Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Усанова Виктория Александровна

Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации
<
Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Усанова Виктория Александровна. Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : Волгоград, 2003 230 c. РГБ ОД, 61:03-12/1431-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-правовая и философская природа самозащиты 13

1. Самозащита и её сущность в различных областях знаний 13

2. Право человека на самозащиту во внутригосударственном и международном законодательстве: история и современность 32

3. Становление права человека на самозащиту в конституционном и ином отраслевом законодательстве России 53

Глава II. Общая юридическая характеристика права человека на самозащиту 79

1. Понятие и признаки конституционного права человека на самозащиту 79

2. Функции и принципы права человека на самозащиту 104

3. Место права человека на самозащиту в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина 119

Глава III. Механизм осуществления конституционного права человека на самозащиту в современной России 132

1. Понятие и элементы механизма осуществления конституционного права человека на самозащиту 132

2. Основные формы, способы и эффективность осуществления права человека на самозащиту 150

Заключение 198

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Современные демократические реформы в России во многом связаны с изменением положения человека в обществе, его взаимосвязи с государством. В отличие от советской административно-командной системы, где были первичны интересы государства и общества, теперь иерархия ценностей иная: гражданин - общество - государство. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита вменены в обязанность государства. Вместе с тем, в новых условиях возрастает и роль самого человека в деле обеспечения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Как известно, перед Россией в настоящее время стоит цель формирования правового государства. Одним из условий её достижения является создание эффективной системы защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Не случайно на первом плане оказались проблемы гарантий прав и свобод. Во многих случаях государство в состоянии своими силами, при помощи компетентных органов выполнить данную задачу. Однако, часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причём, эти действия зачастую являются весьма результативными.

Создание подлинно демократического государства невозможно без должного правового регулирования отношений, возникающих в обществе в ходе реализации человеком его неотъемлемого права на самозащиту, т.е. права индивида своими силами и правомерными средствами защищать свои права, свободы и законные интересы. Значение права на самозащиту для человека, да и для общества, исключительно высоко, поскольку с его реализацией непосредственно связана личная и имущественная безопасность каждого. Анализ понятия самозащиты, законодательного регулирования условий и порядка её осуществления, гарантий реализации представляет собой одну из важных задач юриспруденции. В пользу этого говорит относительная новизна данного феномена для отечественной теории и практики.

Примечательно, что в России право индивида на самозащиту не подвергалось целенаправленному нормативно-правовому регулированию. До конца XX века оно осуществлялось опосредованно и регламентировалось частично через необходимую оборону от противоправных действий в момент их совершения (соответственно уголовным и административным законодательством), через право на объединение, право на собрания, право на обращения (жалобы), право на забастовки. Данные вопросы регулировались одновременно конституционным, административным, трудовым и др. законодательством.

Необходимость комплексного изучения самозащиты заключается также в том, что лишь с началом демократических реформ она впервые в России признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14) было закреплено право на самозащиту гражданских прав, в 2001 г. в Трудовом кодексе (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Таким образом, в России начинает формироваться законодательство, регламентирующее правоотношения по самостоятельной защите человеком своих прав и свобод. Это также обусловливает необходимость обстоятельного исследования, выявления закономерностей данных правоотношений.

Степень разработанности темы

Тематика правового положения личности в обществе была и остаётся одной из центральных в отечественной юриспруденции. Исследование понятия прав человека, механизма их реализации, гарантий обеспечения и защиты, а также исследование отдельных прав и свобод человека на общетеоретическом и отраслевом уровнях осуществляли многие учёные-юристы: С.А. Авакьян, Е.А. Аграновская, С.С. Алексеев, Ю.Н. Алистратов, В.К. Бабаев, A.M. Байков, Д.А. Балтага, В.М. Баранов, П.П. Баранов, Н.А. Богданова, В.В. Бойцова, В.В. Болтова, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Ю.И. Гревцов, В.Е. Гулиев, Ю.А. Дмитриев, В.М. Жуйков, Т.Д. Зражевская, В.Н. Карташов, Д.А. Керимов, Е.П. Кливер, И.А. Климов, В.Т. Ковалёв, В.В. Копейчиков, Л.О. Красавчикова, В.Н. Кудрявцев, В.М. Курицын, В.А. Кучинский, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашёва, Н.С. Малеин, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, Р.А. Мюллерсон, Т.Н. Радько, Л.П. Рассказов, И.В. Ростовщиков, Ф.М. Рудинский, Ю.И. Скуратов, В.А. Смирнов, В.И. Сперанский, Л.И. Спиридонов, А.В. Стремоухов, М.С. Строгович, И.Е. Тарханов, Л.Б. Тиунова, К.Б. Толкачёв, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, Б.С. Эб-зеев, Л.С. Явич и др.

Помимо трудов вышеназванных авторов для формулирования собственных научных положений и выводов диссертант также опирался на фундаментальные труды известных учёных-юристов, которые разрабатывали проблемы необходимой обороны и крайней необходимости: В.Н. Винокурова, С.А. Дома-хина, В.Ф. Кириченко, СВ. Пархоменко, Н.С. Таганцева, И.С. Тишкевича, В.И. Ткаченко, Т.Г. Шевгулидзе, М.И. Якубовича и др.

За последние годы в юридической науке отмечается всё большая активизация исследования проблематики прав и свобод личности в условиях формирования в России правового государства и гражданского общества. Значительное внимание уделяется углубленному изучению отдельных конституционных прав и свобод. Так, защищены диссертации, посвященные праву на жизнь, свободе совести, свободе передвижения и выбора места жительства, праву на благоприятную окружающую среду, праву на свободу от пыток и антигуманного обращения, праву на личную неприкосновенность, избирательным правам, праву на образование, праву на юридическую помощь и др. Надо отметить, что многие авторы продуктивно использовали соответствующие научные разработки советского периода, хотя, разумеется, изучаемые ими права и свободы личности уже осмысливаются с современных демократических позиций.

Что касается права на самозащиту, то оно, как самостоятельное право личности, в советской юриспруденции не подвергалось монографическому исследованию. Из новых же исследований в рамках обозначенной темы можно выделить монографию П.П. Глущенко, который сосредоточил основное внимание на социально-правовых способах самозащиты; кандидатскую диссертацию А. В. Куделина, посвященную проблемам самозащиты .гражданских прав в Англии и США; кандидатскую диссертацию Э.Л. Страунинга, где рассматриваются вопросы самозащиты гражданских прав. Вместе с тем многие общетеоретические и конституционные аспекты данного права человека ещё не подвергались рассмотрению.

Автор настоящей работы стремился дать расширенный концептуальный анализ конституционного права человека на самозащиту и механизма его реализации. Тем самым делается попытка восполнить определённый пробел в имеющихся исследованиях по тем или иным основным правам и свободам личности.

Поскольку указанное право человека, в первую очередь, выступает в виде основного - особое внимание в диссертации уделяется конституционному законодательству. Между тем, право человека на самозащиту является также и межотраслевым правовым институтом. Соответственно невозможно было обойти вниманием нормы других отраслей права (гражданского, трудового, административного, уголовного и др.), касающиеся вопросов самозащиты человеком своих прав, свобод, законных интересов.

Объектом исследования выступает конституционное право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (право человека на самозащиту).

Предметом исследования являются конституционная и иная отраслевая нормативно-правовая регламентация права каждого на самозащиту, а также социально-юридический механизм осуществления данного права в период формирования в России правового государства и гражданского общества.

Цель исследования определилась актуальными потребностями изучения прав и свобод личности, признанных в России на уровне высоких международно-правовых стандартов. Целью выступает всесторонний научный анализ конституционного права человека на самозащиту, выявление способов и форм его реализации, разработка рекомендаций по эффективной самозащите человеком прав, свобод и законных интересов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить социальную и юридическую природу самозащиты;

- проанализировать право на самозащиту в историческом развитии, включая процессы закрепления в международном и отечественном законодательстве;

- определить понятие и содержание права человека на самозащиту, его принципы, функции и цели;

- установить место права на самозащиту в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- показать особенности самозащиты как правового института;

- раскрыть специфику реализации права человека на самозащиту, включая механизм его гарантий;

- проанализировать способы и формы реализации права каждого на самозащиту согласно действующему российскому законодательству;

- наметить пути повышения эффективности осуществления права человека на самозащиту.

Методологическую основу диссертации составили гуманистические философские и этические учения, прогрессивные правовые концепции прошлого и современности. В качестве основного и исходного использовался диалектический метод познания.

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач были использованы основные общенаучные и частнонаучные .методы: формальнологический, системный, дедуктивный, индуктивный, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и др. Применение различных методов и научных достижений в их сочетании позволило осмыслить и исследовать предмет диссертации в разнообразных ракурсах и деталях, что, в конечном счете, позволило достичь обозначенной цели.

Теоретическую и эмпирическую базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных учёных различных направлений и школ, международно-правовые акты, внутригосударственное конституционное и иное от раслевое законодательство России и других государств. Кроме того, автор опирался на фактический материал, который нашёл своё отражение в докладах Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, в средствах массовой информации, Интернете.

Научно-теоретический, нормативно-правовой, социологический материал в совокупности стал той информационной базой, которая способствовала достижению научной обоснованности и достоверности формулируемых в диссертации положений и выводов.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что это первое в отечественной юриспруденции комплексное исследование с историко-правовых, общетеоретических и прежде всего конституционно-правовых позиций права человека на самозащиту, которое в качестве естественного и неотчуждаемого в современной России получило конституционное закрепление.

В работе осуществляется анализ понятия «самозащита» в разных отраслях знания. Исследуется процесс становления правовой регламентации права каждого на самозащиту в международном праве, российском и зарубежном конституционном законодательстве.

На основе международно-правовых актов и российского конституционного законодательства уточняется понятие и содержание права человека на самозащиту, анализируется механизм реализации, система его обеспечения и охраны в период формирования в России правового государства и гражданского общества. Особый акцент делается на то, что рассматриваемое субъективное право само по себе выступает важной гарантией реализации других прав и свобод человека и гражданина.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Право на самозащиту является естественным и неотъемлемым правом каждого человека, что предполагает его нормативно-правовую регламентацию в одном ряду с фундаментальными правами и свободами личности, закреплёнными во всех международных документах о правах человека.

2. Во второй половине XX века право человека на самозащиту стало получать адекватное нормативно-правовое регулирование на международном и внутригосударственном уровнях. В свою очередь, непосредственно формы и способы самозащиты имеют относительно более длительную историю правовой регламентации в законодательстве России, а также зарубежных стран.

3. Основой правового регулирования и определения понятия право человека на самозащиту в России является ч. 2 ст. 45 Конституции РФ. Анализ отечественного законодательства свидетельствует о том, что в нём «право на самозащиту», «самозащита» как таковые раскрываются и конкретизируются не в полной мере. Значение и функции права человека на самозащиту требуют, чтобы в отраслевом законодательстве уделялось данному вопросу больше внимания.

4. В отечественной правовой теории не сформировался единый подход к понятию и содержанию права человека на самозащиту. В частности, право каждого самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом не тождественно понятию необходимая оборона. Право на самозащиту относится к системе гражданских (личных) прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть определено как естественная, неотъемлемая, основная, юридически закреплённая и гарантированная возможность каждого человека, обеспечивающая осуществление индивидуальной деятельности по обоснованному и законному предупреждению и пресечению нарушений его прав, свобод и законных интересов, включая физическое сопротивление нарушителю.

5. Право человека на самозащиту может рассматриваться в качестве комплексного правового института, нормы которого содержатся в конституционном и иных отраслях права. Между тем, правовой институт самозащиты относится преимущественно к конституционным средствам защиты прав, свобод и обязанностей человека. Все правовые нормы данного института, так или иначе, направлены на предупреждение и пресечение посягательств на личность, её права, свободы и законные интересы, а также на восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов при наличии такой возможности.

6. Механизм реализации права человека на самозащиту представляет собой соответствующее поведение человека в целях защиты своих прав, свобод и законных интересов в сочетании с гарантиями его осуществления. Право на самозащиту, как и все иные права человека, обеспечивается системой политических, экономических, духовных и специальных юридических гарантий.

Обеспечение права на самозащиту должно, в первую очередь, выражаться в его соблюдении и недопущении незаконных ограничений и нарушений.

7. Право человека на самозащиту может быть реализовано в индивидуальной и коллективной формах. Оно осуществляется путём собственно правовых и прямо не регулируемых законом способов и средств. В качестве ведущих конституционно-правовых способов реализации права человека на самозащиту может выступать использование таких основных прав человека, как: право на обращение (жалобу), право на объединение, право на собрания и мирные публичные мероприятия, свобода передвижения и выбора места жительства, право покидать страну, право на забастовку, право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Отраслевое законодательство современной России предусматривает свой собственный набор правовых способов и средств реализации права на самозащиту.

Средства самозащиты - это конкретные инструменты (орудия, предметы, приспособления), которые могут быть применены человеком для индивидуальной защиты своих прав, свобод и законных интересов. Использование такого рода средств должно отвечать принципам законности и обоснованности.

8. При самостоятельной защите своих прав, свобод и законных интересов человек или группа лиц могут защищать не только непосредственно свои права и свободы, но и других лиц. Как правило, это возможно при использовании публично-правовых способов самозащиты.

9. Основной причиной отказа от использования или неэффективного использования права человека на самозащиту в России на современном этапе яв ляется недостаточная юридическая грамотность и правовая пассивность населения. Способствовать повышению эффективности реализации права человека на самозащиту могут меры, направленные на повышение правовой культуры, правового воспитания человека, в том числе лиц, представляющих административный аппарат (государственных и муниципальных служащих).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ряд содержащихся в ней положений и выводов в той или иной степени развивают общетеоретические и конституционно-правовые знания в области правового положения личности. Прежде всего, это касается сущности и содержания прав и свобод, их нормативно-правовой регламентации, механизма осуществления, системы гарантий и др. Одновременно материалы диссертации могут способствовать углублению научных разработок по вопросам взаимоотношений личности и государства в рамках фундаментальных проблем демократии, правового государства, законности, реализации права и др.

Положения диссертации, теоретические конструкции и выводы могут иметь методологическое значение для дальнейших исследований проблем самозащиты прав, свобод и законных интересов, а также при изучении иных конституционных и отраслевых прав и свобод личности.

Практическая значимость исследования в широком плане видится в том, что её положения и выводы направлены на решение важнейших задач развития прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России правовой государственности.

Результаты исследования могут быть полезны в деле совершенствования правовых норм, регламентирующих право человека на самозащиту, в упрочении гарантий прав и свобод человека, а также будут способствовать повышению правовой культуры и правосознания граждан и иных лиц в вопросах самостоятельной защиты их прав, свобод и законных интересов.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания теории государства и права, конституционного права РФ, административ ного права и специальных курсов по обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.

Результаты исследования могут быть учтены государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также общественными объединениями при проведении мероприятий, направленных на совершенствование механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В процессе исследования выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию механизма реализации конституционного права человека на самозащиту и повышению её эффективности.

Апробация результатов исследования.

По теме диссертации опубликовано шесть работ. Основные положения, содержащиеся в исследовании, докладывались в виде научных сообщений на конференциях и семинарах, а также на заседаниях кафедры теории и истории государства и права и кафедры конституционного и административного права Волгоградской академии государственной службы.

Ряд положений и выводов исследования используется в процессе преподавания в академии учебных курсов «Теория государства, и права» и «Конституционное право РФ».

Автор принимал участие в пяти научно-практических конференциях и семинарах регионального и общероссийского уровня: «Юридическая ответственность» (Волгоград, 2000 г.), «Право и юриспруденция» (Волгоград, 2000 г.), «Права беженцев и перемещённых лиц и их обеспечение по международному гуманитарному праву» (Волгоград, 2000 г.), «Правовая культура на рубеже столетий» (Волгоград, 2001 г.), «Права человека» (Волгоград, 2002 г.).

Структура диссертации.

Проведённое исследование состоит из введения, трёх глав, которые включают в себя восемь параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых, научных и иных источников.

Самозащита и её сущность в различных областях знаний

Право на самозащиту - одно из древнейших правовых институтов. Ещё среди юристов и философов античного мира сложилось представление о вечности этого права, корни которого они, также как и мы сегодня, искали в естественных и неотъемлемых правах человека. Право на самозащиту многими философами древности признавалось в форме необходимой обороны, т.е. с возможностью нанесения вреда нападающему, вплоть до причинения смерти.

Эту мысль красноречиво выразил Цицерон в своей речи по делу Милона. «В известных случаях имеется законное основание для убийства, - говорил он, -а таких случаев много, и в одном из них убийство не только законно, но даже необходимо, а именно в случае, когда силой оказывают сопротивление насилию ... существует вот какой не неписанныи, но естественный закон, который мы не заучили, не получили по наследству, не вычитали, но взяли из самой природы, из неё почерпнули, из неё извлекли; он не приобретён, а прирождён; мы не обучены ему, а им проникнуты: если нашей жизни угрожают какие-либо козни, насилие, оружие разбойников или недругов, то всякий способ самозащиты оправдан. Ибо молчат законы среди лязга оружия и не велят себя ждать, если тому, кто захочет ожидать их помощи, придётся пострадать от беззакония раньше, чем покарать по закону»1.

Эпикур высказывал мысль, впоследствии развитую Гоббсом, а за ним и многими другими о том, что естественное право « не терпеть друг от друга ущерба» утверждается везде, где принято взаимное обязательство не вредить другим и не терпеть вреда. Только вследствие взаимности выходит так, что защищая себя от других, мы защищаем других от себя .

Платон также оговаривает возможность и необходимость самозащиты: «Ежели ты доподлинно муж, то не станешь терпеть страдание, переносить несправедливость - это дело раба... который терпит несправедливости и поношения потому, что не в силах защитить ни себя самого, ни того, кто ему дорог»3. В трактате «Законы» он разъясняет данную мысль уже применительно к конкретному случаю: «если же брат убьет брата во время стычки при междоусобице или при обстоятельствах, подобных этим, причём он будет лишь обороняться от зачинщика схватки, то он считается чистым от вины так же, как если бы он убил неприятеля. То же самое, если при подобных обстоятельствах гражданин убьет гражданина или чужеземец чужеземца. Если гражданин, обороняясь, убьет чужеземца или чужеземец - гражданина, то, согласно тому же правилу, он считается невиновным. То же самое, если раб убьет раба»4. Однако, согласно Платону, правом на самозащиту обладали только свободные. Рабы не имели права защищать себя, своих близких. Если они причиняли смерть при самообороне, то это должно было наказываться смертью.

О естественном праве самозащиты говорили также средневековые юристы Кларус, Домгудер, Матиюс. Они, не разграничивая самозащиту и самооборону, обосновывали право обороны на священном писании и видели в его осуществлении религиозную обязанность. Её неисполнение являлось грехом против бога и преступлением против себя самого и государства. Ту же мысль проводили и представители естественного права Гуго Гроций и Пуффендорф.

Выдающийся английский мыслитель XVII в. Д. Локк выступал с обоснованием "доктрины законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти"1. Сопротивление угнетению рассматривалось как способ самозащиты от неугодной политической власти. Это утверждали и Т. Джефферсон в написанной им Декларации независимости Соединённых Штатов Америки (1777 г.) и Жан-Жак Руссо2.

"Сопротивление угнетению есть одно из прав человека". Так закреплено во второй статье французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Различают три вида угнетения3. Первый исходит от законодателя: "Угнетение возникает в случаях, когда закон попирает неотъемлемые гражданские и политические права". Второй вид исходит от должностных лиц: "Угнетение возникает всякий раз, когда закон нарушается государственными должностными лицами при его применении к индивидуальным случаям". Третий совершается действиями любого индивида: "Угнетение вследствие произвольных действий, нарушающих права граждан вопреки требованиям закона". Современный французский юрист Ф. Люшер отмечает, что сопротивление угнетению иными средствами, чем те, которые предусмотрены законом, включая и право на восстание, допускается лишь в том случае, если законные способы упразднены самим правительством, которое таким образом как бы оптом нарушает все права народа . В таком случае восстание - это последний аргумент (ультиматум). Таким образом, можно говорить, что французское право на "сопротивление угнетению", изложенное в статье 2 Французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. соответствует современному субъективному праву человека на самозащиту. Между тем, Люшер ограничивает право на сопротивление угнетению только двумя законными способами: "любой закон может быть обжалован в Конституционный совет, а любой управленческий акт - в судебные органы".

Право на самозащиту действительно достаточно часто в мировой философии отождествлялось с правом на сопротивление. Например, Виктор Гюго отмечал, патетически восклицая, что всеобщее избирательное право уничтожило право на восстание. Восстание - это не правовая процедура, а совершающийся факт; но из факта восстания судья обязан извлекать правовые последствия: нужно ли судить повстанцев на том основании, что они лишь использовали своё право на сопротивление угнетению?3

Представители договорной теории происхождения государства и права (Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Фихте, Грольман и др.) отмечают, что если в силу противозаконного нападения лицо оказывается в таком положении, от которого его должно охранять как раз вступление в государственный союз, то ему должна быть вновь возвращена свобода действий в отношении запрета нанесения ущерба, от которой он отказался для того, чтобы обменять её на защиту со стороны государства. Представителями данной теории самозащита допускается при нападении с правом причинения вреда нападающему .

Право человека на самозащиту во внутригосударственном и международном законодательстве: история и современность

Зарождение, формирование и развитие права на самозащиту в законодательстве начиналось с закрепления права защищаться от преступного посягательства, т.е. фактически с закрепления права на необходимую оборону. Как отмечает Д.М. Чечот, исторический опыт свидетельствует, что первоначальными формами защиты субъективных прав были своеобразные «общественные»

формы: самопомощь и третейские суды, на смену которым постепенно пришли государственно-правовые формы защиты.

Первые правовые акты Древнего Востока свидетельствуют о том, что в данном регионе право на самозащиту человека было фактически запрещено, следовало надеяться на покровительство власти и полностью «склонять перед ней голову». «Поучения древнешумерского мудреца Шуруппака» датируются XXV в. до н.э. состояли из житейских и практических советов, а также содержал поучения философского характера. Ст. 210 указывает: «геройство и обладание - защита Сутей княжества. Перед геройством ты склонишь голову. Власть имеющему подчинишься. Дитя моё, тогда и перед злым человеком ты устоишь»2. Пафос данного произведения свидетельствует о смиренности обыкновенных людей с жизнью и властью, не сопротивлению ей и тогда власть обеспечит их безопасность.

В «Завещании Хаттусилиса I»3, из которого подчерпываются правовые представления хеттов 1600-1590 гг. до н.э., устанавливалось требование не противиться любым решениям царя, сановника, хозяина под угрозой смертельного наказания.

Правовые представления Древней Палестины нашли своё выражение в Библии. Особенность данного документа в том, что он разрешает человеку защищать себя и свои права. Ст. 1 главы 22 Ветхого Завета (Вторая книга Моисея. Исход) закрепляет право самому защищать своё имущество от вора «если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрёт, то кровь не вменится ему»4.

В пятой книге Моисея, главе 19 ст. 1 устанавливается такой способ самозащиты от мести за неосторожное причинение смерти как бегство в один из других городов, чтобы остаться живым.

Законы Ману (ст. 349, 350, 351), составленные около 1200-900 гг. до н.э. в Древней Индии одной из жреческих школ, содержали указание, согласно которому "убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха. Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу, - [даже] гуру, ребёнка, престарелого или брахмана, весьма учёного в Веде. Убийство убийцы - открытое или тайное - никогда не является для убивающего грехом; в этом случае бешенство нападает на бешенство"1.

О праве обороны указывалось и в таких древних законах, как Законы Дракона (Греция, 621 г. до н.э.), Законы XII таблиц (Рим, 451/450 г. до н.э.), в Эврейских законах4 (около 400 г. до н.э.).

В Законах XII таблиц самозащита затрагивалась применительно к охране личного имущества, где в частности в п. 12 Таблицы VIII говорилось о том, что убийство считалось правомерным, если «... совершивший в ночное время кражу убит на месте»5. Обороняющемуся разрешалось убить ночного вора, а также дневного, если он оказывает вооружённое сопротивление. Однако Законы XII таблиц запрещали убивать дневного вора, если он «не защищался оружием». Не мог быть убит и тот вор, который приносил с собой оружие, но не пользовался им и не сопротивлялся; если же он оказывал сопротивление, то «... пусть потерпевший кричит, чтобы его услышали и сбежались на помощь»6.

Право на самозащиту признавали и в Древнем Риме: «правомерному владельцу для защиты владения, которое он беспорочно имел, позволено отражать насилие в границах осторожной охраны»1. Развитое римское право проводило различие между "самопомощью" и "самоуправством". И если самозащита (т.е. самоуправное отражение недозволенного вторжения, направленного на изменение существующих фактических отношений) была дозволена в любом слу-чае, то самоуправство было запрещено .

В период установления феодальной зависимости весьма распространённым явлением в Европе было подписание грамот, согласно которым человек отказывался от естественного права на самозащиту, признавая, себя беспомощным и поступая под покровительство определённого господина. «Всем должно быть известно, насколько мало я имею средств, чтобы питать и одевать себя, поэтому я обратился с просьбой к вашему благочестию, и вам угодно было решить, чтобы я передал себя и коммендировался под ваше покровительство; ... я же пожизненно должен буду служить вам на положении свободного человека, и воздавать вам послушание и не буду иметь права уходить при своей жизни из-под вашей власти и покровительства, но буду должен пребывать в течение всех дней своей жизни под вашей властью и защитой»3.

В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое «кулачное право», санкционирующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд, но, уже начиная с XI века, начинается процесс по ограничению «кулачного права». Формально «кулачное право» было отменено в 1496 году постановлением о «вечном земском мире».

Нормативным актом, относящимся к периоду феодализма, содержащим вполне конкретную сформулированную норму о праве на самозащиту в форме необходимой обороны, был Закон Винодольский 1288 г., включающий в себя хорватские законы. Он предусматривал случаи обороны при защите в собственном доме, на собственной земле ночью от причиняющегося вред. Если «... не буду в состоянии поймать его живого или же не знаю его и не имею средства жаловаться на него и поэтому убью его, зато не подлежу я никакому осуждению и никто не может восставать против меня или угрожать мне судом» . Таким образом, предусматривалось, как минимум два способа самозащиты: необходимая оборона с правом причинения смерти нападающему и право на жалобу на незаконные действия.

Великая хартия вольностей 1215 года в ст. 61 закрепляла право на самозащиту в форме права восстания: «о гарантиях королевских обещаний путём избрания особой наблюдательной группы из 25 баронов, имеющих право представления Королю о замеченных нарушениях и право восстания «с общиной всей земли» и захвата владений Короля, если он упорствует в нарушениях мира и вольностей, дарованных и утверждённых»2. Из данного положения вытекает, что правом восстания имели право воспользоваться только ограниченное количество лиц (25 баронов), входящих в совет.

Упоминание о самозащите против насилия встречается и в Законнике Сербского короля южных славян благоверного Стефана Душана (1349-1354 гг. н.э.). В частности, в «Положении об убийстве» Законника сказано: «и где откроется убийство, тот, который начал драку, да будет виноват, если и будет убит»3.

Понятие и признаки конституционного права человека на самозащиту

Термин "самозащита" был введён в отечественное законодательство Гражданским кодексом РФ 1994 г. Сам Кодекс не даёт определения данного понятия. Правовой основой включения данной категории в гражданское законодательство стала ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где указывается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. И хотя, Конституция не содержит понятия "право человека на самозащиту", наука конституционного права использует его в последнее время достаточно широко как тождественное содержанию ч. 2 ст. 45 Конституции.

Конституция РФ (ч.1 ст. 45) определяет, что "государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются". Во второй части данной статьи закреплено, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом". Согласно данной формулировке, для государства защита прав и свобод человека - это обязанность, что также подтверждено в ст. 2 Конституции РФ, для человека же -это право, т. е. возможность, которую он использует или нет по своему усмотрению.

Государственная защита прав и свобод - это деятельность управомочен-ных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод1. Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация в целом, так и все входящие в неё субъекты, органы федеральной и региональной государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, Президент РФ и др. субъекты) и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они действуют в рамках своих полномочий присущими им методами. Но пока достаточно часто возникают ситуации, когда, власть не может сама защитить1. К тому же человек достаточно часто вынужден защищаться от самой власти, а точнее от незаконных действий государственных и муниципальных органов.

Кроме того, сам человек должен соотносить осуществляемые им права и свободы с правами и свободами других лиц. Иными словами, каждому предоставлена свобода выбора путей и способов осуществления своих групповых и индивидуальных интересов в определённых границах имеющейся свободы. Иные правила привели бы к столкновению интересов и конфликтам. Отсюда стоит задача защиты прав, свобод и законных интересов личности не только от властей, но и от других физических лиц - граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц.

Государство объективно не в состоянии предвидеть и предотвратить каждое отдельное правонарушение, неправомерное поведение. Оно не может даже ставить своей задачей охранение каждого индивидуума, его прав и свобод в каждый момент его жизни. Поэтому демократическая власть заинтересована и поощряет активный характер соответствующей деятельности частных лиц , что и образует право на самозащиту.

Содержание текста ст. 45 Конституции РФ даёт основание полагать, что конституционное законодательство предусматривает две формы защиты прав в зависимости от субъекта: государственная (судебная и административная) и собственно самозащита. Однако нельзя исключать ещё одну форму - общественную (правозащитные организации, органы местного самоуправления и их должностные лица, Уполномоченный по правам человека). Тем более, что на это обращено внимание в специальной литературе1.

Право человека, закреплённое в части второй статья 45 Конституции РФ, явление новое для российского конституционного законодательства. Именно поэтому нет единого мнения относительно понятия «право человека на самозащиту» в теории права и конституционном праве России. Однако следует отметить, что в юридическом научном и литературном обиходе достаточно давно применяются такие термины как «самозащита гражданских прав», «правовая самооборона», «необходимая оборона», «правовая защита». Термин "самозащита" как конституционное право стал употребляться в учебной и научной литературе только с середины 90-х гг. XX в. И всё же, в комплексном, общетеоретическом аспекте право на самозащиту оказалось формально неопределённым.

Изначально, до закрепления в Гражданском кодексе РФ 1994 года, понятие "самозащита", «право на самозащиту» использовалось в науке уголовного права как тождественное "необходимой обороне" . Однако следует отметить, что это не одно и тоже. Необходимая оборона - частный случай самозащиты, так сказать, её крайнее проявление, защитная реакция исключительно на преступное поведение. Право на самозащиту может быть использовано не только в результате преступного посягательства, но даже тогда, когда правонарушения ещё нет, а имеется только угроза нарушения прав и свобод личности. Таким образом, необходимая оборона - это самозащита человеком прав и свобод от преступного посягательства, т.е. от общественно опасного, противоправного, виновного деяния, предусмотренного российским уголовным законодательством.

В юридической литературе также встречаются термины «самооборона» и «правовая самооборона». Под данными категориями понимается «право самостоятельно, индивидуально или коллективно защищать свои права свободы, права и интересы правомерными средствами, способами и методами либо такими, которые не запрещены действующим международным и национальным законодательством»1. В правовую самооборону П.П. Глущенко включает беспокойство лица о сохранности своих ценностей морального и материального характера. Как нам кажется, такое содержание более подходит понятию «самозащита», так как «оборона» подразумевает «действия, применяемые с целью сорвать или отразить наступление, удержать свои позиции и подготовить пере-ход к наступлению» . Самооборона применяется в случае, когда права и свободы человека уже нарушены и требуются меры по их восстановлению. Термин «самооборона» по значению более подходит понятию «необходимая оборона».

Некоторые учёные отождествляют содержание ч. 2 ст. 45 Конституции РФ с понятием «право на сопротивление», выделяя одним из его способов са-мозащиту гражданином нарушенных прав и свобод . Право на сопротивление оценивается как важное средство проявления общественно-политической активности человека, его заинтересованности в общественных делах и законной защиты своих прав и свобод. Следует отметить, что в данном случае не уместен термин «право на сопротивление», так как содержание ч. 2 ст. 45 Конституции РФ несколько шире лингвистического смысла понятия «сопротивление». «Сопротивление», «сопротивляться» значит противодействовать натиску, нападению, воздействию кого-то или чего-то . В данном случае, содержание «права на сопротивление» более подходит понятию «самооборона» и входит составной частью в понятие «право человека на самозащиту».

Понятие и элементы механизма осуществления конституционного права человека на самозащиту

Проблема осуществления конституционного права человека на самозащиту имеет исключительно большое теоретическое и практическое значение. С позиции теории данная проблема как бы замыкает круг вопросов, связанных с научным исследованием вопросов гарантирования прав и свобод личности. Политико-правовое значение реализации права на самозащиту состоит в том, что оно способствует материализации или созданию условий для материализации других субъективных прав человека и гражданина.

Проблеме осуществления правовых норм, субъективных прав, механизму их действия в юридической литературе уделено значительное внимание. Однако многообразие прав человека, изменчивость общественной жизни, особенности и проблемы их реализации оставляют место для дальнейшего изучения и практического решения спорных вопросов. В частности, механизм осуществления такого права человека как право на самозащиту в конституционном праве России и в теории права не изучался.

Прежде чем рассматривать особенности поведения человека при реализации субъективного права на самозащиту необходимо проанализировать такие смежные явления, как «осуществление прав», «реализация прав», «обеспечение прав» и «правовая защита».

Понятийный ряд категории " осуществление права" в своё время был выведен А. М. Васильевым1. Он указывает, что "осуществление прав" - это основные условия и способы перевода нормативно-правовых моделей поведения в фактическое, реальное поведение людей. Л.С. Явич и В.А. Тархов под осуществлением прав понимают проведение их в жизнь путём превращения в действительность возможности и необходимости определённого поведения человека, в т.ч. и как стороны правоотношения1. И.В. Ростовщиков под осуществлением субъективного права подразумевает "его материализацию, фактическое получение человеком того блага, которое составляет содержание данного права и ради которого человек счёл нужным его использовать"2. А.В. Стремоухов предлагает следующее определение исследуемого явления: "осуществление прав человека - это механизм общества по претворению их в жизнь через обеспечение, реализацию и правовую защиту".

Термин "реализация права" может употребляться в широком смысле как общесоциологический термин и в узком - как юридический. Реализация прав человека - это процесс их материализации, в ходе которого происходит получение каждым того блага, которое составляет содержание конкретного субъективного права. В данном смысле понятие «реализация права» тождественно понятию «осуществление права».

В теории права и прав человека принято разделять «реализация права» и «реализация прав человека»4. По характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права5: 1) соблюдение - воздержание от поступков, запрещённых действующим правом; 2) исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания; 3) использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению; 4) применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

В отличие от реализации правовых норм реализация прав и свобод личности связана только с определённым видом правовых норм - управомачивающих. Именно управомачивающие нормы предоставляют обладателю прав и свобод возможность свободного выбора в вопросе их использования. Личность самостоятельно принимает решение о том, когда, как, какими конкретно путями и средствами из нормативно предусмотренных реализовывать своё право или свободу и нужна ли реализация вообще . Право на самозащиту, как субъективное право, осуществляется только путём реализации управомачивающих правовых норм, посредством их использования.

Многообразие подходов к определению понятий «реализация прав» и «осуществление прав» можно объяснить разными критериями, которые берутся специалистами за основу. Однако, при всей неоднозначности данного вопроса, видится необходимым рассматривать понятия «реализация» и «осуществление» как тождественные. Идентичность данных категорий объясняется, во-первых, единством целенаправленности процессов «осуществления» и «реализации»; во-вторых, их этимологическим тождеством. СИ. Ожегов и Н.Ю. Шведова отмечают: «Реализовать - осуществить, исполнить» , и наоборот «осуществить -привести в исполнение, воплотить в действительность»3.

Таким образом, реализация (осуществление) прав человека - это регламентированный нормами права демократический по своему содержанию и формам осуществления процесс, обеспечивающий каждому материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств.

Реализация прав и свобод человека сложный процесс, состоящий из определённых стадий.

В специальной литературе принято выделять три стадии осуществления прав человека: первая стадия общего состояния права, его провозглашения и закрепления в законе; вторая стадия - стадия обладания правом; и третья стадия - стадия непосредственного пользования. Однако необходимо учитывать, что вопрос о стадиях реализации прав и свобод не имеет однозначного реше-ния . Так, с точки зрения Б.Е. Гулиева и Ф.М. Рудинского в процессе реализации имеет место стадия возникновения и существования права, стадия готовности к реализации, стадия непосредственной реализации3.

Возникновение и существование права на самозащиту как стадия процесса его реализации начинается с рождения человека, поскольку данное право является естественным правом человека. Поэтому право на самозащиту принадлежит всем: детям, взрослым, дееспособным и недееспособным физическим лицам. Но поскольку самозащита - это в первую очередь юридический процесс, правового, правомерного поведения, то непосредственно реализовывать его могут только дееспособные лица. Это не значит, что лица не являющиеся дееспособными в силу возрастных или медицинских критериев, не имеют право на самозащиту. У данной категории лиц существует такая правовая возможность, но непосредственно её реализовывать будут их представители: родители, опекуны, попечители, адвокаты и т.п.

Похожие диссертации на Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации