Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Генералова Ирина Альбертовна

Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства
<
Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Генералова Ирина Альбертовна. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1997 188 c. РГБ ОД, 61:98-13/76-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Процесс развития художественно-творческих способностей школьников средствами театрального искусства в историческом, теоретическом и организационном аспектах 15

1. Историко-педагогический аспект использования средств театрального искусства в общеобразовательной школе 15

2. Концепции развития художественно-творческих способностей младших школьников 37

3. Взаимодействие вузов культуры и общеобразовательных школ как условие оптимизации процесса развития художественно-творческих способностей младших школьников 54

Глава 2. Функционально-деятельностный подход к развитию художественно-творческих способностей младших школьников 78

1. Основные этапы и направления исследования художественно-творческих способностей младших школьников 78

2. Методика развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства 99

3. Реализация методики развития художественно-творческих способностей: результаты и условия ее эффективности 121

Заключение 139

Список использованной литературы 150

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовньм ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Проблемы в системе среднего и общего образования отчасти объясняются тем, что возможности театрального творчества используются в общеобразовательной школе не в полную меру, огромные общеразвивающие возможности театрального искусства остаются, по большей части, до сих пор невостребованными, причем это происходит на фоне устойчивого падения интереса школьников к театру и театральной самодеятельности. Хотя сейчас наблюдаются все более твердые шаги общеобразовательной школы направленные на переориентацию, опору на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование художественно-творческих способностей школьников через художественно-творческую деятельность.

В этом сложном процессе обновления образования следует объединить усилия всех институтов воспитания, учитывая необхо димость гуманитаризации обучения. Сейчас становится актуальной проблема взаимодействия высших учебных заведений и общеобразовательных школ. Их совместное участие в учебно-воспитательном процессе дает возможность поднять художественное воспитание на более высокий уровень, способное вести школьников к активной творческой деятельности. Рассматриваемое в данном диссертационном исследовании взаимодействие вуза культуры и школы как одно из условий развития художественно-творческих способностей младших школьников, направлено на разрешение проблемы все усиливающего педагогического противоречия в системе отечественного образования, которое обостряется из-за недостаточности взаимообусловленной связи "Культура - Образование", "Вуз - Школа".

Проблемная ситуация, которая объективно сложилась в сфере общего и среднего образования, состоит в противоречии между существующей общественной потребностью в творческой личности и неэффективной системой образования и воспитания, неспособной на должном качественном уровне осуществлять ее подготовку.

Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние разработанности проблемы творчества и художественно-творческих способностей свидетельствует о существовании многочисленных теоретических и методологически подходов для изучения данного вопроса. В настоящее время на проблеме развития художественно-творческих способностей сосредоточено внимание самых различных областей гуманитарного знания: культурологии, педагогики, философии, психологии, эстетики, что обусловлено актуальностью, практической и теоретической значимостью и много-аспектностью объекта исследования. Научная литература, касающаяся в той или иной степени изученности проблемы развития художественно-творческих способностей обширна, существует большое разнообразие исследовательских подходов, что объясняется слож ностью определения природы и структуры художественно-творческих способностей.

Проблематика исследования предполагает изучения научного материала в нескольких областях. Поэтому теоретическими источниками исследования являются труды отечественных психологов по проблеме способностей и их развития, творчества и художественной деятельности; труды в области театральной режиссуры, театральной педагогики и актерского мастерства; научные работы в культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности.

Ретроспективное рассмотрение проблемы развития художественно-творческих способностей дает основание для вывода о возможности и необходимости использования средств театрального искусства в воспитании и образовании школьников. Многие представители отечественной педагогики (К.Д.Ушинский, В.П.Острогорский, Н.Ф.Бунаков, С.Г.Шацкий) хотели бы более широкого использования театрального искусства в целях воспитания подрастающего поколения. Их поддерживали и деятели театра А.А.Брянцев, Н. Н. Сац, Л. Г.Шпет, С. А.Ауслендер, Н. С.Шер, К.П.Спасская, Г.Л.Рошаль.

Проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатьюалась и современными исследователями: И.Л.Люблинским, Ю.И.Рубиной, В.П.Шильгави, А.П.Ершовой, Н.С.Карпинской, А.Я.Михайловой, Т. Г. Пеня, М. П. Стуль, М.А.Разбаш, Е.К.Чухман. Проблема воспитания подрастающего поколения средствами искусства имеет, наряду с педагогическими, театроведческими и свой психологический аспект (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньтев, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов), проблема творчества и развития художественно-творческих способностей разрабатывалась Т.И.Артемьевой, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, А.А.Мелик-Пашае-вым, изучением вопросов развития актерских способностей занима лись Н.В. Рождественская, Ю.И. Рубина, A.M. Савицкайте, П.М. Якобсон. Ряд диссертационных исследований в сфере культурно-просветительной работы и культурно-досуговой деятельности рассматривают общевоспитательное, эстетическое, нравственное воздействие театрального коллектива, театральной самодеятельности на личность. Считая театр важным условием формирования ее всестороннего гармонического развития, художественно-творческих способностей, интереса к искусству (А.И.Аверьянов, С.Л.Афанасьев, В.Ф.Савина, В.И.Белов, Л.М.Петрова, А.П. Сердюк, М.П. Стуль, М.М.Шибаева, Э.Н.Куруленко, Н.Ш.Владимирова, В.И.Гурова). Но несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема художественного творчества остается далекой от своего окончательного завершения и представляются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Взаимодействию общеобразовательных школ с различными внешкольньми учреждениями: КПУ, музыкальньми школами, педвузами посвящены диссертационные исследования Ж. А. Сулейменовой, К.Н. Ахметова, О.Н. Костылевой, И.И. Митиной, но проблема развития художественно-творческих способностей школьников средствами театрального искусства на основе взаимодействия вузов культуры и школ не являлась предметом особого исследования. Кроме того, на сегодняшний момент является совершенно не разработанной методика организации театральных занятий с целым школьньм классом с целью развития художественно-творческих способностей, что и определило тему выбранного диссертационного исследования.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: педагогический процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников среде твами театрального искусства.

Цель диссертационного исследования: разработать и апробировать методику развития художественно-творческих способностей младших школьников с применением полиметодической технологии обучения театральному искусству в классе в условиях взаимодействия вуза культуры и общеобразовательной школы.

Данная цель требует определения ряда задач диссертационного исследования:

1. Определить теоретические основы, исторические тенденции и специфику современного педагогического опыта использования средств театрального искусства в целях развития творческих способностей младших школьников.

2. Определить основные направления развития художественно-творческих способностей младших школьников.

3. Разработать инновационную модель театральной специализации общеобразовательной школы на основе взаимодействия вуза культуры и школы.

4. Экспериментально исследовать и определить основные условия повышения уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников.

5. Внедрить полиметодическую технологию обучения театральному искусству в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза: Совершенствование развития художественно-творческих способностей младших школьников возможно путем целенаправленного,7 систематического формирований интереса к театру и театрально-творческой деятельности; развития творческого воображения; овладения продуктивным и целесообразным действием и средствами образной выразительности. В качестве условия эффективности предполагаются

целенаправленные и систематические театральные занятия в классе, организованные на основе взаимодействия вуза культуры и школы.

Методологическая основа исследования. Тема диссертационного исследования носит ярко выраженный интеграционный характер и требует для своего исследования привлечения научного материал®, из различных областей знания: педагогики, психологии, искусствоведения, режиссуры и мастерства актера, театральной педагогики, культурно-досуговой деятельности. Диссертант исходил из известного в педагогике и психологии принципа единства сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна. В исследовании автор опирался на концепцию о взаимосвязи обучения, воспитания и развития Л.С.Выготского и концепцию Ю.П. Азарова о целостном процессе общего и профессионального развития личности. Диссертант в своей диссертации использовал работы американского психолога, представителя гуманистического направления А.Маслоу и элементы • системы К.С.Станиславского.

Научная новизна состоит в том, что ; в диссертационном исследовании в качестве средства развития художественно-творческих способностей школьников впервые были применены экспериментальные учебники развивающего типа по предмету "Театр", автором которых является диссертант.

Диссертантом, одним из первых, рассматривается развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения театральному искусству в классе, организованному на основе взаимодействия вуза культуры и общеобразовательной школы с применением функционально-деятельностного подхода, который выражается в полиметодической технологии обучения "Театру". Этот педагогический процесс представляет собой цепь логически связанных и психологически обоснованных действий, направ ленных на формирование интереса к театру и художественно-творческой деятельности, развитие творческого воображения, овладение сценическим перевоплощением. Осуществлен анализ и опытно-экспериментальное исследование совместной деятельности педагогических коллективов двух институтов воспитания "Вуз - Школа" и совместно разработана и практически апробирована инновационная модель сквозной театральной специализации общеобразовательной школы.

В исследовании был использован комплекс методов:

- теоретический анализ искусствоведческой, педагогической, пси-логической и методической литературы, имеющихся разработок в культурно-просветительной и культурно-досуговой сферах;

- анализ документов, в качестве которых использованы существующие учебные программы театральных занятий для общеобразовательных школ;

- педагогический эксперимент, заключающийся в систематическом и целенаправленном проведении цикла разработанных театральных занятий с целым школьным классом;

- анализ продуктов творческой деятельности: специальных творческих заданий, выполненных в ходе исследования в контрольной и экспериментальной группах;

- опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей школьников начальной школы средствами театрального искусства велась в соответствии с инновационной моделью театральной специализации общеобразовательной школы, разработанной автором диссертации и педагогами университета культуры и осуществленной исследователем в процессе работы учителем и консультантом.

В ходе эксперимента использовались диагностические методы: анкетированный опрос школьников, директоров школ, преподавате лей начальных школ, беседа.

Исследование проводилось на базе школы № 608 г. Зеленограда и школы Ш 16 г. Химки в период с 1991-1997 гг. Первый этап педагогического эксперимента носил поисковый характер, на протяжении которого происходило осмысление проблемы и изучение научно-методической литературы по исследуемой проблематике, знакомство с имеющимися программами по предмету "Театр" и практическими разработками по художественному воспитанию в общеобразовательной школе, определялась цель, задачи исследования, формировалась гипотеза, разрабатывалось теоретическое обоснование.

На втором этапе педагогического эксперимента проводилась констатирующая часть исследования уровня интереса к театральному искусству младших школьников, уровня развития творческого воображения и способности к сценическому перевоплощению и уровни, развития художественно-творческих способностей как обобщенная характеристика. Собранный материал по проблеме исследования был обработан и систематизирован.

На третьем этапе был проведен формирующий эксперимент, на протяжении которого систематически велись театральные занятия, полученные данные проанализированы. На заключительном, четвертом этапе были проведены контрольные замеры по определению уровня развития интереса к театральному искусству, уровня развития творческого воображения, способности к сценическому перевоплощению и выявлен уровень развития художественно-творческих способностей как обобщенная характеристика, осуществлен сравнительный анализ и оформлены результаты исследования, полученные в контрольных экспериментальных классах, сформулированы его основные выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

- систематические и целенаправленные занятия с целым клас сом на основе совместной продуктивной деятельности учителя и учащегося обеспечивают оптимальное развитие художественно-творческих способностей младших «школьников;

- взаимодействие вуза культуры и школы в реализации инновационной модели сквозной театральной специализации является основным условием совершенствования развития художественно-творческих способностей младших школьников;

- активизация процесса развития художественно-творческих способностей младших школьников обуславливает необходимость применение полиметодической технологии преподавания театральных занятий, сочетающих в себе как педагогические методы: беседу, рассказ, дискуссию и т.д., так и творческие задания, игры, этюды, сочинительство, импровизации и т.д.

- специально организованное и целенаправленное педагогическое руководство на основе созданных автором диссертации экспериментальных учебников "Театр", обеспечивает включение в творческий процесс целого классаи продуктивную созидательную деятельность каждого школьника.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении и развитии научных представлений о возможностях формирования художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства, в конкретизации понятий: "художественно-творческие способности", "развитие". Разработан и обоснован функционально-деятельностный подход в обучении театральному искусству, который получил полную реализацию в полиметодической технологии обучения театральному искусству. Научные выводы, сделанные на основе анализа экспериментального исследования о взаимодействии вузов культуры и школ, представляют большой интерес для теоретиков и практиков в сфере образования и служат основой для дальнейшего исследования проблемы

взаимодействия вуза культуры и общеобразовательной школы. Кроме того, педагогический эксперимент подтвердил действенность и состоятельность используемой полиметодической технологии Преподавания театрального искусства на уроках в начальной школе, способной существенно повысить уровень развития художественно-творческих способностей младших школьников, что открывает возможность для теоретического обоснования использования ее в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. Научное обоснование применения на практике функционально-деятельностно-го подхода в организации театральных занятий существенно расширило возможности театрального искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Исследование данной проблемы имеет и практическое значение, которое заключается в выводах и основных положениях работы, нацеленных на решение проблемы развития художественно-творческих способностей младших школьников на театральных занятиях и предназначенных для внедрения в школьную практику педагогами художественного цикла или режиссерами-педагогами, подготовленными на режиссерском отделении вуза культуры. По итогам исследования диссертантом разработана, апробирована и опубликована программа и методическое пособие преподавания предмета "Театр" в начальной школе. В ряде школ Москвы, Московской области, городах России, Украины и Казахстана используются экспериментальные учебники развивающего типа "Театр", автором которых является исследователь. "Театр I" - первый год обучения; учебник "Театр II" - второй год обучения; "Театр III" - третий год обучения, которые являются итогом педагогического исследования, но работа по апробированию учебников еще продолжается, хотя уже сейчас внедрение в практику показало их продуктивность.

Апробация материалов исследования осуществлялось в процес

се опытно-экспериментальной работы на студенческой научно-практической конференции "Проблемы организации досуга в современных условиях" (Москва, 1993), Первой Всероссийской конференции по модели общего образования "Экология и диалектика" (Москва, 1995), на международной конференции "Проблемы отечественной культуры и судьба молодого поколения" (Москва, 1997). Внедрение результатов исследования осуществлялось при чтении лекций по предмету "Театр и элементы театрализации на уроках в начальной школе" на курсах повышения квалификации для педагогов начальной школы в рамках ассоциации "Экология и диалектика"-ассоциированного члена Российской академии образования по Отделению общего и среднего образования (Москва, 1994, март), (Москва, 1994, ноябрь), (Москва, 1995, январь), (Москва, 1995, март), (Москва, 1995, июнь), (Казахстан, Акмола, 1995, ноябрь), (Украина, Николаев, 1996, март), (Москва, 1996, июнь), (Москва, 1997, январь). Результаты диссертационного исследования внедрены также в учебный процесс Московского государственного университета культуры - материалы и выводы исследования использовались при разработке лекционного курса "Педагогика", а также спецкурса "Педагогика как актерское мастерство и практическая режиссура". Также основные положения диссертационного исследования опубликованы в печати: журнал "Школа радости" (1994, N1), "Народное образование" (1995, N3) и в ряде учебников по предмету "Театр", /54, 55, 56/

Результаты исследования по данной проблеме внедрены в практическую деятельность муниципальной многопрофильной гимназии N16 г.Химки, школы 13 г. Смоленска, школы Ш 17 г. Химки, что подтверждено актами о внедрении.

Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы могут быть использованы вузами культуры в процессе преподавания

- 14 курсов или спецфакультатива "Театральный режиссер в школе", "Уроки театра в школе", "Педагогика как актерское мастерство и практическая режиссура".

Содержание диссертации может быть использовано для чтения лекций на курсах повьшения квалификации педагогов, работников культурно-досуговых учреждений.

Диссертантом на театральных занятиях со школьниками младшего школьного возраста были использованы модифицированные творческие задания А.А.Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Г.Н.Куди-ной, М.И.Чистяковой.

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Историко-педагогический аспект использования средств театрального искусства в общеобразовательной школе

Анализируя историю использования театрального искусства в учебно-воспитательном процессе школы можно отметить, что на всех этапах развития общеобразовательной школы педагогическая практика настойчиво и целеустремленно искала пути, формы и методы более эффективного использования средств театрального искусства в целях общего художественного развития, проявления творческого потенциала и самовыражения личности ребенка.

Обращаясь к поиску передовой практикой наиболее эффективных средств развития художественно-творческих способностей, признается огромное этическое и эстетическое значение художественного творчества, и необходимость широкого внедрения искусства в педагогический процесс[представляется сегодня весьма актуальным. Особое место отводится театральному искусству. Это объясняется синтетической природой этого вида искусства, природой, которая объединяет творчество драматурга, музыканта, режиссера, актера, художника, воздействует и на зрителя, и на актера при помощи многообразных средств, таких как: технический свет, звук, костюм, грим, реквизит, бутафория; средств образной выразительности: пластики, мимики, жеста, интонации. Известно, что искусство вообще, и театральное искусство в частности, является специфической формой отражения действительности в худо жественных образах, одним из важнейших способов эстетического освоения мира. Специфика способов воспроизведения действительности и художественных задач, а также материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства.

В литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в театре - через воплощение живыми людьми -актерами, действий героев, которые должны быть продуктивными и целесообразными.

В диссертационном исследовании, под понятием "театральное искусство" имеется в виду вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актером для зрителя.

В истории театральной работы с детьми еще в самом начале XIX века поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании. Известен полемический спор, возникший вокруг статьи Н.И.Пирогова "Быть и казаться", где автор выступает против использования театра в воспитательных целях и подчеркивает вред публичности спектаклей, но считает, что без участия зрительного зала "можно... и даже должно позволять детям от 12 до 14 лет выучивать избранные роли из различных пьес. . . с целью упражнения в языке и способе выражать отчетливо мысли" (136, С. 96-103).

Этот вопрос подробно уже рассматривался в ряде современных научных публикаций И. Л.Люблинским (Ш), Ю.И.Рубиной (163), в диссертационном исследовании Б.Н.Нащекина (121), поэтому мы не считаем необходимым на нем подробно останавливаться, только заметим, что статья Пирогова имела большой общественный резонанс, был дан мощный толчок развитию педагогической мысли в этом направлении. Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодичес кой печати вплоть до начала XX века. В полемике участвовали видные педагогики В.П.Острогорский, Н.Ф.Букатов, К.Д.Ушинский, Н.Н.Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством углубления знаний учащихся и повышения их культурного уровня, настаивая на том, что театр должен занять свое место в учебном процессе и быть равноправным компонентом в числе других видов и жанров искусства, (201, СИ, 86).

Эту точку зрения, наряду с педагогами, разделяли и деятели профессионального театра. А.Н.Островский особо отмечал большую пользу и положительное влияние спектаклей классического репертуара, которые ставились в учебных заведениях "... в таких представлениях сценическое искусство не цель, а средство и цель педагогическая: классические языки, классическая литература" (128, С.108).

Проблема художественного воспитания детей школьного возраста средствами театрального искусства продолжает оставаться одной из самых острых в педагогике Советской эпохи и получает свое дальнейшее развитие. В первые годы Советской власти Нар-компрос начинает разрабатывать программу широкого использования театрального искусства в образовании и воспитании детей, предполагалось "систематическое развитие органов чувств и творческих способностей" и организации "активной творческой деятельности детей во всех областях знания, труда и искусства...". Эти положения нашли свое отражение в "Основных принципах Единой Трудовой школы", (153,4.1, С.78).

В этот период видными отечественными педагогами были сформулированы принципы театральной работы с детьми, которые выделены и обобщены в диссертационном исследовании Т. Э. Потаповой (143): - принцип доступности драматического материала и сценического выражения, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей; - принцип последовательного и целесообразного накопления художественных впечатлений; - принцип единства анализа театральной постановки и изучения литературной первоосновы; - принцип опоры на игровую деятельность ребенка, что соответствует психическим особенностям ребенка; - принцип синтезирования различных видов искусства в ходе театральной работы; - принцип правдивого действенного исполнения; - доминирующее значение имеет художественно-драматическая деятельность школьников.

Принципы театральной работы с детьми, обозначенные в 20-х годах, на наш взгляд, не потеряли своей значимости на современном этапе, они достаточно актуальны на сегодняшний момент и могут быть использованы нынешними педагогами в своей практике.

Концепции развития художественно-творческих способностей младших школьников

Проблема творчества и развития художественно-творческих способностей детей одна из самых сложных и важных в педагогике и психологии и, на сегодняшний день, как никогда актуальна. Обращаясь к истории вопроса, "обнаруживаем, что до начала XX века творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как мистическую интуицию (Бергсон), как дар, которьм обладают только избранные, где особая роль отводилась инсайту (озарению). Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке. Кант считал творчество присущем только гениям. Рассматривая творческие способности их чаще всего связывали со способностью к творческому вдохновению и это считали единственной предпосылкой для творческой деятельности.

В наш век творчество рассматривается с точки зрения тех потенциальных возможностей, которые заложены в каждом здоровом человеке. В отечественной литературе уже накоплен значительный опыт в исследовании проблемы творчества и связанного с ним круга вопросов. В научно-исследовательской работе можно выделить четыре направления: 1) анализ творчества как внеисторической категории, обладающей универсальными характеристиками; 2) как формы трудовой деятельности; 3) рассмотрение творчества как формы создания нового безотносительно к материальной или духовной форме бытия объекта; 4) рассмотрения творчества как способа самореализации, как самоцели человека (191). В нашем диссертационном исследовании мы рассматриваем творчество как способ реализации художественно-творческих способностей, как процесс человеческой деятельности результатом которой является создание новых оригинальных материальных или духовных не только общественно, но и личностно значимых ценностей. Творческие способности определяются диссертантом как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, благодаря которьм открывается возможность осуществлять творческую деятельность.

