Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Дюков Максим Леонидович

Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива
<
Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дюков Максим Леонидович. Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Дюков Максим Леонидович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1046

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретико-методологическое обоснование применения технологий социально-культурной деятельности для развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива 21

1 Сущность и специфика использования технологий социально-культурной деятельности для увеличения интенсивности созидательной деятельности участников самодеятельного коллектива 21

2 Комплексная модель активизации творческих способностей участников самодеятельного театра с помощью технологий социально-культурной деятельности 51

ГЛАВА II Организационно-педагогические условия применения технологий социально-культурной деятельности в целях стимулирования творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива 75

1 Особенности использования инновационных технологий социально- культурной деятельности для повышения творческого потенциала участников самодеятельных театральных коллективов Тамбовской области 75

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива технологиями социально-культурной деятельности 96

Заключение 126

Список литературы 133

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Способность индивида к творчеству, созиданию, инновационной деятельности в контексте развития мировой культуры видится определяющей, однако понимание природы этой способности системой современного наукознания весьма противоречиво. Не до конца проясненные основания феномена творчества, разночтения в объяснении его источников, механизмов и результатов осуществления не позволяют до конца определить его содержание. Между тем развитие цивилизации, общества, группы, конкретного человека систематически нуждается в творчестве, позитивные формы которого позволяют более эффективно использовать социально-культурный и психологический потенциал человека, повышают качество социального бытия. Созидательная деятельность людей приводит к стремительным переменам в экономической и социально-культурной жизни нашего общества. Она не только значительно усложняет структуры личностной и социальной реальности, но также способствует повышению уровня их детерминации. Динамика инновационных изменений социальной реальности растет с каждым десятилетием, что заставляет субъектов деятельности искать разнообразные способы увеличения собственной творческой активности, как для создания новых продуктов, так и для повышения собственных адаптационных способностей. Все это подтверждает высокую степень социальной значимости творческих способностей в структуре личности.

Законодательство Российской Федерации предоставляет каждому

гражданину гарантированное право заниматься творческой деятельностью,

которая может осуществляться как на профессиональной, так и

самодеятельной основе. В «Законе РФ о культуре» говорится, что каждый

человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со

своими интересами и способностями. Развитие творческих способностей

личности технологиями культуры и искусства позволяет, с одной стороны,

осуществить рекреативную функцию, а с другой - личностно заинтересовать субъекта творчества в создании совершенно новых форм персонального и социального бытия. В Федеральной целевой программе «Культура России (2006 - 2010 годы)» предусматривается увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в области художественного творчества.

Самодеятельный театр, по нашему мненшо, представляет значительные возможности для развития творческих способностей участников посредством применения разнообразных технологий социально-культурной деятельности. Это обусловлено следующими причинами: 1) доминирующим положением принципа театрализации в «публичной сфере» современного общества (Г. Дебор [63], И.А. Мальковская [124]); 2) синтетическим характером и мультипликативной природой любого произведения театрального искусства; 3) способностью театра образно отражать социальную реальность в поведенческих формах самой социальной реальности; 4) возможностью многоуровневой объективации творческого потенциала участников театрального искусства; 5) высокой степенью педагогического воздействия на всех контрагентов театральной коммуникации, возникающей в процессе производства и восприятия произведения театрального искусства.

Несмотря на то, что культуротворчество вобрало в себя теоретический опыт психологии, педагогики, прикладной культурологии и креалогии, оно остается дистанцированным от реальной социокультурной практики из-за отсутствия достаточной научно-методической и технологической проработанности. Это обстоятельство ставит перед современными исследователями проблему комплексного технологического обеспечения творческого процесса самодеятельного театрального искусства.

Степень научной разработанности проблемы. Возможности

развития созидательных способностей человека исследовались с момента

появления науки. Исторически первыми в границах философии

анализируются причины и механизмы осуществления творческого начала в

человеке. Педагогическая наука в комплексе проблем, направленных на

изучение условий развития способностей человека рассматривает, в том числе, и способности к творчеству. Значительный интерес к данному направлению деятельности в педагогике отмечается только с XX века, когда в границах психологии Дж. П. Гилфорд [223, 225] вводит понятие «креативность», акцентирующее внимание только на внутриличностной составляющей творческого процесса. Эта тенденция вполне соответствовала популярной в тот период идее неопозитивизма (Ч. Огден, А. Ричарде [224]), значительно принижающей роль художественно-материальных механизмов процесса творчества. В течение прошлого столетия эта точка зрения в границах психологии и педагогики сформировалась в отдельную науку -креалогшо (автор - Л.А. Балановская [17, 18, 19]), определяющим направлением которой является рациональная составляющая созидательной деятельности (линия Гилфорда).

Укорененность креалогии в парадигме психологической науки позволяет отметить некую тенденциозность в толковании креативности как способности созидания, преимущественно, в ментальной сфере. Использование данного понятия в системе социально-культурной деятельности возможно только после разностороннего исследования. Именно этим объясняется акцент настоящей работы на понятии «творческие способности» в контексте социокультурной деятельности, а не на «способности к творчеству» (креативности) как онтологической характеристики психической сферы личности. Изучение указанного феномена, применительно к социально-культурной практике, на наш взгляд, необходимо вести: 1) в контексте генезиса теоретического опыта исследования феномена творчества; 2) с учетом его историко-культурных контекстуальных сопряжений с различными понятиями («искусство», «одаренность», «креативность», «вариативность и гибкость мышления», «лабильность психофизического аппарата», «нестандартность», «созидание», «новизна» и т.д.); 3) с использованием опыта креалогии (психологии и

педагогики творчества) в разработке проблемы развития творческих

способностей личности; 4) с учетом концепции культуротворчества.

В социально-гуманитарном знании выявляются различные парадигмально и концептуально ориентированные точки зрения на его природу, механизмы развития в пространстве личности, социума, которые образуют следующие векторы:

  1. Социально-философское направление исследует проблему онтологии и/или гносеологии творчества. Здесь наиболее выделяются труды А. Августина [1], Ф. Аквинского [4], Аристотеля [9], А. Бергсона [24], Н.А. Бердяева [25, 26], И.И. Булычева [44], И. Канта [93], Дж. Локка [120], В.В. Налимова [138], Платона [219], Б.Н. Пойзнера [178], В.С.Соловьева [176, 177], Э.А. Соснина [178], П.А. Флоренского [201], С.Л. Франка [203], П.К. Энгельмейера [217] В.А. Яковлева [219] и др.

  2. Культурологическое направление разработки проблемы творчества представлено в работах С.Н. Артановского [10, 11], С.Н.Иконниковой [80], Э.В.Ильенкова [81], Н.Н.Никитиной [140, 141, 142], М.К.Петрова [153], Э.В. Соколова [174, 175] и др.

3) Социально-культурное направление анализа специфики
культуротворчества находится в фарватере идей разностороннего культурно-
ориентированного воспитания, поднятых М.А. Ариарским [8],
Т.И.Баклановой [15, 16], Е.И.Григорьевой [172], А.Д.Жарковым [75],
Т.Г. Киселевой [98], Ю.Д. Красильниковым [98], Г .Я. Никитиной [139],
А.В. Поповичевым, О.В. Ромах [163], Ю.А. Стрельцовым [183, 184],
А.А. Сукало [189], В.Я. Суртаевым [190, 191], В.Е. Триодиным [196, 197],
В.М. Чижиковым [210], Н.Н. Ярошенко [220, 221] и др.

4) В границах психолого-педагогического направления разрабатывается
целый комплекс проблем;

- проблема развития творческого потенциала личности (креативности):

Б.Г.Ананьев [6], П. Гилфорд [223; 225], А.Г.Ковалев [99], А.Н.Лук,

В.Н. Мясищев [137], Я.А. Пономарев [154], Б.М. Теплов [194], Л. Терстоун

[222], П. Торренс [226], К. Тейлор [193], В.Д. Шадриков [211] и др.

проблема применения творчества в системе образования: Ю.П. Азаров [3], Ю.К. Бабанский [14], Н.В.Кузьмина [109, ПО], О.Г. Степанова и др.;

- проблема включения технологий театрального воспитания и образования
в педагогический процесс, которую исследовали теоретики педагогики:
Н.Ф. Бунаков [45], АЛ. Ершова [73,74], Н.С.Карпинская [95],
И.Л. Люблинский, А.Я. Михайлов, В.П. Острогорский, Т.Г. Пеня,
М.А. Разбаш, Ю.И. Рубина [164], МЛ. Стуль [186, 187, 188], К.Д. Ушинский
[200], СТ. Шацкий, В.П. Шильгави [214], Е.К. Чухман и др. и деятели театра
С.А. Ауслендер, А.А. Брянцев, Г.Л. Рошаль, Н.Н. Сац [168], КЛ. Спасская,
Н.С. Шер, Л.Г. Шлет и др.;

проблема воспитания в личности художественно-творческих способностей средствами театрального искусства: А.И. Аверьянов [2], С.Л. Афанасьев, В.И. Белов, Н.Ш. Владимирова, В.И. Гурова, А.Л. Гройсман [60], Э. Н. Куруленко, Л.М. Петрова, Н.В. Рождественская [162], В.Ф. Савина, А.П. Сердюк, А.В. Толшин [162], М.М. Шибаева [213] и др.;

- проблема определения социально-педагогических и психологических
возможностей творчества в системе дополнительного образования
исследовалась Г.М. Биржешок, Е.И. Григорьевой [172], М.И. Долженковой
[52], Н.Н. Ивановой, А.А. Сукало [189], Б.А. Титовым и др.

Однако, несмотря на имеющийся опыт изучения, проблема повышения уровня творческих способностей личности продолжает оставаться чрезвычайно актуальной и представляет широкие возмолшости для дальнейших исследований.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемого вопроса были выявлены следующие противоречия:

между значительной социальной востребованностью творческих способностей человека и необходимостью их развития у. современных молодых людей;

тенденцией заимствования специалистами досуговых учрелсдений

технологий развития творческих способностей личности из смежных областей (психологии, культурологи и др.) без учета специфики социально-культурной деятельности и необходимостью выявлении механизмов и создания собственного технологического комплекса для исследовательской, образовательной и воспитательной работы с участниками самодеятельных творческих объединений;

- наличием ценного эксклюзивного практического опыта по развитию
творческих навыков субъекта самодеятельного театрального творчества и
необходимостью создания технологического базиса (системы
исполнительских, организационно-педагогических приемов и техник) для
обеспечения процесса развития способностей к творчеству участников
самодеятельного театрального коллектива.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему определения возможностей технологий социально-культурной деятельности в процессе развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива.

Объект исследования - развитие творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива.

Предмет исследования - технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива.

Цель исследования заключается в научном обосновании применения технологий социально-культурной деятельности в качестве фактора развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива.

Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

- обосновать сущность развития творческих способностей участников

самодеятельного театрального коллектива на основе использования

технологий социально-культурной деятельности;

- определить специфику развития творческих способностей участников
самодеятельного театрального коллектива на основе использования
технологий социально-культурной деятельности;

- разработать педагогическую модель использования технологий
социально-культурной деятельности для развития творческих способностей
участников самодеятельного театрального коллектива;

выявить и экспериментально обосновать совокупность организационно-педагогических условий использования технологий социально-культурной деятельности для стимулирования творческих способностей участников самодеятельного театрального объединения;

- разработать программу развития творческих способностей участников
самодеятельного театрального коллектива и осуществить опытно-
экспериментальную работу по проверке ее эффективности;

- определить критериальный аппарат, позволяющий объективно
выявить уровни способности к творчеству (креативности) участника
самодеятельного театрального коллектива.

Предварительное изучение проблемы, объекта и предмета исследования позволили сформулировать исходную гипотезу: использование технологий социально-культурной деятельности является позитивным фактором развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива при условии наличия: творческого коллектива и компетентного руководства; материально-технического обеспечения; систематичности занятий, наличии зрительской аудитории; репертуара; педагогической программы развития творческих способностей участника самодеятельного театрального коллектива; разработанной модели построения педагогического процесса.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

теоретический анализ философской, психологической, социологической,

педагогической и культурологической литературы по проблеме

исследования; синтез, обобщение, сравнение; индуктивный и дедуктивные

логические методы. Практические методы: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование); констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; математические методы обработки данных эксперимента.

Теоретической и методологической основой исследования составили идеи и концепции:

в области философии - теория всеединства (В. С. Соловьев [176, 177]); идея соотношения содержания понятий «личности» и «творчества» (Н.А. Бердяев [25, 26]); теория научно-технического творчества (П.К. Энгельмейер [217]), концепция творчества и контртворчества (И.И. Булычев [44]); идея «лазерной модели» творчества (Б.Н. Пойзнер, Э.А. Соснин [178]);

в области психологии - теория о сущности, структуре и механизмах творческого мышления (П. Гилфорд [223,225], П. Торренс [226], Д.В. Богоявленская [29, 30, 32, 33, 34, 35, 147]); идеи гуманистической психологии (Ш. Бюлер, К. Роджерс [161], А. Маслоу [126]); концепции взаимовлияния творчества, одаренности и театральной/паратеатральной игры (А.Л. Гройсман [60], Э.Ландау [114], Ю.Р. Вагин [48], Г.А.Ковалев [99]); теоретические аспекты понимания креативности (К.А. Торшина [195]), идея применения художественной психотехники в арт-тренинговых занятиях (Ю.С. Дружкин [68]); технологии творчества в процессе моделирования психодраматических ситуаций (Я. Морено [133, 134], Ф. Перлз [152]);

в области социально-культурной деятельности - разработки проблемы

развития творческой активности детей в системе этнохудожественного

образования (Ю.А. Стрельцов [183, 184], Е.Ю. Стрельцова [185]); разработки

проблемы развития самодеятельного творчества (Е.В. Великанова,

Е.И. Григорьева [172], Т.Г. Киселева [98], Ю.Д. Красильников [98],

О.В.Первушина [151], А.С. Брагин [40], В.Е. Триодин [196, 197],

Н.Н. Ярошенко [220, 221]); исследования проблемы формирования

креативных качеств личности (Т.А. Сидорчук [169], Г.Н. Новикова [143, 144]);

в области художественно-педагогических технологий - идеи развития творческих способностей с помощью самодеятельного искусства (М.А. Ариарский [8], Т.И. Бакланова [15, 16]); концепция существования логико-гносеологической и худолсественно-эстетической форм отражения действительности (О.С. Булатова [43]); теоретические исследования особенностей воспитательной работы в самодеятельном художественном коллективе (А.С. Каргин [94]); методические разработки применения арт-терапии в прикладной медицине (А.И. Копытин [155]); условия и механизмы формирования профессиональной направленности личности в профессиональной подготовке (И.М. Миргалимов); идеи развития творческого потенциала личности (Р.Г. Салахутдинов [166, 167]); проблемы применения игровых технологий в педагогической деятельности (В.Я Суртаев [190,191]);

в области театральной педагогики: базовая система театральной эстетики и педагогики в стиле реализма (К.С. Станиславский [180]); теоретико-методологические разработки применения принципа студийности в системе самодеятельного театрального искусства (Л.А. Сулерлсицкий); опыт внедрения игровых технологий в театральной педагогике (А.В.Требенкин [58]); концепция театральной подготовки исполнителей в системе дополнительного образования (А.П. Ершова [73, 74]); теоретико-методологическая разработка тренинговых занятий в театральной педагогике (М.Ю. Новицкая [158], М. Кипнис [97]); исследования влияния театрального творчества на процесс формирования личности (Е.Г. Нефедова [192]); концепция «карусели» при распределении функциональных обязанностей участников самодеятельного театрального коллектива (М.Г. Дубровин [69]);

nbH.\iv is і і. . кі ' и*,-,. . ' <: «..- . 'і w.- - 111. .лі і' .і _ .- '- jii'vii і'ПМіі »< і ti

концепция стретчинга (синтеза хореографии и пластики) в процессе

театральной подготовки детей школьного возраста (А.И. Константинова [104,

105]); теоретико-методологическое обоснование синтеза психолого-

педагогического и художественного воздействия на объект театральной педагогики для эффективного воспитания профессионального актера (Н.В. Белякова [23]); исследование тенденций развития современных театральных технологий (А.В. Павленко [149]).

Теории и идеи перечисленных выше авторов позволили концептуально осмыслить природу творческих способностей участников самодеятельного театрального творчества. Они сформировали интерес к поиску средств и методов позитивного влияния на развитие творческих способностей личности технологиями социально-культурной деятельности.

Организация исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе - подготовительном (2003 - 2004гг.) была выявлена проблема развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива. В рамках подготовительной работы осуществлялся анализ теоретических аспектов базовой проблемы исследования в современной философской, культурологической и педагогической литературе.

На втором этапе - поисковом (2005 - 2006гг.) была уточнена

проблема, тема исследования; конкретизированы объект, предмет, цели и

задачи диссертационной работы; выявлены сущность и специфика изучаемой

проблемы; изучено современное состояние использования инновационных

технологий в работе самодеятельных коллективов различной

направленности, выявлена роль технологий социально-культурной

деятельности в педагогическом процессе развития творческих способностей

участников самодеятельного театрального коллектива; разработана

педагогическая модель стимулирования творческих способностей участника

самодеятельного театрального коллектива; сформирован алгоритм

экспериментальной работы; выявлены особенности методического комплекса

по организации условий развития творческих способностей субъекта

художественного творчества.

На третьем этапе - опытио-эксперимептальпом (2006 - 2008гг.) были проведены констатирующий и формирующий эксперименты; изучен положительный опыт применения технологий социально-культурной деятельности ведущими самодеятельными театральными коллективами г. Тамбова и Тамбовской области; разработана и апробирована экспериментальная программа развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива «Путь к творчеству».

На четвертом этапе - обобщающем (2008г.) обрабатывались и систематизировались полученные результаты, был проведен контрольный эксперимент, уточнялись выводы, завершалось оформление диссертационного исследования. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные подвергались качественному и количественному анализу.

Опытно-экспериментальная база. Исследование осуществлялось в классах с углубленным изучением эстетических дисциплин МОУСОШ№2 г. Тамбова; студенческом народном театре-лаборатории «Феникс» на факультете общественных профессий при Мичуринском государственном аграрном университете (Тамбовская область); на кафедре социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Научная новизна исследования заключается в том, что в теории, методике и организации социально-культурной деятельности определены механизмы выявления и развития творческих способностей участников в педагогическом процессе самодеятельного художественного коллектива; разработан единый теоретико-методологический комплекс применения технологий социально-культурной деятельности в самодеятельном театральном коллективе. При этом:

- обоснована сущность развития творческих способностей участников

самодеятельного театрального коллектива на основе использования

технологий социально-культурной деятельности, представляющая собой

совокупность эффективных методов воспитания и образования, которые посредством игровой деятельности направлены на воссоздание физической, социальной и художественной (экзистенциальной) реальности.

выявлена специфика развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива технологиями социально-культурной деятельности, заключающаяся в комплексном разноуровневом художественном моделировании (конструировании) действительности, что позволяет повысить способности субъекта к созидательной деятельности, как во внутреннем (интеллектуально-психологическом), так и во внешнем (коммуникативном, сценическом, социально-культурном) аспектах творческой деятельности;

проблему развития общих и специфических творческих способностей участника самодеятельного театрального коллектива способна решить педагогическая модель, построенная на применении технологий социально-культурной деятельности. Настоящая модель включает в себя следующие элементы: 1) основные задачи самодеятельного театрального коллектива: художественно-творческие, организационные, педагогические; 2) принципы динамичности, системности, целостности, многофакторности; 3) специфические условия его существования, заключающиеся в наличии: самого творческого коллектива, руководства, материально-технического обеспечения, систематичности занятий, зрительской аудитории, репертуара, перспективной педагогической программы развития творческих способностей участника самодеятельного театрального коллектива; 4) базовые функции, реализуемые в художественно-творческом процессе: развивающая, формирующая, воспитательная, созидательная, рекреативная, оздоровительная; 5) комплекс культуротворческих технологий в системе самодеятельного театрального искусства; 6) направления художественной деятельности самодеятельного театрального коллектива. Модель предполагает комплексное развитие с помощью культуротворческих

технологий: а) общих творческих способностей (воображения, фантазии,

импровизации); б) специфических творческих способностей:

коммуникативных (творческо-адаптивных, коммуникативно-творческих), исполнительских (способности к перевоплощению, работы с художественным образом, исполнительской интерпретации и импровизации), художественно-технических (художественно-конструкторских, инженерно-художественных);

выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия использования комплекса технологий социально-культурной деятельности для стимулирования творческих способностей участников самодеятельного объединения: наличие творческого коллектива и компетентного руководства; материально-техническое обеспечение; систематичность занятий, наличие зрительской аудитории; репертуара; перспективная педагогическая программа развития творческих способностей участника самодеятельного театрального коллектива; построение деятельности на основе предлагаемой модели;

разработана авторская педагогическая программа «Путь к творчеству», построенная по вариативно-кластерному принципу. Она позволяет руководителю из предложенных модулей свободно конструировать оригинальный программный продукт, включающий следующие направления: 1) актерское мастерство; 2) звукоизвлечение (сценическая речь, вокал); 3) пластическая выразительность (сценическое движение, сценический бой, пантомима, танец); 4) сценические технологии (сценографическое искусство, декорационное, бутафорское искусство, костюм, грим, мультимедиа технологии). Программа включает в себя комплекс методов и технологий, способных максимально эффективно влиять на творческое развитие субъекта театрального творчества, формировать его ценностные ориентации и коммуникативные навыки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению

проблемы развития творческих способностей участника самодеятельного

театрального коллектива с помощью технологий социально-культурной деятельности. В работе обобщены культурологические, психолого-педагогические концепции (положения) о методологических и технологических основах процесса развития творческих способностей субъекта самодеятельного театрального искусства, что обогащает теорию и методику организации социально-культурной деятельности в направлении непрофессионального художественного творчества.

Создан инструментарий диагностического сопровождения процесса развития творческих способностей субъекта самодеятельного театрального искусства, позволяющий интенсифицировать творческую деятельность участников самодеятельного коллектива.

Разработан критериальный аппарат, позволяющий объективно выявить уровни способности к творчеству (креативности) участника самодеятельного театрального коллектива, имеющие следующую градацию: предкреативность (рСг) - низкий, квантикреативность (qCr) - средний, субкреативность (sCr) -нормальный, мультикреативность (mCr) - высокий.

Раскрытие природы механизмов развития способности к творчеству (креативности) позволяет определить комплекс общих и специальных творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива.

Обоснованы и содержательно наполнены основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений по использованию культуротворческих технологий, а также обобщены и классифицированы перспективные формы и технологические приемы работы культурно-досуговых учреждений по развитию творческих способностей участников самодеятельных театральных коллективов.

Разработанная педагогическая модель развития творческих

способностей участников самодеятельного театрального искусства в

условиях учреждений социально-культурного профиля позволяет

эффективно организовать художественно-педагогическую работу и

значительно повысить уровень способностей к творчеству участников самодеятельного театрального коллектива.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные позволяют повысить эффективность педагогического процесса развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива. Прикладное значение исследования заключается в использовании разработанного нами инструментария, способного интенсифицировать творческую деятельность участников самодеятельного коллектива.

Разработанная педагогическая программа развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива на основе технологий социально-культурной деятельности «Путь к творчеству» может быть использована в различных самодеятельных творческих коллективах.

Созданный в диссертационном исследовании критериальный аппарат позволяет исследовать уровень творческих способностей участника самодеятельного театрального коллектива в соответствии с различными направлениями художественной деятельности.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут

быть использованы: а) в процессе профессиональной подготовки и

повышения квалификации педагогических, социальных работников,

работников сферы культуры и досуга; б) в учебно-воспитательной

деятельности учреждений общего, среднего и высшего образования; в) при

осуществлении воспитательной деятельности центров внешкольной работы,

в центрах и домах творчества, учреждениях социально-культурной сферы, а

также в других учреждениях системы дополнительного образования.

Результаты исследования могут служить основой для инновационной

деятельности учреждений социально-культурной сферы, в поиске научных

подходов к разработке и реализации социально-культурных технологий, а

также могут быть применены при составлении региональных и федеральных

комплексных программ по развитию творческих способностей субъекта художественного творчества.

Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечены использованием научных теоретических положений
современных философских, педагогических, психологических,

культурологических трудов, соответствующих объекту и цели настоящей работы; применением разнообразных методов исследования, подтверждающих эффективность выполненной опытно-экспериментальной работы; использованием математических методов на различных этапах исследования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Сущность развития творческих способностей участника самодеятельного театрального коллектива технологиями социально-культурной деятельности представляет собой совокупность эффективных методов воспитания и образования, которые посредством игровой деятельности направлены на воссоздание физической, социальной и художественной (экзистенциальной) реальности. Под культуротворческими технологиями мы понимаем совокупность принципов, приемов и техник, обеспечивающих созидательную деятельность в сфере культуры и искусства. Классификация культуротворческих технологий в системе социально-культурной деятельности может иметь следующий вид: а) арт-менеджмент технологии; б) формирующие технологии; в) развивающие технологии; г) технологии творческого поиска; д) технологии художественного воплощения.

  2. Выявлена специфика развития творческих способностей

участников самодеятельного театрального коллектива технологиями

социально-культурной деятельности, которая заключается в комплексном

разноуровневом художественном моделировании (конструировании)

действительности, что позволяет повысить способность субъекта к

созидательной деятельности, как во внутреннем (интеллектуально-

психологическом), так и во внешнем (коммуникативном, сценическом, социально-культурном) аспектах творческой деятельности.

  1. Разработана педагогическая модель использования технологий социально-культурной деятельности для развития творческих способностей субъекта самодеятельного театрального творчества, в которой реализованы: цель, задачи, принципы, условия, направления, компоненты, функции, технологии, художественной деятельности, критериальный аппарат, предполагающий использование культур отворческих технологий для стимулирования общих (воображения, фантазии, импровизации) и специфических (коммуникативных, исполнительских, художественно-технических) творческих способностей.

  2. Выявленные организационно-педагогические условия использования комплекса технологий социально-культурной деятельности позволяют стимулировать творческие способности участников самодеятельного объединения.

  3. Разработанная авторская педагогическая программа «Путь к творчеству», представляющая собой комплекс методов и технологий, способна максимально эффективно влиять на творческое развитие субъекта театрального творчества, формировать его ценностные ориентации и коммуникативные навыки.

  4. Представленный в диссертации критериальный аппарат позволяет: объективно и дифференцированно выявлять уровень способности к творчеству (креативности) участника самодеятельного театрального коллектива; производить адекватный мониторинг и проектирование художественно педагогического процесса самодеятельного театрального объединения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные

положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение

на заседаниях кафедры «Социально-культурной деятельности» Института

искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; в

ходе проведения открытых занятий, выступлений на методических совещаниях и педагогических советах, научно-практических конференциях г. Тамбова и области: на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г. Р. Державина, в выступлениях на методологических семинарах вузов, отчетах на заседаниях кафедры «Социально-культурной деятельности» ТГУ им. Г. Р. Державина. Основные результаты исследования используются в образовательно-воспитательном процессе кафедры «Социально-культурной деятельности» ТГУ им. Г. Р. Державина, на факультете общественных профессий Мичуринского государственного аграрного университета (г. Мичуринск, Тамбовская область), в МОУ СОШ №2 г. Тамбова, в педагогической и творческой деятельности автора исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.

Сущность и специфика использования технологий социально-культурной деятельности для увеличения интенсивности созидательной деятельности участников самодеятельного коллектива

Для проведения полноценной исследовательской работы в направлении изучения возможностей повышения созидательных способностей участников самодеятельного театрального коллектива технологиями социально-культурной деятельности необходимо выполнить следующую последовательность аналитических операций: 1) выявить сущностные характеристики понятий «личность», «деятельность», «творческая деятельность»; 2) исследовать генезис определения феномена творчества и креативности в социально-философском и психолого-педагогическом направлениях науки; 3) определить содержание понятия «творческие способности»; 4) выявить роль технологий социально-культурной деятельности в процессе стимулирования способности личности к творческой деятельности (на примере возможностей самодеятельного театрального искусства).

Понятие «личность» (персона) происходит от лат. «persona» - маска, роль актера. В обобщенном виде личность выступает как взаимодействие таких важных феноменов, как «телесное Я», «самоидентичность», «интенциональность» (направленность), «образ Я», «чувство неполноценности», «совесть», «вера», «страх». К важнейшим структурам личности относятся категории «память», «культура» и «деятельность», благодаря которым происходит формирование/генезис личности в той или иной социокультурной системе [53; 426]. Несмотря на значительные успехи человечества в познании мира, «незнание человека - это, может быть, наиболее сильное незнание в современной науке» [138; 209]. Данная проблема является основополагающей для науки в целом и для данной работы, в частности.

Общепринято полагать, что определением личности, служит, прежде всего, характеристика ее деятельности. Г.Н. Новикова выделяет четыре базовых вида деятельности: 1) репродуктивный, когда индивидуум в определенной знакомой ситуации повторяет действие с целью достижения определенного результата; 2) алгоритмический, когда на базе освоения видов и типов деятельности возможно ее повторение в определенной ситуации;

3) продуктивный, когда объект социально-культурного влияния способен самостоятельно собирать необходимую информацию, выбирать ранее усвоенные действия для решения конкретных социально-культурных задач;

4) творческий уровень, когда субъект самостоятельно определяет социально значимые цели, осуществляется поиск возможных ситуаций, условий и действий, направленных на достижение социально значимых, личностно ориентированных целей [143;24-34]. В словаре Брокгауза и Ефрона под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности [21].

Элементы системы «личность-деятельность» взаимообусловлены. Воздействие на один из них влечет соответственное изменение другого. Следовательно, качественное влияние на содержание и характер деятельности можно изменить содержание и характер личности. В этом процессе может заключаться развивающая, воспитательная и коррекционная функция в отношении конкретной личности. Проблематика развития и самоосуществления человека исследовалась в философии экзистенциализма (немецкая традиция - К. Ясперс, Г. Хайдеггер; французская - Ж.П. Сартр, А. Камю; русская - Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев), персонализма (Э.Мунье) и в русской религиозно-философской традиции (B.C. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С. Л. Франк). Диалектико-материалистическая традиция отечественной науки в XX в. (Г.С. Альтшуллер, А.В. Кудрявцев, И.М. Верткин, В.В. Налимов, Е.Г. Нефедова и др.) так же аргументировано доказывает тезис о том, что наиболее существенным фактором развития личности является творчество. По мнению М.А. Ариарского, культуротворческая функция является одной из семи главных функций социально-культурной деятельности. Она выражается в «научно-методическом обеспечении процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества» [8;465]. Культуротворческая деятельность в условиях социально-культурной практики развивается, прежде всего, в направлении профессионального и непрофессионального (самодеятельного) художественного творчества, относительно свободной формы актуализации творческих потенций населения средствами искусства в условия различной степени организованного досуга и вовлеченности людей в процесс (вое-) создания художественных ценностей. В.И. Курбатов полагает, что «креативность, наряду со свободой, социальной детерминированностью и интегрированностыо, атрибутивно присуща социально-культурной деятельности, основным объектом воздействия которой является личность «атом» социальных структур, ролей, статусов, отношений и культурных процессов» [113;96-97]. Согласно общепринятой формулировке социально-культурная деятельность есть «деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей» [98; 199-216]. По мнению Н.Н. Ярошенко, «социально-культурная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы» [221;6]. Ее основным методом является художественное творчество, понимаемое как созидательный процесс, специфическая форма духовно-практической деятельности, основанная на способности человека образно отражать и моделировать мир [151;56-57]. Теория социально-культурной деятельности различает следующие формы развития самодеятельного художественного творчества в досуговой сфере: любительское исполнительство и организованные формы художественного самодеятельного творчества. Первому характерна спонтанная организация и отсутствие серьезного стремления к высоким художественным результатам. Организованные формы художественного самодеятельного творчества -кружки, студии, клубные объединения, как правило, имеют профессиональных руководителей, и соответственно, ориентированы на более высокий уровень художественных устремлений [151;56-57]. Здесь могут быть отмечены разнообразные проблемы творческого плана; стремление создавать продукты, неизмененным свойством которых является уникальность, естественно, ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности [183; 16-35].

Комплексная модель активизации творческих способностей участников самодеятельного театра с помощью технологий социально-культурной деятельности

Театральное искусство, как и любое художественное творчество, в природе своего существа представляет органический синтез формальнологического и образно-ассоциативных типов мышления, деятельности в области семиотического игрового пространства, что заставляет понимать опыт художественного осмысления действительности как более широкий, чем рациональный, эпистемологический. Знания, получаемые в процессе творческого акта специфичны и не всегда однозначны. Творец часто не понимает причины творчества. В тоже время, - не всякий творчески одаренный человек может обучить творчеству. Уже не одно столетие опытные мастера искусства утверждают тезис, что научить «ремеслу» творчества нельзя, поскольку оно изначально субъективно, эксклюзивно и при повторении теряет собственную сущность. Это накладывает на театрального педагога значительные обязанности по решению ряда творческих проблем. Среди них выделяются некоторые дилеммы, требующие неоднозначного решения: проблема различной направленности обучения и творчества, воспитания и творчества; формирования целостного мировоззрения начинающего исполнителя и стремление к преодолению этой целостности; технологический подход педагогического процесса и принципиальная «нетехнологичность» онтологии самого творчества и т.д.

Основными задачами настоящего подраздела будут являться: 1) анализ опыта моделирования в сфере социально-культурной деятельности; 2) описание оптимальных условий применения технологий социально-культурной деятельности в процессе художественного творчества; 2) формирование принципов, обеспечивающих условия для развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива; 3) создание комплексной модели формирования творческих способностей участника самодеятельного театра при помощи технологий социально-культурной деятельности.

В сфере социально-культурной деятельности существует значительный уровень разработанности методического материала по организационно-педагогическому обеспечению театрального искусства. Все эти разработки находятся в границах разнообразных театральных школ и эстетических направлений. Здесь акцент делается, преимущественно, на ремесло, овладение необходимыми техниками сценической деятельности. Развитие творческих способностей в данном случае воспринимается как сопутствующий продукт «конструкторской» деятельности в процессе применения известных технологий. Профессиональное искусство делает акцент, преимущественно, на технологичности, а не на креативности, поскольку последняя не в состоянии обеспечить стабильность художественной деятельности. Истинное творчество - это всегда риск, обусловленный отсутствием гарантий социального признания творца и его творения. Другая часть материалов находится в направлении развития самодеятельной (школьной) театральной педагогики, синтезировавшей в себе догматы образовательной дидактики и, иногда, парадоксальные технологии «взрослой» театральной подготовки. Здесь, наряду с лучшими традициями отечественной театральной педагогики (от Г. Паскар и А.А. Брянцева, до М.Ю. Новицкой, А.П. Ершовой, А.Г. Никитиной, Н.Н. Ярошенко, Е.Г. Нефедовой и др.) формируются и современные разработки (от Т.Г. Пени, И.А. Генераловой, В.А. Ильева до А.В. Гребенкина, Е.В. Великановой, А.В. Павленко и др.).

При анализе опыта теоретического моделирования специалистами социально-культурной деятельности последних лет можно отметить стремление авторов к объединению объективных универсальных и специфических социально-культурных условий изучаемых феноменов и организационно-педагогических технологии, обеспечивающие их развитие. Как следствие, - в моделях соединяются разноприродные процессы и явления. Общим для большинства авторов является стремление, с одной стороны показать процесс развития творчества как некий интегративный психоэмоциональный процесс, а, с другой - желание описать его с позиций логицизма и наукообразного рационализма. Именно поэтому авторы, в подавляющем большинстве, не склонны к выделению конкретных механизмов исследуемых технологий, ограничиваясь их общим (приблизительным) описанием. В частности, Л.А. Тюрина [199] описывает собственное видение процесса формирования досуговой культуры молодежи, где среди классической градации элементов: принципов и функций КДД применены и неклассические. Автор почему-то разделяет культуротворческие технологии на фольклор, самодеятельное творчество и любительство; выделение Л.А. Тюриной градации средств и методов требует, на наш взгляд, рационального подхода. В работе О.Ф. Халифаевой «Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе» модель предполагает соотношение принципов гуманистической психологии и интеллегибельной концепции креативности Гилфорда в условиях отечественной образовательной практики [207]. Очевидно, что подобное теоретизирование дает недостаточно материала для понимания механизмов функционирования социально-культурных технологий.

Исключением из общего правила, на наш взгляд, представляется работа Т.А. Сидорчук «Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности». Здесь представлена модель применения различных адаптационных методов (дихотомии, системного подхода диалектического подхода, эвроритма, мозгового штурма, морфологического анализа, каталога, метода фокальных объектов (МФО), синектики, приемов типового фантазирования (ПТФ)) и анализ функционального использования этих методов. В данном исследовании намечается оригинальный синтез известных и инновационных приемов развития творческих способностей при помощи творческих заданий. Стоить отметить, что автор, прекрасно понимая особенности целевой аудитории, объекта педагогических воздействий (дети 3-6 лет), строит свою53 теорию с преобладанием формально-логического метода. Приведенные здесь проблемно-алгоритмические действия педагогов при работе с творческими задачами убеждают в стремлении автора к активизации, преимущественно, рациональной эвристики подопечных (линия Гилфорда и Богоявленской) [169].

