Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Михайлов Михаил Георгиевич

Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности
<
Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлов Михаил Георгиевич. Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Тамбов, 2006 246 с. РГБ ОД, 61:06-13/1231

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование толерантной культуры подростков как научно-педагогическая проблема .

1.1. Толерантность как ценность современного образования: проблема её усвоения и развития 16

1.2. Функции толерантности в структуре личности 35

1.3. Сущность и специфика формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности 48

1.4. Конструктивный подход к разрешению конфликтов как фактор толерантного воспитания в подростковом коллективе 87

Глава 2. Педагогические условия формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности

2.1. Концепция формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности 119

2.2. Теоретическое обоснование модели формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности 136

2.3. Обеспечение организационно-педагогических условий формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности 151

Заключение 180

Список литературы 192

Приложения 206

Введение к работе

Актуальность исследования. Толерантность является составной частью демократического развития общества. С момента объявления ООН 1995 года годом толерантности, проблема преодоления в обществе различных проявлений нетерпимости по различным мотивам (социальным, национальным, религиозным или иным) находится в центре внимания деятельности различных государственных структур, общественных организаций, научных и педагогических работников. Для отечественной педагогики понятие "толерантность" достаточно новое. Латинское слово tolerantia означает терпение или терпимость. Понятие толерантность стало рабочим термином не только на государственном уровне, но и нашло свое применение в различных междисциплинарных исследованиях, разработках научно-образовательных программ.

В настоящее время подготовлена и реализуется единая государственная политика по формированию толерантности и профилактики экстремизма, о чем свидетельствует принятая Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001 - 2005 годы", ориентированная на дальнейшее развитие гуманистических традиций.

Актуальность исследования проблемы формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности обусловлена рядом факторов.

Во-первых, воспитание в российском обществе реализуется сегодня в условиях трансформированного состава и деятельности субъектов воспитания - семьи, государственных структур, образовательных учреждений, религиозных организаций, общественных объединений, средств массовой информации. В связи с этим каждая структура

привносит свои законы, принципы, установки в формирование толерантного сознания подрастающего поколения.

Во-вторых, приходится признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении, как правило, сводятся к провозглашению локальных (хотя, несомненно, весьма своевременных и продуктивных) образовательных концепций (типа концепции "школы диалога культур"), или всевозможных организационно-управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных акций.

В-третьих, анализ современной научной литературы показал недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования толерантной культуры подростков во внеурочное время, несмотря на то, что идея толерантности получила развитие в ряде сфер и направлений, были разработаны программы и механизмы ее реализации. Отдельные научно-педагогические аспекты исследуемой проблемы отражены в работах М.М.Акулича, М.Т.Алиева, Г.В.Безюлевой, Т.В.Болотиной, В.А.Васильева, В.В.Витюка, А.А.Галкина, В.В.Глебина, В.М.Золотухина, Ю.А.Красина, И.М. и Б.С.Моделей, Г.Ф.Семигина, Г.М.Шеламовой и др.

В ряде работ, в частности В.М.Петренко, О.В.Митина, К.В.Бердников, А.Р.Кравцова, В.С.Осипова толерантность и нетерпимость сопоставляются в ходе психосемантического анализа этнических стереотипов. Р.Р.Валитова рассматривает толерантность как этическую проблему, задаваясь вопросом о том, является ли толерантность пороком или

добродетелью. Вопросы становления толерантного мышления и развития личностных и технологических факторов в процессе формирования толерантной культуры подростков нашли отражение в исследованиях М.С.Кагана, Д.Н.Кавтарадзе, В.В.Макаева, З.А.Мальковой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, В.Н.Мясищева, Л.А.Петровской, Л.Л.Супруновой,

Н.Н.Ярошенко.

«Внеурочная деятельность, внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся»1.

В ходе анализа практики формирования толерантной культуры подростков в различных сферах деятельности, нами были выявлены противоречия между:

- растущей потребностью общества в осуществлении политики толерантности, воспитании толерантности в человеческих отношениях, формировании менталитета толерантности и недостаточностью программ и механизмов ее реализации;

- высокой актуальностью формирования толерантного мышления подростков и недостаточной разработанностью новых концептуальных подходов к содержанию педагогических технологий решения этой проблемы;

- потенциальными возможностями образовательных и воспитательных учреждений в формировании толерантной культуры подрастающего поколения и сложившейся инертной системой обучения и воспитания, не отвечающей современным требованиям, а также устаревшими формами построения воспитательного и образовательного процессов. Специального педагогического исследования по проблеме

формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности не проводилось. В научно-педагогических работах не

раскрыты сущность и специфика формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности, не разработана модель формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности, не определены организационно-педагогические условия формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности. Высокая актуальность, недостаточная научная разработанность и практическая значимость рассматриваемой проблемы послужили основой для выбора темы диссертационного исследования.

Объект исследования - толерантная культура подростков.

Предмет исследования - процесс формирования толерантной культуры подростков.

Цель исследования - теоретическое обоснование особенностей формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

• раскрыть сущность и специфику формирования толерантной культуры подростков как социокультурного процесса;

• определить функции толерантности в структуре личности подростка;

• разработать социально-педагогическую модель формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности;

• определить организационно-педагогические условия формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности;

• разработать и экспериментально апробировать педагогическую программу формирования толерантной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности в процессе внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности будет эффективным, если:

- определены содержание и специфика формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности;

- разработана социально-педагогическая модель формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности с использованием междисциплинарных подходов и современных социально-культурных технологий, включающая совокупность принципов, форм, методов, функций и средств воспитания;

- обоснован комплекс организационно-педагогических условий формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности;

- разработана и апробирована авторская программа формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности с опорой на разнообразные средства и формы социально-культурной деятелньости.

Методологическую базу исследования составили положения современной педагогики о технологиях обучения и воспитания. Теоретической основой диссертационного исследования являются: труды отечественных ученых о единстве познавательных и эмоциональных процессов (Л.И.Божовича, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Р.С.Немова); положения деятельностного и целостно-системного подходов

(Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Д.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, М.С.Ныровой, и др.); социально-педагогические технологии (В.С.Библера, В.Н.Сагатовского, А.М.Смолкина, И.С.Якиманской); аспекты

формирования толерантной культуры подростков - (Р.В.Валитовой, В.М.Золотухина, Л.М.Митиной, Г.У.Солдатовой, М.Уолцера, Г.М.Шеломовой, Л.А.Шайгеровой и др.).

Важное значение для нашего исследования имели труды В.А.Тишкова - о толерантности и согласии в трансформирующихся обществах; Е.Г.Семеновой - по тренингу эмоциональной устойчивости педагога; Р.Р.Валитовой - о толерантности как этической проблеме; Т.Г.Григорьевой и Т.П.Усольцевой - об основах конструктивного общения и др.

Большое влияние на исследование оказали идеи, заложенные в трудах современных педагогов, психологов, социологов, философов, специалистов в области социальной адаптации и коррекции (Б.Г.Ананьева, В.А.Васильева, В.Ф.Лекторского, Е.Н.Линова, А.К.Маркова, А.А.Реан, В.И.Рыбальского, Г.Ф.Семигина, С.Ю.Степанова, В.А.Якунина, и др.). Основные положения диссертации опираются на исследования ученых в области педагогики толерантности (Э.Бетти Риэрдон, Г.У.Солдатову, Г.М.Шеламову, И.С.Якиманскую, В.А.Якунина, и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа, методы системного изложения материала, методы сравнительного анализа, наблюдение, анкетирование и интервьюирование подростков; эксперимент.

База исследования. Исследование процесса формирования толерантной культуры подростков в условиях внеурочной деятельности осуществлялось на базе общеобразовательной школы №1, лицея №14, Кадетского корпуса и центра образования молодежи г.Тамбова. К опытно-экспериментальной работе привлекались студенты кафедры социально-культурной деятельности, сервиса и туризма Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Всего в эксперименте приняло участие 362 человека.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2000-2002 гг.) - поисковом, происходило теоретическое осмысление проблемы исследования, осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической и правовой литературы; формулировалась гипотеза, намечались способы ее экспериментальной проверки, определялись объект, предмет, цель и задачи исследования. Результатом данного этапа явилась систематизация основных педагогических концепций по проблеме формирования толерантной культуры подростков в отечественной и зарубежной практике, выявление сущности и специфики формирования толерантной культуры подростков.

На втором этапе (2002-2003 гг.) - констатирующем, проводилось изучение объективных возможностей использования внеурочной деятельности в формировании толерантной культуры подростков. В общей сложности в эксперименте приняло участие 362 человека. На этом этапе было проведено анкетирование подростков общеобразовательной школы №1, лицея №14, Кадетского корпуса и центра образования молодежи г.Тамбова с целью выявления различий между толерантным и интолерантным поведением; тестирование эмоциональной саморегуляции, выявление компонентов толерантности в поведении испытуемых. Результаты исследования послужили основой для выделения уровней сформированности толерантной культуры подростков, обоснованием педагогической программы формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности. Основными методами исследования были констатирующий эксперимент, наблюдение и тестирование.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) - опытно-экспериментальном, проводилась апробация модели по формированию толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности. Обобщался материал, накопленный на первом этапе исследования, проводилась проверка ранее

полученных выводов. На этом этапе систематизировались результаты, уточнялись теоретические понятия, разрабатывались практические рекомендации, формулировались выводы исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе его проведения:

- раскрыта сущность формирования толерантной культуры подростков в условиях внеурочной деятельности, которая представляет собой особый социокультурный процесс взаимодействия подростка и педагога, при котором основным условием становятся раскрываемые через конкретные ситуации личностные и поведенческие характеристики, которые свидетельствуют о толерантности либо интолерантности подростков;

- выявлена специфика формирования толерантной культуры подростков, которая определяется индивидуальными чертами темпераментов подростков в сочетании с системой нравственных ценностей, усвоенных ими;

- выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий, способствующий целенаправленному формированию толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности;

- на основе принципов интеграции и дифференциации разработана и апробирована педагогическая программа формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности, позволяющая нормализовать эмоциональное состояние, поведение личности, признать своеобразие и индивидуальность других людей и соотнести их отношения с окружающим миром;

- дана развернутая характеристика социально-культурных мероприятий, способствующих развитию навыков коммуникативной толерантности всех участников образовательного процесса; организации просвещения

подростков с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности; обеспечению личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе, а также при организации досуговых мероприятий, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования толерантной культуры подростов в процессе внеурочной деятельности в современной социокультурной ситуации. При этом в диссертации:

- разработана социально-педагогическая модель формирования толерантной культуры подростков с использованием междисциплинарных подходов и современных социально-культурных технологий, включающая создание механизма эффективного и динамичного функционирования непрерывного толерантного воспитания в условиях педагогизации сферы внеурочной деятельности и опирающаяся на совокупность принципов, форм, методов, функций и средств воспитания;

- определены функции толерантности в структуре формирования личности подростка (гуманитарная, идентификации, социально-адаптивная) позволяющие способствовать стабилизации их эмоционально-личностного состояния, стремлению достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и развитию таких качеств личности как: эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание, открытость, самопознание;

- уточнены ключевые понятия толерантной культуры и ее основные компоненты, изучение которых проводилось с опорой на современные теоретико-методологические идеи развивающего обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования толерантной культуры подростков реализуется через разработанный комплекс социально-культурных мероприятий с использованием диалога как способа общения, расширения знаний о мире, других людях, и, прежде всего, о себе. В ходе исследования разработан и апробирован комплекс социально-педагогических и корригирующих методик по диагностике качеств толерантной личности и выявлению коммуникативной интолерантности.

Результаты данной работы могут быть использованы в учреждениях социально-культурной сферы, учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, приютах и других учреждениях с высоким уровнем интолерантности.

Материалы диссертационного исследования используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в Академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина, в частности - на кафедре социально-культурной деятельности, сервиса и туризма при преподавании следующих дисциплин: "Методика воспитательной работы", "Методы и технологии социально-культурной деятельности" и др.

Материалы исследования и разработанная программа могут быть использованы:

- в учебно-воспитательном процессе среднего, общего, дополнительного и высшего профессионального образования;

- в процессе разработки педагогических систем и образовательных программ по формированию толерантности, как реальности современного образования на федеральном и региональном уровнях;

- в работе центров внешкольной работы и деятельности общественных объединений;

- в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования;

- в работе с родительской общественностью.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; позитивными изменениями в результате реализации программы формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности представляет собой социокультурный процесс взаимодействия подростка и педагога, при котором основным условием становятся раскрываемые через конкретные ситуации личностные и поведенческие характеристики, которые свидетельствуют о толерантности либо интолерантности подростков.

2. Специфика толерантной культуры подростков определяется индивидуальными чертами темпераментов подростков в сочетании с системой нравственных ценностей, усвоенных ими. Знание особенностей типов темперамента позволяет расширить диапазон восприятия других людей, понять природу их реакций и поступков в различных ситуациях, допуская широкий спектр их эмоциональных проявлений.

3. Функции формирования толерантной культуры личности (гуманитарная, идентификации, социально-адаптивная). Суть и

назначение гуманитарной функции состоит в формировании ценностных ориентации и интересов подростков с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Функция идентификации проявляется в процессе воспитания толерантности, так как человек постоянно меняет собственные представления о самом себе, живя в напряжении противоречивых мотивов и ожиданий. Социально-адаптивная функция толерантности включает активное приспособление человека к изменившейся среде на основе осознанного формирования новых способов своего поведения, гармонизирующих взаимоотношения с окружающими; оптимизацию взаимоотношений индивида с группой, сближение их целей, ценностных ориентации, вхождение индивида в ролевую структуру группы; процесс и результат освоения человеком, новых для него социальных ролей и позиций, значимых для него самого и социума в целом. ,

4. Модель формирования толерантной культуры подростков в условиях внеурочной деятельности, включающая создание механизма эффективного и динамичного функционирования непрерывного толерантного воспитания в условиях педагогизации сферы в процессе внеурочной деятельности подростков, а также критерии сформированности толерантной культуры, средства, формы, методы и принципы социально-культурной деятельности.

5. Программа формирования толерантной культуры подростков, которая позволяет нормализовать эмоциональное состояние, поведение личности, признать своеобразие и индивидуальность других людей и их отношений с окружающим миром, что способствует уходу от шаблонов в оценке себя, других и межличностных отношений.

6. Организационно-педагогические условия формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности включают в

себя: формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся к равноправному диалогу посредством синергетического взаимодействия; вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности учеников; реализацию программ повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников; вовлечение учащихся и их родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности, в ходе которой подростки учатся мыслить критически и ценить позиции других, при этом четко формулируя собственную позицию в отношении спорных вопросов. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в г.Москве, Тамбове, Белгороде и др. в 2000-2005 гг.;

б) разработка авторской образовательной программы и непосредственное участие в ее реализации в общеобразовательных школах г. Тамбова;

в) преподавание в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 8-ми научных публикациях автора общим объемом 2,4 п.л., в виде научных статей, тезисов и учебно-методических изданий.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Толерантность как ценность современного образования: проблема её усвоения и развития

Ценности играют важную роль в жизни общества и человека. Они выступают в качестве особой общественно значимой формы существования явлений и определяют отношение к ним человека с точки зрения удовлетворения его потребностей и интересов или достижения поставленных им целей. Именно ценности мотивируют в большей мере человеческую деятельность, представляют собой особый мир значений, благодаря которым человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. Именно благодаря приобщению к ценностям жизнь отдельного человека приобретает смысл.2

Современная система ценностей российского общества не имеет целостного характера. В ней сохраняются и продолжают играть роль существенного фактора интеграции и самоидентификации значительной части населения такие ценности, как государственность, державность, коллективизм, равенство и социальная справедливость. Параллельно с традиционными ценностями актуализируются и развиваются такие ценности, порожденные проводимыми в стране преобразованиями, как свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность. Отсюда вытекает существующее размежевание носителей ценностей между элитными слоями и рядовыми гражданами, которое не может не коснуться школы, как одного из общественных институтов. Неоднозначно воспринимаются и такие ценности, как свобода, рынок, демократия, конкуренция, стабильность на уроне элитного и массового сознания.3 Это породило раскол российского общества, включая подростковую и молодежную среду, по базовым ценностям, который уже длительное время дестабилизирует общество.

В этих условиях объединяющую роль могло бы сыграть усвоение такой ценности, как толерантность. На уровне властных отношений она характеризует позицию политических сил, выражающую готовность к допуску инакомыслия закона конструктивной оппозиции. В жизни отдельной личности толерантность проявляется в готовности прислушаться к мнению идеологических противников, в стремлении переубедить их с помощью логических аргументов, наконец, в признании их позиции. Развитое толерантное сознание позволяет достойно переживать свое поражение в идеологическое борьбе и даже извлекать из него определенные выводы для себя.

Утверждение массового толерантного сознания могло бы способствовать преодолению конфронтации разных социальных групп противостояния идеологий и ликвидации существующего раскола российского общества по базовым ценностям, а, следовательно, достижения согласия и взаимопонимания хотя бы по ключевым вопросам настоящего и будущего страны.

К сожалению, именно эта ценность труднее всего усваивается как массовым, так и элитарным сознание. Подчеркнем в связи с этим, что в обществе, переживающем кризис нравственности и морали, потребность в толерантности исключительно велика.

Толерантность (лат. tolerantia) означает терпимость. Такое понимание закреплено и в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995г. (В том же году перевод Декларации с английского на русский язык был зарегистрирован как "Декларация принципов терпимости".) В ст. 1 говорится, что "толерантность" это: уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира; не уступка, снисхождение или потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международных правовых актах в области прав человека.4

Такое определение помогает раскрыть сущность толерантности в социальном аспекте её онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты.

Как указано в документе "толерантность" означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира.

Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости, -подчеркивается в Декларации, - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях".5

В отечественной науке, как и в общественно-политической лексике, термин "толерантность" закрепился с конца 80-х годов, чему способствовали академические исследования гуманитарных наук, необходимость сохранения культурного плюрализма России, стремление адаптировать к российским условиям западный опыт формирования гражданского общества.

Одна из трудностей в изучении толерантности и внедрении её основ в практику воспитательной работы в современных образовательных учреждениях состоит в том, что сегодня отсутствует единство в понимании сущности этого феномена и исследовательская традиция.

Функции толерантности в структуре личности

Принципиально важным нам представляется уточнение таких характеристик толерантности в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, как "отказ от догматизма, от абсолютизации истины"1 , а также предпосылки к формированию у молодежи "навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях".

Анализируя современные позиции педагогики и психологии в оценке ненасилия как универсального принципа в регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям, мы выделили в качестве своеобразного подход В.А.Ситарова и В.Г.Маралова к неизбежности зла и насилия в мире. Они утверждают, что вопрос приятия и неприятия насилия беспредметен. Проблема состоит в выборе приоритетов каждым человеком в каждый конкретный момент своей жизни: какую тенденцию построения своей жизни он выбирает - разрешительную или созидательную, насильственную или ненасильственную, выбор ненасильственной альтернативы, построение в соответствии с ней жизни и деятельности называют культурой ненасилия. При этом в определении терпимости делается акцент на то, что это способность принимать чужое мнение другого (других) как данность, как объективно существующую реальность, не испытывать чувства унижения, обиды, превосходства в процессе взаимодействия.

Объектами терпимости и нетерпимости могут выступать люди, идеи, действия, позиции, обстоятельства. Терпимость предполагает отношение к "другому" не как к чужому, а как к иному. Саму сущность толерантности возможно раскрыть посредством обращения к "другому". М.Брубер полагает, что фундаментальным фактором человеческой экзистенции могут быть только отношения человека с человеком.21

Феномен толерантности как социокультурного явления раскрывается, по мнению В.А.Стрельцовой в следующих характеристиках:22 - толерантность является социокультурной основой ненасилия; - толерантность предпосылка для выработки суждений, основой которых являются моральные ценности; - толерантность проявляется в деятельности и поведении человека; - толерантность - особая форма личностного отношения, в основе которого лежит понимание и принятие другой культуры, другой самости и терпимость, предполагающая допущение "инаковости"; - толерантность есть проявление индивидуальности человека, признание его автономии и ответственности за собственный выбор, открытости для духовной конкуренции, умения рефлексировать, то есть критически мыслить; - толерантность развивается на основе взаимодействия с "другими" при условии значимости для индивида их "инаковости"; - толерантность основана на уверенности в себе и надежности собственных позиций; - толерантность способствует повышению адаптивного потенциала субъекта и вследствие этого обеспечивает его способность к саморазвитию; - толерантность есть выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам, устойчивость к стрессу; - толерантности свойственна избирательность к воздействию проявлений окружающей действительности; - толерантность имеет некий начальный "естественный" уровень, с которого возможен переход на новый, целенаправленно заданный уровень.

Для понимания феномена толерантности во внеурочной деятельности как целостности и цели воспитания подростков необходимо не только выявить его специфические типические черты, но и выделить связи данного феномена с окружающей средой, более широкой системой, которые и являются его функциями.

Функция выражает действие, которое способствует объединению компонентов структуры в систему и сохранению её целостности. Именно функции выступают в качестве свойств, влияющих на формирование целого, как отношение части и целого, при этом часть обусловливает само существование или определенную форму проявления целого. Функции рассматриваемого нами феномена толерантности могут быть раскрыты через её характеристику как отношения в структуре позиции личности.

В обыденном смысле термин "позиция" трактуется как "положение, расположение чего-либо", "точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действия, поведение, обусловленные этим отношением".24 Характеризуя позицию личности, В.Н.Мясищев подчеркивает определенную её черту - осознанность, а Б.Ф.Ломов рассматривает её как ядро личности, условие развития человека, показатель его зрелости. Позиция человека рассматривается и как система общественных связей,27 и как система, имеющая объективную и субъективную характеристику.28 А.В.Петровский анализирует категорию "социальная позиция" как положение личности в системе отношений, регламентирующих поведение в группе, определяя толерантность как отношение в структуре личности, мы исходим из признания того, что ближайшая система, в которую включено отношение - это, позиция. Она реализуется в соответствующей деятельности и поведении. Будучи включенным, в систему отношение толерантности усиливает воздействие на деятельность, поведение, индивидуально-личностное становление.

Анализ теоретических исследований (Н.М.Борытко, П.И.Дзыгинский, Л.А.Григорьева, О.С.Газман, В.А.Стрельцова и др.) и собственных экспериментальных данных позволяет выделить следующие основные функции толерантности в структуре личности: гуманитарную, идентификации, социальной адаптации. Данные обобщенные функции толерантности находят своё конкретное выражение в функциях толерантности, проявляемой в процессе внеурочной деятельности подростков.

Концепция формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности

Последние десятилетия, которые характеризуются в России бурными социально-экономическими, политическими и культурными преобразованиями, показали, что приоритетным в сложившейся системе ценностей должен быть сам человек, его отношение к другим людям, к жизни, к себе. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждение нетерпимости. Воспитание в духе толерантности предполагает следующеие условия: - обучение школьников тому, в чем заключаются их общие права и свободы; - поощрение методов систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающих культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения; - проведение политики и программ в области образования должно способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, религиозными и языковыми группами, о также нациями; - воспитание должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях; - внедрение новых образовательных технологий с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Модернизация российского образования идет через создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения её соответствия социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства.

Сложным и многоаспектным в системе образования и воспитания детей и подростков является воспитание толерантной культуры мышления и поведения. Тенденции его развития связаны с модернизацией российского образования и заключаются в: - признании самоценности личности как системообразующего фактора воспитания в духе толерантности; - равенстве позиций взаимодействующих сторон, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность стать на позицию другого; - отсутствии оценок, полном принятии партнера по общению таким, какой он есть; уважении и доверии к нему; - наличии у партнеров сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющих развивать механизм идентификации; - равнозначности, многообразии этнических, национальных, конфессиональных культур в едином поликультурном пространстве России; - деятельностной природе развития и воспитания личности; - способности участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Анализ тенденций развития воспитания толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности, позволяет утверждать, что складываются объективные и субъективные предпосылки формирования педагогической парадигмы воспитания толерантной культуры, основанной на принципах преемственности воспитания в процессе внеурочной деятельности, его индивидуализации и дифференциации.

В связи с социальными изменениями в российском обществе значительно возросли знания и умения, необходимые для воплощения социально ориентированных ценностей в собственном поведении, а также для совершения действий, подтверждающих, что политика и установления общества, которому они принадлежат, выражают те же ценности. Благополучие человеческого общества, как и любой живой системы, зависит от составляющих его разнообразных частей. Толерантность обеспечивает гармоничное соединение различных членов человеческого общества. Толерантность предполагает установку человека на независимость, на "несиловое" отношение к любым идеям, а самое главное - ответственность человека за свои собственные убеждения и поступки, понимание их относительности, т.е. невозможности их такого обоснования, которое было бы бесспорным для всех.

Практика показывает, что воспитание культуры толерантности подростков возможно лишь в рамках единого толерантного пространства образовательного учреждения, в условиях развития навыков коммуникативной толерантности всех участников образовательного процесса. При этом воспитание подразумевает процесс целенаправленного формирования нравственных, толерантных качеств личности на основе развития гуманистического мировоззрения, позитивного отношения к другим людям, явлениям и предметам окружающей среды, проявляемых в поведении. Развитие толерантности тесно связано с когнитивным развитием человека, с осмыслением поступков и реакций. В процессе нравственного

Теоретическое обоснование модели формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности

Основополагающие идеи моделирования толерантного воспитания подростков адаптированы к структурной модели воплощения толерантности в школе, состоящей из пяти компонентов. Модель воплощения толерантности в школе рассматривается в единстве ценностных, интеллектуальных, технологических знаний, умений и навыков, личностных качеств. Такое единство позволяет брать на вооружение целостную внеурочную деятельность подростков и формирование толерантной культуры в процессе этой деятельности.

При моделировании формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности необходимо: - учитывание результата предварительной диагностики атмосферы толерантности (интолерантности) в подростковом коллективе и мотивации её в своем поведении; - применение различных этапов и модулей воспитательного процесса и формирования толерантной культуры не только для выработки умений и навыков, а, прежде всего, для создания условий лучшего понимания смысла ценностей толерантной культуры; - применение специфики обратной связи; - активизация инициативы и творчества подростков, раскрытие потенциальных возможностей и учет потребностей каждого. Психологический аспект модели формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности может быть эффективно реализован с учетом адаптации ведущих педагогических принципов к реалиям школьного образования: - уважения к выбору подростком его жизненных и образовательных позиций как базы для его совершенствования, экологии взаимоотношений, толерантности; - опоры на личностный нравственно-этический потенциал школьников, их познавательные способности, подготовленность к принципам толерантности в общении; - доступности используемых материалов и опыта толерантного поведения, готовность к их восприятию; - преемственности, непрерывности, целенаправленности в использовании коммуникативной толерантности и педагогических ценностей, национально-культурных традиций во всех звеньях школьного образования; - готовности преподавателей к осуществлению интегративных связей в процессе внеурочной деятельности, в содержании учебных дисциплин и учебного процесса; - создании, стимулировании и поддержании зрелого и объективного общественного мнения в учебном заведении по всему кругу вопросов реализации идей формирования толерантной культуры подростков в урочной и внеурочной деятельности; - непрерывности контроля и самоконтроля, основанных на требованиях педагогического мониторинга.

Условиями реализации модели формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности являются:

1 .-гармоничное сообразование общедидактических и воспитательных целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения; 2.-отбор и структурирование содержания толерантного поведения с учетом специфики классного коллектива, инфраструктуры микрорайона школы, соответствия педагогической парадигме толерантного воспитания; 3.-органическое взаимодействие федерального и национально-регионального компонентов на основе регионального и школьного компонентов содержания толерантного воспитания; 4.-смысловая преемственность толерантной направленности содержания в общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплинах на основе новых педагогических технологий; 5.-целостность и преемственность принципов толерантности в учебной и внеурочной работе; б.-интегративный характер воспитания толерантности. Этапы реализации модели формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности: I этап: мотивирование формирования толерантной компетентности. Цель: формирования положительной мотивации, навыков ведения позитивного внутреннего диалога с собой:

Содержательные характеристики. Принятие школьником разнообразия, взаимозависимости человеческого существования. Мотивация к коррекции самооценки, понимание значимости жизни человека, его свободы и достоинства, ориентация подростка в правовой сфере. Понимание социальной и нравственной значимости толерантно поведения. Тестирование качеств, способствующих толерантному общению.

Механизмы формирования: оценка - выбор - проекция - действие. Условия осуществления: ценностное ориентирование, условия, позволяющие определить потенциальные способности к позитивному общению; создание системы развития интереса к формированию толерантного пространства в школе и вне её; создание обстановки сотрудничества, доброжелательности, взаимного уважения. Между подростками, между подростками и взрослыми участниками образовательного процесса.

Результат: ценностная ориентация на культуру толерантности. Творческий подход к использованию принципа толерантности как залога эффективности образовательного процесса.

Организационный компонент: работа в микрорайоне школы, классных коллективах, подростковых клубах и учреждениях досуга подростков, имеющих пространство выбора в разных видах этнокультурной, правовой, социальной и эстетической деятельности по реализации Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы. II этап: репродуктивное осмысление и освоение основных компонентов формирования толерантного сознания в гражданском обществе - знаний, умений, навыков, образцов толерантного поведения.

Похожие диссертации на Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности