Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа Кемниц, Ярослав Юрьевич

Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа
<
Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кемниц, Ярослав Юрьевич. Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.03 / Кемниц Ярослав Юрьевич; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания].- Москва, 2011.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/156

Введение к работе

Визуальные эффекты - мощный инструмент создания зрелищности и выразительности аудиовизуального произведения. В этом их сильное и слабое место одновременно. В одних случаях они способствуют успеху фильма, в других - выступают как самоцель, аттракцион. Любой инструмент зависит от рук, которые его держат и от отношения к нему. Основная проблема визуальных эффектов состоит в том, что они считаются прикладной областью, поэтому в литературе по вопросам создания и применения, в основном, содержатся тексты описательного характера, в которых подробно приводятся сведения о методах реализации конкретных примеров визуальных эффектов.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что обширный фактический материал по визуальным эффектам, накопленный за последние десятилетия, требует систематизации и теоретического осмысления. В настоящее время отсутствуют теоретические труды, анализирующие их природу и значимость в создании экранного образа.

Теоретической основой исследования стали фундаментальные труды по психологии творчества и восприятия Л.С. Выготского, Р. Арнхейма, С. Эйзенштейна, М.Я. Ямпольского, Ж. Пиаже, М. Арнаудова, Я. А. Пономарева, X. Р. Шиффмана, А. Менегетти, Т. П. Зинченко, на основе которых обосновывалась связь визуальных эффектов с теорией восприятия. Вопросы связи визуальных эффектов с драматургией и монтажом потребовали от автора обращения к трудам Дж. Кемпбелла, Р. Макки, Л. Сегер, А. Н. Митты, С. Д. Каца, А. Г. Соколова. Для полноты картины автору было необходимо проследить связь визуальных эффектов с общими теоретическими вопросами художественно-выразительных средств экрана, в чем ему помогли труды Ю. М. Лотмана, В. Ф. Познина, Н. Л. Горюновой. Вопросы практической реализации натурных и цифровых эффектов анализировались по работам Б. Ф. Плужникова, Б.

4 Уилки, А. В. Керлоу, Д. Аллена, Б. Коннора, Дж. Окуна и С. Зверман, П. Нецзли и других специалистов по визуальным эффектам. Большой фактический материал был собран при работе с сайтами компаний, производящих визуальные эффекты, среди которых, в первую очередь, стоит отметить такие компании как «ILM», «Weta Digital», «Matte World Digital».

Степень разработанности научной проблемы

Методы и приемы создания традиционных комбинированных съемок достаточно подробно были освещены в ряде работ советских и зарубежных специалистов. Наиболее полно они представлены в работах известных советских специалистов по комбинированным съемкам Г. Д. Айзенберга, Л. Г. Гольштейна, Б. К. Горбачева, Б. Ф, Плужникова '. В своих работах они активно использовали различные приемы и приспособления, такие как создание натурных макетов, муляжей, домакетки, применяли фронт и рирпроекцию, инфраэкраны, трюкмашины, приемы двойной экспозиции, зонального маскирования и другие не менее известные технологии. К сожалению, натурные технологии тех времен не позволяли составить из них некую универсальную систему, поскольку практически для каждого нового кадра приходилось создавать уникальные приспособления. Наиболее показательной в этом направлении работой является книга Б. Уилки «Создание спецэффектов для ТВ и видео»2.

Существует обширная литература по цифровым спецэффектам, которая имеет прикладной характер. Это работы Дж. Окуна и С. Зверман , А. В. Керлоу4, Д. Аллена и Б. Коннора3. Работы по истории и теории

1 Горбачев Б.К. Техника комбинированных съемок. - М.: Искусство, 1961;
Плужников Б.Ф. Искусство комбинированных киносъемок. - М.: «Искусство», 1984.

2 Уилки Б., Создание спецэффектов для ТВ и видео. Пер. с англ. - М.: Гуманитарный институт
телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2001

3 Okun J. A., Zwerman S., The VES Handbook of Visual Effects: Industry Standard VFX Practices and
Procedures, FocalPress, 2010.

4 Керлоу А. В. Искусство ЗО-анимации и спецэффектов. Пер. с англ. - М.: ООО «Вершина», 2004.

5 Allen, Damian, Connor, Brian. Encyclopedia of Visual Effects. Peachpit Press, Berkeley, 2007.

5 визуальных эффектов С. В. Хлыстуновой6, Дж. Райе7, Т. Антонсена8, С. МакКлина позволяют проследить динамику их развития. Обширный описательный материал по использованию спецэффектов в кинематографе собран в диссертациях М. Л. Теракопян10 и М. А. Степановой".

Эти исследования, представляя бесспорный интерес, тем не менее, не решают проблемы комплексного осмысления визуальных эффектов как нового вида творчества.

Гипотеза исследования

Анализируя значимость визуальных эффектов в создании аудиовизуального произведения в историческом контексте кинематографа, автор увидел более тесную связь визуальных эффектов с нарративом, чем это принято считать. По мнению автора, визуальные эффекты стояли у истоков создания экранного образа, влияя не только на формирование экранного пространства, но и на образ героя. Автор предположил, что визуальные эффекты являются не прикладной областью, а видом искусства и, соответственно, в их основе должны лежать определенные принципы и закономерности.

Объектом исследования является технологически-творческая среда игровых фильмов и сериалов, созданных в период с 1896 года по 2010 год включительно, общей численностью до 300 наиболее известных картин, в которых применялись инновационные изобразительные и нарративные решения.

6 Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма: история, современное состояние, перспективы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, - СПб.: [б.и.], 2005. - 171с.

' Ryu, Jae Hyung, Reality & Effect: A Cultural History of Visual Effects: A Dissertation Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy, Georgia State University, 2007. - 240c.

8 Antonsen, Turben Holm, Sublime Pixels: Exploring the Audience Experience in Digital Special Effects
Cinema, statement of authorship by master's candidate, Victoria University of Wellington, 2008. - 141c.

9 McClean, Shilo Т., Silicon Spirit: The Impact of Digital Visual Effects On Storycraft In Filmmaking

A Dissertation Submitted in fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in the faculty of humanities and social sciences, University of Technology, - Sydney, 2004. -251c.

10 Теракопян M. Л. Влияние компьютерных технологий на современный кинопроцесс: Диссертация на
соискание ученой степени кандидата искусствоведения, - М.: [б.и.], 2006. - 175с.

" Степанова М. А. Компьютерные спецэффекты на материале голливудского кино последнего десятилетия XX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, -М.:[6.и.],2005.-215с.

Предметом исследования являются визуальные эффекты, как средство создания художественного образа в экранном произведении, а также закономерности и принципы их построения.

Цель диссертационной работы состоит в определении роли визуальных эффектов в создании экранного образа, формулировании закономерностей и принципов их построения, а также в выявлении их связи с законами зрительского восприятия.

Задачи работы определяются ее целью и формулируются следующим образом:

создать систему классификации визуальных эффектов,

выявить и сформулировать закономерности и принципы, которым подчиняются визуальные эффекты,

создать классификацию персонажей в зависимости от сущности визуальных эффектов для формирования экранного образа,

- провести анализ работоспособности выявленных принципов
визуальных эффектов на практике.

Методология и методы исследования

В своей работе автор опирается на общенаучные методы анализа: аналитический, сравнительный, структурный, типологический. В процессе работы над данным исследованием автор собрал обширный материал по методам создания спецэффектов, на основе которого была создана классификация спецэффектов. Была проведена большая работа по анализу механизмов зрительного восприятия человека. Автор дал формулировки закономерностей и принципов, которым подчиняются визуальные эффекты, рассмотрел значимость визуальных эффектов в формировании образа персонажа и экранного пространства. В процессе своей творческой деятельности, работая над фильмами и сериалами, автор проводил анализ работоспособности результатов данной работы на практике.

Для ясности изложения автор был вынужден ввести ряд терминов, наиболее важные из которых:

Визуальные эффекты - весь комплекс технологий, методов и приемов, применяемый в кинематографе и на телевидении для создания кадров, которые не могут быть получены обычной съемкой.

Цифровые эффекты - эффекты, создаваемые с использованием компьютерной техники.

Натурные эффекты - эффекты, создаваемые без использования компьютерной техники.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые на основе систематического анализа всех направлений натурных и цифровых эффектов создана их классификация, прослежено влияние психологических механизмов на восприятие эпизодов, содержащих визуальные эффекты. На основе проведенного анализа автор впервые сформулировал основные закономерности и принципы, которым подчиняются визуальные эффекты. Концептуальная новизна исследования определяется тем, что впервые делается попытка подойти к созданию визуальных эффектов не с точки зрения их технологической реализации, а в неразрывной связи с основами драматургии и теорией восприятия. Была создана классификация персонажей, показывающая значимость визуальных эффектов в формировании образа.

Эмпирическая база исследования. В диссертации анализу подвергнуты кино - и телефильмы и сериалы, созданные как в России, так и за рубежом, начиная с 1896 года по конец 2010 года. Основу эмпирической базы составил анализ свыше трехсот наименований наиболее известных картин, вышедших в прокат за рассматриваемый период. Просмотр кинопроизведений автор настоящего исследования сопровождал углубленным изучением литературы, посвященной их созданию, уделяя при этом особое внимание формированию и применению визуальных эффектов.

Изучение теоретических работ, анализирующих художественную природу экрана и психологию зрительского восприятия, позволило сделать

8 ряд выводов, заложивших основу для понимания принципов и закономерностей, которым подчиняются визуальные эффекты.

Большой вклад в понимание автором поставленной проблемы внесли
непосредственные беседы с практикующими режиссерами и

операторами, чья точка зрения на роль визуальных эффектов позволила уточнить критерии зрелищности в аудиовизуальных произведениях, систематизировать и точнее сформулировать положения разработанной в исследовании классификации визуальных эффектов. Углубленному изучению проблематики также способствовал личный практический опыт автора, работавшего в качестве постановщика визуальных эффектов в достаточно большом количестве отечественных фильмов и сериалов, а также в ряде зарубежных проектов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Визуальные эффекты как один из важнейших элементов создания экранного образа выступают также в роли незаменимого инструмента в кино- и телефильме, позволяя не только технически трансформировать изображение, но и участвуя в создании образа персонажа и формируя экранную атмосферу, впрямую влиять на нарратив аудиовизуального произведения.

  2. Классификация визуальных эффектов, основанная на делении по производственным признакам, устарела. Разработанная в исследовании новая классификация, в рамках которой визуальные эффекты рассматриваются в тесной связи с драматургией, выразительными средствами экрана и природой зрительского восприятия, позволяет достичь наибольшей органичности в аудиовизуальном произведении.

3. Выявлены и сформулированы основные принципы и
закономерности, которым подчиняются визуальные эффекты.

4. Создана классификация персонажей фильмов и сериалов,
основанная на анализе воздействия визуальных эффектов на экранный
образ, раскрывающая, с одной стороны, причинно-следственную связь и

9 степень их взаимодействия с образом персонажа аудиовизуального произведения, с другой - учитывающая роль актера-исполнителя.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в новом подходе к исследованию визуальных эффектов. Распространенное мнение о том, что визуальные эффекты это прикладное средство, основным назначением которого является усиление зрелищности аудиовизуального произведения, сужает рамки их исследования. Автор провел анализ развития визуальных эффектов в историческом контексте и их связи с изобразительной и нарративной природой аудиовизуального произведения. В результате проведенного исследования впервые создана классификация визуальных эффектов, рассматривающая их художественную значимость, а не методы изготовления. Работая над классификацией визуальных эффектов в контексте их связи с законами драматургии и зрительского восприятия, автор впервые выявил и сформулировал принципы и закономерности, лежащие в основе визуальных эффектов. Проведенный анализ природы визуальных эффектов показал, что они не только помогают актеру в создании образа персонажа, но и лежат в основе отдельного типа персонажей, создаваемых без участия актера. Этот вывод позволил впервые создать классификацию персонажей игровых фильмов и сериалов, базирующуюся с одной стороны на образе персонажа, а с другой - на роли актера.

Практическая значимость исследования состоит в том, что создана классификация, охватывающая все множество визуальных эффектов, которая позволяет кинематографистам ориентироваться в их многообразии. Также сформулированы основные принципы их построения и объяснена значимость в создании экранного образа. Знание принципов построения позволяет предсказывать их воздействие на зрителя. На основе анализа конкретных примеров показано, что все многообразие творческих решений визуальных эффектов базируется на ограниченном количестве технологий, что позволяет кинематографистам придумывать свои

10 варианты, не пугаясь освоения «безбрежного моря» технологий и приемов визуальных эффектов.

Апробация диссертации

Основные положения диссертации используются автором в ходе занятий со слушателями ИГЖ работников ТВ и РВ, а также отражены в монографии, ряде статей, в том числе и в журнале из перечня ВАК. Автором и его студией цифровых спецэффектов за десять лет созданы спецэффекты к множеству кинофильмов, телефильмов, сериалов и телевизионных передач. Все теоретические выводы согласуются с практической деятельностью.

Логика исследования обусловила структуру диссертации, состоящую из Введения, трех Глав, Заключения, Библиографии, Фильмографии и Иллюстраций.

Похожие диссертации на Природа визуальных эффектов : формирование экранного образа