Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Бурлак Анатолий Михайлович

Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих
<
Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурлак Анатолий Михайлович. Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2000 202 c. РГБ ОД, 61:00-13/1347-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ применения игровых технологий в процессе реабилитации военнослужащих 20

1.1 . Общие положения теории игры в социальной сфере 20

1.2. Социально-культурная функция игры в реабилитационном процессе 36

1.3.Философские аспекты адаптации личности как части функциональной системы 41

1 4. Роль и место психолого-педагогических игровых технологий в процессе реабилитации военнослужащих 55

Глава 2. Эксперименталбное исследование педагогического воздействия игровых технологий на реабилитацию военнослужащих 78

2.1. Общие аспекты реабилитации 78

2.2. Влияние игровой деятельности на реабилитацию военнослужащих 86

2.3.Разработка теоретической модели педагогической системы имитационнно-моделирующей игры 102

2.4.Экспериментальные исследования по применению педагогических технологий "учебных игр" 121

Заключение 141

Литература 148

Приложения

Введение к работе

В настоящее время в условиях изменяющейся социально-экономической ситуации происходит интенсивное разделение общества на различные социальные группы. Социально-экономическая и политическая нестабильность, дальнейшая коммерциализация общества значительно усложняют процесс адаптации индивидуума в современном социуме, что является основным фактором поиска перспективных направлений повышения его эффективности. Это связано с обеспечивающей инфраструктурой, присущей любому обществу, но предназначенной для решения задач реабилитации применительно к социальной группе военнослужащих.

В образующейся социальной среде происходят формирование духовных ценностей, взглядов, педагогических и психологических ориентиров, изменение психосоциального статуса личности в развивающемся обществе. Естественное отражение всех негативных тенденций, развивающихся в обществе, проецируется на воинскую среду.

В российской армии идет перевод на профессиональную основу, продолжается изменение структуры Вооруженных Сил и военной доктрины, происходит дальнейшее совершенствование составных элементов, намечается устойчивый рост патриотизма личного состава, укрепляется организационное и духовное единство, постепенно повышается престиж армии в российском обществе, но при этом проявляются негативные тенденции в социальной группе военнослужащих, особенно в результате инвалидности, а также при адаптационных процессах в открытой социальной среде.

На современном этапе происходит укрепление положения армии в обществе, особенно в результате ее привлечения к выполнению антитеррористической программы.

В условиях продолжающегося реформирования и сокращения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации крайне важным становиться поиск новых путей реабилитации и адаптации военнослужащих к изменяющимся условиям социума.

В работе затрагивается лишь одна из граней этой глобальной проблемы, связанной с адаптационными и реабилитационными процессами, которые характерны для данной категории населения на общесоциальном, локально-групповом и индивидуальном уровнях.

Актуальность темы исследования обуславливается социально-экономическим, политическим и духовным кризисом, поразившим общество и вызвавшим увеличение негативных психоэмоциональных личностных тенденций, что, в свою очередь, приводит к увеличению фрустрационного аспекта в этой социальной группе, способствующего появлению таких отрицательных явлений, как алкоголизм, наркомания, агрессивность, суициды и др.

Сложность проведения исследований по процессу адаптации индивидуума в современном социуме как на этапах их проведения, так и в современных условиях определяет целый ряд объективных и субъективных факторов.

Возрастает роль военно-социальной работы и социальной педагогики как одного из важных факторов, способствующих реабилитационным и адаптационным процессам в социальной группе военнослужащих особенно остро у тех, кто проходил службу в "горячих точках".

Одним иу методов нейтрализации фрустрационного комплекса в реабилитационно-адаптационных и рекреационных процессах предлагается игра, являющаяся распространенным видом при досуговых формах социокультурной деятельности. Игра помогает выразить себя в социальной среде, позволяет реализовать те стороны духовного потенциала человека, которые не могут быть востребованы при его обычной деятельности.

При помощи игры индивидуум конструирует и создает воображаемое пространство, мнимые ситуации и их ролевое сопровождение и путем замещения воплощает нереализованные желания, формирующие фрустрационный комплекс. Удовлетворение и эмиссия положительных эмоций при игровой деятельности являются важным фактором, нейтрализующим фрустрацию субъекта.

Разнообразие схем построения исследований, широкий диапазон возможных результатов создает благоприятную основу для поиска рационального варианта, способного решить достаточно широкую номенклатуру научных задач. Однако поиск такой схемы осложняется возможными неопределенностями (функциональными зависимостями) в перечне и объемах задач и достижимых характеристик, в потребных затратах на инфраструктуру применения теории игр. От объективности получаемых оценок на отдельных этапах исследований в существенной мере зависят интегральные показатели оценки эффективности применения теории в целом.

Теоретические предпосылки проблемы исследования изложены:

- в отечественной психологии и педагогике - в трудах П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, С.Г. Шацкого, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна, А.В.Брушлинского, И.В. Бестужева-Лады;

- в области психологии игры - в трудах А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Д.Б. Эльконина.

Различные аспекты игры рассматриваются во многих работах, в частности в докторских диссертациях Р.И.Жуковской и В.Г.Яковлева, кандидатских диссертациях Н.А.Бойченко, Г.И.Григоренко, В.М.Григорьева, В.М.Захарова, А.М.Ивановой, Ф.В.Изотовой, Л.И.Козловской, Г.Л.Ляпиной, Э.В.Паничевой, Л.И.Смагиной, А.И.Ткаченко, Е.А.Фомина и М.Г.Яновской. Исследователи выделяют характерные черты игры:

а) создание мнимой ситуации (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.И.Леонтьев);

б) наличие ролевой функции индивидуума (Э.Берн, Г.Л.Лэндрет, А.И.Леонтьев);

в) формирование сюжета игры (Д.Б. Эльконин);

г) познавательный характер игры (Р.Акт, В.Штерн);

д) оздоровительный характер игры (по мнению Г.Л.Лэндрет / здоров тот, кто умеет любить, работать и играть");

е) возможности изменить поведение человека против его воли (Д.Б.Эльконин).

На современном этапе изучению вопроса о применении игры в учебном процессе уделяется определенное внимание в работах А,А,Вербицкого, И.М.Сыроежкина, М.Ж.Арстанова.

Теоретической основой исследования стали базовые положения теории игры и сложных самоорганизующих систем в том виде, как они разработаны СП. Курдюмовым, Е.И. Князевой, Ю.В. Сачковым и др. В то же время автор опирается на принципы материалистической диалектики, историзма, комплексности, восходящие от абстрактного к конкретному, что дает возможность рассмотрения предмета исследования в многообразии его связей и отношений не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне.

Автор, в основном, обращается к современным исследованиям в области социологии, культурологии, социальной философии и психологии личности, реабилитологии, ноокосмологии.

В определении теоретических позиций автора в вопросах личностных и технологических факторов в процессе педагогического воздействия существенную роль сыграли труды Ю.П. Азарова, Л.И. Беляевой, А.Л. Карамышева, В.И. Черниченко; в области военно-реабилитационной работы Ю.С. Голова, В.Н. Иванова, И.А. Липского, Л.В. Матвейчук, Ю.С. Моздоковой, В.М.Клюжева, И.М.Чижа, А.В.Шакула; в области социально-культурной деятельности труды Т.И.Баклановой, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Л.И. Козловской, Ю.Д. Красильникова, Н.С. Мансурова, Г.Я. Никитиной, Э.И.Петровой, Ю.А. Стрельцова и др.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что из множества психолого-педагогических исследований теоретические и практические аспекты игровой деятельности разработаны не в полной мере, особенно в области возможности использования игр в комплексных реабилитационных программах. , ,

Изучение теории игры и ее прикладного характера, как социально- культурного явления, представляется важным в связи с концептуальной, неразработанностью вопросов ее интенсифицирующего влияния на процессы социально-культурной реабилитации.

Исследования автора в области интеллектуальной активности реабилитируемого контингента на основе применения теории игры позволили определить тему исследования, предмет исследований и цель, сформулировать направления исследований.

Цель исследования - повышение эффективности социально-культурной реабилитации военнослужащих йспользованием игровых технологий.

Для ее достижения, были поставлены следующие задачи:

- изучить и проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения игровой деятельности в социально-культурной реабилитации;

- выявить специфику психолого-педагогического подхода к среде военнослужащих на этапе реабилитации;

- выявить принципы реализации игровых программ в досуговых формах при социально-культурной реабилитации военнослужащих;

- разработать программу для подготовки педагогов -реабилитаторов с использованием элементов игры.

При определении гипотезы исходным являлось следующее: применение / игры в социально-культурной реабилитации зависит от ее адекватности, соответствия потребностям реабилитируемого контингента, целям и задачам

процесса социально-культурной реабилитации, использования игровой

- / деятельности на конкретных этапах комплексной реабилитации; соответствия ;

\

сюжета и содержания игры решаемым реабилитационным задачам.

Адекватное применение психолого-педагогических игровых технологий (ПЛИТ) позволяет интенсифицировать процесс социально-культурной реабилитации военнослужащих.

Исходя из цели и гипотезы определены направления исследования в области отечественного и частично зарубежного опыта применения теории игр с выявлением педагогических аспектов социально-культурной реабилитации военнослужащих на основе культурно-просветительной деятельности.

Объект исследования - военнослужащие, проходящие реабилитацию во Всеармейском центре реабилитации.

Предмет исследования: особенности педагогического воздействия при социально-культурной реабилитации военнослужащих в процессе игровой деятельности.

Методологической основой исследования послужили философские и обществоведческие идеи о социальной детерминации развития человека как личности, о роли и месте социальной работы и социальной педагогики в ее развитии, о возрастающей роли социальных технологий в этом процессе, современные научные концепции о ценностном ориентировании, активно деятельностном подходе к реализации педагогического потенциала, содержащегося в игровых программах, психолого-педагогическая теория деятельности и общения; методология системного междисциплинарного подхода к исследованию в области социально-педагогического проектирования.

Организация исследования: диссертационное исследование проводилось в течение 7 лет на базах войсковой части ВМФ, дома отдыха ВМФ, поликлиники МФ и Всеармейского центра реабилитации.

Исследование осуществлялось в период с 1993 по 1999гг., включая три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1993-1994 г. г.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт работы по социальной адаптации, выявлялись особенности адаптации бывших военнослужащих и членов их семей в России. На первом этапе был сделан анализ социально-культурной среды, изучен социально-демографический портрет исследуемого контингента, определены базы исследования и разработана программа.

На втором этапе (1994-1996 гг.) проводилось накопление эмпирических и опытно-экспериментальных материалов, обобщение практического опыта, определялись методологические подходы к проблеме. На этом же этапе была сформулирована рабочая гипотеза, с целью проверки которой была разработана и уточнена методика исследования, осуществлена опытно-экспериментальная работа. В соответствии с полученным результатом исследования проводилось уточнение выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе (1995-1999 гг.) проводились анализ и обработка информации, полученной при экспериментальных исследованиях, и

обобщение полученных результатов с их оценкой.

В работе был использован комплексный подход в исследованиях, включающий: подготовку и организацию исследований (теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы); сбор данных (рейтинг, шкалирование, экспресс-опрос, беседа, тестирование с помощью активациометра, оценка результатов, хронометрирование); обработки и интерпретацию данных (системный анализ).

Исследованием было охвачено 300 военнослужащих.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоят в следующем:

- освещен и обобщен отечественный и, частично, зарубежный опыт применения теории игр в социально-культурной реабилитации;

- выявлена специфика социально-культурной реабилитации военнослужащих (разрушение фрустрационного аспекта в процессе игровой деятельности);

- выявлены принципы реализации игровых программ в досуговых формах на этапах социально культурной реабилитации (адекватность, своевременность, постепенность);

- разработана учебная программа с применением игровой деятельности

для подготовки социальных педагогов-реабилитаторов и методика ее реализации;

- разработаны критерии по выявлению эффективности психолого - педагогических игровых технологий (ПЛИТ) в социально-культурной

реабилитации;

- разработана комплексная система игр для интенсификации реабилитационного процесса.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования внедрены:

- в работу Всеармейского центра реабилитации;

- в учебный процесс кафедры социально-культурной деятельности МГУКИ (разработана учебная программа для подготовки социальных педагогов-реабилитаторов с использованием элементов игры).

Педагогические методики реабилитации военнослужащих могут найти эффективное применение в работе с другими социальными группами.

Материалы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при подготовке и реализации Федеральной программы социальной реабилитации, необходимость в которой сегодня особенно остро ощущается в среде военнослужащих и гражданских лиц, побывавших в "горячих точках".

Основные положения диссертационной работы могут быть положены в основу лекционного курса "Игровая педагогика" для студентов вузов культуры и педагогических вузов, избравших своей профессией социальную реабилитацию.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Среди разнообразных форм социально-культурной реабилитации особое место отводиться игровым технологиям. Их специфика состоит в интенсифицирующем воздействии на реабилитационный процесс, что выражается в сокращении временных рамок реабилитационного периода.

2. Социально-педагогическая функция педагога-реабилитатора состоит в использовании игры в качетсве формы разрушения фиксированных установок личности реабилитируемого, выработанных в прошлом как необходимое условие поведения в экстремальных ситуациях.

3. Механизм использования игровых технологий детерминирован начальным индивидуально-психологическим состоянием реабилитируемого и имеет две основные схемы осуществления: 1) активность-пассивность; 2) пассивность-активность.

4. Первая схема характеризует процесс использования активных форм игровых технологий в разрушении фиксированных установок субъекта реабилитации с последующим переходом к пассивным игровым формам. Дальнейший переход к функционированию в открытом социуме предполагает использование ролевых игр, содержание которых составляет будущая деятельность реабилитируемого.

Вторая схема применяется к подавленным экстремальными обстоятельствами носителям динамического стереотипа, процесс реабилитации которых заключается в замещении пассивного состояния пассивными формами игры с последующим использованием активизирующих игровых элементов при переходе к неэкстремальным условиям жизни. Заключительный этап реабилитации и по этой схеме предполагает использование ролевых игр.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 9 статьях и получили апробацию в виде разработанной автором диссертации учебной программы "Медико-социальные аспекты реабилитации детей-инвалидов", используемой в реабилитационной деятельности ряда государственных социально-культурных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга и Омска. Основные выводы и предложения исследования были представлены на международной научно-практической конференции "Новые пути наук о культуре" (Москва, 1995), на международной научно-практической конференции "Культура России на рубеже столетий" (Москва, 1996); на международной научно-практической конференции

"Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения" (Москва, 1997) и др. Результаты исследования использованы в комплексной реабилитационной работе Всеармейского центра реабилитации.

Структура диссертации подчинена логике научного поиска и последовательного изложения его результатов. Необходимость решения сформулированных выше задач обусловила и структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе "Анализ применения игровых технологий в процессе реабилитации военнослужащих" приведены общие положения теории игры в социальной сфере, рассматривается степень разработанности вопросов применения теории игр в отечественной и зарубежной литературе, раскрываются сущность и содержание психолого-социальной реабилитации игровыми методами, определяются основные понятия; обозначается социальный статус военнослужащих, механизм включения их в социокультурную среду; также рассматриваются психолого-педагогические аспекты, энергоинформационные аспекты адаптации и психолого-социальной реабилитации при применении игровых форм деятельности в многопрофильных центрах медицинской реабилитации и в социальной среде.

В главе обосновывается применение ППИТ как основного связующего звена, нивелирующего "нишу", существующую при переходе реабилитируемого контингента из учреждения медицинской реабилитации непосредственно в открытый социум. Рассматривается игра как форма социокультурных взаимоотношений в сфере медицинской реабилитации военнослужащих. Для реализации многоаспектных проблем реабилитации необходимо в этих учреждениях использование не только медицинских, но и социальных

работников, которые должны обладать определенным запасом знаний в области

реабилитации.

В диссертации нашла отражение исследованная автором социальная природа ролевой игры, которая позволила вести поиск и отбор игр, помогающих интенсифицировать реабилитационный процесс.

Изложенное предположение об историческом возникновении ролевой игры и об усвоении ее формы имеет основное значение для критики биологизаторских концепций игры, т.к. игра социальна по своему происхождению. С другой стороны, это предположение имеет и эвристическое значение, указывая направление, в котором следует вести поиски источников ролевой игры в ходе индивидуального развития человека. На основании выработанных теоретических положений можно найти в реабилитации основные тенденции. Суть их развития которых сводится к следующему:

1. Игра в процессе реабилитации сохраняет основные преимущества "абстрактного" (традиционного) обучения и в то же время разрешает противоречия между службой и будущей профессиональной деятельностью реабилитируемого, обеспечивая воспитание навыков не только теоретической, но и практической деятельности будущего специалиста;

2. Проблемы содержания учебной деятельности игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности реабилитируемого;

3. Совместной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграции имитируемых в игре будущих производственных функций реабилитируемых как специалистов;

4. Диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений, развития познавательной активности;

5. Двуплановости игровой учебной деятельности.

Социально-психологическая специфика деловой игры как основы метода обучения создает преимущества перед традиционными формами и методами обучения. К ним относятся групповой деятельный и игровой методы деловой игры.

Этот перечень может быть дополнен и другими преимуществами игрового метода: имитация целостных процессов в их развитии и динамике, отсутствие потребности в искусственной мотивации, взаимная активность педагога-реабилититора и реабилитируемых, регламентация и творческое преобразование социальных взаимоотношений в ценностно-этическом и функционально-ролевом планах.

Во второй главе " Экспериментальные исследования педагогического воздействия игровых технологий в условиях реабилитаиии военнослужащих освещаются вопросы оптимизации процесса социально-культурной реабилитации в условиях применения игровых технологий; особое внимание уделяется разработке обоснованию и реализации игровых программ в досуговых формах рекреации в учреждениях реабилитации, а также реализации игровой деятельности при непосредственном включении. Рассматриваются основные методические принципы разработки и реализации специализированных игровых технологий. Раскрываются проблемы подготовки специалистов по психолого-социальной реабилитации игровыми методами - социальных педагогов-реабилитаторов.

Игра является средством умственного воспитания и развития, формирования речи, воображения, суждений, представляет собой мощное средство практической познавательной деятельности, сочетая единство приобретения знаний, средства действенного их освоения и способа перехода от незнания к знанию.

Особенно важным и ценным для исследований в области реабилитации, на наш взгляд, является положение А.С. Макаренко о том, что вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игры обеспечивают возможность овладения в ходе их знаниями и умениями, которые позднее могут быть использованы в процессе трудовой деятельности. Иными словами, возможен перенос определенных умений из игровых ситуаций в трудовые при действии ряда факторов, проявление которых возможно в среде взаимодействия.

Определение учебной игры как специально образованной, активной самостоятельной деятельности человека, направленной на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения цели игры дает возможность рассматривать ее как форму, ментальной деятельности специалиста. Игра определяется как знаковая модель профессиональной деятельности, содержание которой задается знаковыми же средствами - с помощью языков моделирования, имитации и связи, включая естественный язык.

Она инструментально более предметна и может рассматриваться в психологическом плане (анализ психики и личностных характеристик участников игры), социально-психологическом (анализ групповой динамики), организационном (позитивный анализ и анализ механизмов управления), лингвистическом (анализ содержания коммуникаций), педагогическом (как средство достижения педагогических целей), как метод организации продуктивного взаимодействия (решение задач, требующих взаимодействия специалистов различной предметной ориентации) и т.д.

Важным в методе игрового обучения при реабилитации является то, что игровые ситуации позволяют успешно организовать психолого-педагогические условия свободы, неопределенности, проблем задания учебных образцов

деятельности, тем самым заставляя реабилитируемого рефлексивно осваивать предложенный ему учебный материал.

Кроме того, при игровом обучении становится возможной организация межгруппового коллективного обсуждения вариантов решений проблемного задания, полученных в работе отдельных игровых групп.

Таким образом, игра приобретает статус естественного средства формирования культуры взаимоотношений и в профессиональной подготовке является качественно новым видом деятельности - интегративным, объединяющим навыки и умения, полученные на базе учебной и игровой деятельности.

В заключении подводятся основные результаты исследования, делаются выводы о результативности исследования, подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы, даются практические рекомендации.

Для проведения экспериментальных исследований педагогического воздействия игровых технологий на медико-социальную реабилитацию военнослужащих при диагностировании психоэмоциональных состояний в центре реабилитации было проведено диагностирование реабилитируемого контингента для дальнейшего формирования групп реабилитации, обоснована правомерность выдвинутой гипотезы, даются практические рекомендации.

В приложении приводятся материалы иллюстративного характера, понятийный аппарат, процедура и методика исследования, научно-практический инструментарий изучения эффективности применения игр в психолого-социальном реабилитационном процессе, общие данные, методические рекомендации, учебные программы, содержатся обобщенные исследовательские данные и практические материалы.

Содержание работы изложено на 201 страницах машинописного текста содержит 9 рисунков, 2 схемы. Библиография включает 150 наименований использованных источников литературы отечественных и зарубежных авторов.

Общие положения теории игры в социальной сфере

Игра животных и человека давно интересовала философов, педагогов и психологов, но предметом специального психологического исследования она становится только в конце XIX в. у К. Грооса. До Грооса итальянский ученый Д. А. Колоцца предпринял попытку систематизировать материалы о детских играх. В его книге раскрыто психологическое и педагогическое значение детской игры. Именно этим объясняется то, что итогом психологической части книги является классификация игр по психическим процессам, которые наиболее ярко представлены в тех или иных играх и которые, по мысли автора, в этих играх упражняются.

У Колоцца есть мысли, предвосхищающие будущую теорию Грооса, как на это справедливо указывает А.Громбах в предисловии к русскому изданию книги Д.А.Колоцца «Детские игры, их психологическое и педагогическое значение»( 1909г.). «У высших животных,—пишет Колоцца,— включая и человека, борьба за существование в первое время не особенно тяжела и жестока. Новорожденные находят у матери или, как бывает в большинстве случаев, у отца и матери помощь, защиту и заботливость. Их жизнь в значительной степени поддерживается трудом и деятельностью тех, кто произвел их на свет; их сила, которую не приходится употреблять для добывания пропитания, тратится свободно таким образом, что эту затрату нельзя считать трудом.

В еще большей мере мы видим то же самое в жизни людей, особенно в цивилизованных обществах. Семья достигает здесь наивысшего развития. Родители вынуждены употреблять большую часть своих трудов на обеспечение пропитания, и детям необходимо несколько лет не для того, чтобы получить возможность самостоятельно жить, а для того, чтобы только подготовиться к работе, которая вначале не требует полного использования их сил. Даже тогда, когда ребенок начинает работать, существование его в значительной мере поддерживается его близкими. Поэтому у него всегда остается излишек сил, которые он тратит на игру или благодаря которому он предается, как говорит Г.Спенсер в своей «Социологии» [1.81. с.31], тому «приятному упражнению своих бездеятельных способностей, которое называется игрою».

В другом месте, описывая игры домашних кошек, Колоцца пишет: «Очень скоро у них (котят) появляется интерес ко всему, что катится, бежит, ползает и летает. Это - подготовительная стадия к будущей охоте иа мышей и птиц» [1.81,34]. Именно эта мысль об игре как предвосхищении будущих серьезных деятельностей и была положена К. Гроосом в основу его теории игры.

Теория игры К.Грооса довольно хорошо известна и была широко распространена в первой четверти ХХв. Давая ей самую общую характеристику, К.Гроос называет ее теорией упражнения или самовоспитания. Основные идеи «теории упражнения» К.Гроос определяет в следующих положениях:

1) Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположениями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирожденным особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста;

2) У высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции, как бы необходимы они ни были, являются недостаточными для выполнения сложных жизненных задач;

3) В жизни каждого высшего существа есть детство, т.е. период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь; эта возможность дается ему при помощи родительского ухода, который, в свою очередь, опирается на прирожденные предрасположения;

4) Это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений, необходимых для жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций; поэтому человеку дано особенно длинное детство -ведь чем совершеннее работа, тем дольше подготовка к ней;

5) Возможная благодаря детству выработка приспособлений может быть различного рода. Особенно важный и вместе с тем самый естественный путь выработки их состоит в том, что унаследованные реакции в связи с упомянутой импульсивной потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и, таким образом, сами дают повод к новоприобретениям, так что над прирожденной основой образуются приобретенные навыки и прежде всего - новые и привычные реакции;

6) Этот род выработки приспособлений приводится при помощи тоже прирожденного стремления человека к подражанию в теснейшей связи с привычками и способностями старшего поколения;

7) Там, где развивающийся индивидуум в указанной форме из внутреннего побуждения и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры [1.81, с.35].

Социально-культурная функция игры в реабилитационном процессе

Обращая взгляд на функцию игры не в обыденной жизни, а в процессе реабилитации, реабилитуемый вправе рассматривать понятие игры в той его / части, где от нее отступаются биология и психология. Находя игру как заданную величину, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала вплоть до той фазы, в которой живет сам реабилитируемый как индивидуум, замечая присутствие игры как определенного качества деятельности, отличного от «обыденной» жизни. Реабилитируемый может не задумываться над тем, насколько удается научному анализу свести данное качество к факторам количественным. Ведь ему важно определить именно то качество, которое он обнаруживает как свойственное жизненной форме, что именуется им игрой. Игра как форма деятельности, как содержательная форма, несущая смысл, и как социальная функция—вот объект интереса индивидуума [1.37,с. 31]. Он уже не ищет естественных стимулов, влияющих на игру вообще, но рассматривает игру непосредственно как социальную структуру в ее многообразных конкретных формах. Он старается понять игру такой, какой видит ее сам играющий, то есть в ее первоначальном значении. Если он придет к выводу, что игра опирается на действия с определенными образами, на известное «преображение» действительности, тогда он постарается в первую очередь понять ценность и значение этих образов и самого претворения в образы. Он хочет наблюдать их проявление в самой игре и таким образом попытаться понять игру как фактор жизни [1.49,с. 157].

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой. Возьмем язык, самый первый и самый высший инструмент, созданный человеком для того, чтобы сообщать, учить, повелевать. Язык, с помощью которого он различает, определяет, констатирует, короче говоря, называет, то есть возвышает вещи до сферы духа. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли. За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов. Таким образом, происходит отражение окружающей действительности и рядом с миром природы образуется свой второй, измышленный мир [1.49, с. 125].

Игра в нашем сознании противостоит серьезному. Истоки этого противопоставления пока что выявить так же трудно, как и происхождение самого понятия игры. Если присмотреться внимательнее, противопоставление игры и серьезного перестанет казаться законченным и устойчивым. Можно сказать: игра есть несерьезное. Но помимо того, что эта формула ничего не говорит о положительных качествах игры, ее чрезвычайно легко опровергнуть.

Стоит вместо «игра есть несерьезное» произнести «игра несерьезна», как данное противопоставление теряет силу, ибо игра может быть по-настоящему серьезной. Более того, тотчас же наталкиваемся на различные фундаментальные категории жизни, равным образом подпадающие под рубрику несерьезного, однако никак не соотносимые с игрой. Смех тоже в известном смысле противостоит серьезному, однако между ним и игрой никоим образом нет необходимой связи. Дети, футболисты, шахматисты играют со всей серьезностью, без малейшей склонности смеяться [1.29,с. 26].

Примечательное обстоятельство: как раз чисто физиологическое отправление смеха присуще исключительно человеку, в то время как содержательная функция игры является у него с животными общей. Аристотелевское animal ridens (смеющееся животное) характеризует человека в противоположность животному, пожалуй, еще более четко, нежели Homo sapiens [1.29, с.46].

Игры социального характера - можно "назвать" высшими формами игры. Эти формы легче описывать, чем более примитивные игры младенцев и животных, поскольку они имеют более сложную и разветвленную структуру, их отличительные признаки более разнообразны и очевидны, между тем как при определении сущности примитивной игры сразу наталкиваемся на фундаментальное игровое качество, не выводимое ни из чего другого, которое не поддается, анализу [1.29,с. 78].

К игре относятся и единоборство и состязание в беге, представления и зрелища, танцы и музыка, маскарад и турнир. Среди признаков, которые мы будем перечислять, некоторые имеют отношение к игре вообще, другие же—к социальной игре в особенности.

Взаимосвязь культуры и игры следует искать в высоких формах социальной игры, то есть там, где она бытует как упорядоченная деятельность группы, либо сообщества, либо двух противостоящих друг другу групп. С точки зрения культуры сольная игра для самого себя плодотворна лишь в малой степени. Ранее было показано, что все основополагающие факторы игры, в том числе игры коллективной, уже существовали в жизни животных [1.21,с.112]. Это поединок, демонстрация (vertoning), вызов, похвальба, кичливость, притворство, ограничительные правила. Вдвойне удивительно при этом, что именно птицы, филогенетически столь далеко отстоящие от человеческого рода, имеют так много общего с человеком: тетерева исполняют танцы, вороны состязаются в полете, шалашники и другие птицы украшают свои гнезда, певчие птицы сочиняют мелодии. Состязание и представление, таким образом, не происходят из культуры как развлечение, а предшествуют культуре.[1.68, с.87].

Коллективная игра носит по преимуществу антагонистический характер. Она чаще всего разыгрывается между двумя сторонами. Однако это необязательно. Танец, шествие, представление могут быть начисто лишены антитетического характера. Неопределенность границ между игрой и серьезным нигде не выступает так резко, как в следующем.

Люди играют за суконным столом в рулетку, но играют и на бирже. В первом случае играющий признает, что его действие есть игра, во втором—нет. Покупка и продажа акций в шаткой надежде на подъем либо падение цен считаются частью «деловой жизни», экономической функции общества.

В обоих случаях людьми движет стремление получить выигрыш. В первом случае, в общем, признается чистая случайность шансов, однако не до конца, ибо есть разные «системы» выигрывания. Во втором случае играющий тешит себя иллюзией, что он в состоянии предвидеть будущие колебания денежного рынка. С точки зрения ментальной различие в позициях тут незначительно [1.68, с.95].

Игра рассматривается и как явление культуры, не как—или не в первую очередь как—биологическая функция, и анализируется средствами культурологического мышления. Игра известна человеческому сообществу с древнейших времен, еще до образования культуры, ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое общество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.

Человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака общему понятию игры. Животные играют точно так же, как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных. Уже в своих простейших формах и уже в жизни животных, игра представляет собой нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная физическая реакция. Игра выходит за рамки чисто биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности.

Общие аспекты реабилитации

Термин «реабилитация» происходит от позднелатинского «rehabiti» — способность, «rehabilitatio» — восстановление способности. Реабилитация представляет собой комплекс координирования проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического, социального характера, направленных на наиболее полное восстановление здоровья, психологического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности результате заболевания.

Эта цель достигается путем выявления резервных возможностей организма и стимуляции его физических, психологических и профессиональных возможностей. Таким образом, одной из особенностей реабилитации является ее многоплановость, необходимость привлечения для ее реализации специалистов разных отраслей знаний.

Совершенно обоснованно о реабилитации говорят как о науке и искусстве восстановления личности до уровня ее социальной активности. Исходя из многоплановости задач реабилитации ее условно делят на так называемые виды или аспекты реабилитации: медицинский, физический, психологический, социально-экономический и профессиональный.

Результаты анализа научно-исследовательской и методической литературы в области педагогических технологий позволяют определить начальный уровень реабилитируемого контингента для включения его в игровую досуговую деятельность. Создание общего психолого-педагогического портрета реабилитируемого контингента связано с основными характеристиками психо эмоциональной сферы индивидуума. Она включает в себя индивидуальные и коллективные аспекты, способствующие переводу реабилитируемого из состояния А (исходное состояние) в состояние Б, под которым понимается более оптимизированное состояние функциональной системы, характеризующееся следующими положениями: высокой коммуникабельностью, низким уровнем пороговой возбудимости,высокой устойчивостью к внешним раздражителям.

Технологии, строящиеся на досуговых программах, обладающие типичными психолого-педагогическими, культурологическими, организационно-методическими признаками, нашли достаточно убедительное обоснование в научной литературе [ 1.1; 1.4; 1.6; 1.14; 1.17; 1.26; 1.29; 1.49; 1.52.]. Педагогические досуговые технологии являются важной частью педагогических технологий и по всем признакам обладают значительным интенсифицирующим эффектом в процессе реабилитации.

На первоначальном этапе изучения психоэмоционального статуса реабилитируемого педагог-реабилитатор составляет психолого-педагогический портрет, применяя следующие методы: тест Люшера, тест Спилбергера-Хонина,метод сложения чисел с переключением; измерение сенсомоторных реакций с помощью аппарата « Активациометр », реакции на движущийся объект, измерение тремора.

Медицинский аспект реабилитации представляет собой комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и развитие физиологических функций больного, на выявление его компенсаторных возможностей с тем, чтобы обеспечить в дальнейшем условия для возвращения его к активной самостоятельной жизни. Этот аспект реабилитации связан с лечебными мероприятиями на протяжении всего наблюдения за больным и включает в себя вопросы наиболее ранней госпитализации.

Физический аспект реабилитации направлен на восстановление физической работоспособности больных, что обеспечивается своевременной и адекватной активизацией больных, ранним назначением лечебной гимнастики, затем лечебной физической культуры (ЛФК), дозированной ходьбы, а в более позднем периоде — физических тренировок (контролируемых и неконтролируемых).

Физический аспект реабилитации занимает особое место в системе реабилитации, поскольку восстановление способности больных удовлетворительно справляться с физическими нагрузками, встречающимися в повседневной жизни и на производстве, составляет основу всей системы реабилитации.

Психологический аспект реабилитации. Изучение характера и выраженности психических нарушений и своевременная их коррекция - одна из задач этого аспекта реабилитации. Однако и при нормальном психическом состоянии особенности личности и установки больного оказывают значительное влияние на отношение его к лечению, к врачебным рекомендациям, к выполнению реабилитационных мероприятий, во многом определяют уровень социальной активности больного в дальнейшем.

Задача педагога-реабилитолога предотвратить и ликвидировать психические изменения и создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации.

Профессиональный аспект реабилитации. Вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности реабилитируемых и составляют предмет профессионального аспекта реабилитации.

Социально-экономический аспект реабилитации включает вопросы взаимоотношений реабилитируемых и общества, больного и семьи, пенсионного обеспечения.

Профессиональная и социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть реабилитируемому экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медиками (лечащими врачами, психологами), но и учреждениями социального обеспечения, а также «Центром реабилитации». Только комплексное решение всех аспектов реабилитации может обеспечить эффективность системы реабилитации в целом.

Наиболее полно задачи реабилитации могут быть решены в том случае, если будет осуществляться единая стратегия и тактика реабилитационных мероприятий. В нашей стране, где функционируют общедоступная медицинская помощь, для этого имеются все условия, в настоящее время успешно внедряется в практическое здравоохранение государственная поэтапная комплексная система реабилитации больных.

Основными принципами ее являются: раннее начало, комплексное использование всех видов реабилитации, непрерывность и преемственность между фазами, включение в процесс реабилитации всех больных, осуществление всех реабилитационных мероприятий за счет государства.

Влияние игровой деятельности на реабилитацию военнослужащих

Известно, что значительное место в социальной среде военнослужащих реабилитируемого контингента составляют инвалиды, лечение которых в современном социуме побуждает искать новые, более эффективные методы социально-культурной реабилитации [3.9,с.132]. Социально-культурныеаспекты реабилитации инвалидов в социальной среде нуждаются в дальнейшей разработке и совершенствованию.

В качестве рабочей гипотезы определено, что к наиболее эффективным методам реабилитации относится игра. Во время игры сознание индивидуума раскрепощается, приближается к своему естественному состоянию и находится в этом качестве в течение всего периода игры. По окончании игры происходит качественное изменение сознания по сравнению с первоначальным.

С детских лет формирование социального стереотипа субъекта происходит при помощи игры. Время, в течение которого сохраняется это состояние, зависит от памяти. Рассмотрим механизм циркулирования информационно-энергетических потоков между сознанием субъекта и внешней средой рис. (2.1). По нашему мнению энергоинформационный обмен можно представить как два основных информационно-энергетических потока: - внешний, интегрирующий суммарный поток, поступающий от органов чувств (зрения, слуха, тактильных ощущений, вкуса, обоняния); - внутренний, формирующийся в результате интегративно-аналитической деятельности сознания.

Величина, т.е. мощность воздействия информационно-энергетического потока зависит от степени раскрытия реабилитируемого этому потоку, что определяется уровнем критического восприятия, захваченного сознания, уровнем интереса. Формирование социокультурного стереотипа происходит в результате образования устойчивых внутренних поведенческих программ под влиянием информационной среды.

Эмиссию энергоинформационного потока, формирующего социокультурные отношения, по качеству можно разделить на два основных направления: - положительное, альтруистическое, оптимистическое, конструктивное; - отрицательное, негативное, агрессивное, депрессивное.

Основной спектр излучающегося информационного энергопотока субъекта, проявляющегося в мыслях, словах и делах (социокультурной деятельности), определяется внутренним качеством энергии субъекта.

У инвалидов содержание сознания отличается от сознания нормального человека обычно большим количеством негативного энергоинформационного материала. Постоянно присутствует память о психотравмирующей ситуации, и это поддерживает высокий уровень блокировки энергоинформационных каналов, что, в свою очередь,, ведет к искажению и негативной окраске воспринимаемой и излучаемой информации.

При игровой деятельности структура энергоинформационного обмена радикальным образом меняется. Во время игры субъект входит в свое естественное существование, он становится самим собой. Происходит снижение степени блокирования энергоинформационных каналов органов чувств. Включаются филогенетически древние механизмы обучения, так как игра является основной формой обучения ребенка.

Индивидуум забывает себя и свои проблемы, снижаются уровни критических механизмов, увеличивается положительный информационный энергообмен с внешней средой, позволяющий запастись определенным количеством внутренней положительной энергии.

На первых этапах медико-социальной реабилитации стоит весьма скромная задача. В результате изучения игровых интересов инвалида необходимо разработать и подобрать игровую программу медико-социальной реабилитации. При реализации игровой программы добиться максимальной положительной энергоинформационной наполненности сознания реабилитируемого.

Дальнейшее снижение общего негативного состояния происходит по мере накопления положительного потенциала. На втором этапе происходит реализация целенаправленных игровых программ уже для дальнейшей индивидуальной коррекции психоэмоционального стереотипа.

В период массовой социальной нестабильности прежде всего страдает психосоциальный фактор с обострением личностных особенностей и нарушением сферы общения. Особенно актуальна эта проблема у лиц, находившихся в условиях военных конфликтов, как мирного населения, так и лиц, принимавших участие в боевых действиях.

Ключевым звеном реабилитационного процесса является коррекция психического фактора в саногенном направлении. Имеющиеся основные психотерапевтические методы коррекции психического фактора (AT, психоанализ, гипнотерапия, голотропная терапия) содержат общие недостатки: пациент находится в пассивном, спокойном состоянии и физическом покое.

Достигаемая при этом стабилизация адаптационных механизмов нервно-психических процессов является приоритетной для спокойного состояния сознания пациента. При конфликтных ситуациях сознание работает в форсированных режимах и управление им неадекватно ситуации, при этом возможен рецидив нарушении "динамических" процессов психоэмоциональной сферы.

Ограниченные сроки пребывания пациентов на госпитальном реабилитации побудили искать методы наиболее эффективной тренировки, используемой в методике социально-культурной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, для реабилитационных целей автор в исследовании использовал метод тренинга психоэмоциональной сферы, применив игру в стиле джид-кун-до. Стиль джид-кун-до - это детище известного мастера восточных единоборств Брюса Ли. В переводе это означает - бой без правил, этот стиль был выбран потому, что его принципы все более и более подходят к условиям изменяющейся реальности.

Психологические аспекты стиля предполагают перевод сознания на уровень состояния "активной пустоты". При этом достигается внутреннее спокойствие и правильная адекватная реакция на внешние и внутренние раздражители.

Похожие диссертации на Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих