Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Мингазова Луиза Петровна

Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива
<
Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мингазова Луиза Петровна. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Казань, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:07-13/417

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива 13

1.1. Методологический и содержательный анализ понятия «творческая направленность личности» 13

1.2. Воспитательный потенциал вокально-хорового искусства 37

1.3. Развитие творческой направленности личности в студенческом самодеятельном вокально-хоровом коллективе 59

Выводы по I главе 81

Глава 2. Художественно-педагогические технологии развития творческой направленности личности участника в студенчсеком самодеятельного вокально-хорового коллектива 85

2.1. Анализ современной практики художественно-педагогических технологий развития творческой направленности личности в студенческом самодеятельном вокально-хоровом коллективе 85

2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности художественно-педагогических технологий развития творческой направленности личности в студенческом самодеятельном хоровом коллективе 118

Выводы по II главе 143

Заключение 148

Литература 149

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Процесс глобализации в России наряду с положительными результатами, - созданием единой мировой культуры, -имеет и некоторые отрицательные последствия, такие как нивелирование самобытности народных культур и появление усредненных унифицированных «образчиков» культуры, что приводит к утрате национального самосознания и потере молодежью духовных ориентиров. Духовный дискомфорт, ощущаемый при замене национальных традиций ценностями глобализации, проявляется в фактах творческой инертности молодежи, ее неадекватной самооценки, отсутствии стремления к самореализации.

Творческая направленность — важнейшее качество личности, способное противостоять духовной и физической инертности, присущей современной студенческой молодежи. Наличие творческой направленности в структуре личности - важное условие ее полноценного развития, более успешной адаптации к изменяющимся условиям труда и требованиям жизни, самосовершенствования и самовоспитания.

Художественные самодеятельные коллективы обладают большим потенциалом для создания на основе анализа их деятельности и исследовании потенциальных возможностей художественно-педагогических технологий развития творческой направленности личности. Вокально-хоровое искусство дает уникальные воспитательные возможности. При совместном творческом поиске участников самодеятельного вокально-хорового коллектива происходит развитие их духовно-творческого потенциала и эмоционально-чувственной сферы, формируются ценностные ориентации.

В данном исследовании рассматривается развитие творческой направленности личности применительно к студенческой молодежи в условиях самодеятельного хорового коллектива. Привычка действовать по законам красоты позволяет сегодняшним студентам - завтрашним специалистам, создавать вокруг себя гармоничную действительность, способствует

формированию познавательной активности, развитию творческих способностей и умение импровизировать.

Для того чтобы участие в самодеятельном вокально-хоровом коллективе давало максимальный эффект, необходимо использование гибких, вариативных, направленных на творческое саморазвитие и самосовершенствование художественно-педагогических технологий развития творческой направленности личности.

Следует отметить, что исследований, посвященных данному виду художественного самодеятельного творчества, проведено немало, однако они не полностью отражают современную специфику и раскрывают не все аспекты творческой направленности личности студента в условиях самодеятельного вокально-хорового коллектива.

Выявление данных противоречий, позволило ориентировать исследование на определение художественно-педагогических технологий развития творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время отсутствуют диссертационные исследования и монографии, специально посвященные анализу развития творческой направленности личности участника студенческого вокально-хорового коллектива. Тем не менее, базу данного исследования составили труды ученых в области: социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, Т.И. Бакланова, Р.З. Богоудинова, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максготин, Р.Г.Салахутдинов, Е.И. Смирнова, Ю.А.Стрельцов, ВЛ.Суртаев, П.П.Терехов, В.Е. Триодин, Г.И.Фазылзянова, Р.Р.Юсупов и др.), художественно-педагогических технологий (М.А.Ариарский, А.И.Арнольдов, Т.И.Бакланова, О.С.Булатова, Л.В.Горева, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, И.М.Миргалимов, Р.Г.Салахутдинов, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, П.П. Терехов, В.Е.Триодин и др.), практической работы с хором

(В.Г.Соколов, П.Г.Чесноков, А.А.Егоров, А.И.Анисимов, К.К.Пигров), вокально-хорового воспитания (К.Ф.Никольская-Береговская), хорового

^ творчества (К.Н.Дмитревская и др.), самодеятельного хорового

исполнительства (В.Ф.Чабанный, Л.В.Шамина, Л.В. Живов, В.Г.Соколов и др.). В процессе работы автором использовались труды по развитию творческой личности в музыкальных коллективах (Ю.А.Азаров, И.Батыршина, Г.А.Гарипова, В.В.Емельянов, С.А.Казачков, Ю.М.Кузнецов, П.П.Левандо, С.В.Попов, А.М.Сафина и др.), психологии творчества (Д.Б.Богоявленская,

ь Л.С.Выготский, И.Гончаров, В. Дранков, А.Н. Леонтьев, А.Я.Пономарев,

С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, и др.), музыкально-творческому развитию студентов высшей школы (Ю.Б. Алиев, М.Г. Арановский, Л.Г. Арчажникова, Б.В.Асафьев, Л.Ауэр, Т.И.Бакланова, Л.С.Зорилова, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Кузнецов, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, В.Н.Холопова, Г.М. Цыпин, В.Ф. Чабанный и др.).

* Обзор научной литературы показывает, что проблема развития творческой

направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива в настоящее время остается мало изученной. Такое положение объясняется рядом причин: во-первых, в советский период игнорировалась личность в хоровом репетиционном процессе; во-вторых, репетиционный процесс в самодеятельном хоре больше был направлен на обучение, чем на творчество; в-третьих, большинство авторов опубликованных исследований по методике работы с хором касались вопросов организационных и воспитательных, чем творческих.

Приведенный обзор литературы свидетельствует о наличии следующих противоречий:

между значимостью воспитательного потенциала вокально-хорового искусства для развития творческой направленности личности и недостаточностью его практического использования;

между потребностью современного общества в мобильной, творчески и
конструктивно мыслящей, способной к саморазвитию личности и

4 недостаточностью теоретико-методологической разработанностью

проблем ее формирования в процессе социально-культурной деятельности;

между потребностью в эффективных и гибких художественно-
педагогических технологий развития творческой направленности
личности в условиях самодеятельного хорового коллектива и отсутствием

* интегрированных компонентов их реализации.

Выдвинутые противоречия на теоретико-методологическом уровне позволяет сформулировать научную проблему: каковы основные предпосылки, содержания методов, форм и средств творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива.

Недостаточная разработанность проблемы послужила основанием определения темы диссертации: Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива.

Объектом исследования явился процесс развития творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива.

Предмет исследования - основные предпосылки и художественно-

педагогические технологии развития творческой направленности личности

участника студенческого вокально-хорового коллектива.

Цель исследования - раскрыть, обосновать и экспериментально проверить особенности художественно-педагогических технологий развития творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива.

Гипотеза исследования: развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива будет

проходить более эффективно при реализации следующих педагогических условий:

четкого понятия «творческой направленности личности»;

создание творческой атмосферы в коллективе;

обеспечение сотворчества и сотрудничества, взаимопонимания, психологического комфорта на занятиях вокально-хорового коллектива;

создание и внедрение в практику работы специальных художественно-педагогических технологий для развития творческой направленности личности;

использование воспитательных возможностей вокально-хорового искусства, как средства развития творческих способностей участника студенческого коллектива.

Для реализации сформулированной цели исследования и проверки гипотезы было необходимо поставить и решить следующие задачи:

  1. На основе научно-методологического анализа литературы раскрыть и обосновать сущность понятия «творческая направленность личности».

  2. Выявить и обосновать воспитательный потенциал вокально-хорового искусства, в том числе и самодеятельного исполнительства, обеспечивающий развитие творческой направленности личности.

3. Разработать и экспериментально проверить художественно-педаго
гические технологии развития творческой направленности личности участника
студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды, посвященные:

философско-культурологическому и психологическому анализу
исследования проблем и закономерностей развития творческой
направленности личности,
опирающихся на идеи деятельностного
подхода (И.С. Коган, М.С.Коган, Э.С.Маркорян, В.М.Межуев,
С.Л.Рубинштейн, Э.В.Соколов, Б.М.Теплов,), а также на философско-

антропологические теории отечественной философии (Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев, Г.Федотов, П.А.Флоренский);

4 психолого-педагогическим аспектам творчества (В.И.Андреев, В.М.

Бехтерев, Д.Б.Богоявленская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Ф.Г. Гоноболин, И.Гончаров, Г.Б. Грановская, В.Л.Дранков, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, А.Н.Лук, A.M. Матюшкин, А.Я.Пономарев, В.С.Розов, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Спиркин, К.С.Станиславский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, А.Т.Шумилин,

* А.И.Щербаков и др.);

модернизации содержания социокультурного образования (Б.С.Алишев,
М.А.Ариарский, Т.И.Бакланова, Р.З.Богоудинова, А.Д. Жарков,
А.С.Каргин, Т.Г.Кисилева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф. Максютин,
В.Ш.Масленникова, Е.И.Смирнова, Ю.А.Стрельцов, ВЛ.Суртаев,
П.П.Терехов, В.Е.Триодин, Д.В.Шамсутдинова, P.P. Юсупов) и др.;

вокально-хоровому искусству, хороведения, теории и методики работы с хором (Л.А.Безбородова, Г.А.Гарипова, Л.Б.Дмитриев, А.А.Егоров, В.В.Емельянов, Л.В.Живов, С.А.Казачков, Ю.М.Кузнецов, П.П. Левандо, А.В.Никольский, С.В.Попов, К.Б.Птица, В.А.Самарин, В.Г. Соколов, Л.И.Уколова, П.Г.Чесноков, Л.В.Шамина и др.);

педагогическим технологиям досуга (М.А.Ариарский, О.С.Булатова, Л.В.Горева, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Р.Г. Салахутдинов, и др.);

музыкальному творчеству студентов (Ю.Б.Алиев, Б.В.Асафьев, М.Г. Арановский, Л.Г. Арчажникова, Л.Ауэр, Т.И. Бакланова, Л.С. Зорилова, Д.Б. Кабалевский, В.Г. Кузнецов, В.И.Петрушин, В.Н.Холопова, Г.М. Цыпин, В.Ф.Чабанный и др.).

tt Методы исследования: в диссертации широко использовались

теоретические (анализ, систематизация, классификация, моделирование, обобщение и сравнение), эмпирические (опыт работы с самодеятельными коллективами), дидактические (анкетирование, опрос, интервыо, игровые),

экспериментальные (поисковый, констатирующий и формирующий) методы, а также методы статистической обработки данных, полученных в ходе эксперимента. Теоретический метод позволил обосновать и раскрыть сущность понятия «творческая направленность личности». Эмпирический метод позволил выявить и обосновать воспитательный потенциал вокально-хорового искусства, в том числе и самодеятельного хорового исполнительства. Экспериментальный метод позволил разработать художественно-педагогические технологии развития творческой направленности личности, а также выявить результаты педагогического эксперимента.

Источниковедческой базой исследования послужили труды по истории вокально-хорового искусства, теории и методики работы с хором, труды по культурологии, искусствоведению, социологии, социокультурной деятельности, педагогики и психологии, труды по отечественной музыковедческой литературе.

Этапы исследования. В диссертации обобщены результаты исследования, проведенного с 2001 по 2006 гг. В исследовании можно выделить 3 этапа.

1-й этап (2001-2002 гг.). Разработка программы исследования и
определение методов и форм получения информации, обзор и анализ
философской, психолого-педагогической, культурологической,

социологической, музыковедческой и методической литературы по проблеме исследования, а также формирование научного аппарата.

2-й этап (2003-2004 гг.). Выявление воспитательного потенциала вокально-хорового искусства, повлиявшего на развитие творческой направленности личности, разработка художественно-педагогических технологий, разработки опытно-экспериментальной диагностической методике по оценке уровня сформированности творческой личности участника хора.

3-й этап (2005-2006 гг.). Организация эксперимента с целью оценки эффективности художественно-педагогических технологий. Подведение итогов

диссертационного исследования. Систематизация и обобщение материала, литературное оформление.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. Обоснована и раскрыта сущность понятия «творческая направленность личности», которая выражена в постоянной и устойчивой потребности в творческом саморазвитии, желании творчески применять знания, умения и навыки в вокально-хоровой деятельности, умение творчески интерпретировать музыкальные тексты, стремиться к новому в музыкальном творчестве, быть активным в познании, в созидательной деятельности.

  2. Выявлен и обоснован воспитательный потенциал вокально-хорового искусства (лучшие образцы классической и народной хоровой музыки, а также профессионального и самодеятельного хорового исполнительство, жанровое многообразие певческой культуры), позволяющий развивать творческую направленность личности (углубленность и возвышенность, обобщенное выражение высокого и духовного, эстетическое, и этическое начало).

3. Разработаны и экспериментально проверены художественно-
педагогические технологии развития творческой направленности личности
участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива,
которые включают в себя традиционные и инновационные (импровизация,
подбор, игровые формы обучения, элементы двигательного моделирования)
технологии.

Практическая значимость исследования определяется значительным инновационным подходом, содержащимся в диссертационной работе. Результаты исследования способствуют: разработке региональных проектов социально-культурной деятельности для молодежи; формированию у молодежи творческих способностей; более широкому использованию сложившихся форм и методов хорового воспитания и просвещения в современной досуговой практике (проведение конкурсов, и других мероприятий), их внедрению в системы дополнительного, среднего и высшего профессионального

образования по специальности 071301 - «Народное художественное творчество», 050601 - «Музыкальное образование», 070108 - «Музыкальное искусство эстрады», 071401 - «Социально-культурная деятельность»; расширение курсов специальности «Народное художественное творчество», за счет новых материалов автора: «Технология развития творческой направленности личности в самодеятельном вокально-хоровом коллективе»: метод, рекомендации (Казань, 2006), «Воспитательный потенциал вокально-хорового искусства в развитии творческой направленности личности» (Интернет-журнал МГУКИ, 2006).

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается четкими методологическими позициями, использованием адекватного цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблем, синтезом и сопоставлением данных хоровой педагогики, музыкальной психологии, философии, культурологии и социологии, а также опытно-экспериментального исследования, научной апробации основных идей в практике социокультурной сферы и искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения, результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедрах: социально-культурной деятельности КГУКИ, музыкально-педагогического факультета ТГГПУ, докладывались на международных и всероссийских конференциях «Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования» (Казань, 2003), «Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технология» (Шуя 2005), «Проблемы культуры в современном образовании; глобальные, национальные, регионально-этнические» (Чебоксары, 2006), «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казань, 2006), а также на рабочих семинарах и совещаниях.

Материалы исследования отражены в статьях и учебно-методических

рекомендациях автора, предназначенных для студентов высших учебных

^ заведений культуры и искусств, используются при чтении курсов «Методика

работы с самодеятельным хоровым коллективом», «Педагогика досуга»,

«Культурология» в КГУКИ.

Экспериментальные исследования осуществлялись с татарским вокально-хоровым коллективом культурно-досугового комплекса ДК им. В.И. Ленина г.Казани, студентами КГУКИ, успешно использовались в деятельности

вокальных ансамблей «Vis-a-vis», «Родники», студенческого татарского
вокального ансамбля «Нурлай».

На защиту выносятся следующие положения:

Методологический и содержательный анализ понятия «творческая направленность личности»

Развитие творческой направленности личности - задача многогранная, требующая обновления содержания, методов и форм художественно воспитательной работы в сфере образования и культуры. Изучение данной проблемы поставило нас перед необходимостью анализа основных понятий нашего исследования: «творчество», «направленность личности», «творческая направленность личности». Известно, что феномен творчества рассматривается с философских, психологических, социальных, педагогических позиций. Существует большое количество определений этого понятия. Нас творчество интересует с позиций ценностного содержания. Согласно словарю В. Даля, «творчество - твореное, сотворенное, созидание, как деятельное свойство. Творческий - ко творцу и ко творчеству относящееся» [64, с.395]. Словарь С. И. Ожегова характеризует творчество как созидание новых по замыслу культурных, материальных ценностей [133, с.727].

Философия рассматривает творчество как проблему достижения истинности знаний, особого рода созидательную деятельность. В зарубежной философии категория творчества, одаренности связывается с категорией свободы, и эта связь остается неразрывной на протяжении длительного периода. Представители русской философской школы связывали творчество с преобразованием мира. Идеи человеколюбия основаны на понимании свободы личности как первоначала. В качестве основного компонента творческого развития выделялось и самосознание. Творчество определялось и с позиции хаоса, противоречия, случайности.

В философской системе Гегеля творчество определяется как главное, основное предназначение в жизни, диалектическое восхождение духа: «Творчество-созидание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а помнит о нем, сохраняет его в себе, включает его в себя как момент своей собственной истории, как свою предпосылку» [57, с Л 22].

Философ А.Г. Спиркин определяет творчество как «мыслительную и практическую деятельность, результатом которой является созидание оригинальных и неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира и духовной культуры» [174,с. 139].

Известный индийский мыслитель Ошо связывает творчество со многими составляющими: свободой, гармонией, интеллектом, психологическим расслаблением, гармонией с природой, умением мечтать, отсутствием эгоизма, умением любить жизнь. «Творчество означает: внести в существование нечто новое, дать дорогу неизвестному, чтобы оно могло проникнуть в известное, предоставить небу путь на землю» [135, с.85].

Известный искусствовед Ю.Б. Борев, рассматривая проблему художественного творчества, выделяет пять необходимых составляющих творчества: «а) осуществляется художественно одаренной личностью или коллективом, б) на основе определенного метода, в) протекает в форме образного мышления, г) в процессе которого создается неповторимо оригинальный художественный мир, д) отражающий реальность и воплощающий личность автора» [36, сЛ48].

Хотим отметить, что творчество невозможно без труда и развития трудолюбия. Существует мнение, что «что способность, талант не падают с неба, что только труд упорный, ежедневный, настойчиво обеспечивает подлинный прогресс, значительный настоящий успех» [5, с.5 ]. Для развития творческой личности требуется целенаправленная активность, созидательная деятельность, прежде всего, самой личности, осмысление личного опыта, стремление к самосовершенствованию и созиданию.

Н.В. Басова отмечает, что творчество связано со способностями человека, особенно со способностью нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. «Результатом творчества рождается новое полезное решение или продукт деятельности, выходящий за рамки общепринятых стандартов» [25, с.234-235]. Творчеством является наивысший уровень умственной деятельности. Она подчеркивает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, воля, деятельность и трудолюбие. Главной закономерностью творчества является труд, рожденный внутренним мотивом.

Проблемы творчества изучались многими психологами. В основу проблемы педагогического творчества легли фундаментальные труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.М. Теплова, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Лука и др. Все они отмечали, что творчество - это не особый дар избранных, этим даром в большей или меньшей степени наделено все человечество.

Л.С. Выготский определяет творчество «как мыслительную и практическую деятельность, результатом которой являлось созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры» [49, с.90 - 91].

Б.Г. Ананьев отмечал, что «высшей интеграцией субъектных свойств человека является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем и потенциалами) - способности и талант» [6, с.51].

Воспитательный потенциал вокально-хорового искусства

Высший по направленности смысл педагогики музыкального образования, если исходить из современных научных представлений о ней, состоит, прежде всего, в развитии личности, способной через музыкальную интонацию постигать окружающую действительность, свой внутренний мир, многообразие проблем человеческого бытия. Такое понимание ценностно-смысловой функции современного музыкального образования, без сомнения, утвердилось вследствие накопленного в педагогике опыта осмысления сущности жизни человека и общества.

Самые разные проблемы и аспекты музыкального образования находились под пристальным вниманием известных философов. Вопросы о смысле искусства, о воплощении в нем единства красоты человека и мира, их взаимоотношений рассматривались А,Ф. Лосевым, Вл. Соловьевым, Ф. Шиллером и др. Они призывали постигать умом и сердцем истинный смысл музыки, ее духовную силу и красоту.

Философы современности, М.С. Каган, Н.И. Киященко [82, с.91], рассматривали проблемы музыкального искусства, усматривая одну из возможностей приложения философских знаний к реальной действительности. В этом плане ценной является позиция М.С. Кагана относительно роли музыки. Философ полагает, что важен такой человек, «который овладеет ценностным отношением к Другому, к миру». А достижение этого невозможно без общения с искусством, наделяющим душу и разум человека мудростью, любовью, чуткостью, ответственностью ко всему, что его окружает [82, с.91]. По его мнению, искусство - это единственный инструмент культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, в реальной целостности своего уникально-природного социально-культурного существования, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство, дополняя свой реальный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности. Именно на этой гуманистической ориентации, утверждающей необходимость развития «человеческого в Человеке», основана педагогика музыкального искусства. Музыка и такой ее аспект, как творчество, рассматривается как явление, раскрывающее внутренний мир человека, его отношение к окружающему миру, состояние и движение чувств и мыслей, сплачивающее людей посредством переживания прекрасного.

Своеобразие музыкального предмета проявляется в его личностно-творческой сущности, в том, что содержание музыки выражается композитором, исполнителем и воспринимается слушателем в особой образно-чувственной, эмоциональной форме, которая предоставляет человеку возможность переживания процессуальной стороны эмоциональной организации жизненных событий.

Курс на переоценку духовных ценностей, переориентацию социально-экономических устоев общества поставил вопрос о необходимости расширения и укрепления творческого начала человека. Под формированием творческой направленности личности мы понимаем развитие всех компонентов музыкального дарования, необходимых для полноценного эмоционального и сознательного восприятия и исполнения музыкальных произведений. Эффективным средством в данном случае выступает вокально-хоровое искусство.

Давно доказано, что вокально-хоровое искусство - могучее средство воспитания, инструмент, способствующий становлению личности. Действительно, в течение многих веков оно традиционно служит важным средством формирования человеческого в человеке. Благодаря своим «ансамблевым» свойствам хоровое пение является одним из самых массовых и распространенных видов музыкального исполнительства, которое обладает силой эмоционального и воспитательного воздействия на людей.

Основной задачей студенческой хоровой самодеятельности является музыкально-эстетическое воспитание молодого поколения. В современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она стоит на первом месте по отношению потребления других видов искусств. Сегодня музыка выходит на первое место и является самым любимым, предпочитаемым молодыми людьми видом искусств. Приобщение молодежи к хоровому пению очень значимо. Оно способствует воспитанию художественного вкуса и расширению творческих способностей участника вокально-хорового ансамбля. Пение в хоре развивает музыкальную грамотность, воспитывает вокальную культуру и любовь к музыке. Хоровая музыка делает молодежь более идейными и отзывчивыми, развивает их эмоциональность, пробуждает интерес к творчеству. Она воспитывает способность воспринимать прекрасное, делая их жизнь духовно богаче. Хоровая музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств и волнений, эмоционально-психологическое состояние, их динамику и переливы.

Заполняя досуг молодежи, пение в самодеятельном хоре не только не мешает учебе в вузе, а, наоборот, помогает им стать более собранными и целеустремленными, так как участие в самодеятельном коллективе ставится в зависимость от их успеваемости.

Весь творческий процесс в хоровом коллективе пронизан воспитательной работой. Самой доступной ее формой являются беседы руководителя по изучаемому репертуару. Руководитель не только сам демонстрирует технику исполнения того или иного вокального произведения, объясняет механизм его выполнения, но и помогает студентам понять художественное содержание произведения, рассказывает об авторах музыки и текста, затрагивает вопросы общественной жизни, истории, литературы и других видов искусств.

Анализ современной практики художественно-педагогических технологий развития творческой направленности личности в студенческом самодеятельном вокально-хоровом коллективе

Задача исследования поставила нас перед необходимостью раскрыть специфику терминов «педагогическая технология» и «художественно-педагогическая технология». Термин «педагогическая технология» сравнительно новый, он лишь начинает входить в научный оборот, поэтому различные исследования трактуют его неоднозначно. Художественно-педагогические технологии, применительно к вокально-хоровому искусству, подразделяются на традиционные и инновационные. Традиционные хоровые технологии являются базой для развития творческих способностей участников самодеятельности. Их методика отражена в публикациях: С.Попова, В.Ровнера, В.Соколова, М.Заринской, В.Чернушенко, Г.Терацуянца, В.Чабанного, Л.Шаминои, Б.Тевлина. Инновационные технологии связаны с синтезом таких искусств как: хореография, ритмика, фольклор, театр, инструментальное искусство. Теоретико-методической базой инновационных технологий послужили публикации: А.Т.Тевосяна, М.С. Осеннеевой, Л.А.Безбородовой, Г.П.Сергеевой, Л.Н.Зиминой др.

Слово «технология» (от греч. tehne - искусство, ремесло, наука + logos -понятие, учение) означает «совокупность знаний о способах и средствах произведения производственных процессов».

Согласно В. Далю, «технология - наука техники. Техника - искусство знания, умения, приемы работы и приложение их к делу» [64. с.404]. Известно, что для традиционного педагогического процесса существовала и существует своя традиционная технология, характерная для тех приемов и средств, которыми педагог-руководитель пользуется при организации и проведении воспитательного процесса. Педагогическая технология, с одной стороны, воспринимается как «совокупность приемов и средств обработки, представления, измерения и предъявления информации», а с другой -«технология - это наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием определенных средств» [170, с.482].

Применительно к нашей теме исследования педагогические технологии следует воспринимать как науку о способах воздействия художественного руководителя на участника самодеятельного хорового коллектива в процессе развития творческой направленности личности с использованием средств вокально-хорового искусства.

В нашей стране термин «педагогическая технология» появился впервые в 1963 г., однако он не получил широкого распространения. Вместе с тем, процесс развития творческой направленности личности опирается на технологию как процесс овладения соответствующим объемом знаний, навыков и умений с целью использования их в практической художественной деятельности. До недавнего времени словосочетание «педагогическая технология» считалось недопустимой вольностью в трактовке таких сугубо творческих и психологических проблем, процессов, как обучение и воспитание. Современный научно-технический прогресс определяет педагогическую технологию как одно из основных направлений совершенствования и модернизация содержания социокультурного образования.

Специфические особенности педагогических технологий в учебном процессе рассматриваются в работах М.Ж. Арстановой, В.П. Беспалько, Н.В. Бочкиной, О.Р. Долженко, Б.Т. Лихачева, Ф.К. Савиной, В.В. Сериковой и др., которые, обосновывая необходимость овладения педагогическими технологиями, подчеркивают, что реализация технологического решения определяется индивидуальностью руководителя и обеспечивает практическое воплощение и результативность педагогической деятельности.

Определенный шаг вперед в рассмотрении проблем самодеятельного художественного творчества бы сделан в выпущенной недавно книге «Современные технологии социально-культурной деятельности». Автором основных разделов являются педагоги-практики кафедры социокультурной деятельности Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина -Ю.И.Алпацкая, Е.В.Великанова, И.И.Булычева, М.И.Долженкова, которым удалось во многом близко подойти к рассмотрению таких вопросов, как самодеятельное творчество, категория творчества в контексте теории деятельности, а также современные технологии самодеятельного художественного творчества.

Существуют разные толкования понятия «педагогическая технология». Условно их можно разделить: - педагогическая технология - как средство гарантированного достижения целей обучения, подчеркивая при этом, что она присутствуют в любом учебно воспитательном процессе и в этом отношении развивает классическую дидактику, - технология обучения как «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей» (В.П. Беспалько), педагогическая технология - это целостная совокупность разнокачественных процедур (дидактических, психологических, общепедагогических и др.), обусловленную соответствующими целями и содержанием обучения, которые призваны осуществить требуемые изменения форм поведения и деятельности обучаемых (М.В. Кларин).

Организация и результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности художественно-педагогических технологий развития творческой направленности личности в студенческом самодеятельном хоровом коллективе

Опытно-экспериментальная работа проводилась автором в течение шести лет (2001-2006г,г.). Работа осуществлялась по развитию творческой направленности личности студенческой молодежи г. Казани, участвующей в самодеятельном вокально-хоровом творчестве. Экспериментальные группы формировались таким образом, чтобы распределение интересов и потребностей их участников соответствовало распределению в контрольных группах, что позволило достичь соответствия начального уровня участников эксперимента.

Констатирующим экспериментом было охвачено 150 участников вокально-хоровых коллективов, формирующим и контрольным -120.

При организации эксперимента особое значение имел диагностический этап, связанный с разработкой специальной методики измерения уровней творческой направленности личности участников самодеятельного художественного творчества и их общего художественного кругозора. По результатам диагностического исследования мы смогли определить комплекс тех условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию творческой направленности личности участника самодеятельного художественного творчества в процессе изучения вокально-хорового искусства. Процедура педагогической диагностики процесса организации творческой направленности личности включала в себя следующие этапы: определение критериев сформированности творческой направленности личности; определение характеристики уровней развития творческой направленности личности и уровней ее художественно-творческого развития; составление и подготовка соответствующих методик и анкет для сбора эмпирической информации; обработка и обобщение результатов эмпирического исследования.

Для реализации соответствующих идей наиболее важным моментом является определение критериев сформированности творческой направленности личности участника самодеятельного вокально-хорового коллектива. Комплексный анализ научно-теоретических данных позволил определить творческую направленность как интегративный комплекс качеств, характеризующих личность участника самодеятельного вокально-хорового коллектива и ее деятельность. Оценивая эти данные, мы выделили следующие критерии:

Когнитивный: целостность и систематизированность знаний о вокально хоровом искусстве, глубина и устойчивость интереса к музыкальным знаниям; уровень познавательно-творческой активности; потребность в новых знаниях, умениях и навыках вокально-хоровой техники; наличие собственных художественно-творческих убеждений в отборе вокально-хоровых приемов над выразительностью произведений; владение методами музыкально теоретического анализа произведений; умение воспринимать, отбирать информацию в соответствии с целями вокально-хоровой деятельности; уровень мышления, умение выделять главное; умение анализировать, сравнивать, контролировать и корректировать свою творческую работу; умение переносить и использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации; умение аргументировать свои суждения и действия; индивидуальные предпочтения в выборе заданий; сформированный художественный вкус.

Эмоционально-ценностный: интерес и направленность личности на овладение вокально-хоровой культурой; уровень фантазии; умение улавливать и художественно отображать богатство эмоциональных оттенков исполняемого хорового репертуара; умение передавать через свое творчество разнообразие испытываемых чувств, глубину переживаний, эмоциональную выразительность во время работы хорового коллектива, которые проявляются в особенностях речи, жестах, мимике; умение анализировать и оценивать исполнительский замысел в процессе работы над партитурой; сформированность эстетических и художественно-творческих суждений; уровень и широта художественно-творческих и эстетических потребностей; готовность к овладению национальными и культурными ценностями в музыке.

Мотивагщоино - деятельностный: функциональная сторона творческой деятельности личности участника самодеятельного вокально-хорового коллектива; практические умения в собственной художественно-творческой деятельности; стремление к самореализации; владение различными умениями и навыками художественно-творческой деятельности; умение работать с хоровой партитурой; стремление к самостоятельности, сотрудничеству, к дружбе и взаимовыручке; любознательность, интерес к нестандартному и новому; стремление к лучшему результату; стремление исправлять работу, умение перестраивать свою деятельность; степень ответственности; степень организованности, умение работать в коллективе.

Таким образом, критериями успешности процесса развития творческой направленности личности участника самодеятельного вокально-хорового коллектива являются целостность восприятия вокально-хорового искусства и собственной личностной и коллективной музыкальной художественно-творческой деятельности в хоре.

Комплекс действий по художественно-педагогическому развитию творческой направленности личности участника: установление исходного уровня творческой направленности испытуемых; осуществление мотивации к развитию творческой направленности: формирование знаний, умений, навыков художественно-творческой деятельности в хоре; формирование качеств, необходимых для реализации творческих замыслов, проявления творческой направленности; развитие умений самореализации в творческой хоровой деятельности. В эксперименте нами выделены три части: констатирующая, формирующая и контрольная.

Похожие диссертации на Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива