Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Булатова Светлана Николаевна

Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края)
<
Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Булатова Светлана Николаевна. Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1998 245 c. РГБ ОД, 61:99-13/127-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальная адаптация учреждений культуры к новым экономическим условиям как научная и практическая проблема 17

1.1. Сущность социальной адаптации учреждений культуры в условиях современной экономической ситуации 17

1.2. Целевая комплексная программа как средство социальной адаптации учреждений культуры 45

1.3. Воздействие психолого-педагогического фактора на социальную адаптацию учреждений культуры 67

Глава 2. Формирование организационно-педагогических основ социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям 79

2.1. - Целевые комплексные программы: сравнительный анализ и оценка 79

2. 2. Уровень психолого-педагогической готовности персонала к деятельности в современных экономических условиях 104

2.3. Технология разработки целевой комплексной программы как организационно-педагогическая основа социальной адаптации 148

Заключение 163

Библиографический список использованной литературы 169

Приложения 186

Введение к работе

Изменения, коснувшиеся в последнее время всех сторон экономической, политической, общественной жизни людей, переход к демократизации и обновлению духовно-нравственной сферы имеют непосредственное отношение к социально-культурной сфере.Становление рыночных отношений диктует свои правила и нормы поведения, учёт которых в повседневной практике учреждений культуры выступает как необходимое условие, помогающее обрести им достойное место в современной жизни, "выжить" в жесткой конкурентной борьбе.

Переориентация, приспособление к складывающимся рыночным отношениям наиболее трудны для отрасли, которая относится к непроизводственной сфере. Государственные учреждения культуры , привыкшие к гарантированной бюджетной поддержке, оказались в тяжелейших экономических условиях. Они болезненно реагируют на новую экономическую обстановку. Многие предприятия, ранее гордившиеся своими дворцами, культуры, библиотеками, творческими коллективами, любительскими объединениями, по объективным, а нередко, субъективным причинам отказываются выделять средства на их поддержание. Многие профсоюзные организации и трудовые коллективы закрывают, продают, сдают в аренду или превращают в склады свои учреждения культуры.

В сложных условиях экономического реформирования бюджетное ассигнование, получаемое от государства все больше отстает от финансовых потребностей учреждений культуры. Средств, получаемых учреждениями культуры от платных услуг, недостаточно для покрытия их расходов. Это обусловленно как снижением потребительской активности

В соответствии с Гражданским кодексом РФ термины учреждение и организация используются равнозначно. Поэтому мы употребляем термин учреждение как синоним организация (6,71).

населения в социально-культурной сфере в силу его крайнего обнищания, так и неспособностью учреждений культуры приспосабливаться к меняющейся коньюктуре рынка. Всё это отбрасывает учреждения культуры на периферию общественной жизни.

Ученые (84, С.190) отмечают, что культура запаздывает с внедрением механизмов аккумуляции и перераспределением средств, адекватных рыночной экономике. Система всеобъемлющего прямого бюджетного финансирования сферы культуры оказалась несостоятельна в условиях перехода к рынку. Когда практика, пусть даже остаточного финансирования культуры, разрушается, а альтернативные источники еще не сформировались, и население в условиях становления рыночных отношений нищает, культура оказывается в экстремальной ситуации. Если еще совсем недавно обсуждался вопрос о совместимости рыночных механизмов и культуры, то сегодня встает вопрос о выживаемости культуры в новых экономических условиях. Особо остро ощущается неготовность работников культуры лично включиться в рыночные отношения. В этом мы видим самое большое препятствие "выживанию" культуры в условиях перехода к рынку. Оно также усиливается неготовностью самого населения в целом к вхождению в рынок.

В результате коммерции социально-культурной сферы общественный статус работников культуры оказывается независимым от их творческих способностей и результатов. Отказ учреждениями культуры от некоммерческих форм деятельности , сокращение объемов услуг, повышение цен, замена бесплатных услуг платными и т.п. ведут к коммерциализации культуры, вступающей в противоречие с социокультурными и экономическими интересами общества ,задерживая развитие культурных потребностей населения. При несовершенстве рынка, недостаточном финансировании культуры государством, неразвитом институте меценатства и благотворительности остро проявляется тенденция сужения видов дея

тельности, отвечающим общественным интересам.

Однако, было бы неоправдано и несправедливо связывать современное кризисное состояние культуры только с переходом к рыночным отношениям. Современные экономические условия лишь острее выявили те проблемы и противоречия, которые накапливались в этой сфере на протяжении десятилетий. Говоря о новых экономических реалиях, можно отметить, что процесс адаптации осложнился трудностями, связанными с тем, что, во-первых, основные средства отрасли культуры, материально-техническая база очень слаба и непрерывно устаревает. Развиваясь долго по остаточному принципу она не получала достаточных финансовых средств. Во-вторых, в последнее десятилетие требования к организации культурно-досуговой деятельности значительно изменились, а планировка зданий, например, клубных учреждений, выстроенных в прошлые годы, не соответствует эффективному проведению работы, для которой необходимы соответствующие условия и учет территориальных, демографических и иных факторов. В-третьих, оставаясь в основном на бюджетном финансировании, отрасль имела госзаказ и практически была лишена хозяйственной самостоятельности. Эти причины, естественно, порождали экономическую инфантильность кадров. Как показывает практика, большинство кадров учреждений культуры экономически безграмотны. Система подготовки и переподготовки кадров все еще не достаточно ориентирована на экономическое образование. Это объясняется тем, что проблема рыночной экономики не только в культуре, но во всем народном хозяйстве не разрабатывалась как несоответствующая социалистической экономике и, особенно, природе учреждений культуры. Сейчас перед практиками и теоретиками встает вопрос как эффективнее приспособиться к современным экономическим условиям, определить факторы, которые влияют на процесс адаптации, при каких условиях "выживание" будет проходить менее болезненно для уч

реждений культуры. Вопрос этот сегодня не только теоретический, но, и в большей степени, практический. Решение многих проблем зависит от качества процесса психологического, педагогического, экономического приспособления учреждений культуры к новым экономическим отношениям. Известно также и то, что этот процесс для каждой личности очень индивидуален, хотя влияние коллективной экономической психологии имеет для нее также большое значение. Не сразу формируется новое экономическое мышление. У каждого этот процесс проходит по-своему: у одних период адаптации к новому короче, у других-труд-нее и длиннее.

Процессы демократизации и вхождения в рыночные отношения в нашей стране совпали и имеют совершенно специфическую форму. Освоение инноваций в профессиональной деятельности учреждениями культуры -весьма сложное явление. То обстоятельство, что долгое время учреждения культуры выполняли социальный заказ одного потребителя в лице правящей партии, не всегда совпадало с удовлетворением запросов широкого круга потребителей, и привело к хроническому недоиспользованию потенциала персонала учреждений культуры, возникновению штампов, стереотипов, шаблонов в работе.

Процесс адаптации идёт медленно. Это в значительной степени обусловлено тем, что на протяжении многих десятилетий проблема функционирования учреждений культуры в условиях рынка, в отечественной науке не разрабатывалась как чуждая социалистической экономике и особенно природе учреждений культуры. Практика также не ставила перед ними подобной задачи. В силу данных обстоятельств разработка проблемы социальной адаптации учреждений культуры к рыночным отношениям становится в настоящее время особенно актуальной не только в теоретическом, но и, в большей степени, практическом плане. Трудности современного этапа заключаются в том, что необходимо

решить такие вопросы, как поиск необходимых материальных средств, подготовка компетентных работников культуры, способных быстро реагировать на изменяющуюся обстановку, осуществление перепрофилизации учреждений культуры, конкуренция с другими социальными институтами, повышение своего престижа в глазах населения, создание широкого и пользующегося спросом ассортимента культурных услуг. Практические действия, направленные на решение данных вопросов, обеспечили бы учреждениям культуры наиболее безболезненное "вхождение" в рынок. Данное обстоятельство делает исключительно важной обозначенную проблему, обуславливая правомерность и обоснованность ее выбора в качестве диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Современную социокультурную ситуацию охарактеризовать однозначно сегодня крайне затруднительно. Последние годы отмечены немалыми экономическими реформами. Они внесли много нового в сферу культуры. Темпы происходящих в ней изменений столь стремительны, что не дают возможности быстрого осознания их позитивных и негативных сторон.

Анализу социально-философских, теоретических, социологических, социально-психологических, экономических проблем культуры посвящена обширная литература.

В условиях формирования рыночных отношений по-иному рассматривают свои действия теоретики и практики культуры, стремятся выработать -новый взгляд на развитие культурных процессов.

Исходное, методологическое значение для диссертационного исследования имеют работы А.И.Арнольдова, Л.С.Жарковой, Т.А.Золотовой, Э.Я.Маркарян, В.М.Межуева, Э.А.Орловой, Э.В.Соколова, Б.Ю. Сорочки-на, посвященные анализу современной ситуации. Расширению источников финансирования отрасли культуры посвящены работы Г.М.Галуцко-го.Г.М.Каранова, Е.Сибирякова, Б.В. Суника; вопросам региональной

специфики культурных процессов работы- В.Гуружанова, В.Н.Ивановой, А.И.Чухмановой, Е.Л.Кудриной,

Особый интерес представляют труды культурологов, посвященные анализу отдельных проблем функционирования культурных комплексов с учётом инфраструктуры регионов в период перехода к рынку. Широко известны работы таких ученных, как Л.Э.Зелениной, В.Н.Ивановой, Н. С.Павлюк, Г. Л. Тульчинского, В. В. Туева.

Особое значение для нашего исследования имеют работы Т.Н.Ивле-вой, В.Е.Новаторова, И.А.Свиридова, 10. А. Стрельцова, посвященные методике работы с персоналом, Анализ внешней и внутренней среды учреждений культуры в период экономического реформирования дан в трудах А.Д.Жаркова, Г. Злотникова, Н.Каштанова, А.В.Соколова, Н. Г. Наган, В.М.Чижикова, С.В.Шишкина, Л.И.Якобсона.

Теоретическому осмыслению проблемы адаптации учреждений культуры к современным экономическим реалиям способствовали работы Г. С.Белова, В. И.Гуданиса, С. Дубовского, Л.В.Кореля, В. С.Панюкова, где представлена теория адаптационного процесса в различных областях деятельности. Методологические аспекты адаптации личности разработаны З.Е.Менжилиевской, Л.Л. Шпак. Были изучены также исследования, в которых рассматриваются психолого-педагогические и экономические факторы обуславливающие процесс приспособления учреждений культурны к рыночным отношениям (Т.Н.Ивлевой, Е.Л.Кудриной, Л.И.Ру-дич).

Значительный интерес для выявления проблемного поля нашего исследования представляют диссертации Т.В.Бутенко, Э.П.Виткине, А.Н.Жмырикова, в которых затрагиваются вопросы социальной адаптации, психолого-педагогических условий адаптации работников культуры к профессиональной деятельности.

Особого внимания заслуживают также диссертационные исследова

ния последних лет: Ю.Г.Волкова, Е.Л.Кудриной, Н.В.Серёгина, С.В.Ов-дей, затрагивающие проблемы социокультурной адаптации учреждений культуры и молодых специалистов.

Оценивая весьма значительный вклад авторов в разработку данной проблемы, необходимо отметить, что процесс адаптации учреждений культуры в период радикальной экономической реформы и демократизации общественной жизни не стал еще предметом широкого исследования. Все предыдущие исследования не связывали процесс адаптации с эффективностью использования накопленного регионального ресурсного потенциала. Не выявлена роль педагогической, психологической готовности работников отрасли культуры к деятельности в современной экономической ситуации.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, исходящую из того, что:

- процесс социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям протекает по-разному и имеет свои этапы,временной период которых зависит от многих факторов, таких как состояние материально-технической базы; наличия финансовых ресурсов и выборов путей их расширения; профессиональной, психологической и экономической подготовленности кадров; стратегии и тактики регионального органа управления. Каждое учреждение культуры вырабатывает собственную тактику и стратегию адаптационного поведения в новых экономических условиях;

- целевая комплексная программа выступает средством адаптации учреждений культуры региона к новой экономической ситуации и даёт возможность интегрировать все виды культурной деятельности. В ходе адаптации целевая комплексная программа развития культуры региона позволит сбалансировать потребности и интересы населения с деятельностью учреждений культуры , рационально использовать ресурсы.

Учитывая научную и практическую значимость данной проблемы, принимая во внимание ее недостаточную разработанность в выбранном нами.педагогическом аспекте, в качестве объекта исследования взята-социальная адаптация учреждений культуры к новым экономическим условиям. Предмет исследования- организационно-педагогические основы социальной адаптация учреждений культуры. Цель исследования- на основании анализа процесса социальной адаптации учреждений культуры представить технологию разработки целевой комплексной программы.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть сущность, специфику, этапы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям в свете современных научных взглядов на проблему.

2. Исследовать динамику адаптационного процесса и реакцию учреждений культуры на изменение экономических отношений и способов деятельности на каждом этапе адаптации.

3. Раскрыть сущность целевой комплексной программы как средства адаптации учреждений культуры к современной экономической ситуации.

4. Провести сравнительный анализ и оценку целевых комплексных программ районов Кемеровской области.

5. Выявить роль психолого-педагогического фактора в процессе социальной адаптации учреждений культуры.

6. Проанализировать психолого-педагогическую готовность персонала к деятельности в современных экономических условиях.

7. Предложить технологию разработки целевых программ. Методологическую основу диссертационного исследования составили:

государственные нормативные акты- Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"(1992 г.), Фе

деральный Закон "О библиотечном деле" (1994 г.), "Основные положения перевода учреждений культуры на новые условия хозяйствования" (1989 г.); работы (В.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина) по системному подходу и возможности его применения к социальной адаптации учреждений культуры; теоретические исследования (В.П.Казначеева, И.Д.Калайкова, Б.Карлофа), в которых адаптация рассмотрена с позиций различных научных подходов.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что рассмотрена проблема, которая ранее не была предметом широкого и самостоятельного исследования и обусловлена отсутствием специальных работ по проблеме социальной адаптации учреждений культуры региона к новым экономическим условиям. В результате:

- определена сущность и специфика процесса адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям в свете современных научных взглядов на проблему;

- рассмотрена динамика адаптационного процесса и охарактеризованы реакция учреждений культуры на изменение экономических отношений и способы их деятельности на каждом этапе адаптации;

- раскрыта сущность целевой комплексной программы как средства адаптации учреждений культуры к современной экономической ситуации;

- показана роль психолого-педагогического фактора в процессе адаптации учреждений культуры. Результативность процесса адаптации зависит от степени психолого-педагогической готовности специалистов сферы культуры к деятельности в новых экономических условиях;

- дана характеристика региональных целевых комплексных программ с позиций их активного воздействия на адаптационные процессы в социально-культурной сфере;

- разработаны технологические приёмы составления региональных комплексных программ, обеспечивающие результативность процесса

социальной адаптации учреждений культуры.

Методы исследования. В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ для определения целей и задач педагогического процесса в учреждениях культуры, направленного на формирование адаптационных условий к современной экономической ситуации, метод генетического анализа- для изучения общей динамики объекта, практики работы учреждений культуры на пути к рынку, метод системного анализа, позволяющий рассмотреть диалектику процесса адаптации учреждений культуры региона; метод сравнительного анализа, основой которого стало сопоставление различных точек зрения и взглядов на проблемы культуры, на психолого-педагогические и экономические условия адаптации учреждений культуры.

На различных этапах исследования применялись методы, которые наиболее конкретно отвечали исходной цели и задачам исследования научного поиска: социологические (анкетирование, опрос, контент-анализ документальных источников) , деловые игры.

•Базой исследования послужили учреждения культуры Кемеровской области и Красноярского края, в частности, библиотеки и учреждения культуры клубного типа Уярского района Красноярского края, Железнодорожного района города Красноярска, Кемеровского района Кемеровской области. Курсы повышения квалификации работников культуры Кемеровской области. Органы представительной и законодательной власти города Белово Кемеровской области. Факультеты культурологический и художественно-педагогический Кемеровского государственного института искусства и культуры.

•Методика исследования. Исследование осуществлялось в три этапа на основе комплексного подхода к решению научно-исследовательских задач (1990-1996 г.)

На первом этапе исследования (1990-1993Г.) разработаны подходы

и сформирована рабочая гипотеза процесса социальной адаптации учреждений культуры к условиям экономического реформирования как предмета педагогического исследования, программа исследования и инструментарий.

Содержанием второго этапа (1993-1995Г.) явилось участие в разработке экспериментальных прикладных программ развития Кемеровской, области и Красноярского края.

На заключительном третьем этапе ( 1995-1997г.) сделаны выводы по теоретической и практической частям работы, разработаны технологические приёмы составления целевых комплексных программ.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложены этапы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям и технология разработки целевой комплексной программы, которые используются учреждениями культуры Кемеровской области и Красноярского края.

Работа проводилась в рамках ряда исследований научного и прикладного характера по заказу Кемеровского государственного института искусства и культуры, администрации Кемеровской области. Программа исследования была одобрена департаментом культуры и искусства Администрации Кемеровской области. Результаты исследования были представлены на конференции "Сибирское Соглашение по проблемам культуры" (Красноярск 1996 г.), краевых и областных научно-практических конференциях работников культуры.

Теоретические подходы и методические аспекты работы находят применение при проведении занятий, в учебном курсе "Основы экономики нематериальной сферы", со студентами культурологического факультета Кемеровского государственного института искусства и культуры, при написании курсовых и дипломных работ.

Предложенные автором теоретические и практические аспекты ре шения проблемы адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям были использованы в программах по переподготовке и обучению кадров в системе повышения квалификации работников культуры и искусства Кемеровской области и Красноярского края.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-теоретических и научно-практических конференциях республиканского и областного уровней: "Взаимодействие территориальных органов культуры разных уровней в проведении культурной политики: проблемы, перспективы, решения" (г.Красноярск, 1995 г.), "Культура и общество: возникновение новой парадигмы" (г.Кемерово, 1995г.), "Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйства (г.Челябинск, 1996г.), "Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования" (г.Санкт-Петербург, 1996г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическое обоснование сущности, специфики и этапов социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям, необходимость выработки каждым учреждением культуры собственной стратегии деятельности на перспективу и определение адаптационно гибкой тактики поведения.

2. Социальная адаптация учреждений культуры к новым экономическим условиям возможна через целевые комплексные программы. Использование целевых комплексных программ в качестве средства социальной адаптации учреждений культуры к современной экономической ситуации будет способствовать:

а) выявлению, комплексному анализу проблем учреждений культуры и поиску путей их решения;

б) координации усилий различных партнёров и соисполнителей целевых комплексных программ, являющихся экономической (конкретная

смета, обосновывающая возможность реализации программной деятельности) и правовой (в виде договора) гарантией защиты интересов потребителей, защищает профессиональные права работников учреждений культуры, давая возможность работать им на конкретный культурный проект;

в) внедрению целевых комплексных программ, в рамках которых решаются адаптационные проблемы учреждений культуры региона. Целевые комплексные программы позволят учреждениям культуры целенаправленно и эффективно использовать дополнительные государственные инвестиции в культуре.

3. Технология разработки целевых комплексных программ требует выстраивания четкой структуры и взаимосвязи элементов операций, что обеспечивается оптимально выбранной технологией.

4. Адаптация учреждений культуры должна рассматриваться как специально организованный социально-педагогический процесс, что предполагает психолого-педагогическую готовность кадров к деятельности в современных экономических условиях. Формирование степени психологической готовности кадров является задачей педагогической. Она заключается в реализации персоналом учреждений культуры своих творческих возможностей посредством обучения и достижения соответствующего уровня профессиональной подготовленности. Будущие специалисты должны обладать не просто суммой знаний, полученных в вузе, но и быть компетентными, способными самостоятельно ставить и решать экономические, управленческие и психологические задачи.

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Она состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе содержатся таблицы и графики, рисунки и схемы, анкеты.

Во введении раскрывается актуальность исследования, степень

научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, описываются методы и этапы исследования, их апробация. В первой главе "Социальная адаптация учреждений культуры к новым экономическим условиям как научная и практическая проблема" рассматриваются методологические основы социальной адаптации и проблемы учреждений культуры в условиях современной экономической ситуации, дается характеристика целевой комплексной программе как средству социальной адаптации учреждений культуры, существенную роль при этом будет играть формирование психолого-педагогической готовности персонала учреждений культуры к деятельности в новых экономических условиях.

Во второй главе "Формирование организационно-педагогических основ социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям" даётся характеристика, анализ и оценка региональных целевых комплексных программ, излагаются результаты анализа уровня психолого-педагогической готовности персонала учреждений культуры к деятельности в современных экономических условиях, предлагается технология разработки целевой комплексной программы.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы, формируются практические рекомендации. Список литературы включает 197 источников, расположенных в алфавитном порядке. Приложения представляют собой бланки заданий деловой игры: N1 "Выбор цели", и N2 "Выбор стратегий"; Анкета эксперта (инструментарий социологического исследования); Анкета для студента КГИИК; Анкета руководителя районного и городского учреждения культуры; Паспорт областной целевой программы "Духовное возрождение Кузбасса" на 1997-2001 г."; Отзыв на целевую региональную программу "Духовное возрождение Кузбасса на 1997-2001 годы". Таблицы, графики, рисунки, диаграмма, отражают результаты изыскания.

Сущность социальной адаптации учреждений культуры в условиях современной экономической ситуации

Рыночные отношения, складывающиеся в нашем обществе, прямым образом влияют на изменение деятельности учреждений культуры. И вполне определенно стоит вопрос о "выживаемости" учреждений культуры и их социальной адаптации к условиям развивающегося рынка. Специфику рыночных отношений мы рассматриваем как набор новых экономических условий, которые не может не учитывать любое учреждение культуры. Для новых экономических условий характерно: - существование сложной социально-экономической ситуации; - развитие рыночных отношений и конкуренции; - свободное ценообразование на некоторые виды культурных услуг - появление новых альтернативных институтов, предлагающих культурные услуги; - переход на рыночную экономику вызывает дифференциацию доходов и, следовательно, уровня жизни населения, что ведёт к обнищанию определённых слоев населения и необходимости их социальной защиты; -слабая поддержка культуры государством; - возможность банкротства отдельных учреждений культуры.

В настоящее время проблема адаптации к условиям рынка, на наш взгляд, является одной из наиболее важных для организаций культуры. Понятие "адаптация" является центральным для данного исследования и рассматривается нами с позиций различных научных подходов (см.при ложение 1). Термин "адаптация" получил распостранение не только в научных дисциплинах, но и в практике работы учреждений культуры. Адаптацию рассматривают в двух аспектах- статическом и динамическом. Статическое понятие адаптации отражает свойство (состояние) системы, ее устойчивость к условиям среды- уровень ее адаптивности ( в условиях воздействия различных факторов среды). Динамическое понятие адаптации отражает процесс приспособления системы к меняющимся условиям среды (при этом имеется в виду механизмы приспособления, их особенности, принципы регулирования и т.д).

Этимология термина " адаптация " показывает, что он производное в латинском языке от глагола " adapto " первоначально означал " приспособляю ", " приспособление " к условиям существования (77 ). В научный обиход термин " адаптация" пришел из биологии, где он означал приспособление организма к среде обитания. Понятие адаптация в биологии используется в широком и узком смысле слова. В широком-адаптация есть результат приспособлений, которые выработались у организмов в процессе их эволюционного развития (филогенеза). В узком- адаптация есть приспособление, которое вырабатывается организмом в процессе индивидуального развития (онтогенеза) как реакция данного организма на изменение условий его существования. В результате приспособления живые организмы приобретают те морфологические и физические признаки, которые обеспечивают их дальнейшее существование в новых условиях (58).

Со временем термин "адаптация" стал употребляться и в других научных дисциплинах. В настоящее время он широко используется в естественных, гуманитарных, технических науках. При определении понятия адаптации И.Д.Калайков (59, С.27) считает, что "необходимо руководствоваться некоторыми постановками и разработками Гегеля, согласно которым понятия должны содержать в себе общие, особенные и единичные характеристики содержания. В соответствии с этим могут быть определены специально научные и философские аспекты понятия адаптации, а также выделены методологические и эвристические функции философского понятия адаптации по отношению к специально-научному. Именно в связи с таким выявлением специфики и динамики взаимоотношений всеобщего, особенного и единичного в содержании понятия адаптации стал возможным гносеологический анализ его специально научных сторон".

Философская категория отражения способствует более точному определению понятия адаптации и глубокому проникновению в его сущность. В понятие адаптации в философии вкладывается определенное содержание, характеризующее закономерные свойства живой материи. Понятие адаптации охватывает, в частности, два свойства, присущих любой форме существования живой материи: свойство живых систем снимать воздействие раздражителей с помощью изменения, которое реализуется посредством отражения-следа и отражения-ответной реакции, и свойство живых систем вырабатывать в себе в процессе взаимодействия способность к такого рода изменениям, ведущие систему к укреплению, самовосстановлению и стабилизации.

Новейшие достижения современных наук: биологии, кибернетики, информатики- позволяют углубить смысл общенаучного понятия адаптации.

В свете идей кибернетики адаптация предстаёт как общее свойство всех высокоорганизованных систем, а не только биологических организмов. Очевидно, что подобная трактовка понятия "адаптации" должна сопровождаться существенным изменением его содержания. Наука ещё не имеет общепринятого и строгого определения понятия адаптации одинаково применяемого к обозначающим его явлениям.

В социологии и социальной психологии употребляется понятие "социальная адаптация", которое связано с приспособлением человека к существующим общественным отношениям,нормам, ценностям, традициям общества. В этих науках часто социальная адаптация представляет собой процесс взаимодействия социальной среды и личности, в результате которого происходит согласование их взаимных требований с учётом тенденций развития как субъекта, так и социальной среды. Социальная адаптация может быть активной,- когда личность стремится воздействовать на социальную среду с целью её изменения, и пассивной,-когда личность не стремится к такому воздействию. В социальной психологии адаптация определяется как включение защитных, компенсаторных и адаптивных механизмов индивида для самосохранения, т.е. воспринимается как уже сложившееся функциональное свойство,как система, которая находится в состоянии готовности к выполнению присущих ей функций (59, С. 22).

В педагогике адаптация связывается с анализом поведения человека. Адаптация предполагает возможность изучения человеком общественной среды, ориентации в ней, чтобы активно включиться в общественную жизнь. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что "адаптацию" можно понимать как какие либо процессы, действие, независимо от того, природный это процесс или социальный, приспособление к окружающим условиям.

Целевая комплексная программа как средство социальной адаптации учреждений культуры

В условиях, когда одна система экономических отношений повсеместно заменяется на другую, когда быстро разрушается централизованно-командный тип управления и вместо этого формируются рыночные структуры на первый план выдвигается задача существенной корректировки механизма формирования и реализации культурной политики. Переходный период-это преодоление крайностей, поиск промежуточных форм на основе реалистических временных компромиссов. Совместить интересы экономики и культуры с интересами населения страны, общества в целом коренная проблема переходного периода.

По расчетам экономистов в ближайшие 5-Ю лет положение в экономике страны будет нестабильным: многие промышленные и сельско-хо-зяйственные предприятия не сразу смогут стать высокорентабельными, существенная часть будет разорена или обанкротится, другие же перейдут в иные формы собственности, как то: коллективная, арендная, частная и т.п.В силу этих причин не все из них смогут выделять достаточные средства из прибыли на развитие социально-культурной сферы региона, в том числе и учреждений культуры.

Уже сегодня в условиях заметного возрастания пространства "социальной уязвимости", а следовательно, и роста потребностей в особых льготах и услугах, в материальной поддержке значительных групп населения со стороны государства и общества обострения экономических проблем семьи, резко снизилась доступность учреждений культуры и отдыха, платных спортивных секций, художественных студий и т. п. для населения.

На современном этапе развития учреждений культуры возникла острая потребность в осознании и оценке их состояния в отдельных регионах нашей страны. В силу масштабности территории Российской Федерации, разнообразия демографических и социально-экономических различий трудно рассчитывать на то, что можно увидеть создание какой-либо единой модели. Именно эти особенности обуславливают необходимость разработки индивидуальных моделей культурного развития региона. Еще в 1990 году Л.И.Якобсон (178) писал о том, что в условиях кризиса усиление территориального начала управления социально-культурной сферы диктуется необходимостью полнее выявлять и эффективнее удовлетворять потребности населения. Региональный подход позволяет приблизить центры принятия решений к непосредственно заинтересованным группам потребителей услуг, придать конкретность политике развития социально-культурного комплекса в каждом регионе, обеспечить простор для проявления местной инициативы. Именно в своем регионе или городе удовлетворяются повседневные культурные запросы населения, создаются условия для развития и раскрытия талантов и дарований. Здесь формируются объективные предпосылки для разрушения или сохранения и развития исторической и культурной самобытности народа. В условиях региона деятельность учреждений культуры стало очень сложно не только развивать, но и поддерживать на высоком творческом и профессиональном уровне, в том числе деятельность организаций культуры. Необходима адаптация учреждений культуры к экономическому реформированию. Важным фактором адаптации культуры региона является необходимость корректировки основных направлений культурной деятельности, поиск перспективных форм организации куль-турно-досуговой деятельности , которые способны при концентрации в них творческих, интеллектуальных, профессиональных сил не только сохранить, но и обеспечить общий подъем культуры. По мнению Н.С.Павлюк (149, С.7), только единый территориальный орган, сосредоточивающий в своих руках основные средства способен решить проблемы культурного развития района, создать единую и развитую, так называемую "культуроцентрическую" среду.

Говоря о содержании задач преобразования культурной деятельности С.В.Шишкин (168) в конце 80-х отмечал наличие целого спектра представлений практиков и теоретиков об этом. Так, А.Ф.Шарова (169, С.50) формулировала эти задачи как обеспечение благоприятных условий для повсеместного равного приобщения к культуре; сокращение социальных различий в приобщении населения разных регионов. А В.Н.Чухманов и А.И.Иванова (53) выделяли основные задачи территориальной организации культурного обслуживания в определении объемов предложения и рациональной формы обслуживания для каждой территориальной общности с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в культурных благах и услугах представителей всех территориальных общностей. С.В.Шишкин (171) предлагал в те годы в качестве решения проблем культуры необходимость преобразований в системе уп - 48 -равления и финансирования, суть которых выражалась в создании государственно-общественных, сформированных "демографическим образом" комитетов и советов по культуре и применения практики договоров и заказов на услуги организаций культуры. По нашему мнению, этот подход можно рассматривать как обобщающий в тот период различные варианты.

Целевые комплексные программы: сравнительный анализ и оценка

Эффективное управление обществом, в центре внимания которого находится человек, возможно только на научной основе. При этом главным вектором реформирования общества, ориентиром, по которому должны сверяться все направления проводимых реформ, выступает качество жизни человека. Анализ зарубежной литературы показывает, что в развитых странах, понятие качество жизни получило широкое практическое применение для оценки различных аспектов человеческого развития. На основе этих оценок формируются конкретные государственные программы, выделяются из бюджета необходимые финансовые ресурсы. По методике ООН для оценки качества жизни вводится обобщающий показатель- индекс человеческого развития, в котором, на наш взгляд, приоритетное место должны занимать духовность, гуманизм, культура, творческое развитие личности.

Методологически вопрос состоит в том, чтобы определить удовлетворение каких потребностей признать целью, а каких средством? Антигуманистическая парадигма признавала удовлетворение общественных потребностей более важным делом, для которого удовлетворение личных потребностей конкретных людей выступало в качестве обеспечивающего средства. Отсюда- сдерживание потребления, остаточный принцип распределения соответствующих благ, минимизация усилий в этом направлении при обилии слов, низкий уровень материального и духовного существования.

Гуманистическая парадигма предполагает оценку полезности деятельности общественных систем через измерение степени удовлетворения всей совокупности потребностей отдельных членов общества. Средства и цели меняются местами.

Методически важно выбрать правильное соотношение между показателями удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, создать механизм отслеживания зависимости степени удовлетворения потребности и меры эффективности деятельности различных социальных структур.

По распоряжению главы администрации Кемеровской области М.Кис-люка группа ученых и практиков Кузбасса разработала проект программы "Качество жизни человека"(66, С. 119). Целью работы было создание проекта управления качеством жизни населения Кемеровской области. Однако, ввиду того, что в настоящее время в России не существует общепринятой концепции качества жизни разработчикам проекта предварительно необходимо было определиться по целому ряду принципиальных концептуальных вопросов. В совокупности работа над проектом предполагала необходимость: 1. Разработать методологические и организационно-методические основы концепции и проекта управления качеством жизни; 2. Определить принципы отбора и агрегирования показателей качества жизни человека во всем ее многообразии; 3. Обосновать систему частных и интегральных показателей качества жизни, способы их измерения, стандарты и эталоны качества жизни применительно к условиям Кемеровской области; 4. Разработать систему мониторинга качества жизни, его прогноза и планирования; 5. Усовершенствовать механизмы социально-экономического плани рования на гуманистической основе; 6. Определить критерии распределения финансовых ресурсов на первоочередные целевые программы по стабилизации и улучшению качества жизни населения Кемеровской области; 7.Привлечь инвестиции,в том числе иностранные,на разработку и внедрение новейшей технологии управления качеством жизни населения области; 8. Осуществить пропаганду гуманистической ориентации реформаторства в Кузбассе.

По мнению разработчиков, концепция качества жизни строится на потребностях человека. Качество жизни они определяют как интегральную категорию, которая характеризует меру удовлетворения всей совокупности разнообразных потребностей человека и социальных групп. Понятие "качество жизни", на их взгляд, шире по объему понятия " уровень жизни " В понятие качество жизни включается большая группа потребностей, не имеющих непосредственно-экономического выражения, например, потребность в чистоте окружающей среды и т.п. В состав качества жизни помимо характеристик уровня жизни включаются природные, культурные, духовные условия, а также характеристики взаимоотношений, уровень психологического комфорта, оценка степени защищенности, ощущение счастья и т.п. Также в понятие качество жизни включаются показатели качества материальных благ, товаров и услуг, перечень которых входит в характеристику уровня жизни, например, качественные характеристики потребляемой пищи, одежды и т.п.

В концепции за основу систематизации потребностей человека авторы приняли теорию человеческих потребностей известного американского ученого А.Маслоу (93, С.367), согласно которой выделяется пять основных потребностей, организованных иерархическим образом: 1. Физиологичекие потребности (пища, вода, сон, проявление актив ности и т.д.). 2. Потребность в безопасности (защита от стихийных бедствий,физических, психических страданий,от разбойных нападений,от хищения имущества, от причинения боли, угроз, принуждения; защищенность родных, близких; гарантии, страховка; определенность, устойчивость, стабильность). 3. Потребность в любви(потребность любить и быть любимым, привязанность) . 4. Потребность в уважении ( потребность в устойчивой высокой самооценке, самоуважении и уважении со стороны других людей; потребность в независимости и свободе, в репутации и престиже; потребность в доверии со стороны окружающих, внимании и признании). 5. Потребность в самовыражении (реализовать свое признание, потен-циалбыть идеальной матерью и т.п., потребность в творчестве). Одной из задач государственного регулирования рынка авторы выдвигают поиск надежных и эффективных критериев оценки качества жизни людей и использование этих критериев для гуманизации разрабатываемых государственных программ. Причем, если рынок автоматически не обеспечивает полноценную защиту интересов человека, то такую гуманистическую функцию управления, планирования должно брать на себя государственное регулирование обществом (103, СЮ).

Учитывая все это, авторы ставили перед собой задачу не столько теоретического осмысления системы оценки и управления качеством жизни, сколько практического использования уже имеющегося отечественного и зарубежного опыта.

Уровень психолого-педагогической готовности персонала к деятельности в современных экономических условиях

В современных условиях развития экономики неоспоримым можно считать утверждение о том, что первоосновой успеха в работе учреждений культуры является высокий уровень квалификации и образования занятых в ней людей. Высокая степень профессиональной подготовки, личностные качества и компетентность персонала являются особенно важными, потому что они в целом оказывает значительное влияние на формирование личности человека. Одновременно готовность персонала каждого конкретного учреждения культуры в целом соответствовать современным требованиям является необходимым условием его успешного функционирования.

Изменения, происходящие в экономической и социальной жизни общества требуют от работников учреждений культуры гибкого реагирования на происходящее. Развитие рыночных отношений в учреждениях культуры требует от работников владения приемами менеджмента и маркетинга, развития паблик рилейшенз, применения правовых норм и оперирования нормативными документами по налогам и финансово-кредитным операциям. В условиях демократизации общественных отношений возрастает роль психологических аспектов общения руководителей, подчиненных и пользователей учреждений культуры.

Для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность специалист должен обладать наряду с профессионализмом, знаниями и навыками педагогического мастерства. Это тем более необходимо в условиях, когда кадры должны быть готовы лично включиться в рыночные отношения. Речь идет о комплексе свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К этим свойствам личности отнесены: гуманистическая направленность деятельности; профессиональные способности; психолого-педагогические способности; техника работы, опирающаяся на знания и способности.

В данной части работы мы проанализируем характеристики кадрового потенциала регионов, которые для нас служат важным фактором в разработке психолого-педагогических аспектов социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям.

Исходными данными для анализа послужили статистические и социологические материалы о кадрах регионов. Из официальных источников известно, что в Российской Федерации в учреждениях министерства культуры в 1993 году работало 607 тысяч человек, а в 1994 - 648 тысяч. Как видно из этих данных наблюдается рост численности специалистов, при том, что сокращается сама сеть учреждений культуры, особенно та, которая находится в ведении органов местного самоуправления.

Известно, что наиболее массовыми профессиями в культуре являются библиотекари и клубные специалисты. Так, библиотекари РФ в 1993 году составили 21% ( 127078 чел.) от общего числа, почти столько же 21,2% ( 128619 чел.) клубные работники. Как видим, в совокупности они составляют более 40% всего кадрового состава культуры РФ. Из этого числа работники библиотек местного подчинения составляют 126694 человек, т.е. более 99%. Аналогичная картина и по специалистам клубов. Таким образом, можно сказать, что именно эти две категории в наибольшей степени должны быть управляемы в регионе и успех процесса адаптации прежде всего зависит от них (108,117) .

Работники учреждений культуры Кемеровской области и Красноярского края составляют важное звено кадрового потенциала культуры Си-бири._ Динамика развития кадров дана в (приложении N10). Для нас важно,что в 1993 году в этих регионах работало клубных специалистов 3549 тысяч (Красноярский край) и 1847 тысяч (Кемеровская область). Прирост числа работников в 1994 году составил, в Красноярском крае 467 человек, а в Кемеровской области 433 человека. При столь различном общем количестве работников их качественные показатели в процентном отношении различаются не так существенно. Приоритет по высшему образованию, в 1994 году, за Кемеровской областью (специалисты учреждений клубного типа), более чем на 6 %, а в 1996 году более чем на 4%. Аналогичная ситуация и с кадрами библиотек. Приоритет по высшему образованию, в 1994-1996 годах, за кадрами библиотек Кемеровской области. Число специалистов со средне-специальным образованием (библиотекари,специалисты учреждений культуры клубного типа) выше у Красноярского края, а лиц (кадры учреждений культуры клубного типа) не имеющих специального образования в крае больше чем в Кузбассе. Число лиц (кадры учреждений культуры клубного типа) со стажем работы до 3-х лет в Кемеровской области составляет- 31,7 %, а в Красноярском крае- 30,4 % в 1994 году, а в 1996 году11,5%; 11,8%. Приведенные данные расходятся с данными по Российской Федерации в целом. В Кемеровской области они ниже по количеству работников со средне-специальным образованием и выше по стажу работы специалистов до 3-х лет. Остальные показатели в той или иной степени выше общероссийских. У учреждений культуры Красноярского края также все показатели выше кроме показателей по высшему образованию и по числу работающих свыше 3-х лет. Все это дает основание считать, что регионы Сибири имеют адаптивный потенциал кадров культуры близкий к среднему по Российской Федерации.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (На прим. клубов и б-к Кемер. обл. и Краснояр. края)