Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности Кеериг Ольга Петровна

Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности
<
Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кеериг Ольга Петровна. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности : ил РГБ ОД 61:85-13/795

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности формирования музыкальной культуры школьников в условиях самодеятельности 19

I. Содержание понятия "музыкальная культура" личности 19

2. Учет психофизиологических особенностей младших школьников при организации их музыкальной деятельности на досуге 50

3. Детская, музыкальная самодеятельность в системе формирования музыкальной культуры младших школьников 68

Глава II. Реажзация музькально-воспитательшх возможностей самодеятельности в формировании музыкальной культуры младших школьников 101

I. Методика исследования компонентов музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в условиях детской музыкальной самодеятельности ... 101

2. Опытная работа и этапы формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности 119

Заключение 176

Список использованной литературы 184

Введение к работе

Развитие социалистического общества, задачи коммунистического строительства предъявляют повышенные требования к воспитанию подрастающего поколения. "Те, кто сегодня садятся за школьную парту, будут решать сложнейшие задачи грядущего двадцать первого века. И мы хотим, чтобы они решали эти задачи в расцвете своих дарований", - говорится в докладе тов. К.У.Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС /47, с.55/. Исходя из этого, в области образования и воспитания подрастающего поколения в настоящее время на первый план выдвигается задача формирования творческой личности. Особую актуальность в связи с этим приобретает проблема детского художественного творчества в условиях клубной художественной самодеятельности. Партия и правительство придают огромное значение художественной самодеятельности в процессе коммунистического воспитания подрастающего поколения. В Постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечается, что "в учебных заведениях, Домах пионеров, клубах и Дворцах культуры следует повсеместно наладить работу кружков художественной самодеятельности" /44, с.49/.

Указания партии ориентируют на разработку актуальных проблем воспитания подрастающего поколения в сфере досуга, в частности, на совершенствование музыкального воспитания детей в условиях художественной самодеятельности.

В нынешних условиях научно-технического прогресса, когда наблюдается интенсификация всех сторон психической деятельности ребенка, все больше возрастает значение организации досуга детей, наполнение его элементами искусства. В Постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" важнейшей задачей названо "значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся" /44, с.48/. В связи с этим возрастают требования к художественному воспитанию школьников, формированию их лично-сти средствами искусства, в том числе искусства музыкального.

О важности массового музыкального воспитания, процесса в котором происходит формирование музыкальной культуры школьников, свидетельствуют также решения ХХУІ съезда КПСС, где сказано: "Расширять возможности для гармоничной, духовной жизни людей, доступа всего народа к культурным ценностям, обеспечить дальнейший подъем образования и культуры" /39, с.137/.

Основными формами приобщения школьников к музыкальному искусству являются, как известно, уроки музыки в общеобразовательной школе, а также внеклассные и внешкольные музыкальные занятия. Вне зависимости от специфики функционирования этих форм, все они объединены общей целью: "... воспитать у учащихся музыкальную культуру, как часть их всей духовной культуры" /164, с.59/.

Для решения проблемы формирования музыкальной культуры детей необходимы усилия всех социальных институтов, осуществляющих воспитание подрастающего поколения, среди которых видное место занимают внешкольные культурно-просветительные учреждения, типа Домов пионеров, клубов и Дворцов культуры, в которых созданы условия для развития детской музыкальной самодеятельности.

В нашей стране, где "расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований" обеспечивается Конституцией СССР /39, с.62/, развитие детской музыкальной самодеятельности во внешкольной культурно-просветительной сфере рассматривается как одно из эффективных средств создания потенциала дальнейшего роста культурной самодеятельности масс, как один из существенных факторов коммунистического воспитания детей в свободное время.

Массовость и доступность участия детей в музыкальной самодеятельности придают ей особое значение в деле формирования музыкальной культуры. Можно говорить и о том, что обеспечение преемственности музыкальной самодеятельности масс тесно связано с социально-педагогической проблемой формирования музыкальной культуры подрастающего поколения.

Это выдвигает на первый план задачу совершенствования форм и методов детской музыкальной самодеятельности.

В клубных учреждениях используются индивидуальные, групповые и массовые формы приобщения детей к музыкальной самодеятельности. Однако практика показывает, что нередко воспитательные усилия не приводят к ожидаемым педагогическим результатам. Ана- лиз многолетней практической работы по музыкальному воспитанию младших школьников в условиях художественной самодеятельности выявляет определенное противоречие между ее возможностями в деле формирования музыкальной культуры детей и реальной практикой. Стихийный характер организации детских клубных музыкальных объединений, узкопрофессиональный подход, абсолютизация тех или иных направлений, копирование в детской музыкальной самодеятельности приемов, рассчитанных на взрослую самодеятельность, не учитывание специфики музыкальных занятий с детьми на досуге, слабость художественной и педагогической подготовки руководителей детской музыкальной самодеятельности - все это снижает эффективность влияния детской музыкальной самодеятельности на формирование музыкальной культуры ее участников. Это связано с не разработанностью теоретических положений о детской музыкальной самодеятельности, методики формирования музыкальной культуры детей в ее условиях. Клубные учреждения, не имея своей программы и методики формирования музыкальной культуры, используют объединенную программу для школы и внешкольных учреждений, в которой не учитывается специфика занятий с детьми в условиях самодеятельного творчества.

Исходной предпосылкой нашего исследования явилось, во-первых, противоречие между задачами массового музыкального воспитания детей и реальным состоянием детской музыкальной самодеятельности в настоящее время, которое характеризуется направленностью, главным образом, на решение частных задач формирования навыков музыкального исполнительства, а не на развитие музыкальной культуры личности в целом, что приводит к односторонности этого процесса; во-вторых, формирование музыкальной культуры требует дифференцированного подхода к различным возрастным категориям.

Данное исследование посвящено изучению проблемы формировав ния музыкальной культуры младших школьников, так как эта категория детей составляет основной контингент участников самодеятельности; именно в этом возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности, и, наконец, от эффективности музыкального воспитания детей данной возрастной группы в значительной степени зависит успех музыкального воспитания подростков и молодежи.  

Содержание понятия "музыкальная культура" личности

Музыкальная культура - важный элемент духовной жизни общества. На ХХУІ съезде КПСС отмечалось, что духовная жизнь советского общества становится все более многогранной и богатой, хотя не все вопросы, связанные с формированием нового человека , решены/ -40/. Одна из основных задач, выдвигаемых Коммунистической партией и государством перед советским народом, состоит в осуществлении курса на достижение постоянного соответствия между социально-экономическим развитием страны и развитием духовной жизни общества, его культуры. Все это в полной мере относится к музыкальной культуре, как важнейшему элементу духовной культуры.

Высшей ценностью социалистической музыкальной культуры является великое наследие музыкальной классики, народного искусства, лучшие произведения современной советской и зарубежной музыки. Для того, чтобы лучшие произведения классической и народной музыки вошли в быт людей, проникли в самую гущу народных масс, необходимо развивать музыкальную культуру населения, и как его составную частицу, музыкальную культуру личности.

В многочисленных работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина / I, 3, 4, 5, б, 7, 15, 18, 19 /, в которых раскрывается существо народности, популярности и доступности искусства, взаимоотношения художника и публики, отмечается необходимость "обеспечения народу доступа ко всем сокровищам искусства" и в то же время поднять его культурный уровень, дать ему художественное образование, без которого нельзя "полноценно наслаждаться искусством" / 3, с. 276; 18, 19 /.

А.В.Луначарский, говоря о музыкальной культуре масс и задачах воспитания новых слушателей, призывал к необходимости "широчайшего культурного воспитания масс" /37, с.183/. "Окончательной целью, - писал он, - является создание культурного общества..., которое является необыкновенно благодарным резонатором для каждого подлинного произведения искусства" /37, с.182-183/.

Музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: эстетической, художественной, духовной и наконец, культуре общества в целом. Поэтому содержание понятия "музыкальная культура" находится в прямой зависимости от степени разработанности понятия "культура".

Сегодня еще нет полного единства среди советских ученых относительно содержания понятия "культура" /59, 168, 169, 211, 213, 285/. Характеризуя основные тенденции исследования культуры в нашей стране, Э.С.Маркарян отмечает, прежде всего подход, согласно которому культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей /211, с.32-36/. Этот подход был распространен до 60-х годов нашего столетия. В настоящее время он уступил место двум новым подходам к осмыслению общей природы культуры: один - как процесс творческой деятельности, другой -как специфический способ человеческой деятельности. Общее для них заключается в деятельностной интерпретации культуры. В центре внимания представителей первой концепции /59,159,183 , 213/ находится культура, рассматриваемая сквозь призму культурной революции в нашей стране, процессов духовного производства, функционирования и развития личности. Сторонники второй концепции /169, 181/ сделали предметом своего исследования вопросы , связанные с общей характеристикой культуры как универсального свойства общественной жизни людей. По определению М.С.Кагана "культура - это целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которой реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и природой, обществом и природой, человеком и обществом" /169,с.12/

К ХУЛ Всемирному философскому Конгрессу советскими философами был предложен подход, в котором "в основу понимания культуры кладется исторически активная творческая деятельность человека, и.следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта этой деятельности. Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности... в любой области общественной жизнедеятельности" /181, с.36/. Для данного подхода характерно выделение и сочетание двух параметров культуры - творческого и личностного. Данная концепция привлекает своей гуманистической направленностью, стремлением показать фундаментальную роль личности, созидательного начала в истории человечества.

Понятие"культура" разномасштабно: от культуры человеческого общества до культуры отдельной личности /171, с.б/.

Несмотря на то, что музыкальная культура является важным элементом культуры общества, само понятие "музыкальная культура" мало разработано. Необходимо отметить, что во втором и третьем изданиях "Большой советской энциклопедии", в "Педагогической энциклопедии" /56/, в "Музыкальной энциклопедии"/ 227/ определение понятия "музыкальная культура" отсутствует, хотя термин "музыкальная культура" используется в современной педагогической, музыковедческой, социологической научной литературе /223, 164, 265, 291, 296/. Часто в понятие "музыкальная культура" вкладывается различное смысловое содержание. Авторы используют этот термин, как нечто самое собой разумеющееся, не раскрывая его содержания. Например, в "Музыкальной энциклопедии" /227, с.759/ мы встречаемся с термином "музыкальная культура" в следующем определении: "музыкальное воспитание - целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры , развитие музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания" /227, с.759/. В данном контексте термин "музыкальная культура" выступает одним из компонентов процесса музыкального воспитания наряду с такими, как развитие музыкальных способностей человека, развитие в нем эмоциональной отзывчивости. На наш взгляд, во-первых, это не рядоположные понятия, а, во-вторых, и музыкальные способности, и способность к эмоциональной отзывчивости на музыку составляют основу музыкальной культуры личности.

Учет психофизиологических особенностей младших школьников при организации их музыкальной деятельности на досуге

При организации музыкальной деятельности младших школьников на досуге, как показывает анализ детской самодеятельности, недостаточно учитываются данные психологии, физиологии, этики, эстетики, педагогики о возрастных особенностях. В то же время успех самодеятельности, как сферы культурно-просветительной работы, тесно связан с дифференцированным подходом к различным слоям и группам населения Д9І, с.88/ и к разным возрастным категориям детей и подростков /197/.

"Знание психологии, знание детской души, - писал А.С.Макаренко, является основой построения всей системы воспитания детей" /207, с.382/. Знание возрастных особенностей детей дает возможность находить более эффективные способы управления их музыкальным развитием и воспитанием.

Младший школьный возраст - определяющий этап в формировании личности. От того, какой фундамент общей и музыкальной культуры будет заложен в этом возрасте, зависит все дальнейшее развитие человека. Это касается его общего и музыкального развития, а также становления общечеловеческих качеств личности.

Возраст - понятие не только биологическое, но и социальное. В советской педагогике и возрастной психологии к группе младшего школьного возраста относят детей от семи до двенадцати лет. Эта периодизация связана с учением Л.С.Выготского о стадиальном развитии психики, о структуре детского развития как циклической смене критических и стабильных возрастов /ИЗ/.

Божович Л.И. отмечает следующие главные особенности, кото 51 рые характеризуют младших школьников: развитие познавательной сферы; формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы, позволяющей... действовать сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка; развитие общественной направленности младшего школьника, т.е. обращенность к коллективу сверстников заставляет искать свое место и усваивать те нравственные требования, которые они ему предъявляют" /82, с. 291/.

В настоящее время исследуется возможность и рациональность начинать обучение детей в школе с шестилетнего возраста. Необходимость такого рода исследований диктуется соображениями о том, что научно-технический и социальный прогресс предъявляет новые требования к обучению и воспитанию молодого поколения, а акселерация физического и психического развития детей позволила не только изменить школьные програти начальных классов ( с 4-х на 3-х летнее обучение), но и поставить вопрос о более раннем начале обучения в школе.

Экспериментальное обучение шестилетних детей по программе начальной школы показало, что при специальной методике обучения и соответствующем режиме дня (например, продолжительность уроков 35 минут с динамическими паузами) учаїдиеся, начавшие обучение в школе с шестилетнего возраста, практически ничем не отличаются (по успешности обучения и состоянию физического и умственного развития) от учащихся, поступивших в школу с семилетнего возраста.

Новый, существенно возросший уровень интеллектуальных и моральных требований, которые предъявляет школа, в основном и определяет суть критического периода в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст - период, когда в жизни ребенка происходит важное переломное событие: поступление в школу, изменение "ведущего" вида деятельности с игрового на познавательный /168, с.50-97/. Резко изменяется весь уклад жизни ребенка, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной, ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. В этом возрасте формируется отношение к учению,как трудовой, общественно значимой деятельности. Ребенок включается в коллективную деятельность. Это требует организованности, дисциплины. Усвоение знаний в начальной школе требует от младшего школьника высокого уровня развития наблюдательности, памяти, организованного внимания, умения анализировать. "Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему общественных отношений и всего его образа жизни. Учение является для ребенка трудовой деятельностью" /82, с.208/.

Занятия ребенка в школе связаны с повышением нервно-психической нагрузки, утомляемостью, ограничением "двигательной"сво-боды (гипокинезией). Ведь ребенок привык выражать свои чувства прежде всего движениями и сама по себе двигательная активность доставляет ему удовольствие. Слолшой для младших школьников является проблема, связанная с интеллектуальной сосредоточенностью. Детей младшего школьного возраста отличает также неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, недостаточность внутреннего торможения, способность "отключаться", выражающаяся в резком падении внимания.

Отрицательное воздействие указанных закономерностей на формирование личности ребенка может быть ослаблено, а также снято разумной организацией досуга младших школьников. Исследования Л.В.Занкова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина /153,340, 342/ показали богатейшие возможности учащихся начальных классов, их интеллектуального развития, формирования умений самостоятельно познавать и открывать для себя окружающий мир, развивать себя физически, нравственно, эстетически. Но для этого нужна более совершенная форма учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе и организация их досуга во внешкольной культурно-просветительной сфере, ибо психология детей младшего школьного возраста постоянно требует не только интеллектуальных занятий, но и эмоциональной деятельности.

Методика исследования компонентов музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в условиях детской музыкальной самодеятельности

В связи с тем, что предметом нашего исследования является процесс формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности, нами были разработаны показатели и критерии для определения уровня развития компонентов музыкальной культуры.

Разработка научных основ измерения уровней музыкального развития является одной из актуальных и сложных проблем теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей. То обстоятельство, что разные исследователи пользуются своими параметрами и своей методикой определения оостояния музыкального развития детей привело к тому, что результаты различных исследований не всегда сопоставимы и не могут раскрыть общую картину музыкального развития детей. Слабым местом здесь является и то, что при изучении отдельных компонентов музыкальной культуры детей исследователи, как правило, сводят всю систему музыкального воспитания и обучения к развитию данного интересующего их аспекта, абсолютизируют этот компонент, в результате чего происходит развитие этого компонента у детей в ущерб всем другим /123/. Нами была сделана попытка комплексного исследования основных компонентов музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в процессе их досуговой музыкальной самодеятельности. За основу мы взяли показатели, разработанные академиком Н.А.Ветлугиной /93/ в дошкольной музыкальной педагогике, которые, по ее мнению, могут быть успешно применены для исследования детей младшего школьного возраста, а также основные компоненты эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности, предложенные этим же автором на УІ Всесоюзной конференции по музыкальному воспитанию детей /265, е. 15-18/.

В связи с тем, что формирование музыкальной культуры детей младшего школьного возраста изучалось нами в условиях их досуго-вой музыкальной самодеятельности, возникла необходимость учета ее специфики. Исходя из содержания понятия "музыкальная культура" ребенка и специфики досуговой музыкальной самодеятельности детей, важнейшими на наш взгляд, являются следующие показатели: - степень развития интереса детей к музыке и музыкальной деятельности; - степень развития музыкальности (музыкальных способностей детей и их способности эмоционального сопереживания в музыке); - степень проявления самостоятельных, поисковых действий в музыкальной деятельности детей; - степень музыкальной грамотности.

Необходимо отметить, что показатели уровня развития того или иного компонента выполняют роль индикатора, служащего для измерения уровня развития определенных качеств, способов и умений. Показатели, кроме количественной, должны нести и качественную информацию. Отсюда показатели должны впитать в себя структуру музыкальности /94, с.33/. Есть основания считать, что такой подход правомерен при изучении уровня развития компонентов музыкальной культуры.

Определение уровня развития музыкального интереса Одним из важных показателей музыкальной культуры ребенка является его интерес к музыке и музыкальной деятельности. С точки зрения психолого-педагогической сущности, музыкальный интерес является сложным психическим процессом, в котором можно выделить такие стороны, как познавательную, эмоциональную и волевую. Интерес ребенка к музыке определяет его отношение (положительное или отрицательное) к музыкальной деятельности. Это отношение оказывает прямое влияние на степень активности, инициативы детей в музыкальной самодеятельности.

В данном показателе отражены разные стороны музыкальной самодеятельности детей: степень удовлетворенности их музыкальных потребностей и интересов и степень активности, инициативы детей в музыкальном клубе. 0 степени удовлетворенности музыкальных потребностей и музыкальных интересов детей судили по субъективным оценкам и отзывам, по наблюдениям за реакцией детей в ходе проведения музыкальных занятий, музыкальных гостиных, музыкальных праздников. 0 степени активности детей судили по частоте участия их в музыкальных мероприятиях детского клуба, школы, домашнем музи цировании; расширении диапазона музыкальных интересов, перехо да от занимательных к более глубоким формам освоения музыкаль ного искусства, к музыкальному обучению, к общественно-полезной деятельности.

Опытная работа и этапы формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности

Вся опытная работа по формированию музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в условиях самодеятельности состояла из поисково-формиругощего и формирующего эксперимента.

Поисково-формирутощий эксперимент осуществлялся автором с 1968-70 гг. в детском музыкальном клубе "Зорачка" города Минска, куда были приняты все желающие дети младшего школьного возраста. Основу музыкальной деятельности детей составляло коллективное музицирование. Структура музыкальных занятий в клубе "Зорачка" была следующая: один раз в неделю проюдились групповые занятия и один раз - коллективные музыкальные занятия. 10$ детей занимались в музыкальных классах, где происходило обучение игре на музыкальных инструментах. При организации музыкальной деятельности детей нами использовались следующие принципы: прием всех желающих детей, принцип занимательности, доступности музыкального материала, принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

На 1-м этапе поисково-формирующего эксперимента происходило становление детского самодеятельного музыкального коллектива "Зорачка". Решались следующие задачи: выявление музыкальных интересов детей, вовлечение их в разностороннюю музыкальную деятельность (хоровое пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игры, хороводы). Основной целью этого этапа было привитие детям интереса к музыке и музыкальной деятельности.Поэтому музыкальные занятия строились как занятия-игры. Вся музыкально-воспитательная работа была направлена на создание и сплочение детского творческого коллектива. G этой целью были организованы совместные походы, экскурсии, посещения концертов, беседы с родителями и вовлечение их в музыкально-воспитательную работу. Вовлечение родителей участников в музыкально-воспита-тельную работу имело целью не столько оказание помощи руководителю, сколько помогло родителям понять музыкальные интересы детей и свою роль в процессе их музыкального воспитания.

Анкетирование и интервьюирование родителей испытуемых выявило, что родители не совсем четко представляют каким образом они могут помочь клубу в музыкальном воспитании их детей. Это заставило нас провести ряд мероприятий и дать родителям следующие практические рекомендации: создание благоприятного "климата" в семье для музыкальных занятий ребенка, выражающегося: в организации режима дня ребенка с учетом времени на музыкальные занятия и их домашнюю подготовку; в заинтересованном отношении к музыкальным занятиям ребенка, выражающемся в том, что родители спрашивали, что поет или играет на музыкальном инструменте ребенок, какую песню разучивали в клубе; в совместном музицировании (пении песен); в целенаправленном выборе музыкальных теле- и радиопередач; в совместном посещении концертов, филармонии, а также музыкальных гостиных в клубе; в активном участии в жизни музыкального клуба (организации для детей музыкальных праздников, экскурсий,походов). Участие родителей в музыкальном воспитании детей оказало существенное влияние на формирование музыкального интереса детей, содействовало сплочению детского музыкального коллектива.

На П-м этапе после стабилизации детского музыкального коллектива, на музыкальных занятиях происходило обучение детей основам музыкальной грамоты, расширение музыкального кругозора детей, привитие им музыкальных навыков: пения в хоре, слушания му 121 зыки; развитие их музыкальных способностей, элементов музыкального творчества. Складывались традиции детского коллектива, такие как: празднование дня рождения его участников, совместные посещения оперного театра, отдых в летнем лагере, что содействовало его сплочению.

Ш этап - развитие самостоятельности, инициативы детей в музыкальной деятельности, музыкально-просветительская работа: шефские концерты для детских садов, школ города и района. Участники "Зорачки" - активные помощники в организации школьной самодеятельности.

Музыкальное развитие участников детского коллектива "Зорач-ка", степень формирования их музыкальной культуры мы прослеживали, в основном, по таким компонентам, как степень развития музыкальных способностей и степень развития музыкального интереса. Записи наблюдений за музыкальным развитием детей производили в специальном журнале в течение 3-х лет.

На рис. № I (стр.122) отражена динамика развития музыкальных способностей детей. Из 40 обследованных детей, на низком уровне было II человек, на среднем - 20 человек, на высоком -9 человек. В ходе досуговой целенаправленной музыкальной деятельности произошли заметные сдвиги уровня развития их музыкальных способностей. Заметно возросло количество детей с высоким уровнем развития данного показателя. На наш взгляд, особый интерес представляет снижение количества детей с низким уровнем развития музыкальных способностей, так как музыкальное воспитание этой группы детей представляло наибольшую трудность.

Похожие диссертации на Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности