Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры: аксиологический подход Бирюков, Михаил Иванович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бирюков, Михаил Иванович. Организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры: аксиологический подход : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05, 13.00.02 / Бирюков Михаил Иванович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2014.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/798

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития мировоззрения участников вокальных коллективов в учреждениях культуры. С особой остротой эта проблема проявилась после проведения конкурсов «Голос», «Битва хоров», «Минута славы», «Один в один», «Точь-в-точь», «Фактор «А»» и др. на Первом канале центрального телевидения, вызвавших огромный интерес у населения страны и сыгравший огромную роль в воспитании мировоззрения участников проекта.

Проблема заключается в создании повседневной системы воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры, способных на основе аксиологического подхода и высокой исполнительской культуры решить эти задачи. Многолетний опыт деятельности учреждений культуры показывает, что развитие мировоззрения у участников вокальных коллективов не получило должного внимания в практической деятельности, поскольку отсутствуют оптимальные организационно-педагогические условия в учреждениях культуры, обеспечивающие функционирование целевой системы.

Функционирование системы воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода обеспечивается организационно-педагогическими условиями, в которых осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие потребности, мотивов, интересов, психологических установок на вокальное творчество.

Параллельно функционирует противоречивый процесс, направленный на развитие мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры с позиции коммерциализации. Такую противоречивую динамику развития мировоззрения участников вокальных коллективов учреждений культуры возможно регулировать только оптимальными организационно-педагогическими условиями на основе аксиологического подхода.

Проблема усугубляется еще и тем, что участники вокальных коллективов учреждений культуры в основном мотивированы на освоение определенной вокальной школы, способной подготовить их к профессиональной деятельности.

В этой связи актуальным представляется вариативность педагогических технологий, применение индивидуальных сроков и темпов выполнения педагогических задач, способствующих реализации природных вокальных дарований и способностей в совместной коллективной творческой деятельности.

Повышение эффективности педагогической работы с вокалистом возможно, если учтены специфика учебно-воспитательного процесса, организационно-педагогические условия, механизм вокально-педагогического воздействия. Оптимальными организационно-педагогическими условиями повышения уровня воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов является непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса в учреждениях культуры: поиск инновационных технологий раскрытия потенциальных резервов личности; подготовка педагогов, владеющих музыкальными педагогическими методами, позволяющими активизировать творческие процессы участников вокальных коллективов.

Следовательно, актуальность исследования вытекает из существующего противоречия между острой потребностью общества в развитии мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры и отсутствием на практике организационно-педагогических условий для воспитания мировоззрения участников, развития творческих способностей.

В силу этого возникает необходимость научного осмысления специфики, механизмов, форм, методов, приемов и способов целостного технологического процесса развития мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода.

Степень научной разработанности проблемы. Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.

Социологический аспект проблем образования представлен в работах А.А. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.

Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и деятельность учащихся влияют полярные силы, внешние (среда) и внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах В.С. Библера, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной и др.

В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин продолжили идею развития и развивающего обучения учащихся.

Идеи межличностных взаимоотношений, понятия о творчестве, ценностях, идеях, идеалах, самореализации разрабатывали: К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.А. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.

В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.О. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности учащихся в процессе педагогической деятельности.

В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.О. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.К. Решетников, Г.К. Селевко и др. разработали общие основы педагогической технологии в системе учреждений культуры.

О.С. Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, технические средства и способы их использования в виде целостной модели, направленной на достижение цели.

Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизации и идентификации деятельности обучающихся: игровые, коммуникативные, проблемного обучения и др. П.И. Самойленко ввел термин «обобщенные технологии обучения», в число которых входят: проблемные, развивающие, дифференцированные, концентрированные, модельные, дидактические игры.

В области педагогики и психологии музыкального образования особое значение приобретают труды, в которых рассматриваются вопросы обучения музыкантов-исполнителей, формирования их личностных качеств (Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, С.Е. Фейнберг, О.Ф. Шульпяков, А.И. Щербакова, А.П. Щапов и др.).

И.Ю. Алиев, А.В. Артемова, Д.Л. Аспелунд ,И.Н. Вилинская, Н.Б. Гонтаренко, В.А. Деряжный, Л.Б. Дмитриев, А.Л. Долива, Н.И. Жинкин, А.П. Зданович, Д.В. Люш, Н.М. Малышева, А.Г. Менабели, И.К. Назаренко, В.П. Морозов, Г.П. Стулова обосновывают принципы и методы российской вокальной подготовки, направленной на развитие творчески способностей..

Современная вокальная педагогика в учреждениях культуры опирается на труды А.А. Алферова, А.Ю. Бутова, Ю.А. Герасимовой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, А.С. Каргина, В.Н. Нилова, С.М. Оленева, В.С. Садовской, Т.К. Солодухиной, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Проведённый теоретический анализ позволил выявить следующие противоречия между:

- острой потребностью общества в воспитании мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры и недостаточной научной разработанностью теоретико-методологических основ деятельности учреждений культуры на основе аксиологического подхода;

- потребностью участников вокальных коллективов в воспитании мировоззрения в учреждениях культуры и отсутствием профессиональных компетенций у педагогов-вокалистов оптимизировать этот процесс на основе аксиологического подхода;

- возросшими потребностями современного общества в академическом пении и отсутствием оптимального процесса воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода.

На основе данных противоречий была определена проблема исследования, которая вытекает из необходимости исследования аксиологического подхода к воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры и отсутствием на практике научных разработок и технологических механизмов их реализации.

Актуальность проблемы, её недостаточная научная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях, а также выявленные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования: «Организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры: аксиологический подход».

Объект исследования – воспитание мировоззрения у участников различных художественных коллективов учреждений культуры.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия развития мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры на основе аксиологического подхода.

Цель исследования заключается в научном обосновании, теоретической разработке, экспериментальной проверке и внедрения в учебно-творческий процесс учреждений культуры оптимальные организационно-педагогических условий развития мировоззрения участников вокальных коллективов на основе аксиологического подхода.

В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть исторические аспекты становления и развития вокального искусства в учреждениях культуры;

- проанализировать теоретические подходы к воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры как отечественных, так и зарубежных исследователей;

- раскрыть аксиологический подход к воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры как методологическую основу;

- определить эффективность аксиологического подхода в организационных условиях воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры;

- выявить эффективность аксиологического подхода по воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры в педагогических условиях;

- осуществить сравнительный анализ экспериментальных данных интерпретации организационно-педагогических условий воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры на основе аксиологического подхода.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что воспитание мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия на основе аксиологического подхода, что позволит реализовать их потребность в общении, расширить набор знаний о мире, особое внимание уделив умению ориентироваться во всех областях жизни общества, а вокальное искусство рассматривать как способ самосовершенствования, рефлексии.

Методологической основой диссертации стали организационные и педагогические концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями, о сущности мировоззрения творчества, процесса познания мироздания с целью воспитания мировоззрения в учреждениях культуры. Они представляют теоретическую базу для разработки новых научных подходов, позволяющих осуществить развитие мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры.

Методологическую основу исследования составили положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений: Аристотеля, Платона, И. Канта, Г. Гегеля, Конфуция, Мен-цзы, Сюнь-цзы, Чжой-цзы, Чжу-дзы, В.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, которые разрабатывали положения, касающиеся творчества, художественного творчества, духовной личности, ее самосознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования, детерминационной природы общества и личности.

Исходя из современных взглядов методологическая составляющая разрабатывалась с учетом: ведущих идей А. Маслоу, К. Роджерса, концепции Л.И. Анциферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. об аксиологическом подходе к воспитанию мировоззрения.

Теоретическую основу исследования составили:

- положения о природе и механизме мотивации учебной деятельности, сформулированные В.П. Беспалько, Л.С. Выготским, М.Ш. Магомед-Эминовым, А. Маслоу и др.;

- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; идеи контекстного обучения: А.А. Вербицкого, В.А. Слободчикова, Г.А. Цукермана, В.А. Возчикова и др.;

- концепции:

в области общей педагогики и психологии, педагогики высшей профессиональной школы: К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, A.A. Радушна, В.Г. Ражникова, Т. Рибо, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, Н.В. Савина, М.Н. Скаткина, С.Д. Смирнова, В.А. Сластенина;

в области артикуляции, интонации и стиля в педагогике музыкального образования: Б.В. Асафьева, И.А. Браудо, В.В. Ванслова, H.A. Гарбузова, Н.И. Голубовской, В.В. Мудушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Б.Л. Яворского;

музыкально-педагогического образования: Э.Б. Абдуллина, H.A. Ветлугиной, Г.С. Тарасова, H.A. Терентьевой, Г.М. Цыпина.

Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для выявления причинно-следственных связей: метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности, анализ педагогического процесса практических занятий, социально-педагогический эксперимент.

Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе функционирования базы учреждений культуры Москвы и Московской области Государственное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры «Салют», Государственное учреждение культуры «Культурный центр «Южный» (ДК АМО ЗИЛ)»; Ховринский Дом культуры железнодорожников – экспериментальные; Муниципальное учреждение культуры «Центр культуры и досуга «Лодыгино», Муниципальное учреждение «Дворец культуры «Юбилейный», Муниципальное учреждение культуры «Камерный молодежный театр «Зазеркалье» - контрольные.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет - с 2008 по 2013 год в три этапа.

На первом этапе исследования (2008г.) изучалось состояние проблемы в философской, культурологической, педагогической и психологической литературе. Проходил сбор материала по определению значения мировоззрения в деятельности участников вокальных коллективов учреждений культуры. Определился общий замысел исследования: предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На втором этапе исследования (2009-2012 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало весь комплекс методов и опытно-экспериментальную работу по развитию мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры.

На данном этапе были разработаны программа эксперимента и организационно-педагогические условия, направленные на воспитание мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры. На этом этапе диссертантом проводилось изучение практики адаптации деятельности участников вокальных коллективов учреждений культуры к рыночным отношениям, разрабатывались взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу нового мировоззрения. Апробировались педагогические идеи, обеспечивающие разработку и внедрение авторских педагогических технологий воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры. В этот период внедрялась авторская педагогическая технология воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры. В ходе эксперимента происходила корректировка различных элементов системы, обеспечивающей целостный педагогический процесс учреждений культуры.

На третьем этапе исследования (2013 г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по сравнению различных форм воспитательного воздействия на участников вокальных коллективов учреждений культуры в практику. На данном этапе осуществлялась систематизация результатов исследования, подведены итоги, оформлена диссертация.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- впервые организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры рассмотрены с позиций единства педагогического, психологического, культурного и физического аспектов;

- раскрыта сущность процесса воспитания мировоззрения как психологического образования, позволяющего определить позицию, внутреннее состояние личности участника вокального коллектива учреждения культуры, ее духовное становление, развитие и обогащение. Влияние среды на развитие мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры обусловлено развитием мотивационно-потребностной сферой. Предметные результаты проявляются опосредованным способом, путем анализа внешних проявлений в конкретных организационно-педагогических условиях;

- сформулировано понятие «воспитание мировоззрения у участников вокального коллектива» как ведущее психолого-биологическое и физиологически значимое качество личности участника вокального коллектива учреждения культуры, которые являются частью сознания и структурируется ценностными ориентациями, духовными потребностями, психологическими установками, мотивами, интересами, досуговыми предпочтениями;

- рассмотрен аксиологический подход как система ценностей, реализующая дидактические принципы воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры в новой социокультурной ситуации с использованием мировоззренческих и творческих возможностей педагогов в работе с новым поколением участников вокальных коллективов;

- экспериментально апробированы научно обоснованные инновационные педагогические технологии воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры обучения вокальному искусству, последовательность включения в учебно-творческий процесс репертуарного материала, его содержания в различных вокальных партиях песнях, произведениях, позволяющих обеспечивать самостоятельное освоение духовных ценностей в оптимальных организационно-педагогических условиях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что для педагогической науки актуальным является выделение этапов воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры, обеспечивающих целостность этого процесса на основе аксиологического подхода. А система мировоззренческих взглядов участников вокальных коллективов учреждений культуры представлена как взаимосвязь содержательного и деятельностного, всех уровней воспитания с вовлечением в учебно-творческий процесс всех компонентов и элементов, которые формируют индивидуальность, удовлетворяют потребности в индивидуальном мастерстве и в общественном признании.

Раскрыто теоретическое значение процесса воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры на основе аксиологического подхода, направленного на ценностные ориентации, обеспечивающие значимость предметного логико-дидактического содержания всех видов деятельности.

Теоретически разработана иерархическая структура процесса воспитания мировоззрения, включающая содержательный, психологический, педагогический, организационно-методический и оценочно- результативный компоненты.

Выведена теоретическая модель организационно-педагогических условий, способствующая повышению эффективности реализации теоретических изысканий, процесса воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры, которые становятся постоянными предметами педагогического воздействия и профессиональной оценки деятельности педагогов вокального класса.

Теоретически раскрыты уровни воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры по интегративной схеме, предусматривающей сохранение и развитие лучших отечественных традиций общественной жизни. Выявлены доминирующие отечественные ценности участников вокальных коллективов учреждений культуры, которые обеспечивают процесс воспитания мировоззрения на основе свободного выбора форм, средств и методов, в конкретных организационно-педагогических условий. Доказана необходимость, неразрывность функциональных связей, которые определяют внутреннее единство ценностных ориентаций участников вокальных коллективов учреждений культуры, где на смену типичному и необходимому для творческой деятельности рационализму приходит открытое проявление социальных ролей, отношений, действий, жизненных проблем в конкретных организационно-педагогических условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, как комплекс предложенных в исследовании дидактических основ, могут быть использованы для всех типов учреждений культуры, где имеются вокальные коллективы. При этом организацию учебно-воспитательного процесса, его структурирование в рамках учебных программ необходимо корректировать с учетом уровней воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов.

Материалы исследования могут быть использованы во всех вузах культуры и искусств.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автора; использованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам; организацией социально-педагогического эксперимента - поискового, формирующего и контрольно-оценочного; репрезентативностью выборки; корректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методами; данные подтверждены актами о внедрении.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:

- процессе проведения занятий на экспериментальных базах и в качестве руководителя вокальных коллективов;

- выступлениях автора на международных научно-практических конференциях, проводимых в Московском государственном университете культуры и искусств по вопросам методики преподавания вокального искусства, специфике процесса развития мировоззрения участников вокальных коллективов учреждений культуры, а также обучающих программ по воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры;

- выступлениях на кафедрах классического пения Московского государственного университета культуры и искусств;

- опубликовании тезисов, статей (см. список авторских публикаций и конце автореферата);

- внедрении теоретических разработок в технологический процесс в рамках прохождения всех видов практик, отчетных концертов и представлений в учреждениях культуры;

- участии в конкурсах, фестивалях, вечерах-презентациях, где автор неоднократно становился лауреатом окружного, городского, международного конкурсов. Особенные успехи были достигнуты диссертантом в фестивале художественного творчества педагогов вокальных коллективов учреждений культуры г. Москвы;

- диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрами культурно-досуговой деятельности и музыкального обучения Московского государственного университета культуры и искусств 5 декабря 2013 года, протокол №10.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззрение участников вокальных коллективов учреждений культуры является сущностной характеристикой сознания, то есть системой взглядов на мир в целом как совокупности всех общественных отношений к миру, к себе, вещам, окружающей среде, коллективу, рассматривается как объективно-содержательная сторона предметной деятельности и поведенческих действий.

Посредством оптимальных организационно-педагогических условий субъект может передать объекту весь свой жизненный опыт, увлечь на достойное поведение, внедрить в сознание участников вокальных коллективов учреждений культуры «образ человека», который положительно проявил себя в общественной и практической жизни и в творчестве.

2. Аксиологический подход является методологической основой, обуславливающей конкретную структуру ценности ориентаций при воспитании мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры. Возможность дать участникам вокальных коллективов ценностное представление о субъективных картинах мира, обеспечивающих доступность восприятия (понимания), изучение формируемых художественных образов, посредством искусства решать педагогические задачи по воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов на основе аксиологического подхода.

3. Аксиологический подход обеспечивает смысл, ценности и содержание, выраженные в репертуаре вокальных коллективов учреждений культуры и реализуемые в целях, педагогических задачах, дидактических средствах, обеспечивающих технологичность учебно-творческой и других видов деятельности. В оптимальных организационно-педагогических условиях воспитание мировоззрения у участников вокальных коллективов возможно при наличии набора ценностей и ценностных ориентаций, предметной деятельности, обогащенной духовным содержанием.

4. Организационными условиями воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов являются: планирование, состояние среды, дисциплина, правила, без которых не могут функционировать субъект-объектные отношения, т.е. совокупность взаимосвязанных ценностей, идей, идеалов, необходимых для обеспечения целенаправленного учебно-творческого процесса в учреждениях культуры.

Воспитание мировоззрения участников вокальных коллективов в учреждениях культуры позволяет создать личную концепцию (модель) своего взаимодействия с окружающим миром, членами коллектива, осознания себя как личности. Все это воспитывает мировоззрение участников названных вокальных коллективов в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода с учетом специфики академического, народного и эстрадно-джазового пения.

5. Педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов базируются на аксиологическом подходе. Совокупность ценностей, их взаимосвязь в механизме воспитания мировоззрения занимает педагогическая регуляция, адекватно реагирующая на влияние объективных и субъективных факторов.

Коллективные формы вокального искусства отличаются необходимостью преодоления противоречий между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным творчеством. Все это позволяет одновременно оценивать профессиональную и гражданскую ориентацию участников и выстроить педагогическую модель этого процесса.

6. Педагогическая модель процесса развития мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры учитывает возрастные особенности, осуществляет мотивационное развитие интереса к рефлексии, взаимоотношениям человеческим отношениям в коллективе, создает педагогические ситуации с целью использования нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в системе развития творческого потенциала вокалиста.

При постоянной целенаправленной деятельности интеграция организационно-педагогических условий, которые обеспечивают и жанровое разнообразие: академическое, народное и эстрадно-джазовое пение. После установления природных задатков певца и природной манеры пения возможно постоянно совершенствовать манеру пения и параллельно развивать навыки другой манеры пения, применяя при этом различные эффективные приемы и способы развития и укрепления голоса певца и его конкретные исполнительские навыки разной манеры пения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры: аксиологический подход