Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Сидоренков Андрей Иванович

Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России
<
Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сидоренков Андрей Иванович. Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2004 173 c. РГБ ОД, 61:04-12/1275

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Свобода совести и вероисповедания как объект конституционно-правового регулирования в российской федерации 14

1. Историко-правовой аспект становления и развития права на свободу совести и вероисповедания 14

2. Сущность и правовая природа свободы совести и свободы вероисповедания 26

3. Нормативное регулирование права человека на свободу совестив современных условиях 45

Глава 2. Правовое обеспечение механизма реализации права человека на свободу совести и свободу вероисповедания в современной России 74

1. Реализация права человека на свободу совести при получении религиозного образования 74

2. Проблемы правового положения религиозных объединений в светском государстве 95

3. Правовые гарантии реализации права человека на свободу совести и вероисповедания 115

Заключение 138

Список использованной литературы 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сохранение свободы вероисповедания является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания является важным компонентом гражданских прав. Опять же важность такой свободы доказана историей человечества, начиная с Великой хартией вольностей (1215 год).

Религиозные свободы заключают в себе как минимум два важных и пересекающихся принципа - свободу вероисповедания и недоказуемость религии.

Сегодня есть основания полагать, что идеалы гражданского общества и правового демократического государства терпят сокрушительное поражение в России, а нарушения прав и свобод человека принимают массовый характер и становятся обыденным явлением- Также очевидно, что в России имеет место устойчивая тенденция к авторитаризму, абсолютизации и даже приватизации власти.

Значительную роль в реализации авторитарных тенденций, абсолютизации и приватизации власти в современной России играет контроль и ограничение мировоззренческой сферы. Исторический опыт доказывает, что без подавления свободы мировоззренческого выбора не обходился ни один авторитарный режим.

Юридическим измерением свободы мировоззренческого выбора является право «каждого человека» на «свободу мысли, совести и религии», как их определяет ряд основных международных правовых документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.) и новейших конституций (в т. ч. Конституция России), следующих их примеру.

Большинство отечественных и зарубежных правоведов относят провозглашение свободы совести к важнейшим завоеваниям человечества, признавая, что свобода совести - неотъемлемый компонент общечеловеческих ценностей, основных демократических прав и свобод человека.

С принятием в 1997 г..Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на федеральном уровне начала формироваться законодательная база, предопределяющая нарушения основных прав и свобод человека в России. Нельзя сказать, что клерикализации государственных институтов и органов власти не было в РФ до принятия нового Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Но с его принятием влияние некоторых религиозных организаций на деятельность органов государственной власти, вопреки Конституции РФ, преодолело все разумные пределы и приняло характер государственной политики. То есть явления клерикализации были в значительной мере закреплены юридически на страницах указанного Закона.

Современные направления развития отношений Российского государства и религиозных объединений выявили новые противоречащие Конституции тенденции изменения законодательства о свободе совести, набирающие силу под разговоры о духовности.

В 2001 г. начался очередной, противоречащий Конституции России этап, ставящий целью юридическое закрепление государственных вероисповедных предпочтений: в форме введения критериев «традиционности», и, соответственно, термина «традиционные религиозные организации» в правовое поле России.

В 2001 г. была предпринята попытка введения термина «традиционные религиозные организации».

Совершенно очевидно, что введение понятия «традиционные религиозные организации» в правовое поле России будет способствовать доминированию «самой традиционной» конфессии и новому витку ущемления прав остальных граждан и религиозных объединений, усилению этноконфессиональной напряженности, углублению расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям и в конечном счете дестабилизации всего общества. Более того, все эти факторы способствуют сакрализации власти с целью ее абсолютизации, имеют тенденцию к изменению конституционного строя РФ.

Современный принцип разделения властей неразрывно связан и даже невозможен без разделения светской и духовной власти, т.е. государственных институтов и религиозных объединений. Несмотря на то что исторически первоначальной целью отделения церкви от государства было вытеснение религии из всех сфер, относящихся к государственной компетенции, и ограничение влияния церкви на политическую жизнь общества, этот принцип многие называют одной из важнейших гарантий свободы совести.

В свое Бремя «признание основополагающего принципа свободы мысли и совести сметало с лица земли старую эпоху иерархии властей»,

В современной России фактический отход от декларируемых гфинципов свободы совести и светскости государства способствует возврату к прошлому в виде абсолютизации и приватизации власти, выстраиванию «вертикали власти».

Таким образом, конфессиональные предпочтения власти сводят на нет конституционный принцип светскости государства и целый ряд других взаимозависимых с ним принципов.

Взаимоотношения институтов государства с религиозными объединениями определяют сегодня не только состояние свободы совести в государстве, но и во многом - будущее России. Эти отношения должны строиться на общих с иными объединениями граждан принципах и соответствовать конституционной модели государственно- конфессиональных отношений, Само наличие неких «специальных» отношений государства и религиозных объединений) создание и применение «лукавых» моделей) заказных концепций этих отношений является юридически не корректным и противоречащим Конституции России.

Правовое регулирование свободы совести в современном демократическом правовом государстве, определившем в качестве цели построение открытого гражданского общества, требует коренной ревизии и реформы принципов, на которых это регулирование базируется.

Уже сегодня глобальные тенденции и проблемы выдвигают международную интеграцию в качестве императива не только процветания, но и выживания человечества. А значит, необходимо преодолеть разделение и разобщение. Чтобы его преодолеть, необходимо устранить из правовых основ существования общества некорректный разделительный принцип на «верующих-неверующих», лежащий в основе разделения между конфессиями, их последователями, а также людьми, не принадлежащими ни к одной из конфессий. Это же разделение лежнт в основе разделения народов и наций в связи с еще неизжитым отождествлением религиозно-конфессиональной и национальной идентификации.

Историко-правовой аспект становления и развития права на свободу совести и вероисповедания

Подтверждая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ закрепила в качестве правовой основы такие цивилизованные нормы, как свобода совести (ст. 28) и светскость государства (ст. 14). В соответствии со ст. 28 «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», Статья 14 декларирует: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качесттее государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Часть 2 ст. 19 органично дополняет ст. 14 и ст. 28: «Государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от ... отношения к религии) убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»1.

«Отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается во внутреннюю, религиозную жизнь церкви и не поручает ей осуществлять какие-либо государственные функции, а церковь не вмешивается в дела государства. Это наиболее важная гарантия свободы совести, т.к. освобождение совести гражданина от принудительной государственной опеки предоставляет ему возможность самостоятельно решать вопрос о своих убеждениях. Религиозные организации превращаются в частные общества, которые не могут использовать государственную власть против инаковерующих» .

Однако исторически формировались принципы свободы совести и светскости государства без прямой связи друг с другом.

Впервые в России законодательное закрепление элементов свободы совести произошло 17 апреля 1905 г. в Указе «Об укреплении начал веротерпимости»", принятом не без влияния революционной ситуации. Указом признавался юридически возможным переход из православия в другую христианскую веру, несколько облегчалось положение иных конфессий. Несмотря на подписанный Николаем II 17 октября 1905 г. Манифест, обязывающий правительство «даровать населению основы гражданской свободы», многочисленные вероисповедные законопроекты так и не обрели юридической силы . Неразрешенность религиозного вопроса сыграла значительную роль в крайнем обострении политической ситуации в России) приведшей к социальным взрывам в 1917 г.

Более значительное закрепление элементов свободы совести состоялось уже в постановлениях Временного правительства. Среди наиболее значимых - Постановление об отмене вероисповедных и национальных ограничений1, принятое 20 марта 1917 г., главным достижением которого была отмена многочисленных статей из уголовно-административного законодательства, ограничивающих права граждан на основании религиозной принадлежности; постановление «О свободе совести» , принятое 14 июля 1917 г.) декларирующее свободу совести гражданам, их равноправие вне зависимости от принадлежности к вероисповедан ию.

Временное правительство не пошло на отделение церкви от государства ввиду острого политического характера данного акта и неспособности серьезно реконструировать механизм власти в России. В свою очередь, Святейший Синод уже 9 марта 1917 г., т.е. через неделю после отречения царя, призвал Божье благословение на Временное правительство. Вследствие зависимости свободы совести от государственно-конфессиональных отношений, ее принципы, отчасти отраженные в постановлениях Временного правительства, носили декларативный характер.

На принципиально ином уровне законодательное закрепление свободы совести и светскости государства отразилось в декрете СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»3. Однако изначальной причиной акта отделения церкви от государства в нашей стране была отнюдь не забота о гарантиях реализации свободы совести граждан. Более того, замена господствующей религии на не менее господствующую идеологию, переход не к светскому государству, а к атеистическому, показали, что отделение церкви от государства имело мало общего с мировоззренческой свободой. Возможно, декларирование свободы совести было призвано сгладить негативную реакцию верующих на это радикальное по тем временам мероприятие, каковым явилось отделение церкви от государства1.

Совершению очевидно, что акт отделения церкви от государства был самостоятельной политико-правовой акцией, направленной на разрушение старого государственного строя. Православная церковь была частью государственного аппарата и выполняла политические и правовые функции. Поэтому Советское правительство еще до принятия декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» расформировало «духовное ведомство», прекратило выдачу государственных средств на содержание церкви, уволило всех священников из армии. Декрет юридически закрепил недопустимость государственных субсидий и преимуществ религиозным организациям, объявил их имущество народным достоянием, изъял народное образование и ведение актов гражданского состояния из компетенции религиозных организаций, устранил из официальных документов указания на конфессиональную принадлежность граждан и т.д.

Сущность и правовая природа свободы совести и свободы вероисповедания

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их» - сказано в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека. А в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах в категоричной форме утверждается, что «никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу, иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору». Религия и убеждения находятся в этом документе уже рядом, как права, вытекающие из «присущего человеческой личности достоинства», что признается в преамбуле Пакта. В Российской Федерации на сегодняшний день ведут свою деятельность свыше 20 тысяч религиозных организаций, представляющих 60 конфессиональных направлений. Наиболее крупными конфессиями являются: — православие - свыше 11 тыс. организаций; — протестантизм - 4,5 тыс. организаций; — ислам - 3 тыс. организаций; — католицизм -263 организации. Основные религиозные объединения представлены следующим образом (классические религии): 1. Традиционные религии: а. Русская православная церковь. Православие - основная религия России, в большинстве регионов на долю православных приходится от 30 до 90% всех религиозных обществ. б. Ислам. Самая близкая к нам по времени возникновения мировая религия. Она сформировалась в V в. н. э. В настоящее время распространена в Азии, Северной и Центральной Африке и частично в Европе. В мире насчитывается около 1 миллиарда мусульман и, по прогнозам специалистов, в ближайшее время их число возрастёт примерно на 30%. В нашей стране ислам исповедует около 10% верующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа. в. Иудаизм. Основные тексты: Ветхий Завет (Ганнах), Талмуд, Каббала. Основное отличие: иудаизм отрицает существование души и вечности Человека. Координирующую и представительскую функции осуществляет Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (1993 г.). Государственная религия Израиля. г. Буддизм. Возник на базе индуизма, религиозной традиции, насчитывающей около пяти тысяч лет. Является традиционной религией для стран Дальнего Востока и Народов Восточной части России. 2. Другие религии: а. Римско-католическая церковь. Наиболее распространенная в мире разновидность христианства (по данным Ватикана .- 950 млн. человек). Центр в России - Римско-католическая Апостольская Администратура (Москва). В Краснодаре один приход Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары. б. Армянская апостольская церковь. В армянской церкви признаются все семь христианских таинств, однако их совершение имеет некоторое своеобразие, икон как правило нет, но сильно развит культ креста. Богослужение совершается на древне-армянском языке, крестятся с слева направо (как и католики). Высшим органом управления церкви является Национальный Церковный собор, между соборами управление возлагается на католикоса. На территории России существует две епархии: Новонахичеванская и Российская - с центром в Москве, и Епархия Юга России - с центром в Краснодаре, Всего в России более 30 общин. в. Святая соборная ассирийская церковь. Ассирийская Церковь - национальная христианская Церковь ассирийцев, зародившаяся в первые века христианства в Персии и сформировавшаяся в V веке. Вероучение - несторианское, содержащее взгляды константинопольского патриарха Нестория, осужденные Церковью как ересь на Четвертом Вселенском соборе в 431 году. С целью самосохранения она была вынуждена вступать в союз с другими христианскими церквами, в том числе и с Римско-католической Церковью, уния с которой была заключена в XVI веке. 3. Протестанты: Базируются на учении о Библии как единственном источнике вероучения и о праве каждого верующего самостоятельно толковать "священное писание". Лидеры этих движений выделяют какой-либо аспект Библии, который провозглашается главным. Большинство протестантских религиозных организаций возникло в XVII-XIX вв. а. Евангелическо-Лютеранская церковь. Считает Священное писание Ветхого и Нового Заветов за единственный источник и норму церковного учения и деяния. Центр -епархия Европейской России (Москва). Имеет персональное членство. В России свыше 80 приходов.

Реализация права человека на свободу совести при получении религиозного образования

В цепях обеспечения соблюдения норм международных актов о правах человека о необходимости содействия государства религиозным объединениям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, основываясь на принципах светского характера российского государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, учитывая, что никакая религия или идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 13,ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации, что никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»1, запрещается вовлечение детей (ч. 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966і; ч. 4 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.2 в религиозные объединения и обучение их религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), а также в целях создания благоприятных условий для реализации прав граждан на свободу совести, в соответствии с принципами государственной политики в области образования, в соответствии с п. 4 ст. 5 и п. 3 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», установлено:

Администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее:

Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации1

Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», не пользуются правами, предоставленными п. 4 ст. 5 указанного Федерального закона.

Право на свободу совести и вероисповедания согласно Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» включает в себя также возможность получения религиозного образования в объеме, превышающем образовательный стандарт по истории и культурологии. В последнее время Министерством образования выдвигается предложение по введению в общеобразовательных учреждениях образовательного стандарта по теологии как науке о сущности и действии бога. Есть горячие сторонники введения этого стандарта, существуют и не менее пылкие их оппоненты.

Во-первых, нельзя забывать о свободе выбора религии, а также о свободе выбора атеистического образа мысли. Поэтому компонент религиозного образования необходимо сделать добровольным.

Во-вторых, образовательный стандарт теологии, то есть науки о религии в общетеоретическом аспекте, вряд ли сможет воспитать в ребенке систему религиозных принципов, сравнимых с принципами верующих людей.

В-третьих, нельзя забывать и о том, что Российская Федерация -государство, поддерживающее любую религию, не противоречащую законодательству, поэтому и выбор религиозного образования получается достаточно широким,

В-четвертых, для того, чтобы у подростков могло сформироваться адекватное отношение к религии, необходимо предоставить ему возможность самостоятельного выбора. При этом подросток должен иметь представление о различных религиозных течениях.

По анализируемой проблеме, как и вообще по всем вопросам правового регулирования отношений между государством и религиозными объединениями, единого мнения быть не может. Однако, поскольку данная проблема существует на практике, необходимо ее урегулировать правом.

Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает: 1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. 2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Проблемы правового положения религиозных объединений в светском государстве

Как известно, именно скандал с «АУМ Синрике» высветил необходимость принятия нового закона, который бы гарантировал религиозную безопасность России и ее граждан1.

Наиболее точно отражает положение дел в ряде опасных для общества религиозных объединений термин «деструктивная религиозная организация», имеющий своими аналогами два других — «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». К сожалению, два последних термина вызывали неоднократные неодобрения, протесты и критические замечания со стороны различных общественных деят&лей и организаций нашей страны, хотя понятия «культ», «секта» не несут какой-то оскорбительной смысловой нагрузки.

Культ - те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.

Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им .

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М. 1996. С. 18. Следует отметить необходимость различать понятия «секта» и «тоталитарная секта». Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами («АУМ Синрике», «Свидетели Иеговы», «Белое Братство» и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума («Церковь сатаны» и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также «тоталитарными сектами» («тоталитарное религиозное объединение», «деструктивный культ»). Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов2.

Термин «деструктивная религиозная организация» («тоталитарная секта», «деструктивный культ»), к сожалению, отсутствующий в законодательстве нашей страны, уже давно используется специалистами, в частности:

Постановление Государственной Думы Российской Федерации «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.;

Информационный материал Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г.; документы семинара ОВСЕ о свободе вероисповеданий, состоявшегося 16-19 апреля 1996 г. в Варшаве, в частности текст выступления немецкой делегации; текст официального выступления министра ФРГ (Министерство по делам семьи, стариков, женщин и. детей) Клаудии Нольте; текст выступления министра юстиции Франции Жака Тубона на дебатах по проблемам сект в Национальном собрании .

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти1.

В современной России антиконституционные процессы в сфере свободы совести приняли характер государственной политики и окончательно вышли из-под контроля общества. Очередной (после принятия в 1997 г. Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») противоречащий Конституции РФ этап, ставящий целью юридическое закрепление государственных вероисповедных предпочтений, вышел на финишную прямую.

Похожие диссертации на Особенности реализации свободы совести в условиях усиления многоконфессиональности в современной России