Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Олешкевич Кирилл Игоревич

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
<
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Олешкевич Кирилл Игоревич. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Олешкевич Кирилл Игоревич;[Место защиты: Московский государственный университет культуры и искусств].- Химки-6, 2014.- 185 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры

1.1. Понятие «эстетическое воспитание детей в учрежденияхкультуры» 19

1.2. Сущность художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры 47

1.3. Концепция целостного технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры 75

Глава II. Оптимизация художественно-педагогических технологий процесса эстетического воспитания детей в учреждениях культуры

2.1. Художественные технологии эстетического воспитания детей в учреждениях культуры 103

2.2. Педагогические технологии эстетическоговоспитания детей в учреждениях культуры 123

2.3. Синтез художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры 147

Заключение 170

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается резкое снижение использования различных культурных форм для эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. В связи с этим такая деятельность учреждений культуры, как внедрение в практику инновационных культурно-досуговых программ, насыщенных художественным, интеллектуальным и педагогическим содержанием, оказывающим влияние на эстетическое воспитание детей младшего возраста, становится наиболее значимой.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется исследователями как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса, нарастающего духовного вакуума. По мнению ученых-педагогов, это обусловлено следующими причинами:

- навязчивой пропагандой и активным распространением массовой культуры, способствующей созданию «общества тотального отчуждения» и соответствующего ему «рыночного типа» человеческого характера, лишенного внутренних культурных ориентиров, которому присущи ложные эмоции, искаженные чувства и богатый набор бессмысленных, бездуховных форм;

- широким распространением новейших компьютерных технологий, при которых опасность поглощения техникой и виртуальной реальностью охватывает не только «физическую» жизнь индивида, но и процессы его мышления, а также внутренней психологической жизни.

Кроме этого, современное российское общество столкнулось с так называемыми специфическими проблемами эстетического и социального характера, к которым следует отнести:

- недооценку в социальной практике роли эстетического воспитания, художественной культуры как влиятельных факторов духовного развития общества;

- этико-эстетический нигилизм значительной части современных детей;

- усиление в деятельности учреждений культуры разрыва между художественно-педагогическими технологиями и задачами эстетического воспитания детей.

В этих условиях эстетическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей современной России, так как, не обогащая воспитательный процесс духовностью, мы теряем не только личность, но и человека.

Для устранения этих негативных тенденций Министерством образования Российской Федерации была разработана «Концепция художественного образования в Российской Федерации» до 2025 года, которая нацеливает на повышение значимости художественной культуры в воспитании и образовании, в формировании на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества.

Опираясь на этот документ, в ходе исследования был сделан вывод о том, что в процессе эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать определенные задачи, которые ставятся перед учреждениями культуры, а именно:

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и эстетических идеалов личности и общества;

- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального и эстетического совершенствования, способствующих развитию творческого потенциала детей и юношества;

- использование возможностей искусства в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения;

- привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества.

Следовательно, обозначенные в Концепции актуальные задачи требуют теоретического осмысления и практического решения.

Художественно-педагогические технологии являются важнейшим фактором эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях проведения детских культурно-досуговых программ. Являясь методологическим, теоретическим и технологическим основанием организации содержания детских культурно-досуговых программ, они обеспечивают оптимальный уровень эстетического и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Однако наши наблюдения показали, что в практической деятельности учреждений культуры, в процессе организации детских культурно-досуговых программ недооценивается роль художественно-педагогических технологий, не учитываются их преемственная и органическая взаимосвязь, базовая сущность и содержание, в результате чего задачи эстетического воспитания детей младшего школьного возраста не находят своего должного решения.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе вопросы эстетического воспитания детей рассматривались многими авторами.

В контексте нашего исследования наиболее близкими являются работы о духовном развитии личности средствами искусства авторов А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, А.В. Луначарского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского.

Проблемой изучения и формирования эстетических качеств личности ребенка занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, К.В. Гавриловен, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.С. Прокофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и другие.

Развитие теории и практики эстетического развития детей средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджанян, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других.

В XX веке сложился ряд методик массового эстетического воспитания художественными средствами, например, работы Э. Жак-Далькроза; Д.Б. Кабалевского; 3. Кодая; К. Орфа; М. Монтессори; Ш. Судзуки.

Система отечественного эстетического воспитания детей, сложившаяся в 60-х - 70-х гг. XX века, опиралась на педагогические и психологические исследования проблем развития художественного восприятия детей С. М. Беляевой-Экземплярской, И.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радыновой, С. М. Шоломович.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Глинкмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного и эстетического воспитания детей средствами театра посвящены работы - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, Н.И. Сац.

Социально-культурная деятельность как область художественно-педагогической деятельности рассмотрена в работах: А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Н.Н. Ярошенко, М.А. Ариарского, О. И. Маркова, В. Н. Гагина, Д. М. Генкина, А. А. Коновича, Е.И. Григорьевой, А.С. Каргина, М.И. Долженковой, Т.В. Христидис, С.Н. Иконниковой, В.В. Туева, Ю.Д. Красильникова, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина.

Особую ценность представляют научно-теоретические изыскания А. Д. Жаркова, в которых всесторонне обосновывается целостный технологический подход к деятельности учреждений культуры.

Однако, в настоящее время, в научной литературе нет теоретических разработок реализации художественно-педагогических технологий в плане эстетического воспитания детей младшего возраста, не определены организационно-педагогические и методические условия реализации художественно-педагогических технологий детских культурно-досуговых программ, направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.

В процессе исследования нами были выявлены противоречия между:

- потребностью педагогической практики в повышении уровня
эстетического воспитания детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью ее методологических, организационно-методических и технологических основ;

- потребностями общества в эстетическом воспитании детей младшего возраста в учреждениях культуры и отсутствием на практике сбалансированной системы органичной связи художественных и педагогических технологий, способствующих процессу оптимизации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры.

Выявленные противоречия и не разработанность проблемы обусловили выбор темы и постановки цели диссертационного исследования: «Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход».

Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Предмет исследования – процесс эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе технологического подхода.

Цель исследования – теоретически обосновать сущность и содержание художественно – педагогических технологий детских культурно-досуговых программ, выявить и экспериментально проверить условия оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей в учреждениях культуры.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать понятие «эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры»;

  2. Раскрыть сущность и содержание художественно-педагогических технологий, определить их роль и место в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры;

  3. На основе концепции целостного технологического подхода к деятельности учреждений культуры разработать и обосновать условия оптимизации художественно-педагогических технологий детских культурно-досуговых программ, направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры;

  4. На основе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность оптимизации художественных технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;

  5. На основе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;

  6. На основе реализации концепции целостного технологического подхода выявить эффективность синтеза и преемственной связи художественных и педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в процессе деятельности учреждений культуры, а также выработать практические рекомендации по совершенствованию эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Гипотеза исследования: Совершенствование процесса оптимизации художественно-педагогических технологий по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры будет достигнуто при условиях, если:

в процессе проведения детских культурно-досуговых программ будет создана эстетически организованная культурно-досуговая среда, обеспечивающая как репродуктивные, так и продуктивные формы художественно-эстетической деятельности детей младшего возраста в учреждениях культуры;

в процессе проведения детских культурно-досуговых программ будет осуществлено педагогическое взаимодействие детей младшего школьного возраста и специалистов учреждения культуры на основе субъектно-субъектных отношений и интерактивных методов общения направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры;

в процессе организации детских культурно-досуговых программ будет реализована концепция целостного технологического подхода, обеспечивающая методологические и методические основания синтеза художественно-педагогических технологий, направленных на совершенствование процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Методологическую основу исследования составили:

- концепции эстетического развития и воспитания (И.Ю. Кулагина,

А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Л.М. Фридман);

- концептуальные идеи личностно-ориентированного воспитания
(Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, Ю.А.
Кустов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

- концепция доктора педагогических наук, профессора А. Д. Жаркова

о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры;

- философско-социологические и психологические положения об освоении личностью духовных ценностей (М.М. Бахтин, Р. Бультман, Г.Г. Гадамер, A.M. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Шеперман);

основные положения психологии о восприятии произведений искусства (Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, Г.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Геилов, Д.Б. Эльконин, Б.Л. Яворский, П.М. Якобсон).

Теоретическую основу исследования составили:

- вопросы специфики влияния театрального искусства на формирование

духовной культуры личности (Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов) и, в частности, личности ребенка (А.А. Брянцев, С.В. Образцов, К. Орф, Н.И. Сац);

сценарно-режиссерские основы технологии создания культурно-

досуговых программ в учреждениях культуры (В.Н. Гагин, А.Д. Жарков, А.А. Конович, О.В. Марков, Г.С. Тихоновская);

концепция развивающей социально-культурной деятельности А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, Н.Н. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследовании: общетеоретические (теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение включенное и невключенное, беседы с детьми, специалистами учреждений культуры; опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности оптимизации художественно-педагогических технологий в деятельности учреждений культуры, собеседование, анкетирование). В качестве методов обработки и интерпретации итоговых экспериментальных данных проводился количественный и качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлено на базах: Дворец культуры «Зодчие» (г. Москва) – экспериментальный, Дворец культуры «Родина» (г. Химки, Московская область) – контрольный.

В исследовании в качестве апробации, также были задействованы и другие учреждения культуры: детские клубы, социальные центры для детей и родителей муниципальных районов и городских округов Москвы и Московской области.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов с 2008 по 2014 год.

На первом этапе (2008 - 2009 год) осуществлялся теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы, методических разработок учреждений культуры; определилось состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической науке; изучалась практика работы методистов, специалистов учреждений культуры; накапливался эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования.

На втором этапе (2009-2012 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации разработанных программ эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры, формулировались и корректировались первичные выводы; осуществлялся поиск путей решения проблем, выявленных в процессе практической работы; разрабатывались методические рекомендации. В течение трех лет (с 2009 по 2012 год), 1 раз в месяц под руководством диссертанта проводились культурно-досуговые программы для детей. В каждой культурно-досуговой программе участвовали не менее 200 детей. В общей сложности в опытно-экспериментальную работу было вовлечено 7000 человек, а 700 детей младшего школьного возраста стали непосредственными участниками опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию в процессе деятельности учреждений культуры.

Целью опытно-экспериментальной работы стала реализация условий оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Разработанные автором диссертации технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

При изучении эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры использовались различные комплексы диагностических методик, наиболее приемлемыми из которых, на наш взгляд, были наблюдение (включенное и не включенное), беседа, опрос, анкетирование.

На третьем этапе исследования (2012 - 2014 гг.) проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных по эстетическому воспитанию детей младшего возраста в учреждениях культуры, а также осуществлялся процесс подведения итогов и завершение оформления диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- предложены инновационные подходы к эстетическому воспитанию детей младшего возраста в учреждениях культуры с учетом современных требований к духовному развитию и становлению подрастающей личности;

выявлены и конкретизированы сущность и содержание художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;

обоснована взаимосвязь эффективного использования художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;

определены педагогические условия птимизации деятельности учреждений культуры по эстетическому воспитанию детей младшего возраста на основе концепции А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостном технологическому процессу в учреждениях культуры;

выявлены пути совершенствовнаия эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе проведения детских культурно-досуговых программ.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в уточнении понятийно-терминологического аппарата посредством определения понятия «эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры»; в расширении общепедагогических представлений о возможностях использования художественно-педагогических технологий как эффективного (оптимального) средства эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры; в разработке теоретической модели инновационной художественно-педагогической технологии на основе концепции о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры и обосновании ее эффективности; в выявлении комплекса психолого-педагогических условий успешного функционирования разработанной технологии.

Практическая значимость исследования заключается в адаптации содержащихся в работе научно-теоретических положений и выводов к условиям реальной педагогической практики учреждений культуры; во внедрении инновационной модели художественно-педагогической технологии эстетического воспитания детей младшего возраста в практику учреждений культуры г. Москвы, Московской области и других регионов России.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования, а также в процессе учебно-творческой деятельности студентов высших учебных заведений – институтов и университетов культуры и искусств по профилю «Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ».

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивались методологической аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логике исследования; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам опытно-экспериментальной работы и репрезентативностью методик; сочетанием качественных и количественных подходов в анализе экспериментальных данных; применением методов статистической обработки материалов; личным участием автора в опытно-экспериментальной и практической работе и положительными результатами внедрения исследования в практику; актами о внедрении результатов диссертационного исследования в учреждениях культуры.

Апробация исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных городских конференциях «О состоянии и перспективах развития досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства» (2010-2012 г.), на научном круглом столе, проведенным отделом аспирантуры МГУКИ совместно с кафедрой социально-философских наук «Как взаимодействует искусство и рынок?» (2010 г.), на IV Московской межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука» (2009 г.), на конференции, проведенная отделом аспирантуры МГУКИ, совместно с кафедрой звукорежиссуры «Оптимизация учебного процесса в школьных учебных заведениях» (2011 г.), на методических семинарах и педагогических советах заведующих, методистов, педагогов, художественных руководителей и специалистов учреждений культуры г. Москвы.

Автор использовал материалы исследования в процессе преподавания курса «Социально-культурная деятельность» на кафедре культурно-досуговой деятельности в Московском государственном университете культуры и искусств.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в 6 публикациях автора.

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств «20» февраля 2014 года, протокол №6.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Эстетическое воспитание является важнейшие составляющей целостного духовного развития и становления личности младшего возраста, активно влияющего на её ценностные мировоззрения, нравственные, в том числе, и эстетические ориентации эстетического воспитания детей младшего возраста в условиях деятельности учреждений культуры. Это социокультурный процесс, в котором под воздействием социальных и художественно-педагогических факторов происходит перманентные изменения в познавательной, эмоциональной, волевой сферах детей, ведущих к формированию ценностно-эстетических ориентаций, способностей видеть и понимать в окружающем мире прекрасное, отличать его от безобразного, стремления жить и творить по законам красоты.

  2. Художественно-педагогические технологии являются родовым свойством деятельности учреждений культуры. Их базовые сущность и содержание, выступая в органическом единстве и тесной взаимосвязи предопределяют методологические и технолого-методические основания эстетического воспитания детей младшего возраста, способствуют наиболее полной оптимизации этого процесса в учреждениях культуры. Художественно-педагогические технологии, находясь в единстве и взаимодействии, образуют целостную воспитательно-формирующую систему, объектом которой являются дети младшего школьного возраста, их продуктивная деятельность в учреждениях культуры. Оптимизация художественных и педагогических технологий в процессе создания культурно-досуговых программ для детей младшего возраста, заключается в нахождении между ними таких связей и отношений, которые бы в результате реализации привели бы к совершенствованию процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

  3. Концепция целостного технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий, ее ценностно-ориентированное содержание обеспечивает теоретико-методические подходы к процессу эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Выявленные на основе данной концепции и теоретически обоснованные условия совершенствования процесса оптимизации художественно – педагогических технологий обеспечивают системно образующие связи – организационно-методические, содержательные, процессуальные, которые в наибольшей степени соответствуют целостности технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Условиями оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста являются:

создание эстетически организованной культурно-досуговой среды, обеспечивающей репродуктивные и продуктивные формы художественно-эстетической деятельности детей младшего возраста в процессе проведения культурно-досуговых программ;

педагогическое сопровождение специалистов учреждения культуры эстетической деятельности детей младшего возраста на основе субъектно-субъектных отношений и интерактивных методов общения и взаимодействия в процессе проведения детской культурно-досуговой программы;

реализация концепции целостного технологического подхода, обеспечивающей методологические и методические основания синтеза художественно-педагогических технологий, направленных на совершенствование процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в процессе проведения детской культурно-досуговой программы.

  1. Эффективность оптимизации художественных технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры достигается при условии создания эстетически организованной культурно-досуговой среды в процессе проведения детской культурно-досуговой программы, привнесение в организацию и содержание программы элемента художественности (введение в программу системы художественных образов, использование выразительных средств искусства и литературы) способствующих формированию ценностных эстетических ориентаций, а также использование методов интерактивного общения, позволяющих вовлекать детей младшего школьного возраста как в репродуктивную, так и продуктивную художественно-эстетическую деятельность в различных формах самовыражения – индивидуальных, групповых и массовых предопределяющих эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.

  2. Эффективность оптимизации педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры достигается при условии органичного взаимодействия детей младшего возраста и специалистов учреждения культуры на основе субъектно-субъектных отношений предполагающих, в первую очередь, учета специалистами учреждения культуры возрастных особенностей детей, заключающихся в потребности к активной творческой деятельности в процессе проведения детской культурно-досуговой программы, в целенаправленном выборе форм, средств, методов удовлетворения данной потребности, в организации ценностно-ориентированного содержания программы (мировоззренчески и эмоционально привлекательная тема и идея программы, нравственные, общественно-значимые поступки героев, обладающие эстетическими свойствами красоты, побуждающие к подражанию), а также художественное обеспечение программы внешней зрелищной выразительностью и визуальной привлекательностью.

  3. Синтез художественно-педагогических технологий обеспечивает реализацию концепции целостного технологического подхода к оптимизации процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры, является высшей оптимальной точкой в процессе проведения детских культурно-досуговых программ и выступает одним из главных условий достижения эффективности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры. Организационно-методической основой данного процесса выступает принцип коммерческого подхода к организации детских культурно-досуговых программ, определяющий и обеспечивающий качество художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры.

Структура диссертации.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры

Следовательно, обозначенные в Концепции актуальные задачи требуют теоретического осмысления и практического решения. Художественно-педагогические технологии являются важнейшим фактором эстетического воспитания детей младшего возраста в условиях проведения детских культурно-досуговых программ. Являясь методологическим, теоретическим и технологическим основанием организации содержания детских культурно-досуговых программ, они обеспечивают оптимальный уровень эстетического и нравственного воспитания детей младшего возраста. Однако наши наблюдения показали, что в практической деятельности учреждений культуры, в процессе организации детских культурно-досуговых программ недооценивается роль художественно-педагогических технологий, не учитываются их преемственная и органическая взаимосвязь, базовая сущность и содержание, в результате чего задачи эстетического воспитания детей младшего возраста не находят своего должного решения.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе вопросы эстетического воспитания детей рассматривались многими авторами.

В контексте нашего исследования наиболее близкими являются работы о духовном развитии личности средствами искусства авторов А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, А.В. Луначарского, Л.Н. Толстого, В.А. 2 Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. - 2002. - №2. -С.84-86. Сухомлинского. Проблемой изучения и формирования эстетических качеств личности ребенка занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, К.В. Гавриловен, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.С. Прокофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и другие.

Развитие теории и практики эстетического развития детей средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджанян, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других.

В XX веке сложился ряд методик массового эстетического воспитания художественными средствами, например, работы Э. Жак-Далькроза Д.Б. Кабалевского 3. Кодая К. Орфа М. Монтессори Ш. Судзуки.

Система отечественного эстетического воспитания детей, сложившаяся в 60-х - 70-х гг. XX века, опиралась на педагогические и психологические исследования проблем развития художественного восприятия детей С. М. Беляевой-Экземплярской, И.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радыновой, С. М. Шоломович.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Глинкмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова проблемам нравственного и эстетического воспитания детей средствами театра посвящены работы - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, Н.И. Сац.

Социально-культурная деятельность как область художественно-педагогической деятельности рассмотрена в работах: А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Н.Н. Ярошенко, М.А. Ариарского, О. И. Маркова, В. Н. Гагина, Д. М. Генкина, А. А. Коновича, Е.И. Григорьевой, А.С. Каргина, М.И. Долженковой, Т.В. Христидис, С.Н. Иконниковой, В.В. Туева, Ю.Д. Красильникова, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина.

Особую ценность представляют научно-теоретические изыскания А. Д. Жаркова, в которых всесторонне обосновывается целостный технологический подход к деятельности учреждений культуры.

Однако, в настоящее время, в научной литературе нет теоретических разработок реализации художественно-педагогических технологий в плане эстетического воспитания детей младшего возраста, не определены организационно-педагогические и методические условия реализации художественно-педагогических технологий детских культурно-досуговых программ, направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.

В процессе исследования нами были выявлены противоречия между: - потребностью педагогической практики в повышении уровня эстетического воспитания детей младшего возраста и недостаточной разработанностью ее методологических, организационно-методических и технологических основ - потребностями общества в эстетическом воспитании детей младшего возраста в учреждениях культуры и отсутствием на практике сбалансированной системы органичной связи художественных и педагогических технологий, способствующих процессу оптимизации эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Выявленные противоречия и не разработанность проблемы обусловили выбор темы и постановки цели диссертационного исследования: «Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход». Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры. Предмет исследования – процесс эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе технологического подхода.

Цель исследования – теоретически обосновать сущность и содержание художественно – педагогических технологий детских культурно 8 досуговых программ, выявить и экспериментально проверить условия оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей в учреждениях культуры. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 1. Теоретически обосновать понятие «эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры» 2. Раскрыть сущность и содержание художественно-педагогических технологий, определить их роль и место в эстетическом воспитании детей младшего возраста в учреждениях культуры 3. На основе концепции целостного технологического подхода к деятельности учреждений культуры разработать и обосновать условия оптимизации художественно-педагогических технологий детских культурно-досуговых программ, направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры 4. На основе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность оптимизации художественных технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры 5. На основе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры 6. На основе реализации концепции целостного технологического подхода выявить эффективность синтеза и преемственной связи художественных и педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в процессе деятельности учреждений культуры, а также выработать практические рекомендации по совершенствованию эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Концепция целостного технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры

В России сложилась своя система на основе переосмысления мирового опыта эстетического воспитания, обоснован идеал эстетически воспитанной, культурной личности, восприимчивой и отзывчивой к многообразию мира, включая образ жизни и деятельности людей, историю и будущее, их интерпретацию в культуре. Она опиралась на концепции Ф П.Е. Георгиевского, М.М. Бахтина, Шиллера, А.Ф. Лосева, Л.С. Выготского, Д.С. Лихачева и П.А. Флоренского, определяла процесс эстетического воспитания и развития на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства и была ориентирована на развитие адекватных XX веку эстетического сознания, потребностей, деятельности, отношений личности к эстетически выразительным объектам и явлениям в жизни и искусстве.

С 1917 года разрабатывалась программа эстетического всеобуча, которая следовала накопленному педагогическому опыту и делилась на три части: производительный труд, обучение основам наук и обязательное художественное обучение музыке, хореографии, изобразительному искусству и театральному творчеству. В программном документе Государственной комиссии по просвещению 1918 года говорилось следующее: «Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным... Эстетическое воспитание должно войти в школу в виде воспитания творческого чувства детей... музыка должна научить свободно и непосредственно выражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, какие только звучат в мире...».

Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности -М.:Просвещение, 1985 Проблемы эстетического воспитания личности в те годы были подняты основоположниками советской педагогики А.С. Макаренко, Н. K. Крупской, А.В. Луначарским, СТ. и В.Н. Шацкими 23 , которые рассматривали эстетическое воспитание не только как путь развития эстетических чувств, представление о красоте и выработке эстетического вкуса, но и как важное средство развития духовного потенциала личности, нравственного совершенствования.

В конце 20-х гг. разработана программа массового художественно-эстетического образования и воспитания в рамках единой трудовой школы, в которой существовала тенденция сращивания эстетического с художественным. Занятиям искусством в ней отводилось 21 час в неделю. Произведения искусства, отношение к труду, коллективные действия, праздники как источник ярких переживаний, становились действенным средством массового эстетического воспитания, в процессе которого утверждалась связь школы с окружающей жизнью (С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая). В 20-х - 30-х гг. вопросы эстетического воспитания получили теоретическую разработку в трудах А.В. Бакушинского, , П.П. Блонского, М.А. Рыбниковой. В трудах Л.С Выготского обоснованы характер психологического влияния искусства на зрителя, роль катарсиса, особенности возрастного развития ребенка, динамика его воображения в восприятии и творчестве.

Важное место в развитии теории эстетического воспитания и ее практической реализации принадлежит В.А. Сухомлинскому. Он придавал большое значение чувствам в воспитании и развитии ребенка, причем требовал не приоритета эмоций, а «гармонии разума и сердца», в которой сердцу «должна принадлежать самая нежная, самая тонкая мелодия» считал необходимым воспитание красотой, которая является «могучим источником нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства».

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Просвещение, 1986 «Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания». 24

В послевоенные годы эстетика, психология, педагогика обратились к исследованию процесса формирования личности, ее деятельности, особенностей общего и эстетического воспитания на разных возрастных ступенях (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.), эстетических отношений (А.И. Буров, Р.З. Апресян), эстетической культуры и деятельности (Л.И. Новикова, М.С. Каган и др.), эстетического и художественного сознания, в частности идеалов, вкусов, чувств, ценностей, потребностей (Э.В. Ильенков, Л.Н. Столович, В.К. Скатерщиков), эстетического творчества (Н.Л. Лейзеров, С.С. Гольдентрихт, Н.И. Киященко).

Широкое участие в разработке теоретических и практических вопросов эстетического воспитания приняли деятели отечественной культуры А.А. Алексин, С.А. Герасимов, Н.И. Сац, С.В. Михалков, СВ. Образцов, Е.С Деммени.

В первое десятилетие XXI века разрабатывается концепция художественно-эстетической педагогики как условия, обеспечивающего позитивное влияние искусства на миропонимание, характер общения, творческий потенциал формирующейся личности, то есть одной из обязательных основ современного общего образования.

Этому посвящен и акт Министерства образования «Концепция художественного образования в Российской Федерации», устанавливающий приоритет образования в государственной политике и определяющий в качестве одной из важнейших задач реализацию нравственного потенциала искусства как средства формирования и воспитания этических принципов и идеалов личности и общества.

Эстетическое воспитание, по определению П.Л. Печко, - это процесс формирования и развития эстетического, эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему

Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988 деятельности.25 Если в определениях эстетического воспитания первой половины XX века подчеркивалось воспитание способности «целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства», 26 развитие способности к самостоятельному творчеству в области искусства, 27 то сейчас это определение стало несколько иным.

Так, Н.И. Киященко28 наряду со способностью ценить, чувствовать и понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в явлениях самой действительности, человеческих отношениях и искусстве, выделяет развитие способности к творчеству по законам красоты во всех сферах и видах человеческой деятельности И.Ф. Гончаров 29 характеризует эстетическое воспитание как систему воздействий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способностей воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве В.А. Разумный 30 и Л.Н. Столович 31 отмечают, что помимо выработки желаемых воспитателем эстетических чувств, вкусов и идеалов, необходимо развитие художественно-творческих способностей и эстетически-ценностных ориентаций (эти две основные функции, составляющие единство противоположностей -формирование эстетически-ценностной ориентации личности и развития ее эстетико-творческих потенций, - закреплены и в определении эстетического воспитания, данного в словаре «Эстетика»)

Педагогические технологии эстетическоговоспитания детей в учреждениях культуры

Конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, связанная с ней практическая деятельность, раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы. В современной педагогической науке к наиболее часто используемым подходам относятся – целостный, личностно-деятельностный, культурологический и др. подходы.

Следует отметить, что целостный подход в педагогике появился в противовес функциональному подходу, при котором изучается определенная сторона педагогического процесса безотносительно к тем изменениям, которые происходят в это же время в нем в целом и в личности.

Целостный подход требует при организации педагогического процесса ориентации на целостные характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

По утверждению Н.М. Борытко 71 , целостный подход ориентирует на выделение в педагогической системе развивающейся личности, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих взаимосвязей, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Данный подход предполагает выяснение вклада отдельных компонентов, в том числе и процессуальных в развитии личности, как системного целого.

Однако, как было отмечено в п. 1.1, «проблема человека в концепции современного научного знания не может быть решена без четких методологических ориентиров во взаимодействии чувств и эмоций в структуре разума» 72 .

Для педагогики как науки одним из центральных вопросов становится воспитание думающих субъектов общества, т.е. формирование и развитие продуктивного мышления, основанного на эстетическом восприятии окружающего мира.

Одним из способов решения этой задачи формирования творчески активной личности выступает такой механизм преобразования знаний в мыслящее сознание обучаемых, как технология целостного развития, которая изложена в концепции А. Д. Жаркова. В данной концепции культурно-досуговая деятельность рассматривается как целостная система, основными структурными компонентами которой являются теория, организация, методика, материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности. Эти компоненты тесно взаимосвязаны, плавно переходят друг в друга на основе закономерных связей в контексте их достаточности для рационального, целесообразного функционирования целостной системы. Эту систему А. Д. Жарков предлагает рассматривать как процесс постоянного развития неразрывного единства теории, организации и методики создания условий для личности в предметной деятельности, смысловом и эмоциональном воздействии на посетителей в учреждениях культуры. В ней различаются не только четкая структура, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженная динамика развития и совершенствования каждого элемента.

Помимо этого в состав системы культурно-досуговой деятельности могут быть включены такие сложные компоненты, которые сами являются сложными системами. К ним относятся клубные учреждения, парки

72 Лаврентьев Г.В., Лаврентева Н.Б. Методологические основы технологического подхода к обучению // Известия Алтайского государственного университета. - А.,2010. - N2-1(66), с. 19-23 культуры и отдыха, музеи, библиотеки, центры досуга, культурные комплексы, молодежные кафе, ночные клубы и т.д. органы управленческого руководства среднего и высшего звена научные, высшие и средние учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры, кадры учреждений культуры. Все перечисленные компоненты могут фактически преобразовываться в подсистемы, составляющие единую целостную систему культурно-досуговой деятельности. Исходя из этого, был сделан вывод о том, что культурно-досуговая деятельность может быть рассмотрена как социально-педагогическая система, которая связана со всеми сферами человеческой деятельности. Этой деятельности принадлежит активная роль в формировании общественной практики в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой и идеологией (если таковая функционирует в государстве).

Отождествляя освоение мира с кулътурно-досуговой деятельностью, можно говорить о культурных ценностях, которые создаются, сохраняются и распространяются в процессе освоения мира. Они используются субъектом для дальнейшего познания и преобразования мира и его самого. Процесс же создания, сохранения и опосредованного распространения духовных ценностей можно целенаправленно регулировать. Их критическое осмысление, отбор и освоение в процессе деятельности приводят к формированию культурного слоя, который, в свою очередь, выступает как совокупность норм и ценностей, выработанных обществом, которые осваиваются, закрепляются, развиваются и используются в зависимости от конкретных задач.

Коснувшиеся, хотя и с приличным опозданием, сферы культуры и досуга демократические преобразования вносят существенные коррективы в систему кулътурно-досуговой деятельности. Здесь постепенно изменяются процессы управления различными учреждениями, экспериментально проверяются новые формы организации досуга такие, как "Богатырские игры", "музыкальный ринг", "ярмарка солидарности", "аукцион идей", "клуб знатоков", "ассамблея" и другие. Реально создаются перспективы для самовоспитания и саморазвития личности, проявления инициативы и организаторских способностей взрослых и детей.

В этом контексте культурно-досуговая деятельность представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды культурно-досуговой деятельности упорядочиваются, приобретая определенное значение для человека и общества.

По утверждениям А.Д. Жаркова 73 , до сих пор в изучении кулътурно-досуговой деятельности наиболее распространенным и разработанным остается пока аналитический, а не целостный подход, т.е. изучение отдельных ее сторон. Это естественно, ибо в каждой молодой науке сначала происходит накопление знаний об объекте, а потом их объединение. Постепенно, с увеличением объема знаний отдельных сторон кулътурно-досуговой деятельности, появится возможность ее всестороннего изучения, основанного на системном подходе.

Культурно-досуговая деятельность в общем виде — сложное, многофакторное явление. Системный подход позволяет обнаружить внутренние механизмы действия отдельных компонентов, вскрыть их единство и связь. Что же касается функционирования системы, изучения ее в динамике, то здесь можно обратиться к различным наукам. Если же рассматривать культурно-досуговую деятельность как процесс, учитывая суть и логику педагогического воздействия, то на первый план выходит связь объекта и субъекта. Следовательно, система будет состоять из таких необходимых и достаточных компонентов, как субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, исключить его из анализа, и она перестает функционировать и распадается. Поэтому в качестве методологической установки автор исходил

Продюсирование и постановка шоу-программ // Учебник: М., 2009 из положения М. М. Бахтина: "Всякое творчество определяется своим предметом и структурой и поэтому не допускает произвола и, в сущности, ничего не выдумывает, а лишь раскрывает то, что дано в самом предмете" 74 . В связи с этим наиболее актуальной теоретической проблемой является исследование предмета кулътурно-досуговой деятельности, определение его границ с учетом того, что объект представляет собой сложный, противоречивый конгломерат мировоззренческих, психологических, нравственных и эстетических качеств.

Кроме того, понятие "предмет культурно-досуговой деятельности" связано со способами производства трудовой, социально преобразующей деятельности людей, а также с возможным воздействием социальных условий на сознание и поведение личности. Это позволяет исследовать возникновение различных содержательных механизмов движения общественного сознания в контексте исторического анализа бытия общества, понятого как производство общественной жизни в единстве его материального и духовного аспектов.

Синтез художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры

Определение эффективности эстетического воспитания младшего возраста относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. И этому вопросу посвящено большое количество публикаций. Однако до сих пор остается немало белых пятен в теории и методике и практике диагностики результативности эстетической воспитанности младших школьников. Необходимость разработки инновационных подходов к изучению эффективности процесса эстетического воспитания детей рассматриваемого возраста обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными.

Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания в целом.

Во-вторых, в последнее десятилетие существенно изменилась практика всестороннего развития ребенка. На смену социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению воспитательного процесса пришла парадигма гуманистического, личностно-ориентированного воспитания.

В-третьих, с каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий исследования эффективности эстетического воспитания младших школьников. Если ранее диагностика результативности эстетического воспитания строилась чаще всего на основе педагогического наблюдения и экспертной оценки, то сейчас существует обширная палитра диагностических методик.

Эти обстоятельства побудили нас выразить свою точку зрения на эффективность процесса эстетического воспитания средствами шоу-программ. Художественно-педагогические технологии, которые должны обеспечивать высокую эффективность эстетического воспитания младших школьниках средствами шоу-программ, сложны и многогранны.

Первое, - необходимость формирования мотивации – установки младшего школьника на шоу-программу. Здесь необходима опора на социально-психологическе механизмы общественной активности личности, а также создание условий последовательной активизации коллективной деятельности. Для понимания механизма социальной активности большое значение имеет теория мотивации. Важно понять мотивацию как готовность к деятельности. Ее следует, несомненно, понимать не как частичный психологический феномен в ряду других таких же частичных феноменов, а как состояние самого целостного субъекта. Это значит, что мотивация выделяет активность, которая возникает в результате воздействия объективных обстоятельств и представляет собой такое состояние, в котором отражены сами вызвавшие ее объективные условия. Следовательно, мотивация - не чисто субъективное состояние, а перенос в субъект объективной ситуации. Непременным эмоциональным компонентом мотивации является интерес младшего школьника к шоу-программе, желание в ней участвовать, стремление к общению. Детям присуща потребность в эмоциональной разрядке. Удовлетворение этой потребности может пойти разными путями и привести к неожиданным результатам. Другое дело, если формой эмоциональной разрядки становятся шоу-программы, фестивали, яркие зрелища, в которых проявляются закономерности жизни детского коллектива, его традиции, если эти программы связаны с системой воспитательной работы школы, лагеря, если в их подготовке и проведении младший школьник участвует по желанию. Возникновение такого настроя зависит, прежде всего, от наличия мотивации на проведение шоу-программы. Определенный вред наносит позиция специалиста учреждения культуры, когда он принуждает всех участвовать в шоу-программе. Если зрелище интересно младшим школьникам, если оно – их коллективное творение, то не понадобятся распоряжения специалиста учреждения культуры или родителей насчет обязательной явки.

Второе, - необходимо пробуждать у детей младшего возраста готовность к деятельному участию в шоу-программе. От мотивации в значительной степени зависят ход и результаты этой деятельности младшего школьника. Это необходимо учитывать в процессе организации шоу программы. Будущие зрители-участники могут руководствоваться в своих действиях разными мотивами, которые по-разному влияют на формирование эстетическо-нравственного опыта. Вот почему так важно еще до начала шоу-программы психологически подготовить к нему ребят, создать такую обстановку, которая вызвала бы положительный эмоциональный настрой и помогла эстетическому воспитанию младших школьников. Выбор средств психологической подготовки зависят от эстетической задачи и особенностей детской шоу-программы. Это могут быть разнообразные формы информации: плакаты, пригласительные билеты, открытки, тематические стенные газеты, передачи по радио и телевидению, интерактивное участие в сети «Интернет». Небезразлично для детей младшего возраста оформление пространства, где проходит шоу-программа. Транспаранты, плакаты, выставки настраивают на более полное осмысление его содержания. Художественные средства, музыка, - все это помогает создать положительное эмоциональное отношение к шоу-программе. Творческая пассивность младших школьников на шоу-программах, связана с тем, что предшествующий опыт общения этих ребят на зрелищных 126 программах сформировал, как правило, такую отрицательную установку. Например, если младшему школьнику на концерте, развлекательной программе, школьной театральной постановке всегда отводилась роль только зрителя и слушателя, то у него возникало устойчивое отношение к любому мероприятию (и шоу-программе в том числе) как к делу, где его должны только развлекать. Чтобы вызвать активное участие такого ребенка в шоу-программе, сначала нужно разрушить сложившуюся установку, а затем сформировать новую – установку активного участника шоу-программы. Всегда легче сформировать изначальную положительную установку, чем изменить на положительную уже зафиксированную негативную. Прав был А.С.Макаренко, когда писал о том, что все в педагогике опирается не на право, а на правовые мотивы или эмоции права 96 . Эта мысль выдающегося педагога актуальна и для проблемы организации шоу-программы. Некомпетентность специалистов учреждений культуры привело концертные площадки, стадионы, детские театры, внешкольные учреждения, детские лагеря к такому единому унифицированному образцу воспитания и развития, который утверждал авторитарный стиль в педагогическом плане, приводил к перегруженности программ ненужной информацией, отсутствию творчества. Можно назвать десятки примеров как из практики отдельных педагогов-новаторов, так и из жизни городов, детских коллективов, где делались попытки внести коррективы в формы и методы эстетического воспитания и где тут же следовали запрещающие директивы. А между тем создание развернутой и полноценной концепции эстетического (и не только) воспитания возможно только на основе учета всего многообразия различных опытов, форм художественно-педагогического творчества. А творить, как известно, может лишь тот, кто наделен правом менять порядок сложившихся устаревших стандартов, кто поставлен в необходимость искать инновации.

Похожие диссертации на ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД