Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Нагорнова Лариса Анатольевна

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
<
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нагорнова Лариса Анатольевна. КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Нагорнова Лариса Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО "Тамбовский государственный университет"].- Тамбов, 2010.- 200 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

1 Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе использования культуротворческих технологий как научно- педагогическая проблема 3

1.1. Сущность и специфика развития музьпсальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования на основе культуротворческих технологий

1.2. Модель развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования на основе культуротворческих технологий 77

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования 95

2.1 Организационно-педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования 95

2.2 Результаты реализации организационно-педагогических условий по развитию музьпсальных способностей детей дошкольного возраста 113

Заключение 145

Список использованных источников 151

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

В России музыкальное воспитание детей развивается и непрерывно совершенствуется с конца XIX века. Именно на рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы раннего эстетического развития детей средствами музыкального искусства.

В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н. Карасев, А.П. Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д. Ушинский, Иоганн Бернард Ложье, Фридрих Вик, Лиина Раман, Маргит Варро и многие другие ученые разрабатывали концепции развития у детей музыкальных способностей. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые теоретики и методисты прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.

Уже в первой половине XIX века педагогами и чиновниками сферы частного образования разрабатывались рекомендации и программы обязательного обучения детей музыке с 6 лет. В течение всего XX столетия дошкольное музыкальное воспитание находило свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных, учреждений музыкально-эстетического профиля, в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование на данном этапе отвечает изменившимся принципам государственной политики в области образования (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности). Дополнительное образование рассматривается как «особый тип образования», который представляет собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательных сферах, опирающихся на психолого-педагогический потенциал свободного времени.

Развитие отечественного дополнительного образования на рубеже веков характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены рядом социальных, педагогических и практических факторов. В их числе: современные изменения Российского дополнительного образования, связанные с появлением новых авторских методик, школ, специальностей и ориентированные, согласно Национальной доктрине образования РФ, на развитие разносторонне развитой и мобильной личности ребенка; требованием повышения качества подготовки воспитанников в рамках системы дополнительного образования, направленного на профессиональную ориентацию.

Использование возможностей социально-культурной деятельности, и в частности технологий культуротворческой деятельности, является, на наш взгляд, одним из решений проблемы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:

- потребностями в осмыслении значимости развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данной проблемы в научных исследованиях;

- потенциальными возможностями методов обучения в развитии музыкальных способностей и недостаточной разработанностью соответствующих технологий и методик, учитывающих современные подходы в музыкальном образовании.

Рассмотрение вышеуказанных противоречий позволяет нам сформулировать проблему исследования: каковы возможности культуротворческих технологий развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Труды выдающихся ученых-теоретиков и практиков, посвятивших свою деятельность совершенствованию эстетического воспитания подрастающего поколения, модернизирующих и совершенствующих музыкальное воспитание и образование, таких, как В.М. Асафьев, Н.Я. Брюсова, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.Д. Кастальский, Г.Г. Скрябина, В.А. Сухомлинский, С. Теофилович, А.Н. Тубельский, В.Н. Шацкая, И.И. Хорунжев, Б.П. Юсов, Б.Л. Яворский.

Основные подходы, направленные на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста раскрываются в работах Б.В.Асафьева, Б.М. Теплова, Н.А Ветлугиной, А.Д.Артоболевской, Л.А.Баренбойма, Е.М. Тимакина, К. Орфа, Н.А.Соколовой, А.А.Николаева, А.Н. Зиминой, Ш. Сузуки. Существует много рекомендаций для решения этой задачи, зачастую противоречивых.

Некоторые педагоги высказывают мнение, что музыкальные способности не поддаются развитию, другие же отмечают невысокий уровень положительных результатов в развитии музыкальных способностей. Однако в практике, для решения данной проблемы, зачастую требуются дополнительные, нетрадиционные средства для решения определенных задач.

Идеи синтеза музыки, слова и движения в системе К.Орфа, М.Г. Харлапа, Ш.Сузуки, Л.А.Баренбойма, Е.М.Тимакина, Р. Штайнера, А.Д.Артоболевской, А.А.Николаева, Н.А.Соколовой, И.Э. Сафаровой привлекли наше внимание своей очевидной творческой направленностью и определили основу методологической части диссертации.

В образовательной практике можно найти оригинальные авторские программы по развитию музыкальных способностей (А.Д.Артоболевская, Л.А Баренбойм, А.А.Николаев, К.Орф, И.Э. Сафарова, Н.Н. Смирнова, Н.А.Соколова, Е.М.Тимакин и др.).

В определении позиции автора в вопросах личностных и технологических факторов в процессе педагогического воздействия существенную роль сыграли труды Ю.П. Азарова, В.И.Андреева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.И.Черниченко

Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова Е.В.Литовкина, Ю.Д.Стрельцова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема развития музыкальных способностей у детей остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с использованием культуротворческих технологий в учреждениях дополнительного образования не являлась предметом особого исследования, что и определило тему выбранного диссертационного исследования.

Объект исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: культуротворческие технологии как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Цель исследования – научное обоснование культуротворческих технологий как средства в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Задачи исследования:

– систематизировать теоретико-методологические аспекты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

– дать научное обоснование специфики использования культуротворческих технологий в процессе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования;

– разработать и экспериментально апробировать педагогическую модель развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования средствами культуротворческих технологий;

– выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования;

– разработать критерии сформированности музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования;

– разработать и экспериментально апробировать педагогическую программу в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования будет проходить успешно при реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:

– учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников;

– комплексного целевого воздействия на личность при активной ее включенности в социально-воспитательную деятельность учреждения дополнительного образования;

– сотрудничества педагога-организатора как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, и детей дошкольного возраста;

– осуществления воздействия на развитие музыкальных способностей дошкольников через следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах;

– построения педагогической работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста с применением культуротворческих технологий в учреждениях дополнительного образования;

– разработки и реализации педагогической программы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности;

– последовательности, постепенности и систематичности усилий педагогов организаторов, направленных на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские идеи гуманистической педагогики (Ш.А.Амонашвили, Р.Беренс, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский, И.С. Якиманская), личностно-деятельностного подхода (В.А. Беликов, Д.А.Белухин, Л.С.Выготский, М.Е Дуранов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), основы возрастной педагогики и психологии (А.М.Арсенев, Ю.К Бабанский, Н.И.Болдырев, А.С.Белкин, Л.С. Выготский, Н.К.Гончаров, А.Ю.Коджаспиров, Г.М.Коджаспирова, Ф.Ф.Королев, А.Корто, Л.Маккиннон, К.Мартинсен, Р.С. Немов, Л.Ф.Обухова, И.П.Подласый, Г.Ребсон, Т.А.Стефановская, С.Е.Фейнберг, Г.Уиппл), теория организации музыкальной деятельности дошкольников (А.И. Буренина, Н.А. Ветлугина, Т.В. Морозова, В.И. Пертушин, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Н.А. Терентьева, Е.М. Торшилова, Т.А. Тютюнникова), теория развития музыкальных способностей (К. Орф, А.Д.Артоболевская, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Богоявляенская, А.Б. Гольденвейзер, А.В. Запорожец, Г.Г. Нейгауз, Д.Б. Кабалевский, Г. Коган, Л.А Мазель, В.В. Медушевский, М. Монтессори, Л.А. Николаев, Г.П. Прокофьев, В.Г. Ражников, К. Роджерс, Н.А. Соколова, И.В. Способин, Б.М. Теплов, В.И. Холопова, В.А. Цуккерман, Г.М. Цыпин, Шиничи Сузуки, Л. Штайнер), исследования по музыковедению (Б.В.Асафьев, А.Бирмак, В.Васина-Гроссман, А.Друскин, О.Т.Леонтьева, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Э.К.Розенов, А.Сохор, Б.Л.Яворский).

Для решения задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ и синтез философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа в детских коллективах; наблюдение; письменный и устный опрос; эксперимент в единстве констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Этапы исследования: исследование состояло из трех этапов и проводилось в 2006 – 2009 г.г.

На первом этапе (2006 г. – 2007 г.) поисковом, выявлялось состояние проблемы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в научной литературе и педагогической практике; определялись исходные позиции исследования, его понятийный аппарат, объект, предмет, цель и задачи; выявлялись возможности использования культуротворческих технологий для решения проблемы исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, формы, методы и сроки эксперимента. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение отечественного и зарубежного опыта.

На втором этапе (2007 г. – 2008 г.) опытно-экспериментальном, осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы. Были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. На этом этапе разрабатывался комплекс организационно-педагогических условий, методика развития музыкальных способностей с использованием культуротворческих технологий, с помощью данной методики изучался качественный рост уровня развития музыкальных способностей детей, была разработана и апробирована авторская педагогическая программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности;

На третьем этапе (2008 г. – 2009 г.) обобщающем, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, была реализована программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности; внедрялись результаты исследования в практику образовательной деятельности в процессе музыкальных занятий в системе дополнительного образования, был проведен контрольный эксперимент, уточнялись выводы, завершалось оформление диссертационного исследования.

База исследования представлена учреждениями дополнительного образования МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2» г. Тамбова и МДОУ детский сад «Буратино» № 45 г. Тамбова. В исследовании на разных его этапах приняли участие 104 ребенка дошкольного возраста, посещающие учреждения дополнительного образования, а так же 89 родителей.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– расширено педагогическое знание о возможностях использования культуротворческих технологий в процессе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования за счет обоснования специфики их использования;

– систематизированы теоретико-методологические аспекты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста: развитие музыкального слуха, музыкально-ритмической организации, мышления и воображения;

– обоснована совокупность организационно-педагогических условий развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, которые основаны на признании безусловной ценностной личности каждого обучающегося, на создании обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, на развитии навыков эмпатии у педагога;

– выявлены критерии сформированности музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, ведущими из которых являются восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах;

– разработана педагогическая модель развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования средствами культуротворческих технологий, включающая создание механизма эффективного и динамического взаимодействия педагогов и детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования и опирающаяся на совокупность принципов, форм, методов, функций воспитания.

Теоретическая значимость исследования определяется:

– внесением уточнений в понятие «музыкальные способности», под которыми понимается специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовно-творческой деятельности индивида и обусловливают личностное развитие ребенка как движение к его индивидуальности и социально-культурной актуализации, как путь формирования музыкальной культуры и готовности к самореализации.

– выявлением сущностной характеристики развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, которая позволяет воспитывать интерес к музыке, обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений; развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений; содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке; развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

– разработкой критериев сформированности музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, позволяющих оценить эффективность педагогической деятельности в процессе использования культуротворческих технологий.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования реализуется через разработанный комплекс социально-культурных мероприятий с использованием культуротворческих технологий. В ходе исследования апробирован комплекс социально-педагогических методик по диагностике психоэмоциональной сферы и музыкальных способностей.

Разработана педагогическая программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования средствами культуротворческих технологий, которая ориентирована помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; на развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха; побуждение к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Материалы исследования и разработанная программа могут использоваться:

Кроме того, материалы могут быть использованы:

– при разработке педагогических и образовательных программ по развитию музыкальных способностей;

– в деятельности учебных заведений системы дополнительного образования, детских садах, центрах детского творчества и др.;

– в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены: их согласованностью с фундаментальными положениями различных областей знаний; целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; количественной и качественной обработкой репрезентативного материала, взаимопроверкой полученных результатов; адекватностью методов исследования, его целям и задачам, согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Музыкальные способности» детей дошкольного возраста – это специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовно-творческой деятельности индивида и обусловливают личностное развитие ребенка как движение к его индивидуальности и социально-культурной актуализации, как путь формирования музыкальной культуры и готовности к самореализации.

2. Специфика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста определяется особым педагогическим потенциалом досуговой деятельности, которая включает ребенка в социально-культурную среду и позволяет развивать музыкальный слух, музыкально-ритмическую организацию, мышление и воображение.

3. Педагогическая модель развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, культуротворческих технологий, организационно-педагогических условий, ориентированный на активизацию творческой деятельности ребенка и максимально учитывающей нормативные параметры развивающей среды. При этом нормативными параметрами развивающей среды являются:

проблемная насыщенность;

– открытость к изменению, своеобразная незавершенность, «приглашающая» ребенка к активному достраиванию среды;

– диалогический режим функционирования;

– необыденность;

– четкая оформленность в среде предметных источников развития;

– многофункциональность;

– приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

4. Организационно-педагогическими условиями развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования являются:

– учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников;

– комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включенности в социально-воспитательную деятельность учреждения дополнительного образования;

– сотрудничество педагога-организатора как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, и детей дошкольного возраста;

– осуществление воздействия на развитие музыкальных способностей дошкольников через следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах;

– построение педагогической работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста с применением культуротворческих технологий в учреждениях дополнительного образования;

– разработка и реализация педагогической программы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности;

– последовательность, постепенность и систематичность усилий педагогов организаторов, направленных на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

5. Педагогически эффективная программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования средствами культуротворческих технологий ориентирована помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; на развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха; побуждение к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Социально-культурной деятельности» академии культуры и искусств Тамбовского государственного университета им.Г. Р. Державина; в ходе проведения открытых занятий, выступлений на методических совещаниях и педагогических советах, научно-практических конференциях г. Тамбова и области: на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г. Р. Державина, в выступлениях на методологических семинарах вузов, отчетах на заседаниях кафедры «Социально-культурной деятельности» ТГУ им. Г. Р. Державина. Основные результаты исследования используются в образовательно-воспитательном процессе кафедры «Социально-культурной деятельности» ТГУ им. Г. Р. Державина, в МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2» г. Тамбова и МДОУ детский сад «Буратино» № 45 г. Тамбова.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 9 научных публикациях автора общим объемом 4,2 п.л., в виде научных статей, тезисов и учебно-методических указаний.

Сущность и специфика развития музьпсальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования на основе культуротворческих технологий

Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем «индивидуальными различиями» и «способностями», еще не знали таких понятий [230, с. 54].

Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие, божественное наитие. Творить творец может тогда, когда сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.

Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим в глубь души видом искусства Платон считал «мистическое искусство» (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек зрения [61].

Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека [15]. Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют три основные составляющие творчества: опыт человека, «божественное наитие» (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество не сопоставимы, противоположны.

Попытки философского осмысления человеческих способностей мы находим в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Аквинского Ф. Заложенное Платоном и Аристотелем учение о способностях как свойствах психики развивалось Ибн Аль-Хайсамом. Эти попытки древних ученых - понять способности человека - и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий. Однако же творческие, и в частности, музыкальные способности как психические свойства человека не были в поле зрения философов древности [61, с. 245].

Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеций в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам.

Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеций защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием [109].

Сегодня проблема способностей также является одной из самых обсуждаемых в психологической теории способностей. В целом различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и, прежде всего, в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет [165, с. 257].

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он предложил следующее определение способностей: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [214, с. 375].

Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности [214, с. 375].

Личность от природы наделена общими способностями. Всякая деятельность постигается на базе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований конкретной деятельности.

Развитие способностей носит оперативный характер, характеризующийся, с одной стороны, чутким приспособлением свойств личности к требованиям деятельности, с другой стороны, деятельность приобретает индивидуальное лицо. Данный подход к проблеме развития способностей имеет принципиальное значение, однако, к сожалению, остается вне поля зрения большинства исследователей.

Модель развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования на основе культуротворческих технологий

Сегодня система дополнительного образования детей является необходимым звеном в становлении личности, в ее образовании. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и способствует реализации их сил, знаний. Как педагогическое явление дополнительное образование детей обладает целым рядом качеств: - личностная ориентация образования; - профильность; - практическая направленность; - мобильность; - многофункциональность; - разноуровневость; - разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; - индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; - реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; - реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

В основные задачи обучения в системе дополнительного образования входят: развитие творческого мышления учащегося, творческих способностей и нравственных сторон личности; формирование знаний и умений, необходимых для быстрой ориентации в выбранном направлении обучения [192].

В целом следует понимать, что современное обучение в системе дополнительного образования должно стремиться не только увеличить удельный вес продуктивного, творческого мышления, но развить его у каждой личности до такой степени, чтобы человек творчески осмысливал все, что им усваивается репродуктивным путем [52]. Творческое мышление приводит к новым знаниям о мире и способах деятельности, это новое социально значимо для общества, поскольку при этом формируется и проявляется личность. Творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ.

Творчество по своей природе требует оригинальности, умения отказываться от стереотипов деятельности, знаний, хотя без таких стереотипов, как базы, оно невозможно. Поэтому обучение должно, с одной стороны, прививать стереотипные навыки, умения, знания, с другой, одновременно создавать установку на поиск других знаний и способов деятельности, более верных для данного случая. Перечисленные черты творчества составляют примерную основу опыта творческой деятельности.

Большое значение в этом процессе имеет соблюдение характерных и обязательных для детского образования условий, призванных создать так называемые зоны психологической безопасности.

Во-первых, это признание безусловной ценности личности каждого обучающегося. Педагоги, занятые процессом воспитания и развития детей способствуют творчеству, признавая индивидуальную неповторимость и ценность каждого воспитанника во всех его проявлениях, независимо от его состояния и поведения. Стараются дать понять каждому, что верят в него, что он может быть тем, кто он есть на самом деле. Вследствие этого, у ребенка нет нужды быть ригидным, он может свободно проявлять себя, вести себя не стандартно, иными словами он движется к творчеству.

Во-вторых, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Ребенок чувствует себя свободно в атмосфере, где нет оценивания с помощью внешней мерки, когда мы не применяем к нему нашей собственной системы ценностей, и готовы понять его. Оценивание воспринимается как угроза, приводит к необходимости проявлять защитную реакцию. Здесь хорошо просматривается связь в понимании нравственности, т.е. понимание личной ответственности каждого человека за то, что происходит вокруг него, не на основе принуждения его к этому, а на основе его собственной, осознанной свободы выбора.

В-третьих, весьма важными для педагога системы дополнительного образования являются развитые навыки эмпатии. Важно не просто принять личность дошкольника, а принять ее сопереживая, т.е., уметь посмотреть на мир глазами ребенка, входя в его внутренний мир и, вместе с тем принимая его, тогда он на самом деле ощущает безопасность. В такой обстановке он может позволить себе проявить свое настоящее «Я» и творчески выразить его.

Мы считаем, что особое место в развитии личности принадлежит системе дополнительного образования, так как в данный период происходит наиболее активное самоопределение развивающейся личности, именно поэтому программа любой учебной дисциплины должна содержать подготовку учащихся к творчеству, ее целью должно являться развитие творческих, в том числе музыкальных, способностей ребенка. Кроме того, активная творческая деятельность в системе дополнительного образования преследует ряд функций: - организационная — позволяет творческому субъекту стать субъектом своей деятельности; - ценностно-ориентировочная — позволяет субъекту быть носителем и пропагандистом определенных ценностей — этических, профессиональных, личностных; - стимулирующая — способствует формированию ценностных стимулов для ведения деятельности, регулированию поведения и возможностей [95].

Подчеркивая влияние искусства на формирование личности ребенка, исследователи (Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Флерина) утверждают, что искусство возвышает человека, способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, порождает оптимизм, социальную активность людей, направляет их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимает музыка [121].

Анализируя отечественный опыт по организации работы в учреждениях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста, необходимо отметить большую значимость комплекса культуротворческих технологий, используемых в качестве средства развития музыкальных способностей. Актуальность и востребованность этого опыта совершенно очевидны. Вместе с тем, широкое распространение креативных, обучающих, адаптационных технологий досуга, обладающих несомненным потенциалом и возможностями, еще не получило должных решений в масштабах существующих на сегодняшний день учреждениях дополнительного образования.

Организационно-педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Особое место в развитии личности ребенка принадлежит системе дополнительного образования, так как в период занятий детей в учреждениях дополнительного образования происходит наиболее активное развитие личности, интенсивное формирование социально, личностно и профессионально значимых ценностных ориентации.

Система дополнительного образования детей законодательно закреплена Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г. С этого периода начался переход от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей. Переход системы внешкольного воспитания в новое качественное состояние системы дополнительного образования детей является закономерным этапом в логике развития образования. Дополнительное образование имеет личностно-ориентированный характер, является мощным средством формирования мотивации развития личности, необходимым условием для его самореализации, самодетерминации в культуре жизненного пространства. Возможность такого вида образования способствует созданию ситуации успеха каждого ребенка, что играет положительную роль в осознании его личного достоинства. Являясь составной частью государственной системы непрерывного образования, дополнительное образование имеет свои конкретные цели, задачи и функции, средства и методы их реализации, и в то же время, развиваясь как бы параллельно системе общего образования, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Учреждения дополнительного образования составляют разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь каждого ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны. Особенностью учреждений дополнительного образования является то, что индивидуально-личностные подходы, положенные в основу их деятельности, позволяют удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал свободного времени, а содержание определяется задачами формирования мира человека, его образа жизни. Большой вклад в развитие системы дополнительного образования внесли труды Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С Макаренко И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Филонова, СТ. Шацкого, а также психологов Л.С. Выготского, А.В., Запорожеца А.Н. Леонтьева, Эльконина Д.Б. и др.

На сегодняшний день, дополнительное образование (неформальное -по терминологии ЮНЕСКО) - это «зона ближайшего развития» личности ребенка и это путь его развития, в том числе и возможно профессионального, в социуме, который ребенок выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями [95].

В целом современная система дополнительного образования, являясь уникальной системой, имеет многоярусную, многоуровневую структуру, состоящую из трех областей: - территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из организованного специальным образом набора учреждений (студии, музыкальные школы и школы искусств, клубы и т.п.), обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей; - кадров, включающих как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки; - содержания деятельности, состоящей из типовых и авторских программ отдельных педагогов и учреждений, призванных удовлетворять потребностям различных категорий детей на различных уровнях (город, округ, район, учреждение).

Современная система дополнительного образования учащихся переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени.

Среди основных видов творческих объединений дополнительного образования можно выделить следующие: кружки, ансамбли, студии, секции, клубы. Каждое из них имеет свою специфику. В частности: -кружок - творческое объединение, обеспечивающее приобретение детьми знаний и практических навыков в одном или нескольких видах деятельности; - ансамбль - творческое объединение, в котором тесно взаимодействуют художественные разноплановые коллективы (хор, оркестр, хореографический кружок, группа чтецов и т.д.), объединенные общими задачами обучающего и развивающего характера, художественной направленностью и совместным репертуаром; -студия, секция — творческое объединение, ведущее углубленную профильную теоретическую и практическую подготовку по одному из направлений деятельности, чаще всего носит допрофессиональный характер; — клуб — самодеятельный, демократически построенный коллектив детей и взрослых, объединенных определенным интересом к одному или нескольким видам деятельности, дающий возможность реализовать индивидуальные способности, склонности, возможности и дальнейшее их развитие в процессе решения общих задач [96].

Большое значение в этом процессе имеет соблюдение характерных и обязательных для детского образования условий, призванных создать так называемые зоны психологической безопасности.

Во-первых, это признание безусловной ценности личности каждого обучающегося. Педагоги, занятые процессом воспитания и развития детей способствуют творчеству, признавая индивидуальную неповторимость и ценность каждого воспитанника во всех его проявлениях, независимо от его состояния и поведения. Стараются дать понять каждому, что верят в него, что он может быть тем, кто он есть на самом деле. Вследствие этого, у ребенка нет нужды быть ригидным, он может свободно проявлять себя, вести себя не стандартно, иными словами он движется к творчеству.

Во-вторых, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Ребенок чувствует себя свободно в атмосфере, где нет оценивания с помощью внешней мерки, когда мы не применяем к нему нашей собственной системы ценностей, и готовы понять его. Оценивание воспринимается как угроза, приводит к необходимости проявлять защитную реакцию. Если что-то оценивается согласно принятым меркам как хорошее, то «Я» не должен признаваться, что оно мне не нравится, если плохо, то «Я» не должен осознавать, что это часть меня, то это делаю «Я». Но если суждения на основании внешних мерок отсутствуют, то «Я» могу быть более открыт своему опыту, могу более явно и определенно признавать свои симпатии и антипатии, природу явлений и мою реакцию на них. Практически «Я» начинаю понимать очень важную истину, что главный источник оценивания находится внутри меня, это открывает мне путь к творчеству. Здесь хорошо просматривается связь в понимании нравственности, т.е. понимание личной ответственности каждого человека за то, что происходит вокруг него, не на основе принуждения его к этому, а на основе его собственной, осознанной свободы выбора.

Результаты реализации организационно-педагогических условий по развитию музьпсальных способностей детей дошкольного возраста

Следующим этапом нашей работы было проведение формирующего эксперимента, в котором участвовало 38 детей, которые принимали участие в констатирующем эксперименте. Формирующий эксперимент состоял из нескольких этапов. 1. Разработка педагогической программы, направленной на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 2. Проведение педагогической работы с детьми с использованием составленной программы. 3. Сравнительный анализ экспериментальных данных.

Программа - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели. Рассмотрим классификацию образовательных программ. Образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские). Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентированна на достижение воспитанниками определенного уровня освоения знаний, умений, навыков. Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательно-воспитательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя учреждения дополнительного образования. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских - ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает: целеполагание, содержание, технологизацию и т.д. О.С. Газман, И.И. Фришман, С.А. Шмаков и др. дали определение понятию программы и рассматривают его как результат научного предвидения, научно обоснованного суждения прикладного характера о развитии объекта в будущем [192]. Программа характеризуется значимыми параметрами: цели и задачи, нормативное и кадровое обеспечение, организация содержания, технологии реализации, предполагаемые и ожидаемые результаты.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей учреждения дополнительного образования, возраста и уровня подготовки воспитанников, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков. Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Исходя из задач нашего исследования, мы разработали авторскую обучающую программу «Игра и музыка», цепями которой стало: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Основная цель воспитания в учреждениях дополнительного образования — всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет и музыка. Н.А. Ветлугина так характеризует значение искусства в воспитании личности: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...» [436 с. 32]. Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание - это целенаправленное музыкальное формирование личности ребенка путем воздействия. Воспитание музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Ребенок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.

Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка. Развитие происходит: -в области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям; - в области ощущения, восприятия и слуха — от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики; -в области проявления отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса; — в области исполнительской деятельности — от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении. Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. В свою очередь ребенок активно усваивает это. Воспитание в целом, и обучение в частности, по выражению советского психолога Л.С. Выготского, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой [47]. Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.

Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально-дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании.

Похожие диссертации на КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