Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба Дугинец Людмила Леонидовна

Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба
<
Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дугинец Людмила Леонидовна. Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба : ил РГБ ОД 61:85-13/754

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Просвещение участников художественной самодеятельности как социально-педагогическая проблема 26

I. Особенности просвещения участников художественной самодеятельности 26

2. Специфика и возможности народных университетов для участников художественной само деятельности 67

Глава II. Народные университеты культуры как форма просвещения участников художественной самодеятельности 86

I. Организация университета культуры для участников художественной самодеятельности 86

2. Содержание и формы работы в народном университете культуры для участников художественной самодеятельности 116

Список использованной литературы 143

Приложение I 167

Приложение II

Введение к работе

Современные условия общества развитого социализма, достижения научно-технической революции, расширение участия трудящихся в управлении общественными процессами предъявляют новые требования к культурному уровню советского человека.

"Формировать, возвышать духовные потребности человека, -отмечается в решениях июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, -активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры" .

Развитие духовного потенциала общества требует повышения культурного уровня каждого человека во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе и в сфере свободного времени. Дальнейшее совершенствование развитого социализма обязывает к тому, чтобы свободное время человека служило материальному и духовному развитию нашего общества в той же мере, как и его производственная деятельность.

В решении этой задачи важную роль призвана играть художественная самодеятельность. В Постановлении ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" отмечалось, что осуществленные за годы Советской власти социально-экономические преобразования в стране, рост материального благосостояния, повышение уровня образования и культуры народа, наличие свободного времени создают благоприятные условия для всестороннего развития личности, расцвета народных талантов. В условиях зрелого социализма художественная самоде-

х Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М., 1983, с.47.

ятельность, будучи важным фактором воспитания всесторонне и гармонически развитой личности, способствует формированию ее мировоззрения, повышает социальную активность, расширяет кругозор, развивает творческие способности.

Вместе с тем в последние годы происходит снижение темпов развития самодеятельного художественного творчества; одной из причин этого можно считать недостаточно эффективное использование пропагандистской функции художественной самодеятельности. Сегодня художественная самодеятельность не может ограничиваться решением только художественно-творческих задач. На нее возлагается и пропагандистская миссия - "самовоспроизводство" культурных ценностей, пропаганда своего жанра искусства, - и этим путем - расширение числа участников самодеятельности. Однако сегодняшний культурный уровень участников самодеятельных коллективов не всегда может обеспечить выполнение этой задачи.

Анализ работы коллективов художественной самодеятельности показывает, что развитие творческих способностей членов самодеятельных коллективов, их учебно-репетиционная деятельность не всегда сочетаются с их просвещением. В практике учебно-воспитательной работы многих клубных коллективов просвещение их участников осуществляется зачастую эпизодически, бессистемно, занятия проводятся на недостаточно высоком уровне. При этом используются лишь традиционные формы устной пропаганды (лекции, беседы и т.д.). Такая работа, как правило, не способствует формированию у участников самодеятельности осознанной потребности в повышении своего образовательного и культурного уровня.

Во-первых, это связано с тем, что руководители коллекти-

bob художественной самодеятельности не владеют методикой просвещения. Во-вторых, они зачастую ограничены лишь возможностями художественного просвещения в области конкретного жанра. В-третьих, профессиональная подготовка и культурный уровень руководителей во многих случаях недостаточно высоки, что не позволяет им организовать широкую просветительную деятельность среди участников. В результате потребности членов коллективов в интеллектуальной насыщенности занятий оказываются выше возможностей их руководителя.

Внутриколлективные формы просвещения могут служить основой для формирования интереса к искусству, но уже его дальнейшее развитие целесообразно в каких-то иных формах. Поэтому поиск перспективных форм повышения культурного уровня участников художественной самодеятельности несомненно является важным.

Цель исследования - выявить особенности просвещения участников художественной самодеятельности и определить систему его организации в условиях клуба.

Объектом исследования являются участники художественной самодеятельности клуба - слушатели народного университета культуры.

Предмет исследования - просветительная деятельность клуба с целью повышения культурного уровня участников художественной самодеятельности.

Это обусловило задачи исследования;

  1. Выявить особенности просветительной деятельности в клубном самодеятельном коллективе и определить возможности; ее совершенствования средствами народных университетов культуры.

  2. Разработать методические основы организации народного университета культуры для участников художественной самодея-

тельности.

3. Экспериментально проверить и практически внедрить методику организации народных университетов культуры для участников художественной самодеятельности.

В основу исследования была положена следующая гипотеза. Народный университет культуры для участников художественной самодеятельности может стать одной из форм просвещения, дополняющей учебно-воспитательную работу внутри коллектива, если его программа будет учитывать ведущие художественные интересы слушателей и опираться на их социально-культурную деятельность.

Базой исследования явились клубные учреждения Ленинграда и Челябинской области. Базой педагогического эксперимента -Дворец культуры и -техники ЧТЗ г.Челябинска, где автор принимал непосредственное участие в организации народного университета культуры для участников художественной самодеятельности. Выработанная в результате эксперимента методика организации народного университета культуры для участников художественной самодеятельности была рекомендована и внедрена в практику работы ДК железнодорожников г.Челябинска, а также клубов Агапов-ского района Челябинской области.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам коммунистического воспитания, образования, свободного времени, учение В.И.Ленина о культурной революции в СССР, материалы съездов КПСС, документы партии и государства по актуальным проблемам идеологической работы, труды М.И.Калинина, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского по вопросам коммунистического воспитания и самообразования.

Рассматривая клуб как целостную систему и основываясь на комплексном подходе к осуществлению педагогического процесса,

автор использовал для его анализа труды советских философов: В.Г.Афанасьева, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, Э.В.Соколова, Л.Г.Смирнова, В.С.Цукермана, изучавших особенности формирования всесторонне развитой личности; социальных психологов: Н.С.Афонина, И.Т.Левыкина, Ю.А.Шерковина по проблемам пропаганды.

Общепедагогической основой исследования явились труды специалистов по проблемам непрерывного образования: А.П.Вла-диславлева, А.В.Даринского, А.К.Громцевой, Н.И.Рубакина и по вопросам организации и содержания деятельности народных университетов: А.П.Владиславлева, А.В.Даринского, Ф.И.Казаковой, Л.К.Камышановой, Т.Н.Левашовой, В.К.Луканенковой, Л.И.Соколовой и др.

Основное внимание было уделено работам по проблемам художественной самодеятельности: ее сущности и функциям (Л.Н.Коган, И.Ю.Гончаров, Е.И.Смирнова), тенденциям и перспективам развития (М.К.Кузьмина, А.Г.Михайлик), ее воспитательным возможностям' (Н.Н.Антонова, М.И.Баскин, Ю.П.Кустов, А.П.Марков, Л.П.Подоба, Ф.А.Соломоник, и др.), совершенствованию художественно-творческого (К.Б.Долинова, Э.А.Куруленко, В.И.Плоткин, Б.Д.Тихонов, В.А.Щербаков, В.И.Курова, М.М.Шибаев) и учебно-воспитательного процессов (В.И.Закутский, А.С.Каргин, Т.И.Бакланова).

Цель и задачи исследования обусловили его методику.

Первый этап исследования носил теоретический характер. Ставилась задача теоретически обосновать возможности и особенности просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба, для чего анализировалась литература по проблемам непрерывного образования, организации народных университе-

тов и художественной самодеятельности. На данном этапе была обоснована проблема, сформулирована гипотеза, поставлены задачи исследования, разработана его методика.

Второй этап исследования включал в себя анализ состояния учебно-воспитательной работы в коллективах художественной самодеятельности и работы народных университетов культуры в клубе, что позволило определить условия организации просвещения участников клубной самодеятельности.

На этом этапе исследования использовались следующие методы:

включенное педагогическое наблюдение в течение двух учебных лет (1978-1980 гг.) за ходом просветительной деятельности в различных коллективах художественной самодеятельности;

анализ клубной документации (210 планов учебно-воспитательной работы коллективов художественной самодеятельности, 138 учебно-тематических планов народных университетов, 304 плана работы клубов), который позволил выявить состояние просвещения участников клубных коллективов;

анкетный опрос 135 руководителей коллективов художественной самодеятельности, давший представление о направленности их учебно-воспитательной деятельности;

анкетный опрос 87 слушателей народного университета культуры - участников художественной самодеятельности;

педагогический эксперимент, направленный на развитие познавательной активности слушателей народного университета -участников самодеятельности, на основе специально разработанной программы, учитывающей их ведущие художественные интересы.

Третий этап исследования - опытно-экспериментальная работа - проводился с 1980 г. по 1983 г. с целью проверки гипоте-

зы. Была разработана и апробирована программа и методика организации факультета "Эстетика" для участников художественной самодеятельности, проводился анализ данных о его работе, были сделаны выводы и разработаны рекомендации.

Научная новизна исследования. В диссертации обоснована необходимость специально организованного в условиях клуба просвещения участников самодеятельных художественных коллективов, расширяющего рамки внутриколлективной учебно-воспитательной работы, и способствующего совершенствованию процесса формирования личности участника. Выявлены особенности организации и содержания работы народных университетов культуры для участников художественной самодеятельности как действенной формы их просвещения.

Практическая значимость исследования. Определены наиболее эффективные пути создания народного университета культуры для участников художественной самодеятельности: методика составления учебно-тематического плана и программ, отбора содержания, выбора форм и методов обучения, организации учебного процесса. Экспериментальная методика, результаты и практические рекомендации внедрены в практику в Домах культуры г.Челябинска и Челябинской области. Результаты исследования могут быть использованы во всех крупных дворцах и Домах культуры, имеющих значительное число различных коллективов художественной самодеятельности.

Апробация работы. Результаты исследования освещались на научно-практических и научно-методических конференциях Челябинского института культуры (1977-1984 гг.), на аспирантских конференциях в Ленинграде (1978 г.), в Перми (1980 г.), на Челябинской областной научно-практической конференции "Совершен-

ствование культурного обслуживания сельского населения на основе централизации клубных учреждений в свете решений ХХІУ съезда КПСС" (1982 г.), на областных совещаниях ректоров народных университетов культуры (1980-1983 гг.), на курсах повышения квалификации клубных работников.

Цель и задачи исследования обусловили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав ("Просвещение участников художественной самодеятельности как социально-педагогическая проблема", "Народные университеты культуры как форма просвещения участников художественной самодеятельности"), заключения, списка использованной литературы и приложений, включающих анкеты слушателей народного университета культуры - членов клубных коллективов, учебно-тематический план и программу факультета "Эстетика" для участников художественной самодеятельности.

Художественная самодеятельность объединяет в своих коллективах широкие слои населения: рабочих, служащих, колхозников, инженерно-технических работников, учащуюся молодежь.

Актуален поиск путей воспитательного воздействия на личность в условиях самодеятельных коллективов в клубе. Мы рассматриваем одну из важных сторон воспитания личности, формирование широкого культурного кругозора, овладение знаниями, умениями и навыками в той области теории, которая связана с до-суговыми интересами участников художественной самодеятельности и использование полученных знаний на практике - совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в клубе.

Решать эту проблему можно имея в качестве методологической основы теорию формирования всесторонне развитой личности.

- II -

Проблемы формирования всесторонне развитой личности на современном этапе находят свое отражение в работах советских философов, педагогов, психологов.

Л.И.Коган считает необходимым выделение качественных характеристик, которые бы говорили о всестороннем развитии личности. К таким характеристикам он относит: активное участие в основных, необходимых для каждого члена общества видах социальной деятельности; выбор в каждом из этих видов деятельности конкретных занятий, соответствующих индивидуальным способностям и потребностям, обеспечивающих максимальное развитие индивидуальности; богатство и полноту духовного мира и деятельности индивида, полную реализацию его способностей и творческих возможностей; превращение выполнения каждого вида социальной деятельности - личности во внутреннюю потребность, в естественную необходимость, в свободную самодеятельность; активную жизненную позицию личности, ее универсальную самореали-

зацию в различных сферах ее социальной жизних.

Исследуя проблему просвещения участников художественной самодеятельности, мы опирались на выделенные Л.Н.Коганом компоненты всесторонне развитой личности для того, чтобы определить конкретные задачи, стоящие перед системой просвещения в клубе, решение которых способствует формированию требуемых качеств.

Комплексному анализу подвергает понятие всестороннего развития личности С.Н.Иконникова. Она рассматривает проблему всестороннего развития в нескольких аспектах - психологическом,

х Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981, с.21.

социальном, культурном, подчеркивая, что "целостность личности реализуется лишь в непрерывном изменении и внутреннем обновлении. Диалектика созревания и обучения, просвещения и творчества, социализации и индивидуализации выражает суть духовного развития"1.

Для нашего исследования особенно важное значением имеет идея С.Н.Иконниковой о необходимости вычленения главных, существенных направлений всестороннего развития личности. В культурном аспекте проблема всестороннего развития личности - это прежде всего проблема мировоззрения, которая не является простой суммой знаний, а проявляется в активной практической деятельности личности, как твердый сплав знаний и убеждений.

Повышение культурного уровня участников художественной самодеятельности, их всестороннее развитие является одной из актуальных проблем художественного творчества. "Низкий исполнительский уровень, - пишет Смирнова Е.И., - не прощается ни профессиональным артистам, ни самодеятельным..., публика судит самодеятельность по тем же критериям, что и искусство профессиональное. Теперь не любой концерт или спектакль самодеятельности вызывает интерес публики, а только те, которые пред-

р ставляют действительно явление художественной жизни" .

Отсюда абсолютно необходимой является работа по повышению

х Иконникова С.Н. Проблема всестороннего и гармонического развития личности. - В сб.: Духовная культура развитого социализма и личности. Л., 1980, с.151.

р Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях - М., 1983, с.136.

- ІЗ -

интеллектуального и культурного уровня участников художественной самодеятельности, рост их творческого потенциала, чему безусловно способствует продуманная система просвещения участников.

Проблему, о которой идет речь, сейчас пытаются решить многие организаторы клубных коллективов. "Заключается она, -пишет В.Чурбанов, - в том, как именно совместить собственную художественную практику с искусствознанием, обучение практическим навыкам... - с формированием кругозора и творческого мышления"1.

"С 60-х годов, - продолжает далее автор, - в клубах, домах и дворцах культуры начали возникать различные учебные студии и классы. При этом их участники составляют хоры, ансамбли,

оркестры и т.д. Так снизу, стихийно, самодеятельность стала со-

р единяться с системой художественного образования" . На этот

факт обращает внимание А.В.Даринский. Он пишет: "Опыт работы показывает, что деятельность народных университетов культуры в клубе бывает особенно успешной, когда она тесно связана с другими формами клубной работы, прежде всего с любительскими объединениями и творческими коллективами. В этом случае члены любительских объединений и участники самодеятельности часто являются слушателями народных университетов... Тем самым учеба в народном университете способствует повышению общей культуры участников самодеятельности и создает основу для их лрактиче-ской творческой деятельности" .

1 Чурбанов В. Талантлив каждый. - Молодой коммунист, 1978, В 12, с.37.

Там же.

Даринский А.В. Народные университеты - центры самообра-

Проблемы развития, повышения культурного уровня участников художественной самодеятельности затрагиваются в работах советских исследователей, посвященных эстетическому воспитанию в клубе, художественной самодеятельности как одной из форм эстетического воспитания, различным аспектам учебно-творческого процесса в клубном коллективе.

Эти исследования ведутся в двух направлениях - рассмотрение общих вопросов развития художественной самодеятельности и освещение ряда аспектов художественно-творческой деятельности собственно клубных объединений различного профиля (влияние художественной самодеятельности на развитие личности).

В работах Е.И.Смирновой, Л.Я.Алексеевой, Ю.Соколовского рассматриваются вопросы, связанные с выяснением сущности самодеятельного искусства, его роли в коммунистическом воспитании трудящихся, в формировании коммунистического мировоззрения, эстетических вкусов и взглядов советских людей, говорится о возможностях художественной самодеятельности.

Рассматривая методологические вопросы развития самодеятельного художественного творчества, Е.И.Смирнова указывает на ряд негативных моментов, которые отражают "заметное проявление скрытых внутренних противоречий развития самодеятельности как общественного явления"1. Одно из них противоречие между досуго-вым характером самодеятельности и ориентацией на мастерство, как явление труда. В условиях возросшей культуры зритель все

1 Смирнова Е.И. Методологические вопросы развития самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. - В сб.: Совершенствование идейно-воспитательной работы клуба. Л. :ЛИК им.Н.К.Крупской, 1980, с.82-83.

меньше склонен прощать несовершенство художественной самодеятельности. Творчество немыслимо без постоянного совершенствования, поэтому "отсутствие специальной подготовки участников

самодеятельности обостряет потребность в учебе .

Важное значение просвещения участников художественной самодеятельности и его объективную необходимость отмечают иссле-

дователи функций художественного творчества .

Ряд авторов, раскрывая воспитательные возможности педагогического воздействия художественно-творческого процесса на личность выделяют просвещение участников художественной самодеятельности как необходимое условие для реализации поставленных перед самодеятельностью задач. Подчеркивая значение просвещения для формирования нравственно-эстетического идеала

х Смирнова Е.И. Методологические вопросы развития самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. -В сб.: Совершенствование идейно-воспитательной работы клуба. Л., 1980, с.84.

См.: Чурбанов В. Талантлив каждый. - Мол. коммунист,

1978, $ 12; Гончаров И.Ю. Проблемы современной художественной самодеятельности как средство эстетического воспитания трудящихся: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - М., 1971; Алексеева Л. Художественная самодеятельность как средство воспитания нового человека. - М., 1970; Гитман М.М. К вопросу о социальных функциях художественного самодеятельного творчества. - В сб.: Вопросы теории и практики КНР. Л., 1977, вып.Ш; Цукер-ман B.C. Художественная самодеятельность как сфера и средство развития личности. - В кн.: Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск, 1980 и др.

участников художественной самодеятельности, А.С.Каргин пишет, что "... формирование нравственно-эстетических начал у участников осуществляется через: а) усвоение марксистско-эстетиче-ских начал в исполняемом произведении, б) специальных занятиях образовательного характера . И далее, автор отмечает, что "в группе, в которой велась художественно-образовательная работа, экспериментируемые стали воспринимать музыку значительно эмоциональней, ... чем те, которые занимались в основном

художественно исполнительской деятельностью" .

Делая вывод по итогам исследования, Каргин А.С. предлагает "усилить теоретическое обучение участников самодеятельности основам марксистско-ленинской эстетики" .

Рассматривая проблему формирования музыкально-художественного вкуса подростков, Щербаков В.А. отмечает, что кроме чисто исполнительских навыков, "в целях формирования музыкально-художественного вкуса следует постоянно расширять круг знаний за счет пополнения художественной информации, углублять эмоциональную отзывчивость ..." .

Задачу совершенствования воспитательной деятельности в хоре Кустов Ю.П. решает путем обязательного сочетания вокаль-но-воспитательной и музыкально-просветительной деятельности .

1 Каргин А.С. единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности: Автореф.

дисс. ... канд.пед.наук. -М., 1977, с.20.

^ Там же, с.22. Там же.

Щербаков В.А. Проблема формирования музыкально-художественного вкуса подростков: Автореф.дисс. ... канд.пед.наук. -

М., 1973, с.17.

См.: Кустов Ю.П. Пути совершенствования воспитательной

Ряд авторов связывают повышение культурного уровня участников художественной самодеятельности с просветительной работой в самом художественном коллективе (Кузнецов В.Г., Бакланова Т.И., Кузьмина М.К., Соломоник Ф.А., Долинова К.Б., Закут-ский В.И.).

Так, Кузнецов В.Г., доказывая положения, связанные с активизацией музыкально-познавательной деятельности, ограничивает свое исследование лишь анализом процесса обучения, оставляя вне поля зрения вопросы общекультурного просвещения участников1.

Наиболее полно вопросы музыкально-образовательной работы самодеятельного коллектива нашли свое отражение в исследовании Баклановой Т.И., которая в качестве важного фактора повышения эффективности музыкально-образовательной работы называет использование ее в целостной системе формг. Автор выделяет основные формы (во время занятий), дополнительные (в свободное время) и форш музыкального самообразования. Данная система, на наш взгляд, наиболее полно отвечает задачам просветительной функции самодеятельности, однако в данном варианте музыкально-образовательная деятельность всецело зависит от уровня культуры и профессиональной подготовленности руководителя коллекти-

деятельности в молодежном самодеятельном коллективе: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. -Л., 1975.

1 См.: Кузнецов В.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - М., 1973.

р См.: Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в

хоре и пути повышения ее эффективности: Автореф. дисс. ...

канд.пед.наук. - М., 1979.

ва, что не позволяет говорить об универсальности предложенной системы.

Некоторые авторы не без основания видят большие воспитательные возможности воздействия на личность в репертуарной политике руководителя коллектива художественной самодеятельности. Так, Ф.А.Соломоник пишет: "Обусловленная социальными и педагогическими требованиями репертуарная политика предопределяет учебно-воспитательную, концертнр-исполнителъскую и общественную деятельность коллектива, способствует созданию условии

формирования всесторонне и гармонически развитой личности" .

С этим нельзя не согласиться, но просвещение только возможностями, заложенными в репертуаре, не может не быть ограниченным в силу различной подготовки руководителей художественной самодеятельности, возможностей самого коллектива, ограниченности репертуара, предлагаемого для самодеятельности. Использование репертуара для просвещения участников будет тем эффективней, чем подготовленной будут сами участники к восприятию репертуара, чем более квалифицированней будет осуществляться отбор этого репертуара. Отмечая важность и необходимость просвещения участников художественной самодеятельности, повышения их культурного уровня, авторы, как правило, отмечают необходимость проведения разнообразных просветительных мероприятий в рамках отдельных самодеятельных коллективов .

х Соломоник Ф.А. Педагогический процесс в музыкальном самодеятельном коллективе рабочей молодежи. - Л., 1981, с.

* См.: Долинова К.Б. Самодеятельное творчество - путь формирования творческой личности. - Л., 1976; Закутский В.И. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в само-

Однако такая практика не решает проблему просвещения участников художественной самодеятельности в силу ограниченных возможностей коллектива, а также особенностей художественно-творческого процесса, где репетиционная деятельность имеет свои закономерности, не позволяющие, зачастую, совмещать ее с организацией систематических занятий.

Вместе с тем, социологические исследования констатируют, что художественное творчество трудящихся стимулирует интерес к культуре1.

Например, в Бельцком Народном университете, где молодежь составляет большинство слушателей, 52$ слушателей участвует в художественной самодеятельности. В двух московских университе-

деятельных хоровых коллективах клубных учреждений по музыкально-творческому развитию их участников: Автореф. дисс. ... канд. пед.наук. -М., 1979; Куруленко Э.А, Развитие творческих способностей подростков в клубе: Автореф.дисс. ... канд.пед.наук. - Л., 1981; Степанов А.Н. Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания участников художественной самодеятельности клубных учреждений. - Фрунзе, 1980 и т.д.

1 Исследование проходило в двух московских университетах: на факультете театрального искусства университета культуры при Бахрушинском музее и в университете марксистско-ленинской эстетики при Фрунзенском РК КПСС, а также в Бельцком Народном университете литературы и искусства Молдавской СССР. - См.: Баллер Э.А., Пименова В.Н. Народные университеты культуры сегодня. - В кн.: Социология культуры. Вып.1. М.: Сов. Россия, 1974, C.I09-II0.

-готах процент занимающихся различными видами творческой деятельности в сфере художественной культуры также довольно высок. Таким образом, заключают исследователи, участники художественной самодеятельности - это еще один, причем очень многочисленный потенциальный "резерв" для Народных университетов культуры. Это же признают и сами участники самодеятельности, большинство которых (69$) заявили, что потребность заниматься в университете была вызвана прежде всего как раз их участием в художественной самодеятельности. Поэтому один из перспективных путей успешного формирования аудитории университетов культуры, - делают вывод авторы, - это организация их при клубах и домах культуры.

Однако подъем уровня культуры участников клубных коллективов не самоцель, а насущная необходимость.

"В самодеятельном коллективе интерес к учебе, - как отмечает И.Фуки, - к овладению знаниями у участников часто возникает из насущных нужд его сегодняшнего творчества. Знания, полученные в коллективе, быстро реализуются в работе над конкретным спектаклем. Потребность в изучении той или иной дисциплины диктуется практической необходимостью, работой над конкретным художественным произведением"1.

Занятия в Народном университете в клубе позволят его слушателям г участникам клубных объединений повысить уровень их практики, углубить интерес к досуговой деятельности.

Идея объединения деятельности коллективов художественной самодеятельности с работой народных университетов находит свое

Фуки И. Об учебно-воспитательной работе в Народных театрах. -Сб.: Нар.творчество. Тр.26. М., 1974, с. 139.

отражение в практике клубной работы.

Организационные формы соединения могут быть совершенно различные. Народный университет может возникнуть при любительском объединении, как это имело место в городском клубе "Природа" г.Ленинграда, когда Народный университет возник по инициативе членов клуба и его совета .

В структуре университета два факультета: аквариумистов и цветоводов, организованных с целью дать элементы аналогичного образования, соответствующие познавательным интересам членов клуба. Запись в Народный университет проводилась во время ежегодной выставки "Природа и люди". Учебная программа университета включала в основном вопросы биологии, а также темы, соответствующие профилю обоих факультетов. В качестве преподавателей приглашают ученых биологов.

Создание новых коллективов художественной самодеятельности на базе Народных университетов - это одна из возможностей просвещения участников клубных коллективов.

Несколько лет назад создан Народный университет культуры при Шадринском (Курганская область) городском доме культуры. На трех его факультетах (литературном, музыкальном, театральном) обучается более двухсот человек.

90 учащихся кооперативного техникума посещают театральный факультет, созданный на базе городского театра и народного театра Дворца культуры автоагрегатного завода.

Но прошло время, и обучающиеся на театральном факультете

х См.: Луканенкова В.К. 0 привлечении слушателей в Народные университеты. - В кн.: Организационные проблемы Народных университетов. І., 1970, с.27-28.

решили попробовать свои силы на сцене. Так родилась творческая лаборатория факультета, которая объединяет более пятидесяти любителей. Руководит ею старейшая актриса профессионального театра О.Неверовская. Лаборатория активно участвует в жизни Народного университета культуры, ставит спектакли, выезжает к

I труженикам села .

Как положительный факт, надо отметить и то обстоятельство, что в последнее время получили широкое развитие Народные университеты культуры, которые считают своей целью прививать слушателям активные навыки в том или ином виде художественного творчества. На базе таких университетов работают творческие студии и кружки. Так, слушатели факультета изобразительного искусства при Краснодарском городском университете культуры систематически участвуют в краевых и республиканских выставках. На театральном факультете этого университета большая группа участников художественной самодеятельности и любителей театра пробует свои силы в качестве театральных рецензентов. В Кропоткинском университете на факультете изобразительного искусства, слушатели получают навыки художников-оформителей стенных газет и других форм наглядной агитации. Спектакли Павловского народного театра, который работает на базе театрального факультета,

посмотрели жители во многих уголках края .

Еще одной формой просвещения в условиях клуба является На-

х Брыков В. Если хочешь наслаждаться искусством. - Информационный выпуск:/ М-во культуры РСФСР, Центральный научно-методический кабинет КНР. - М., 1975, с.23-24.

л Информационный выпуск Ш 2 /М-во культуры РСФСР, Центральный научно-методический кабинет КНР. - М., 1975, с.4.

родный университет культуры специально созданный для участников художественной самодеятельности.

Однако вопрос о принципах создания такого университета культуры в литературе не разработан. Не апробирована программа, не выявлены возможности такого университета в реализации одной из педагогических задач клубного воздействия на участников -превращения объективной необходимости их просвещения в субъективную потребность личности.

В практике клубной работы коллективы художественной самодеятельности рассматриваются как средство пропаганды искусства, как носители определенных артистических способностей, навыков и умений. Но, как правило, обращается слабое внимание на всестороннее развитие участников клубных коллективов, не всегда развивается имеющееся у самодеятельных артистов стремление к самообразованию, к пополнению своих знаний в избранной отрасли искусства. У участников художественной самодеятельности обычно не развивается потребность в более глубоком овладении теорией избранного вида искусств. Не обучают их приемам анализа собственной концертной деятельности, исполнительского мастерства других артистов, самодеятельных и профессиональных, умению прорецензировать фильм, спектакль, отстоять свое мнение в диспуте. Если и встречаются в практике работы клубных коллективов художественной самодеятельности такие формы, как совместное посещение и обсуждение концертов, фильмов, спектаклей, выставок, диспутов и т.д., то они носят эпизодический характер, не преследуют образовательных целей, слабо организованы, а потому не могут дать соответствующих результатов в развитии и формировании личности.

Каков же путь решения проблемы повышения культурного уров-

ня участников художественной самодеятельности, превращения объективной необходимости в просвещении участников в их субъективную потребность?

Данную проблему можно решить за счет формирования потребности в самообразовании.

Современный этап развития нашего общества, обусловленный быстрым научно-техническим прогрессом, вызывает необходимость постоянного пополнения и углубления своих знаний, что на качественно новом уровне актуализирует вопрос о самообразовании.

В социологическом плане вопрос о самообразовании рассматривается как одна из форм досуга. Авторы исследований констатируют, что включение широких масс в самообразовательную деятельность зависит, в первую очередь, от субъективного фактора:

уровня культурных потребностей, сформированных познавательных

I интересов .

Недостаточно разработан вопрос о возможностях культурно-просветительных учреждений в организации самообразования членов клубных коллективов. Отдельные работы (Н.И.Яркина, А.Я. Айзенберг, Т.Левашова и др.), посвященные вопросам самообразования в культурно-просветительных учреждениях, не раскрывают его особенностей в условиях клуба, а рассматривают как самостоятельное явление, никак не связанное с деятельностью клубных коллективов.

Итак, недостаточная разработанность в теории и существующая практика, в которой имеется реальное противоречие между объективной необходимостью в просвещении участников художест-

х Патрущев В.Д. Возможные изменения в использовании бюджетов времени. - Социологич. исследования, 1982, J& I.

венной самодеятельности и отсутствием научно обоснованных путей ее реализации послужило основанием для выбора темы исследования, которое сформулировано нами как "Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба". Решение указанной проблемы будет способствовать реализации принципа всестороннего развития личности в просвещении и воспитании участников художественной сагюдеятельности, причем особо важную роль должно сыграть формирование потребности в самообразовании и усвоение умений и навыков образовательной работы широкими слоями трудящихся, и прежде всего молодежи, в клубных коллективах художественной самодеятельности.

Итоги исследования были опубликованы в шести статьях и тезисах общим объемом 3,5 печатных листа, а также изложены в выступлениях на Всесоюзных аспирантских конференциях (гг. Ленинград, Пермь) и областных семинарах ректоров народных университетов (гЛелябинск). В результате были выработаны методические рекомендации для клубных работников, опубликованный Научно-методическим центром и государственным институтом культуры "Народный университет в клубе". Результаты осуществленного исследования используются автором в курсе "Кпубоведение" и "Методика и организация устной пропаганды в клубе".

Особенности просвещения участников художественной самодеятельности

Вопросы культуры В.И.Ленин тесно связывал с вопросами экономики и политики. В работе "О кооперации" он писал: "... у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим"1.

Іфльтурная революция, начатая в годы строительства основ социалистического общества, не завершается. Решив задачу приобщения широких народных масс к ценностям духовной культуры, культурная революция, понимаемая в широком смысле этого слова, необходимо требует постоянной работы по повышению образовательного и общекультурного уровня трудящихся, по формированию потребности в активном освоении духовных богатств и повышении социальной активности. Тезисы ЦК КПСС "К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина" указывают, что подъем народного просвещения это "создание всех условий для приобщения самых широких масс трудящихся к политике, знаниям, эстетическим ценностям" .

Особую роль в этом играет социально-культурное творчество масс. Одним из его ярких проявлений выступает художественная самодеятельность. Художественное творчество - явление полифункциональное. Оно представляет собой органический синтез таких видов деятельности, как познавательная, коммуникативная, цен-ностно-ориентационная и преобразовательная.

В функциях аккумулируются принципиально важные черты художественной самодеятельности: ее социальная сущность, общественное назначение, объективная направленность, В функциях художественной самодеятельности выражается ее связь с обществом, его потребностями, интересами и целями, ее обязанность - действовать в интересах общества, функции объективны. Они обусловлены общественной системой, господствующими в ней идеологическими отношениями, потребностями, интересами и целями классов. Такой методологический подход позволяет раскрыть конкретно-исторический характер функций. Объективные по своему характеру, они служат выражением целеполагающей деятельности людей. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. В функциях художественной самодеятельности преломляются определенные воспитательные цели, которые сознательно намечаются советским обществом. Партия рассматривает художественную самодеятельность "как важное средство подъема культуры народных масс, их политической и трудовой активности, со-вершенствованш организации досуга"1. Причем, социальная зна-чимость художественной самодеятельности заключается не столько в создании ценностей духовной культуры, сколько в форшровании личности самого участника: подъема культурного уровня, развития его творческого потенциала, развития социальной активности. Именно формирование всесторонне развитой личности участника определяет эффективное функционирование художественной самодеятельности. "Сущностью самой самодеятельности является "производство себя", творческая самореализация, саморазвитие, осознанное или неосознанное самосозидание. В связи с этим педагогическая функция самодеятельности ... может трактоваться как нахождение оптимальных ... путей в самодеятельном процес „т се совершенствования личности" . В условиях художественной самодеятельности формирование личности участника, развитие его индивидуальных способностей происходит в процессе целенаправленного педагогического воздействия, а также предполагает "организацию встречной активности человека по усвоению общественных норм и ценностей, по "возвращению его субъективности во внешний мир"2.

1 Особую роль в формировании личности в процессе педагогического воздействия в самодеятельном коллективе играет просвещение участников, которое выступает как одна из функций худо-жественвой самодеятельности3.

Специфика и возможности народных университетов для участников художественной само деятельности

Народные университеты культуры являются одной из сложных форм массовой пропаганды и имеют широкие возможности, заложенные в нем как своеобразном учебном заведении, входящим в систему непрерывного образования.

"Концепция непрерывного образования, - пишет А.В.Дарин-ский, - признает учение нормальной и необходимой деятельностью человека во все периоды его жизни и подразумевает возможность и необходимость для всех людей любого возраста обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор" .

В постановлении ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды" (1978 г.) подчеркивается важная роль народных университетов как массовой формы идеологической работы партии, как средства формирования марксистско-ленинского мировоззрения, пропаганды знаний, использования свободного времени для расширения кругозора трудящихся, повышения их культуры, образованности, квалификации.

Главная задача университетов - оказание помощи тем, кто занимается самообразованием, людям, избравшим для изучения определенную область знаний. Университеты открывают широкие возможности для занятии слушателям, которые руководствуются различными мотивами самообразования, имеют разнообразные познавательные интересы. Трем основным типам народных университетов соответствуют три группы мотивов самообразования . К первому типу относятся: народные университеты, имеющие своей целью повышение производственной квалификации или приобретение новой профессии (например, народные университеты технико-экономических знаний, педагогических знаний для учителей, медицинских знаний для медицинских работников и т.д.) обычно выбирают люди, у которых мотивация самообразования сугубо утилитарная. Они предполагают использовать полученные в процессе самообразования знания в своей производственной деятельности.

Второй тип - это так называемые народные университеты общественных профессий (например, народные университеты общественных профессий (например, народные университеты общественных библиотекарей, рабочих корреспондентов, профсоюзного актива и т.д.) приходят люди активно участвующие в общественной деятельности. Мотивы их обучения - приобретение знаний и умений для квалифицированного выполнения общественной работы.

И, наконец, третий тіш народных университетов, это университеты просветительного типа, имеющие своей целью повышение общей образованности и культуры людей, соответствуют такой мотивации самообразования, когда ее главным источником является потребность познания, т.е. интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, получаемое человеком от самого поиска информации.

Народные университеты могут иметь многообразные профили: общественно-политические, естественнонаучные, технико-экономические, сельскохозяйственные, культуры (литературы, искусства), педагогики и коммунистического воспитания, медицины, общественных профессий, лекторского мастерства и др.

Возможности народного университета культуры заложены в его функциях. Время в зависимости от различных факторов выдвигало как первостепенную то одну, то другую функцию, но именно они в совокупности сформировали просветительную роль народного университета. Наиболее отчетливо особенности народных университетов культуры и их возможности выявляются через сравнительную характеристику с другими социальными институтами непрерывного образования, например, системой специального образования и системой повышения квалификации, которая показывает, что отличия народного университета культуры от других социальных институтов, например, образования, заключаются в следующем: - во-первых, народные университеты имеют открытый доступ для всех желающих. Согласно примерному положению "в народные университеты принимаются без отрыва от производства рабочие, колходники, специалисты различных отраслей народного хозяйства и культуры и члены их семей, все лица, желающие пополнять и углублять свои знания в той или иной области науки, техники, искусства"1.

Организация университета культуры для участников художественной самодеятельности

Идея просвещения участников художественной самодеятельности средствами народного университета культуры находит свое отражение в практике клубной работы. В различных районах страны на базе клубных коллективов возникают формы просвещения участников, которые ближе всего стоят к народным университетам. Это движение, пока неорганизованное, возникает в ответ на сформированную в коллективе потребность участников в систематическом расширении своего кругозора, повышении культурного уровня.

Проведенные социологические исследования показывают, что . художественное творчество трудящихся стимулирует их интерес к повышению культурного уровня. Так, в Белъцком народном университете, где большинство слушателей составляет молодежь, более половины слушателей (52$) участвуют в работе кружков художественной самодеятельности. Исследователи считают, что они - многочисленный потенциальный "резерв" для народных университетов культуры. Аналогичного мнения придерживаются и сами участники. Значительная часть из них (69%) заявили, что потребность посещать университеты была вызвана превде всего их стремлением удовлетворить свои эстетические запросы. Следовательно, один из перспективных путей правильного формирования аудитории университетов культуры, - делают вывод многие авторы, - организация таких подразделений при клубах и домах культуры.

Организационные формы просвещения участников художественной самодеятельности средствами народных университетов могут быть разнообразными. На базе народных университетов культуры возникают коллективы художественной самодеятельности, что открывает новые возможности в просвещении их участников.

Несколько лет назад был создан университет культуры при Шадринском (Курганская область) городском Доме культуры. На трех его факультетах (литературном, музыкальном, театральном) обучается более двухсот человек. 90 учащихся кооперативного техникума посещают театральный факультет, возникший на базе Шадринского городского театра и народного театра Дворца культуры автоагрегатного завода.

Первоначально слушатели театрального факультета изучали историю театра, творчество Щепкина, М.Н.Ермоловой, В.Комиссар-жевской, драматургию А.С.Пушкина, А.Н.Островского, А.М.Горького. Основными формами занятий были лекции, встречи с профессиональными артистами, участие в зрительских конференциях. Рассказывалось об особенностях режиссуры, работы актеров, художников. Многие слушатели делились своим мнением о театральном искусстве на страницах городской газеты, по радио.

Но прошло время и те, кто занимался на театральном факультете, решили попробовать свои силы на сцене. Так родилась творческая факультетская лаборатория, объединяющая более 50 человек. Руководит ею старейшая актриса О.Неверовская. Лаборатория принимает активное участие в деятельности университета культуры. Осуществляет постановку спектаклей, тепло принимаемых зрителями .

Таким образом, на более высокой ступени обучения, когда слушатели заинтересованы не только в усвоении большого объема знаний, но и в приобретении художественных навыков, развитии своих способностей, учебный процесс может быть организован в сочетании с некоторыми формами клубной работы.

Как положительный фактор надо отметить и то, что в последнее время народные университеты культуры вообще получили широкое развитие. На базе таких университетов, цель которых -привитие навыков в том или ином виде художественного творчества, работают различные студии и кружки. Так, слушатели факультета изобразительного искусства при Краснодарском городском университете культуры систематически участвуют в краевых и республиканских выставках. Большая группа участников художественной самодеятельности и любителей театра, занимаясь на театральном факультете этого же университета, готовится стать театральными рецензентами. На факультете изобразительного искусства университета Кропоткинского Дома культуры слушатели приобретают умения художников-оформителей стенных газет и других форм наглядной агитации1.

Вместе с тем необходимо отметить пока еще стихийность такого процесса просвещения участников художественной самодеятельности. Отсутствует четко разработанная программа, не изучена степень эффективности просвещения средствами народного университета в условиях клуба, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по организации и методике работы подобного рода народных университетов. Дело в том, что реализация возможностей народного университета культуры для участников художественной самодеятельности требует соблюдения определенной методики в организации подобного рода деятельности.

Содержание и формы работы в народном университете культуры для участников художественной самодеятельности

Анализ содержания занятий на факультете "Эстетика" для участников художественной самодеятельности и выявление особенностей просвещения в условиях клубного самодеятельного коллектива привел нас к выводу, что содержание просвещения в подоб-, ного рода народных университетах должно включать два элемента: сообщение участникам художественной самодеятельности теоретических знаний в области эстетики и включение слушателей в процесс просвещения с целью превращения объективной необходимости просвещения в субъективную потребность. Занятия на факультете велись в течение двух лет. Исходным пунктом при обучении стала позиция практики, которая по словам В.И.Ленина, "выше (теоретического) познания, ибо имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности" .

Теоретические занятия для участников художественной самодеятельности имели практическую значимость для совершенствования имеющихся у них умений и навыков познавательной деятельности. Такая позиция не противоречит общей направленности на повышение теоретического уровня познания слушателей. При этом ориентация на практику не сводилась к простому "выходу" в непосредственную практическую деятельность слушателей. Позиция практики была заложена в самих теоретических положениях, хотя и достаточно абстрактно. В соответствии с позицией практики содержание просвещения участников художественной самодеятельности выступает в единстве с досуговой деятельностью, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Таким образом, теоретический курс первого года обучения нацеливал слушателей на формирование общего понятия роли искусства в обществе, поэтому он был построен по проблемному методу, т.е. содержал перечень тем, относящихся к курсу "Марксистско-ленинской эстетики".

Практическое значение эстетической теории для тех, кто непосредственно создает художественные ценности проявляется особым образом и значение его крайне велико. Необходшлость знаний в области эстетической теории заключается в том, что она позволяет познать законы их собственной самодеятельности - слушатели факультета познают сущность искусства, природу художественного творчества, роль искусства в жизни, его влияние на людей. Помогая выработке определенного понимания искусства, эстетическая теория формирует сознательное отношение творца к художественной деятельности. Вместе с тем необходимо, чтобы содержание обучения охватывало различные виды знаний, характерные для данного курса, ибо только в этом случае знания выполняют основные функции - служат созданию общей картины мира, инструментом практической и познавательной деятельности, основой целостного мировоззрения. Какие же виды знаний предусматривает изучение курса "Марксистско-ленинской эстетики": основные понятия курса, факты действительности науки, закономерности, оценочные знания.

Курс начинался с изучения общего вопроса: "Что изучает эстетика", где были раскрыты основные понятия курса, вопросы о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека и прежде всего в искусстве. Освещены вопросы природы эстетического и его многообразия в действительности и в искусстве, многообразие форм эстетической деятельности. Второе занятие раскрывало "Основные категории эстетики. Эстетические понятия".

Развитие знаний слушателей в области теории искусства положительно сказываются на формировании их вкуса, поэтому ряд занятий были посвящены искусству как социальному явлению. Здесь же раскрывалось искусство как модель деятельности личности и отражение мира, как форма общественного сознания. Давалась характеристика народности искусства, его функций. Виды и жанры искусства предполагали рассмотрение принципов их классификации и детальную характеристику.

Похожие диссертации на Совершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба