Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности Погодаев Сергей Михайлович

Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности
<
Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Погодаев Сергей Михайлович. Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Погодаев Сергей Михайлович; [Место защиты: Алт. гос. акад. культуры и искусств].- Барнаул, 2010.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1453

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современная социально-культурная ситуация требует поиска новых путей решения многих проблем, стоящих перед обществом, в том числе реализации преемственности в освоении мирового художественного процесса, в котором развитие творческих способностей личности занимает одно из ведущих мест. Проблема преемственности заставляет шире использовать универсальные понятия и категории, присущие всем видам и формам социально-культурной деятельности (СКД), включая и педагогическое воздействие на личность средствами художествешю-изобразительной деятельности с целью развития ее творческих способностей.

Особенностью процесса развития творческих способностей учащихся является его непрерывность и последовательность, поэтому в систему должны быть включены все социально-культурные институты, в которых происходит становление творческой личности и реализуются методики художественно-изобразительной деятельности. В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» отмечается, что система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное развитие. В связи с этим сегодня необходим непрерывный процесс художественно-творческого развития личности, создание которого требует реализации принципа преемственности. Это вызывает необходимость глубокого анализа возможностей и потенциала СКД, современной художественной практики, воспитательных возможностей различных учреждений досуга, в которых осуществляется развитие творческих способностей личности учащихся.

Для полноценного развития творческих способностей личности необходима взаимосвязь направленности социально-культурной работы с участниками культурно-досуговой деятельности дошкольных учреждений, школ, колледжей и вузов, что возможно на основе соблюдения преемственности при переходе от одной ступени к другой. Учитывая что, досуговая деятельность обладает обширным, действенным педагогическим потенциалом и обеспечивает культурно-формирующие условия для развития творческих способностей детей, подростков и молодежи в целостной системе, исследование преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности является актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема преемственности развития художественно-творческих способностей носит комплексный характер, поэтому в работе обобщаются и учитываются концепции различных наук.

В философии преемственность раскрывается как «связь», «движение», «развитие» (Э.А. Баллер, B.C. Батурин, Г. Гегель), в психологии как принцип в развитии личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, B.C. Леднев). В педагогике выявлены теоретические основы преемственности (А.В. Батар-шев, Ш.И. Ганелин, СМ. Годник, Ю.А. Кустов, А.А. Кыверляг, МИ. Махму-тов, А.Н. Орлов), дидактические (Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Ю.А. Кустов, А.Г. Мороз, Д.Б. Эльконин), которые предполагают достижение нового качества с опорой на старое без утраты его позитивных тенденций. Ряд исследований

посвящен проблемам преемственности между разными этапами развития личности (Л.А. Горшунова, О.Г. Коломок, В.Я. Лыкова, В.И. Петрова, В.Н. Ревто-вич, А.П. Сманцер, Л.П. Стрелкова, О.В. Ткаченко, Н.В. Ященко).

Значительный вклад в разработку проблемы художественно-творческих способностей внесли исследователи механизмов творческого процесса и условий развития способностей (В.М. Бехтерев, Ф. Бинэ, Д.Б. Богоявленская, В.Н.Дружинин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов). В психолого-педагогических исследованиях, рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека (Л.В. Вагнер, В.Л. Дранков, А.Ю. Козырев, А.А. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, B.C. Шубинский).

Следует выделить исследования по развитию и диагностике творческих способностей М. Волаха, Н.Ф. Вишняковой, Дж. Гилфорда, В.Н Дружинина, Р. Стернберга, Э.П. Торренса, Н.В. Хазратовой, О.В. Чернышева, Е.Л. Яковлевой. Принципиальное значение для развития художественно-творческих способностей имеют труды по проблеме возникновения стереотипов и их преодоления в творческой деятельности (А.В. Бабаева, P.M. Грановская, Н.В. Дружинин, Я.А. Пономарев, О.Ю. Михалева).

Существенное значение для проблемы преемственности развития художественно-творческих способностей личности в условиях досуга имеют исследования социально-культурной деятельности по выявлению ее общих закономерностей, принципов, методов и средств (Г.А. Аванесова, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, О.В. Первушина, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко); общекультурного развития личности и культуры общечеловеческих ценностей (Ю.П. Азаров, М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, В.И. Матис, А.А. Пугачев, А.В. Соколов); проектирование и реализация технологий СКД (СБ. Брижатова, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, И.В. Чувинова, Л.В. Фат-хуллина); возможности развития творческих способностей средствами СКД (Т.Н. Бакланова, В.П. Исаенко, АГ.Михайлик,Ю.А.Стрельцов, ТЛ.Якубовская).

Историко-педагогические аспекты художественно-просветительной деятельности как фактора социально-культурной интеграции личности и общества представлены в работах Н.Н. Калашникова, Н. В. Серегина, Д. В. Шамсутдино-вой; особенности организации досуга молодежи, активизация инновационных процессов социально-культурной деятельности (Н.М. Андрейчук, Ж.С. Валее-ва, Т.Н. Головко, Г.В. Оленина, Т.А. Райкина, Л.В. Секретова, Т.Т. Фисюк).

Ряд исследователей обосновывает новую парадигму взаимодействия учреждений культуры и внешкольного свободного времени, взаимопроникновение искусств, интеграцию различных видов художественной деятельности (С.А. Андреева, Т.И. Бакланова, Т.Б. Донцова, Е.А. Ермолинская, Е.А. Захарова, Е.П. Кабкова, Т.Г. Пеня, Т.И. Рейзенкинд, Л.Г. Савенкова, Т.В. Строганова, Н.М. Сокольникова, Т.И. Сухова, Ю.А. Тамм, Т.Я. Шпикалова, Г.П. Шевченко); раскрывают влияние художественно-изобразительной деятельности на развитие творческих способностей учащихся (Ю.П. Азаров, Л.В. Горева, B.C. Кузин, Т.Г. Казакова, А.А. Мелик-Пашаев, О.Ю. Михалева, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, О.М. Трифонова, А.А. Унковский, Т.Я. Шпикалова).

Таким образом, в педагогике СКД и смежных с ней науках накоплен достаточный опыт развития творческих способностей личности, но в основном по отдельным направлениям и в различных учреждениях СКД. Следует отметить, что недостаточно учитывается специфика современной культурной ситуации, опасность разрыва художественных традиций, размывание основ отечественной культуры и в целом отсутствие целостной системы развития творческих способностей учащихся. Задача раскрытия сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности в условиях досуга еще не стала предметом научного исследования. Отсюда возникает противоречие между потребностью в реализации преемственности развития творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности в условиях досуга и недостаточной разработанностью этой задачи в педагогической теории и практике социально-культурной деятельности.

Выделенное противоречие определяет проблему исследования, заключающуюся в определении условий и факторов, обеспечивающих преемственность в развитии художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности.

Цель исследования - разработать модель и внедрить программу преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности.

Объект исследования - система творческого развития личности на основе культурных ценностей в условиях досуга.

Предмет исследования — преемственность развития творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности в условиях досуга.

Основная идея исследования заключается в реализации преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся в учреждениях СКД через их взаимодействие и социальное партнерство, а также интеграции видов и жанров художественно-изобразительной деятельности, полифункционального взаимодействия изобразительного искусства с другими видами искусств и деятельности.

Гипотеза исследования основана на том, что эффективность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности на основе преемственности повысится, если:

определены сущность и содержание преемственности в развитии творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности;

обоснованы социально-педагогические условия обеспечения преемственности развития творческих способностей учащихся в условиях досуга;

сконструирована модель преемственности развития творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности;

разработана и реализована программа преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности в учреждениях СКД.

В соответствии с целевой установкой поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность и содержание преемственности развития творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности.

  2. Обосновать социально-педагогические условия развития творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности в условиях досуга.

  1. Сконструировать модель преемственности развития творческих способностей средствами социально-культурной деятельности.

  2. Опьгшо-эксперимешальным путем проверить эффективность модели преемственности развития творческих способностей учащихся в системе учреждений СКД.

  3. Разработать программу преемственности развития творческих способностей учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности в условиях досуга.

Методологическую основу исследования составляют:

на философском уровне: положения о духовном и творческом развитии личности, целостности и взаимообусловленности явлений окружающего мира, взгляды на сущность и роль творчества в жизни человека в трудах отечественных философов и культурологов (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Л.Н. Столович, П.А. Флоренский, М.Ю. Шишин);

на общенаучном уровне: культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); системный и синергетический подходы (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, НЛО. Климентович, В.Н. Садовский); личност-но-ориентированный и компетентностный подходы (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, И.А. Зимная, В.Д. Шадриков);

на конкретно-научном уровне: положения о конструировании и реализации технологий социально-культурной деятельности (СБ. Брижатова, Е.И. Григорьева, Л.С. Жаркова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Н.В. Серегин, В.В. Туев, И.Н. Ярошенко); о художественно-изобразительной деятельности и ее влиянии на развитие творческих способностей учащихся (Л.В. Горева, В.С.Кузин, Т.Г. Казакова, О.Ю. Михалева, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, О.М. Трифонова, Т.Я. Шпикало-ва); теоретические положения психопедагогики творчества, прикладные идеи в области развития и диагностики художественно-творческих способностей (М. Волах, Н.Ф. Вишнякова, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, АЛО. Козырева, А.И. Красило, А.Я. Пономарев, Э.ГГ. Торренс, О.В. Чернышев).

Методы исследования:

теоретические: анализ философских, культурологических, психологических и педагогических научных источников, системный анализ социокультурных ситуаций в художественно-творческой деятельности, систематизация, классификация и моделирование;

эмпирические: наблюдение, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, анкетирование, обобщение опыта практической работы, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Алтайская государственная академия культуры и искусств (АлтГАКИ), ФДО — факультет

дополнительного образования АлтГАКИ, профессиональное училище № 42, Барнаульский государственный педагогический колледж № 1, «Центр эстетического воспитания» и «Творческая дача для художников» Карамышевской детской школы искусств; ДХШ и ДШИ, общеобразовательные школы № 83, 102, 103, 126, гимназия № 69 г. Барнаула.

Этапы исследования.

Первый этап (2004-2006 гг.) - поисковый: производился теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, уточнены основные понятия, сконструирована модель преемственности развития художествешо-творческих способностей учащихся в условиях досуга.

Второй этап (2006-2008 гг.) - опытно-экспериментальный: проводилась апробация сконструированной модели; посредством формирующего эксперимента проводилась апробация предлагаемых инноваций; была разработана программа преемственности развития художественно-творческих способіюстей учащихся.

Третий этап (2009-2010 гг.) - обобщающий: велась обработка и систематизация экспериментальных данных, внедрялась разработанная программа, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации, завершено литературное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены социально-педагогические условия реализации преемственно
сти развития художественно-творческих способностей учащихся: проектирова
ние художественно-творческой деятельности на единой художественно-
эстетической основе в учреждениях СКД; координация учебно-воспитательных
и творчески-развивающих задач художественно-творческих объединений; ин
теграция видов и жанров художественно-изобразительной деятельности при
проведении занятий; реализации принципов: свобода выбора, добровольность,
самодеятельная активность, вариативность, нерегламентированность, демокра
тический стиль отношений субъектов педагогического процесса; взаимодейст
вие семейной и внешкольной среды, а также индивидуального выбора культур
ной среды развития творческих способностей; органичное сочетание художест
венно-творческой деятельности с процессом социальной адаптации и инкуль-
турации учащихся;

- сконструирована модель, позволяющая осуществлять преемственность
развития художественно-творческих способностей учащихся средствами соци
ально-культурной деятельности, элементами в которой выделены: творческие
ситуации, виды художественно-изобразительной деятельности, потенциал и
возможности социально-культурной деятельности; основные компоненты: це
левой, содержательный, технологический и диагностический;

- разработана комплексная программа развития художественно-творческих
способностей учащихся, основанная на принципе преемственности в процессе
занятий художественно-изобразительной деятельностью в условиях досуга, ко
торая включает цель, задачи, методы, формы, средства, диагностику и резуль
тат. В ней реализуются как традиционные подходы, так и инновационные (ин-
тегративный, полифункциональный, интерактивный) в соответствии с этапами

(становление, рост, формирование, развитие) развития художественно-творческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

уточнены возможности художественно-творческой деятельности по развитию творческих способностей в условиях свободного времени как системы совместной деятельности культурно - досуговых учреждений, через обоснование последовательности и неразрывного единства этой деятельности в творческом развитии учащихся на основе преемственности в соответствии с основными этапами эстетического, художественного и творческого развития личности в кружках, студиях, творческих мастерских, дизайн-бюро, творческих дачах, творческих объединениях;

расширено представление о преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности как целенаправленного, последовательного и непрерывного процесса и как системы, подсистемами которой определены учреждения СКД, компонентами - формы проведения занятий, элементами выделены виды художественно-изобразительной деятельности: изобразительное искусство (рисунок, живопись, композиция, графика, скульптура), народное художественное творчество (народная роспись, народная игрушка, резьба, береста, соломка, народный костюм), декоративно - прикладное искусство (керамика, художественный текстиль, художественная роспись, декоративная живопись и графика, витраж), дизайн (графический, архитектурный, ландшафтный);

выделены критерии развития художественно-творческих способностей учащихся (творческое воображение, творческое мышление, креативность), показатели (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и определены уровни сформированности художественно-творческих способностей учащихся (высокий, средний, низкий).

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы исследования доведены до конкретных методических рекомендаций, положенных в основу создания комплексной программы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях досуга. Результаты работы могут быть использованы в практике различных учреждений социально-культурной деятельности. Практические разработки нашли отражение в авторских программах курсов «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Технический рисунок и черчение», «Рисунок в ДПТ», «Живопись в ДПТ», «Композиция в ДПТ», «Скульптура и пластическая анатомия». Учебно-методические пособия «Дизайн»; «Основы изобразительной грамоты», «Рисунок» (гриф УМО).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, адекватной его задачам и логике, репрезентативностью выборок и статистической значимостью опытных данных, а также сопоставлением полученных результатов с прогнозом и педагогическим опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся представляет собой неразрывную связь единой целостной системы

деятельности кружков, студий, творческих мастерских, дизайн-бюро, творческих дач, творческих объединений. В этой системе обеспечивается согласованность каждого компонента художественно-изобразительной деятельности (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), способствующих непрерывному поступательному развитию, через реализацию принципа ориентирующего на учет предшествующего, настоящего и будущего уровней развития художественно-творческих способностей учащихся.

  1. Социально-педагогические условия реализации преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся включают: проектирование художественно-творческой деятельности в учреждениях СКД на единой художественно-эстетической основе; координацию учебно-воспитательных и творчески-развивающих задач художественно-творческих объединений; интеграцию видов и жанров художественно-изобразительной деятельности при проведении занятий; реализации принципов: свобода выбора, добровольность, самодеятельная активность, вариативность, нерегламентированность, демократический стиль отношений; взаимодействие семейной и внешкольной среды, а также индивидуального выбора культурной среды развития творческих способностей; органичное сочетание художественно-творческой деятельности с процессом социальной адаптации и инкультурации учащихся.

  1. Модель преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся в учреждениях СКД включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. В ней реализуются возможности свободного времени, дополняя и расширяя воспитательно-развивающую деятельность в соответствии со своей спецификой. Модель формирует сопутствующую каждому учреждению СКД стабильную, благотворно влияющую на развитие художественно-творческих способностей культурную среду художественно-творческого объединения.

  2. Комплексная программа развития художественно-творческих способностей учащихся, основанная на принципе преемственности в процессе занятий художественно-изобразительной деятельностью в условиях досуга, включает: цель, задачи, методы, формы, средства, диагностику и результат. В ней реализуются как традиционные подходы, так и инновационные, художественно-творческие способности формируются целенаправленно, последовательно в соответствии с этапами «становление», «рост», «формирование», «развитие».

Апробация її внедрение результатов исследования Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (Барнаул, 2005-2009), всероссийских (Томск, 2007), региональных (Барнаул, 2007), межвузовских (Барнаул, 2004—2010) научно-практических конференциях. Внедрение осуществлялось при проведении занятий по развитию художественно-творческих способностей в досуговую деятельность со студентами АлтГАКИ, БГПК №1, учащимися ПУ №42, ФДО АлтГАКИ, школ № 83, 102, 103,126, гимназии № 69 г. Барнаула, участниками творческой дачи ДХШ, ДШИ Алтайского края. О результатах внедрения свидетельствует регулярное участие участников досуговой деятельности на краевых, региональных, общероссийских, международных и зарубежных выставках, форумах, фестивалях детского, молодежного творчест-

ва и профессионального искусства (Москва, 2004-2007; Санкт-Петербург, 2008, 2010; Барнаул, 2006-2010; Томск, 2007; Новосибирск, 2008, 2009; VII и VIII Дельфийские игры России - Самара, 2008, 2009; Монголия, 2008; Китай, 2009; Общероссийский конкурс «Молодые дарования России 2009» - Москва, 2009), учащимся присуждались дипломы лауреатов, гран-при, именные стипендии; ряд участников занесены в общероссийскую ежегодную энциклопедию «Одаренные дети - будущее России» и почетную книгу Алтайского края.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений. Список литературы включает 215 источников. Общий объем работы составляет 179 страниц. Основные положения исследования иллюстрируются 14 таблицами, 8 рисунками и 10 приложениями.

Похожие диссертации на Преемственность развития художественно-творческих способностей учащихся средствами социально-культурной деятельности