, семантика, стилистика, эстетика, психология, теология и т.д.

Существовали, в частности, затруднения, связанные со сложностью отбора языковых противоречий, когда, кроме возможной опасности погрязнуть в перечислениях языковых примеров аллофронии, а также различных взглядов на проблему противоречия, был риск потерять критерий выделения противоречий, в силу разнообразия их проявлений, начиная с факта противоречивости самого языкового знака, и кончая точкой зрения автора, не согласующейся со взглядами читателей, что может, например, восприниматься как парадокс там, где его и нет. И все же понимание автором этих трудностей уступило пониманию необходимости всестороннего рассмотрения данной проблемы.

Теоретической базой исследования послужили работы авторов, рассматривающих противоречие или как основной объект исследования, или как часть других исследуемых проблем.

В общефилософском аспекте противоречие изучали последователи гегелевской диалектики, в частности, Ф. Энгельс («Анти-Дюринг»), классики российского марксизма Г.В.Плеханов, Н.И.Бухарин, А.А.Богданов и

комментаторы марксистского направления A.M. Деборин [1990], Ф.И.Георгиев, Л.Ф. Петровичева [1969], В.И.Горбач [1972], Э.В. Ильенков [1974, 1991], И.С. Нарский [1969], А.Г. Спиркин [1975], К.С. Бакрадзе [1973], Б.Д.Базаров [1979], Г.Л.Брутян [1959] и др., а также исследователи-немарксисты С.Хук [S. Hook 1955] МБольфф [М. Wolff 1981], Р.Гуардини [R. Guardini 1998], Х.-Д. Кляйн [1997] и др. В историко-философском плане некоторое внимание в своих обзорах вопросам логического противоречия уделяли К. Prantl [1927], П.С. Попов, Стяжкин Н.И. [1974], А.С. Богомолов [1982], А.Кожев [A. Kojev 1968], Пассмор Дж. [1998], Д.Б. Зильберман [1972], В.В. Соколов [1979], А.Н. Чанышев [1991], С. Радхакришнан [1956], С. Чаттерджи Д. Датта [1955], Ф.Пиронэ [F. Pironet 1999], А.С. Степанова [1995], М.Т. Степанянц [1987] и др. В научно-философском плане существование противоречий в жизни, в научных теориях и экспериментах обсуждали В.Гейзенберг [1989], Н. Бор [1961], А. Уайтхед [1990], С.Люпаско [S. Lupasco 1951], Г. Башляр [1987], В.Н. Ланге[ 1978], А.К.Сухотин [1980].

В социологическом и социально-прагматическом плане проявление противоречий в обществе и во взаимоотношениях людей исследовали К.Маркс, Г.Зиммель [G.Simmel 1921, 1922], Л.Леви-Брюль [1994], З.Фрейд [1991], А.Кожибский [A.Korzybski 1951], П. Вацлавик, Д.Бивин, Д.Джексон [2000; Watzlawik et al. 1967], А.Уилден [A. Wilden 1977], Н.Луман [1991], Р.Рюйер [R. Ruyer 1966], Ж.Ж. Вюненбюржэ [J.-J. Wunenburger 1990], Ф.Юэр [F. Juer 1927], М.Бейгбэдэ [М. Beigbeder 1972], И.Барель [Y. Barel 1979]. Противоречия в религиозных текстах исследовали Климент Александрийский [2003], К.С.Ф. Тертуллиан [1994], Ансельм Кентерберийский [1995], Петр Абеляр [Petrus Abaelardus 1851], Фома Аквинский [Aquinas 1945], Боэций Дакийский [2001] и другие теологи и философы. Начиная с Нового времени эти проблемы затрагивали в своих работах исследователи восточных религий О.О. Розенберг [1991], Ф.И. Щербатский [1995], Д.Судзуки [1993], Е.В. Завадская [1970], Н.В. Абаев [1989], В.П. Андросов [1990], А.Н. Игнатович [1987], СЮ. Лепехов [1991], В.Н. Пупышев [1991], Т.П. Григорьева [1992], Дж.Гарфилд, Г.Прист [J.L. Garfield, G. Priest], А. Массе [1982], И. Шах [1994], У. Читтик [1995], К.Юнг [C.G.

Jung 1922], христианские исследователи П.А. Флоренский [1990], П. Тиллих [2000] Б.В. Раушенбах [1993], Л.Крейн [L. Crane 1970], С.А.Исаев [1991] и др.

В логическом и логико-семантическом аспекте с середины XIX века противоречивые и парадоксальные явления изучали Г. Фреге [2000], А. Мейнонг [A. Meinong 1960, 1988], Ф.Брэдли [F.H. Bradley 1950, 1969], Н.А. Васильев [1989], Я. Лукасевич [ 1959, J. Lukasiewicz 1920, 1921], Б.Рассел [1997, В. Russell 1923], У. Стюрман [W.Stuermann 1962], А. Черч [1960], Н. Мулуд [1979], Я. Хинтикка [1980, 1981], Г.Х. фон Вригт [1986], Р.И. Павиленис [1983], А. Шафф [1963], Й.Бар-Хиллель [Y. Bar—Hillel 1954], Л. Витгенштейн [1985, 1994], С.Кэмпбелл [С.А. Campbell 1963], В.В. Целищев [1978], Л. Тондл [1975], Н.Решер [N. Rescher 1968], Ч.Пайл [Ch. Pyle], С.Мэйпер [S. Маурег], Б.П.Гинзбург [1969]; паранепротиворечивая и дианетическая логики основательно анализировались авторами сборника "Паранепротиворечивая логика" [Paraconsistent Logic 1989], в работах Дж.Приста [G. Priest 1990]; противоречие в форме парадокса исследовали У.Куайн [W. Quine 1976], А.Ешкенази [1977], Е.Гродзинский [Е. Grodzinski 1983].

В общелингвистическом аспекте вопросы противоречия затрагивали Г. Пауль [1960], Ф. де Соссюр [1999], Ф.Полан [F. Paulhan 1911, 1929], С. Карцевский [1965], В.Н. Волошинов [1993], Ш. Балли [1955], Э. Косериу [1963], Э. Бенвенист [1974], Ж. Делёз [1995, 1998.], Э. Кассирер [ 2002], В.А. Звегинцев [1957, 1976], Н.Д. Арутюнова [1976, 1980, 1982, 1985, 1988, 1990, 1991, 1995], Ю.С. Степанов [1981, 1983, 1985, 1995], В.В.Одинцов [1982], В.Д.Девкин [1988]. В связи с проблемой высказывания противоречия затрагивали Г.В.Колшанский [1975], Н.Г. Комлев [1978], Е.В.Падучева [1985], Т.А. van Dijk [1980, 1982].

Частнолингвистические аспекты противоречия разрабатывали Р. Якобсон [1975, 1985], М.М. Бахтин [1986, 1990], A.M. Пешковский [2001], В.И.Шерцль [1884], Н.С. Трубецкой [2000], В.В. Виноградов [1972], Н.М. Шанский [1964], Д.Н.Шмелев [1964,2002] Л.М. Васильев [1981,1990, 1998], Ю.Д. Апресян [1995а, 19956], Л.А. Новиков [1979, 1997], З.Г. Ураксин [1975], Г.Л. Пермяков [2001], авторы сборника «Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста» [1990], С.Абель [C.Abel 1884], Сами-Али [Sami-Ali 1980], К. Бюлер

[1993], S. Hayakawa [1964], Дж. МакКоли [J.D. McCawley 1971] У. Вайнрих [1970, 1981, 1987], 3. Вендлер [1985] П.Фарб [P. Farb 1978], М.Куууси [М. Kuusi 1994], Е.М. Вольф [1985], Т.Г. Миролюбова [1986], Б.С. Мучник [1985], С.А. Колесниченко, А.Ю. Мурадян [1982], Г.Н. Эйхбаум [1987], Т.Г. Винокур [1980], А.В. Анисимов [1991], С.Ж. Нухов [1997] , М.И. Сидоренко [1969], М. А. Марутаев [1990], Б.Т. Танеев [2001].

Конкретное функционирование противоречий в отдельных языках исследовали Б.М. Гранде [1998а, 19986], В.Д. Ушаков [1996], О.Б. Фролова [1984], Л.Рену [L. Renou 1955], Т.Я. Елизаренкова [1989, 1999], В.А. Кочергина [1990], В.И. Горелов [1984], А.А. Драгунов [1962], Т.И. Корчагина [1984], И.В. Головний [1986], А.А. Пашковский [1980], О.П. Фролова [1979], А.В. Кунин [1986], H.W. & F.G. Fowler [1993], Е.И. Шендельс [1970] и др.

В стилистическом и риторическом аспекте, особенно в виде парадокса, метафоры и двусмысленности противоречие исследовали Аристотель, Цицерон, Дандин («Кавьядарша»), Б.Грасиан [1977, B.Gracian 1969], Ш. Балли [1961; Ch. Bally 1909], Э.Ирих [Е. Ihrig 1934], У.Эмпсон [W. Empson 1965], К.Брукс [С. Brooks 1981], О.Барнет [S. Barnet 1974], Б. Дебатин [В. Debatin 1995], Дж. Лакофф, М. Джонсон [1987], авторы сборника «Теория метафоры» (М. Блэк, Дж. Серль, Д. Дэвидсон, Н. Гудмен и др. [1990].

В лингво-стилистическом и риторическом аспекте проявление противоречий анализировали Х.Пальяро [Н. Pagliaro 1964], Х.Вильяр [J.L.M. Villar 1979], К.Коморовски [С. Comorovski 1975], В.А. Успенский [1982], Н.Е.Шпекторова [1974], Н.Г.Елина [1985], Г.Я. Семен [1986], И.В. Арнольд [1981], М.В. Брандес [1983] Э.Ризель и Э.Шендельс [Е. Riesel, Е. Schendels 1975], авторы коллективного труда «Общая риторика» [Дюбуа Ж. и др. 1986]. Проявление противоречий в литературоведческом и эстетическом аспектах рассматривали М.М- Бахтин [1990], А.Ф. Лосев в серии трудов по мировой эстетике, в частности [1978, 2000], Ю.М. Лотман [1972, 1973, 1999], И.В. Силантьев [1996] Н.Т. Федоренко, Л.И, Сокольская [1990], М.Тоэска [М. Toesca 1969] Р.Л.Коли [R.L. Colie 2003]. Комическое как сферу проявления противоречий

анализировали А.Бергсон [1992], 3. Фрейд [1991], А.Кестлер [A. Koestler 1978], А.З. Вулис [1966], Ю.Б. Борев [1970], Л.В. Карасев [1989], А.Н. Лук [1968], Д.С. Лихачев, А.М.Панченко, Р.В. Понырко [1984], В.Я. Пропп [1976], Г.Г. Почепцов [G.G. Pocheptsov 1974] В.В. Овсянников [1981], В.З. Санников [1999] и др.

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью комплексного теоретического осмысления противоречивых тенденций, характерных для языка на всех этапах его развития и на всех уровнях системы языка, а также значимостью для теории языка нового направления исследований, связанного с аллофронией как явлением, охватывающим все стороны языка. Если язык как таковой в значительной степени описан в своих традиционных аспектах, то теперь наиболее востребованным является теоретическое обобщение этих результатов на качественно новом уровне, особенно в отношении алогичных элементов языка, которые нуждаются в особой упорядоченности в научном плане. Логический анализ языка - это одно из важнейших направлений лингвистики.

Объект работы - противоречие, проявляющееся в языковых и речевых единицах в разных формах и контекстах.

Цель проведенного исследования - изучение природы противоречия как языкового явления.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

- исследование противоречий в логико-семантическом и лингвистическом
аспектах;

выявление его разновидностей и возможных классификаций;

- определение сфер функционирования единиц, содержащих языковые и речевые
противоречия, а также их особенностей.

Научная новизна данной работы и наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, состоят в том, что в ней впервые предпринят фундаментальный комплексный анализ функционирования противоречий и противоречивых явлений в языке в целом на основе введенного понятия аллофронии, диффузности глоссем, а также незавершенности высказывания как необходимого условия его функционирования; в работе комплексно исследованы

системные и функциональные особенности языковых единиц различных уровней, от морфем до сверхфразовых единиц,, рассмотрены особенности противоречий в разных культурах и цивилизациях, исследованы сферы применения противоречий в речи.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:

а) всесторонне исследовано понятие противоречия в языке и речи;

б) введены фундаментальные понятия аллофронии и ортофронии как двух
неразрывных аспектов языка;

в) теоретически обосновано применение понятия аллофронии для комплексного
описания алогичных элеменов в языке;

г) применен интегративный многоаспектный подход к проблеме
функционирования противоречивых и алогичных элементов в языке;

д) получены результаты, способствующие развитию лингвистической теории,
связанной с проблемами логико-семантического описания языка.

Многоаспектное исследование противоречий во всем комплексе существующих проблем позволяет вынести на защиту следующие основные положения:

Противоположность, рассматриваемая как пассивное понятие, противостоит противоречию как динамичному, активному понятию, основная черта которого -несовместимость двух явлений. Экзистенциальная суть противоречия заключается в появлении нового в старом.

Внешний мир как цельная и гармоничная тотальность лишен фундаментальных противоречий, а частные противоречия заложены в систему мироздания, не подрывая, а укрепляя ее через непротиворечивое развитие, поэтому противоречие - чисто языковое явление, привносимое в мир человеком. Язык как номенклатура знаков непротиворечив, но язык в широком смысле, включающий в себя речь, подвержен противоречиям. Противоречия - это отражения только внутреннего мира человека и внешного общественного мира, что позволяет человечеству гибко реагировать на изменения внешней среды.

Вследствие одновременной жесткости и гибкости языка в нем неизбежно появляются противоположные значения и созначения в одной языковой единице. Неустойчивость языка - залог его устойчивости. Одно из фундаментальных противоречий - недопущение полностью симметричных структур во всех категориях языка и грамматики. В языке действует правило: нет нормы без исключения, как нет и формы без исключения.

Любое высказывание, выполняющее коммуникативную функцию, следует рассматривать как незавершенное и неполное. Начальную семантику высказывания всегда дополняет и завершает семантический комплемент. Только совокупность (эксплицитного) высказывания и (имплицитного) комплемента представляет собой коммуникативно завершенное (полное) высказывание. При этом комплемент получателя сообщения почти никогда не совпадает с комплементом отправителя сообщения, а число комплементов каждого сообщения бесконечно. Чтобы высказывание было завершено, оно должно быть незавершенным. Незавершенность высказываний - это необходимое условие существования языка.

Противоречия возникают в индивидуальной речи как отражение противоречивых моментов сознания. Совокупность всех индивидуальных речей (идиолектов) образует сверхречь, для которой свойствена непротиворечивость, но именно сверхречь, перерабатывая особенности идиолектов, порождает новые явления в языке, в том числе противоречия.

Язык существует в двух аспектах (разновидностях) - логичном (ортофрония) и алогичном (аллофрония). Ортофрония имеет свой ритм, при котором элементы чередуются в определенном семантически размеренном порядке без противоречий. Логичный ритм - это определенный порядок размеренного мышления, которому противостоит алогичная аритмия, вносящая определенный беспорядок в этот порядок. Аритмия может быть узуальной, то есть принятой в качестве нормы, или окказиональной, сознательно вносимой в язык и речь.

Признаки аллофронии - многозначность лексемы, наличие эксплицитного противоречия в лексеме, наличие имплицитного, латентного противоречия в

лексеме, наличие грамматического противоречия, несоответствие ожидаемому референту (аллофронное смещение). Аллофрония охватывает широкий круг языковых и речевых явлений, таких как: ложь, метафора, ирония, парадокс, энтимема, тавтология, фразеологическая единица, загадка, ряд риторических и стилистических средств - тропов и фигур.

  1. Наличие латентных значений, делающих семантику глоссем диффузной, способно одновременно вызвать противоречия и разрешить их. Глоссеме, которая диффузна уже в силу ее природы как носителя различного рода качеств, может быть присуще неограниченное число атрибутов. Потенциально любой знак, любая глоссема включает весь язык, все глоссемы.

  2. Первая группа противоречий в грамматике - системные противоречия, относящиеся к сфере языка. Вторая группа - системно-функциональные (категориальные) противоречия, которые относятся как к системе языка, так и к сфере речи.

  3. В лексике противоречия чаще всего проявляются в случаях энантиосемии, омонимии, оксюморонов, синонимов-антонимов, эллиптических парадоксов, тавтологии как разновидностях парадоксальных высказываний, а также во фразеологических языковых единицах, где проявляются противоречия двух видов - общефразеологические и конкретно-фразеологические. При этом в идиоматической пропозиции как контрадикторной модели содержатся две истины и две лжи, с двух разных точек зрения характеризующие данное устойчивое высказывание.

  1. Реверсивы как основные нематериальные культурные концепты - своего рода универсалии, поскольку их можно найти у народов самых разных культур, говорящих на далеко не родственных языках. Лучше всего реверсивы проявляются в парадоксальных пословицах, большинство из которых построено по принципу качественной оценки.

12. Противоречие играет решающую роль в языке искусства, особенно в поэзии,
проявляясь в стилистических средствах, в основе большинства которых лежат
противоречия, а также в метафорах, характеризуемых основным родовым

противоречием, согласно которому языковой знак не означает то, что он должен означать, и в то же время что-то значит.

  1. Разговорный язык характеризуют три основных (фундаментальных) противоречия: Первое противоречие — парадоксальное единство и разница в целях между участниками разговорного общения. Второе противоречие -одновременное наличие двух противоположных тенденций: тенденции к краткости и тенденции к избыточности. Третье противоречие - стремление носителя языка вырваться из рамок сковывающих его наличных языковых средств и самовыразиться путем некоторых инноваций.

  2. Противоречия смешного, представляющего собой неожиданное несоответствие, начало которого - противоречие, а завершение - гармония, прямо связаны с речевыми юмористическими противоречиями в языке. При этом вербальное комическое представляет собой неожиданное несовпадение понятия и денотата, начало которого - нарушение презумпции, а завершение - принятая аллофрония, то есть нормализованное смещение относительно референта.

  3. Иудео-христианская цивилизация привнесла парадоксальность в религии Запада, в частности, создав такое явление, как теологический парадокс.

16. Речевые противоречия в восточных культурах основаны на диффузности
лексики и двуплановости языка поэзии и религии, а также влиянии
соответствующих восточных религиозных систем.

17. К полным универсалиям относятся аллофрония, бинарность высказывания,
диффузность глоссем, омонимия и энантиосемия, аномалии и исключения. К
частичным универсалиям - взаимозаменяемость единственного и множественного
числа, универсальность ряда парадоксальных культурных концептов.

Материал, использованный в исследовании, обеспечивает достоверность научных положений и выводов, полученных в данной работе. В диссертации представлен широкий спектр лексикографических источников, художественных и философских произведений на двадцати двух языках, таких, как русский, древнегреческий, латинский, французский, итальянский, испанский, португальский, английский, немецкий, шведский, древнеисландский, польский,

чешский, венгерский, башкирский, татарский, шумерский, арабский, персидский, санскрит, китайский, японский, Глоссемы, содержащие противоречия и послужившие основой исследования, насчитывают более 12 000 единиц. Языковые явления, затронутые в работе, охватывают достаточно широкую сферу - от отдельных лексем до крупных текстов. Исходя из базисного для исследования понятия аллофронии, в работе дается системно-функциональное описание аллофронных элементов разных уровней.

Методы исследования. В исследовании использовались такие методы и приемы лингвистического анализа, как описательный, сопоставительный, количественный, стилистический. В основе анализа противоречий лежит системный принцип. Изучение природы противоречия опирается на логико-семантический подход.

Практическая значимость настоящего иследования определяется тем, что материалы исследования можно использовать при разработке курсов по общему языкознанию, лексикологии, сопоставительной лингвистике, истории языка, культурологии, стилистике, интерпретации текста. Направления, разрабатываемые в диссертации, могут быть использованы в работах аспирантов и соискателей.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в двух монографиях «Парадокс: парадоксальные высказывания» (Уфа 2001) и «Противоречия в языке» (Уфа 2003). Основные научные результаты исследования отражены также в 25 публикациях, докладывались на различных научных и научно-практических конференциях в Уфе (1993, 2000, 2002), Перми (1988, 1991), международных конференциях в Набережных Челнах (1999) и Уфе (2002 ), научных семинарах кафедры английского языка факультета иностранных языков БГПУ. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания Башкирского государственного университета.

Структура и объем работы определены поставленной целью и особенностями объекта исследования. Она состоит из введения, трех частей,

каждая из которых включает три главы, заключения, списка использованной литературы, списка лексикографических источников и списка художественных произведений.

В первой части дается определение понятия «противоречие», затрагиваются вопросы терминологии, представлен исторический обзор развития понятия противоречия (глава 1); анализируются философско-логические основы противоречивости языка, выявляется логико-семантическая структура противоречия, предлагаются возможные классификации противоречий, а также устанавливается их связь с развитием языка (глава 2); выявляется принцип незавершенности высказывания и его обязательного сочетания с комплементом; устанавливается связь противоречия с возможными мирами; язык определяется как одновременно жесткая и гибкая система, где языковые единицы характеризуются семантической диффузностью, вводящей и снимающей противоречие; вводятся понятия ортофронии и аллофронии, даются определения и описываются свойства аллофронии, выявляются способы проявления и функционирования последней в языке и речи (глава 3).

Во второй части описываются проявления аллофронии в языке и речи, в том числе системные и системно-функциональные противоречия в грамматике (глава 4), лексические противоречия, такие как энантиосемия, тавтология, противоречия в словосочетаниях, оксюмороны, фразеология как проявление языковых противоречий, проявления противоречий в пословицах (глава 5); анализируются противоречия в искусстве и поэзии, рассматриваются проявления аллофронии в метафорах, риторических и стилистических фигурах и тропах, особенно парадоксальных, аллофрония кеннингов и хейти, противоречия в разговорном языке и юморе (глава 6);

В третьей части, которая задумывалась как исследовательское приложение, прослеживаются и описываются особенности проявления аллофронии в различных мировых культурах: древнегреческой и древнеримской (глава 7); иудаизме и христианстве (глава 8); в восточных культурах: арабской и персидской, древнеиндийской, китайской и японской (глава 9).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ И ЯЗЫК

Похожие диссертации на Противоречия в языке и речи