Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов Салахова, Рада Инсафовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салахова, Рада Инсафовна. Формирование ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Салахова Рада Инсафовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2013.- 306 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/218

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования ценностного отношения молодежи к родине средствами народных художественных промыслов 25

1.1.Теоретико-методологический анализ формирования ценностного отношения молодежи к Родине как ценностной категории культурно досугового процесса 25

1,2. Реализация педагогического потенциала народных художественных промыслов в формировании ценностного отношения молодежи к Родине 68

1.3. Современные подходы и принципы формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественныхпромыслов 96

Выводы по I главе 123

ГЛАВА II. Организация опытно-экспериментальной апробации педагогических условий формирования ценностного отношения молодежи к родине средствами народных художественных промыслов 130

2.1. Педагогические условия формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов 130

2.2 Проектирование организационно-педагогической модели формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов 158

2.3. Организация опытно-экспериментальной работы и ее результаты ... 189

Выводы по II главе 229

Заключение 233

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования.

Современная социально-экономическая ситуация актуализирует проблему формирования ценностного отношения к Родине в качестве важнейшего направления в воспитании молодежи, где необходимо учитывать возможности качественного развития самосознания в юношеском возрасте. Это важно для осознанного регулирования молодыми людьми своего отношения к Родине и собственной деятельности на ее благо, на её процветание и развитие. Сегодня каждый молодой человек стремится к обретению автономности и самостоятельности, но, выбирая будущую профессию, друзей, формы и виды своего досуга, он осуществляет и определенную общественную деятельность. В связи с этим ценностное отношение к Родине может стать связующим звеном между познавательным отношением молодежи к своей стране и миру и практическим воплощением своих воззрений в культурно-досуговой деятельности. Поэтому содержание действенного аспекта жизнедеятельности молодежи будет, в той или иной степени, определяться тем, насколько устойчива направленность на осмысление и признание духовных ценностей, и насколько глубоко их желание стать культурными людьми. В этом контексте стержневой линией ценностного отношения к Родине можно назвать понимание молодым человеком своего высшего предназначения – это служение своей Родине. Исходя из этого, формулируется направление концепции воспитания современной молодежи, содержанием которой должно стать формирование общечеловеческих, нравственных ценностей, связанных с формированием отношения к Родине.

Народные художественные промыслы являются общепризнанным вкладом России в мировую культурную сокровищницу, уникальным пластом отечественной культуры, духовным наследием российского общества.
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной социально-культурной задачей. Промыслы осуществляют социально-культурную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, что так важно для развития ценностного отношения молодежи к Родине. Актуальность сохранения народных промыслов связана с тем, что сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов приобретаются не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Народные художественные промыслы – это неотъемлемая часть отечественной культуры, в них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Разработка формирования у молодежи ценностного отношения к Родине средствами народных художественных промыслов связана с поиском эффективных социокультурных механизмов, разнообразных культурно-досуговых форм, приемов и принципов работы с молодежью. Особенности использования ресурсов народных художественных промыслов в развитии личности связаны с реализацией приемов визуализации, предметно-пространственного мышления, эстетического вкуса, поэтому педагогическое сопровождение должно быть направлено на реализацию творческого потенциала личности, что связано с поиском эффективных педагогических условий работы в нашей теме.

В современных условиях ощущается серьезное внимание социума к проблеме передачи молодежи национальных культурных традиций и ценностей. Приобщение молодежи к художественной культуре происходит на фоне весьма неоднозначных процессов огульного заимствования низких образцов массовой культуры, утраты традиционных духовно-нравственных и художественно-эстетических норм, идеалов, эталонов и ориентиров. Вследствие этого особую значимость приобретает решение задач развития ценностного отношения молодежи к Родине с использованием потенциала национального культурного достояния.

Вышеобозначенные проблемы позволили определить в исследовании следующие противоречия процесса формирования у молодежи ценностного отношения к Родине средствами народных художественных промыслов:

- между необходимостью в формировании ценностно-ориентационных установок на восприятие главных национальных ценностей, формирования уважения к национальной культуре и возросшей потребностью культурно-досуговой деятельности в использовании педагогического потенциала исторических и современных традиций народных художественных промыслов;

-между значительным воспитательным потенциалом народных художественных промыслов и отсутствием научно-методологического содержания его использования в культурно-досуговой среде;

- между объективно существующей потребностью общества в формировании у молодежи ценностного отношения к Родине и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания, форм, методов и механизмов организации этого процесса в условиях культурно-досуговой деятельности.

Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: теоретико-методологическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов.

Цель исследования: разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов.

Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения молодежи к Родине.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс формирования ценностного отношения молодежи к Родине будет эффективным, если:

- будет обеспечено усвоение базовых национальных ценностей в условиях вовлечения молодежи в различные формы культурно-досуговой деятельности на базе выявления и учета основополагающих подходов и принципов, в своей совокупности определяющих концептуальную основу данного процесса;

- будет использован педагогический потенциал народных художественных промыслов как эффективного средства ценностного самоопределения молодежи, раскрытия ее творческой индивидуальности на основе развития ценностных ориентаций личности;

- будет реализована эффективная организационно-педагогическая модель, обеспечивающая реализацию ценностно-мотивированных установок, связанных с усвоением системы духовно-нравственных категорий в условиях проектируемого культурно-досугового пространства.

Для реализации цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «ценностное отношение молодежи к Родине» и определить современные подходы и принципы формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов.

2. Выявить педагогический потенциал народных художественных промыслов в ценностном отношении молодежи к Родине.

3. Разработать эффективную организационно-педагогическую модель формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов.

4. Теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций; разнообразием использованных источников; адекватностью методов исследования его целям и задачам, апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводов; многолетней продолжительностью исследования; репрезентативностью выборки исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные концепции об аксиосфере молодежи и о воспитательном аксиологическом потенциале народного прикладного искусства как важном факторе её формирования. Исследование представляет интерес в целях обогащения теории и практики воспитания: обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия могут стать дополнительным источником научного обоснования современных инновационных теоретических и процессуально-технологических поисков в области воспитания молодежи. Новый взгляд на возможности реализации педагогического потенциала народных художественных промыслов в ценностно-ориентированном воспитании расширяет представления исследователей данной проблемы и служит основанием для исследования других ее малоизученных аспектов.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов для усиления гуманистических тенденций в практике воспитания молодежи, содействия организации воспитательной работы на основе использования народного прикладного искусства. Материалы исследования могут быть полезны для руководителей и педагогов учреждений социокультурной сферы, которые включены в содержание подготовки будущих специалистов в высшей школе, в процессе повышения квалификации преподавателей, а также при разработке учебных и методических пособий по проблеме формирования ценностного отношения молодежи к Родине;

- разработанная организационно-педагогическая модель направлена на создание культурно-развивающей среды, связанной с саморазвитием личности, на базе усвоения патриотических ценностей и обеспечения вовлечения молодежи в культурно-досуговую деятельность, позволяющую удовлетворять ее досуговые потребности в творческом поиске основных патриотических идеалов; данная модель может быть использована в практике Домов и Дворцов культуры, культурно-досуговых центров по организации работы с молодежью, этнокультурных центров, различных образовательных учреждений;

- данное исследование определяется возможностью применения методических разработок в области патриотического и гражданского воспитания молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности, а также в деятельности социально-культурных учреждений, которые позволяют стимулировать процессы развития ценностного отношения к Родине.

Методологической основой исследования явились:

- философские концепции о человеке как высшей ценности общества (Н.А. Бердяев, О.Г. Дробницкий, М.С.Каган, Э.С. Маркарян, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.); аксиологический подход (Л.Н. Столович, В. Франкл); системный подход (В.П. Кузьмин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.); личностный подход (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.).

- фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции о гуманизации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, М.Н.Берулава, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, В.Г. Закирова, З.Г. Нигматов, Е.Н. Шиянов и др.);

- концепции о системности и целостности воспитательного процесса (В.Г. Афанасьев, А.С. Ахиезер, Л.Г. Балло, В.Г. Бочарова, Ю.С. Бродский, Л.И.Новикова, В.Н. Садовский, М.Д. Таборидзе и др.);

- исследования, посвященные категории «ценностные отношения» и ценностном подходе в воспитании (И.Д. Багаева, Н.В. Васильева, Р.Г. Гурова, З.А. Демченко, Э.В. Епифанова, С.О. Елишев, В.А.Караковский, Г.У. Карпыкова, А.А. Кожурова, А.В. Кирьякова, Л.Ф. Михальцева, Т.Н. Мальковская, В.Н. Мясищев, Н.Д. Никандров, А.А. Пашин, Е.С. Птушкина, З.И. Равкин, С.М. Тлисова, В.П.Тугаринов, Л.Н.Урбанович, Н.Е. Щуркова, Е.Б. Храмова, В.А. Ядов и др.);

- концепции о стилистике традиционного прикладного искусства и народных художественных промыслов (И.Э.Агапова, В.А. Барадулин, И.Я. Богуславская, М.С. Белов, Н.М. Ведерникова, Б.В. Графов, О.Г. Даутова, Н.Р. Казанская, Б.И. Коромыслов, И.А. Крапивина, В.Ф. Максимович, Н.Н. Мамонтова, М.В. Миненко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Т.В. Толбузина, Н.А. Федотова, П.И. Уткин, И.Н. Уханова и др.);

- концепции об организации культурно-досуговой деятельности молодежи (М.А. Ариарский, Г.А. Аванесова, Л.А. Акимова, Р.Н. Азарова, И.И. Алпацкий, Г.М.Бирженюк, И.В. Воробьева, О.М.Воропаева, Е.И.Григорьева, И.Н. Григорьев, А.Д. Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Т.Д. Косинцева, Е.И. Леонова, М.С. Либерова, Н.Ф. Максютин, В.Е. Новаторов, Г.Я. Никитина, В.М. Рябков, Р.Г. Салахутдинов, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Э.В. Соколов, В.Е. Триодин, В.В. Туев, Д.В. Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко и др.);

- концепции, посвященные проблемам моделирования педагогического процесса (О.С. Анисимова, Ю.К.Бабанский, В.А. Сластенин, Т.А. Каплунович, А.И. Уемов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, искусствоведческой, социально-культурной, культурологической литературы по проблеме исследования; моделирование; изучение и обобщение массового передового педагогического опыта; наблюдение; анкетирование; тестирование; интервью; педагогический эксперимент; методы квалиметрической математической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обосновано ценностное отношение к Родине как интегративное качество личности, связанное с формированием социально-ценностных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества, уважения и любви к Родине, ее традициям и нормам, проявления патриотических чувств и гражданских качеств, а также реализацию когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов, обеспечивающих последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации молодежи;

- выявлено и раскрыто содержание педагогического потенциала народных художественных промыслов в ценностном отношении молодежи к Родине, представляющего собой наличие условий (познавательных, воспитательных и развивающих), а также благоприятных обстоятельств для достижения определенного педагогического результата в формировании у молодежи ценностного отношения к своей Родине за счет синкретизма народного прикладного искусства, предполагающего взаимодействие эмоциональной направленности молодых людей с духовной составляющей конкретной предметно-практической деятельности;

- разработана организационно-педагогическая модель, направленная на формирование патриотического самосознания молодежи на основе усвоения российских культурно-исторических ценностей, в условиях осуществляемых преобразований, формирование ценностного отношения к личности, государству, к идеям и ценностям их возрождения, и обеспечивающая привлечение молодежи к различным видам и формам культурно-досуговой деятельности;

- обосновано, что системообразующими концептуальными основами процесса формирования ценностного отношения молодежи к Родине являются аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный и событийный подходы, а также детерминированные этими подходами принципы: сочетания педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и самостоятельностью; преемственности; интегративности; креативности; этнокультурной направленности.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно с 2002-2012 гг. Работа осуществлялась на базе: Кукморский Дом Культуры (Кукморский район, пос. Кукмор), Нижнекамский городской Дом Культуры (г. Нижнекамск), КДК Дворец культуры (г.Набережные Челны), Рыбно-Слободский Дом Культуры (п.г.т. Рыбная Слобода), а также через организацию творческой деятельности в студиях костюма «Voilok-Fashion» и «Tatar stylе» Кукморского дома культуры, целью которой является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел. Общее количество испытуемых – 206 юношей и девушек, участников различных студий и творческих народно-художественных объединений.

Первый этап (2002 – 2004 гг.) включал проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; на данном этапе разрабатывалась общая научная стратегия формирования ценностного отношения к Родине, формулировались основные направления культурно-досуговой работы с молодежью, разрабатывались принципы и подходы: анализировались теории организации досуга молодежи, методика изучения народных художественных промыслов, концепции этнохудожественного и этнокультурного воспитания молодежи.

Второй этап (2005 - 2007 гг.) состоял в первичной апробации гипотетических предположений о педагогических условиях формирования ценностных ориентаций молодых людей в процессе констатирующего эксперимента. В результате была сформулирована гипотеза и окончательно разработана организационно-педагогическая модель формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов.

На третьем этапе (2008 – 2011 гг.) был организован формирующий эксперимент, что позволило выявить степень эффективности организационно-педагогической модели и педагогических условий формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов. На данном этапе проводилось комплексное анкетирование участников, анализировались результаты качественных и количественных срезов в контрольных и экспериментальных группах

На четвертом этапе (2012 – 2013 гг.) была осуществлена организация эмпирического исследования по изучению массовой практики в области ценностного отношения молодежи к Родине, анализировались и обобщались результаты теоретического исследования; осуществлялось оформление диссертационной работы, делались выводы, подводились итоги, оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся:

- понятийное обеспечение проблемы формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов в условиях культурно-досугового процесса, направленного на формирование ценностных ориентаций, связанных с вовлечением молодежи в народное художественное творчество на базе развития социально-культурных и досуговых потребностей, обеспечивающих становление личностного смысла понятия Родина и связывающих познавательную и творческую направленность личности в условиях становления новой системы ценностей и формирования духовно-нравственных идеалов и норм поведения молодежи;

- теоретическое обоснование педагогического потенциала народных художественных промыслов в формировании ценностного отношения молодежи к Родине: творческая направленность занятий, разнообразие видов деятельности, обязательный учет самостоятельности и активности молодых людей, использование коллективных и индивидуальных форм занятий, а также учет местных традиций и культуры народного художественного промысла; воспитание на основе лучших образцов народного художественного творчества гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения и любви к окружающей природе, своему народу, своим близким, народным традициям и, в целом, национальной и мировой культуре; всемерное содействие удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством приобщения к изучению народных художественных промыслов; развитие потребности в красоте, стремление к грамотному использованию своего творческого потенциала; помощь молодежи в их стремлении к сознательному отстаиванию прекрасного во всем, включая общественную жизнь, социальные и личные отношения, а также собственные поступки; формирование познавательного и эмоционально-ценностного начала, которое способствует развитию у молодых людей интеллектуальных, эстетических и нравственных качеств; осуществление мотивации личности участников к актуализации ценностного отношения к Родине и ее обществу, включающую в себя следующие компоненты духовной культуры: культуру образования, культуру воспитания, культуру нравственно-духовной жизни, эстетическую культуру, информационную культуру и культуру индивидуального и общественного сознания.

- педагогические условия формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов: осуществление ценностной направленности творческого материала в рамках изучения основ народной художественной культуры и эстетических критериев народных художественных промыслов в культурно-досуговом процессе; интеграция теоретической пропедевтики с целенаправленной ценностно-ориентированной деятельностью в творческой студии, направленной на овладение молодыми людьми аксиологическими основами народной художественной культуры; обогащение содержания творческой деятельности молодых людей ценностями краеведения, которые могут стать предметом осмысления, ориентиром в ценностном самоопределении юношей и девушек и приобщении их к универсалиям этнокультуры; взаимосвязанность и взаимодополнение традиционных и нетрадиционных форм социокультурной деятельности, воздействующих на эмоциональную сферу молодых людей и содействующих интериоризации зафиксированных в этнокультурных традициях идеалов и нравственных норм;

- организационно-педагогическая модель формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов, направленная на формирование умений организовывать свое свободное время в условиях привлечения молодежи к различным формам культурно-досуговой деятельности и представляющая совокупность ценностно-целевого блока (целеполагание и теоретические положения, лежащие в основе ценностных отношений), теоретико-методологического блока (ценностно-досуговый и культурно-социальный компоненты, педагогические подходы, принципы и условия реализации воспитательного потенциала народных художественных промыслов в формировании ценностного отношения к Родине); деятельностного блока (организация образовательного процесса в студии костюма «Tatar style» и студии костюма «Voilok-Fashion» и связанные с ним соответствующие социально-культурные методы и средства, направленные на развитие художественно-творческой активности и ценностных ориентаций молодых людей); диагностико-результативного блока (диагностика и контроль формирования ценностного отношения молодых людей к Родине).

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях молодых ученых и студентов КГПУ-ТГГПУ (Казань, 2002-2011 гг.); итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГПУ-ТГГПУ (2002-2011 гг.); на международных (г.Казань, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013; Екатеринбург, 2012, 2013); Москва, 2011), всероссийских (Казань, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012); Набережные Челны, 2009, 2010, 2011, 2012) научно-практических конференциях и отражены в 16 публикациях автора. Диссертация является итогом одиннадцатилетней практической работы диссертанта в качестве руководителя студии дизайна костюма в Кукморском районном доме культуры, преподавателя кафедры изобразительного искусства и дизайна ИФИ КФУ.

Структура работы. Диссертация состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 5 схем, 12 таблиц, 12 рисунков, 5 гистограмм, 232 наименований литературных источников. Общий объем текста составляет 245 стр.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрывается его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов. В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования. Приложения содержат анкеты, диагностики, методики.

Реализация педагогического потенциала народных художественных промыслов в формировании ценностного отношения молодежи к Родине

На третьем этапе (2008 - 2011 гг.) был организован формирующий эксперимент, что позволило выявить степень эффективности организационно-педагогической модели и педагогических условий формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов. На данном этапе проводилось комплексное анкетирование участников, анализировались результаты качественных и количественных срезов в контрольных и экспериментальных группах

На четвертом этапе (2012 — 2013 гг.) была осуществлена организация эмпирического исследования по изучению массовой практики в области ценностного отношения молодежи к Родине, анализировались и обобщались результаты теоретического исследования; осуществлялось оформление диссертационной работы, делались выводы, подводились итоги, оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся: - понятийное обеспечение проблемы формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов в условиях культурно-досугового процесса, направленного на формирование ценностных ориентации, связанных с вовлечением молодежи в народное художественное творчество на базе развития социально-культурных и досуговых потребностей, обеспечивающих становление личностного смысла понятия Родина и связывающих познавательную и творческую направленность личности в условиях становления новой системы ценностей и формирования духовно-нравственных идеалов и норм поведения молодежи; - теоретическое обоснование педагогического потенциала народных художественных промыслов в формировании ценностного отношения молодежи к Родине: творческая направленность занятий, разнообразие видов деятельности, обязательный учет самостоятельности и активности молодых людей, использование коллективных и индивидуальных форм занятий, а также учет местных традиций и культуры народного художественного промысла; воспитание на основе лучших образцов народного художественного творчества гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения и любви к окружающей природе, своему народу, своим близким, народным традициям и, в целом, национальной и мировой культуре; всемерное содействие удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством приобщения к изучению народных художественных промыслов; развитие потребности в красоте, стремление к грамотному использованию своего творческого потенциала; помощь молодежи в их стремлении к сознательному отстаиванию прекрасного во всем, включая общественную жизнь, социальные и личные отношения, а также собственные поступки; формирование познавательного и эмоционально-ценностного начала, которое способствует развитию у молодых людей интеллектуальных, эстетических и нравственных качеств; осуществление мотивации личности участников к актуализации ценностного отношения к Родине и ее обществу, включающую в себя следующие компоненты духовной культуры: культуру образования, культуру воспитания, культуру нравственно-духовной жизни, эстетическую культуру, информационную культуру и культуру индивидуального и общественного сознания. - педагогические условия формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов: осуществление ценностной направленности творческого материала в рамках изучения основ народной художественной культуры и эстетических критериев народных художественных промыслов в культурно-досуговом процессе; интеграция теоретической пропедевтики с целенаправленной ценностно-ориентированной деятельностью в творческой студии, направленной на овладение молодыми людьми аксиологическими основами народной художественной культуры; обогащение содержания творческой деятельности молодых людей ценностями краеведения, которые могут стать предметом осмысления, ориентиром в ценностном самоопределении юношей и девушек и приобщении их к универсалиям этнокультуры; взаимосвязанность и взаимодополнение традиционных и нетрадиционных форм социокультурной деятельности, воздействующих на эмоциональную сферу молодых людей и содействующих интериоризации зафиксированных в этнокультурных традициях идеалов и нравственных норм;

- организационно-педагогическая модель формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов, направленная на формирование умений организовывать свое свободное время в условиях привлечения молодежи к различным формам культурно-досуговой деятельности и представляющая совокупность ценностно-целевого блока (целеполагание и теоретические положения, лежащие в основе ценностных отношений), теоретико-методологического блока (ценностно-досуговый и культурно-социальный компоненты, педагогические подходы, принципы и условия реализации воспитательного потенциала народных художественных промыслов в формировании ценностного отношения к Родине); деятельностного блока (организация образовательного процесса в студии дизайна костюма «Tatar style» и студии костюма «Voilok-Fashion» и связанные с ним соответствующие социально-культурные методы и средства, направленные на развитие художественно-творческой активности и ценностных ориентации молодых людей); диагностико-результативного блока (диагностика и контроль формирования ценностного отношения молодых людей к Родине).

Современные подходы и принципы формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественныхпромыслов

В диссертации О.М.Воропаевой выявлено, что сущность формирования культуры студенческой молодежи в деятельности досуговых объединений, определяется особым педагогическим потенциалом досуговой деятельности и представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение личности через включение в культурно-ценностные формы творчества и эстетически организованную среду. Автор пришла к выводу, что специфика формирования культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений заключается в ограничении временного показателя педагогического процесса и в использовании социально-культурных технологий в процессе воспитательной деятельности, а также определяется индивидуальными качествами отдельно взятой личности и заключается в приобщении ее к различным видам искусств, создании культурных ценностей, расширении эстетического кругозора, развитии творческого потенциала, духовно-нравственных качеств и эстетических чувств [42].

В диссертационном исследовании Т.Д. Косинцевой отмечено, что досуг студенческой молодежи выступает в качестве универсальной ценности, включающей в своё определение негативный и позитивный моменты. Если досуговая деятельность понимается исключительно как форма независимого от общественных обязанностей времяпрепровождения, то она оказывается условием негативных тенденций в общественной жизни. В свою очередь понимание досуга в качестве идеального вида деятельности, в границах которой были бы разрешены противоречия между формами добровольной активности и формами её внешней нормативной регламентации, является условием направленности человеческой деятельности на социально-полезные цели. Исследователь утверждает, что доминирование досуговой ориентации в ценностном сознании современной российской студенческой молодёжи руководит выбором соответствующих форм проведения досуга и определяет его характерные особенности. В первую очередь, как считает Т.Д. Косинцева, это сказывается в потребительской ориентации студентов, минимизации творческого компонента в системе их досуговых практик. В ходе эмпирического исследования, в работе доказано, что для современного российского студенчества ценностная ориентация на досуг как форму времяпрепровождения является доминирующей ценностной установкой [92].

В диссертационной работе Р.Н. Азаровой доказано, что проведенное теоретико-методологическое и эмпирическое исследование культурно-досуговой деятельности, как сложного многомерного явления, показало основные тенденции его развития в контексте свободного времени. Совершенствование процесса организации досуга молодежи в условиях современной социально-культурной политики государства, по мнению автора, может происходить наиболее эффективно при условии использования воспитательных, развивающих, социально-ориентированных (адресно-ориентированных) форм досуга, используя возможности педагогического воздействия в условиях модернизации российского образования [9].

В диссертации М.С. Либеровой обосновано, что потенциал досуговой деятельности предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Как отмечает автор, досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило, им же поощряемые; располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности. В современном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. В работе отмечено, что досуг оказывает различное по своей направленности влияние на формирование и реализацию индивидуального потенциала каждого молодого человека. Именно сфера досуга, как показано в диссертации, предоставляет молодым людям практическую возможность выступать в качестве свободных индивидуальностей, в ее рамках формируется значительная часть личностного потенциала, которая реализуется затем в процессе жизнедеятельности. Автор исследования считает, что «сдвиги в объеме и структуре свободного времени, отражают переход к новой структуре ценностей, в которой доминирующими ценностями молодых россиян становится стремление к самореализации и индивидуально - личностному развитию человека во время досуговой деятельности» [105, с.7]. Результаты проведенного анализа позволили автору определить досуг как временной ресурс, реализуемый личностью в свободное от работы и социальных обязательств, как время, направленное на удовлетворение всех существующих потребностей человека. Однако, главный смысл досуговой деятельности, как доказано в работе, заключается в формировании таких ведущих потребностей личности, которые в перспективе должны обеспечивать не только формирование, но и реализацию его позитивной этической направленности и смысложизненных ценностей, способствующих стабилизации общественных отношений [105].

Таким образом, культурно-досуговая деятельность ориентирует на воспитание молодежи, способной к новаторству, творчеству, владеющей организаторскими навыками и лидерскими способностями. Она строится на принципах добровольности, свободного выбора, что представляет собой широкие возможности для самореализации, проявления инициативы, развития художественно-творческих качеств. В результате происходит становление социальной позиции молодежи в обществе, когда участвуя в разнообразных проектах, молодежь получает удовлетворение от осуществляемой деятельности, что приводит к развитию социальной успешности молодежи.

Проектирование организационно-педагогической модели формирования ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов

В народном искусстве живут традиции коллективного творчества, эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей» [29]. Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве и народных промыслах. Несколько иной путь формирования и развития традиций в народных промыслах, исторически сложившихся под воздействием конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условий. Народные художественные промыслы возникали, складывались и развивались в различных местностях и в разное время - одни в древности, другие - в конце XIX - начале XX века под влиянием капиталистического развития деревни, третьи - в 1920 - 1930-е годы в новых условиях советской действительности. Нередко базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. На создание стиля и формирование традиций искусства промысла оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие - явно и непосредственно воздействуя на характер искусства и структуру художественного образа [29].

А.В. Артемов пишет, что народные художественные промыслы - это важная часть культуры России, которая является сферой народного творчества и отраслью промышленности. Эту область культуры ЮНЕСКО причисляет к нематериальному наследию, выделяя потребность в сохранении искусства народов и многообразия культуры. В России развитию народных художественных промыслов также отводится важное место, так как его возрождение и развитие станет стимулом к увеличению объемов производства изделий народных промыслов и их продаж, к привлечению инвестиций в предприятия отрасли. Как следствие, отмечает автор, повысится качество и уровень жизни в тех регионах страны, где сохранились уникальные островки национальной народной культуры. Это придаст еще один импульс развитию России в соответствии с ее национальными приоритетами [5].

Здесь очень важно, чтобы ценностное отношение к Родине не просто было внутренне принято, но стало явной побуждающей силой. Поэтому принятие этой ценности необходимо реализовывать в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности, что обычно происходит в процессе соотнесения ценностной ориентации с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Для этого руководителям необходимо исподволь включать ценностное отношение к Родине в структуру значимых отношений молодежи, поскольку только в этом случае ценностная ориентация может приобрести смысловую функцию, выраженную, в частности, в выражении любви и уважения к своей стране. Иначе говоря, данная ценностная ориентации должна стать результатом личностных интересов индивида.

И.Г.Шевердин отмечает, что народные художественные промыслы - это неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие традиции, отражающие самобытность культур многонациональной страны. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов [217].

Однако для того, чтобы произошло качественное закрепление рассматриваемой нами ценностной ориентации, необходимо, как нам представляется, многократное осмысление, а затем постоянная реализация в непосредственной деятельности и поведении ценностного отношения к Родине. Практика показывает, что когда индивид прибегает к той или иной ценностной ориентации в различных жизненных ситуациях, то у него формируется способность к актуализации ценностей в сложившихся социокультурных ситуациях. Это напрямую связано с ценностным отношением к Родине: у молодых людей происходит осознание важности этой ценностной ориентации, на основании чего затем формируется осознанное побуждение и стимул открыто проявлять себя в этом направлении. А это означает осуществление выбора приоритетов своей деятельности.

Данное положение подтверждает сегодняшнее активное возрождение такого древнего национального промысла, как обработка войлока, перспективу развития которого и использования в самых различных сферах жизнедеятельности современного человека можно расценивать как достаточно оптимистичную. Об этом свидетельствуют и практический опыт данного прикладного искусства, и попытки различных учреждений взять на вооружение этот вид деятельности. Сегодня среди эффективных путей популяризации народных художественных промыслов практикуются мастер-классы, учебно-производственные мастерские на базе образовательных учреждений, выставки мастеров, творческих работ студенческой молодежи и учащихся школ, конкурсы изделий народных художественных промыслов, конкурсы этно-модельеров, выставки-ярмарки, и т.д. Все это исподволь работает на то, что у учащейся молодежи происходит ускорение развития самосознания, способствующего целенаправленному регулированию своего отношения к Отечеству и собственной деятельности на его благо. Поэтому так важно с учетом популяризации народных художественных промыслов помогать молодому индивиду через призму активной созидательной деятельности лучше осознавать свое «Я» и свое отношение к социуму, где он живет, учится и работает. Поскольку молодежь всегда желает быть самостоятельной, как в выборе друзей, будущей профессии, так и занятий для организации своего досуга, она в то же время будет, так или иначе, стремиться осуществлять и определенную общественную деятельность. В этой связи ценностное отношение к Родине и может стать тем связующим звеном между познавательным и практическим отношением к своей стране, когда будет

Организация опытно-экспериментальной работы и ее результаты

Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности предмета занятий, в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. Как правило, выделяют две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (например, в нашем случае, народные художественные промыслы и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности. Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает следующие сочетания: - рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид художественно-творческой деятельности; - социально-ориентированное целевое поведение - запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей; - культурно-ориентированное поведение - доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых занятий.

Формирование ценностных отношений молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности обусловлено установками, мотивами, интересами, которые имеют тенденцию к изменению. В сфере досуга молодежь осуществляет самоценную отдельную досуговую деятельность, в основе действительного мотива которой лежит потребность в самой этой деятельности, продиктованной личными потребностями и интересами субъекта.

А.С. Турчин отмечает, что ценностно-досуговые ориентации современной молодежи представляют собой гибкую динамическую систему, изучение состояния которой может дать объективную информацию о путях построения воспитательного взаимодействия с личностью или студенческой группой, где влияние досуговой деятельности на изменение ценностных ориентации может быть прослежено по параметрам личности, прежде всего в системе инструментальных ценностей (средств), а основным средством в изменении ценностных ориентации личности студента является творчество. Автор считает, что досуговая деятельность, позитивно влияя на личностный рост молодежи, способствует их социализации и адаптации к жизни в обществе [188].

Все чаще в условиях досуговой деятельности играет большое значение идея понимания реализации культурных ценностей, которые рассматриваются не только как объективные характеристики культуры, что дозволяет осмыслить понятие ценности как целостности культурных традиций, как богатство их проявления на различных уровнях общественной активности, но и как совокупность произведенных цивилизацией механизмов, норм и правил социального взаимодействия, одним из видов которого является народные художественные промыслы.

В сфере досуга молодежь более открыта для влияния и воздействия на нее педагогического потенциала народных художественных промыслов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик, мировоззрение и ценностные ориентации. В процессе досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства национального достоинства, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.

Жизнедеятельность молодежи предельно насыщена, а потому требует креативного подхода в формировании ценностного отношения к Родине. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение, восстановить утраченные силы, направить личность на саморазвитие и самоактуализацию. Досуг предоставляет возможность приобщения, вовлеченности молодежи в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов по следующим направлениям: 1.Реализация на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника самодеятельности, как сущностного свойства личности, которое обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. 2. Культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений, которое по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения. 3. Разностороннее развитие личности человека позволяет найти свое предназначение и место в жизни. Досуг создает для личности возможности реализовать потребности и аспекты внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Ценностно-досуговый компонент, на наш взгляд, состоит из нескольких этапов:

Первый этап - ценностно-ориентационный: объектом ценностно-ориентационного этапа является психологическая и культурная значимость духовной активности в формировании ценностного отношения молодежи к Родине. Этот процесс связан с активизацией духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. А самое главное использование народных художественных промыслов направлено на расширение культурного кругозора, воспитанию патриотических чувств, и проявлению творческой активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Второй этап — познавателъно-ориентационный. Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для молодежи. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей в условиях народных художественных промыслов. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, но возможность творить открывается всем без исключения.

Третий этап - творческо-преобразующий. Каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, народные художественные промыслы, художественное и технические виды досугового творчества. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект, что способствует эффективному формированию ценностного отношения к Родине.

Похожие диссертации на Формирование ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов