Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Дедурина Татьяна Владимировна

Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект
<
Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дедурина Татьяна Владимировна. Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Дедурина Татьяна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2009.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/758

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы анимационной деятельности учреждений культуры 17

1.1 Сущность анимационной деятельности учреждений культуры 17

1.2 Психолого-педагогические основы анимационной деятельности 43

1.3 Функции анимационной деятельности учреждений культуры 72

ГЛАВА II. Технологии реализации функционального подхода к анимационной деятельности учреждений культуры 97

2.1 Специфика функционирования анимационной деятельности учреждений культуры 98

2.2 Классификация технологий анимационной деятельности учреждений культуры 118

2.3 Инновационные технологии реализации функционального подхода к анимационной деятельности учреждений культуры 144

Заключение 166

Библиография 171

Приложение 196

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена изменением общественных взглядов на существующие формы и содержание анимационной деятельности в учреждениях культуры.

Под влиянием политических, социально-экономических, культурных тенденций современная сфера досуга претерпевает в настоящее время значительные изменения. Достижения и противоречия цивилизации XXI века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, вызванные интенсификацией производства, усложнением процесса овладения возрастающим объемом информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость формирования у каждого человека потребности и способности рационально строить свое свободное время, осуществлять выбор созидательных форм досуга.

Необходимо осознать, что научно-технический прогресс, экономика, политика и идеология становятся источником социального развития лишь при условии проявления и реализации физических и духовных способностей человека.

Современное общество пока не может создать условия для всестороннего развития, отсюда появляются такие формы проведения досуга, которые противоречат природе человеческой души, понимания человека человеком, естественным контактам с окружающей средой. Поэтому в ходе формирования новых общественных отношений возрастает роль анимационной деятельности, - способной внести в социально-культурную сферу инновационные идеи и новые формы общения в учреждениях культуры.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение в деятельности учреждений культуры. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств

4 массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Однако в современной практике анимационной деятельности учреждений культуры используются в основном традиционные, устаревшие, потерявшие свою актуальность формы развлекательного характера. Анализ показывает, что свыше 63% аниматоров предпочитают содержанию, смыслу анимационной деятельности ее внешнюю форму, яркость, красочность.

Особенно важно подчеркнуть, что при всем широком наборе различных направлений анимационной деятельности в учреждениях культуры отсутствует целостная система, не определены функции, принципы анимационной деятельности, а значит, отсутствует социально-культурный аспект, что, в свою очередь, оказывает влияние на понятие анимационной деятельности, границы исследования, на эффективность осуществления целостного технологического процесса в учреждениях культуры.

Поэтому актуальность темы исследования обусловлена проблемой необходимости развития социально-культурного аспекта анимационной деятельности в России, которая вытекает из противоречия между сложившимся уровнем практической деятельности учреждений культуры, ее распространенности и потребностью в педагогической модели анимационной деятельности и отсутствием этого на практике, которая нуждается, прежде всего, в определении функций анимационной деятельности, как сущностной характеристики социально-культурной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования предполагает интеграцию научного материала из разных областей наук: философии, истории, психологии, педагогики, социально-культурной деятельности. Также теоретическими источниками являются труды отечественных и зарубежных ученых в области анимационной деятельности.

В первую очередь мы опирались на научно-теоретические исследования, отражающие различные аспекты социокультурной анимации в России (И.И. Булыгина, Л.И. Горбенко, А.В. Дегтяренко, Е.М. Приезжева, Л.В. Сайкина,

5 Л.В. Тарасов, И.И. Шульга, Н.Н. Ярошенко). Российский опыт культурно-досуговой деятельности, аналогичный французской анимации, освещали М.А. Ариарский, В.З. Дуликов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Е. Триодин, В.В. Туев, В.М. Чижиков и др. Зарубежный опыт анимационной деятельности исследовали Г.С. Вовк, Е.Б. Мамбеков, К. Чекалов, Е.П. Яценко. Исследования социокультурной анимации проводились во Франции с 60-х гг. XX века П. Бенаром, A.M. Гурдон, М. Кайресом, Р. Лабури, П. Ланграном, Ж. Левеглем, М. Леви-Котре, Э. Лембо, П. Мулинье, М. Симоно, М. Паризе, А. Тери и др.

При рассмотрении социально-психологических аспектов анимационной деятельности мы обращались к трудам К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Е.А. Ануфриева, Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.П. Вышеславцева, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, в которых содержатся теоретические и методологические положения личностного развития индивида в социуме. Психологические аспекты становления и развития личности отражены также в работах Р. Ассаджиоли, Л. Бинсвангера, Дж. Бьюджентала, У. Джемса, Дж. Кэмпбелла, Ж. Маритена, А. Маслоу, Р. Мея, Ж. Пиаже, К. Роджерса, В. Франкла, К.Г. Юнга.

Современные педагогические подходы к изучению деятельности личности, где затрагивается содержание социокультурной анимации, изложены в трудах Ш.А. Амонашвили, В.В. Горшковой, В.П. Зинченко, И.А. Колесниковой, И.С. Кона, А.К. Марковой, М.Н. Скаткина. Основанием для анимационной деятельности являются труды отечественных педагогов: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, СИ. Гессена, а также В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого.

Исследования процессов духовного пробуждения личности отражены в экзистенциальной педагогике О.Ф. Больнова, Е. Венигера, Р. Гвардини, Ф. Гогартена, К. Левина, Е. Метцке, Е. Роттена, Э. Шпрангера, К. Ясперса. Процессы духовного развития человека рассматриваются в трудах

отечественных философов XX века: Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, С.С. Хоружего и др.

Важную роль в формировании концептуальной базы нашего исследования сыграли труды С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, А.В. Соколова, Н.А. Хренова и др.

Важнейшие теоретико-методологические обоснования педагогики досуга содержатся в научных исследованиях М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, Н.Ф. Максютина, Б.Г. Мосалева, А.В. Мудрика, Г.Н. Новиковой, Е.И. Романовой, B.C. Садовской, Р.Г. Салахудиновой, Ю.А. Стрельцова, А.Я. Суртаева, В.И. Хоменко, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Особое значение для исследования анимационной деятельности учреждений культуры как инновационного направления социально-культурной деятельности имеет научная концепция доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.1

Также основой исследования явились следующие научные концепции: анимации как социально-культурной педагогики Н.Н. Ярошенко; модели анимационной деятельности во Франции Е.Б. Мамбекова; социологии досуга Ж. Дюмазедье; ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу учреждений культуры А.Д. Жаркова; принципов и методов организации деятельности учреждений культуры Л.С. Жарковой; социокультурного менеджмента В.М. Чижикова; социально-культурной деятельности Т.Г.Киселевой и Ю.Д. Красильникова; социально-культурных реабилитационных технологий Ю.С. Моздоковой; культурно-исторической психологии В.П. Зинченко.

См.: Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговон деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - С. 156.

7 Однако в настоящее время не существует исследований, рассматривающих проблему с позиций функционального подхода. Все это обусловило выбор темы нашего исследования, которая вытекает из следующих противоречий между:

широкой распространенностью различных направлений анимационной деятельности в учреждениях культуры и отсутствием научных разработок по их классификации и содержанию, социально-культурной сущности, являющихся важнейшими критериями осуществления функционального подхода;

огромным функциональным потенциалом анимационной деятельности и отсутствием социально-культурного контекста практической деятельности учреждений культуры;

возрастающей потребности в деятельности аниматоров и отсутствием у них профессиональных социально-культурных знаний по реализации функционального подхода к анимационной деятельности в учреждениях культуры.

Выявленные противоречия позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Функциональный подход к анимационной деятельности в учреждениях культуры: социально-культурный аспект» и позволили констатировать проблему между отсутствием научно-теоретических и методологических разработок и возможностью их реализации на основе функционального подхода к анимационной деятельности учреждений культуры.

Объектом исследования является анимационная деятельность в учреждениях культуры.

Предмет исследования — функциональный подход к развитию анимационной деятельности в учреждениях культуры с позиций социально-культурного аспекта.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании функционального подхода к анимационной деятельности в

8 учреждениях культуры, определении базовой структуры функций анимационной деятельности и разработке инновационных технологий реализации функционального подхода с позиций социально-культурного контекста.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

осуществить теоретико-методологический анализ сущности и содержания анимационной деятельности учреждений культуры;

научно обосновать психолого-педагогическую направленность анимационной деятельности учреждений культуры;

- раскрыть функциональный подход к анимационной деятельности
учреждений культуры;

- проанализировать технологический процесс с точки зрения реализации
социально-культурных функций анимационной деятельности учреждений
культуры на основе результатов исследования и проведенной опытно-
экспериментальной работы;

- рассмотреть механизм реализации функционального подхода к
анимационной деятельности учреждений культуры с позиций социально-
культурного аспекта;

разработать методические рекомендации по внедрению результатов исследования в практику анимационной деятельности учреждений культуры.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность анимационной деятельности как инновационного направления деятельности учреждений культуры зависит от функционального подхода, который предполагает:

- теоретико-методологическое обоснование функциональных свойств
анимационной деятельности учреждений культуры;

- научно-теоретическое обоснование базовой структуры функций
анимационной деятельности, которая будет являться важнейшей
предпосылкой реализации функционального подхода анимационной

9 деятельности учреждений культуры, и на этой основе внедрение инновационных технологий, способствующих эффективности данного процесса;

внедрение в профессиональную подготовку субъектов анимационной деятельности (аниматоров) комплекса теоретических социально-культурных знаний по функциональному подходу, а также социально-психологических тренингов, обеспечивающих практическую реализацию в учреждениях культуры.

Методологической основой исследования стали положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов, обеспечивающих функциональный подход к анимационной деятельности учреждений культуры; принципы культурно-исторического развития Л.С. Выготского, принципы личностного подхода М.Я. Басова, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лазурского, принципы личностно-деятельностного подхода Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского.

Исследования проблемы функционального подхода представлены в трудах отечественных (П.К.Анохин, Е.А.Евстифеева, А.А. Лабейкин, Ю.Н. Столяров), а также зарубежных ученых (Р. Мертон, Т. Парсонс, Ю.А. Радклиф-Браун, Г. Спенсер).

Методы исследования включали изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, а также методы дедукции, логического выведения, обобщения и типологизации.

Методами эмпирического исследования стали: наблюдение (включенное и невключенное) за анимационной практической деятельностью в рамках опытно-экспериментальной работы, устные беседы, письменный опрос, анкетирование, сравнительный количественный и качественный анализ, метод социально-психологического тренинга, диагностическая обработка экспериментальных данных, методы статистической обработки данных.

Базой исследования стали государственные и коммерческие учреждения культурно-досугового типа на территории России (г.Москва, г.Астрахань, п.Лазаревское г.Сочи), а также отели за рубежом, в которых отдыхают российские туристы (Египет, Болгария). В опытно-экспериментальной работе участвовали всего 414 реципиентов.

Для анализа и выявления специфики функционирования анимационной деятельности учреждений культуры были подобраны основные экспериментальные базы: ДК «Зодчие» (г.Москва), ООО «Ми-АРТ Рекорде» (г.Москва), Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей (ОГОУ ДОД) «Эколого-биологический центр» Астраханской области, а также вспомогательные - гостиничный комплекс «Прометей» п.Лазаревское г.Сочи, отель «Шератон» г.Шарм-Эль-Шейх (Египет), отель «Днепр» г.Варна (Болгария).

Организация и этапы исследования

Исходя из предмета и задач исследования последовательность этапов работы была выстроена следующим образом:

На первом, констатирующем, этапе (2003-2004 гг.) были осуществлены формулировка темы и проблемы исследования, анализ научных источников, разработка программы и методики исследования. Изучены материалы функционирования анимационной деятельности учреждений культуры, обосновывалась актуальность рассматриваемой проблемы, определялись цели и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования. Проанализировано состояние анимационной деятельности учреждений культуры.

Второй этап исследования (2004-2007 гг.) носил поисково-экспериментальный характер, где вначале был проведен анализ существующего эмпирического материала и сделаны обобщающие выводы.

Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление организационно-педагогических и технологических процессов внедрения функционального подхода к

анимационной деятельности учреждений культуры, объясняющего социально-культурное содержание этого процесса.

На этой основе были разработаны основные направления опытно-экспериментальной работы по внедрению функционального подхода к анимационной деятельности учреждений культуры. Был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стал поиск наиболее эффективных технологий внедрения функционального подхода к анимационной деятельности и повышения ее эффективности с целью ее социально-культурной составляющей учреждений культуры. В ходе исследования принимали участие 414 реципиентов: 379 человек разного возраста, пола, социального положения и 35 аниматоров — специалистов по организации анимационной деятельности.

На основе полученных данных формировались инновационные технологии реализации функционального подхода к анимационной деятельности учреждений культуры с позиций социально-культурной деятельности.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) была завершена опытно-экспериментальная работа, окончательно сформулированы выводы, проводилась апробация результатов исследования. На основе обобщения полученных материалов сделан анализ результативности функционального подхода к анимационной деятельности учреждений культуры с позиций социально-культурной деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

углублено и дополнено понимание сущности и содержания анимационной деятельности учреждений культуры;

- впервые поднята проблема функционального подхода к развитию анимационной деятельности учреждений культуры, ставшая предметом самостоятельного научного исследования как социально востребованного направления в социально-культурной деятельности;

12 определены сущностно-функциональные свойства анимационной деятельности на основе научного анализа, содержанием которого выступают социализация, сублимация, терапия (досуготерапия), выявлена ее структура;

- раскрыты психолого-педагогические характеристики сущностно-
функциональных свойств анимационной деятельности учреждений культуры,
обеспечивающие ее социально-культурный аспект;

рассмотрена базовая структура функций, их содержание в контексте функционального подхода к анимационной деятельности учреждений культуры с позиций социально-культурного аспекта;

выявлены технологии реализации социальных функций анимационной деятельности учреждений культуры как инструментальный способ, раскрывающий ее социально-культурный потенциал;

- разработаны научно-методические рекомендации по внедрению
функционального подхода к анимационной деятельности учреждений
культуры, раскрывающие общее дидактическое наполнение социально-
культурного содержания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- дополнена теоретическая база анимационной деятельности учреждений
культуры, раскрыты теоретико-методологические основы, которые
обеспечивают ее социально-культурное наполнение;

- раскрыты психолого-педагогические механизмы функционального
подхода к анимационной деятельности, которая рассматривается как процесс
и как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков,
способов одного из видов социально-культурной деятельности,
обеспечивающей саморазвитие и самореализацию личности;

- доказано, что базовая функция анимационной деятельности учреждений
культуры является воспитательной в ее ценностно-содержательном
компоненте;

- теоретически расширено представление о ценностных ориентациях
личности в процессе анимационной деятельности учреждений культуры;

- разработаны инновационные технологии реализации функционального
подхода к анимационной деятельности учреждений культуры,
ориентированные на развитие жизнесберегающих отношений участников
процесса, их творческого самовыражения и психологического здоровья;

- предложена инновационная модель функционального подхода к
анимационной деятельности учреждений культуры, позволяющая
гармонизировать физическую, эмоциональную и чувственную составляющие
личности.

Практическая значимость исследования состоит во внедрении практических выводов и рекомендаций в технологический процесс анимационной деятельности учреждений культуры. Теоретические положения исследования и практические выводы внедрены в учебный процесс при изучении дисциплины «Анимационная деятельность» студентами III—IV курсов дневного и заочного отделений кафедры культурно-досуговой деятельности.

Материалы исследования использовались в работе с аниматорами по освоению функционального подхода к анимационной деятельности учреждений культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

опубликование результатов исследования в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств «Вестник МГУКИ» (М., 2008), «Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов в образовательном процессе» (М., 2006, 2008) и др.;

- выступления на международных, региональных научно-практических
конференциях: на международной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе» с
докладом «Анимация как инновационный метод досугового воспитания
подростков», Москва, МГУКИ, 16 мая 2007 г.; на международном симпозиуме
молодых ученых «Многообразие культур - путь к единству мира» с докладом

14 «Анимация как элемент сферы досуга», Москва, МГУКИ, 17-18 мая 2007 г.; на международной научно-практической конференции «Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур» с докладом «Методы арт-терапии в анимационной деятельности», Астрахань, Астраханский педагогический университет, 27 сентября- 1 октября 2007 г.;

- лекции и семинары для студентов Московского государственного университета культуры и искусств;

разработка и внедрение результатов исследования по реализации функционального подхода к анимационной деятельности в практику учреждений культуры;

использование материалов и выводов исследования в процессе практической деятельности в ДК «Зодчие» (г.Москва), ООО «Ми-АРТ Рекорде» (г.Москва), Областном государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей (ОГОУ ДОД) «Эколого-биологический центр» Астраханской области, гостиничном комплексе «Прометей» п.Лазаревское г.Сочи, отеле «Шератон» г.Шарм-Эль-Шейх (Египет), отеле «Днепр» г.Варна (Болгария).

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивались:

  1. Комплексным использованием методов исследования.

  2. Количественной и качественной обработкой репрезентативного материала.

  3. Взаимопроверкой полученных результатов.

  4. Адекватностью методов исследования его целям и задачам.

  5. Согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.

  6. Актами о внедрении результатов диссертационного исследования в экспериментальных объектах ДК «Зодчие» (г.Москва), ООО «Ми-АРТ Рекорде» (г.Москва), Областном государственном образовательном

15 учреждении дополнительного образования детей (ОГОУ ДОД) «Эколого-биологический центр» Астраханской области. Положения, выносимые на защиту:

1. Широкое разнообразие направлений анимационной деятельности
(туристическая, гостиничная, музейная, санаторно-курортная, социально-
педагогическая, школьная, театральная и др.) учреждений культуры страны
обеспечивает гармонию окружающего мира, что является социально
востребованной. Каждое направление анимационной деятельности обладает
диалектическим единством общего и особенного, где общее проявляет себя в
единой базовой методологической основе, особенное - в специфике
технологического процесса реализации функций в различных направлениях
анимационной деятельности учреждений культуры.

2. Функциональная основа анимационной деятельности не может
проявиться спонтанно или случайно. Она определяется родовыми
внутренними свойствами анимационной деятельности, такими, как
социализация, сублимация, терапия (досуготерапия), которые могут
рассматриваться и как основополагающие сущностно-функциональные
свойства анимационной деятельности, позволяющие определить базовую
структуру функций, являющуюся важнейшей составляющей ценностно-
ориентированного целостного технологического процесса анимационной
деятельности учреждений культуры, педагогическая значимость его
воздействия определяется социально-культурной направленностью
содержания данной деятельности.

3. Функциональный подход к анимационной деятельности осуществим
лишь при опоре на социально-культурные функции как целостной модели
деятельности в нашей стране. Функциональный подход к анимационной
деятельности предполагает создание педагогически организованной среды,
где гармония - в общении человека и человека, человека и педагогически
организованной среды, человека и природы (в парках культуры и отдыха),
красоты и выразительности окружающего мира.

4. Функциональная структура анимационной деятельности такова:
рекреация, релаксация, адаптация, коммуникация, коррекция, реконструкция,
регенерация. Это не является постоянной и неизменяемой константой, а
открытой для изменения и дополнения. В процессе развития анимационной
деятельности будет расширяться структура ее функций, приобретая новые
свойства и содержание в зависимости от феномена социально-культурной
деятельности.

5. Реализация функционального подхода к анимационной деятельности
требует целенаправленной подготовки специалистов - аниматоров,
обладающих комплексом инновационных специальных социально-культурных
знаний, в контексте которых особое место занимают практические умения и
навыки реализации функционального подхода в процессе анимационной
деятельности. В этой связи теоретические знания функционального подхода к
анимационной деятельности представляют собой комплекс специальных
психолого-педагогических тренингов, направленных на практическое освоение
аниматорами функций, четкое выполнение которых будет являться фактором
эффективного функционирования учреждений культуры.

Структура диссертации

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность анимационной деятельности учреждений культуры

Анимация как социокультурное явление и как вид деятельности в настоящее время в России является объектом пристального внимания как практиков социокультурной сферы, так и ученых исследователей. Привлекательность этого явления объясняется инновационным содержанием, объективно заложенным в анимационной деятельности, разнообразием технологических свойств и подходов, а также широкими возможностями использования и реализации анимации в различных сферах социокультурной деятельности.

Имеющийся большой эмпирический опыт, а также научные изыскания, осуществленные в нашей стране, создали определенную теоретическую и практическую базу отечественной социокультурной анимации. Однако в этой сфере деятельности есть ряд вопросов и проблем, требующих разрешений и, в этой связи, продолжения научных поисков и исследований.

Вопрос сущности и содержания анимации является исходным и определяющим в методологическом обосновании анимационной деятельности, фактором безошибочного определения базовой структуры функций и, в конечном итоге, построении целостной профессиональной анимационной модели на основе целостного технологического процесса данной деятельности.

Следует подчеркнуть, что практически все исследователи проблем анимационной деятельности касались вопроса содержания и сущностных свойств анимации. Представим краткий обзор этих исследований.

Термин «социально-культурная анимация» впервые на русском языке ввел Е.Б.Мамбеков в начале 90-х гг. XX века, который не только задал определенную траекторию развития социокультурной анимации в современной России, но и адаптировал анимационную модель Франции применительно к культурно-досуговой деятельности в России.

Надо сказать, явление социокультурной анимации изначально возникло во Франции и осознавалось как часть культурной и воспитательной системы общества. При сложившихся определенных исторических, политических, экономических, социальных и культурных условиях социально-культурная анимация сформировалась именно как практическая социокультурная деятельность, помогающая преодолевать негативные тенденции общественной жизни, такие как изоляция личности, одиночество, отчуждение, пессимизм, беспомощность и др.

Анимационная деятельность во Франции получила развитие как результат триединого становления исторических, социальных и культурных факторов, а впервые, применительно к сфере свободного времени термин «социокультурная анимация» был введен в 50-е годы XX века французским социологом Ж. Дюмазедье в контексте теории «цивилизации досуга». Обращаясь к феномену лидера в сфере организованного досуга, Дюмазедье употребил словосочетание «социокультурное лидерство», которое позже заменил понятием «социокультурная анимация». В последующем это понятие прочно вошло в научную и практическую лексику и обозначает название профессии организатора досуга. «Animation» в переводе с французского означает: живость, оживление, воодушевление, профессия, относящаяся к сфере досуга.

Новым понятием «социокультурная анимация» обозначались социокультурные процессы в сфере свободного времени и досуга, в центре которых выступает личность с ее внутренним миром проблем и противоречий, возникающих в условиях технократического общества.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначать собственно духовный аспект взаимоотношений субъектов в процессе анимации. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным со-чувствием, со-переживанием, со-действием, а также о психолого-педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.

В исследовании Е.Б.Мамбекова социокультурная анимация рассматривается как «феномен, который многие французские ученые и практики характеризуют как средство, помогающее обществу безболезненно встретиться с «этим грандиозным текстом с непредсказуемыми результатами», каковым является современная технократическая цивилизация»3.

По мнению исследователя, происхождение социокультурной анимации совершенно отчетливо прослеживается в истории Народного воспитания.

Е.Б. Мамбеков утверждает, что социокультурная анимация касается всего ансамбля повседневной жизни индивида — труда, гражданской и политической активности, отношений с окружающими, их культуры.4 Взаимосвязь общественной деятельности и досуговых предпочтений, оказывающих влияние на индивида в свободное время, обусловлена социальными факторами существования общества в целом.

Психолого-педагогические основы анимационной деятельности

При анализе данного вопроса мы опирались на труды И.И. Булыгиной, Л.И. Горбенко, А.В. Дегтяренко, Е.Б. Мамбекова, Е.М. Приезжевой, Л.В. Сайкиной, Л.В. Тарасова, И.И. Шульги, Н.Н. Ярошенко, исследовавших социально-культурный аспект социокультурной анимации, а также исследования в области психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.А. Ануфриев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.П. Вышеславцев, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, Р.Мэй, Ж.Пиаже, К.Роджерс, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и Др.), педагогики (Ш.А. Амонашвили, СИ. Гессен, В.В. Горшкова, В.П. Зинченко, И.А. Колесникова, И.С. Кон, А.К. Маркова, М.Н. Скаткин и др.) и сфере педагогики досуга в научных исследованиях А.Д. Жаркова Ю.А. Стрельцова, Н.Ф. Максютина, Р.Г. Салахудиновой, Е.И. Романовой, А.А. Конович, Т.П. Черного, А.В. Мудрика и др.

Определив социализацию, терапию и сублимацию как основные сущностно-функциональные свойства социокультурной анимации, рассмотрим их психолого-педагогические характеристики.

Социализация (англ. socialization; от лат. socialis - общественный) -процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.52

Социализация рассматривается в научной литературе как процесс интеграции личности в социальную систему (Р.Мертон, Т.Парсонс), социальное научение (А.Бандура), результат социального взаимодействия людей (Дж.Мид). Из отечественных исследователей важнейший вклад в разработку проблемы социализации внесли Л.И.Божович, И.С.Кон, Г.М.Андреева, А.В.Петровский. И.С.Кон, которые определяют социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Важным определением социализации для нас является формулировка И.Б.Котовой и Е.Н.Шиянова, которые рассматривают социализацию как «процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам»53.

По мнению авторов: «...социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап не может наступить, может быть искажен или заторможен»5 . Понимая непрерывность процесса социализации, следует обратить особое внимание на те ее стадии, когда закладываются базисные ценности личности, формируется ее самосознание, ценностные ориентации и социальные установки.

Понятие социализации тесно связано с понятием адаптации. В основе социализации личности лежит, длящийся в течение всей жизни, процесс адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей действительности. Социализация не является процессом, ограниченным какими-то одномоментными или фиксированными временными рамками. Человек живет в условиях постоянно меняющегося мира, передвигается из одной культурной среды в другую, входит в новые общности, изменяет характер выполняемых им социальных ролей, продвигаясь по лестнице социальных позиций. Это приводит к тому, что он в течение всей жизни усваивает социальный опыт и воспроизводит те или иные новые отношения. Человек, рождающийся индивидом, должен пройти достаточно продолжительный путь освоения культурных норм, правил и ценностей для того, чтобы стать полноценным членом общества, адаптированным к основным его требованиям.

Адаптацию можно рассматривать и как основную функцию процесса социализации и в качестве одного из ее важнейших механизмов. Составляющими компонентами процесса адаптации являются коммуникация (общение индивидов и групп), регенерация (поиск новых эмоциональных ощущений) и реконструкция (восстановление и воспроизведение пережитых эмоциональных состояний). Процесс социализации можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию индивида, вхождение его в конкретную социальную среду и изменение в соответствии с ней таким образом, чтобы он мог решать важнейшие задачи своей жизни - от физического выживания до самоактуализации. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью своей роли при вхождении в новую социальную ситуацию.

Кроме того, что личность не только осваивает новую роль в социальном окружении, но и решает с группой вопрос о предлагаемой ей роли и в меру своих возможностей выбирает какой-то вариант взаимодействия с микросоциумом, а также свою социальную позицию. Здесь основное значение имеет то, что предлагается личности в качестве картины мира, структуры и способов социального взаимодействия, текущей позиции ее в структуре, правил социального продвижения, ограничении, а также то, какие представления о мире, установки, стереотипы и ценности формируются у индивида в процессе социализации.

На результаты социализации влияют различные виды психологической защиты, посредством которых человек пытается привести в соответствие осознание своего реального положения по отношению к другим людям и структурам с соответствующей у него самооценкой. Поэтому одним из итогов социализации может оказаться, и, видимо, часто оказывается более или менее мифологизированная картина мира, в результате чего человек может быть вполне адаптирован к асоциальным и объективно противостоящим развитию общества явлениям и нормам. Поэтому существует точка зрения на то, что оценивать процесс социализации следует не столько по позиции приспособления личности к ее социальной среде (то есть социально-психологической адаптации), а в аспекте общего направления развития мировой цивилизации, культуры и общечеловеческих (гуманистических) ценностей.

Специфика функционирования анимационной деятельности учреждений культуры

Под влиянием политических, социально-экономических, культурных процессов, происходящих в России, современная сфера досуга претерпевает сегодня значительные изменения.

Достижения и противоречия цивилизации XXI века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, вызванные интенсификацией производства, усложнением процесса овладения все возрастающим объемом информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость формирования у каждого человека. потребности и способности рационально использовать свое свободное досуговое время, с целью снятия усталости, восстановления своих физических и духовных сил, обеспечения разностороннего развития.

В настоящее время социально-культурная и досуговая деятельность переходит на новый уровень своего развития. Как отмечают ученые (А.Д. Жарков, Н.Н. Ярошенко, М.А. Ариарский, Д.А. Измайлова, Т.Н. Паренчук и др.) современные социально-экономические условия вызывают «необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждении культуры, методов ее осуществления» . За последние годы сфера досуга превратилась в индустрию, объединяющую функционирование различных институтов социокультурной деятельности, «от системы образования и искусства до сферы туризма, спорта и зрелищно-игрового досуга».

Новая социокультурная ситуация предопределяет требования расширения просветительских и воспитательных функций государства и общества, включив в них: - развитие у каждого человека осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга; - формирование досуговой квалификации, культуры досуга как качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил; - непосредственную организацию досуга.

На диаграмме 2 по соотношению шкал наблюдаются некоторые тенденции в выборе проведения досугового времени. Лидирующую позицию в данной диаграмме занимает шкала ответов реципиентов «встречи с друзьями», которая выявляет степень социальной готовности к коммуникации, стремление к общению. Также надо отметить шкалы, обозначающие ответы «занятия спортом» и «туристические поездки», проанализировав которые можно сделать вывод о предпочтении активного, деятельного отдыха. Шкала ответов «дискотеки, клубы, бары» указывает на развитие тенденции «ночного» досуга. Надо заметить, интернет сегодня также становится досуговым занятием. Шкалы, представляющие ответы «посещение торгово-развлекательных центров», а также «шопинг» свидетельствует о нарастающей тенденции проведения досуга реципиентов в торгово-развлекательных центрах, магазинах. Позиция «просмотр телевизора» фиксирует заинтересованность реципиентов в событиях, транслируемых средствами массовой информации. Шкала «семейные прогулки и пикники» показывает развитие семейного организованного досуга. Ответы реципиентов, отраженные в шкале «молодежные развлекательные программы» фиксирует стремление молодежи проводить свободное время в своей среде. Последнюю позицию занимает шкала ответов «игровые клубы и автоматы», что говорит о присутствии в современном досуге азартных развлекательных форм.

В настоящее время социально-культурная анимация выступает как «одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации личности и общественных групп на основе ценностей культуры»86 в учреждениях культуры. Наши наблюдения показали, что социокультурная анимация на сегодняшний день занимает довольно активные позиции в сфере досуга, функционируя в различных его направлениях.

Так, например, современная система среднего образования активно использует культурно-досуговые технологии. Произошел пересмотр концепций школьных учреждений, где перемены задали новую траекторию развития, активно использующей досуговые методы в рамках учебного процесса (досуготерапия, гарденотерапия, анималотерапия и др.). Система социально-культурного отдыха (летние и зимние лагеря) претерпела изменения, связанные с организацией рекреационно-оздоровительного отдыха, основанного на принципах творческого развития и активного досуга.

Среди наиболее эффективных и социально значимых видов досуга существенное место принадлежит туризму. Туризм сегодня стал одним из ведущих направлений социально-культурной деятельности, в рамках которого интегрируются рекреация, познание, развлечение, оздоровление. Специфика туризма предопределяет ведущие направления его развития -это пляжный отдых, экскурсионные туры, оздоровительный отдых и лечение, горнолыжный отдых, праздничные и событийные туры, приключенческий и экстремальный туризм, спортивный туризм, экологический туризм, образовательный туризм и т.д.

Классификация технологий анимационной деятельности учреждений культуры

Опираясь на ведущую концепцию целостного технологического процесса культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков), мы считаем, что элементы структуры культурно-досуговой технологии «функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития»100. Одной из важнейших в технологическом процессе выступает такая черта, как «функциональное единство составляющих ее компонентов»101. Стержневой основой технологии культурно-досуговой деятельности «служит удовлетворение круга человеческих потребностей»102, его физических сил и духовно-нравственных ценностей.

В структуре целостного технологического процесса социокультурной анимации важнейшей составляющей является анимационная программа, являющаяся объектом внимания и участия реципиентов. При соответствующей технологической организации с учетом функционального подхода такая программа способна оказать свое формирующее воздействие на процессы социализации, сублимации, духовной терапии личности реципиента, повысить его культуру, способствовать физической и психической реабилитации и релаксации. Анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.

Анимационная программа стала специфическим социально-культурным явлением. Основное её практическое свойство — «протекать во времени и пространстве - «здесь и сейчас» по случаю какого-либо общественно-значимого события - международного, государственного, районного или даже местного значения, традиционного праздника, в различных других ситуациях отдыха и развлечений - создаёт условия для формирования позитивного социального фона, особой эмоциональной атмосферы культурной среды, составляющей на данный момент частицу исторического времени, реального бытия в котором при определённой системной организации таких программ формируются вкусы, потребности и ментальные традиции культурно-досуговой жизни общества» .

Современная социокультурная анимация, как институт целенаправленного организованного досуга, в своей практике, безусловно, использует накопленный в нашей стране опыт форм и методов культурно-досуговой деятельности. В основе нашей типологизации анимационных программ мы опирались на ведущий признак - метод, используемый при их организации. По нашим наблюдениям в современной практике анимационной деятельности используются такие типы программ: - игровые; - конкурсно-игровые и конкусно-зрелищные; - фольклорные; - зрелищно-театрализованные; -художественно-публицистические; - танцевально-развлекательные; - спортивно-оздоровительные.

Наши исследования показали, что наиболее распространенный тип анимационной программы - игровая программа, основанная на ведущем организационном методе игры. Актуальность этого типа программы объясняется, прежде всего, формирующими анимационными свойствами игры. Действительно, игра как уникальное и универсальное развлекательное средство обладает огромным творческим потенциалом и нацелена на эффективную реализацию анимационной деятельности.

Главным назначением игры в процессе анимационной деятельности является развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и мн. др. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель -развлечение, и в то же время развитие интеллектуальных и физических возможностей, заложенных в человеке.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны участники игровых программ включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует освобождению личности от повседневных забот, переключения ее на цели социально-духовной созидательной деятельности.

Анимационный потенциал игры, активно воздействующий на личность, заключается в следующем: - в перерыве в повседневности, снятии напряжения, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и замене его добровольной и радостной мобилизации духовных и физических сил; в создании и сплочении коллектива отдыхающих. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок; - в подчинении правилам игры, активизации такого чувства, как понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство; в нейтрализации недостатков действительности, противопоставлении жесткому миру реальности гармоничный мир, романтизм; - в физическом совершенствовании, поскольку в активных своих формах игра предполагает обучение и применение различных двигательных навыков и действий; - в возможности проявления и совершенствования своих творческих навыков в процессе создания игровой атмосферы.

Похожие диссертации на Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект