Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственное управление в области культуры Шалягина Наталья Всеволодовна

Государственное управление в области культуры
<
Государственное управление в области культуры Государственное управление в области культуры Государственное управление в области культуры Государственное управление в области культуры Государственное управление в области культуры Государственное управление в области культуры Государственное управление в области культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шалягина Наталья Всеволодовна. Государственное управление в области культуры : ил РГБ ОД 61:85-12/118

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика государственного управления в области культуры 7

1. Содержание деятельности органов управления в области культуры 7

2. Особенности применения принципов советского государственного управления в области культуры 34

Глава II. Развитие системы и компетенции органов управления в области культуры .61

1. Развитие системы и компетенции органов управления в области культуры в период построения социализма 61

2. Система и компетенция органов управления в области культуры в период построения развитого социализма 93

3. Система и компетенция органов управления в области культуры в современный период 131

Глава III. Пути совершенствования организационных форм управления и правового регулирования в области культуры 154

1. Роль экономических и социально-культурных факторов в совершенствовании государственного управления в области культуры 154

2. Пути совершенствования организационных форы управления в области культуры 170

3. Некоторые проблемы развития законодательства в области культуры 185

Заключение 198

Список литературы 203

Введение к работе

Создание развитого социализма и осуществление планов коммунистического строительства связаны с изменением места культуры в системе общественных отношений и возрастанием ее роли. ХХУІ съезд КПСС наметил широкую программу социального развития и повышения народного благосостояния. Коммунистическая партия и Советское государство рассматривают социально-культурные преобразования и развитие духовной культуры как одну из важнейших составных частей программы строительства коммунизма, формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности.

Конституция СССР 1977 г. впервые в истории конституционного развития закрепила в качестве одного из направлений деятельности Советского государства заботу об охране, приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня /ст.27/, предусматривая при этом право граждан на пользование достикеншши культуры, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны; развитием телевидения и радиовещания, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными странами /ст.46/. Необходимым условием гармонического развития личности является всестороннее сбалансированное развитие самой культуры, которое может быть осуществлено лишь на основе научно обоснованного управления.

Уже имеется обширная философская и социологическая литература, посвященная проблемам культуры /труды А.И.Арнольдова,

- г -

М.Т.Иовчука, Л.Н.Когана, Б.А.Грушина и других/, а также ряд исторических исследований, посвященных как развитию социалистической культуры в целом, так и отдельных ее направлений /работы М.П.Кима, Б.В.Горбунова, М.Б.Кейрим-Маркус и т.д./. Богатый материал для изучения истории развития государственного управления в области культуры дает пятитомная хроника "Культурная жизнь в СССР". Для понимания общих закономерностей государственного управления и специфики его отдельных отраслей большое значение имеют работы ученых-государствоведов и административи-стов И.А.Азовкина, Ю.М.Козлова, Б.М.Лазарева, А.Е.Лунева, М.И.Пискотина, Ц.А.Ямпольской и других/. Имеется также ряд работ по управлению отдельными социально-культурными отраслями1.

I Дорохова Г.А. Управление народным образованием в СССР. -М.; Юридическая литература, 1965; Организационно-правовые вопросы руководства наукой в СССР. - М.: Наука, 1973; Попов И.И. Организация управления в области искусства в СССР. Автореф.канд. дисс. - Алма-Ата. 1966; Щемелева О.В. Государственное управление в области культуры в СССР. Автореф.канд.дисс. - М., 1966; Петроченко А.Л. Организация государственного управления средствами массовой информации. Автореф.канд.дисс. - Ташкент, 1971; Гомберадзе Т.Г. Государственное управление художественной кинематографией. Автореф.канд.дисс. - М., 1973; Оболонский А.Б. Проблемы системного исследования социально-культурной отрасли управления. Автореф.канд.дисс, - М., 1974; Шабайлов В.И. Организационно-правовые проблемы управления социально-культурным строительством в союзной республике. Автореф.докторской дисс. - М., І97В; Шабайлов В.И. Правовое регулирование социально-культурной деятельности. - Минск, 1981; Амбрасене Д.И. Конституционное пра-

Однако работы, посвященные управлению в области культуры, все же немногочисленны и тяготеют к рассмотрению отдельных отраслей культуры. Кроме того, часть из них написана в 60-е годы и уже не отракает современных проблем в этой области.

ХХУІ съезд КПСС и последующие Пленумы ЦК КПСС выдвинули задачу последовательного и комплексного совершенствования управления. Большое значение придается преодолению ведомственных барьеров и созданию организационных форм управления группами однородных отраслей. Это относится и к культуре. Настоящая диссертация является логическим продолжением исследований, проведенных в советской правовой науке, опирается на накопленные теоретические достижения и опыт анализа социально-культурных отраслей управления.

Методологической и источниковедческой основой явились труды основоположников марксизма-ленинизма, видных теоретиков социалистической культуры /А.В.Луначарского, Н.К.Крупской/, решения партийных съездов и пленумов, постановления ЦК КПСС и Советского правительства, положения и выводы, содержащиеся в выступлениях руководителей Коммунистической партии и Советского государства.

Тема диссертации обусловила необходимость широкого использования не только юридической литературы, но и работ по филосо-

во граждан на пользование достижениями культуры и его реализация. Автореф.канд.дисс. - Вильнюс, 1982; Настюк В.Я. Государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры в СССР. Автореф.канд.дисс. - Харьков, 1983; Управление социально-культурным строительством. - М.: Юридическая литература, 1980.

фии, истории, социологии, экономике.

Содержащие ся в диссертации теоретические положения и практические выводы основаны на анализе Конституции СССР, конституций республик, законов и других нормативных актов, касающихся государственного управления в области культуры. Применительно к теме были проанализированы статистические данные о развитии сети учреждений культуры, динамике потребления культурных благ, изменениях в структуре свободного времени и расходов населения. В ходе работы над темсй проводилось интервьюирование руководящих работников культуры, работников местных органов управления. В диссертации использованы методы: исторический, сравнительно-правовой, логического анализа нормативных актов, структурно-функциональный.

Автор поставил перед собой следующие задачи: разработать научно-теоретические основы совершенствования государственного управления в области культуры на современном этапе развитого социализма и сформулировать практические рекомендации, обеспечивающие существенное повышение комплексности управления в области культуры.

Для достижения этих задач выбраны следующие направления исследования:

I/ выявление особенностей культуры как объекта государственного управления, целей и основных задач различных отраслей культуры для анализа специфики управления в этой сфере;

2/ анализ истории развития государственного управления в области культуры, особенно процессов дифференциации и интеграции этого управления;

3/ изучение нормативных актов, определяющих ныне действующую систему, компетенцию и структуру органов государственного управления в области культуры, выявление пробелов в законодательстве исследование экономических, социально-культурных и научно-технических факторов, воздействующих на функционирование отраслей культуры на современном этапе развитого социализма и прогнозирование основных направлений совершенствования государственного управления в области культуры и законодательства о нем;

4/ разработка практических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности государственного управления в области культуры.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней выявлены функциональные особенности отраслей культуры, которые обусловливают их принадлежность к единой отрасли управления; проанализированы факторы, требующие совершенствования организации управления и определяющие последовательность и формы этого совершенствования; выдвинут и разработан тезис о том, что, исходя из единства целей и задач отраслей культуры, необходимо принять правовой акт, конкретизирующий положения Конституции СССР, посвященные культуре, в форме Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о культуре, и предложена структура этого акта, сформулировано содержание ряда его статей; обосновано предложение о возможном организационном слиянии четырех отраслей культуры, существующих в настоящее время, в единую отрасль, и в первую очередь объединить системы Министерства культуры СССР и Госкино СССР, возможно объединить полностью или частично управление отраслями культуры в небольших союзных республиках, создать Государственную комиссию по культуре при Совете Минист-

ров СССР для координации работы всех иинистерств, ведомств и общественных организаций, имеющих учреждения культуры, и для определения дальнейших путей и этапов совершенствования управления в этой области.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована при изучении Особенной части Административного права; для повышения квалификации руководящих работников отраслей культуры; при разработке разделов программы совершенствования хозяйственного механизма в области культуры, в частности, при совершенствовании организационной структуры управления соответствующими отраслями, а также системы правовых актов, регулирующих общественные отношения в области культуры, в том числе при разработке Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о культуре.

_ 7 -

Содержание деятельности органов управления в области культуры

Одной из главных функций Советского государства на всех этапахуего развития является культурно-воспитательная, которая обеспечивает решение задач преобразования духовной жизни общества, воспитания нового человека на основе коммунистических идеалов. Культурно-воспитательная функция государстве реально проявляется через конкретную деятельность его органов в сферах науки, образования, искусства, воспитания.

Научно-техническая революция ведет к резкому возрастанию "человеческого фактора" в яизни советского общества, предъявляет все более высокие требования к духовному облику и поведению личности. Вместе с тем она открыла новые благоприятные возможности для всестороннего развития личности как главной производительной силы, творца новых общественных отношений, как гражданина, участвующего в управлении делами общества, как создателя и носителя передовой культуры.

Через формирование духовного мира человека, через воспитание у советских людей системы ценностей, опирающейся на коммунистическое мировоззрение, и соответствующего ему отношения к иизни, наше государство воздействует на процесс труда, на всю систему общественных отношений, хотя это влияние имеет не пряной, а опосредованный характер.

Понятие "культура" занимает важное место в системе категорий общественных наук. Вместе с тем, толкование его далеко не однозначно. Как было справедливо отмечено, трудно себе представить понятие, которое было бы более многозначным, чем понятие "культура", фигурирующее во многих смыслах не только в обиход-нон языке, но и в различных науках . Б советской и зарубежной литературе содержится множество определений "культуры", различных интерпретаций ее природы, структуры и функций. В задачу настоящей работы не входит рассмотрение всего многообразия этих определений. Опираясь на достигнутый общественными науками уровень разработки проблем культуры, ограничимся анализом некоторых ее аспектов, имеющих отношение к определению границ советского государственного управления в области культуры.

Философские определения культуры могут служить только самой общей базой для определения культуры как объекта государственного управления. Например, в Философской энциклопедии культура определяется как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженным в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Применительно к такому определению культуры ее развитием занимаются все без исключения государственные и общественные институты. Б то же время потребности практики социально-культурного строительства и государственного управления им приводят к необходимости выделения и обеспечения эффективной специализации определенных институтов, занятых производством, сохранением, распространением и организацией потребления культурных благ и услуг, т.е. определению культуры как отрасли социально-культурной деятельности с охватом ее материально-финансовой базы.

В литературе по административному праву такое определение дается применительно к сложившейся на практике группе подотраслей социально-культурной деятельности, составляющей единую ее отрасль "культура". В нее включаются четыре подотрасли: "культура /в узком смысле слова/ и искусство" /т.е. многообразные культурно-просветительные учреждения и учреждения искусств, входящие в сферу деятельности Министерства культуры/; "кинематография" /включающая в себя производство, тиранирование и прокат фильмов/; "телевидение и радиовещание"; "печать" /охватывающая издательское дело, полиграфическую промышленность и книготорговлю/. Этим четырем подотраслям социально-культурной деятельности сейчас соответствуют четыре подотрасли государственного управления. Такая дифференциация управления привела к тому, что в нормативных актах слово "культура" чаще всего связывается теперь лишь с учреждениями, входящими в круг ведения Министерства культуры СССР, т.е. без трех остальных подотраслей.

Несмотря на это в философской, экономической и социологической литературе областью культуры продолжают считать всю совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих производство, сохранение, распространение и организацию потребления культурных благ и услуг, из этого исходит и наука административного права. В учебниках и монографиях по административному праву единой Главой "Управление культурой" или "Управление в области культуры" /второе точнее/ охватывается управление всеми упомянутыми видами культурной деятельности и, соответственно, говорится о четырех системах органов государственного управления "в области культуры"1. Из этого исходит и автор диссертации.

Особенностью культуры при социализме является то, что а/ духовные ценности и система их распространения рассчитаны на широкие массы трудящихся, призваны воспитывать людей в духе социалистических идеалов и гуманизма, способствовать их гармоническому развитию, служить факторами восстановления физических и духовных сил человека, роста творческого потенциала личности; б/ деятельность по созданию и распространению ценностей культуры носит не только профессиональный, но и самодеятельный характер; в/ потребление: благ и услуг культуры, а в известной степени и их создание происходит главным образом во внерабочее время; г/ предлагаемый выбор благ и услуг культуры, их территориальная и временная доступность в значительной степени обусловливает содержание досуга населения.

Типы учреждений, организаций и предприятий, сгруппированных в настоящее время в четыре отрасли культуры, весьма многообразны. Все они либо производят определенные культурные блага, имеющие материальную /товарную/ форму - книги, граммпластинки, произведения декоративно-прикладного, монументального искусства и т.д., либо оказывают услуги - показ спектаклей и концертов, демонстрация кинофильмов, организация художественной самодеятельности, трансляция теле-и радиопрограмм и т.д.

Различается также функциональная роль различных учреадений, предприятий и организаций культуры в производстве, сохранении и распространении этих благ и услуг. Часть предприятий, учреждений и организаций занято только производством - это издательства, полиграфические предприятия, киностудии и кинокопировальные фабрики, заводы грампластинок. Следует здесь упомянуть и индивидуальных творцов произведений искусства, которые входят в твор- ческие коллективы или не входят в них - писатели, драматурги, композиторы, художники. Другая часть объектов, относящихся к культуре, заняты производством и распространением его результатов одновременно; это, например, теле-и радиостудии. Сохранением и демонстрацией культурных ценностей заняты музеи различных типов /краеведческие, художественные, мемориальные/ и библиотеки. Функции распространения культурных ценностей выполняют книготорговые организации и организации кинопроката. Только оказанием и организацией потребления культурных услуг заняты кинотеатры, выставочные залы. Наиболее многофункциональными являются театры, филармонии, цирки, клубы, парки культуры и отдыха - они часто занимаются и производством, и распространением, и организацией потребления культурных благ.

Развитие системы и компетенции органов управления в области культуры в период построения социализма

Система советского государственного управления в области культуры начала складываться уже в первые послеоктябрьские дни на базе программных положений о народном просвещении, выработанных большевистской партией еще до революции, и того опыта культурно-просветительной и пропагандистской работы, который имелся тогда у партии. Во главе управления отдельными отраслями государственной деятельности были поставлены комиссии, председатели которых - народные комиссары - составили новое, рабояее и крестьянское Советское правительство: Совет Народных Комиссаров. Один из этих наркомов - А.В.Луначарский возглавил комиссию народного просвещения .

9 ноября 1917 г. был издан декрет Совнаркома "Об учреждении государственной комиссии по просвещению". Ей было поручено: "...дело общего руководства народным просвещением, поскольку таковое остается за центральной властью" . Первоначально предполагалось, что школьное дело будет передано органам местного самоуправления, а работа классовых культурно-просветительных организаций будет автономна как по отношению к государственному центру, так и по отношению к муниципальным органам. Поэтому Государственная комиссия должна была стать координирующим органом переходного характера, куда предполагалось ввести как лиц назначаемых, так и делегированных от общественных организаций. Бывшее Министерство народного просвещения и его органы на местах должны были "играть роль исполнительного аппарата при Государственной комиссии по народному просвещению"1.

В течение нескольких дней после опубликования декрета выяснилась невозможность его реализации в части привлечения кадров старого аппарата из-за массового саботажа буржуазной интеллигенции. Не удалось также провести широкое представительство в Комиссии общественных организаций, т.к. часть из них, например, Всероссийский учительский союз и ряд других, заняли антисоветскую позицию, а советские демократические организации.только разворачивали свою деятельность. Б связи с этим Государственная комиссия по просвещению начала свою работу в очень малочисленном составе. Ее члены организовывали новый аппарат - Народный комиссариат просвещения и становились первыми руководителями его отделов.

18 июля 1918 г. Совнаркомом было принято "Положение об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике" , которое определяло систему органов в области культуры. Государственная комиссия по просвещению долкна была осуществлять общее руководство просвещением, решать вопросы принципиального характера, вырабатывать единые для всей Советской республики основы народного образования - план орга-низации и принципы народного образования, объединение просветительной работы на местах, составление общегосударственной сметы и распределение средств, выделяемых для просветительских нужд республики и т.п. Таким образом, Государственная комиссия трактовалась как высшая в стране инстанция по решению всех новых проблем в области просвещения, а формировавшийся Наркомпросс доляен был стать в этой области высшим исполнительным органом. В организационном отношении и практической деятельности они были тесно связаны. Б полном составе Комиссия никогда не собиралась, основой ее были нарком и члены коллегии Наркомпроса, все заведующие отделами. На заседаниях Комиссии решались как большие принципиальные вопросы, входившие в ее компетенцию, так и масса практических дел, подлежащих ведению коллегии Наркомпроса и его отделов. В связи с этим деятельность коллегии Наркомпроса и Комиссии постепенно сливалась и к 1919 г. они окончательно объединились1 .

Руководствуясь теоретическими положениями марксизма-ленинизма о значении культуры в жизни общества, о критическом использовании культурного наследства прошлых эпох и формировании социалистической культуры, Коммунистическая партия, Советское правительство определили направление и характер политики в области культурного строительства в республике. При этом Коммунистическая партия и Советское правительство исходили из принципиального положения марксизма-ленинизма о приобщении к культуре самых широких масс трудящихся как необходимом условии построения нового, социалистического общества. Культурное строительство осуществлялось в Советской России в интересах рабоче-крестьянских масс и служило целям построения социализма. Такое развитие культуры обеспечивалось идейным руководством Коммунистической партии. Этим обусловливалось и создание Наркомпроса как единого ценгра и подбор его руководящих кадров, которые на 77% были коммунистами или людьми, близкими к Коммунистической партии . Наркошіросс, как и все органы рабоче-крестьянской власти, строился при широком привлечении трудящихся к управлению, к созиданию социалистической культуры. Государственная комиссия по просвещению и Наркомпрос создавались для того, чтобы "образовать из себя идейное ядро, вокруг которого сплачивались бы все работающие в этой области; сплачивались бы пролетариат и крестьянство, жаасдущие просвещения"2. Поставленная Б.И.Лениным задача "соединения всего опыта и знания, которые...представителями эксплуататорских классов скоплены, с самодеятельностью, с энергией, работою широких слоев трудящихся масс"3, нашла свое отражение в принципах строительства центрального аппарата по руководству культурой, в выработке основных методов его деятельности: отчеты о работе Наркомпроса на митингах трудящихся апелляция к общественности через органы печати, обсуждение на ее страницах ваинейших законопроектов по вопросам культуры, создание при Государственной комиссии и Наркомате совещательных органов, представлявших различные слои населения.

Система и компетенция органов управления в области культуры в современный период

Основными задачами Комитета являлись: всестороннее освеще-ние внутренней и внешней политики КПСС и Советского правительства, задач и опыта коммунистического строительства в нашей стране, достижений всех народов СССР в хозяйственной, государственной, общественно-политической и культурной жизни, воспитание советских людей в духе социалистической идеологии и морали, в духе пролетарского интернационализма и дружбы меаду народами; широкое распространение научных и технических знаний, передового опыта; ознакомление с лучшими произведениями литературы, музыки и театрального искусства народов СССР и зарубежных стран; информация об экономической и общественно-политической жизни зарубэнных стран, разоблачение буржуазной идеологии, реакционной пропаганды. Комитет должен был также осуществлять международные связи в области радиовещания и телевидения.

Государственный Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР и органы радиовещания и телевидения в республиках, краях и областях находились на хозяйственном расчете. Источниками покрытия их расходов являлись собственные доходы и отчисления министерств связи союзных республик от абонентной платы за радиоприемники, телевизоры и радиоточки узлов вещания. Технические средства радиовещания и телевидения находились в ведении Министерства связи СССР, а Комитет заключал с Министерством генеральные договоры на их аренду.

На Комитет была возложена работа по обобщению и распространению опыта республиканских и областных органов радиовещания и телевидения, оказание им организационно-методической помощи, управление предприятиями, организациями союзного подчинения. Комитет организовывал записи музыкальных, литературных, драматичесішх и других произведений для радиовещания и телевидения и киносъемки для телевидения, разрабатывал тематику и руководил производством фильмов для телевидения, устанавливал порядок утверждения сценариев, постановочных планов и смет на постановку фильмов, а такяе порядок приемки готовых фильмов и правила их демонстрации телестудиями страны. В функции Комитета входило такие составление перспективных планов развития технических средств радиовещания и телевидения, находящихся в его ведении, руководство научно-исследовательской работой в области средств радиовещания, телевидения и звукозаписи. Кроме этого, Комитет выполнял присуще всем центральным органам функции в области организации, нормирования и оплаты труда, материально-технического снабнения Своей системы.

Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР образовывался Советом Министров СССР в составе председателя, заместителей председателя и членов Комитета. Положением было предусмотрено, что в состав Комитета входит пред-ставителв Министерства связи СССР. Структура и деятельность Государственного комитета имели специфику - в составе центрального аппарата находились как управленческие подразделения /управления, отделы/, так и неуправленческие - "творческие" /редакции радиовещания и телевидения по видам программ/.

В 1957 г. некоторой реорганизации подверглось и издательское дело. К тому времени в Министерстве культуры СССР были три управления, образованных на базе бывшего Главполиграфиздата - Глав-издат, Главполиграфпром и Главкниготорг. В связи с начавшейся в 1957 году передачей промышленности совнархозам полиграфическая промышленность отошла к ним. В связи с этим Главполиграфпром упразднили. Главиздат был преобразован в отдел, а Главкниготорг -во Всесоюзное объединение книжной торговли "Союзкнига". Однако такой организационный отрыв полиграфической промышленности от издательской деятельности привел к негативным последствиям. Да и весь предшествующий опыт в этой области свидетельствовал о неооходиноети сосредоточения управления полиграфической промышленностью и издательской деятельности в одних руках, особенно в условиях недостатка производственных мощностей типографий и необходимости их технической модернизации.

УЕЄ Б декабре 1358 года было принято постановление Совета Министров РСФСР "О мерах по развитию полиграфической промышленности в РСФСР" , в соответствии с который в целях улучшения государственного руководства полиграфической промышленностью на Министерство культуры республики были возложены: координация деятельности предприятий и организаций полиграфической промышленности республиканского и местного подчинения независимо от ее ведомственной принадлежности, распределение мощностей полиграфических предприятий между республиканскими издательствами, составление балансов и планов распределения полиграфического оборудования для полиграфических предприятий совнархозов, министерств и ведомств РСФСР.

В 1959 г. на базе Издательского отдела и соответствующей части функциональных подразделений аппарата Министерства культуры СССР, а также "Союзкниги" И Отделе координации Издательства иностранной литературы было создано Главное управление издательств, полиграфии и книжной торговли Министерства культуры СССР - Главиздат, на который были возловены координация издательской работы, контроль за содержанием, художественным оформлением и полиграфическим исполнением изданий, планирование загрузіга типографий и разработка мероприятий по преодолению отставания полиграфии, руководство книжной торговлей в системе Министерства культуры СССР и координация работы других книготорговых систем независимо от их ведомственной подчиненности . Для разработки общих мероприятий и рекомендаций по улучшении книгоиздательского дела в стране при Министерстве культуры СССР был образован Издательский совет на правах совещательного органа, в состав которого были включены наиболее видные специалисты издательского дела.

Роль экономических и социально-культурных факторов в совершенствовании государственного управления в области культуры

Существующая в настоящее время система управления отраслями культуры действует в достаточно стабильном виде уже около 20 лет. В период своего становления данная система строилась применительно к условиям и задачам соответствующего исторического этапа развития нашей страны. За прошедшее время условия деятельности органов управления отраслям культуры значительно изменились. В первую очередь, развитие этих отраслей, в той числе под влиянием научно-технической революции, привело к значительному изменению удельного веса каждой из них в культурном обслуживании населения. Изменились социально-демографические характеристики населения, характер расселения. Произошли значительные сдвиги в развитии народного хозяйства в целом, совершенствовался экономический механизм, в том числе порядок планирования, изменились экономические условия деятельности отраслей культуры и многих видов учреждений культуры и тесно с ним связанный процесс совершенствования правового регулирования общественных отношений в области культуры должен, как нам представляется, затрагивать в том числе и такие фундаментальные аспекты проблемы, как научно-технический, экономический, демографический.

Для понимания современного состояния культурного обслуживания населения в нашей стране необходимо рассмотреть крупные социальные изменения, на фоне которых развивалась деятельность различных отраслей культуры. В начале XX века доля городского населения в нашей стране составляла 15%, в 1939 г. - 32$, в 1959 г. - 48$, в 1970 г. - 56$, в настоящее время в городах проживает 63$ всего населения, а работает в них 76$; причем одновременно увеличивалась доля людей, проживающих в крупных городах1. Число лиц с высшим и средним образованием в расчете на 1000 человек населения в 1939 г. составляло 123 чел., из них 13-е высшим образованием, в І970 г. соответственно 653 и 65, а в 1982г. -846 и НО человек2.

Такие крупные изменения в уровне образования и образе жизни соответственно изменили структуру и масштабы культурных запросов людей. В этих условиях особенно быстро происходил рост сети городских учреждений культуры. В период с 1966 по 1980 гг. было открыто 107 театров, построено около 30 стационарных цирков, создано около 100 музеев искусств и т.д. Одновременно происходил общий рост сети учреждений культуры и искусства, средств массовых коммуникаций. Так, за этот период разовый тиран газет увеличился в 2 раза и превысил І76 млн.экз., число радиоприемников у населения увеличилось в 2,4 раза и составило около 70 млн.штук, количество телевизоров возросло почти в 13,5 раза, общий тиран книжной продукции увеличился почти в 1,5 раза. Б этот яе период началась стабилизация сети клубных учреждений, проходившая вместе с модернизацией материально-технической базы, что свидетельствовало о начале перехода от экстенсивного роста сети к качественному ее совершенствованию. В связи с укрупнением библиотек, более интенсивным использованием передвижных пунктов обслуживания, общая численность массовых библиотек несколько сократилась. Посещаемость театров за последние 20 лет повысилась на 30$, цирков на 95%, концертов - на 6055, музеев - в 3,9 раза. Число читателей массовых библиотек увеличилось за оти годы почти на 80%, кпигов-ы-дача - в 2,5 раза. Б то же время наметилась тенденция к спаду кинопосещений и их стабилизации на уровне 15-16 кинопооещаний в год на одного человека, одновременно реальная аудитория киноискусства значительно возросла благодаря телеэкрану. По данным ЦСУ просмотр телепередач и прослушивание радио стало доминирующим занятием трудящихся в чесы досуга /данные об этом проведены в таблице/.

Все это привело к приобщению самых широких масс к культуре и искусству, к серьезным изменениям в структуре свободного времени и расходов населения. Так, расходы на приобретение товаров культурного назначения /на 100 семей/ возросли за последние 10 лет у рабочих и служащих на 15%, у колхозников - на 24%. При этом происходило выравнивание размеров расходов населения на культтовары как по социальным слоям общества в целом, так и по союзным республикам1 .

Согласно прогнозам развитие отраслей культуры на перспективу в 20-25 лет будет представлять собой весьма неоднородный процесс. Телевизионным вещанием охвачено в настоящее время около 89% насе-ления, оно ведется на 40 языках народов нашей страны. Важнейшей перспективной задачей является достижение 100% охвата, что возможно только в результате внедрения принципиально новых спутниковых систем телевизионного вещания, обеспечивающих прием программ на достаточно простые и недорогие приемные устройства, увеличения выпуска маломощных телевизионных ретрансляторов и развития сетей кабельного телевидения. В настоящее время на территории страны возможен прием 1-2 телепрограмм, в отдельных районах до 4-5. Б ряде развитых зарубежных стран количество программ достигает 7-Ю, а в странах, где развито кабельное телевидение, еще больше. Поэтому перспективной задачей будет обеспечение нногопрограшно-сти и приема общесоюзных программ в удобное для телезрителей время, для чего необходима передача дублей программ со сдвигом во времени в 5 вещательных зонах.

Б более отдаленной перспективе, вероятно, получит развитие кабельное телевидение, которое принципиально изменит возможности телевидения, в частности позволит обеспечить двухстороннюю связь и на этой основе развернуть самые различные формы индивидуального обслуживания абонентов. Уже в настоящее время выпускаются различные приставки к телевизорам - телеигры, а также видеомагнито-ионные приставки, которые обеспечивают запись программ и воспроизведение их в любое время по желанию владельца. Кабельное телевидение и различные модификации телевизионных приставок по своим возможностям принципиально отличаются от распространенного в настоящее время телевизионного вещания, т.к. существенно повышают возможности выбора программ и их просмотра в индивидуально удобное время. Наряду с этим будет возрастать и количество программ радиовещания и улучшаться его качество. Значительно увеличится выпуск бытовой теле-,радио- и проигрывающей аппаратуры, а также грампластинок, компакт-кассет видео и магнитофонных кассет.

Здесь очень важно отметить, что все это средства индивидуальной организации досуга, а телевидение при всех своих достоинствах формирует такне и отрицательную тенденцию к пассивному потреблению культуры. Поэтому важнейшей задачей отраслей культуры /изложенной в упоминавшихся уже решениях партии и правительства/ является активизация культурной .деятельности населения, увеличение ее объема, связанного с творчеством в различных его формах.

Похожие диссертации на Государственное управление в области культуры