Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства Зайнутдинова, Алсу Рустамовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайнутдинова, Алсу Рустамовна. Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Зайнутдинова Алсу Рустамовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2012.- 247 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/664

Введение к работе

Актуальность исследования. Процесс организации досуга связан, в первую очередь, с решением проблемы социализации молодежи, возможностью полноценного отдыха, восстановления физических и духовных сил, что является одним из решающих показателей здорового образа жизни. Он находится в зависимости, как от уровня материального обеспечения индивида, так и от характера его духовных запросов, стремления к познанию, в том числе и к познанию традиций и ценностей национальной музыкальной культуры.

Однако, современной молодежи недоступны сегодня многие виды культурно-досуговой деятельности, вследствие низкого качества их организации, перестройки социально-культурной сферы в целом.

Реализация досуговых интересов молодежи обеспечивается на сегодняшний день за счет наполнения досуга новым социально-значимым смыслом, в процессе которого идет формирование у личности практических навыков проведения своего свободного времени. Оно сопровождается потребностью в познании и общении, возможностью релаксации, стремлении к творчеству и саморазвитию. Молодежь стремится к развитию творческих способностей, интеллектуального потенциала, однако все это сопровождается отсутствием навыков организации свободного времени, низким уровнем духовно-нравственного развития, недалеким кругозором. Многие стремятся ограничить круг своего общения пользованием Интернет, ведут асоциальный образ жизни. Поэтому педагогическое сопровождение организации досуга молодежи требует системно-структурной разработки и моделирования видов и форм досуговой деятельности, направленных на формирование досуговых интересов и их сопряжения с социальными процессами, происходящими в нашей стране.

Степень разработанности проблемы в науке. Понимание сущности досугового интереса связано с изучением и анализом подходов в понимании интереса. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились научные труды, в основе которых лежит изучение интереса, как психологической категории – С.А. Ананьина, В. Вичева, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, А.Г.Ковалева, Я.Л. Коломинского, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л.Рубинштейна, А.П. Рудик и др. В исследованиях присутствует неоднозначный подход к определению интереса, нет единого мнения о его сущности. Однако, многие исследователи отмечают, что интерес заставляет человека действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. Во многом формирование интереса зависит от уровня любознательности человека, и обусловливается его потребностями.

Потенциал культурно-досуговой деятельности и возможности его использования в процессе формирования досуговых интересов личности исследуются в работах М.А. Ариарского, Г.А. Аванесовой, Г.М. Бирженюка, Р.С. Гарифуллиной, В.З.Дуликова, М.И. Долженкова, А.Д. Жаркова, Н.Ф.Максютина, А.П. Маркова, В.С. Русановой, В.М. Рябкова, Р.Г. Салахутдинова, В.Я. Суртаева, Ю.А. Стрельцова, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко и др. Данные исследователи отмечают, что культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующему становлению социальной активности человека, вовлекая его в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.). Культурно-досуговая деятельность, как подчеркивается исследователями, обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные - социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.

Проблеме формирования досугового интереса посвящено не так уж и много исследований. Как правило, труды по культурно-досуговой деятельности и организации досуга рассматривают схожие понятия - «досуговая активность», «досуговая культура» и др. Досуговые интересы являются частью исследований М.А. Ариарского, Л.А. Акимовой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф. Максютина, А.С.Ковальчук, В.С. Русановой, Р.Г. Салахутдинова, Ю.А. Стрельцова и др. В исследованиях просматривается очень большой спектр разноплановых определений «досугового интереса» и различных социально-культурных и социально-психологических причин его формирования. Однако, большая часть исследований подчеркивает, что в процессе реализации досугового интереса прослеживается мотивация личности на освоение какого-либо вида культурно-досуговой деятельности. Также отмечается, что формирование досуговых интересов зависит от общего кругозора человека, его материального достатка, культурных потребностей, духовных запросов. Кроме этого, уровень досуговых интересов определяет вектор социально-культурной активности личности и качество ее социально-творческой самореализации.

Вопросы выявления и анализа современных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества были рассмотрены в научно-методических публикациях П.Н.Беспаленко, Г.Н. Кудашова, В.И. Лутовинова, Н.Н. Седовой, Р.К. Саубановой, А.И.Нуруллиной, Н.В. Шарковской и др. Все они подчеркивают, что процессы глобализации, модернизации, стандартизации и информатизации существенно влияют на уровень досуговых интересов современной молодежи, определяют их направленность и широту.

В исследовании использовались работы, в которых раскрыто значение национальной культуры в образовании и воспитании молодежи Л.А. Воловича, Г.В.Мухаметзяновой, С.И. Раимовой, Э.М.Шигаповой, Л.Э. Муртазиной, З.М.Явгильдиной, Ф.Ф. Харисова и др.

В процессе исследования нами использовались работы, посвященные татарскому музыкальному искусству И.С. Губайдуллиной, А.А. Игламовой, Р.А.Исхаковой–Вамба, М.Н.Нигмедзянова, С.И. Раимовой, Ф.Ш. Салитовой, В.М. Спиридоновой, Т.В. Леонтьевой, Э.Б. Литвиновой, М.П.Файзулаевой и др. Изучение структурных элементов музыкальной культуры в рамках становления татарской культуры трактуется в работах А.Х. Абдуллина, Я.М. Гиршмана, Г.М. Кантора, Г.М. Макарова, А.Л.Маклыгина, З.Н.Сайдашевой, Р.Ф.Халитова и др. Татарская музыкальная культура имеет свои, присущие только ей, национальные особенности. Она развивает в личности не только духовно-нравственный потенциал, связанный с усвоением национальных ценностей, но и акцентирует внимание на тонких духовных проявлениях – особая лирика, присущая татарским песням, особая красочность гармонического языка («озын-кой»), акцентуация национального характера татарского народа, задор, энергия и жизнерадостность или возвышенная грусть татарских мелодий способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы, которая нуждается сегодня в особом внимании, на фоне всеобщей деструктивной агрессии.

Изучение состояния проблемы формирования досугового интереса средствами национального музыкального искусства позволяет обозначить следующие противоречия:

- между возросшей в современных условиях значимостью национальной культуры и относительно невысоким интересом молодежи к культурно-нравственному наследию своего народа;

- между значительным педагогическим и воспитательным потенциалом национального музыкального искусства и недостаточным его использованием в формировании досуговых интересов молодежи;

- между потребностью в создании социально-культурных условий для эффективной этнической социализации молодежи и отсутствием действенных педагогических механизмов, обеспечивающих инкультурацию молодежи в культурно-досуговой деятельности;

- между необходимостью в формировании духовно-нравственного мировоззренческого менталитета молодежи, формирования уважения к национальной культуре, возросшей потребностью социально-культурной практики в использовании культурно-исторических традиций национального искусства и отсутствием разработанного содержания и научно-обоснованных форм его использования в социально-культурном пространстве.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Объектом исследования является процесс формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Предметом исследования является реализация комплекса организационно-педагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что эффективность формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства может быть существенно повышена, если:

- будет реализовано педагогическое обеспечение по глубокому осознанию молодежью важности и необходимости познания музыкальной культуры и искусства родного народа;

- в организации досуга молодежи будет реализован культурно-гуманистический и воспитательный потенциал национального музыкального искусства;

- в процессе организации культурно-досуговой деятельности молодежи будет применяться педагогически эффективная модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства как целостная совокупность теоретико-обоснованных и практико-ориентированных компонентов.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить теоретико-методологические основы и современную специфику формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства в условиях трансформации общества.

2. Выявить и рассмотреть культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

4. Разработать и апробировать педагогическую модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается современной социально-культурной и педагогической методологией; исходными научно-теоретическими позициями, опирающимися на психологические, педагогические, социологические, культурологические аспекты организации досуга молодежи; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, внедрением в эксперимент педагогических условий; апробацией разработанной педагогической модели; проведением научных исследований в единстве с практической социально-культурной работой автора.

Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что обоснован процесс формирования досуговых интересов современной молодежи средствами национального искусства; выявлены позитивные и негативные тенденции процесса формирования досуговых интересов молодежи; разработана структура досугового интереса и этапы его реализации; раскрыт культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов современной молодежи; выявлено значение применения различных организационно-педагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства; предложена и апробирована педагогическая модель, представленная совокупностью целевого, содержательного, деятельностно-ориентированного, организационно-методического и оценочного блоков, с теоретико-практическим и методическим обоснованием входящих в них компонентов.

Практическая значимость исследования состоит в целенаправленном использовании возможностей национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи, обеспечении организационно-педагогических условий организации данного процесса в разработке основных требований к содержанию и технологиям организации досуга молодежи.

Разработанная модель, реализующая ценностно-ориентированную национально-культурную среду, обеспечивает более высокое качество формирования досуговых интересов за счет методологии организации досуга молодежи. Модель позволяет эффективно решать задачи формирования у молодежи досуговых интересов, музыкально-исполнительской культуры через раскрытие и реализацию потенциала музыкальных возможностей, направленных на усвоение национальных ценностей.

Данная модель может быть использована в работе досуговых центров, центров дополнительного образования, музыкальных школах и студиях, музыкальных факультетах вузов, в процессе повышения квалификации специалистов социокультурной деятельности по работе с молодежью.

Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по формированию досуговых интересов в условиях музыкально-творческой деятельности, при разработке педагогических систем и образовательно-воспитательных программ по формированию досуговых интересов молодежи и старшеклассников.

Исследование определяется возможностью применения теоретико-методических разработок в культурной –досуговой деятельности учителей и преподавателей, которые дают возможность стимулировать процессы развития досуговых интересов на основе изучения татарского музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составили:

- психологические концепции о сущности категории «интерес» (В. Вичев, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Д.А. Кикнадзе, А.Г.Ковалев, Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн, А.П. Рудик и др.);

- исследования, посвященные социальной деятельности личности (М.Г. Арсланов, Г.М. Бирженюк, В.Д. Булгаков, Ю.Н.Дрешер, В.З.Дуликов, Р.С. Гарифуллина, Б.И. Григорьева, К.Т. Гиззатов, Р.Х. Гильмеева, А.Д. Жарков, Т.И. Ключенко, А.П. Марков, В.Ш. Масленникова, Г.П. Меньчиков, И.М. Миргалимов, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Е.Д. Румянцев, Б.С.Сафаралиев, З.А. Сафиуллина, Л.Ю. Сироткин, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова, Р.Р. Юсупов и др.);

- исследования, посвященные культурно-досуговой деятельности (М.А. Ариарский, Г.А. Аванесова, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.Е. Новаторов, В.Т. Лисовский, Б.Г. Мосалев, В.М. Рябков, Р.Г. Салахутдинов, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Э.В. Соколов, В.Е. Триодин, Н.В. Шарковская, Д.В. Шамсутдинова и др.);

- исследования, посвященные сфере молодежного досуга (Л.А.Акимова, П.Н. Беспаленко, Н.Д.Вавилина, Р.В.Ворович, А.Д.Жарков, Е.В. Исмаилова, С.Н. Иконникова, К.В. Матис, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, Г.В. Оленина, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев и др.);

- исследования, посвященные национальному музыкальному искусству (Н.Ю. Альмеева, С. Габяши, И.С. Губайдуллина, Ю.В. Денисенко, А.А. Игламова, Р.А.Исхакова–Вамба, М. Музафаров, М.Н.Нигмедзянов, С.И. Раимова, С. Рыбаков, Г.Р. Сайфуллина, З.Сайдашева, Ф.Ш. Салитова, В.М. Спиридонова, Т.В. Леонтьева, Э.Б. Литвинова, М.П.Файзулаева, Д. Файзи и др.);

- исследования, посвященные сущности моделирования как метода научного познания (Г.М. Бирженюк, Р.З.Богоудинова, Б.С. Гершунский, А.П. Марков, В.А. Сластенин, П.П. Терехов, Д.А. Погонышева и др.);

- национальные репертуары композиторов Татарстана, авторские пьесы и обработки татарских народных песен Ф. Ахметова, Н.Г. Жиганова, Р.Яхина, С.Сайдашева, Р. Еникеева, Р. Белялова, Ш.Шарифуллина, Р. Калимуллина, современных национальных композиторов И. Мустафина, С. Тихонова, М.Мухина, А.Руденко.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- теоретически обосновано формирование досуговых интересов молодежи, которое рассматривается как поливариантный воспитательно-образовательный процесс, включающий реализацию педагогических и социально-культурных факторов, детерминирующих содержание культурно-досуговой деятельности молодежи на усвоение ценностей национального музыкального искусства;

- выявлены организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства, которые направлены на гармонизацию культурно-досуговой среды, обеспечивающей полноценное духовное развитие личности и ее социально-культурное становление; данные условия способствуют обогащению досуговых интересов молодежи и содействуют гармонизации ее социального и индивидуального опыта;

- проанализированы и выявлены современные тенденции формирования и развития досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества:

а) позитивные тенденции: - повышение самоценности и автономизации молодежи; насыщенность и разнообразие досуга; стремление молодежи к самореализации, активности, познанию и творчеству; расширение диапазона и интенсификация инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности; стремление молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков; стремление реализовать культурные, рекреационные, гражданские потребности;

б) негативные тенденции: массовизация и стандартизация вкусов; высокий уровень потребительства; снижение художественного вкуса; обеднение культурных потребностей; прослеживается тенденция к прагматизму; потеря у некоторой части молодежи приоритетов духовно-нравственного развития и смещение акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение; невысокий уровень культуры личности; дороговизна многих видов культурной деятельности; однородность и стереотипность досуговых интересов; нарастание гедонистических и статусно-престижных моделей времяпровождения; высокая направленность на активную развлекательную деятельность; интенсивное смещение досуговых интересов молодежи к информационности (Интернет, телевидение, печать и т.д.) в ущерб творческой активности;

- разработана модель, структурные подразделения которой объединены единой целевой установкой, где педагогическое и социально-культурное сопровождение, координирующее музыкально-творческую деятельность молодежи, создает культурно-воспитательное пространство для развития ее досуговых интересов; такая модель обеспечивает эффективную социализацию молодежи в процессе удовлетворения их социально-культурных потребностей.

Экспериментальная база исследования:

Базой опытно-экспериментальной работы стали: Казанский государственный университет культуры и искусств, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №116» г. Казани, Культурно-развлекательный комплекс «Туган авылым», театр песни «АсылъЯр». Опытно-экспериментальная работа осуществлялась автором в три этапа (2008-2012гг.). Всего экспериментом было охвачено 270 респондентов в возрасте от 16 до 23 лет: посетители и участники культурно-досуговых программ (студенты, школьники-старшеклассники)

Первый этап (2008-2009) - поисково-теоретический (констатирующий): изучение и анализ культурологической, социально-педагогической, психологической и социологической литературы; определение и формулировка цели, объекта, предмета, общей гипотезы и задач, плана и стратегии исследования; установление исходных позиций исследования; определение теоретико-методологических основ исследования, уточнение и конкретизация основных понятий, значимых показателей.

Второй этап (2009-2010) - опытно-диагностический (формирующий): накопление, систематизация и научный анализ накопленных данных, их теоретическая интерпретация. Проведение диагностики, количественно-качественный анализ и обобщение полученных результатов, формулировка первичных выводов, поиск путей решения проблем, выявленных по ходу исследования.

Третий этап (2010-2012 ) - заключительно-обобщающий (контрольный): разработка и реализация экспериментальной педагогической модели, систематизация и оформление результатов исследования. Формулировка выводов и методических рекомендаций по итогам исследования, оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Досуговые интересы рассматриваются как направленность и предпочтения личности, которые реализуются в сфере организации свободного времени, общения и культурно-досуговой деятельности, обеспечивающие удовлетворения духовных потребностей, культурных запросов, расширение кругозора и становления социальной активности молодежи.

2. Культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи, направленный на усвоение национальных культурных ценностей, норм, традиций, гуманизма татарского музыкального искусства; реализацию творческого потенциала личности и художественно-эстетического развития; эмоционально-чувственного восприятия мира; обеспечивающий самореализацию личности в досуговом пространстве.

3. Модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства, обеспечивающая включение молодежи в музыкально-творческую деятельность, создающую условия для реализации личностного потенциала, духовно-нравственных потребностей и реализующую весь комплекс организационно-методического и деятельностно-ориентированного обеспечения культурно-досуговой деятельности.

4. Организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства: оптимизация культурно-досугового пространства за счет вовлечения молодежи в культуротворческую деятельность, создания мотивации на творческое саморазвитие и раскрытия индивидуальности; инновационное обновление содержания репертуара национального музыкального искусства за счет использования современных аранжировок, ремиксов, народных песен в современной обработке с целью инициирования музыкальных интересов молодежи и реализации досуговой активности личности; создание условий, когда национальная музыка выступает средством межкультурной коммуникации; участие молодежи в праздниках, фестивалях, смотрах-конкурсах; формирование ценностных ориентаций молодежи, направленных на усвоение эстетических и нравственных идеалов, формирования этнического самосознания, уважения к родной культуре; становление и развитие у молодежи артистизма, способствующего ее успешной самореализации и решению творческих задач.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись; а) путем публикаций научных статей, тезисов, учебного пособия, общим объемом 11,95 п.л.; б) в процессе обсуждения изучаемых вопросов на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств, научно-практических конференциях разного уровня (Международной научно-практической конференции «Национальная художественная культура народов России и зарубежья» (Казань, 2009); «Международный научный конгресс, посвящённый 40-летию КГУКИ» (Казань,2009); «Международной научной конференции «К 90-летию со дня образования Татарской республики» (Казань, 2010); «Международный научный конгресс «Евразийство Л.Н.Гумилева и мир народов Евразии: история, современность, перспектива» (Казань,2011); в) в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Казанского государственного университета культуры и искусств, МБОУ «Лицей №116», практической деятельности в качестве арт-директора культурно-развлекательного комплекса «Туган авылым» и руководителя театра песни «АсылъЯр».

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 2 рисунка, 8 таблиц, 5 диаграмм, 182 наименований литературных источников.

Объем диссертации составляет 213 страниц основного текста, 18 страниц библиографии, 17 страниц приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрывается его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов.

В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования.

Приложения содержат анкеты, диагностики, тексты песен, репертуар национального музыкального искусства, направления программы освоения татарского музыкального искусства.

Похожие диссертации на Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства