Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства Каюмова, Лейсан Амировна

Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства
<
Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каюмова, Лейсан Амировна. Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Каюмова Лейсан Амировна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2010.- 282 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/286

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства

1.1 .Теоретико-методологический и содержательный анализ понятия 17

«культура межнациональных отношений подростков»

1.2. Воспитательный потенциал хореографического искусства вформировании культуры межнациональных отношений у подростков

1.3. Педагогические принципы формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства

Выводы по i главе 105

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная проверка и по реализация социально-педагогической модели формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства

2.1. Социально-педагогическая модель формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства

2.2 Результаты опытно-экспериментальной реализации социально- педагогической модели формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства

Выводы по ii главе 162

Заключение 164

Литература

Введение к работе

Актуальность исследовании заключается в том, что в современных условиях формирования единого экономического и информационного пространства проблемы регулирования межнациональных отношений, меж культурных контактов, защиты национальных традиций, и ценностей приобретают особую значимость в света выработки и поиска новы* адаптационных механизме»,

Кроме того, потребность в повышении культуры межнациональных отношении личности очень высока: до сих пор сохраняется негативное восприятие представителей разных национальностей на бытовом уровне; в сознании людей имеются национальные стереотяны и предрассудки, не способствующие: развитию конструктивного межнационального взаимодействия; у молодежи проявляется недостаточное понимание значимости традиций и обычаев не только иных национальностей, но и своих; присутствует пренебрежительное отношение к ценностям культуры различных народов; отсутствует стремление к толерантности, тактичности, морального уважения к разным нациям.

В связи с этим, в социокультурной и педаголе/еской науке усилился интерес к вопросу формирования культуры межнациональных отношении у подростков. Сегодня особенно важной является проблема подготовки молодого поколения К ЖИЗНИ в многонациональной, поликультурной среде в чире, имеющей общечеловеческие ценности, актуализнругащей уважение к другим народам, воспитания е дуле взаимопонимания. Особая роль в решении згой проблемы принадлежит искусству, в том числе и хореографии.

Вопросы формирования культури межнационального общения нашли отражение в исследованиях Ж.Г, Алямкиной, О.Л.Алсксеевой, Х.ДДамадановой, Р.И. Калиевой. Л.М. Ковтуповит, И.В. Ком здоровой, С.Л. Машковой, М.Б, Мустафаева, Oil. Поповой, Д.Т. Проскурника, П.Е. Сидоровой, Е.А.ТеняковоП, Н.Ф. Чнпиной и др., где лидчерклваетея, что межнациональное общение является одной из структурных, хотя и не единственных компонентов, призвайных регулировать культуру межнациональных отношений.

Проблемам формирования культуры межнациональных отношений посвящены исследования В.Х. Авдляна, Ю.В, Арутюняна, Р,Г. Абду.тапнюва, Т.Н. Бартеневой, З.Т. Гаеаиова, Е.М. Громовой, И.А, Дадова, А.Н. Жолудовой, И,В. Жуковского. И.В. Крюковой, И.Л. Ленского, О.В. Матвеевой, П.С. Султановой, Ф.Ф.Харисона, А.Ф.Шакировой, В.Д, Шаколгоковой, Н.П. Усовой и лр.

Хореография издавна рассматривалась как искусство, направленное па художественное воспитание личности, развитие эмоцнопалько-днигательной природы, образности, выразительности, отзывчивости на музыку и ее точное выражение через пластику.

Традігцнонно хореографическое искусство призвано формировать необходимые танцевальные умения и навыки, но с другой стороны, важен воспитательный потенциал хореографического искусства в формировании гуманной личности, всесторонне развитой, умеющей оценить культуру других народов, ноннманпцей тначение национальных ценностей, уважающей обычаи и традиции разных национальностей, умеющей реллшовыватъ гармоннчігьіе отношения с разными нациями.

В нашем исследовании использовались и научные концепции исследователей-хореографов АЛ. Адамкова, М.С. Бого.тюбскоіг, Г.Б. Бадмаева, К.Я. Голензовского, В.В. Окунева, Т-А. Устиновой и др., которые освещали проблемы развития национальных іанцев различных этносов. Именно народный танец, в сочетании с ярким костюмом и богатой по звучанию мелодией, способен пробудить ь

личности те положительные эмоции* которые впоследствии и будут «перенесены» на подростка другой национальности.

Исследование опирается на работы в области методики преподавания хореографии Ю,Б. Абдокова, Л.С Анярусенко, Г,Ф, Богданова, А.В. Занковой, Э.А- Куруленко, А.К.Кульбековой, Е.В. Коморовой, Е.В, Николаевой, В.Н, Ннлова, Б.Б. Мануйлова, И.Н. Мордовиной, М,В.Судаковой, Т.В, Тар&сенко, Е.ЇІ. Фокиной, Н.А. Хайкара, А.С. Яценко и др. В данных работах отмечается, что хореографическое искусств пластика вистуяакіт в качестве инструментария воспитания духовного и эмоционального мира человека, выражения и гармонизации его состояния, объединяют едиными законами общество и социокультурное пространство.

Однако на сегодняшний день очень мало исследований, посвященных формированию культуры межнациональных отношений у подростков именно средствами хореографического искусства.

Педагогический аспект формирования культуры межнациональных отношении еще далеко не изучен в полной мере л требует новых подходов, теоретических исследований и разработок прикладного характера, особенно в социально-культурной сфере.

Важность и актуальность -рассматриваемой проблемы формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства послужили основанием выделить следующие противоречил между:

актуальностью формирования культуры межнациональных, отношении подростков и недостаточной разработанностью новых теорегико-концептуальных подходов к содержанию решения этой проблемы средствами искусства;

потребностью социокультурной практики в выявлении ВО с питатель пот потенциала хореографического искусства в формировании культуры межнациональных отношений и не отвечающей современным требованиям учебно-воспитательного хореографического процесса.

Вышеобс-значенные противоречия обуславливают проблему исследования: каковы сошэлъно-педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства?

Цель исследования заключается в разработке, обосновании и экспериментальной проверке социально-педагогической модели формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства,

Объектом исследования является целостный педагогический процесс формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства.

Предметом исследования является социально-педагогнч.еская модель формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства.

В исследовании выдвигается гипотеза, что формирование культуры меж-национальных отношений у подростков средствами хореографического искусства будет эффективным если при разработке и реализации социально-педагогической модели, отражающей целенаправленную педагогическую деятельность, осуществляемую руководителями хореографических объединений, направленную на восприятие, усвоение и понимание культуры национального значения различных танцевальных культур разных народов, обеспечивающих усвоение их национальных ценностей; содержательный и процессуальный аспекты модели будут предусматривать разработку и реализацию воспитательных ситуаций, обуславливающих освоение

позитивного опыта межнациональных отношений в процессе занятий хореографией с подростами.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволен сформулировать следующий задачке

  1. Осуществить теоретический анализ культуры межнациональных отношений и особенностей ее формирования у подростков.

  2. Выявить и теоретически обосновать воспитательный потенциал хореографического искусства в формировании культуры межнациональных отношений у подростков.

3. Разработать научно-орпшитационные компоненты социальио-
педагогической модели формирования культури межнациональных отношений у
подростков средствами хореографического искусства.

4. Экспериментально Проверить прЙДЛОЖСнНую В ИССдеДОЙЗЯИИ СОЦИаЛЬЕІО*

педагогическую модель формирования культуры межнациональны* опюшений у подростков ередствлми хореографического искусства.

Научхзя новизна и теоретическая, шачимасть исследезания заключаются в елсдукшжм:

1.Теоретически обоснована сущность формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства, которая рассматривается как целостный процесс вхождения подростка в танцевально-культурное пространство, в котором используются различные методы организации хореографической деятельности, обеспечивающие усвоение ценностей межнационального взаимодействия и способствующие социальной адаптации личности в многонациональном государстве.

2. Выявлено содержание процесса формирования культуры межнациональ
ных отношении, которое направлено на:

- формирование индивидуального мировоззрения с позиции усвоен
национальных и общечеловеческих ценностей, национального самосознания,
выработку нравственных качеств личности, как носителей и проводников ценностей и
традиций национальной культуры;

-обеспечение уважения к людям и культуре различных стран и нацконалы-юетещ привитие качеств, обеспечлимощих адекватное понимание, ісрішмосгь, положительное отношение и оценку к представителям других народов,

- соблюдение морального и нравственного такта к представителям
различных наций, проявление позитивно-оценочного отношения К достижениям
духенп^й жшии и культуры других народов, расширение предетав-эения подростков О
жизни народоз, их культуре и традициях, и ла базе этого формирование позитивных
установок восприятия этих люден;

-раскрытие связи взаимопонимания, взаимовлияния и взаимодействия различных национальных культур, формирования национального менталитета, знания особенностей: п приоритетов наций, понимания нравственных и художественных ценностей, что составляет духовную основу межнационального взаимодействия.

  1. Разработана и внедрена социально-педагогическая модель, направленная на формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства^ состоящая их целевого, теоретического, процессуально-действенного и критериально-оценочного компонентой.

  2. Выявлены педагогические принципы формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства: принцип гуманистической направленноети воспитания личности гюдростха; принцип диало-

гичностн воспитания подростков; принцип вариативности воспитания подростков; принцип личностной направленности воспитания подростков; принцип самостоятельной деятельности подростков; принцип связи воспитания с жизнью в социокультурной средой; принцип субьектности участника хореографического объединения; принцип социализации в процессе занятий хореографией,

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением системных исследований на основе социалъно-хультурных. педагогических, социологических и методических источников, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, опорой иа основополагающие научно-теоретические положения теории, методики и практики социокультурной деятельности; синтезом И анализом теоретического и экспериментального материала; моделированием педагогического процесса; комплексом эмпирических и теоретических методов; статистической значимостью полученных результатов и качественным их анализом; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы; анализом практики работы автора в качестве руководителя хореографического ансамбля «Сюмбель» г. Казани.

Практическая значимость нееяедовзпия заключается в следующем:

* спроектированная социально-педагопгческая модель формирования
культуры межнациональных отношений подростков средствами хореографического
искусства, внедряемая в учеЗко-воспнтателышй процесс хореографических
объединений различного профиля и направленности может быть спроецирована в
практику работы учреждений социально-культурной сферы;

разработаны И внедрены в практику подготовки и воспитания подростков кросс-культурные и танцевально-дан [ательные тренинги, которые включают в себя диагностики и специальные упражнения, направленные на повышение качества процесса формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства и обеспечивающая активную социальную позицию личности подростка в многонациональном обществе,

материалы диссертационного исследования, выводы и рекомендации по формированию культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства могут быть использованы в учебно-воспитательных процессах системы общего и дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составили:

исследования, посвяшенные культуре межнациональных отношений (ВХАбэпяи, Р .Г. Абдулатнпоп, Ю.В. Аруткжян, АЛ Арнольдов, Г.Г. Абдудкаримов, Т.Н. Бартенева, Л.А. Волович, З.Т. Гасанов, Е.М. Громова, И.А. Дадов, А.Н. Жолудева, ИВ. Жуковский, Р.А. Кертанов, ИЛ. Ленский, Н.Г. Мазурина, ОЛ. Матвеева, Г.Т. Тавздоа, П.С. Султанова, И,Ф. Харламов, Ф.Ф. Харчсов, А,Ф ДІІакирова, В.Д. Ніаколюкова, Н.П, Усова, и др.);

исследования, посвяшенные культуре межнационального общения (Ж.Г.Алямкння, О.Л.Алексеева, Х.Д.Дамаданова, Р.И. Кадиева, Л.М. Ковгуяович, С.А. Машкова, М.Б. Мустафаев, О.Н. Попов, Д.Т. Нроскурнин, Г.Р. Столярова, Н.Е. Сидорова, Е. А. Теня ко в а, Н..Ф. Чнпннаидр.);

исследования, посвященные культуре межнационального взаимодействия (Н.Г. Ёыструтггкина, М.И. Богомолова, М.М. Геворкян, Н.П. Едыгова, Р,К. Кусарбаев, З.В. Крылова, Г.В.Поштареві, А-П. Садохин, Г.Р. Столярова, В.Ц. Намсараева и др.);

исследования, посвященные современной социально-культурной деятельности (Б.С. Алицка, М.А. Ариарскнй, Т.И. Бакланова, А.Д Жарков, А.С, Каргин, Т.Г.

Кнсвлела, Ю.Д, Красил ьников, В.Е. Новаторов, ІЇ.Ф. Максготин, РГ. Салахутдинс», Е.И.Смириова, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодші, Д.В. Шамсутяикова и

др.);

исследования, посвященные социальной деятельности личности (Г.М.Еирженюк, В.З.Дуликоа, Р.С.Гарифудлина, Б.И.Григорьева, К.Т, Гиззатов, А.П. Марков, В,Ш, Масленникова, Ь.Г. Мосалев к Др.);

исследования процесса формирования личности средствами хореографического искусства (М.С. Богслюбская, Э.А. Куруленко, Б.Б. Мануйлов, A.M. Мессерер, ИЛ.Мордовииа, Е. В, Николаева, В,Н. Ннлов, В.В.Окунева, Н.ІІ. Тарасов, Т.С. Ткочеико, Т. А. Устинова, А, Б. Череднякова, А,С. Яненхо и др.).

исследо&аднч, посвященные разработке и реализации педагогических моделей в педагогической и социокультурной практике (Н.М. Борытко, Л.Н. Еувлова, Б.С. Гершукскнй, В,В, Краевскнй, В.М. Монахов, В.А. Сластенны, В.В. Сериков, ГШ.Терсхов и др.);

исследования, посвященные особенностям развития подросткового возраста (Л.И. Божовнч, Л.С. Выготский, М.В. Живогляд, Ю.А.Идрисова, Л.Ю. Сироткин, Е.А.Сорокоумова, Д.И. Фельдштсйн, В.Э. Чудновский, И.В. Шаловаленко, Э.Шпранглер, В. Штерн, Д.Е. Эдьюэнпн, и др.).

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретический аналиї культурологической, психолого-педагогическоЙ, искусствоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ передового педагогического опыта; соцнолого*педагогические измерения: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, диагностирование^ собеседование, самоанализ, самооценка, социометрические методы, анализ хореографической деятельности подростков, диагностические беседы, дискуссии, педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования:

Исследование проводилось в хореографическом ансамбле «Сюмбель», руководителем которого являлась диссертант, на базе Муниципального учреждения допаяншяельного образования, детей «Центр детского творчества «Азино» Сосетского района г. Казани {участниками ансамбля являлись подростки МОУ «Татарско-турецкий лицей № 149л, «Гимназия Ш 125», «СОШ № 156», «СОШ№ 144», «СОЩ№169», кСОШ №171» Советского района г.Казаяи); и на базе Муниципального учреждения допожншнельного образования детей «Центр внешкольной работы» Приволжского района, г, Казани (подростки МОУ «Татарско-русской средней школы Л'аЮ с углубленным изучением отдельных предметов»; «Татарско-русской средней общеобразовательной школы № 68 с углубленным изучением отдельных предметов», «Гимназии №21» Приволжского района г.Квзанн).

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - констатирующий (1997-20Ш). Осущсетвляяось изучение н теоретический анализ психолого-иедагогнческой, культурологической, искусствоведческой, теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования, и процессе которого были опрелелени обьект, предмет, цели, задачи исследования; формулировалась рабочая гипотеза; рафабатывались теоретические основы социальио-педагагической модели; определение критериев п уровней формирования культуры межнациональных отношений; накопление первичного эмпирического материала по результатам констатирующего эксперимента; использовались метлы беседы, интервью, анкетирования.

Второй этак - формирующий (2001-2005). Дальнейшее углубление и проверка гипотезы; обобщение полученных данных; проводилось массовое и монографическое исследование динамики формирования культуры межнациональных отношений; продолжена разработка педагогической модели; выявлены педагогические принципы формирования культуры межнациональных отношений; велась комплексная методическая работа по проведению эксперимента путем Организации эанятнГ? по специально разработанной программе, использовались методические рекомендации. Осуществлялся педагогический эксперимент.

Третий этап - обобщающий (2006-2010). Проведены подготовка, систематизация и оформление результатов исследования; внедрена в эксперимент социально-педагогическая модель; проработаны теоретические ч экспериментальные выводы; даны рекомендации по использованию результатов исследовании в социокультурную практику.

На защиту выносится следующие положения:

1.Культура межнациональных отношений подростков рассматривается как интегратнвиое качество, обеспечивающее совокупность норм и правил, выражающихся в знании и способности соблюдения позитивных форм межнационального оощения, понимании и принятии другой культуры, уважения. к людям других национальностей и желание развивать с ними доброжелательные отношения е позиции толерантности, общечеловеческих и национальных ценностей.

2, Педагогическое качество культуры межнациональных отношений подростков, объединяющее знания н умения, систему личностные качеств и способностей, позволяющее адаптироваться в современном межкулыурном пространстве, определяется:

- социальными характеристиками подростка, отвечающими требованиям
современного общества: модели ролевого поведения, социальные навыки,
поведенческие образны, социальная культура поведения, культура общения;

символическими характеристиками, определяющими традиционную национальную культуру подростка, национальный менталитет, национальное самосознание;

персональными характеристиками, выражающими индивидуальность подростка, уровень его активности, любознательности, духовно-нравственные качества ли чности.

3-Воспитательныи потенциал хореографического искусства в формировании культуры межнациональных отношений подростков обеспечивает: формирование общечеловеческих и национальных ценностей, духовно-нравственных ориентации на усвоение традиций и культур разных, народов; накладывает основы этикета, культуры общения, культуры отношений; формирует социальную активность и социально-адалтирующне начала личности, творческие способности, чувства коллективизма, ответственности, систему единых групповых социальных ценностей; развитие художественного вкуса и формирование позитивного общестйенного мнения.

4_Социально-педагогическая модель формирования культуры межнациональных отношений средствами хореографического искусства является прахтико-орнентированной системой злементов процесса, воспроизводящая определенные стороны, связи к функции целевого, теоретического, процессуально-действенного II крнтернальнснщеночногч> компонентов, способных прогнозировать мод и развитие воспитательного процесса в хореографическом объединении.

5.Эффекгнвноеть формирования культуры межнациональных отношений подростков средствами хореоі-рафинеского искусства, обеспечивается реализацией

педагоги ч;ских принципов; использованием кросс-культурных и танцевально-двигательных тренишвв; социально-культурных форм и методов с учетом иалравденности на рост проектируемых уровней культуры межнациональных отношений подросткив-

АпррОацня и внедрение осиввны* положении и результатов ЕісслЕдипаїїііл осуществлялись в ходе экспериментальной работы, на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета, культуры и искусств (1997-2010гг.). Изучаемые вопросы обсуждались, на Республиканской научно-практической конференции «ГГедагтогическке, творческне-и воспитательные факісрьі модернизации досуговой сферы молодежи» (Елабуга, 2006); Международной научно-методической конференции «Социокультурное образование и Болонский процесс; проблеми, тенденции, опыт; материалы» (Казань, 2007); Международной научкой конференций «Проблемы межкудьтурных коммуникаций в содержании социо гуманитарного образования: состояние, тендешуш, перспективы» (Казань, 2008); Международной научно-практической конференции «Основные социокультурные процессы Татарстана и Узбекистана: проблемы, телдсніпга, новации» (Казань, 2009); Международной научно-теоретической конференции ((Социально-культурная деятельность: инновационные подходи к развитию» (Челябинск, 2009); Международном научном конгрессе «Тнэр ко-славя нести дггалог культур и цивилизаций: история и соврем енность» (Казань, 2009); Международней научно-практической конференции «Толерантность как фактор межэтнического и иежкоифсеспопального взаимодействия н сближения культур в условиях гтобаянззции» (Казань, 2010) в др,

В процессе исследования диссертант осуществляла руководство хореографическим ансамблем «Сюмбель» Советского района г. Казани, участником районных, городских и международных конкурсов if фестивалей (г.Стамбул (Турция) в 1998-1999г.г.); принимала участие в работе РНМЦ1ІТ и КНР РТ в семинарах по татарскому танцу для педагогов-хореографов сельских ломов культуры РТ; Института Трансфера этакий КГУКИ на курсам повышения квалификации руководящих работников и хореографов сельских домов культуры муниципальных районов РТ но стилизованному народному танцу; мастер-классов «Современный тангір танец — модерн» для руководителей хореографических коллективов республики; янлклзсь членом жюри танцевального конкурса «Радуга» (Приаолхяжоло р-на) г, Казани, ДоЕолннтзньное образование по специальности «Практическая психология» (Институт Развития Образования РТ) позволило разработать и реализовывать кросс -культурные и танцевально-двигательные тренинги, направленные на формирование культуры межнациональных отношении у подростков.

Материалы исследования используются ла занятиях по курсу «Технология орі-аші за mm национально-культурных объединений и центров», « Культу роохраинце я хульгуротворческие технологии социально-культурной деятельности»: «Технология социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Этнокультурные технологии социально-культурной деятельности»; факультативной дисциплине «Танцевальная культура» Казанского государственного университета культуры и искусств на кафедре социально-культурной деятельности.

Структура работы: Днссертацнї состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 7 таблиц, 2 диаграммы, 4 гистограммы, 195 наименований литературных источников. Объем диссертации составляет 175 страниц основного текста, і6 страниц библиографии, 69стран(щ приложения,

Воспитательный потенциал хореографического искусства вформировании культуры межнациональных отношений у подростков

О.С. Газман связывает цели воспитания личности с развитием базовой культуры личности как некоторой целостности, включающей в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, дозволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой, вносить в нее посильный вклад [39].

Безусловно, интересным и значимым в аспекте нашего исследования является исследование М.А. Ариарского, в котором он рассматривает личность как автономную, саморазвивающуюся систему, отмечая, что стержень ее формирования находится в ней самой.

Основным объектом и в то же время субъектом формирования культуры, по мнению М.А. Ариарского может быть общество, социальная общность, но в первую очередь - это личность как единство социального и индивидуального, как сложнейшая динамическая система, включенная в структуру разнообразных социальных связей и взаимозависимостей. Примером формирования культуры личности служит социально-культурная деятельность, природа которой предопределяет широчайшее разнообразие средств, методов и форм рациональной организации информационно-просветительного воздействия и включения людей в культурное творчество [13]. Также М.А. Ариарским выявлено, что культура современной личности состоит из следующих компонентов: овладение основами физической культуры (умения и навыки санитарно-гигиенической деятельности, физические тренировки, безопасное поведение, культура питания, одежды, бытовых и сексуальных отношений, активный отдых и т.д.); постижение материальной культуры, окружающей среды обитания (способность обеспечить экологию флоры и фауны, разумно использовать имеющиеся сооружения, оборудование, транспорт, средства связи и т.д.); усвоение духовной культуры как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, экономического, политического, правового, экологического, эстетического, религиозного и т.д.), проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия как формы реализации интеллектуально-сущностных сил человека [13, с.95].

В.И. Андреев характеризует культуру личности с позиции культуры ее деятельности, культуры мышления, культуры общения, этической культуры, эстетико-художественной, политической, психологической и физической [8]. Ученый считает, что одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой — это способность к непрерывному саморазвитию. Достигнув определенного уровня культуры, у человека все активнее работает самопознание, «он самоопределяется, т.е. актуализирует те проблемы, которые ему представляются интересными, кажутся наиболее перспективными, он все более эффективно управляет собой, он ориентирован на непрерывное саморазвитие» [8, с.51].

Педагогический аспект проблемы общей культуры личности связан с процессами воспитания определенных качеств личности. Назовем основные: - стремление к познанию жизни других людей, к самопознанию; - адаптивность к различным жизненным ситуациям; - способность к творческим видам деятельности; - способность к созданию согласованных ценностей, имеющих знание не только «для себя», но и «для других».

Выделение данных качеств представляется нам важным и может быть обосновано с точки зрения формирования культуры межнациональных отношений, требующее полноценного включения в социум человека знающего, мыслящего, способного к духовному преобразованию окружающего мира и себя самого с позиции национальных ценностей.

Отсюда культура личности может рассматриваться как совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентации, позволяющих осознанно воспринимать национальные процессы и явления культурной жизни, адекватно учитывать требования общественной и национальной регуляции отношений, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность к другим народам.

Перейдем теперь непосредственно к анализу базового понятия нашего исследования «межнациональные отношения».

В Философском словаре под ред. И.Т. Фролова межнациональные отношения рассматриваются в аспекте национальной культуры: «гармонизация межнациональных отношений на новой основе, определенной новыми принципами взаимоотношений национально-территориальных образований, открывает реальную перспективу преодоления конфликтов, националистических и сепаратистских тенденций, способствует развитию и укреплению дружбы народов» [255, с.286].

Современный казанский ученый А. Танеев отмечает, что одной из серьезных проблем формирования цивилизованной культуры, которой в республике Татарстан уделяется особое внимание, является культура межнациональных отношений. По его мнению, самыми непримиримыми, самыми трудными для урегулирования являются этнонациональные конфликты, где инцидентом для вспышки такого конфликта может быть бескультурие людей, нетерпимость, неумение и нежелание понять разделить интересы и чувства представителей другого этноса. А. Танеев разработал свою концепцию формирования культуры межнациональных отношений, которая опирается на три «опоры»:

Педагогические принципы формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства

Хотим отметить, что культура межнациональных отношений - это всеобъемлющая и многомерная категория, имеющая в нашей стране свои исторические корни и традиции. Сейчас в новых социокультурных условиях имеются реальные предпосылки и возможности возродить их, и использовать все позитивное, что было накоплено за многие десятилетия мирного и созидательного взаимодействия всех национальностей во имя интересов развития страны.

А.И.Арнольдов рассматривает реализацию межнациональных отношений в аспекте развития у личности . индивидуального общечеловеческого мировоззрения. По его мнению, сложность формирования индивидуального мировоззрения связана с ограниченностью мышления человека традиционными национальными стереотипами и недостаточным пониманием тех исторических тенденций в социально-культурном развитии наций, которые присущи современным культурным процессам. А.И. Арнольдов считает, что преодолеть этот разрыв поможет поиск алгоритма взаимопереходов общечеловеческих и национальных ценностей, осмысление и познание истории народов и наций и преодоление догматизма и фразеологизма [12].

В аспекте формирования культуры межнациональных отношений интересна позиция Ф.Ф. Харисова, который выявляет неисчерпаемые возможности национальной культуры в обучении, развитии и воспитании личности, неповторимой индивидуальности. Национальная культура здесь может рассматриваться как важная часть общецивилизационной культуры, уважения прав человека. По мнению Ф.Ф. Харисова, «только тесная взаимосвязь познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов в использовании элементов национальной культуры выступает гарантией надежности системы образования» [259; 260, с.82]. Необходимо способствовать развитию национального самосознания многих учащихся, вовлекать их в культуросозидающую творческую деятельность, ориентировать на выработку нравственных качеств личности, как носителей и проводников ценностей и традиций национальной культуры, что важно и в аспекте формирования межнациональных отношений у подростков.

Важно, что смысл формирования культуры межнациональных отношений подростков должен опираться на последовательную, всеобъемлющую и системную работу непосредственно в коллективах образовательных учреждений и учреждений дополнительной сферы. Именно такая направленность поможет создать позитивную социокультурную среду, сформировать общественное мнение в пользу уважения национальных традиций, культуры всех народов, проживающих в нашей стране.

Так, например, в исследовании Г.Г. Абдулкаримова выявлена актуальность формирования межнациональных отношений, которые, по его мнению, характеризуются тем, что с одной стороны, происходит определенное размывание национальных критериев, ассимиляция национальных признаков и черт. С другой стороны, автор отмечает, что в сознании отдельных индивидов сохраняются устаревшие национальные стереотипы, как о своей, так и о других нациях [2]. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование межнациональных отношений нуждается в педагогическом развитии в аспекте происходящих изменений в социокультурной ситуации, с позицией ориентации подростков на новые национальные приоритеты.

В исследовании Ю.В. Арутюняна культура межнациональных отношений определяется политическими, экономическими, культурными, историческими тенденциями. Качество культуры межнациональных отношений, по мнению автора, определяется национальными ориентациями, согласованными с реальным поведением и основано на межнациональных контактах и взаимоотношения [14].

В современной концепции формирования культуры межнациональных отношений Р.Г. Абдулатипова выявлено, что межнациональные отношения составляют богатство мира личности и связаны, прежде всего, с сущностью национальной культуры и ее самобытностью. На межнациональные отношения, по мнению исследователя, влияют национальный менталитет, чувства, этикет, обычаи. Задачи раскрепощения личности в системе межнациональных отношений состоят в раскрытии национальной самобытности каждого отдельного человека. «Каждый человек, пишет Абдулатипов, - это индивидуальный носитель и творец всей системы общественных отношений и национальных отношений в обществе» [3, с. 167]. По мнению Р.Г. Абдулатипова, личность в сфере межнациональных отношений обретает свою родовую сущность, а в системе общественных отношений в целом - гражданскую и политическую. Глобалистическая теория Р.Г. Абдулатипова, на наш взгляд, состоит в том, что перспективы наций заключаются именно в их национальном индивидуально-человеческом измерении.

Социально-педагогическая модель формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства

В процессе формирования культуры межнациональных отношений необходимо научить подростков чувствовать эмоциональное состояние партнеров, реагировать на их слова, жесты, мимику, адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.

Приведем пример разучивания народного танца из своей практики. Так, в ансамбле «Сюмбель» несколько девочек - подростков -представительниц узбекской национальности. В процессе постановки узбекского танца, а именно Алия С. и Наргиза Н., эмоционально положительно, радостно реагировали на характер музыки и в определенный момент позволили себе сделать замечание остальным, что они не совсем верно передают характер танца. На вопрос участников коллектива «в чем же дело?», «почему девочки смеются над ними?» - они пояснили, что в содержании песни - солнечное настроение, белое поле созревшего хлопка и им просто радостно от воспоминаний о своей родине.

Так же они объяснили, что пластика рук имитирует совершение трудового обряда, а именно сбор урожая хлопка. Конечно, движения не несут в себе прямой смысловой нагрузки, но, тем не менее - движения девушек -участников ансамбля стали более «усердными», выразительными.

И конечно, положительно то, что ребята «проговорили» и «проиграли» ситуацию, когда им было изначально как бы непонятно - почему же девушки над ними посмеиваются; более того, они прониклись уважением к представителям узбекской национальности: движения, пластика, музыка, костюм - все то, что в совокупности и составляет хореографическое искусство данного народа позволило устранить негативные стереотипы восприятия данной национальности.

Особенно любимы детьми танцы народов мира - арабский, турецкий, индийский стилизованный танец, кантри (американский танец), тарантелла (итальянский), испанский стилизованный, греческий стилизованный, цыганский; а так же танцы латино-американской программы - самба, румба (у старшей группы и у подготовительной).

Приведем пример занятия «Путешествие в Испанию», который проводился нами на занятиях в хореографическом объединении «Сюмбель»: 1. Рассказ о культуре Испании с демонстрацией иллюстраций и видеоряда о костюмах, национальных обычаях и т.д. 2. Выступление о видах и жанрах испанского танца. 3. Репетиционно-постановочная работа над элементами классического испанского танца; а так же фламенко, пасодобль, в совокупности которые составили основу стилизованного танца. Этот танец вошел в репертуар коллектива и был отмечен дипломом 2 степени на конкурсе народного танца «Народные узоры», который традиционно проходит в Советском районе г. Казани.

Очень важно понимание, того, что воспитательный потенциал хореографического искусства в формировании культуры межнациональных отношений у подростков не ограничивается как было рассмотрено выше, только включением в репертуар народного характерного танца.

Огромным воспитательным потенциалом в формировании культуры межнациональных отношений у подростков обладает хореографическое искусство прошлых веков, а точнее - историко-бытовые танцы

Бытовой танец, по мнению А.Н. Фокиной даёт возможность узнать, «примерить на себя» культуру взаимоотношений, правила поведения, нормы морали различных слоев общества той или иной эпохи. Использование различных танцев воспитывают чувство собственного достоинства, вежливости в обращении с партнёром, знакомят учащихся с культурой разных народов, позволяют показать человека любой национальности через призму общечеловеческих ценностей. [253].

В статье О.Я. Крысоватой отмечается, что в процессе занятий хореографией у подростков формируется высокая духовно-нравственная культура личности, развиваются эстетические и эмоциональные реакции, представление о грации, красоте, закладываются основы культуры взаимоотношений, формируется основы этики, добра и познания окружающего мира [107].

В аспекте выявления воспитательного потенциала, Хазанова Т.Б. считает, что хореография как синтетический вид искусства гармонически развивает личность. Наравне с приобретением осанки, танцевальных навыков, умения ритмично двигаться, слушать музыку, понимать ее, она развивает трудолюбие, чувство коллективизма, ответственность, патриотизм. Личность, в свою очередь, несет обществу знания, культуру общения, культуру отношений [257].

Э.А. Куруленко выявила следующий воспитательный потенциал хореографического искусства в развитии личности: «танец можно рассматривать как развлечение, как способ общения, как вид искусства, как средство формирования эстетической культуры, развития творческих способностей; в объединение людей на почве интересов к танцу, как способ организации свободного времени и управления им» [68, с.32].

Э.А. Куруленко особенно подчеркивает, что «если участники хореографического коллектива — подростки, значит остро стоит вопрос о формировании личности, ее нравственных качеств, социальной активности и творческих способностей, трудолюбия и душевных качеств» [68, 112].

Культура межнациональных отношений подростков в условиях хореографического искусства зависит от степени включенности подростка в социальную общность, отраэ/сает его мировоззренческую позицию и связана с адекватностью восприятия себя в системе отношений со сверстниками в процессе хореографической деятельности. По мере того, как формируются сознание и самосознание подростка, образуется система психических свойств, делающих его способным участвовать в жизни общества, выполнять социальные функции, быть субъектом социокультурного творчества.

Результаты опытно-экспериментальной реализации социально- педагогической модели формирования культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства

Особое значение приобретает подбор музыкальных произведений: опыт показывает, что эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают классические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.С.Баха, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена. [190]

Танцевально - коммуникативный тренинг основан на спонтанном танце, в ходе которого высвобождаются и снимаются внутренние напряжения человека. В основе спонтанного танца лежит импровизация (от лат. improvisus - внезапность; англ. improvisation - импровизация) - вид и танцевальная система современной хореографии американского происхождения; иимпровизация в современной хореографии является творческим актом художника в момент выполнения, без предыдущей подготовки, танцевальная фантазия на тему (импровизация есть в модерн -джаз, перфоманс, хип-хоп, контемпорари и др.). Через движения проявляются главные отношения личности к себе, другим, миру; их возможно корректировать. [276 ]

В силу многих причин субъективного характера - у педагогов-хореографов нет возможности обогатить свой репертуар танцами народов мира - всех без исключения. Поэтому упражнения на середине, состоящие из комбинаций движений и ходов того или иного народного танца отлично подходит для завершающего комплекса танцевально-двигательного тренинга.

Автор диссертационного исследования считает, что танцевально-познавательные упражнения тренинга являются ключевым в его содержании.

И независимо от целей воспитательного процесса с использованием средства хореографического искусства, его тактических и стратегических задач; педагогам - хореографам желательно включать в тренаж на середине, или в качестве предложенных здесь автором исследования тренингов максимально известные ему основные движения и ходы танцев разных народов мира.

Использование в данном тренинге - которое можно интерперетироватъ как кросс-культурный танцевальный тренинг -стилизации танцевального материала и современных аранжировок музыкального оформления не рекомендуется. Данные танцевально-познавательные упражнения значительно расширяют представления подростков о культуре народов мира; лучшие образцы народного характерного танца формируют положительные установки восприятия представителей иных национальностей. Предлагаются этюды по разделам: а) танцевальная культура народов, населяющих мою Родину; б) танцевальная культура народов России; [161;247;271;285;288] в) танцевальная культура народов СНГ; [187;195;221] г) танцевальная культура народов мира (например - фламенко, танец живота, капоэйро и др.)

Для всех разделов принципиальным является использование образцов народного хореографического искусства и так называемых «низкостатусных наций».

В рамках танцевально-познавательного комплекса упражнений рекомендуем использовать соответствующую танцевальному материалу и не сложную для восприятия подростков - музыку народов СНГ, России, Республики Татарстан.

Так, культура межнациональных отношений вбирает в себя понятие толерантности - способности подростка принять личность человека таким какой он есть; понимание необходимости отказа от насилия, использование мирных средств для разрешения разногласий и конфлг/ктов.[50;55;136;189;202;211;237;249;275]

На наш взгляд, именно кросс-культурный тренинг и танцевально-двигательный тренинги наиболее соответствует нашим целям, позволяя сформировать практические навыки межкультурного взаимодействия.

Тренинги кросс-культурного и танцевально-двигательного характера позволили нам сплотить многонациональное объединение, убрать негативные стереотипы восприятия лиц некоренной национальности, приобрести навыки позитивного взаимодействия с представителями национальных меньшинств, а так оюе улучшить социально-психологический климат объединения — ту качественную сторону межличностных отношений, которые способствуют или тормозят продуктивную совместную деятельность и всестороннее развитие личности в группе. Главной причиной возникновения негативного социально-психологического климата в объединении, является нежелание или неумение правильно воспринимать и оценивать людей, предубежденное отношение к ним.

Социально-педагогическая модель, разработанная автором, также предполагает и так называемое «рациональное познание искусства» - через формы и методы социально-культурной деятельности, позволяющие в свою очередь реализовать воспитательный потенциал хореографического искусства в полной мере.

В основе процессуально-действенного компонента - использование различных форм социально-культурной деятельности.

Формы СКД - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта [с.ЗО]. В.Е.Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе» [240,с.134].

Похожие диссертации на Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства