Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Солтани Сейд Хассан

Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России)
<
Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Солтани Сейд Хассан. Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 : Москва, 2003 176 c. РГБ ОД, 61:04-17/27-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . «Влияние традиционного искусства Ирана на развитие национальной анимации» 17

Глава 2. « Фольклорные традиции в российской анимации» 67

Глава 3 «Традиционная образность и компьютерные технологии в анимации» 101

Заключение 142

Библиография 148

Фильмография 159

Иллюстрации 165

Введение к работе

Изучение искусства анимации с присущим ему природным противоречием между реальностью и вымыслом неразрывно связано с исследованием культурных корней и национальных традиций.

Анимация изначально стремилась к народным истокам, устойчивым представлениям о мире, которые, пользуясь своими безграничными способностями к воплощению самых причудливых замыслов, она украшала и одушевляла, подобно древнейшему изобразительному искусству. Так же, как трудно понять истинную глубину произведения, ничего не зная о его творце, так невозможно оценить замысел анимационного фильма без глубокого проникновения в породившую его культуру.

Уже в первые годы своего существования, несмотря на некоторую гиперболизацию характерных элементов, мультипликация создала ряд произведений, выделяющихся своей приверженностью принципам национальной культуры. Режиссеры стремились осмыслить вековые национальные традиции, развивать возможности анимации в воспроизведении реальности и реального мира.

Мы твердо убеждены, что сегодня с помощью новых технологий в анимации открываются новые возможности распространения и развития национальных традиций, подобно тому, как в древности сказки и предания передавались из уст в уста. Обращение к народным истокам поможет нам правильнее понять свою собственную культуру. Многие полагают, что с развитием общества и внедрением новых технологий традиция постепенно исчезает и в конечном итоге перестает оказывать существенное влияние на человеческую жизнь. Сторонники такой точки зрения безоговорочно относят традицию к прошедшему, считая ее несовместимой с принципами современной цивилизации. В данной работе, вопреки этому мнению, мы попытаемся доказать, что устойчивые ценности традиционного искусства и

5 его высокий культурный потенциал сохранились и продолжают свое развитие

и в эпоху компьютерных технологий.

Традиции - это знания древних, передающиеся из поколения в поколение и наполняющиеся на протяжении эпох новыми значениями и смыслами. Это совокупность всего ценного в культуре, это живая плоть и кровь прошлого, текущая в жилах современной культуры. Мы убеждены, что прошлое вторгается в настоящее во имя будущего. Вот почему мы должны стремиться использовать традиции, благодаря которым и на основе которых нас ожидают новые свершения. Никакая революция в искусстве не может игнорировать традиции, так же как и традиции не способны существовать в отрыве от новаторства и эксперимента. В сфере культуры традиции являются основными накопителями и трансляторами социального опыта человечества, фактически аналог «культурных текстов», существующих в устной (фольклорной) форме и аккумулирующих в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы.

Анимация - искусство волшебников. Поэтому с первых же самостоятельных шагов она стремилась воплотить потаенные мечты зрителя, превращая его в соучастника экранного действия. Человеческое воображение интернационально по своей сути, и анимация, как никакое другое искусство, способно говорить на этом языке: изображение и движение - древнейшие формы человеческого самовыражения — лежат в основе искусства анимации, поэтому она легко воспринимается людьми любой национальности и цвета кожи. Обладая неограниченными возможностями воплощения самых смелых фантазий, анимация способна оживлять забытые легенды и народных героев, сближая их с современностью и новыми поколениями.

Исследователи считают, что анимация родилась задолго до возникновения кино. Ее начало относится к древнейшим временам первобытного искусства, когда первые художники в наскальных рисунках стали передавать движение. Подобные изображения встречаются в

рельефах египетских гробниц, в пещерах Ласко во Франции и Альтамира в Испании.

Первобытный человек, имевший лишь опыт общения с себе подобными, и миром окружавших его вещей и животных, старался подражать природе. Подражал он им с помощью ритмичных движений своего тела и с помощью звуков. Затем движения и звуки сменили буквы и графические изображения.

Те изображения, что остались на стенах древних пещер, пожалуй, можно рассматривать как первую, еще почти инстинктивную, попытку графического воплощения человеческих мыслей и чувств.

Таким образом, долгий путь человека творящего к познанию окружающего мира начался с графического изображения. Постепенно оно обретало динамику, форму и прочие качества, которые уже могли характеризовать человека как творческую натуру. Изображения «пещерной живописи» эпохи Палеолита (II тысячелетие до н. э) вошли в историю искусства как первые графические произведения.

Мастерски нарисованная раненая дикая корова, чье изображение обнаружено в пещере Альтамира в Испании, - превосходный пример творческой самореализации людей этой эпохи, найденной ими для освоения окружающего мира.

Со временем графическое искусство стало приобретать

самостоятельное значение и заняло достойное место среди других искусств.

До сих пор художники используют графические приемы (линия, силуэт,

ритм и т.д.), которые появились и утвердили себя еще в те, древние

времена.

В это же время в странах Азии появились первые теневые спектакли, имеющие большое сходство с современной мультипликацией.

Анимация как таковая родилась на стыке двух искусств -кинематографа и графики. По мнению известного советского мультипликатора И.П. Иванова-Вано, она «добавляет к трем измерениям

7 рисунка четвертое — возможность существования во времени и движение».*

Первый анимационный фильм был создан без камеры и без кинопленки. Причем если некий аналог пленки все же существовал, то ни о камере, ни об использовании фотопроцесса вообще не шла речь. По существу, движущаяся световая пантомима Рейно была усовершенствованной моделью стробоскопа, созданного Жозефом Плато. Уже , после широкого распространения покадровой съемки, канадский режиссер-аниматор Норман Мак-Ларен возродил метод Рейно, создав бескамерную анимацию. Фильмы Мак-Ларена кадр за кадром нарисованы прямо на пленке, тогда как творцы «нового поколения», двигая ключами 3D моделинга, создают виртуальную реальность в компьютерной мультипликации.

Особенности психологического восприятия кинозрелища заключаются в эмоциональном возбуждении, рожденном движением звукозрительных образов и в известном плане представляющем собой своего рода архаизм человеческой природы. Воздействие, в первую очередь, на эмоции человека — это психофизиологическая характеристика контакта зрителя с кинозрелищем. И чем традиционнее, «фольклорнее» произведение искусства, тем больше шансов у него на массовый успех.

Сравнительно молодая иранская мультипликация создала свой «большой стиль», опираясь на символику и декоративность древнего народного искусства. Иранские мультипликаторы черпают сюжеты своих фильмов из персидского фольклора, издавна стремящегося к облагораживанию духовного мира человека и воспитанию в нем нравственных принципов и чувства прекрасного. Создавая идеализированный мир своей мечты, древние иранские художники избегали изображения временного, стараясь обращать свои взоры к вечности и постижению божественного промысла. Мистическое, полное тайны иранское искусство создает свои «абсолютные узоры», опираясь на давние традиции книжной

Иванов - Вано - «Кадр за кадром», М., Искусство, 1980, с.238

8 графики, миниатюры, древней персидской литературы и религиозных

учений.

Иранская культура неоднократно сталкивалась с различными влияниями, как западными, так и восточными. В большинстве случаев, происходило вполне осмысленное заимствование иных традиций. Так, художники Школы Тебриз сочетали элементы китайского искусства с традиционными иранскими миниатюрами. А миниатюры школы Каджара включали в себя не только способы настенного изображения эпохи Сафавие, но и способы европейского классического изображения. Но всегда влияние западного искусства на иранских художников было ограниченным. В основном формирование эстетики иранской миниатюры происходило под влиянием собственных традиций символического беспредметного искусства.

Иранский художник всегда стремился изобразить мир своей мечты. Беря за образец окружающую действительность с ее светом, тенью, формами, красками, художник трансформировал ее, создавая идеальный мир своего воображения. Сегодня для объяснения художественных принципов такой живописи принято употреблять термин decoration (декоративная) или ornament (орнаментальная). Живопись в Иране на протяжении нескольких столетий, до середины 19 века, оставалась главным видом изобразительного искусства. Ее стремление подчинять реальность декоративному принципу оказывает сильное влияние на стилистику иранской анимации вплоть до сегодняшнего дня. Восприняла мультипликация и художественные принципы графики, в особенности, книжной иллюстрации и плакатного искусства.

История иранской анимации начинается с 60-х годов 20 века, когда при Министерстве культуры и изобразительных искусств Ирана сформировалась творческая группа художников, создавших национальную анимацию. Персонажи первых иранских мультфильмов родились под влиянием древнеиранской литературы, мифов, сказаний и легенд. Древняя история Ирана также часто служила источником сюжетов для анимационных фильмов. Как это свойственно восточному менталитету, исторические

9 события и герои существуют в иранском искусстве как часть общей

национальной мифологии, поэтому повествование о реальных исторических

персонажах приобретает мифологизированную форму (как, например, в

анимационном фильме Носратолла Карими «Царь - Джамшид»).

Стремление сочетать традиции древнего иранского искусства и
новейшие достижения мировой анимации отличает лучшие
мультипликационные фильмы иранских художников. Большинство из них
проявляет несомненный интерес к интернациональной символике и
проблематике. Именно такие произведения, опирающиеся на

общечеловеческие ценности, представляют наибольший интерес для развития искусства анимации. В этом отношении удачным примером являются фильмы аниматора Нуреддина Заррин Келка («Узкие вежливые глаза», «Статуя свободы», «Влюбленный Амир Хамзе и грустная ослица»), сочетающего в своем творчестве последние достижения мировой графики и традиционные способы построения мультипликационного изображения.

Традиции древнего иранского изобразительного искусства (прежде всего, персидской миниатюры), несомненно, прослеживаются в анимационных фильмах Али Акбара Садеги («Я тот, который...», «Хафт шахр», «Голбаран»).

Творчество Фаршида Месгали и Ваджихолах Фард Могаддама опирается на мифологические представления иранского народа о вселенной. Этому подчинена стилистика работы Могаддама «Лили Лили Хозак», воспроизводящая природу в геометрических абстракциях.

Традиции кукольного театра лежат в основе картин Абдоллах Алиморада: мультипликационный сборник «Сказки базара», состоящий из нескольких коротких фильмов, опирается на нравоучительный иранский фольклор, воспроизводя оригинальную стилистику народного кукольного представления.

Повышенный интерес к прошлому, своей истории, к "эпической эпохе" своего существования выражает одну из важнейших тенденций современного развития искусства не только в Иране. В российской мультипликации

10 также все чаще обнаруживается стремление вернуться к первоистокам

русского искусства, типичное для переходных моментов в культуре и

общественном устройстве государства. Именно во времена всеобщей потери

национальной самоидентификации особенно остро встает вопрос о

культурных корнях, преодолевающих время и формирующих, в конечном

итоге, истинное направление к прогрессу.

Русские аниматоры никогда не забывали о том, что народные сказки и традиционный балаган, кукольные спектакли и мифы — это неисчерпаемый кладезь тем и сюжетов для их работы. Особенно охотно они использовали сказки, которые представляли для них огромный интерес с точки зрения сюжета и создания характеров. Русские народные сказки и фольклорные произведения имели большой моральный потенциал воздействия на зрителя, как ребенка, так и взрослого. Именно на этой основе были созданы значительные произведения искусства.

«В начале 60-х годов в советском мультипликационном кино начинается процесс обновления образной и пластической основы мультфильма, расширение тематики и жанровых форм. Художники интенсивно экспериментируют, открывают новые приемы концентрации мысли в образе, обращаются к современным техникам и материалам.»*Активно развивается авторская анимация, давшая сильный толчок развитию и личностной интерпретации древних народных сказаний и символов.

Творчество классика российской анимации Ивана Иванова-Вано
представляет собой, несомненно, уникальную форму сочетания

традиционного народного искусства и современной анимации, традиций западноевропейского и русского искусства. Русские народные сказки, фольклорные сюжеты и герои наполняют его фильмы «Конек-Горбунок», «Гуси-лебеди», «Левша».

Включение сказок и мифов в пространство современности отличает

Волков А.А. Художники советского мультфильма. - М.: Советский художник, 1978. С. 12.

11 фильмы Ф. Хитрука «История одного преступления», «Каникулы

Бонифация», «Топтыжка», «Человек в рамке», «Остров». Режиссер известен

особым вниманием к традициям и образам народного фольклора, а также

обращением к национальному искусству разных стран, что свидетельствует о

поиске художником путей к сближению культур и разработке

межнационального языка, присущего в большой степени именно анимации.

Фильмы Юрия Норштейна «Лиса и заяц», «Ежик в тумане» и «Сказка сказок», опирающиеся на фольклорные каноны и традиции мировой культуры, в конечном итоге выражают внутренний мир самого автора. Его творчество оказало наибольшее влияние на развитие авторской анимации в России, с ее тенденцией глубоко личностной интерпретации древних народных сказаний и символов.

«Анимация 90-х годов в первую очередь связана с возвратом в сферу частной жизни, к религиозно-духовной проблематики. Наряду с повествовательной формой экранного ряда, на первый план выходят выразительные элементы, создающие в несюжетную поэтическую атмосферу.»*

Безусловно, обращение современных художников к мифу и народной сказке не является случайностью. В смутные времена экономических кризисов и нравственной неустойчивости нации именно возврат к проверенным временем истинам и испытанным идеалам помогает нации вновь обрести точку опоры и возродить духовное могущество. Интернациональный язык анимационного искусства, как никакой другой, способен выразить характерные черты национальной культуры, сохраняя для потомков ее неповторимое своеобразие и способствуя поиску путей межкультурного понимания. Являясь мощным средством воздействия на массовое человеческое сознание и обладая значительным арсеналом выразительных

*Кривуля Н. Основные тенденции авторской анимации России 60-90-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения .М.: ВГИК, 2001. С. 100.

12 средств, анимация способна взять на себя роль проводника между культурами

и эпохами, способствуя сближению народов и распространению идей добра и

взаимоуважения.

На современном этапе развития цифровых технологий, анимация -это не только фильмы, созданные в двух- и трехмерных графических программах. Это искусство сложнейших эпизодов космических войн и глобальных катастроф, трехмерных ландшафтов и магических объектов, а также инопланетных, доисторических, фантастических существ и всевозможных превращений. Кроме того, особое место занимает анимация и в создании компьютерных игр, рекламы, музыкальных клипов и оформлении телеэфира.

На сегодняшний день возможности компьютерной графики представляются поистине неограниченными. Воспринимаемый поначалу как инструмент, враждебный искусству, сейчас компьютер становится все более необходимой частью современного технологического процесса. Можно с уверенностью сказать, что компьютерная промышленность является самой динамично развивающейся отраслью в мире. При этом, оставаясь инструментом, компьютер способен представлять национальную культуру во всей ее полноте, способствуя взаимопроникновению различных фольклорных представлений и традиций.

Изобретение компьютера, по сути ставшее естественным продолжением технической революции второй половины двадцатого века, было не менее значимым, чем изменения политических и социальных структур, демографические проблемы или революция в образовании. Однако, как и всякое техническое изобретение, компьютер ставит перед человеком серьезные нравственные и этические проблемы, связанные с ощущением безграничного научного могущества науки и ответственностью создателя за свое изобретение.

Стремление прийти к гармоничному синтезу разновременных сюжетов и технологий различного уровня на протяжении многих лет отличает лучшие работы мультипликаторов всего мира. В диссертации мы рассмотрим,

13 насколько разнообразно применение компьютерных технологий при создании

фильмов, в основе которых лежат произведения народного творчества.

Современные компьютерные программы позволяют делать фильмы в разной

анимационной технике: рисованный мультипликат, плоская перекладка,

сыпучие материалы и даже трехмерная анимация. При этом компьютерные

технологии значительно расширяют изобразительные и технологические

возможности и облегчают труд аниматоров и художников.

Техника определила и взаимоотношения традиционной и компьютерной графики. Известно, что этимологическое происхождение слова «графика» связано с рисунком линией, штрихом и точками. В свою очередь, графические компьютерные программы принципиально разделяются на два типа: векторные (в которых изображение строится линиями) и растровые (создающие рисунок с помощью точек). Таким образом, любое компьютерное изображение, каким бы сложным оно ни казалось, по своей сути, графично.

Вместе с компьютером возник совершенно новый вид искусства -мультимедиа, объединивший возможности двухмерной и трехмерной графики, озвученного кино и книги.

В эпоху современных технологий возможности компьютерной графики широко используются в кинофильмах, анимации, компьютерных играх и т.п. Кроме того, компьютерная графика положительно зарекомендовала себя на страницах различных газет и журналов. В настоящее время невозможно представить себе полиграфию без компьютерной графики. Само формирование компьютерных объектов, регулировка цветового баланса, создание любых цветовых и объемных эффектов делают изображение ярким и неповторимым.

В течение почти двадцати пяти лет компьютерная графика, когда-то бывшая в поле зрения Ограниченного количества людей, таких как инженеры и ученые, сейчас стала одной из необходимых областей современной жизни, особенно в производстве художественных фильмов, телевизионных сериалов, коммерческих реклам и в разных формах производства развлекательной продукции.

14 Художественная практика работы с двухмерной и трехмерной

анимацией потребовала создания группы программ, учитывающих самые

различные потребности художника, причем парадигма каждой программы

ориентирована на технологический процесс, при котором ее интерфейс

становится аналогом мастерской художника. Например, интерфейс Adobe

Photo Shop содержит парадигму для работы фотохудожника, с набором

инструментов для редактирования фотографий. Painter - это программа

исключительно для художника-живописца или графика, Corel Draw рассчитан

на потребности дизайнера.

Компьютер не только предоставляет широкий выбор технических возможностей и эффектов, но и позволяет предельно упростить и ускорить процесс набора и верстки. Для верстки разработаны специальные программы: Quark X press, Page Maker.

Возможности компьютерных технологий позволяют художникам применять в процессе съемок практически любые средства из арсенала мировой кинематографии. Мировая анимация 90-х годов обнаруживает явный интерес к крупномасштабным постановкам, наряду с методами традиционной мультипликации использующим современные компьютерные технологии. Таков полнометражный анимационный фильм Станислава Соколова «Чудотворец», созданный русскими аниматорами в сотрудничестве с английской студией ВВС.

При создании компьютерных мультфильмов молодые российские аниматоры часто обращаются к темам и произведениям народного творчества. Картина «Люляки» В. Федоровой и Н. Антиповой, фильм Марии Степановой «Свято» опираются на традиционные языческие представления народа об окружающем мире, в котором, наряду с реальными, присутствуют и фантастические персонажи.

Обращение к общечеловеческим проблемам и поиск адекватного воплощения на языке компьютерной анимации отличает фильм Елизаветы Скворцовой «Дождь», целиком сделанный на компьютере в стилистике традиционного русского изобразительного творчества.

15 В последние годы использование компьютерных технологий

приобретает все больший размах не только в странах Европы и Америки, но и

в анимации Востока. В стилистике плоской компьютерной анимации выполнена

работа Нуреддина Зарина Келка «Пуд». Технические достижения мировой

мультипликации и народные иранские мотивы успешно сочетаются и в

грандиозном анимационном проекте под названием «Бог любит аистов».

В данной работе нам хотелось бы особенно подчеркнуть межнациональный язык анимационного искусства, в основе которого лежат, прежде всего, изображение и движение, а также способность анимации быть воспринятой людьми любой национальности или цвета кожи, ее широкие возможности распространения образов и символов древних культур и традиций. Обладая неограниченными возможностями воплощения самых смелых фантазий, анимация способна оживлять забытые легенды и народных героев, сближая их с сегодняшним днем и молодым поколением. Короткометражка или объемный шедевр, искусство традиционное или стремящееся к освоению новых технологий, всегда несет отпечаток мастерства своего создателя и, подобно зеркалу, отражает неповторимый колорит национальной культуры.

Мы твердо убеждены, что анимация и развитие новых технологий открывают широкие возможности международного распространения и развития культурных образов и традиций, внедряя в жизнь прекрасную идею «культурного диалога» между людьми разных национальностей. Несмотря на некоторые принципы новой «техногенной» цивилизации, ценности традиционного искусства и его высокий культурный потенциал сохранились и развиваются, продолжая оказывать существенное влияние на современное общество. Используя новейшие достижения в области искусства, художники-традиционалисты стремятся к гармоничному единству прошлого и будущего, закрепляя национальную культуру в новых технологических формах.

Данная диссертация состоит из трех частей. В первой части содержится анализ роли национальной культуры в истории мультипликации Ирана. Вторая часть посвящена исследованию значения фольклорных традиций в

16 русской анимации. Наконец, в третьей мы рассмотрим проблему влияния

компьютерных технологий на анимационное искусство и подведем итоги.

. «Влияние традиционного искусства Ирана на развитие национальной анимации»

Истоки анимационного искусства Ирана - в древней истории его культуры, ставшей идейной и стилистической основой для произведений иранских мультипликаторов. Древняя культура Ирана - это воплощение высоких моральных качеств и принципов, которые, будучи выражеными в художественной форме, обретают характер вневременных ценностей.

Анимацию Ирана невозможно оценить в полной мере без глубокого проникновения в древние персидские традиции и историю иранской культуры.

Наибольшее влияние на характер иранской мультипликации оказала древняя персидская миниатюра, на протяжении долгих лет доминировавшая в изобразительном искусстве Ирана. Несомненное сходство тем, героев и изобразительного стиля миниатюр, живописи и анимации Ирана подчеркивается ведущей ролью в изобразительном искусстве в целом нравственного, морализаторского начала. Примером тому могут служить произведения Келиле и Демне, Низами и героические сказки «Шахнаме». Анимация теснейшим образом связана в первую очередь с изобразительным народным творчеством и культурными традициями Ирана, сохраненными в произведениях древних мастеров. Недостаточное знакомство с историей иранского искусства приведет лишь к поверхностному, неполноценному анализу.

Сегодня иранские художники придают огромное значение изучению культуры других стран, понимая необходимость установления межнациональных связей и обмена культурным опытом между народами.

Немалую помощь в этом оказывают и ежегодно проводимые международные фестивали и конкурсы анимационного искусства. Заметных успехов на мировом уровне иранское кино достигло после исламской революции. Иранские аниматоры стремятся достичь высокого искусства, используя современные компьютерные технологии и по-своему интерпретируя богатый культурный опыт разных народов.

Деятели иранского кино ищут свои самобытные пути, избегая популярных развлекательных способов привлечения зрительского внимания. Ориентируясь на достижения национального кинематографа, иранская анимация создает свою собственную школу.

Традиционно искусство было предназначено для облагораживания окружающего мира. «Сверхсущностъ» мира издавна стала содержанием истинного произведения искусства в Иране. Иранские художники создали свой «большой стиль», полный символики и декоративности. Умиротворенность, чуть замедленные движения персонажей, их спокойные, величественные позы, округлость и мягкость всех линий в композиции создают ощущение внутренней гармонии в древней иранской миниатюре. Тонкие переливы серебра и золота на поверхности миниатюры, равномерное распределение ярких цветовых пятен, еле заметные растяжки, тончайшая проработка деталей, «арабесковость» способствуют своеобразному мерцанию, ускользанию реальных образов, погружению в некое, почти медитативное состояние. Древние художники поколения Мазда (поколения Бога) творили по божественному повелению, называя себя хранителями родины, веря, что возводят свой Престол могущества по велению Господа. Их искусство наполнено моральными духовными и принципами, заставлявшими художников уходить от изображения временного и случайного и обращаться к великому и вечному. В восточном искусстве, в особенности в искусстве Ирана, понятие красоты строится на мистических и религиозных основах. В сочетании с определенной степенью реальности изображения, иранское искусство показьшает человека и природу в единстве, созданном божественным промыслом. Иранское искусство не отрывается от жизни и всегда отражает те или иные ее стороны, прежде всего, ценя в ней красоту, совершенство формы и содержания. В современном искусстве Ирана существуют два главных направления. Одно - прозападное, обращенное в сторону западной цивилизации. Представители другого направления ориентируются на древние иранские традиции, по-своему используя научные и творческие достижения Запада. Рассматривая динамику развития искусства Ирана, мы приходим к выводу, что чистота помыслов и достижение нравственного и художественного совершенства идут в нем в одном русле. Искусство совершенствует человека, способствует его духовному воспитанию, вызывает в нем благородные эмоции и бескорыстные побуждения, избавляет от ненависти, себялюбия и эгоцентризма. Поэтому присутствие в культуре любой страны вечно живых и динамически развивающихся традиций позволяет продолжить во времени образ разумного мира и проложить следующим поколениям путь к познанию внутреннего содержания искусства. Пещерные росписи в районе Кухдашт около Лорестана, в которых показаны сцены войны и охоты (например, пещерная роспись «Охота с луками и стрелами», Кухдашт Лорестан, около 8 тысяч лет до н.э.), считаются древнейшими произведениями искусства на территории Ирана. Росписи на древней керамике можно считать первыми книгами человека, потому что эти росписи были изложением страхов и надежд, знаками для обращения за помощью к силам природы в ужасной борьбе за выживание. В течение многих веков иранская графика активно применялась в других видах искусства, способствуя, таким образом, их развитию. В настенных росписях Анахита, на обтесанных камнях Персеполиса, в росписях на стенах зданий из кирпича-сырца, орнаментах иранских ковров и посуды отчетливо прослеживаются черты древних графических изображений: в рисунках диких и домашних животных, в геометрических орнаментах, запечатлевших растения на черепице. Последователи учения Мани считали живопись средством познания и пропаганды своего религиозного учения. Манихейские художники, используя «обязательные» для них орнаменты, создавали символические изображения с помощью стилизованных простых линий и сверкающего цвета, украшая их затем абстрактными орнаментами (деталь иллюстрации из манихейской книги «Музыканты», г. Турфан, VIII и IX вв. н.э). С приходом Ислама наступает блестящий расцвет иранской культуры: ведется градостроительство, создаются величественные памятники дворцовой и храмовой архитектуры. Именно ислам стал для иранских художников тем неиссякаемым источником вдохновения, который позволил им находить все новые и новые способы абстрактного изображения. Исповедовавшийся ими рафинированный эстетизм продолжал оставаться основным принципом иранского графического искусства даже во времена повсеместного влияния греческих и римских традиций.

Книжная иллюстрация после принятия ислама также была связана с персидской литературой. В начале этого периода иллюстрировались книги, которые были написаны на арабском языке. Иллюстратор не мог не обратить внимания на способ письменности и общий дизайн книги (Lay-out). Миниатюристы писали литературные тексты красивым шрифтом, а затем, по-своему выбору, иллюстрировали некоторые части книги. В конце концов, особая, характерная статика легла в основу визуальных элементов равным разделением плоскости, гармонизацией строк и гармоничным соединением цветов. Подобные иллюстрации можно видеть в рукописных экземплярах книг девятого и десятого веков по хиджре, в том числе «Шахнаме» Бансонгори и «Шахнаме» Хамсейе Тахмасеби.

« Фольклорные традиции в российской анимации»

«Истоки российской мультипликации - в газетной и журнальной карикатуре. Собственно, соединение графики и кинематографа в рисованном кино и определило мультипликацию как искусство «ожившей графики». Первые ленты создавались исключительно руками художников, без участия специально приглашенных режиссеров и при помощи простого, предельно обобщенного линейного рисунка (вроде карикатуры или комикса). Такой упрощенный контурный рисунок был наиболее удобен для размножения и повторения в большой серии различных фаз движения. Декорации в этих фильмах или совсем отсутствовали, или были сведены к минимуму -обозначены условной линией горизонта, примитивными силуэтами холмов и деревьев.» Из сатирической графики, политической и бытовой газетной карикатуры, агитационного плаката молодые художники черпали темы, сюжеты и образы своих первых мультипликационных агитфильмов. Родоначальником русской анимации стал художник Владислав Старевич. Его первые анимационные опыты относятся к началу 1910-х годов, когда, по инициативе знаменитого кинопромышленника Александра Ханжонкова, он стал главным режиссером и оператором анимационных съемок на его студии. Уже в ранних работах Старевич продемонстрировал редкий талант рисовальщика и удивительную изобретательность. Так, именно он впервые сделал героями анимационного фильма театральных кукол и даже насекомых. («Рождество обитателей леса» 1912 г, «Веселые сцены жизни насекомых» 1912г, «Городские мыши и деревенские мыши» (1912). В 1924 году несколько групп энтузиастов-художников в Москве и Ленинграде почти одновременно сняли первые советские графические фильмы и короткие мультвставки (в Москве — группа Д.Вертова и А.Бушкина, группа Н.Ходатаева, З.Комиссаренко и Ю.Меркулова, а также А.В.Иванов; в Ленинграде - И.Сорохтин и А.Пресняков). Однако в первые годы Советской власти российская анимация практически не развивалась. Новая социальная действительность требовала появления новых работ, которые отменяли старые художественные способы и модели существования анимационного кино. Русские аниматоры вскоре поняли, что национальные мифы, сказки и традиционные кукольные спектакли - это неисчерпаемая сокровищница для их работы.

Они особенно охотно использовали сказки, которые давали им богатый материал с точки зрения сюжета и создания характеров, а также имели большой моральный потенциал воздействия. Аниматоры брали на вооружение самые органичные для этого искусства условные жанры и формы: карикатуру и шарж, былину, сказку и мифологические сюжеты, притчу (в том числе философскую и социальную), аллегорию (сатира, басня), пародийные сюжеты. Художники достигли в своих поисках подлинного реализма и психологизма, которые считались противопоказанными этому искусству. В конце концов, анимация сформировалась в особый вид киноискусства, определила свои рамки, выработала инструменты производства. Огромное влияние на разработку художественных приемов советской анимации оказали экспериментальные течения в кинематографе 20-30-е гг., в особенности документальные фильмы и эксперименты Дзиги Вертова. В эти годы эффектные способы компоновки кадров и монтажа применялись также, чтобы замаскировать техническую слабость качества съемок. Один из критиков так говорит об анимации того времени: «Многие кадры тогда вместо ручки рисовались пылающим огнем». Один из создателей современного киноязыка Дзига Вертов рассматривал документальное кино как особую форму художественной кинопублицистики. Именно он, впервые в практике русского кинематографа, уже в 1922 году стал включать в свой киножурнал „Киноправда" короткие сатирические мультсюжеты. Обращение Дзиги Вертова к мультипликации было продиктовано стремлением найти решение новых идейно-художественных задач. Вертов стремился создать на экране своего рода поэтическое произведение. Из художественного кино он заимствует крупные планы, ракурсы, надписи, а также многие монтажные решения (контраст или своеобразная зрительная рифма). Богатство выразительных средств в фильмах Вертова и сегодня кажется невероятным. Он соединил документальное наблюдение за действительностью с публицистикой и драматургической напряженностью действия, свойственной художественному кино. « Мгновенная доходчивость образов стала одним из важнейших условий создания и первых кинолубков. Мультролики просто, доходчиво и наглядно объясняли важные политические события, происходящие в стране. Характер «киноюморесок» (т.е. силуэтную обобщенность персонажей и способ одушевления - упрощенное, условное, стилизованное движение) во многом был определен плакатной стилистикой нового времени...

В 1924 году группа молодых художников, выпускников ВХУТЕМАСа (Н.Ходатаев, Ю.Меркулов и З.Комисаренко), приступила к созданию графического фильма-памфлета «Китай в огне» в экспериментальной мастерской мультипликации, организованной при Государственном техникуме кинематографии.» Модное увлечение мультипликацией не обошло и поэта Владимира Маяковского, который оживил ряд своих рисунков, сделанных им для политических плакатов, так называемых «Окон Сатиры» РОСТА. Делая мультипликацию для взрослых, советские художники отлично понимали, какие большие возможности заложены в этом искусстве и для детей. В 1926 г. на кинофабрике «Межрабпом-Русь» коллектив художников (Ю. Меркулов, Д. Черкес, И. Иванов-Вано, оператор Л. Косматое) начинает работать над первым детским мультипликационным фильмом «Сенька-Африканец», в основе которого - мотивы сказок Корнея Чуковского. Картина вышла на экран в начале 1927 г. Фильм нашел положительный отклик в прессе и с большим интересом смотрелся детьми. В основу сценария были положены популярные стихотворные сказки Корнея Чуковского. Героем первого детского рисованного фильма стал пионер Сенька, совершивший захватывающее путешествие на воздушном шаре в далекую и загадочную Африку. В этом фильме соединены натуральная, игровая и мультипликационная съёмки. Начало снято в зоологическом саду. Главный герой - Сенька, устав, засыпает на скамейке зоосада. Проснувшись, он находит рядом с собой забытую кем-то книжку «Звери Африки». Дома он погружается в загадочный мир африканских животных и снова засыпает. Сон Сеньки и стал мультипликационным фильмом. Как только Сенька принимает предложение книжного крокодила отправиться с ним в Африку, он на наших глазах уменьшается и превращается в рисованный персонаж. Сенька спрыгивает с гигантской табуретки, подбегает к кровати, карабкается по ней и забирается в корзину воздушного шара, на котором вместе с крокодилом вылетает из форточки. Перед авторами стояла сложная техническая задача совмещения мультипликации с натурными съемками. Ее решение было найдено с помощью матового стекла, покрытого тонким слоем бариевой соли. Натурный материал проецировался через зеркало на это стекло.

«Традиционная образность и компьютерные технологии в анимации»

Трудности с освоением «виртуальной реальности», созданной техническими средствами, сами по себе являются хорошим поводом обратить внимание на извечную проблему всякого технического новшества, снова и снова ставящую человека перед загадкой собственной природы и предназначения. Где проходят границы человеческих возможностей? До каких пределов он продолжает оставаться самим собой? Таков, в конечном итоге, спектр основных бытийных вопросов человеческого существования, ответы на которые, благодаря непрерывному технологическому прогрессу, становятся все более необходимыми и неоднозначными. Современная наука утверждает, что рост темпов и неконтролируемые изменения в развитии компьютерных технологий происходят, тем не менее, по определенному принципу, известному под названием "закон Мора" (Moore s law). Благодаря производимой ими продукции, компьютеры постепенно становятся причиной собственного усовершенствования, несмотря на возможную потерю своего рынка, связанную с устойчивым спросом на более традиционную, привычную и стабильную технологию. В действительности стрессы, вызванные потребительской усталостью, а также ряд религиозных, культурных и общественных факторов могут стать очень серьезным тормозом на пути технологического прогресса. С другой стороны, состояние «перманентной технологической революции» значительно осложняет процесс жизненного планирования, что усугубляет и без того уязвимую стабильность общества. Несомненно, преодоление отрицательных сторон данного явления должно совершаться на основе точно определенных критериев. Исследование, планирование и жесткий контроль позволят максимально использовать положительные характеристики новых технологий и защитить общество от их негативных проявлений. Итак, компьютер, создающий параллельную, «виртуальную» действительность, сам по себе является особой реальностью, оказывающей на человека обратное воздействие. В определенном смысле он развивает одновременно несколько цивилизационных линий, связывая их сугубо техническими средствами в единое целое. Компьютер соединяет культуру и цивилизацию - область ценностей и целей и область средств. Он расширяет, превращает в особый и самостоятельный факт переходную область между ними, в которой они проникают друг в друга и образуют различные «гибридные» продукты. По существу, он сам - их «гибридный» продукт.

Область отношений человека с компьютером - показательный пример взаимоотношений между человеком и техникой, природой и искусством, культурой и цивилизацией, размывания между ними границ - во всяком случае, границ старого, привычного типа, - поскольку компьютер вобрал в себя, в той или иной мере, свойства каждой из этих областей. Культура и искусство могут существовать в разных условиях, используя при этом одни и те же формы коммуникации и достижения технического прогресса, опираясь на новейшие технологии для развития национального искусства. «Человеческое присутствие — вот что становится реальной, незаменимойи невоспроизводимой ценностью. Людям подавай всяческие редкости: живую работу, живое исполнение — то, что адекватно воспроизвести машиной довольно сложно в силу самой природы. Ввиду этого одной из очевидных мегатенденций 21 века станет подъем искусства. Артисты, модельеры, ди-джеи, музыканты оказываются тут в выигрышном положении, равным образом, как и интеллектуальные агенты: искатели талантов, советники, составители программ - все это будет цениться очень высоко. Профессия будет тем более устойчива и тем больше откроет перспектив, чем более интернационален ее язык. К интернациональным языкам относятся языки дизайна, музыки и математики». Сейчас спрос на квалифицированных работников в мире информации значительно превышает их численность, и большинство работодателей сформировало новую тенденцию: брать человека без диплома, но имеющего необходимые знания и навыки. Сегодня кино все еще работает с пленкой, телевидение с электронным лучом, а компьютер с оцифрованной технологий. Однако развитие технологии имеет устойчивую тенденцию двигаться в направлении оцифрованности, что в ближайшем будущем, возможно, приведет к их синтезу. Сегодня все пронизывается электроникой: с ее помощью монтируется фильм, создаются спецэффекты. CD-ромы связаны с экранным искусством. Стали издаваться книги в формате CD-рома и читаться на компьютере. Между тем, Интернет с момента своего возникновения противопоставлялся традиционным формам творчества. Выступая в Академии Наук, Солженицын называет его разрушителем культуры. Но человечество с таким отношением к научному прогрессу столкнулось давно. Не только в наше время, когда раздавались голоса против видео («видеотизм») и компьютеров («компьютер воспитывает дебилов»). Еще Сократ выступал против записи человеческой речи, говоря, что это ослабляет память и интуицию и ведет к интеллектуальной и духовной лени. Интернет рассчитан на умение путешествовать в этом пространстве, ориентироваться в нем, находить нужную информацию. И все же обилие информации может вызвать остановку в развитии культурной жизни человечества, так как существует некий предел человеческой приспособляемости в выборе информации.

Похожие диссертации на Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве (На материале кинематографа Ирана и России)