Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные аспекты современного исламского терроризма : криминологическое исследование Дашаев Рустам Хамзатович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дашаев Рустам Хамзатович. Религиозные аспекты современного исламского терроризма : криминологическое исследование : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Дашаев Рустам Хамзатович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.].- Москва, 2007.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-6/3661

Введение к работе

доктор юридических наук, профессор Л.А. Воскобитова
.

Актуальность темы исследования. Религиозный исламский терроризм на современном этапе развития мирового сообщества начал играть все более заметную роль, заявив о себе как о враге и важнейшей проблеме человечества. Исламские радикальные террористические организации, обладая огромными финансовыми средствами, развитой системой координации действий, взаимосвязи, хорошо налаженным информационным и техническим обеспечением, приобрели пугающую масштабность и мощь, закрывая глаза на которую современный социум ставит себя под риск перерастания отдельно взятых террористических актов в крупномасштабную войну, распространения идей террористических организаций на целые государства, что может вывести данную проблему на абсолютно новый уровень.

С одной стороны, окончание «холодной войны», - противостояние двух сверх держав, которое охарактеризовано глобализацией планеты, предопределило укрепление межгосударственных отношений, что должно помогать в борьбе с современным религиозным терроризмом, а с другой - вылилось в упрощение «жизни» террористических организаций, сумевших воспользоваться «объединением мира в единое целое» в своих преступных целях.

Деятельность современных международных террористических организаций, в большинстве своем проповедующих такое радикальное исламское движение, как ваххабизм, на нынешнем этапе развития общества превратилась в абсолютно новую форму борьбы. Первоначальные цели, ранее состоявшие, в основном, в саморекламе, путем совершения очередного террористического акта, сменились стремлением изменить существующий миропорядок, вовлечь как можно большее число государств, организаций, групп и конкретно взятых личностей в свою преступную деятельность. И, зачастую, эта цель бывает достигнута. Несмотря на непрекращающиеся контртеррористические операции международных коалиций, огромное количество проводимых различного вида конференций, съездов, саммитов, принятия международных конвенций, соглашений, обсуждения современного религиозного терроризма как в научной литературе, так и в средствах массовой информации, ощущения решения проблемы не возникает. Все действия и рассуждения сводятся к борьбе с конкретными террористическими организациями, но не затрагивают главного в этой проблеме. Нельзя отрицать то обстоятельство, что современный религиозный терроризм ассоциируется исключительно с исламом, с мусульманским миром.

В религии, полностью чуждой насилию, усматривается корень мирового зла, принадлежность отдельно взятого индивида к мусульманской конфессии стала отождествлять его с террористом. В этом и состоит главная победа «исламских» террористических организаций, выраженная в «обосновании» своей деятельности религией, тем самым, укрываясь «за спинами» более миллиарда законопослушных мусульман. Совершая преступные деяния «во имя Аллаха», полностью противоречащие нормам мусульманского права, они связывают два полностью антагоничных понятия – терроризм и религия. Главный феномен сложившейся ситуации состоит в том, что идеология современного радикального ислама враждебна и к традиционному исламу. Обычный мусульманин такой же враг, как и христианин, иудей, буддист или кто бы он ни был. Однако, средства массовой информации и некоторые некомпетентные источники, не ставят своей задачей разделение терроризма и религии, идя тем самым на поводу у террористов.

Последнее десятилетие ознаменовано большим количеством террористических актов, как в России, так и во всем мире, совершенными «исламскими» террористами. Все это, не без влияния отдельных средств массовой информации, где наблюдаются и подмены понятий, и неверные определения, и отсутствие адекватных разъяснений, что в конечном итоге, привело к ненависти рядовых граждан не к террористу, а к мусульманину, не к радикальным террористическим организациям, использующим ислам как прикрытие, а к мусульманскому миру в целом. Около 70% процентов опрошенных респондентов, представителей иных религиозных конфессий, отождествляют террористическую деятельность с исламом.

Актуальность проблемы современного религиозного терроризма заключается как в его опасности для мирового сообщества, так и в опасности неверного восприятия ислама в целом, что неблаготворно влияет при выработке и внедрении малоэффективных мер противодействия данному негативному социальному явлению.

Степень научной разработанности.

Несмотря на то, что первые теракты (в современном понимании этого слова) произошли в мире еще в середине прошлого века, данная проблема в России стала активно разрабатываться лишь в конце 90-х начале 2000-х гг.

Работы, посвященные данной проблеме, были написаны в контексте целого ряда наук: уголовного права, криминологии, политологии, социологии и др. Проблемами исследования терроризма и, религиозного терроризма, в частности, занимались: Авдеев Ю.И., Айсин Д.С., Антонян Ю.М., Дмитриев А.В., Залысин И.Ю., Ключников Б.Ф., Кожушко Е.П., Красиков А.А., Кудрявцев В.Н., Куликов А.С., Мирский Г.И., Митрохин Л.Н., Млечин Л.М., Устинов В.В., Швец Д.Ю и другие.

Вместе с тем, на наш взгляд, существует целый ряд проблем требующих более подробного рассмотрения. Так, к примеру, сегодня нет работ, где бы освещались вопросы профилактики и борьбы именно с религиозным терроризмом, а так же внедрение в сознание общества правильного понимания религиозных догм, извращенных террористами в оправдание своих преступлений.

Цель и задачи исследования. Настоящее диссертационное исследование своей целью ставит то, чтобы, основываясь на криминологических принципах, разграничить терроризм и религию, террориста и представителя исламской религиозной конфессии, идеологию террора и мусульманские религиозные догмы. Целью работы также является рассмотрение истории современного религиозного терроризма, условий, способствующих его возникновению и развитию, взаимовлияние глобализации и терроризма в современных условиях, изучение личности участника современной религиозной террористической организации, а также характеристики общих и специальных мер противодействия данному явлению.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд важных задач:

- проанализировать степень научной разработанности проблемы современного религиозного исламского терроризма;

- изучить истоки проблемы смешения религиозных догм с антиобщественной деятельностью террористов;

- проанализировать источники идеологического и религиозного обоснования террористами их деятельности;

- провести исследование причин и условий, способствующих развитию религиозного терроризма;

- проанализировать особенности свойств личности религиозных исламских террористов, их мотивации при совершении противоправных действий;

- сопоставить теоретическую базу обоснования террористами своей деятельности с классическим толкованием ислама и первоисточниками;

- на основе исследования религиозной догматики, разграничить религию и терроризм;

- выработать рекомендации по усовершенствованию мер общесоциальной профилактики распространения религиозного терроризма в современном обществе.

Объект исследования. Объектом исследования является изучение роли использования религии в обосновании террористическими организациями своей противоправной деятельности.

Предмет исследования. Предметом исследования являются: криминологическая характеристика портрета личности участника террористической деятельности, современные условия, способствующие развитию религиозного терроризма, а также взаимосвязь процессов глобализации с современной религиозной террористической деятельностью.

Методология и методика исследования основана на общенаучной диалектической характеристике исследуемой проблемы с использованием общенаучных методов познания, а так же специальных методов: логического, исторического, сравнительно-правового, системно-структурного, догматического, статистического, социологического и других методов познания.

Теоретической основой исследования являются труды известных увченых в области уголовного права, криминологии, юридической и обще-социальной психологии, социологии, политологии, философии, теологии. В их числе: Абрамов В.А., Антонов Г.А., Антонян Ю.М., Барышников Д.Н., Будницкий О.В., Буртный К.П., Василенко В.И., Дмитриев А.В., Долгова А.И., Залысин И.Ю., Еникеев М.И., Кожушко Е.П., Кудрявцев В.Н., Куликов А.С., Мирский Г.И., Митрохин Л.Н., Млечин Л.М., Овчинников Г.В., Устинов В.В., Чуфаровский Ю.В., Эминов В.Е., Юдин В.П. и др.

Нормативной основой исследования послужили Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, международно–правовые акты, ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты.

Эмпирическую основу исследования составляют: статистические данные Госкомстата РФ, ГИЦ МВД России, Генпрокуратуры, Московского бюро по правам человека, Московской хельсинкской группы, материалы социологического опроса: было опрошено и проинтервьюировано 400 человек из числа работников антитерорристических отделов и специальных подразделений, а так же представителей исламского духовенства, анализ мусульманской религиозной литературы.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе наиболее полным образом рассмотрено идеологическое и религиозное обоснование террористами своей деятельности, дается расширенный анализ религиозных постулатов, которыми апеллируют преступники в своей антисоциальной деятельности. В исследовании так же приводится аргументированное, научно обоснованное опровержение связи религии традиционного ислама с преступлениями религиозных фанатиков.

В работе дана новая ранее не применявшаяся классификация типов личности религиозных террористов, раскрывается внутренняя организация ячеек, система и методы привлечения в организации новых кадров, механизмы осуществления противоправной деятельности.

Так же предлагается расширенный комплекс мер общесоциального и специального воздействия на современный религиозный терроризм.

Положения выносимые на защиту:

1. Терроризм является сложным и многогранным явлением, в особенности, когда речь идет о религиозном терроризме. Распространенное убеждение о том, что терроризм – это идея, растворенная в действии, далеко не всегда оправдано, поскольку у многих участников религиозных террористических организаций полностью отсутствует идеологическая направленность. Однако это не является подтверждением того, что сама деятельность организаций лишена такой направленности. Саму идеологию религиозного терроризма можно определить как совокупность крайне радикальных идейных установок, направленных на теоретическое обоснование (с использованием религиозных догм) применения насилия для достижения, в том числе корыстных целей террористических организаций.

2. Попытка объяснить современную преступную террористическую деятельность нормами и догмами ислама совершенно несостоятельна. Священные тексты всех мировых религий, будь то христианство, ислам, иудаизм или буддизм, содержат положения самого разного содержания, но не призывают к циничной жестокости, убийствам невинных, беззащитных людей. Нормы мусульманских священных писаний не предусматривают нетерпимости к иноверцам, не предусматривают силовое распространение религии. Вместе с тем, они истолковываются неверно представителями экстремистских и террористические организаций, тем самым, оправдывая свои преступления, что является немаловажным аспектом пропаганды своей деятельности.

3. Свою преступную деятельность террористы называют не иначе как джихадом. На самом же деле арабское слово «джихад» происходит от однокоренного «джухд», что переводится как «прикладывать усердие, усилие, старание», но не без участия некоторых представителей современных массмедиа, не опирающихся на первоисточники, значение данного термина искажено и ошибочно ассоциируется со «священной войной с неверными».

4. Неверно истолковывается так же термин «шахид», что вытекает из самих положений священных писаний о рае. Шахид, согласно исламу, - это человек, погибший во время джихада, который может быть как «большим», так и «малым», то есть шахидом мусульманин может стать как в повседневной жизни, умерев при определенных обстоятельствах, так и в военное время, – умерев за веру, во имя Бога. Неверная трактовка этого понятия может привести к негативным последствиям.

5. Говоря о техническом оснащении террористических организаций, необходимо отметить такое широко распространенное явление современности, как «неумышленное техническое обеспечение» под которым диссертант понимает официальную торговлю оружием на государственном уровне, в которой страна–продавец, поставляя оружие стране–покупателю, неумышленно становиться снабженцем террористических организаций, так как часть проданного оружия попадает в руки преступников.

6. Террористическая активность некоторых мусульманских стран может быть объяснена тем, что в этих странах глобализация воспринимается как угроза извечным исламским ценностям, ортодоксальному уклады и образу жизни исламских государств. Поэтому сопротивление таким угрозам, в некоторых случаях, может принимать террористические формы и осуществляться крайне радикальными способами.

7. Важным аспектом в борьбе с современным исламским терроризмом является перекрытие каналов финансирования. Ряд террористических организаций перешли на самофинансирование (например, Аль-Каида, Хамас, Хезболлах). Террористические организации сами стали собирать деньги на свою деятельность в различных точках планеты, часто прибегая к помощи проживающих на территориях других стран единомышленников.

8. Главенствующую роль в предотвращении террористической деятельности играют меры докриминальной профилактики. Сюда можно отнести воспитание толерантного сознания общества, терпимости к представителям иных религиозных конфессий, правильное преподношение религиозных догм, преподавание в общеобразовательных учреждениях в виде обязательной дисциплины истории мировых религий.

9. Эффективным методом противодействия религиозному терроризму является всемерная дискредитация террористических групп и их лидеров, представление их как корыстных преступников, не имеющих к религии никакого отношения.

10. Важную роль в борьбе с религиозным терроризмом на современном этапе играют средства массовой информации, своей деятельностью они способны формировать мнение общества, а так же предотвращать проявление религиозного терроризма, содействовать правоохранительным органам в расследованиях террористических актов и оперативных - розыскных мероприятиях.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость диссертации состоит в научном исследовании взаимосвязи религиозной догматики и современной террористической идеологии, выведении новой иерархической структуры участников террористических организаций, а также, в рассмотрении взаимовлияния современного религиозного терроризма и глобализации.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов проведенного исследования, выработке компетентными органами новых мер противодействия современного религиозного терроризма. Материалы исследования могут быть также использованы при преподавании криминологии и сопряженных с ней дисциплин, а также при подготовке учебно-методических материалов.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской Государственной Юридической академии, где основные положения работы использовались при проведении практических и семинарских занятий на дневной и вечерней формах обучения по курсу «Криминология».

Автор принимал участие в ряде международно-практических конференциях.

Объем и структура диссертации определяется ее целями и задачами. Работа выполнена в соответствии с требованиями ВАК и состоит из введения, 3-х глав, объединяющих 8 параграфов, заключения, библиографического списка и 3-х приложений.

Похожие диссертации на Религиозные аспекты современного исламского терроризма : криминологическое исследование