Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Пашаева, Назрин Агиль кызы

Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике
<
Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пашаева, Назрин Агиль кызы Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 Москва, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Свобода вероисповедания в азербайджанской республике 15

1.1. Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания в Азербайджанской Республике 15

1.2. Зашита прав религиозных и этнических меньшинств в Азербайджанской Республике 26

Глава II. Динамика и особенности развития законодательства азербайджанской республики о свободе вероисповедания 50

2.1. Системный анализ законодательства Азербайджанской Республики о свободе вероисповедания и государственно-конфессиональных отношениях 50

2.2. Конституционно-правовой анализ вектора и динамики развития государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений в Азербайджане 132

Глава III. Перспективы развития государственно-конфессиональных отношений в азербайджанской республике 158

3.1. Религия и государственная система образования в Азербайджанской Республике 158

3.2. Азербайджанские государственно-конфессиональные отношения в условиях глобализирующегося мира: взгляд в будущее 173

Заключение 182

Источники и литература 188

Введение к работе

Актуальность темы исследоиания. Сформировавшись к настоящему времени и качестве независимого, суверенного, демократического светского государства, Азербайджанская Республика прошла сложный путь выстраивания системы конституционно-правовых гарантий свободы вероисповедания, претерпев множество трудностей и решив множество проблем.

Современные приоритеты государства в области религии и вектор развития государственно-конфессиональных1 отношений в Азербайджанской Республике были определены Президентом Азербайджанской Республики Г.А. Алиевым: «Азербайджан - светское государство, и как светское государство занимает свое место в мире. Это наш стратегический путь. Правовое, демократическое и светское государство - вот наш основной принцип в государственном строительстве»1.

Благодаря последовательной политике высшего руководства Азербайджанской Республики, своевременному совершенствованию законодательства в этой области и основанной па Законе правоприменительной практики, очевидны демократические изменения в сфере свободы религии. Вместе с тем, в современном Азербайджане по-прежнему актуальны угрозы разрушения светского государства и ухода в исламскую теократию, межрелигиозных столкновений, радикализации и политизации ислама. Эти угрозы не исчезли, а лишь ослаблены.

В этих условиях становится актуальным комплексное конституционно-правовое исследование истории развития в течение последних 15 лет и современного состояния конституционно-правового регулирова-

В настоящем исследовании понятие «конфессия» является синонимом понятия «религиозная организация».

" Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева па Первом съезде азербайджанце!! мира// АзсрТадж. -09.11.2001.

ния отношений между государством и религиозными объединениями' в Азербайджанской Республике, анализ причин и значения сделанного Азербайджаном выбора в пользу светского (а не исламского, по типу Ирана) государства, тенденций, динамики и перспектив развития правового регулирования, практики осуществления государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике.

В Российской Федерации особенности государственно-конфессиональных отношений и угроз национальной безопасности в этой сфере зависит от особенностей конкретного региона. Ситуация в этой сфере в Москве, на Урале и на Северном Кавказе различается, обладая определенной спецификой. Очевидно, что доминирование ислама в Республике Дагестан определяет специфические требования и условия реализации государственно-конфессиональных отношений в этом субъекте Российской Федерации. Но такие специфика и условия в Дагестане, в Чечне, Ингушетии во многом сходны с ситуацией в Азербайджанской Республике. Следовательно, успешный опыт Азербайджанской Республики по сохранению и зашите основ светского государства, противостоянию религиозному экстремизму и радикализму, тенденциям политизации ислама, по профилактике противоправной деятельности отдельных религиозных объединений является для России значимым для выстраивания своей политики в сфере отношений с религиозными объединениями на Северном Кавказе и в Поволжье.

Научная разработанность темы. Из российских ученых, посвятивших свои работы исследованию светскости государства и государственной службы, отношений между светским государством и религиозными объединениями можно выделить: П.П.Дозорцева, С.Д.Лебедева, Р.А.Подопригору, И.В.Понкипа, М.О.Шахова.

В азербайджанском законодательстве не пользуется выражение «религиозные образования» как аналог российского понятия «религиозные объединения».

Исследованию свободы вероисповедания, общим принципам построения отношений между государством и религиозными объединениями были посвящены труды Т.Ю.Архирейской, М.В.Баглая, В,В.Бойко, А.М.Величко, И.Н.Вишняковой, Н.В.Володиной, О.А.Грев-цовой, А.Г.Залужного, А.Д.Керимова, Д.Л.Керимова, Е.Д.Ковалевой. Е.ІО.Крнвошеиной, Ю.Ю. Крылова, А.И.Кудрявцева, И.А.Куницыпа, В.О. Лучина, А.С.Ловинюкова, Г.П.Лупарева, Е.А.Муравской, Г.В.Мальцева, О.В.Пахомовой, К.А.Писенко, Р.А. Подопригоры, А.В.Пчелинцева, Ф.М. Рудинского, В.В. Ряховского, Е.Н. Салыгина, СЮ. Симорот, А.В. Ситникова, Ю.И. Стецовского, А.А. Тимченко, Л.Л.Тищенко, Г.Г. Черемных, А.А. Шилова. О.С. Шутовой.

Проблемам изучения религии в системе образования посвящены работы следующих авторов: В.Воробьева, А.Гаджи, Л.С.Гребпева, М.И.Костиковой, К.Г.Каневского, Ф.Н.Козырева, И.В.Метлика, М.Ф.Муртазина, И.В.Понкииа, А.Ю.Соловьева, Н.В.Шабурова.

Необходимо указать по этой тематике исследования таких зарубежных авторов, как: Р.Корд, Д.Мак-Вертер, У.К.Дурэм, Ф. Руффини, Б.Стази, Ж. Боберо, Ж.-П.Вийем, Э.Бельяр, К.Русле, Р.Балодис, М.Элон, Х.Кокс, Г. Берман.

Из авторов, которые исследовали специфику построения светского государства и реализации государственно-конфессиональных отношений в условиях государств, основное население которых исповедует ислам, можно выделить: К.Г.Борисова, Н.Гасымоглу, Х.Гаджи-заде, А.А.Игнатепко, А.Р.Исазаде, А.М.Магомедова, Мир Джалала Пашаева, В.В.Павлова, Л.Сюкияйпена, А.Х.Саидова, А.Г.Халикова.

Государственно-конфессиональные отношения в Азербайджанской Республике исследованы в той или иной мерс, или затрагивались в трудах: Р.Алиева, А.Гаджи, Х.Гаджи-заде, Э.Исмаилова. З.Кенгерли,

Д.її.Малышевой, Д.М.Мамедовой, С.Мамедова, Г.Оруджева, Р.Сатарова1.

Однако существующие исследования не позволяют создать целостную картину конституционно-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике, оценить, сопоставить различия и сходные черты в реализации подходов в этой области в Азербайджане и России, проследить существующие тенденции и проблемы в этой сфере, оценить перспективы дальнейшего развития светского государства и государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике.

Объектом диссертационного исследования является совокупность урегулированных правом общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией свободы вероисповедания, а также отношения, складывающиеся между государством и религиозными объединениями в Азербайджанской Республике.

Предметом диссертационного исследования является система правовых норм, регулирующих свободу вероисповедания, деятельность религиозных объединений и отношения между государством, религиозными объединениями в Азербайджанской Республике, а также содержание и направленность правоприменительной практики в этой сфере.

Целью диссертационного исследования является конституционно-правовое исследование содержания правового регулирования и прак-

Ллиев Р. Религия в независимом Азербайджане // Центральная Азия и Кавказ- -01.05.2002; Саттаров Р. Ислам как политический фактор в постсоветском Азербайджане // Центральная Азия и Кавказ. - 01.07.2004. -№ 4: Гаджи-заде X. Свобода вероисповедания в Азербайджане. Соотношение проблем большинства п мепышшедв // Независимая газета. - 03.09.1998; Малышева Д.Е. Постсоветский восток в поисках религиозной идентичности // Независимая газета - Религии. - 18.09.2002; Исмаилов О., Кенгсрли 3. Кавказ в глобализирующемся мире: новая модель интеграции // Центральная Азия и Кавказ. -01.03.2003.

тики осуществления государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике в период 1991-2006 гг.

Цель диссертационного исследования определила постановку и необходимость решения следующих задач:

правовой анализ конституционных гарантий свободы вероисповедания в Азербайджанской Республике и оценка их соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, положениям международных соглашений, участником которых яоляется Азербайджанская Республика, устанавливающим международные стандарты в области свободы вероисповедания;

конституционно-правовое исследование особенностей и динамики формирования и развития, а также современного состояния законодательства Азербайджанской Республики о свободе вероисповедания, деятельности религиозных объединений и государственно-конфессиональных отношениях;

выявление причин и условий выбора Азербайджанской Республикой модели светского государства и соответствующего этому выбору изменения вектора развития законодательства о государственно-конфессиональных отношениях;

исследование проблемы взаимодействия государства и религиозных объединений в системе образования;

выявление тенденций и направлений дальнейшего развития законодательства Азербайджанской Республики о свободе вероисповедания и о государственно-конфессиональных отношениях.

Методологическую основу диссертационного иселедоішшія составляют общенаучные методы изучения рассматриваемых проблем (синтез, анализ, системно-структурный и программно-целевой подходы), а также частно-научные методы познания (формально-юридический,

сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и др.).

Теоретической основой диссертационного исследования являются научные российские и зарубежные исследования по конституционному праву, общей теории права и государства и административному праву.

При работе над диссертационным исследованием были проанали
зированы научные труды отечественных правоведов по конституцион
ному праву, по общей теории и истории права и государства, истории
правовых учений, в том числе работы: М.В.Баглая, И.Н.Барциаа,
А.В.Васильева, А.И.Иоиовой, Е.И.Козловой, П.Р.Кулиева,

О.Е.Кутафина, Е.А.Лукашевой, В .О. Лучина, Н.А.Михалевой, Е.В.Халиповой и др.

Источниковедческая база диссертационного исследования. Нормативную базу диссертационного исследования составили: Конституция Азербайджанской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, участником которых является Азербайджанская Республика, законодательство Азербайджанской Республики. В диссертационной работе использовано российское законодательство, а также материалы правоприменительной практики в области свободы вероисповедания. Диссертантом исследован обширный российский и азербайджанский научно-монографический материал, публикации по вопросам конституционного права, теории, истории права и государства, теории прав человека, философии права, образовательному и административному праву.

Научная новизна диссертационного исследования определяется особенностями избранного объекта исследования, а также комплексно-

стыо исследования конституционно-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике. Результатом проведенного исследования являются следующие положения, обладающие элементами научной нокизпы:

  1. На основе проведенного анализа законодательства Азербайджанской Республики о свободе вероисповедания и деятельности религиозных образований диссертантом обоснован вывод о полном соответствии конституционных гарантий свободы вероисповедания в Азербайджане требованиям общепризнанных принципов и норм международного права, международных соглашений, участником которых является Азербайджанская республика, устанавливающих международные стандарты в области свободы вероисповедания. Законодательству Азербайджанской Республики в области свободы вероисповедания диссертантом дана обоснованная оценка как несущего в себе существенный потенциал предотвращения и разрешения религиозных, этнических конфликтов, устранения причин и тенденций, ведущих к таким конфликтам. Для достижения провозглашенного в качестве высшей цели государства обеспечения прав, свобод человека и гражданина Азербайджанское государство оперативно предпринимает необходимые меры, разрабатывает соответствующие правовые механизмы.

  2. В диссертации представлено развернутое и детализированное, системное конституционно-правовое исследование норм Закона Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания» от 20.08.1992 № 281 (в редакции Закона Азербайджанской Республики 10.06.2005) в контексте общего конституционно-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Азербайджане, а также в сравнении с положениями российского законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Диссертантом выдвинут и обоснован вывод о

том, что в российском и азербайджанском профильных чаконах, регулирующих вопросы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений, и общем, реализованы аналогичные подходы. Вместе с тем имеются и существенные различия по отдельным частным аспектам государственно-конфессиональных отношений.

3. Диссертантом выявлены и обоснованы определяющие причины выбора Азербайджаном модели светского государства европейского типа, а не государства исламской модели (по типу Ирана), и. соответственно, определения существующего вектора развития законодательства о государственно-конфессиональных отношениях. К числу таких причин в диссертации отнесены:

религиозное возрождение в позднесоветском и постсоветском Азербайджане, тесно связанное с возрождением этнокультурным, носило преимущественно не идеологический, а культурный характер. Поэтому социальная база радикальных исламистских организаций оказалась крайне малочисленной;

в общественном сознании подавляющего большинства населения Азербайджана доминировали советские секулярные стереотипы, определяющие практически во всех постсоветских странах (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан и др.), сдержанное отношение к религии, когда подавляющее большинство азербайджанцев самоидситифицируют себя в качестве мусульманских верующих, но лишь малая часть полностью придерживается образа жизни верующего мусульманина, а потому религиозная идентичность подавляющего большинства азербайджанцев не связана с радикализмом;

модель исламского государства, аналогичная иранской и пропагандировавшаяся радикальными исламистскими организациями в Азербайджане не нашла отклика у подавляющего большинства населения

страны, поскольку культура, в том числе правовая культура, а также правовая действительность Азербайджана рецептировали существенное влияние России и других европейских стран;

во власти возник конфликт между сторонниками светского государства и представителями политических партий и других преследовавших политические и экстремистские цели организаций исламской ориентации, что поставило вопрос о незамедлительном выборе пути дальнейшего развития государства.

  1. Диссертантом выдвинут и обоснован вывод о том, что в условиях активного использования религиозного фактора зарубежными радикальными мусульманскими организациями и иностранными государствами для установления собственного доминирующего влияния на Азербайджан, выбор пути светского государства означал для Азербайджана сохранение своего политического и культурного суверенитета при сохранении партнерских отношений с этими странами.

  2. Диссертантом выдвинут и обоснован вывод о том, что абзац 2 ст. 8 и абзац 1 ст. 9 Закона Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания», устанавливающие привилегированный статус для Управления мусульман Кавказа и подчиняющие ему деятельность всех религиозных исламских общин в организационных вопросах, не противоречат Конституции Азербайджанской Республики, поскольку реализуется диспозитивно координирующее управление со стороны Управления мусульман Кавказа, а не выстраивание жесткой административной вертикали. Необходимость реализации такой модели обусловлена особой актуальностью контроля над всеми мусульманскими религиозными организациями в стране в силу специфики геополитического положения Азербайджана, связана с вынужденной необходимостью защиты страны от вторжения иностранных радикальных исламских организаций и экс-

плуатируюших ислам террористических организаций. Принципы светскости государства и отделения религиозных образований от государства здесь не нарушены, поскольку контроль осуществляется не государством, а одним из авторитетнейших представителей гражданского общества - Управлением мусульман Кавказа.

  1. На основе анализа практики пресечения, профилактики религиозного экстремизма диссертантом выдвинут и обоснован вывод о том, что противодействие религиозному экстремизму как решение важнейшей государственной задачи невозможно в виде разовой кампании, должно носить долгосрочный и системный характер. Ее успешная реализация во многом определяется качеством законодательства в области государственно-конфессиональных отношений. Если базовые гарантии религиозной свободы (которая не должна пониматься как вседозволенность) должны быть неизменны, то корпус правовых норм, регулирующих непосредственно государственно-конфессиональные отношения, должен быть мобильным, изменения в нем должны оперативно отвечать на возникающие или, напротив, ставшие на данный момент времени уже неактуальными угрозы и риски.

  2. На основе анализа характера и динамики изменений религиозной ситуации в Азербайджане в постсоветский период и развития законодательства Азербайджанской Республики в области государственно-конфессиональных отношений диссертантом выдвинут и обоснован вывод о том, что религиозное возрождение Азербайджана сопровождало и во многом обуславливало формирование новой национальной идентичности как этнокультурной, так и общегражданской. При этом формирование новой национальной идентичности осуществлялось на фойе жесткого столкновения тенденций исламизации и вестернизации страны. Именно это противостояние и обусловило развитие законодательства

Азербайджанской Республики в области государственно-конфессиональных отношений с акцептом на укрепление светского государства и противодействие его исламизации, но, вместе с тем, и на сохранение и развитие национальной культуры, традиций народов Азербайджана.

8. На основе анализа динамики и вектора развития законодательства Азербайджанской Республики о свободе вероисповедания и о государственно-конфессиональных отношениях, характера складывающейся модели светского государства, практики отношений между государством и религиозными образованиями, существующих в этой сфере проблем и тенденций, диссертантом разработан и обоснован перспективный прогноз развития конституционно-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Азербайджане.

Практическая значимость диссертационного исследования. Практическое значение работы заключается в исследовании до сих пор обстоятельно не изученных в пауке конституционного права и Азербайджана, и России вопросов конституционно-правового регулирования отношений между государством и религиозными объединениями в Азербайджанской республике. Диссертационное исследование имеет практическую значимость не только для конституционно-правовой науки Азербайджанской Республики, но и для российской науки конституционного права, поскольку использование в диссертационном исследовании сопоставления российского и азербайджанского опыта и подходов в реализации государственно-конфессиональных отношений, учитывая цинилизационную близость Азербайджанской Республики и Российской Федерации, позволяет выделить и исследовать не только неурегулированные или недостаточно урегулированные вопросы, проблемы реализации законодательства в этой сфере, а также выработать направления

совершенствования законодательства в этой сфере как в целях повышения защищенности интересов национальной безопасности страны, так и в интересах повышения защищенности прав и свобод человека и гражданина, обеспечения их большей гарантированности государством, наполнения реальным смыслом и значением. России это позволит повысить эффективность государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в регионах северного Кавказа и Поволжья.

Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности государственных органов, в том числе в законотворческой и правоприменительной практике, в научно-исследовательской деятельности, в процессе преподавания в вузах конституционного права, теории права и государства, иных дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в опубликованных соискателем монографии, статьях, в докладах диссертанта, представленных на научно-практических конференциях. Сформулированные в диссертации, в опубликованных автором научных работах положения, выводы были обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, изложены в докладах на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания в Азербайджанской Республике

Сформировавшись к настоящему времени в качестве действительно независимого, суверенного, демократического, светского государства, Азербайджанская Республика вступила на путь самостоятельного развития в области экономики, науки и культуры. Азербайджан возрождает и укрепляет не только экономику, но и культурно-нравственный потенциал, обеспечивает связь со своими национально-культурными корнями.

После обретения Азербайджанской Республикой независимости произошли и значительные изменения в правовом статусе религиозных образований.

Советский период отношений между государством и религиозными образованиями в Азербайджане характеризовался (как и в целом в СССР) жесткой индифферентностью к нуждам и интересам верующих, периодами гонений на религию и массовых репрессий в отношении служителей культа. До распада СССР права религиозных образований и верующих были существенно ограничены по сравнению с другими организациями. Действовавшее в тот период советское законодательство определяло деятельность религиозных организаций в весьма узких рамках и ставило их под всеобъемлющий контроль государственных органов. Процедура создания религиозных организаций была чрезмерно усложнена. Требование обязательной государственной регистрации для многих религиозных организаций было неосуществимо и привело па практике к появлению двух видов образований: легальных (зарегистрированных) и нелегальных (незарегистрированных). Существовало чрезмерное количество запретительных правовых норм, ставивших вне закона такие элементарные формы религиозной деятельности, как: благотворительность, религиозное обучение, распространение религиозных идеи. Религиозные организации были ограничены в отправлении религиозных обрядов, в имущественных правах.

Законодательством Азербайджанской ССР устанавливалось отделение церкви от государства и школы от церкви. Однако этот принцип отделения религиозных организаций от государства понимался и применялся не в демократическом смысле, а идеологизировали, в смысле полной изоляции религиозных образования, сведения вероисповедания исключительно к внутренним переживаниями и мыслям человека. Формально закрепленная свобода религии сводилась на нет административным диктатом, нормами уголовного законодательства. Так, статья 142 «Использование религиозных суеверий в корыстных целях» Уголовного кодекса Азербайджанской ССР1 устанавливала за совершение обманных действий с целью возбуждения религиозных суеверий среди населения или с целью использования религиозных суеверий для извлечения материальных выгод наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Этой же статьей за «принудительные сборы в пользу мечетей, церквей или других религиозных организаций и групп или отдельных служителей культа, а также понуждение к исполнению религиозных обрядов» устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до двухсот рублей. Очевидно, что, при желании, по этой статье могли осудить любого служителя религии. На момент образования СССР в Азербайджане действовало около 2.000 мечетей, большую часть которых в 1930-е годы большевистские власти разрушили или закрыли в результате антирелигиозной кампании. направленной па искоренение религии в советском обществе. В годы Великой отечественной войны ряд мечетей власти разрешили открыть. Это было обусловлено государственной политикой іого времени, когда была поставлена задача любыми средствами, включая религиозные послабления, мобилизовать советский народ на борьбу с нацистской Германией. Во время нахождения у власти II. Хрущева гонения па религию продолжились. До середины 1980-х годов но всей Азербайджанской ССР официально действовало менее 20 мечетей, из них в Баку - 2 нейтральные мечети и 5 районных мечетей.

Существенная степень насильственной деисламизации азербайджанского общества и последующий резкий распад коммунистической идеологии, интенсификация национализма {в позиіивном смысле) в конце советского периода привели к тому, что интерес азербайджанского общества к исламу стал возрастать по экспоненте.

К 1991 году в Азербайджане действовали 84 религиозных учреждения, включая мечети, некоторые из них действовали нелегально или полулегально.

После образования независимого Азербайджана религия постепенно начала занимать значимое место в обществе. С началом религиозного возрождения активизировалась религиозная и общественно-политическая деятельность доминирующей мусульманской религиозной структуры республики - Духовного управления мусульман Закавказья (ДУМЗ). В лице своего руководителя шейха-уль-ислама Паша-заде ДУМЗ выступал с инициативами по мирному разрешению карабахского конфликта, в частности, в мае 1988 года провел в Ростове-на-Дону перс-говоры с главой Армянской апостольской церкви Вазгепом І. В июне 1989 года Паша-заде был избран делегатом Первого съезда народных депутатов СССР, к работе которого тогда огромное внимание проявлял песь советский народ. Кроме того, Паша-заде счал членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам гласносіи. прав и обращений граждан, был включен в группу по подготовке проекта закона о свободе религии, долгое время входил в правление Советского детского фонда,

В 1992 г. Парламент Азербайджана принял демократический Закон «О свободе вероисповедания» от 20.08.1992 JV» 281. Новый чакон установил развернутые гарантии свободы вероисповедания, были зарегистрированы десятки новых религиозных организаций (образований). Постановлением Милли Меджлиса Азербайджанской Республики «О вступлении в силу Закона Азербайджанской республики "О свободе вероисповедания"» от 20.08.1992 № 282 Кабинету Министров Азербайджанской Республики было поручено привести акты Правительства Азербайджанском Республики в соответствие с указанным законом, а также определить порядок выделения религиозным образованиям культовых зданий и сооружений, другой собственности и земельных участков.

В том же 1992 году Указом Президента Азербайджана здания и сооружения религиозного назначения были переданы из государственной собственности верующим, а религиозное обучение стало свободным.

Системный анализ законодательства Азербайджанской Республики о свободе вероисповедания и государственно-конфессиональных отношениях

Системный анализ правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике будет более эффективным и объективным, если его проводить на основе сравнительно-правового подхода. Представляется целесообразным провести, учитывая расширение и укрепление азербайджанско-российских отношений, сравнительно-правовой анализ Закона Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания» or 20.08.1992 № 281 (в редакции Законов Азербайджанской Республики от 07.06.1996, 05.11.1996. 27.12.1996, 10.10.1997, 23.11.2001, 24.05.2002, 04.06.2002, 03.12.2002, 10.06.2005) и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 № 45-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ)2. Тем более, что настоящее диссертационное исследование выносится на суд российской конституционно-правовой науки. При этом, на наш взгляд, необходимо также проанализировать нормы азербайджанского закона и в сравнении с аналогичными нормами законодательства других стран, не ограничиваясь только Россией.

Учитывая имеющиеся культурные связи Азербайджанской Республики и Российской Федерации, общее историческое прошлое, наличие однотипной (ромапо-гермапской) правовой системы, очевидно, что, в целом, правовое регулирование и практика осуществления государстпенно-конфессиональных отношении имеют некоторые общие черты. 13 профильных специальных законах обеих стран по ряду позиций отражены одинаковые или схожие подходы. Хотя имеются и различия.

Такой сравнительно-правовой анализ целесообразно дать но конкретным позициям, снабдив кратким авторским комментарием .

По существу, нормы российского и азербайджанского законов, указывающие состав законодательства о свободе вероисповедания и дсятельносіи религиозных объединении (образовании), не отличаются друг от друга. Нормы пункта 3 статьи 2 российского закона представляются, на наш взгляд, несколько избыточными, так как закрепляют очевидные вещи, и без того вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, положений международных соглашений, участником которых является Российская Федерация. Нормы части 1 статьи 21. статей 17 и 28, части 4 статьи 15, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации вполне достаточны, чтобы урегулировать вопросы, славшие предметом нормы пункта 3 указанной статьи 2.

Примерно то же замечание касается статьи 31 азербайджанского закона, поскольку вполне исчерпывающими здесь являются нормы пункта II статьи 1, пункта II статьи 148, пункта III сіатьи 8, пункта II статьи 12, пункта 1 статьи 69 Конституции Азербайджанской Республики.

Пункт 2 статьи 2 российского закона обусловлен федеративным устройством Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, в отличие от унитарного устройства Азербайджанской Республики (пункт 1 статьи 7 Конституции Азербайджанской Республики), когда для Азербайджанской Республики нет необходимости урегулировать обсуждаемые вопросы в аспекте федеративных отношений, как это ірсбуется в России.

Процитированные нормы статьи 1 российского закона и статьи 3 азербайджанского закона не слишком различаются по концептуальным замыслам. Российский текст более лаконичен и функционален, азербайджанский представляет собой развернутую декларацию. Принципиальных различий, вытекающих из приведенных норм, между российским и азербайджанским подходами нет.

Конституционно-правовой анализ вектора и динамики развития государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений в Азербайджане

Современные отношения между государством и религиозными образованиями в Азербайджане нельзя назвать беспроблемными. Существует множество сложностей. Гак, сегодня в Азербайджане существует проблема нарушения светского характера государства. Например, в отдаленных азербайджанских селениях, расположенных на границе с Ираном, муллами широко практикуется заключение браков по исламскому закону - шариату, причем браков между несовершеннолетними, зачастую е лицами младше 16 лет. Тогда как в Азербайджане половая близость е лицом, не достигшем 16 лет, является уголовно наказуемым деянием.

Но вместе с тем, необходимо признать, что именно последовательная полигика высшего руководства Азербайджанской Республики, своевременное и оперативное совершенствование законодательства в этой области, основанная па Законе и эффективная правоприменительная практика привели к тому, что очевидны изменения к лучшему: повышается защищенность свободы вероисповедания, связанных с нею прав и законных интересов граждан, снижается активность иностранных экстремистских религиозно-политических организаций, усиливаются гарантии светскости государства, сама религиозная жизнь азербайджанского общества становится более размеренной, существенно менее кон-фликтогенной.

Религиозное возрождение Азербайджана сопровождало и во многом обусловливало формирование1 новой национальной идентичности -как этнокультурной, так и общегражданской. При этом формирование новой национальной идентичности осуществлялось на фоне жесткого столкновения тенденций исламизации и вестернизацни страны. Азербайджан, оставаясь в зоне геополитических интересов России, стал зоной геополитических интересов США, Ирана, стран Персидского залива. Именно это противостояние и обусловило развитие законодательства Азербайджанской Республики в области государственно-конфессиональных отношений с акцентом на укреплении светского государства и противодействии его исламизации, но, вместе с тем, и на сохранении и развитии национальной культуры, традиций народов Азербайджана.

Чтобы показать это, целесообразно провести анализ развития государственно-конфессиональных отношений в Азербайджане в течение последних пятнадцати лет с точки зрения оценки влияния факторов политизации религии. Существенным фактором, повлиявшим на религиозную ситуацию в Азербайджане, явилась прозелитическая экспансия иностранных религиозных организации, прежде всего - исламистских и протестантских.

Во многом ота религиозно-идеологическая экспансия обусловлена ключевым геополитическим положением Азербайджана. По выражению Збигнева Бжезинского, «ключ к Востоку лежит в Азербайджане». Это -единственная страна, имеющая общую границу с Российской Федерацией, Ираном и Турцией; укрепившись на Каспии, можно без особого труда взять под контроль и новые независимые страны Центральной Азии, а там - выход на Южную и Восточную Азию, т.е. под контролем пространство от Турции до Японии.1

Как отмечает исследователь А. Гаджи, вместе со старой политической и идеологической системой, разрушилась и система ценностей, утверждаемая ей. Для вновь созданной и заново строящей государственность республики разрешение идеологической проблемы представляет такую же важность, как и разрешение таких проблем, как экономические и политические. В результате разрушения СССР и кризиса коммунистической идеологии, возникший идеологический плюрализм создал для граждан Азербайджанской Республики благоприятные условия для свободного определения духовных ценностей и реализации своих мировоззренческих убеждений. Этим не замедлили воспользоваться всевозможные иностранные миссионеры, проповедники, религиозные организации. В течение короткого срока после 1991 года в Азербайджане появилось множество религиозных и религиозно-политических образований, религиозных миссионеров, направляемых из-за рубежа. Только к 1996 году в Азербайджан было ввезено религиозной литературы тиражом около 100 тысяч экз., было распространено 175 тысяч экземпляров газет, истрачено на релипюзио-прозелитическую деятельность не менее 15-20 мліт. долларов. Ряд иностранных организации впрямую занимался осуществлением экстремистской деятельности1.

С провозглашением в 1991 году независимости Азербайджан начал налаживать контакты со странами мусульманского мира. Дополнительно к уже имевшимся в то время тесным связям с соседними Ираном и Турцией, были установлены дипломатические отношения с Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, Египтом, Ираком, Сирией, Пакистаном и т.д. Уже 8 декабря 1991 года Азербайджан оказался первой мусульманской республикой бывшего Советского Союза, избранной полноправным членом Организации исламской конференции (ОИК). В политической жизни страны все более заметной становилась роль ислама. Несколько политических партий и общественных организаций, функционировавших а республике с 1990 і-ода, руководствовались в своей деятельности идеологией политического исламизма. Среди них можно упомянуть Исламскую партию Азербайджана (ИПА), Азербайджанскую партию исламского прогресса, а также общественные организации «Свободное духовенство» и «Покаяние». В начале 1990-х в Азербайджане ввіходили, по крайней мере, три газеты мусульманской направленности. И если аполитичное еженедельное издание «Ислам» было официальным органом Управления мусульман Кавказа (бывшее Духовное управление мусульман Закавказья), то газеты «Исламский мир» и «Голос ислама» принадлежали ИПА и служили ее политическим рупором.

Религия и государственная система образования в Азербайджанской Республике

В контексте исследования светскости государства в Азербайджане, государственно-конфессиональных отношений и существующих в этих сферах проблем теоретически и практически важным является вопрос взаимоотношений государства и религиозных конфессий в сфере образования.

Осенью 1997 года в Баку впервые был зафиксирован случай, когда девочка 13 лет пришла в государственную школу в чадре, заявив, что незадолго до того она уверовала в Аллаха и должна теперь одеваться соответствующим образом. Директор школы отказался допустить ее до занятий, мотивировав это тем, что дети в государственной школе должны носить специальную форму и что закрывать учащимся лица в школе специальной одеждой не предусмотрено. Ученица в ответ пообещала совершить самосожжение, если ее заставят снять чадру. Но директор настаивал на своем, заявив, что девочка может обучаться в специальной школе с религиозным уклоном.1 Этот и многие другие факты отражают кранное in, но и и целом проблема получает высокую актуальность.

Как и в России, в Азербайджане уже несколько лет не затихает дискуссия о том, допустимо ли и необходимо ли преподавать ли в средних школах уроки основ религии или религиозной культуры. Этот вопрос стал предметом обсуждения государственных структур, общественных учреждений, ряда СМИ, неоднократно затрагивался в выстунле участников конференций, министра образования Азербайджана и Президента Республики Азербайджан.

Как справедливо указывает И.В. Метлик, изменившиеся социальные условия вызвали процесс расширения и обновления содержания, форм и методов изучения религии в государственной и муниципальной системе образования. Освоение в светской школе знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре как части национальной культуры обусловлено педагогическим принципом культуросо-образности образования, современными требованиями, предъявляемыми к содержанию образования, образовательными запросами существенной части граждан и способствует формированию необходимого уровня компетентности учащихся в области истории, об шест воз на пи я, филологии, искусства, морали, стимулирует воспитание социально ценных качеств личности - гражданственности, патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов страны и мира, коммуникативных навыков, культуры межэтнического и межконфессионалыюго общения, эстетической культуры.1

Сегодня, в условиях становления и развития гражданского общества, потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества. Воспитание - первостепенный приоритет в образовании, важнейшие задачи которого - формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, культуры, самостоятельности, терпимости, способности жить в обществе, добиваться успеха и ориентироваться на рынке труда. Изучение исторических и культурных основ ведущих мировых религий должно формировать представление о религии как важнейшей составляющей мировой культуры, быть основой воспитания межнациональной и межкопфессионалыюй толерантности, способствовать выбору мировоззрения па основе знаний и понимания ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий.

Данный вопрос, как и в России поляризовал общественные группы. Глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллах-шукюр Паша-заде неоднократно высказывался в поддержку идеи введения преподавания в средних школах с соблюдением добровольности выбора преподавания знаний о религии, мотивируя это тем. что дети должны знать культуру, историю и героев ислама, только тогда они поймут сущность этой религии. Его оппоненты утверждают, что учащиеся получают достаточно полное знание об истории религии и основных ценностях мировых религий в курсах «История», «Обществознание», «Литература», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство».

С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться, поскольку содержащиеся в этих курсах гуманитарного блока знания об истории и ценностях мировых религий крайне недостаточны, очень фрагментарны, поверхностны, обрывочны, нередко тенденциозны и подаются в таком контексіе, что ребенок зачастую получает искаженную информацию о религии. Как правило, знания о религии сопровождаются объяснениями ее исключительно с нерелигиозных абстрактно-философских и даже фи-лософско-атеистических позиций, тогда как представление и объяснения различных сторон религиозной культуры либо подаются в урезанном виде, либо вообще отсутствуют. І Іевозможно серьезно обсуждать широкое распространение факультативных религиоведческих курсов. Равным образом, нет оснований для утверждений, что сегодня такие религиоведческие курсы адекватно решают вопрос освоения учащимися знаний о религии. Сегодня основная масса выпускников школ почти ничего не знает о ценностях и религиозной культуре как своего парода, так и других пародов, составляющих азербайджанское общество. Содержание и качество преподаваемых сегодня в государственной школе знании о религии не позволяют реализовать одну из главных задач системы образования - интеграцию учащихся в национальную и мировую культуру.

Согласно пункту 1 статьи 1 «Источник власти» и пункту 1 статьи 2 «Суверенитет народа» Конституции Азербайджанской Республики от 12.11.1995, в Азербайджанской Республике единственным источником государственной власти является народ Азербайджана. Свободно и независимо определять свою судьбу и учреждать свою форму правления является суверенным правом народа Азербайджана. Статья 2 «Основные принципы государственной политики в сфере образования» Закона Азербайджанской Республики «Об образовании» от 07.10.1 992 № 324 устанавливает в качестве одного из важнейших принципов, лежащих в основе образовательной политики государства, общественно-государственный характер образования. Поэтому существующий в Азербайджане социальный запрос на добровольное изучение учащимися школ (с согласия родителей учащихся) основ религии не может быть проигнорирован демократическими властями страны, если они действительно являются демократическими.

Похожие диссертации на Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Азербайджанской Республике