Обращаясь к творческому наследий великого театрального режиссера К.С.Станиславского в его книге "Моя жизнь в искусстве" (177, С.308), находим, что творчество, по его мнению, это прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы, которая захватывает не только зрение и слух, но все пять чувств человека. Мобилизует и тело, и мысль, и волю, и чувства, и память, и воображение. Особенно ценно то, что К.С.Станиславский в своих трудах неоднократно утверждает мысль о неразрывности формирования специфических сценических способностей с развитием личности в целом, со стремлением к совершенствованию многих качеств и свойств личности . В нашем диссертационном исследовании подчеркивается значение формирования художественно-творческого развития личности, где специальные способности находятся в единстве с общими способностями. В отечественной психологии общие способности рассматривают как индивидуально-психологические особенности личности, отвечающие требованиям той или иной деятельности и являющиеся условием успешного их выполнения. С таким определением способностей согласно большинство психологов (А.Н.Леоньтев, В.А.Крутецкий, Н. С. Лей-тес, Л.А.Венгер). Общие способности (по Б.М.Теплову) функционируют во всех видах деятельности, среди них обычно выделяют формы отражения или умственные способности: восприятие, мышление, фантазия, память, проявляющуюся во всех видах человеческой деятельности. Выделяются также специальные способности, которые определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся возможностью успешного выполнения определенного вида деятельности. В работах по эстетическому воспитанию часто используют термин "художественные способности", обозначающий специальные способности, связанные с деятельностью в сфере искусства. Термин "художественно-творческие способности" (117), иногда используемый отечественными психологами, взят и диссертантом для определения совокупности индивидуально-психологических особенностей личности, благодаря которым возможно осуществлять театральное творчество. Ведь для того чтобы хорошо владеть языком и средствами конкретных видов искусства, а в нашем исследовании театральном искусстве, необходимы некоторые специальные способности. Роль этих качеств в творчестве может быть служебной, но в процессе создания образа они становятся настоящими художественно-творческими способностями, а сами по себе они представляют нейтральные свойства психики.

До настоящего времени были сделаны попытки определить структуру способностей только к определенным видам деятельности, благодаря применению специально разработанных методик, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: формирование способностей к рисованию (Е.И.Игнатьев, В.И.Киреенко), развитию технических способностей (Б.П.Никитин, П.М.Якобсон), педагогических способностей (Ф.Н.Гоноболин, И.В. Кузьмин), сценических способностей (Б.В.Зон, Н.В.Рождественская), математических способностей (В.А.Крутецкий), музыкальных способностей (Б.М.Теплов). Но и в этих видах деятельности удалось выделить далеко не все компоненты способностей и имеющиеся представления о специальных способностях на сегодняшний день далеко не бесспорны.

Основные этапы и направления исследования художественно-творческих способностей младших школьников

Прежде чем приступить к описанию общей характеристики проводимого нами экспериментального исследования, мы считаем необходимым заметить, что организованная совместно с педагогами МГУК работа над инновационной моделью театральной специализации школы имеет широкие границы от поступления детей в общеобразо-, , вательную школу до ее окончания и предполагает обширную и долговременную деятельность по ее дальнейшему развитию и завершению. Поэтому, учитывая объем диссертационной работы, мы вынуждены ограничиться исследованием развития художественно-творческих способностей младших школьников (I-III класс) - первого этапа инновационной модели. Так как автор данного диссертационного исследования занимался совместным театральньм творчеством именно с этой возрастной категорией.

Выбор младших школьников для проводимого исследования не случаен и объясняется рядом психологических особенностей данно го возраста. Известно, что каждый период имеет свое своеобразие ти неповторимость. Дети, которые приходят в школу не похожи друг на друга по уровню подготовки к учению, с разными интересами, отличающиеся по уровню развития умений, навыков, с разным уров нем воспитания. Но есть нечто объединяющее всех первоклассников. Это игровой тип деятельности, который был преобладающим в дошкольный период. Первоначально творческая деятельность носит игровой характер, она развивается из игры и создается в игре. К концу дошкольного возраста намечается переход от игровой деятельности (она является ведущим типом деятельности дошкольника по А.Н.Леонтьеву), к учебной деятельности, являющейся ведущим типом деятельности младшего школьника. Для развития художественно-творческих способностей младших школьников важно осуществить преемственность типов деятельности, придавая всей учебной деятельности в классе игровой характер, включая в художественное творчество на театральных занятиях целый школьный класс.

К сожалению, игрой охвачены лишь дошкольники, а между тем, многие педагоги и психологи отмечают важную роль в развитии художественно-творческих способностей использование в младшем школьном возрасте игры. Это может быть ролевая игра (Н.П.Аникеева), игры-драматизации (Н.С.Карпинская), игры с куклами - режиссерские игры (А.П.Усова, М.А.Разбаш), детская игровая импровизация (Н.Ш.Владимирова). С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что ребенок, играя ту или иную роль, не просто переносится в чужую личность, входя в роль он расширяется, обогащает свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом (164 С.592). В это время улучшается понимание характера переживания других людей, растет способность сопереживать, сочувствовать эмоциональным переживаниям других, можно говорить о развитии эмпатии через организацию эмоциональной сферы, через расширение эмоционального опыта ребенка. В игре развивается способность ставить себя на место другого и действовать в воображаемой ситуации, другими словами способность игрового перевоплощения, где необходимо согласовывать свои действия с действиями партнеров, уметь внешне выражать внутреннее состояние изображаемого образа, то есть через средства образной выразительности: интонацию, жест, мимику, слово передать характер, настроение. Ребенок в этом возрасте начинает обращать пристальное внимание на качество исполнения роли, у него возникают предпосылки для развития специальных способностей. Ведь для того,чтобы создать выразительный образ необходимо овладеть средствами образной выразительности для воплощения этого образа. Кроме того, всех младших школьников объединяет преобладание эмоционально-образного восприятия мира и получения информации, повышенная эмоциональность, стремление силой своего воображения одушевить окружающие неодушевленные предметы, вдохнуть в них жизнь. Такая повышенная чувствительность является благоприятным условием для развития творческого воображения. Ведь она открывает перед школьником потенциальную возможность использовать материал и средства того или иного искусства: действие, звук, ритм, цвет и т.д.

Именно это объясняет интерес данного возраста ко всему красочному, необычному, всему, что вызывает у них эмоциональный отклик. Получение положительных эмоций у младших школьников можно рассматривать как фундаментальную потребность благодаря которой школьник охотно включается в заинтересовавшую его деятельность.

Известно, что эмоциональное возбуждение ведет к активности личности школьника, но необходимо помнить, что отрицательные эмоции вырабатывают отрицательное отношение к той деятельности, которой они были вызваны, а положительные наоборот усиливают желание заниматься ею. Отсюда следует, что педагог должен стремиться к возникновению и проявлению позитивных эмоций, так как это окажет благоприятные последствия на занятия.

Другой фундаментальной потребностью рассматриваемого нами возрастного периода является движение , что объясняется уровнем созревания нервной и мышечной системы, и психических процессов. Все рассмотренные нами возрастные черты младших школьников являются благоприятной предпосылкой для развития художественно-творческих способностей, которое необходимо осуществлять внутри конкретной деятельности. Только собственное художественное творчество позволит использовать преходящие особенности возраста для развития способностей к творчеству. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что театральное творчество отвечает фундаментальным потребностям младшего школьного возраста. Театральное творчество:

- обращено к эмоциям его воспринимающего, эмоционально окрашено, дает возможность участвующему в нем, проявить себя в зависимости от имеющихся задатков, примеряя на себе различные роли, воплощаясь в различные образы;

- театральное творчество открьюает возможность для каждого школьника развивать выразительность собственного тела, мимики, жестов, пластики, не сковывая его жесткой дисциплиной и стандартными требованиями.

Методика развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства

Основная цель нашего педагогического эксперимента заключалась в разработке и апробировании на практике методики развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства. При этом решались следующие конкретные задачи: осуществить сравнительную проверку эффективности всех форм проведения театральных занятий в начальной школе; выявить оптимальные условия развития художественно-творческих способностей средствами театра.

Без помощи со стороны соратников и единомышленников решить эти задачи не представлялось возможньм. Автор выражает глубокую признательность за оказанную помощь в работе доктору педагогических наук, профессору МГУК Слядневой Н. А., ведущим специалистам кафедры КДД и педагогическому коллективу гимназии N16.

На формирующем этапе в экспериментальной группе использованы комбинированные формы проведения театральных занятий, с применением в различных сочетаниях приемов и разнообразных методов обучения в начальной школе. Дети, особенно в I классе, не подготовлены к работе, им не достает знаний в области театрального искусства, умений и навыков владения собственным голосом, телом, мимикой, навыков совместной творческой деятельности, в решении творческих задач. Они еще не умеют проявлять самостоятельность и инициативу. Занятия первого года обучения направлены на формирование умения работать в коллективе через включение младших школьников в совместную творческую деятельность. Затем от коллективных форм работы постепенно осуществляется переход к занятиям по группам в 3-4 человека и как итог занятий театральным творчеством - самостоятельная индивидуально-творческая работа. Происходит постепенное усложнение формы организации работы с младшими школьниками от совместной деятельности через групповые театральные занятия к индивидуальному творчеству. А затем уже на более высоком уровне совместное творчество учителя и школьников при работе над выпускным спектаклем.

Каждое театральное занятие подается в формах, требующих от школьников активной самодеятельности. С целью более эффективного развития художественно-творческих способностей младших школьников была использована полиметодическая технология преподавания, заключающаяся в использовании многообразных методов, приемов и средств, которые обеспечивают стимулирование самостоятельности, инициативы и активности школьников. Данная технология сочетает в себе традиционно-педагогические методы обучения: беседу, рассказ, упражнения. На практике применялись различные способы вовлечения младших школьников в творческую деятельность (игры, розыгрыши, мини-викторины, блиц-турниры). Кроме традиционных педагогических методов в работе использовался богатый арсенал имеющихся в театральной педагогике форм, средств и приемов проведения занятий: театральные упражнения, творческие задания и игры, этюды, драматизации, инсценировки, сочинительство, кукольный театр: перчаточный, пальчиковый и марионеточный, импровизации. Театральные уроки включают в себя ряд релаксационных психотехнических упражнений Н.В.Самоукиной и используются оригинальные специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка - психогимнастику

М.И.Чистяковой. Применение на практике полиметодической технологии преподавания театральных уроков показало ее действенность, использование разнообразных методов позволяло поддерживать интерес к творческой деятельности на высоком уровне, активизировать не только раскрепощенных детей, но что самое ценное это позволило включить в театрально-творческую деятельность зажатых, малоактивных младших школьников. Полиметодическая технология преподавания имеет значительные преимущества перед, используемыми традиционно в практике театральной работы с детьми, монометодов. Кроме того, на театральных уроках был применен функционально-деятельностный подход в преподавании предмета "Театр", заключающийся во включении младших школьников в разнообразную деятельность существующих театральных цехов, выполняющих в театре различные функции по обеспечению спектакля: бутафорский, реквизиторский, гримерный, костюмерный, декорационный и т.д. Исходя из синтетической природы театрального искусства представляется возможным использовать на театральных занятиях материалы различных видов искусств, так или иначе участвующих в создании спектакля: литературы (сказки, стихотворения, басни, пословицы и поговорки, прибаутки, инсценировки и т.д.) и на этой основе самостоятельное сочинение стихов, сказок, литературных этюдов, которые необходимо не только придумать, но и обыграть и здесь школьник выступает в роли драматурга и актера одновременно. Применение материалов живописи (слайды, репродукции картин, видеофильмы о картинных галереях, репродукции эскизов декораций, эскизов костюмов) и самостоятельное творчество школьников - оформление инсценировок и спектаклей, изготовление макетов, эскизов декораций и костюмов, рисование образных ассо циаций на музыку, выражение настроения в красках, времени года через цвет и изготовление пальчиковых, перчаточных и марионеточных кукол т.д. В данном случае младший школьник примеряет на себе роль актера кукольного театра и художника-декоратора, художника-бутафора и реквизитора; музыки - этюды на музыкальные произведения, создание звуковой атмосферы различных мест действия: леса, болота, школы, вокзала, где школьник выступает в роли музыкального оформителя собственного этюда.

Таким образом, развитие художественно-творческих способностей школьников осуществлялось нами с применением целой системы методов, которые использовались во взаимодействии друг с другом. Такая полиметодческая технология преподавания способствует формированию развитию интереса младших школьников к театру, развивая их художественно-творческие способности. Благодаря использованию разнообразных методов обучения, интересных для школьников, их различных комбинаций расширяется сфера влияния театральных занятий на эмоционально-образную сферу каждого школьника, включая его в различные виды творческой деятельности, что также является значительным преимуществом перед монометодиками. Необходимо отметить, что работа в этом направлении еще продолжается и в диссертационном исследовании представлены предварительные данные.

Похожие диссертации на Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства