Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Любимова Лариса Александровна

Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений
<
Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Любимова Лариса Александровна. Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Тамбов, 2006 215 с. РГБ ОД, 61:06-13/1988

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений 13

1. 1 Сущность и специфика развития творческого потенциала личности в социально-культурной сфере 13

1.2 Молодежные социокультурные объединения как субъекты социально-культурной деятельности 47

1.3 Роль направленности личности в развитии творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений 79

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению условий развития творческого потенциала участников молодежных со- юо циокультурных объединений

2. 1 Педагогические условия развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений 101

2. 2 Результаты апробации опытно-экспериментальной модели развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений 126

Заключение 155

Список литературы 162

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование личностного творческого потенциала, выяснение его конкретного содержания, специфических тенденций развития, взаимоотношений с другими личностными компонентами. В связи с этим все более пристальное внимание уделяется рассмотрению взаимообусловленности социально-культурной сферы и личности, в частности, наличию педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, максимально способствующих их самореализации.

Общественно-государственная поддержка молодежных социокультурных объединений находит отражение в законах, нормативных актах и направлена на формирование и укрепление правовых, экономических, организационных условий для гражданского становления и социально-культурной самореализации молодежи. К ним относятся: «Положение о любительском объединении» (1986 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), «Положение о государственном и муниципальном учреждении культурного типа» (2003 г.), «О государственной поддержке молодежных и общественных объединений». Целесообразность изучения проблемы развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений обусловлена реализацией Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 гг.)», Концепцией Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» и Областной целевой программы «Культура Тамбовской области (2006-2010 гг.)», которая станет долгосрочным механизмом развития социально-культурной сферы региона.

Источником нового знания о воспитании творчески активной молодежи, развитии и реализации ее творческого потенциала являются изданные сборники статей и публикаций, материалы научных и практических конференций (Всероссийская научно-практическая конференция «Современное молодежное, дет-

ское движение и государство» (Москва, 2000), II международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (Минск, 2003), Всероссийская конференция работников сферы молодежной политики (Москва, 2005).

Организация социально-культурной деятельности, способствующая актуализации творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, все чаще осознается исследователями как острая необходимость сегодняшнего дня. Социально-экономические, материальные трудности, низкая мотивация руководителей объединений, недостаточное использование педагогического потенциала социально-культурной деятельности негативно влияют на качество учебно-воспитательного процесса в молодежных социокультурных объединениях, снижают общий уровень развития творческого потенциала молодежи, приводят к угасанию у неё интереса к культуротворческой деятельности. Это обусловило поиск педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

Анализ степени научной разработанности проблемы позволяет констатировать, что формирование и развитие творческих возможностей человека - это фундаментальная проблема для всей совокупности гуманитарных наук.

Среди современных исследователей в области философии, раскрывающих сущность и природу творчества, первостепенное значение имеют работы С.А. Букш, В.А. Григорьева, В.В. Зотова, П.Ф. Кравчук, В.Ф. Овчинникова, Л.В. Яценко и др.

Значительный опыт изучения творчества накоплен в отечественных психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Мясищев, В.Д. Шадриков и др.), в том числе творческого потенциала личности (Г.С. Альтшуллер, Е.А. Глуховская, В.В. Давыдов, М.В. Колосова, В.А. Моляко, Г.Л. Пихтовников, В.Г. Рындак, Т.А. Саламатова, Д.Б. Эльконин и др.).

Возможности и развитие творческих способностей личности в условиях социально-культурной среды, использование ее педагогического потенциала рас-

смотрены в работах специалистов социально-культурной деятельности (А.И. Арнольдов, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красиль-ников, Е.А. Сергеев, Е.И. Смирновой, Ю.А. Стрельцов, Т.Л. Якубовская и др.).

Широкий круг вопросов, связанных с проявлениями творческой активности молодежи, затрагивают современные исследователи культуры -А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, Э.А. Куруленко, В.Т. Лисовский, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев.

Изучению направленности личности посвящены работы: в философской литературе - Г.А. Давыдовой, М.С. Кагана, Н.М. Морозовой, В.Ф. Овчинникова, А.Т. Шумилина; в психологической - Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, СБ. Каверина, А. Маслоу, И.М. Матюшкина, Ю.М. Орлова, Г.Т. Щукиной; в педагогической - В.И. Андреева, B.C. Шубинского; в социально-культурной деятельности - Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, В.П. Исаенко, И.П. Калошиной, Ю.Е. Окуневой.

Наше внимание привлекли диссертационные исследования И.Н. Ерошенкова, В.К. Крючека, Е.М. Могалюк, Т.С. Поздняковой, П.А. Попова, СВ. Тетерского, посвященные различным аспектам учебно-воспитательной работы в молодежных социокультурных объединениях, а также работы В.Г. Выткалова, СЮ. Гацук, А.П. Маркова, Е.В. Пушкиной, СБ. Синецкого по проблемам социально-культурного творчества молодежи.

Несмотря на достаточно высокий научный интерес к проблеме развития творческого потенциала молодежи в условиях социально-культурной деятельности, изучена она еще недостаточно. Это позволяет констатировать ряд противоречий:

между выдвигаемыми обществом требованиями к социальной активности, инициативности молодежи и реальными условиями жесткого менеджмента, характерного для современного социально-экономического развития России;

между потребностью общества в воспитании инициативной, творческой, социально-адаптированной личности и недостаточной разработанностью в

теории социально-культурной деятельности условий интенсификации субъектных проявлений участников молодежных социокультурных объединений;

- между стремлением молодого человека к актуализации своих способно
стей, потенциальных возможностей и дефицитом дифференцированных куль-
туротворческих программ, адресованных данной возрастной страте.

Выявление данных противоречий позволило ориентировать исследование на определение педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - творческий потенциал участников социокультурных объединений.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

В основу данного исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений мы понимаем как непрерывный, целенаправленный процесс актуализации личностных возможностей, механизмов саморазвития и самореализации при доминирующей роли формирования творческой направленности личности. В условиях социально-культурной деятельности развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений будет протекать успешно, если:

данный процесс осуществляется на основе интегративного, синергетиче-ского подходов, обеспечивающих самоорганизацию, саморазвитие и самореализацию в творческой деятельности молодежного социокультурного объединения;

обеспечивается комплексный характер учебно-воспитательного процесса молодежного социокультурного объединения, включающий научное, учебно-методическое обеспечение; оптимальное сочетание форм и методов обучения в ходе теоретических, практических, тренинговых занятий;

- реализуется целенаправленная педагогическая программа развития творче
ского потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

Задачи исследования:

обобщить данные гуманитарных наук относительно природы и сущности творческого потенциала личности;

рассмотреть содержание и специфику деятельности молодежных социокультурных объединений;

выявить психолого-педагогические особенности формирования творческой направленности личности в условиях социально-культурной деятельности;

определить структуру и педагогические условия развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений;

теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи си-нергетического и интегративного подходов, имеющие цель создания педагогических условий развития творческого потенциала личности в процессе социально-культурной деятельности.

В работе автор опирался на положения о социально детерминированной сущности творческой деятельности и развития человека, проявляющихся в высшей степени его активности, инициативы и самодеятельности (Г.С. Бати-щев, С.Н. Иконникова, М.С. Каган); об определяющем значении деятельности в формировании направленности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Исходным стимулом для разработки проблем развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений послужила концепция культуротворческих возможностей социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Г.М. Бирженюк, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-сильников, А.П. Марков, И.А. Новикова, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, Н.Н. Ярошенко), а также ряд теоретических положений о развитии творческого потен-

циала личности в психологии, педагогике (В.И. Андреев, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.). Методы исследования:

теоретические: анализ фундаментальных научных разработок в области философии, педагогики, психологии, социологии, культурологии, учебно-методических материалов по проблеме исследования;

эмпирические: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности; диагностические методы: метод педагогического эксперимента, реализующий задачи констатирующего и формирующего характера.

Основной базой опытно-экспериментальной работы были: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбовский колледж искусств, Профессиональный лицей №3 города Кирсанова, Тамбовской области.

Всего на различных этапах эксперимента исследованием было охвачено около 700 человек.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:

Первый этап (2001-2002 гг.) теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, изучение законодательных и нормативных документов, периодической, методической, педагогической печати по проблеме исследования, определение методологических и методических подходов к решению проблемы, проведение социологического опроса.

Второй этап (2002-2003 гг.) формирование общей концепции научно-педагогического исследования; анализ результатов социологического исследования; разработка модели и программы опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2003-2005 гг.) проведение формирующего эксперимента в экспериментальных группах; сбор, обработка и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; разработка методических рекомендаций; подведение итогов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

обобщены и систематизированы теоретико-методологические подходы, разработанные в философии, психологии, педагогике относительно природы и сущности творческого потенциала личности (онтологический, способностный, деятельностно-организационный, развивающий, аксиологический, энергетический, интегративный, синергетический);

рассмотрены особенности деятельности молодежных социокультурных объединений, заключающиеся в определении их характерных признаков (коллективный и целенаправленный характер действий или инициатив; единство ценностных ориентации участников; групповая идентичность как осознанное самоопределение участников объединения; наличие социально-психологической оппозиции; различие внутренних и внешних норм и правил; организационное оформление), функций (развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая, обеспечения социально-психологической принадлежности, индивидуализации) и разработке их классификации (в зависимости от путей включения молодых людей в социальные отношения и удовлетворения их интересов, от количества участников и условий внутригруппово-го взаимодействия, от содержания деятельности);

определены психолого-педагогические особенности формирования творческой направленности личности как фактора развития ее творческого потенциала, выражающиеся в положительном ценностном отношении, потребностях, мотивах, установках на инициативную социально значимую деятельность;

конкретизирована структура и разработан критериальный аппарат оценки развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, а также определены педагогические условия, способствующие этому: наличие образца креативного поведения, сотворчество участников и руководителя социокультурного объединения, субъектная позиция в творческой деятельности, создание творческой атмосферы;

теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, включающая принципы, цели, задачи, структурные

компоненты, педагогические факторы и условия, критерии, параметры и уровни развития творческого потенциала личности.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в расширении теоретических психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности посредством обоснования особенностей формирования творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, базирующихся на выявлении приоритетных научных подходов к данному феномену, определении наиболее общих структурных компонентов и уровней его развития;

в уточнении понятия «молодежное социокультурное объединение», под которым подразумевается группа молодых людей, сплоченных общими социально-культурными интересами и увлечениями, потребностями, едиными целями и задачами своей деятельности, общим типом поведения;

в определении комплекса педагогических условий, способствующих разработке и реализации программы развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, ориентированной на самоактуализацию и саморазвитие личности;

в разработке педагогической модели развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, позволяющей оптимизировать технологии социально-культурной работы с молодежью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложена модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. Материалы исследования могут быть использованы:

в учебно-воспитательном процессе среднего общего и дополнительного, среднего и высшего профессионального образования по специальностям 071301 -Народное художественное творчество, 050601 - Музыкальное образование, 070108 - Музыкальное искусство эстрады, 071401 - Социально-культурная деятельность;

при разработке молодежных программ регионального и локального уровней для общеобразовательных и культурно-досуговых учреждений;

в деятельности учреждений социальной защиты, центрах социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи;

в системе переподготовки и повышения квалификации руководителей молодежных социокультурных объединений, преподавателей учреждений дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. о сущности творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, понимаемого как интегративная целостность социальных и природных возможностей молодого человека, способствующая возникновению его субъективной потребности в саморазвитии и самореализации в процессе социально-культурной деятельности;

  2. о специфике и содержании деятельности молодежных социокультурных объединений, различающихся по характерным признакам, функциям и направлениям работы, в числе которых обучающие, творческие, молодежные инициативы, объединения клубного типа, неформальные группы, команды;

  3. о сущности и специфике творческой направленности личности, рассматриваемой как интегральное свойство участника молодежного социокультурного объединения, являющееся мощным психолого-педагогическим фактором, способствующим эффективному раскрытию и реализации его потенциальных возможностей;

  4. педагогическая модель развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, способствующая укреплению их интереса к процессам самопознания, росту личностной направленности и самооценки, формированию субъектной позиции в творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем обсуждения на научных конференциях «Державинские чтения» (Тамбов, 2003-2004), на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности» (Тамбов, 2002); на межвузовской научно-практической конференции «Модернизация образования в современном мире» (Москва-Тамбов, 2004); на международных

конференциях: «Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2004), «Образовательные технологии в вузах культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы» (Тамбов, 2004), «Мировая культура XX века: проблемы осмысления и изучения в современном социуме» (Тамбов, 2005); на межрегиональной научно-практической конференции «Человек как главное национальное богатство страны» (Санкт-Петербург, 2006); на всероссийских научно-практических конференциях: «Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы» (Казань, 2005), «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казань, 2006).

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс ГОУ СПО «Тамбовский колледж искусств» - народного коллектива, хореографического ансамбля «Дивертисмент», Профессионального лицея №3 города Кирсанова - молодежного социокультурного объединения «Театр мод».

Основные положения и результаты исследования отражены в 14 научных публикациях автора общим объемом 4,7 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность и специфика развития творческого потенциала личности в социально-культурной сфере

Творческий потенциал личности является важным фактором, обеспечивающим поступательное движение общества, уровень его благосостояния и развития в целом. Новая нарождающаяся модель общественного развития требует иной мировоззренческой базы, основой которой должны стать общечеловеческие ценности, национально-культурные традиции, гуманизм, творчество, поскольку социальная модель, ориентированная на процесс зарождения всемирного сообщества, находится в самом сердце проблем, связанных с потребностью в творческом развитии личности, с развитием ее творческого потенциала. Задача творческого становления личности в социально-культурной сфере в контексте данной модели общественного развития заключается в том, чтобы дать возможность адекватно реализовать свои жизненные и творческие планы.

Многоаспектное понятие «творческий потенциал личности»,нуждается в специальном межпредметном толковании. Это означает, что необходимо проанализировать и рассмотреть инвариантные характеристики базовых понятий «творчество», «творческая деятельность», «социальное творчество», «креативность» как общенаучных и педагогических категорий. Творческий потенциал личности является объектом пристального внимания философских, педагогических и психологических исследований. Именно он является основополагающим понятием в осмыслении личности как системной целостности и процесса всестороннего ее развития.

Трактовка понятия «творческий потенциал» в той или иной отрасли научного знания имеет различный смысл и рассматривается с разных сторон, исходя из предмета, целевых установок, методологической основы. Осознать природу творческого потенциала без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, и поэтому вопросу существует множество разноречивых мнений, суждений и т.п.

Так, например, философское рассмотрение творчества предполагает ответ на вопрос, как вообще возможно творчество с точки зрения порождения нового. Педагогическая позиция рассматривает творчество с позиций развития творческих качеств обучающихся в учебно-воспитательном процессе, психология исследует психологические механизмы протекания самого акта творчества, как субъективного акта индивида1.

Впервые в научный оборот понятие «творчество» ввел Платон (427-347 гг. до н.э.). Он говорил о творчестве как о вынашивании и рождении прекрасных произведений - вещей и образов. Он пишет: «Творчество - понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие - творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами»2. Считая возможным и необходимым развивать творческие способности в процессе воспитания и обучения молодежи, Платон полагал, что хорошо организованное обучение может выявить и развить в человеке его хорошие задатки. Но определяющим фактором в формировании духовного мира он считал социальную среду, в которой находится человек.

Отчетливое понимание необходимости связывания творчества с внесубъ-ективными факторами (социальной оценкой, признанием, значимостью и др.) появилось в немецкой классической философии, особенностью которой является рассмотрение субъекта в аспекте его познавательной деятельности.

Представителями немецкой классической философии: Кантом, Гегелем, Фихте, Фейербахом, Шеллингом широко изучались проблемы творческой ак-тивности личности . Они соединили проблему активности субъекта с категорией деятельности, пытаясь реализовать соотношение субъекта и объекта. Впервые деятельность рассматривалась «не только как предмет созерцания, но и как предмет деятельности мыслящего субъекта» . Сущность творчества в их работах, определялась как духовно-практическая самодеятельность, основными характеристиками которой выступают целесообразность, свобода, универсальность, целостность, органическая связь с развитием человека. Механизмы творчества были интерпретированы как механизмы духовно-практической деятельности, а противоречивость последней - как внутренний источник саморазвития творчества. Принцип деятельности позволил выделить проблему изучения деятельно-творческой сущности человека5.

Недостатком в исследованиях классиков немецкой философии можно считать тот факт, что деятельность у них рассматривается крайне абстрактно и выражается как категория, характеризующая активность субъекта вообще.

Фундаментальная концепция социальной природы творчества сформировалась из основополагающей идеи К. Маркса о единстве творчества и общественно-трудовой практики человека. При таком понимании творчество раскрывается как социокультурное явление, имеющее единый социальный источник происхождения - общественно-трудовую деятельность человека, и рассматривается, прежде всего, как труд. Основополагающее значение для теории творчества имеет утверждение К. Маркса о том, что предметная деятельность человека социальна по своему характеру и предполагает создание и использование средств труда в процессе общественных связей индивидов. Согласно этой теории, с развитием человека творчество в своей основе становится производством и реализацией преобразующей сущности человека6. Таким образом, с позиций данной теории, труд неотделим от личного развития индивида, и поэтому, приобретая значение подлинного культурного творчества, выступает продуктивной основой предметного мира культуры и реальным базисом всестороннего развития личности. Выход субъекта творчества за рамки имеющихся в каждый момент времени собственных социальных потенций (возможностей) является главным в творческом процессе.

В отечественной философии теория творчества, реализации сущностных сил человека опирается на идеи самопознания и самосовершенствования Н.А. Бердяева7, культурологическую концепцию М.М. Бахтина8, на идею становления «пассионарной личности» Л.Н. Гумилева9, на приоритеты духовных ценностей П.А. Флоренского и имеет глубокие исторические корни10.

Молодежные социокультурные объединения как субъекты социально-культурной деятельности

В рамках исследуемой проблемы в данном параграфе мы рассматриваем социальный портрет российской молодежи, нормативно-правовую основу, касающуюся деятельности молодежных социокультурных объединений, включая молодежную политику, характеризуем практику российских молодежных объединений, что позволяет рассматривать их сущность и специфику.

Историко-теоретический аспект проблемы развития и реализации творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений в современных социально-культурных условиях предполагает анализ возникновения и характеристику деятельности молодежи как специфической социально-демографической группы общества69. Молодежь является особой социально-демографической группой, переживающей период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. В современном российском законодательстве к категории «молодежь» относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет. В этот период активно идет процесс социализации, происходит завершение процессов интеллектуального и социального интегрирования молодого человека в систему общественных отношений, усвоения человеком тех систем, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве члена общества. Как от-мечает Иконникова С.Н. , предназначение молодежи заключается в том, чтобы видоизменять старые условия, проявлять инициативу, социальную активность, вносить творческий вклад в развитие общества, перестраивать образ мысли и образ жизни, преодолевать прежние стереотипы и создавать новую реальность «посредством совершенно измененной деятельности» - это означает быть субъектом истории. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества, участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала.

По линии ЮНЕСКО с 1979 года было принято свыше 100 документов, касающихся проблем молодежи. В них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, строить свою судьбу. Экспертами ЮНЕСКО на XXI Генеральной конференции (1980 г.) был составлен доклад «Тенденции молодежи в 80-е годы», в котором ключевыми словами жизни молодых людей в текущем десятилетии будут: лишения, безработица, несоответствие между выполняемой работой и полученным образованием, тревожная озабоченность, защитительное поведение, прагматизм, отчаянное добывание средств к существованию и борьба за выживание . Прогноз ЮНЕСКО действителен в России до сих пор. Подтверждением тому являются социологические исследования социально-культурных проблем, свойственных российской молодежи конца XX - начала XXI вв.

В аспекте характеристики молодежи как социального ресурса общества социологи И.М. Ильинский, Б.А. Ручкин отмечают две негативные тенденции. Во-первых, сокращение численности молодежи, происходящее в последнее деся-тилетие, и снижение уровня ее психического и физического здоровья . Во-вторых, изменения в ценностных ориентациях молодежи, получившие название «кризиса культурной идентичности» под влиянием двух важнейших факторов, имеющих революционный характер: это «стратификационная революция» и «революция притязаний». О.И. Карпухин, Л.П. Ионин, В.Т. Лисовский отмечают, что суть кризиса идентичности в утрате молодежью культурной преемственности, смене ее ценностных ориентации. Ими отмечено, что половина опрошенных по своим взглядам на жизнь отличаются от своих родителей, у 32% не совпадают идеалы и ценности, а у каждого пятого - образ жизни. Причем, утрачиваются как «сквозные» для любой сферы человеческой деятельности ценности: образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность, так и смыслообразующие основы жизни (поскольку, утратив прежние ценности, молодежь не создала новых), что порождает чувство неуверенности, острые депрессии, психозы73.

Отмеченные выше социально-демографические кризисные факторы приводят к тому, что снижается роль молодежи как социальной группы в целом, что приводит к сокращению числа молодежи, участвующей в материальном и духовном производительном труде, росту социальной пассивности значительной части молодого поколения («потерянное поколение»). Фундаментальными критериями социальной дифференциации молодежи выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных социальных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни.

Резкий подъем уровня социальных притязаний молодежи («революция притязаний») был отмечен социологами (B.C. Магун, В.Т. Лисовский, И.О. Карпухин) на рубеже 80-90-х годов. Процесс роста притязаний затронул не только столицы, но и провинциальные города. В системе ориентации молодежи стремление к власти, престижу и богатству как компонентам социального статуса значительно потеснили ценности профессионализма, наметилось отчуждение от труда. «Революция притязаний» изменила социальное поведение молодежи в области образования и профессионального выбора74. Социологи приходят к выводу о том, что в формирующейся профессиональной этике учащейся молодежи все сильнее проявляется влияние рыночной экономики: выбор профессии определяется ими, исходя из конкретной экономической ситуации. Мотив «больших зарплат» постоянно детерминирует социально-профессиональные ориентации молодых людей. Молодежь полагает, что вуз должен дать им некоторый исходный минимум знаний, который пригодится в дальнейшей жизни, но не рассматривают его в качестве фундамента деятельности, которой они хотели бы посвятить жизнь. Только 28% респондентов опроса, проведенного в институте им. Баумана, ценят в вузовском образовании возможность формирования умения творчески и нестандартно мыслить75.

Вместо абсолютных ценностей труда новым маркером успеха, высокого социального статуса становится престиж, новый жизненный стиль76, где значительное место отводится не тому, как человек работает, а тому как, где и с кем он отдыхает.

В оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, преобладает прагматический подход. Большинство опрошенных юношей и девушек (38,8%) полагает, что, хотя и важен общественно полезный, творческий смысл профессиональной деятельности, нельзя забывать и о заработке. Для каждого десятого желаема любая работа, лишь бы она хорошо оплачивалась, для каждого пятого профессиональная деятельность имеет жизненный интерес, если даст возможность реализовать свои личные интересы и планы77.

Таким образом, идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало - своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой.

Педагогические условия развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений

В период 2002-2005 гг. в Академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина проводилась экспериментальная работа по проблеме исследования, отраженной в теме диссертации, которая включала констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент, предполагающий проведение социологического исследования, был направлен на выявление интереса к проблеме актуализации творческого потенциала молодежи. Выборочная совокупность исследования составила 650 человек, в число которых вошли: представители современной молодежи (300 чел.), среди них старшеклассники школ №№1, 6, 26 г. Тамбова (50 чел.), учащиеся профессиональ ного лицея №17 (50 чел.), учащиеся Тамбовского колледжа искусств (50 чел.), студенты Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. СВ. Рахманинова и Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (50 чел.), члены областной организации «Молодежные инициативы» при Комитете по делам детей и молодежи г. Тамбова (50 чел.), молодые рабочие АО «Комсомолец» г. Тамбова (50 чел.); работники социально-культурной сферы, руководители и участники самодеятельных и профессиональных творческих коллективов (220 чел.), среди них сотрудники Областного научно-методического центра народного творчества г. Тамбова, артисты Тамбовского камерного хора им. СВ. Рахманинова, Тамбовского симфонического оркестра, Тамбовского оркестра русских народных инструментов (всего 38 чел.), руководители и участники творческих коллективов следующих городов: Липецка (35 чел.), Воронежа (39 чел.), Белгорода (35 чел.), Пензы (33 чел.), Рязани (40 чел.); студенты - как особая социальная группа молодежи, занятая деятельностью по подготовке к высокопрофессиональному труду в сфере культуры и искусства (130 чел.), среди них представители 1-5 курсов специальностей «Народное художественное творчество», «Музыкальное образование» Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (65 чел.), «Социально-культурная деятельность» Белгородского института культуры и искусств (65 чел.). Констатирующий эксперимент состоял из 3-х этапов. Вопросы анкет первого этапа (квотно-гнездовая выборка; см. Приложение 1) были сгруппированы в несколько блоков, которые ориентированы на выяснение интересующих нас вопросов: каково отношение современной молодежи к творчеству? определение наиболее приоритетных видов художественного творчества в молодежной среде; каковы мотивы, побуждающие заниматься творчеством? какую роль творчество играет в повседневной жизни молодежи? исследование проблем бытования художественного творчества в подростково-молодежной среде; насколько связан с творчеством выбор профессии? существует ли необходимость в привлечении молодежи к творческой деятельности?

Вопросы первого блока были направлены на выявление отношения современной молодежи к творчеству. Результаты опросы показали положительное отношение к творчеству у 46% опрошенных, 24% респондентов — стремятся активно заниматься творчеством. Из них 30% - предпочитают заниматься музыкой, 32% - изобразительным искусством, 20% - хореографией, 15% - декоративно-прикладным искусством, 17% - интересует эстрадное искусство. Вместе с тем, опрос выявил, что значительная часть опрошенных (28%, среди которых 6% — школьники, 4% - учащиеся профессионального лицея, 6% - учащиеся ссуз, 5% - студенты различных специальностей, 3% - участники Комитета по делам детей и молодежи, 4% - рабочая молодежь) не интересуются творчеством, 29% - никогда не занимались в творческих коллективах, кружках. Данные ответы позволили сделать вывод о том, что 76% современной молодежи не проявляют должного интереса к творчеству, не готовы к выбору того или иного вида художественного творчества. Это говорит: о несбалансированности культуротворческих интересов и потребностей молодых людей; о заниженной самооценке личности, которая является тормозящим фактором участия молодежи в различных видах творческой деятельности; о материальных затруднениях; о снижении качества организации творческих форм досуговой деятельности в молодежной среде.

Во втором блоке ответы на вопрос «каковы мотивы, побуждающие заниматься творчеством?» можно условно разделить на три группы. В первую группу вошли респонденты, испытывающие личный интерес к занятиям творчеством (40%). Из них 14% - занятия творчеством считают престижным. Занимав шиеся творчеством по желанию родителей или за компанию с друзьями составили во второй группе 24 % и 21 %. Третья группа респондентов (15%) не испытывает потребности в творческой деятельности. Таким образом, большинство респондентов (60%) не стремится заниматься творчеством. Тем не менее, приобретаемый опыт творческой деятельности (по собственному желанию или по желанию родителей) может способствовать проявлению креативности в различных видах деятельности, а также повлиять на выбор профессии.

Отвечая на вопросы следующего блока о том, какую роль творчество играет в повседневной жизни молодежи, 30% респондентов считают творчество одним из видов активного отдыха, у 29% - творчество делает повседневную жизнь интересной и разнообразной. К их числу можно отнести респондентов, которые стараются не пропускать ни одного концерта (21%), систематически посещают концерты любимого творческого коллектива (27%), знакомятся с новыми интересными людьми (23%). В тоже время значительное количество респондентов считают творчество ненужным в повседневной жизни (18%), никогда не посещают концерты творческих коллективов (12%). Очевидно, что молодежь проявляет невысокую творческую активность, круг ее интересов узок, потребности в творческом развитии не развиты, поэтому в работе учреждений досуга приоритетными должны быть формы и методы работы, активизирующие творческую направленность современной молодежи, развивающие ее творческий потенциал.

Четвертый блок вопросов направлен на выявление степени взаимосвязи будущей или настоящей профессии с творчеством. Выбранную или выбираемую профессию творческой считают 38% участников опроса (34% - школьников, 60% - учащихся средних учебных заведений, 48% - студентов высших учебных заведений, 76% - работающих респондентов). 42% опрошенных отметили, что в профессиональной деятельности и учебе им помогают знания и умения, приобретенные на занятиях в творческих кружках, творческих коллективах, из них 54% рабочей молодежи, 28 % студентов, 70% учащихся средних учебных заведений и только 16% школьников, что говорит об их низком уровне потребности заниматься творчеством. 13% опрошенных выбрали профессию, связанную с общением с творческими людьми, наиболее высокие показатели у школьников (20%), студентов (20%), участников Комитета по делам детей и молодежи (24%). Будущая или настоящая профессия ничего общего с творчеством не имеет у 17% респондентов, к ним относятся школьники (20%), студенты (20%), рабочая молодежь (24%). Эти показатели говорят о том, что значительная часть участников опроса не занималась творческой деятельностью, не проявляла к ней интерес.

Результаты апробации опытно-экспериментальной модели развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений

В период с 2003 по 2005 гг. нами проводился формирующий эксперимент на базе молодежных социокультурных объединений Тамбовского колледжа искусств, Профессионального лицея №3 г. Кирсанова и Академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

В процессе проведения формирующего эксперимента основное внимание уделялось созданию системы педагогических условий для целенаправленного развития и проявления творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений. Цель формирующего эксперимента заключалась в актуализации творческой направленности испытуемых посредством осознания и реализации их потребности в развитии своего творческого потенциала. В рамках данного эксперимента решались следующие задачи: - внедрение и апробация программы развития творческого потенциала молодежи в социально-культурной сфере; - конкретизация и обоснование форм и методов социально-культурного воспитания молодежи, способствующих развитию творческого потенциала и его компонентов; - диагностика эффективности формирования условно выделенных моти-вационного, когнитивного, операционально-действенного и аффективного компонентов творческого потенциала личности; - обобщение экспериментальных данных и создание методических рекомендаций для педагогов-организаторов культуротворческой деятельности молодежи в социально-культурной сфере.

Для проведения эксперимента, на основе описанной в параграфе 2. 1 базовой модели была разработана специальная программа, предусматривающая серию мероприятий, ориентированных на развитие творческого потенциала личности в процессе социально-культурной деятельности. Экспериментальная работа нами проводилась в следующих группах. Группа №1 - экспериментальная - участники народного коллектива, хореографического ансамбля «Дивертисмент» Тамбовского колледжа искусств (16 человек), руководителем которого является Е.Б. Ланкина. Хореографический ансамбль «Дивертисмент» является Лауреатом Всероссийского конкурса «Жар-птица» (Иваново), обладателем Гран-при Международного конкурса «Музыкальный фейерверк» (Рязань). Группа №2 - экспериментальная - участники молодежного социокультурного объединения «Театр мод» профессионального лицея №3 города Кирсанова Тамбовской области (17 человек, руководитель Т.В. Харитонова). В 2004-2005 учебном году под руководством мастера производственного обучения С.Н. Рыжковой участники эксперимента подготовили коллекции, которые были представлены на Открытом фестивале молодых дизайнеров одежды «Губернский стиль» (Воронеж, 2005; коллекции: «Соло для органзы», «Славянский коктейль») и I областном конкурсе молодых дизайнеров одежды «Тамбовский подиум» (коллекция «Поветруля»). На I областном конкурсе молодых дизайнеров одежды «Тамбовский подиум» коллектив занял первое место среди Театров мод и второе место в номинации «Народный костюм». Некоторые участники коллектива награждены дипломом I степени конкурса молодых дизайнеров в номинации «Обновляем гардероб» (Тамбов, 2005), дипломом III степени регионального конкурса «Экзерсис - 2005» (Курск, 2005). Группа №3 - контрольная - волонтерский отряд «Бумеранг» (16 человек), члены которого являются студентами кафедры социально-культурной деятельности, сервиса и туризма Академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Деятельность волонтерского отряда направлена на добровольное участие в творческой, социально значимой деятельности в свободное от учебы в вузе время, включающей: подготовку наглядных материалов, средств контрпропаганды наркотиков и социальной рекламы; распространение наглядных материалов во время тематических акций, шествий, рейдов и т.д.; организацию дискуссий, викторин, конкурсов и других массовых мероприятий для детей, подростков и молодежи; проведение PR-кампании, социальной рекламы, благотворительных акций различной тематической направленности. Руководитель отряда кандидат педагогических наук, доцент Е.В.Великанова является победителем Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века».

Первый этап формирующего эксперимента заключался в диагностике первоначального уровня развития творческого потенциала испытуемых во всех группах.

Определение исходного уровня творческого потенциала участников эксперимента на данном этапе осуществлялось на основе интегрирования разработанной нами модели и двух диагностических методик, которые, с нашей точки зрения, с наибольшей степенью достоверности позволяли выявить комплекс способностей и качеств, необходимых личности для осуществления творческой деятельности.

В основу первой методики, разработанной Л. Москвиной положен тест на выявление уровня развития творческого потенциала личности. Участникам эксперимента было предложено 18 вопросов и 3 варианта ответов на них (см. Приложение 4). По сумме набранных баллов определялся уровень творческого потенциала участников эксперимента.

Критериями для оценки творческого потенциала по данной методике послужили: - потребность в творческой активности; - мотивация достижений и склонность к риску; - самодостаточность сознания; - увлеченность и любознательность; - самостоятельность осуществления деятельности; - уровень репродуктивно-творческой деятельности.

Похожие диссертации на Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений