Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Махарадзе Мираб Шотович

Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры
<
Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махарадзе Мираб Шотович. Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Махарадзе Мираб Шотович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2009.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1299

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основания интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры 16

1. Понятие «интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в театрализованном представлении» 17

2. «Постановка театрализованных представлений в учреждениях культуры» 38

3. «Концептуальные основы интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры» 58

Глава II. «Совершенствование процесса интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры» 78

1. «Общение как важнейший фактор совершенствования постановки театрализованного представления» 78

2. «Педагогические игровые технологии — универсальный способ активизации аудитории театрализованного представления» 106

3. «Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств - главное условие совершенствования процесса постановки театрализованного представления» 132

Заключение 163

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация требует высококвалифицированного отношения к педагогическим выразительным средствам в учреждениях культуры. Эволюция духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры и определяющих гуманистические ориентиры развития нашего общества требует инновационного подхода к исследованию педагогических средств, используемых в постановке театрализованных представлений. Внутренний технологический кризис социально-культурной деятельности усугубляется внешними обстоятельствами - сложностью развития рыночных отношений, мировым экономическим кризисом, когда личности приходится решать неотложные проблемы жизнеобеспечения, что выступает дополнительным фактором культурно-педагогической дезинтеграции. Все это не позволяет определить перспективы развития технологии социально-культурной деятельности в целом, не изучив педагогических аспектов основных составляющих механизма ее функционирования.

На фоне социальной напряженности общества, педагогические выразительные средства социально-культурной деятельности призваны удовлетворять и формировать эстетические и нравственные потребности личности, вводить ее в конкретно-историческую систему социальных отношений. Обогащение технологий социально-культурной деятельности педагогическими выразительными средствами, развивающимися по своим специфическим законам, наполняет конкретную форму программы содержанием, раскрывая животрепещущие проблемы, касающиеся конкретной аудитории. Поэтому интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждении культуры носит характер прямой зависимости, адекватной детерминации от объективных и субъективных факторов.

Актуальность рассмотрения интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждении культуры обусловлена следующими противоречиями между:

потребностями общества в сохранении и развитии театрализованных представлений как педагогически ориентированного в условиях свободного времени воспитательного воздействия и использованием педагогических выразительных средств, которые не способствуют раскрытию потенциальных возможностей театрализованных представлений;

необходимостью сохранения целостности социально-культурной деятельности, предотвращения ее распада на отдельные компоненты и элементы программы, формы и методы и отсутствием концептуального подхода к основному механизму ее функционирования — технологии.

Среди технологий социально-культурной деятельности

театрализованные представления занимают особое место. Это наиболее художественно насыщенная деятельность, требующая большого набора творческих способностей и руководителя постановки, и прежде всего в сценарном мастерстве и режиссуре.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование педагогических выразительных средств в театрализованных представлениях учреждений культуры вызвано необходимостью обратиться к философским трудам В.Г. Афанасьева, С.Ф. Андреева, К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Арнольдова, B.C. Библера, М.А. Давыдовой, С.Н. Иконниковой, В.М. Межуева, А.К. Уледова, определившим роль, место и границы художественной культуры в духовной жизни общества.

Большой вклад в анализ данной проблемы внесли и социологи: В.Г. Андреенков, И.И. Волков, В.Н. Иванов, А.В. Кабыща, В.В. Колбановская, B.C. Коробейников, Г.В. Осипов, В.П. Рожин, А.И. Ракитов, P.M. Рывкина,

А.Г. Харчев, Ф.Р. Филиппов, изучавшие отношение различных групп населения к художественной деятельности.

Важное место в вопросах функционирования художественной культуры занимают труды А.Я. Апресяна, A.M. Андреева, Г.Г. Даламяна, М.С. Кагана, Ю.А. Лукина, Ю.А. Сохора, У.Ю. Фохт-Бабушкина, B.C. Цукермана, которые дали анализ влияния различных факторов на художественный процесс.

В педагогической науке к данной проблеме обращались Ю.П. Азаров, Н.К. Бакланова, Н.И. Иванов, B.C. Кузин, B.C. Коробейников, Б.И. Лихачев, Б.М Морозова., К.К. Платонов, Л.И. Рувинский, Г.Л. Смирнов, В.М. Соколов, рассматривающие функционирование художественной культуры как целостный процесс.

Существует ряд исследований, имеющих научное значение для изучения театрализованных представлений, подготовленных Е.В. Вановской, Д.М. Ганиным, Д.Н. Катышевой, А.А. Коновичем, А.Д. Силиным, Е.Д Селивановым, В.А. Триадским, И.М. Тумановым, И.Г. Шароевым, А.И. Чечетиным, в которых раскрываются режиссерско-драматургические основы массовых театрализованных представлений и праздников.

В исследование проблем развития театрализованных представлений в учреждениях культуры особый вклад внесли В.Н. Гагин, Д.М. Генкин, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Конович, Ю.Д. Красильников, А.В. Сасыхов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков.

Существенным пробелом в педагогическом осмыслении функционирования выразительных средств в театрализованных представлениях в учреждениях культуры является отсутствие специальных исследований по данной теме.

Таким образом, актуальность исследования интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры определяется

потребностями общества в совершенствовании этой деятельности и отсутствием на практике построения этого процесса на научной основе.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, диссертант избрал объектом исследования педагогические средства в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры, а предметом - интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования, которая состоит в том, что выявление педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждении культуры будет наиболее полным, если разработка, создание и анализ программы театрализованного представления в учреждениях культуры как технологический процесс подчинен общим закономерностям функционирования педагогических систем в режиме творческого процесса.

Все это и определило цель исследования, которая состоит в поиске оптимальной интегративной модели взаимодействия педагогических выразительных средств через призму концепции ценностно-ориентированного и активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.

Данная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

рассмотреть элементы интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры в современный период;

раскрыть понятия «театрализованное представление» и «педагогические выразительные средства»;

выявить основные закономерности интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры;

выработать практические рекомендации по выявлению потенции педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.

Базами исследования стали московские Дворцы культуры Московского Метростроя - экспериментальный и автозавода ЗИЛ — контрольный. В Московской области в г. Балашиха - Дворец культуры и техники «Машиностроитель» - экспериментальный и АО «Криогенмаш» -контрольный.

Выбор объектов исследования был определен идентичностью решения ими задач развития театрализованных представлений, территориальным расположением, наличием примерно одинаковой материально-технической базы на всех объектах, что создавало благоприятные возможности для сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытно-экспериментального этапов исследования.

Теоретико-методическую основу исследования составили идеи художественного творчества, роли массового искусства в жизни общества, внедрение в практическую деятельность учреждений культуры нового хозяйственного механизма, обеспечивающего в сфере досуга условия для мотивированного выбора личностью форм участия в различных театрализованных представлениях.

В основу исследования была положена научная концепция доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова о ценностно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры. В данной концепции педагогический потенциал выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.

Проблемы интегративного взаимодействия педагогических средств в постановке театрализованных представлений рассматривались с позиций педагогических и эстетических идей Ю.Б. Борева, Е.Б. Вахтангова, В.И. Немировича-Данченко, М.О. Кнебель, К.С. Станиславского, В.А. Сухомлинского.

Существенную роль в определении теоретической позиции диссертанта сыграли труды, обогащающие опыт методической деятельности учреждений культуры, функционирующих в различных регионах России.

Все это обязывает устанавливать более тесные связи между социумом и эмпирическими способами методической ориентировки.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 8 лет (2001 - 2009 гг.) в три этапа.

Первый этап (2001 - 2003 гг.) предусматривал изучение и анализ философской, психологической, социологической, педагогической, культурологической, художественной и научной литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения экспериментальной работы. На основе анализа документов, материалов, периодической печати, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. На основе контент-анализа документации учреждений культуры было изучено состояние театрализованных представлений на базах исследования.

На II этапе (2004 - 2007 гг.), носившем характер экспериментального исследования, на обеих базах проводилось изучение объективных возможностей совершенствования технологии интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств, а также степени реализации их возможностей на практике. В этих целях была разработана

специальная программа совершенствования деятельности учреждений культуры на экспериментальных базах при постановке театрализованных представлений.

На III этапе (2008 - 2009 гг.), носившем аналитико-формирующий характер, проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению в практику разработанной автором программы совершенствования деятельности учреждений культуры по выявлению педагогических выразительных средств при постановке театрализованных представлений.

Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Это составление социологической документации — анкет, карт, опросных листов; беседы, которые проводились со всеми категориями посетителей базовых учреждений культуры, всего участвовало 1500 человек.

Метод . наблюдения использовался в целях определения эффективности различных элементов интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.

С применением вышеуказанных методов было осуществлено снятие первого среза уровня деятельности базовых учреждений культуры в подготовке и проведении театрализованных программ.

В рамках исследования был осуществлен социально-педагогический эксперимент, в котором участвовало 1500 человек посетителей и 30 активистов. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить потенциальные возможности педагогических выразительных средств в театрализованных представлениях в учреждениях культуры.

В программу социально-педагогического эксперимента входила апробация разработанной программы совершенствования деятельности учреждений культуры по оптимальному использованию педагогических выразительных средств:

После создания каждой театрализованной программы проводился опрос, выяснялось мнение его участников, определялась степень воздействия на конкретную аудиторию.

На контрольных базах шла обычная работа по собственному плану, в которой автор диссертации не предпринимал попыток изменить положение дел, а лишь наблюдал и фиксировал результаты деятельности, собирая материал для сравнительного анализа.

В процессе эксперимента в подготовке и проведении театрализованных программ основное внимание уделялось интеграции педагогических выразительных средств, раскрытию их художественного потенциала.

Раскрытие педагогических задач этого процесса в базовых учреждениях культуры потребовало значительной помощи 30 специалистов и штатных сотрудников.

В 2009 году подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные теоретические выводы и практические рекомендации, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией экспериментально-опытной работы, мнением экспертных групп, достаточностью для полноценного количественного и качественного анализа отобранных для изучения материалов. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных учреждений культуры позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что по-новому рассмотрены понятие и сущность характеристики педагогических выразительных средств.

Впервые рассмотрена интеграция педагогических выразительных средств через призму ценностно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу, что позволило выстроить систему, где каждое выразительное средство несет педагогический аспект, способно чутко реагировать на решение сценариста-режиссера, быть самоуправляемым. Для выяснения жизнеобеспечения интеграции выразительных средств исследованы педагогические условия их функционирования в учреждениях культуры, где была проведена экспериментальная работа.

Определены две группы педагогических условий повышения результативности технологии постановки театрализованных программ. К первой группе диссертант относит организационные условия: определение программы учреждений культуры, в которой проявляется профессионально-прогностическая деятельность специалистов, нацеленная на оптимизацию количества и качества разнообразных педагогических выразительных средств, расширение их диапазона, что представляет наибольшие возможности для проявления активности личности, обогащение театрализованных программ, участие коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений. Вторая группа педагогических условий касается привнесения искусства в сложившиеся формы театрализованных представлений, способствующие повышению их эмоционального воздействия, созданию психолого-педагогических ситуаций для реализации социально-творческих способностей личности посетителя учреждения культуры.

Теоретическая значимость состоит в том, что разработаны и внедрены в практику учреждений культуры теоретические основы, где автор делает акцент на то, что каждое педагогическое выразительное средство в технологии постановки театрализованных программ в большей или меньшей степени несет педагогический заряд в зависимости от уровня профессионального мастерства сценариста и постановщика программы. Этому способствуют развитие многофункциональной предметной

художественной деятельности, создание полифункциональных любительских объединений художественной направленности, а также широкого актива.

В процессе экспериментальной работы выработан новый подход в теории постановки театрализованных программ, направленной на интеграцию художественной и организационной деятельности учреждений культуры, и оптимального использования их на практике.

Театрализованное представление автор диссертации рассматривает как форму социально-культурной деятельности и способ организации педагогического процесса в учреждении культуры, имеющего единый, целостный технологический цикл, направленный на конкретную реальную аудиторию, основная часть которой является либо активом у субъектов, либо участниками — субъектами, положительно воздействующую на аудиторию - объект.

Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором рекомендациях, предложениях и выводах, которые внедрены в практику экспериментальных учреждений культуры Москвы, Московской области и могут быть использованы в учреждениях культуры всех типов во всех регионах страны.

Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, используются в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре режиссуры театрализованных представлений в процессе преподавания курса «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Содержание диссертации послужит важным подспорьем для преподавания режиссуры и мастерства актера во всех вузах культуры и искусств Российской Федерации.

Ценностно-деятельностный подход к постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры Москвы и Московской области

показал продуктивность данной технологии, что позволило зафиксировать реальные позитивные результаты.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством:

- публикаций в сборниках Московского государственного
университета культуры и искусств;

- выступлений на международных, республиканских, региональных
научно-практических конференциях: на международной научно-
практической конференции молодых ученых «Науки о культуре:
современный статус» с докладом «Творческий замысел - основа
постановки культурно-досуговой программы». Москва, МГУКИ, 18
декабря 2006 г.; на международной научно-практической конференции
«Науки о культуре: современный статус» с докладом «Интеграция
выразительных средств в театрализованной программе». Москва, МГУКИ,
12 декабря 2007 г.; на международной научно-практической конференции:
«Культурная политика в условиях модернизации российского общества» с
докладом: «Педагогический потенциал выразитеьных средств в
учреждениях культуры и искусств». Москва, МГУКИ, 16 декабря 2008 г.;

- применения разработанных автором диссертации обучающих
технологий по режиссуре театрализованных представлений в качестве
художественного руководителя курса на кафедре режиссуры
театрализованных представлений и праздников в Московском
государственном университете культуры и искусств и в качестве режиссера
театрализованных представлений и праздников на центральных
сценических площадях г. Москвы и Московской области.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с активно-деятельностным подходом к решению проблемы, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области дидактики, оптимизации учебно-творческого и воспитательного процесса, проведением сравнительного анализа в процессе социально-педагогического эксперимента и

неоднократно апробированных в ходе исследования результатов, сопоставлением данных, полученных в учреждениях культуры идентичного профиля, и актами о внедрении результатов диссертационного исследования.

Структура диссертации подчинена логике научного поиска и последовательного изложения его результатов и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теория постановки театрализованных программ есть осознанная
ценностно обусловленная творческая деятельность по производству и
освоению духовных ценностей, обеспечивающая универсальное развитие и
реализацию специалистами их сущностных сил.

2. Функционирование технологии постановки театрализованных
программ деятельности осуществляется как процесс постижения
объективной сущности всех педагогических выразительных средств, как
совокупность, которая определяет характер педагогического воздействия на
аудиторию.

3. Постановка театрализованных представлений располагает
богатыми возможностями педагогического воздействия каждого
выразительного средства, его влияния на процесс формирования досуговых
потребностей, интересов, мотивов посетителей учреждений культуры.
Однако эти возможности реализуются не в полной мере из-за отсутствия у
специалистов учреждений культуры универсальных навыков гармонизации
выразительных средств в театрализованных программах.

4. Совершенствование технологии постановки театрализованных
представлений происходит на основе синтеза всех педагогических
выразительных средств, базирующихся на совокупности педагогических,
психологических, экономических и личностных факторов, интегрируемых
в тесном взаимодействии. Соотношение между ними многопланово и
динамично, а реальный эффект достигается в том случае, когда
педагогические выразительные средства доминируют. Потребности,
мотивы, интересы, цели, психологические установки посетителей

учреждений культуры удовлетворяются воздействием педагогических выразительных средств.

5. Непосредственное педагогическое воздействие на аудиторию, осуществляют выразительные средства в том числе и культурно-досуговой деятельности, которые и определяют эффективность воспитательного воздействия двумя критериями: оптимальной расстановкой и рациональным сочетанием.

Художественность в широком смысле является ведущим выразительным средством, интегрирующим педагогические выразительные средства в постановке театрализованных программ, критерием художественности является художественный образ. В границах педагогического влияния художественный образ подчиняет себе всю совокупность компонентов: содержание, композиция, форма, методы и т.д. Педагогические выразительные средства, соединенные на основе определенных правил и имеющие в качестве одной из своих художественных целей жизнетворчество и смыслотворчество. Включение в театрализованное представление фольклора, художественных промыслов, дизайна расширяет диапазон педагогических выразительных средств. Интегрирующим педагогическим выразительным средством является обучение. Общение в процессе подготовки и проведения театрализованных представлений позволяет обнаружить действительные признаки взаимоотношения эстетического и художественного. Здесь нередки диаметрально противоположные и в основном схематичные утверждения. В одних случаях утверждается, что художественное целиком подчинено эстетическому, в других - что между ними нет ничего общего. Поэтому, располагая педагогические выразительные средства в гармонии, относительно просто обнаружить зависимость художественных форм от внутреннего состояния режиссера-постановщика, руководствующегося

единой интегративной целью.

Понятие «интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в театрализованном представлении»

В каждом аспекте деятельности ученые рассматривали представление о системном характере деятельности: «Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форма культуры... Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности».1

Отечественными учеными осуществлена классификация видов деятельности, среди которых наиболее широко представленные: материально-преобразующая, социально-преобразующая, общественно-политическая и духовно-преобразующая. В структуру духовно-преобразующей деятельности учреждений культуры диссертант включает педагогические выразительные средства как совокупность научно-познавательной, педагогической и художественной.

Наиболее широко рассматривается деятельность учреждений культуры как профессиональная и самодеятельная, преимущественно творческая деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение и потребление духовных ценностей, рассчитанных на широкие массы трудящихся, способствующая их гармоническому развитию и рациональной организации досуга». Сюда следует добавить, что каждое учреждение культуры имеет свою развитую внутреннюю макроструктуру, отражающую уровень самостоятельной активности населения, состояние материального мастерства специалистов.

Одной из ведущих характеристик культурно-просветительной деятельности учреждений культуры является ее определенность границ, несмотря на многомерный, имеющий уникальный предмет, закономерности функционирования и педагогические выразительные средства.

Термин «деятельность учреждений культуры» чаще всего рассматривается как деятельности по производству, потреблению, сохранению и распространению культурных ценностей, осуществляемая людьми за пределами «рабочего» и «внерабочего времени».1

Наиболее близка диссертанту трактовка коллектива авторов Жарковой Л.С, которая считает, что деятельность учреждений культуры - это коллективный способ жизнедеятельности людей, отличающихся рядом общих признаков, их жизнедеятельность осуществляется и в индивидуальной форме, обладающей обособленностью и относительной самостоятельностью.

В условиях учреждения культуры складывается подлинное единство коллективности и индивидуальности, их взаимопроникновение».2

Деятельность учреждения культуры для личности (объекта) - это целенаправленная форма организации досуга, призванная удовлетворять ее потребности информации, общении в отдыхе, развлечениях, развитии творческих способностей. Деятельность субъекта учреждений культуры вытекает из задач организации досуга населения, является профессиональной деятельностью, имеющей педагогико-творческий характер, осуществляемая в целях достижения результатов по формированию личности нового типа специфическими средствами, формами и методами.

Значит, деятельность учреждения культуры направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досуга и по своей сути направлена на развитие личности, что является целью культурно-досуговой деятельности, в процессе которой технология в конечном счете преобразует социальную природу своего предмета, то есть формирует личность. Поэтому деятельность учреждений культуры несет в себе педагогическое значение.

Исходя из этих предпосылок определения педагогических выразительных средств, диссертант предпринял попытку исследовать интерактивное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.

Основополагающей базой интегративного взаимодействия педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры является научная концепция профессора А.Д. Жаркова.

В концепции А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры, интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры рассматривается как внутренне (или внешне) упорядоченное множество взаимосвязанных (или взаимодействующих) элементов. Структура этой системы - есть совокупность внутренних связей между ее элементами, а также закономерностей данных связей с окружающей средой. Взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры состоит из целого ряда взаимосвязанных частей, которые представляют сложную композицию. Каждая из частей системы имеет свою сложную структуру. Целостность взаимодействия содержит как сложность каждой части, так и взаимосвязь частей ее составляющих. Поэтому сложность целого больше, чем сложность составляющей его части. Целое включает в себя содержание как развитость отдельной своей части и развитость при взаимодействии составляющих его частей. Значит целое более развитое, чем его составляющая часть, ибо выше части во всех отношениях, потому что включает все свойства составляющей его части, взаимодействует с нею плюс взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры.

С.А. Саркисян и Б.В. Голованов считают, что «система представляет собой структурно-организованный комплекс объектов, имеющих данные свойства и определенный набор связей... Система - это не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов».1

Следовательно, что «компоненты целостной системы являются собой отнюдь не набор случайных, бессвязных феноменов. Они интегрированы системой, являются компонентами именно данной системы и в этом смысле совместимы, хотя и противоречивы, разнокачественны. Противоречие, единство, сцепление, взаимодействие этих компонентов утверждают систему в рамках данного качества, обеспечивают функционирование и развитие именно этой системы. Здесь мы имеем дело уже со структурой, внутренней организацией системы. Имеет дело системно-структурным аспектом системности, целостности».2

Этот же подход был характерен в деятельности А.С. Макаренко, который отмечал, что «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительно и отрицательно, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных».3

Диссертант рассматривает деятельность учреждений культуры как самостоятельный феномен, как целостный комплекс, включающий в себя все многообразие дробных элементов, не принимая во внимание неравнозначность их соотношений в каждом отдельном случае, с привлечением в этот комплекс и их внутренних и внешних связей.

«Постановка театрализованных представлений в учреждениях культуры»

Анализируя целостность системы культурно-досуговой деятельности, подчеркнем взаимосвязь и взаимозависимость объекта, субъекта и других составляющих ее элементов. При этом нередко остается в тени вопрос о том, что лежит в основе их взаимосвязи и взаимозависимости, что скрепляет и цементирует систему в единое целое.

Центральным звеном в системе культурно-досуговой деятельности был и остается человек как единство всех общественных процессов, как носитель всех общественных отношений. Благодаря своему разностороннему содержанию культурно-досуговой деятельности обладает большим педагогическим потенциалом.

Изучение деятельности учреждений культуры и их специалистов в процессе постановки театрализованных представлений, проведенный анализ дает представление о сложности технологии культурно-досуговои деятельности, направленной на совершенствование педагогизации процесса через подъем профессионального мастерства специалистов.

Современное понимание методики культурно-досуговои деятельности как комплексное: педагогическое воздействие и широкая самодеятельность масс привело к определению границ деятельности учреждений культуры, которые трансформировались в различные типы.

Ведомственная разобщенность учреждений культуры (Всесоюзная ассоциация профсоюзов, министерство культуры, ведомства, творческие союзы), отсутствие координирующего центра, амбициозность работников разных ведомств, застандартизованность форм, формальное проведение целого комплекса культурно-досуговых программ, снижает уровень общей культуры населения, затрудняет постановку театрализованных представлений.

Поэтому научный анализ форм культурно-досуговых программ сточки постановки театрализованных представлений чрезвычайно актуален.

В настоящее время, как отмечает Клюско Е.М., «авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговои деятельности, наиболее распространенными основаниями для построения таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности); место осуществления (домашние и внедомашние формы, формы культурно-досуговои деятельности); характер организации (институционные, общественно-организационные и личностные формы культурно-досуговои деятельности».

Рассмотрение структуры культурно-досуговои деятельности предопределяет возможность сформулировать требования к постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры. Анализ показывает, что в учреждениях культуры зачастую проходят отдельные содержательные и интересные массовые и групповые формы, занятия в коллективах художественной самодеятельности, народных университетов и т.д. Однако, учреждения культуры пока еще очень далеки от способности систематически и последовательно включить в культурно-досуговую деятельность всех проживающих и работающих в регионе людей. Как отмечают Г.М. Бирженюк и А.П. Марков, «проблемы создания организационно-экономических условий саморазвития культурно-досуговой деятельности, поиска новых моделей культурной политики, определения приоритетных направлений развития социокультурной жизни особенно актуально на региональном уровне. Сегодня именно здесь должна складываться стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей региона, интересов и культурных запросов различных категорий населения, культурного потенциала данной территории».1

В культурной политике на региональном уровне ставится задача финансирования конкретных программ, в том числе и постановки театрализованных представлений, а не финансирование целевых культурно-досуговых программ. Этими программами может стать: создание празднично-обрядовой культуры региона, ее фольклорных истоков, или межкультурного взаимодействия и взаимопонимания людей различных национальностей, и, прежде всего, национальных меньшинств во всех аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, народного творчества, и конечно, театрализованных представлений.

Основное направление развития театрализованных представлений — ориентация на конкретные социальные группы и категории населения.

В последние годы в учреждениях культуры проблема акцентировалась на изучении интересов посетителя. В настоящее время она переходит в другую плоскость: многочисленных социологических исследований. Наряду с целевыми культурно-досуговыми программами, театрализованные представления финансируются из средств государственного бюджета, создаются программы, финансируемые самим населением, т.е. коммерческие программы. Эти программы являются на рынке неотъемлемыми частями, которые показывают, какие услуги могут быть проданы в сфере досуга. Постановка театрализованных представлений предполагает: насыщение рынка товарами спортивно-культурного назначения для организации досуга населения; содействование созданию кооперативов и малых предприятий, выпускающих товары культурно-спортивного назначения; капитальные вложения в развитие инфраструктуры досуга (строительство аттракционов, детских площадок и городской, игротек, культурно-спортивных центров и т.д.), которые необходимо предусмотреть при формировании бюджета. Здесь театрализованное представление рассматривается как систематическое, разнообразное по формам и активное освоение личностью потенциала культуры, опредмеченного в конкретных ее формах. В организационно-методическом плане их можно рассматривать как приоритетные направления культурно-досуговой деятельности.

Одновременно с программами, разработанными с ориентацией на проблемы той или иной социальной группы, могут разрабатываться программы по критерию преобладающего интереса определенной социальной группы к проблемам политики, экологии, истории, искусству и т.д. В отличие от первого типа программ, эти ориентируются, как правило, на уже существующие и действующие группы - по месту жительства, на предприятии, в учебном заведении (общественный актив, любительские объединения, клубы по интересам).

Обозначенные выше два типа культурно-досуговых программ в рамках региона позволяют сбалансированы. Предметом особой критики выступают сегодня формы культурно-досуговой деятельности, их консерватизм, ограниченность, не позволяющая успешно решать многообразные задачи интенсификации духовного наполнения досуга.

В настоящее время многие формы культурно-досуговой деятельности проходят процесс переосмысления, пересмотра, переоценки. Для того, чтобы разобраться в преемственности и динамике форма культурно-досуговой деятельности, чтобы уметь вовремя отделить отжившие от инновационных, чтобы внедрить их в повседневную жизнь людей, необходимо помнить, что форма может утвердиться и перейти к последующим поколениям лишь в том случае, если она выполняет какую-то общественную функцию, удовлетворяете те или иные потребности, как отдельной личности, так и семьи, а также социума.

Анализ специальной литературы, данные научных исследований, позволяют зафиксировать несколько негативных тенденций в понимании сущности театрализованного представления как одной из форм культурно-досуговой программы. В том числе: расширение границ понятия культурно-досуговая программа, отнесение к ней форм работы общественных организаций; подмена понятия формы культурно-досуговой программы другими категориями.

«Общение как важнейший фактор совершенствования постановки театрализованного представления»

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения в учреждениях культуры чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможна такая область человеческой деятельности, как культурно-досуговая. В связи с этим выдвигается задача прогнозирования потребностей людей в новых видах культурно-досуговой деятельности при сохранении и закреплении традиционных позитивных форм общения. Механизмы практической реализации потребности людей в общении в подготовке и проведении театрализованных представлений. Б.Ф. Ломов считает, что "при реализации определенных целей в деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а общение строится по законам деятельности (например, деятельность педагога, лектора). В других случаях предметно-практические действия используются в качестве средств и способов общения, а самая деятельность строится по законам общения (например, театральное представление, демонстрационное поведение)1.

Межличностные контакты в учреждении культуры особенно позитивны для взаимного влияния, поскольку они происходят в условиях досуга, в непринужденной обстановке, когда наиболее свободный характер поведения располагает к взаимопониманию. Поэтому все виды и формы театрализованных представлений развиваются и совершенствуются на основе общения. Осуществляется общение как с помощью материальных посредников — технических средств, языковых и неязыковых знаков и символов, так и с помощью форм, среди которых велика роль различных средств информационной и эмоциональной связи, а также межличностных.

Природа общения и общественных отношений одна—они являются условием и продуктом деятельности, неотделимы друг от друга и от закономерностей развития материальной жизни.

Общение в учреждениях культуры, как и общественные отношения, содержит в себе объективную и субъективную стороны. С одной стороны, оно характеризуется объективными связями человека с окружающим его миром, с другой — является воплощением взаимоотношений между субъектами деятельности, субъектами общественных отношений.

Субъективная сторона общения в учреждении культуры обусловлена тем, как человек оценивает свою роль, место в социальной группе (и соответственно этому действует). С этим связано и постоянное сопоставление человеком своих личных качеств и притязаний с оценкой своего положения в обществе, с согласием или несогласием признания его индивидуальных и профессиональных характеристик. Субъективная сторона оказывает больше влияние на характер исполнения, уровень реализации личных планов и проявляется в настроениях, оценках и стереотипах поведения. Несовпадение личных притязаний и общественного (коллективного) их признания нередко составляет предмет конфликтов личности и общества, в которых степень необъективности оценки может зависеть как от человека, так и от социальной общности. Только органичное, всестороннее и одновременное рассмотрение как объективной, так и субъективной сторон общения создает возможность для научного анализа и выработки рекомендаций по управлению процессами взаимодействия в культурно-досуговой деятельности.

При характеристике общения в учреждениях культуры необходимо отметить значение субъектов, играющих роль "катализаторов общения". Независимо от их специализации они являются теперь своего рода технологами культурно-досуговой деятельности. Как отмечал известный ученый М. Марков, "технолог — это импресарио знания, а вместе с тем и его интерпретатор. Он использует наличное знание, обогащает его своим опытом и трансформирует его в полезный практический результат"1 . Субъекты деятельности учреждений культуры общаются в условиях поливариантности, при наличии множества возможностей и способов действия. Каждый конкретный вариант или способ действия имеет свои положительные и отрицательные последствия. Поэтому даже теоретически никакое технологическое действие не может быть оптимальным, ибо оно проецируется в процессе с партнерами, где встает проблема психологической, интеллектуальной совместимости. Пока еще очень редко встречаются в учреждениях культуры коллективы единомышленников. Разработка каждого отдельного варианта требует времени, сил и средств, коммуникативных способностей, профессиональной компетентности, организаторского таланта.

На наш взгляд, интересны рассуждения о коммуникативных способностях В.А. Кан-Калика, который считает, что это умение: "а) быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; б) правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникации, в частности ее важнейшее звено — речевое воздействие; в) быстро и точно находить адекватные содержанию акты общения коммуникативные средства, соответствующие одновременно творческой индивидуальности педагога и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям воспитанника, выступающего в качестве объекта воздействия; г) постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении"1. Следовательно, коммуникативные способности необходимы не только специалистам, но и сотрудникам учреждений культуры.

По своей сущности "общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личная форма"2. В деятельности учреждений культуры общение и отношение неразрывны, поскольку все формы общения в учреждениях культуры становятся общественными отношениями. Происходящий отбор, выявление ведущих тенденций позволяет общению трансформироваться из межсубъектного взаимодействия в общественные отношения, где формируется общественное мнение.

С этой точки зрения общественное мнение можно определить как активное отношение большинства населения к актуальным проблемам, событиям и фактам деятельности учреждений культуры. Для этого общественное мнение нужно выразить в оценочных суждениях. Специалисты, изучающие общественное мнение о деятельности учреждений культуры, чаще всего определяют его как своеобразный барометр мнений разных слоев населения, как надежное средство определения "пульса" народа.

В учреждениях культуры различают повседневное и праздничное общение. Сегодня все больший удельный вес приобретает повседневное свободное общение. Это общение людей, о которых принято говорить, что они заходят в клуб просто так, "на огонек". Осуществляемые здесь межличностные контакты носят нерегламентированный характер и развертываются внутри так называемых нестабильных групп. Эти нестабильные общности, группы представляют собой стихийно возникающие объединения, базирующиеся на основе временного интереса и распадающиеся сразу по достижении поставленной цели. Как правило, такие группы образуются на основе общей установки или общего прошлого опыта. Конкретные поводы для их возникновения различны. Наиболее интенсивное появление этих групп происходит под воздействием возбуждающих чувства и внимание событий.

«Педагогические игровые технологии — универсальный способ активизации аудитории театрализованного представления»

Среди педагогических теорий, связанных с изучением и познанием реальных явлений жизни педагогическими выразительными средствами в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры игровые технологии занимают видное место.

Проанализировав такие социально-педагогические явления как молодежное движение, ролевое движение молодёжи и МОО "Клуб ролевых игр", мы приходим к заключению о том, что воспитательный потенциал молодёжного движения находит своё отражение в воспитательном потенциале ролевого движения молодёжи, воспитательный потенциал которого реализуется в воспитательном потенциале МОО "Клуб ролевых игр", представляющего собой модель данного движения. В свою очередь, воспитательный потенциал МОО "Клуб ролевых игр" максимально раскрывается в сюжетно-ролевой театрализованной игре (далее — СРТИ) — важнейшем виде деятельности ролевого движения молодёжи. Следовательно, нам не обходимо остановиться на определении СРТИ, выявить её воспитательный потенциал. Анализ научно-педагогической литературы показал, что многие авторы считают актуальной пропаганду "разнообразных игровых форм, ориентированных на развитие интеллектуальных и творческих возможностей молодёжи, реализацию её природных способностей и задатков, её созидательного потенциала".

В большинстве научных источников, ролевая игра рассматривается, как одна из основных форм деятельности ребёнка. Но, в нашем случае речь идёт скорее о ролевой игре взрослых, нежели детей. Мы считаем необходимым отметить следующее:

1. Ролевая игра - "сложное социально-психологическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Взрослый в игре "пробует", "переживает" не использованные возможности жизни, а ребёнок проигрывает, "примеривает" ещё не использованные, не выбранные возможности. Именно это и делает игру могучим средством социализации, ... приобщения... к нормам и ценностям общества".

2. Ролевая игра в равной степени близка как взрослым, так и детям, поскольку "большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей... по рой... несколько ролей одновременно". Эту мысль высказывает в своих работах А.С. Макаренко, говоря о том, что взрослые постоянно играют в ролевые игры, даже сами с собой, изображая "важность в своём кабинете,.. книжность, когда мы обставимся книжками и думаем — у нас есть библиотека".

3. Взрослые, так же как и дети, испытывают потребность в перевоплощении, изменении (хотя бы временном) окружающего мира, привнесении в него красоты, сказочности, романтики. Сюжетно-ролевая театрализованная игра — это "выход за пределы реальности, а точнее обыденности, это возможность для человека ощутить, осознать себя через иное, т.е. воз можность быть чем-то иным по отношению к собственному "Я". Именно к ней как нельзя лучше подходит, рассмотренная А.Н. Леонтьевым, общая формула мотивации игры — "не выиграть, а играть".

В нашем случае, можно говорить о неком своеобразном виде роле вой игры, в котором равноправно сочетаются ролевые игры взрослых и детей, т.к. её основными участниками являются представители "пограничной" возрастной группы между детством и взрослостью. Это новый тип игр, когда "взрослые и дети играют вместе, используя игры для решения очень важных как для детей, так и взрослых проблем их совместного существования". Такая игра включает в себя элементы изученных в психологии поведенческих, обучающих и межличностных игр, предполагающих разучивание и отрабатывание нового для человека стиля поведения, обмен ролями между партнёрами по игре, рассмотрение реальных конфликтных или проблемных ситуаций на игровой основе и множество особенных, специфических черт, которые мы проанализируем далее.

В ряде работ, посвященных молодёжным движениям, РД и ролевым играм, авторы приближаются к этому определению, не проявляя при этом терминологического единства (А.В. Гашков, А.П. Ершова, В.М. Букатов, С.А. Шмаков, О. Хевролина, Э. Воробьева, М.Ю. Кожаринов, Л.Е. Смеркович, М. Шкель, Б. Соловьев, д.В. Калинин, Ю. Лунг, Л. Бочарова, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобии, И.И. Фришман, А.Р. Ляндзберг, Л.И. Эльконинова и др.) Авторские подходы к определению понятия "сюжетно-ролевая театрализованная игра" представлены в таблице 1.

Материалы, помещённые в таблице 1, позволяют нам сделать вывод о том, что понимание современными исследователями сущности ролевой игры, её специфических особенностей и свойств достаточно многообразно. Однако, в полном виде определение ролевой игры, а именно сюжетно ролевой театрализованной игры, в российской научной литературе отсутствует, не предлагают его и зарубежные авторы, такие как Б. Кемп, Г. Олм-стед-Дин, С. Петерсон, П.П. Горностай, Г.Б. Бедненко, Е. Ameln, К. Aschenbrenner-Egger, Т. Witinger, К. Kramer, P. Soppa, К Jensen, В. Witschi, R. Schaller, L. Teckemeyer, M. Riegger, R. Hoppe-Kresse и др., в целом высоко оценивающие обучающую, воспитательную, развивающую, психологическую, терапевтическую и социальную значимость ролевых игр.

Анализ вышеизложенного позволил дать авторское определение сюжетно-ролевой театрализованной игры. Сюжетно-ролевая театрализованная игра (СРТИ) является одним из видов игровой 1 деятельности человека, целью которой является достижение максимального сходства между имитационными действиями участников, манипулирующих символическим материалом, и реальными действиями людей в жизненном и деятельностном контекстах. Спецификой СРТИ является то, что в качестве символов выступают одежда, орудия, способы поведения, описанные в исторических, художественно-литературных и других источниках. В основе мотивации СРТИ лежат базовые потребности личности, которые выделяются такими известными социальными психологами как А. Маслоу, Г.Олпорт и др. Одним из конкретных проявлений этой мотивации среди многих стремлений является желание достичь сходства, т.е. цель игры и данный мотив совпадают, что соответствует характеристике игры, как социально-психологического явления, данному крупными теоретиками игры.

Похожие диссертации на Интегративное взаимодействие педагогических выразительных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры