Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-эстетическая концепция вестерна и ее трансформации (на материале американского и европейского кинематографа) Соколовски, Марек

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколовски, Марек. Идейно-эстетическая концепция вестерна и ее трансформации (на материале американского и европейского кинематографа) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.03.- Москва, 1991.- 29 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/2474-3

Введение к работе

Диссертация посилена исследованию социально-политической, мифологической и художественной природа я развития жанра вестерна. Анализируя фэнскен американского -эстерна а его модификаций, существо ваших s европейской а советском кине-катографв, автор выявляет особенности и разноавдностл модели вестерна, закономерности и логику эголирн этой моделі! в контексте современного ішфотворчества, государственио-кдео-догических а общественных скстеи.

ШУАЛЬНССТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется ?«и, что слозашэ процессы и изменения, проясходякне в совреяеетом мирз, по-буддвэт с болшей широтой я универсальность» осмыслить фено-нен вестерна. Ибо, как показывает вся псторяя еушество затея этого американского жанра, он развивался з тесной связи с переиэнамн, яранеходяшнни в общественном сознангга, а его ху-дояеетвешо-структурнне провесы в той ила еной форме явяя-лесь отражением этих нзкэненай.

Крах тоталитарных режимов в Восточной Европа, кризис идеологии тоталитаризма - все это привело обззетвзнаое созкадов ыюгвх народов а переоценке ^торичесюпе ссбдаки, идеологических, обоественных я общечеловеческих ценностей. С точки зрання современного опыта болеэ, чем когда-либо гадко, что esc-тєск нескотря на его принадлежность з рззаяекатеяьнвд закраи, з ОСН02Э своей Я2ДЯЗТСЯ продуктом идеология а еэ воздействия на общественное сознание.

Диссертация посвящена "вестерну",, то есть произзэденияа жанра, з котором одни находят наиболее арэсоз проявление национального характера анеритащеа, а другие - наиболее отчетливое заражение торгаяееки-реялакного духа американской ~киду-

- 2 -стрия гр8зи, со псевдоцдвалов, стереотипов шяметя и ремесленнических вташов.

Вез соьяієшя, идеологическое противостояние прошедших де-ся-тклетнй в значительной степени'Прздопрэделидо "черно-белое" вкдвикз зїорс феноконд кинематогрґфгчеекогі низни и культури ША si ого яростное отркцанш в быгаиас странах социадыстотес-кого лагеря. Автор диссертаций не ставит целью выступить в качестве "адвоката" одного мз еаавх популярних жанров американского к шіроБОГо киноискусства. Зашітнйков у востеряз болез чец достаточно, хотя американская критика чаше сыотрела на "ковбойский* фклш свкеока. Васгэрн редко станошлся предметом езрьезного научного анализа, ка ето, например, е&яоелся Джим Киїсис ("Woatara"e «a?he laoxloati Gitiejras*', VOA Роїш, 3у±вя,

Что касается ккно&здегшя Восточной Еьроды, даке и середине 60-х годов (тем более, s pasr&p вдеологнческого противостояния) вульгарно-соцшяогйчоешш критика исходила в оценке взс-терка кэ несомненного (но вряд им дояуекаанэго столь однозначную оценку) факта его прішадлегшости к кассовой культуро.

Именно поэтому сегоднй необходима работа, псет&вкшіая цєльй объоктишнй анализ феномена &зстерг&, а ка критическую алологяэ ют умгчтояоние этого явления. Только так стало 6ц ьа-знокко объяснить ярочку» шп-врнйцкокалыг/а поцулпрюстъ зтого жанра, его иироко проникно х^нне sa рубєкц США и возникновение "местных" разновидностей ковбойского фильма, в столь далеких друг от друга регионах, как Латинская Америка и Австралия, Япония клн Восточная Европа. П&радоксельный успех к попытки создания своих "саствриов" в странах, где кот ни ковбоев, ни прерий, делает такую цель весьма актуальной.

Правда, известная книга Джорджа Н.Фенина и Уильяма К.Эвер-сона "Вестерн: от немого кино до70-х" явилась попыткой рассмотреть феномен превращения вестерна в транснациональный жанр, однако авторы ограничились лишь фильмами западного производства. Меаду тем, начиная с 60-х годов попыгки использовать пропагандистские потенции и.массовую популярность вестерна на ином материале и в обратной идеологической и эстетической перспективе привели к появлений так иазываешго "истерна". Речь шла совсем не о фильмах, действие которых происходит не на Западе, а на Востоке, а о стремлении противопоставить ыифологш Запада (презде всего США),: новую, классово ориентированную да-фологию социалистического "Востока". Ответим, что я "истерку" закономерно относили и фильмы, погруаенные в новуо кл&ссоауо, географическую, этическую среду и эпоху, и "перезёрнутк-ологически подражания оригинальный вестернам, и "ретро"-ворсим, решашие чисто стилистические задачи и даяе пародии - в последних SBTop ыог' искать спасения от идеологического диктата традиционных жанров и социальных те&«;

Джон Кереер, составитель прекрасного словаря кинотермкнов (издан Унивзрсатетской ассоциацией кинообразоваиия США в 1978 г.), определяет "вестерн" следующим образом: "фильм,.развертывавшийся в западных птатах Америки, героем которого обычно является персонаж, чье поведение определяется необходимостью вшить о обстановке "фронтира". С чисто амершеакской лэбовьп к точности он сачэываат жанр с местом действия, эпохой и средой, типом героя и стоящей перед ним задачей.

Действительно, из этих "первоэлементов" к состоит вселенная вестерна, они же в основе его мифологии, подвергавшейся осузвдению по одной из трех линий:

I. С точки зрения соответствия мифа породившей его дейст-

- 4 -витальности.

  1. С позиции осуждения низкого но своей сути жанра, опирающегося на дешеву», бульварну» литературу.

  2. Исходя из идеологических критериев, отрицавших идейно-художественное кредо вестерна.

Об ндеализсции исторических реалий, пологанздж в основу Вселенной американского вестерна, говорила иыогие из ашрикак-скнх исследователей (недраазр, в книге Стивена С.Ирлн "Введение в ешриканскос кино" читаеы: "В период мзяду 1865 и 1890 годами "Дикий Запад" породил болыга легенд, чей любое другое Бреия или ызсто в американской истории. Широкий интерес и этим историки объяснялся популярностью "грошовых" романов. Эти "копеечные угааы" эксплуатировали деяния шреонааей вестерна и сообщали ии шеитаб далеко за рамкавд реальности. "Золотые дни" скверных парней и ковбоев продолжались только несколько лет (максимум тридцать) и мало что в их работе или в их делах шг-ло сообщить ші привлекательность, однако авторам чтива удалось вложить в сознание читателей убекдеии, что кнзнь на Дальней Западе была волнующей, & свободная от власти закона земля предлагала бесконечные приюнэчения".

Опираясь на эти критические еувдеиня, исследователи в бывшее странах социализма приходили к гораздо более решительным выводам. С их точки зрения, вестерны фал ьеггфициро вали истинное содерманйо эпохи, рошнтиэируя колонизацию коронного населения и подвергая унизительному осмеянию американских индейцев.

В интересах объективности ыояно било бы отметить, что культура и искусство лабов нации всегда роггантиэнровалк и окружали эпическим ореолон процесс расширения территориального а зткн-ческого ядра национального государства. С этой точки гранил esc-терн лишь подтверждает правило.

Не более продуктивна и идеологическая критика вестерна: характерна для прошлых лет ссылка на классовый критерий приводила к тезису, согласно котороцу вестерн использовался для пропаганды акериканского образа низни, мужество, благородство и сила его героев "маскировала" хищническое лицо буржуазного строя, а утверждаемая в этом жанре модель личности носила явный реакционный характер. Даже те произведения, которые признавались классикой мирового киноискусства, по логике такого рода создавались "вопреки" канонам яанра.

Тагам образон, назрела необходимость в переоценке вестрена в советском киноведении исходя не из критериев идеологического противостояния, а с точки зрения общечеловеческих ценностей, законов искусства и внутренних законов кинематографа. Попытка решить эту задачу могла бы стать актуальным и новым шагом в киноведении иазшх стран. Объективный анализ феномена вестерна и его кзста а мнрогом киноискусстве, изучение процесса его "шро-вой экспансии"„ а таете сопоставление вестерна с советским "кс-терком" (что является совершенно самостоятельным вопросом и в таком ракурсе рассматривается впервые) и составляет содержание данной работы.

Совершенно ясно, что обилие статей, книг и работ, посвященных аиэряканскому вестерну ке облегчает задачи, ибо чаще всего эти материалы следуют привычным канонам вульгарно-социалистической критики. Вместе с тем в лучших из них содержится не только богатый фактический материал, но и немало метких наблюдений и верных выводов, на деле противоречащих обязательной тенденциозности.

Обращение к теме диссертации потребовало самого пристального изучения вчерашней и современной позиции советских иссле-

дователей вестерна, характерной для них методологии киноведческого анализа и эволюции их эстетических критериев. В работе представлены и обобщены принципиальные положения таких советских критиков к историков, как С.Комаров, В.Колодяжная, Р.Юренев, И.Соловьева и Р.Соболев, А.Кукаркин, Н.Макаров и Н.Хренов, В.Михалкович и В.Дмитриев. Немалый интерес представляют книги Я.Березницкого, особенно его "Отблески времени. Неоконсервативное направление в американском кино 70-х годов".

Однако, наибольший вклад в советское киноведение с точки зрения интересующего нас вопроса внесен Е.Карцевой, изучавшей американское кино на протяжении ряда лет и посвятившей вестерну ряд разделов своих основных трудов и отдельную монографию "Вестерн. Эволюция яанра".

Естественно, невозможно пройти мимо представлявших собой большую ценность для любого исследователя связанных с вестерном проблем работ ведущих западных киноведов и социологов -Антонио Кьяттон ("Вестерн"), Шарля Форда ("История вестерна"), Андре Бааена (глава "Эволюция вестерна") и Кана Митри (исследования творчества Д.Форда).

Наконец, изучение вестерна в его связи с историей, культурой и литературой США стало традицией польского киноведения. Автор диссертации считает необходимым опираться в своих выводах на книги и статьи Мареке Драбёка, Ежи Плаяевского, Александра Яцкевича, Ежи Теплица, Збигнева Питеры, Чеслава Михаль-ского, Леона Буковецкого, Януша Шквары, Кшиштофа Теодора Теплица и других польских искусствоведов, чьи имена приведены в библиографии.

При всем уважении к позициям упомянутых выше киноведов, социологов и культурологов, цель» диссертации яачяется не син-

- 7 -тез их мнений и оценок, а объективный и независимый анализ феномена вестерна и тех его специфических и устойчивых параметров, которые сделали вестерн интернациональным искусством. Как нал кажется, впервые поставлена задача исследовать новые национальные "версии" вестерна, чтобы в их сопоставлении выявить социальные и эстетические закономерности "переброса" структуры и мифологии вестерна на новые территории.

Настоящая работа, изучающая исторический путь становления вестерна в качестве киноканра, ставит своей целью описание эволюционного процесса вестерна. Наряду с этим в ней содержится попытка обнаружить результаты влияния вестерна на европейские кино и выявить его глубокое укоренение в европейской культуре. Ибо бесспорным фактом является американское происховде-ние итальянского спагетти-вестерна, немецкого зрзац-вестерна, а также*влияние поэтики и стиля на многие из советских фильмов, посвященных событиям гражданской войны.

Автор выявляет общественно-политические факторы, приведшие к становлению вестерна в качестве устойчивого и популярного американского киножанра и их влияние на образование и развитие жанровых структур. Рассматривая мифологические и реалистические тенденции в развитии и истории американского вестерна, автор выявляет его оообенности и специфику как особой художественной модели, породившие разнообразные варианты и модификации. Параллельно рассматриваются его пределы и возможности отражения общественных конфликтов, взаимоотношения общества и индивидуума, исторической правды и правды человеческих характеров и взаимоотношений.

В диссертации исследуется истоки и характер современного мифотворчества, его неотъемлемой связи с природой вестерна, которая рождается из миротворчества, и в свою очередь поддерживает и развивает его существование.

Автор рассматривает логику развития жанровой схемы вестерна от однозначного толкования характеров и конфликтов к психологической и нравственной неоднозначности, от легенды к историческому документу и реалистическому воссозданию действительности, к наполнению жанровой схемы проблемами сегодняшнего дня, его нравственными философскими, общественными вопросами.

В существующих до сих пор работах по исследованию американского вестерна исследователи к& пытались проследить его развитие на европейском континенте. Описание и анализ европейских модификаций вестерна всякий раз оставались неполнымиt а сам факт постановки фильмов в такой (( - ) традиции воспринимался критиками как любопытная подробность, а не как сложившееся культурное явление со своеобразием тематики и драматургической структуры, художественно-выразительных средств. До сих пор не приводилось сравнительных описаний, компаративных исследований, проводимых п границах единого жанра, но одновременно выявляющих поразктвльнуи тематическую и формальную неоднородность его отдельных явлений.

В работе впервые предпринята попытка показать эволюцию американского вестерна с одновременным исследованием развития модификаций этого жанра в европейских кинематографиях, а также проанализировать специфику жанра в контексте его неамериканских

- 9 -модификаций, что позволяло с особенной очевидностью выявить существеннейшие особенности вестерна,

Новый аспект в подходе к исследованию явлений жанра открывает проведенный в работе обобщавший анализ процессов создания имитаций вестерна в отдельных национальных кинематографиях. Надо сказать, что ранее стремление исследовать советский приключенческий фильм в сопоставлении с вестерном отличалось фрагментарностью и принималось на уровне публицистики. Диссертант в процессе работы пытался заложить основы для последующего осмысления и обобщения этого аспекта истории развития жанра.

Американское киноведение накопило богатый опыт изучения вестерна с точки зрения современной мифологии, неоднократно также в этом ракурсе рассматривали явления этого американского жанра советские и европейские киноведы. Диссертант продолжает это направление исследования, вводя в него новый аспект сравнительного исследования мифологической основы "вестерна и ис-терна" и выявляет при этом противоречия культурологических доминант.

Практическая ценность проведенной диссертантом работы заключается, во-первых, в том, что в ней расширен контекст и рамки изучения жанра вестерна. Работа закладывает основы для такого последующего расширенного изучения в теоретическом и киноисторическом планах. Систематизированный автором многообразный фактический материал дает предпосылки для дальнейшего целостного и фундаментального исследования.

Настоящая диссертация может быть использована для курсов истории советского и зарубежного кино.

Основные идеи к вывода диссертации проалн предшротелькув апробацій) в процессе постоянного участия в работе кафедры киноведения ВГНКа, а также - в ходе научиш, конференций аспирантов ВГИК, где дассертада выступал с дщгмя докладали, опубликованными позднее в сборниках аспирантских работ.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ

Похожие диссертации на Идейно-эстетическая концепция вестерна и ее трансформации (на материале американского и европейского кинематографа)