Особенность применения культуротворческих технологий в границах художественной самодеятельности требует органического синтеза формально-логического и образно-ассоциативного стилей мышления, что приводит к преодолению узости основной тенденции концептуального понимания природы креативности (по Гилфорду), наиболее распространенной в сфере социально-культурной деятельности. Использование синтетической концепции позволяет описать модель творчества, применительно к сфере социокультурной деятельности. Основу ее архитектоники должны составить: а) субъект театрального творчества; б) необходимые условия существования самодеятельного театрального коллектива; в) базовый перечень принципов, создающих условия для стимулирования креативности участников; в) структурно-функциональное соответствие этапов творческого развития объекта и субъекта художественного творческого процесса; г) совокупность видов художественной деятельности, актуально присущая театральному творчеству; д) перечень условий и возможностей актуализации/стимулирования креативных способностей участников самодеятельного коллектива.Театральное искусство, как и любое художественное творчество, в природе своего существа представляет органический синтез формальнологического и образно-ассоциативных типов мышления, деятельности в области семиотического игрового пространства, что заставляет понимать опыт художественного осмысления действительности как более широкий, чем рациональный, эпистемологический. Знания, получаемые в процессе творческого акта специфичны и не всегда однозначны. Творец часто не понимает причины творчества. В тоже время, - не всякий творчески одаренный человек может обучить творчеству. Уже не одно столетие опытные мастера искусства утверждают тезис, что научить «ремеслу» творчества нельзя, поскольку оно изначально субъективно, эксклюзивно и при повторении теряет собственную сущность. Это накладывает на театрального педагога значительные обязанности по решению ряда творческих проблем. Среди них выделяются некоторые дилеммы, требующие неоднозначного решения: проблема различной направленности обучения и творчества, воспитания и творчества; формирования целостного мировоззрения начинающего исполнителя и стремление к преодолению этой целостности; технологический подход педагогического процесса и принципиальная «нетехнологичность» онтологии самого творчества и т.д.

Основными задачами настоящего подраздела будут являться: 1) анализ опыта моделирования в сфере социально-культурной деятельности; 2) описание оптимальных условий применения технологий социально-культурной деятельности в процессе художественного творчества; 2) формирование принципов, обеспечивающих условия для развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива; 3) создание комплексной модели формирования творческих способностей участника самодеятельного театра при помощи технологий социально-культурной деятельности.

Особенности использования инновационных технологий социально- культурной деятельности для повышения творческого потенциала участников самодеятельных театральных коллективов Тамбовской области

Среди базовых задач различных исторических форматов деятельности в сфере самодеятельного художественного творчества проблема развития творческих способностей находилась всегда. Если ранее большинство самодеятельных артистов имели, в основном, рекреационные цели, то сейчас превалируют образовательные, развивающие и здоровьесберегающие. Современный самодеятельный театр для большинства его участников - это место личностного развития социально значимых (актерских и постановочных и иных способностей), повышающих их конкурентоспособность в публичной сфере современного общества. Развитие творческих способностей участников здесь, как правило, занимает значительное место. Например, в результате бесед с руководителями ведущих театральных самодеятельных коллективов Тамбовской области11 и проведенного социологического опроса их участников, была выявлена тенденция уменьшения бессознательных импульсов и мотивов при объяснении участниками причины их выбора занятий театральным искусством. Отмечается значительное увеличение рационального и утилитарного подхода. Среди причин, обусловивших их выбор значились следующие цели: желание поставить собственную речь; научиться навыкам общения, публичного поведения; овладение элементам актерского мастерства и режиссуры и т.д. Все это помогает понимать культуротворчество как современный концептуальный ответ организаторов художественной самодеятельности изменившимся требованиям целевых аудиторий учреждений культурно-досугового профиля.

Основная задача настоящего раздела заключается в исследовании опыта применения культуротворчества в практике социально-культурной деятельности (на примере театральных коллективов г. Тамбова и Тамбовской области). Для этого необходимо решить последовательный ряд следующих задач: выявить основные условия и специфику культурно-исторического развития самодеятельного театрального искусства тамбовской области; обобщить положительный опыт применения культуротворческих технологий для качественного развития творческих способностей участников самодеятельного театральных коллективов.

История самодеятельного искусства на тамбовщине восходит к началу ХУШ века. Лишь в 1786 был образован профессиональный театр, который долгое время являлся законодателем театральной культуры для самодеятельных коллективов города и области. Основные приоритеты самодеятельного театрального движения формировались в течении XX века. В этот период возникало и исчезало множество любительских театральных объединений, движимых энтузиазмом своих участников. Анализ развития непрофессионального театрального искусства, по нашему мнению, может быть произведен по четырем направлениям: самодеятельные театры в учреждениях культуры и искусства, самодеятельное искусство в системе дополнительного образования, школьные самодеятельные театры, профильное театральное образование.

Самодеятельные театры в учреждениях культуры и искусства. Инжавинский народный театр Инжавинского РДК - старейший самодеятельный коллектив Его активная постановочная деятельность продолжалась с 1901 по конец 90-е гг. 12 Народный театр города Моршанска активно работает с 1938 года . В 80-е XX века стали возникать экспериментальные театральные коллективы, которые ставили своей задачей развитие традиции неклассических (для того времени) постановочных форм. Примером здесь может служить опыт театральных студий «Пятое колесо» и Студенческого народного театра ТГУ им. Г.Р. Державина (рук. П.И. Козодаев). Несмотря на то, что эти театры уже не существуют, они оставили значительный след в театральной среде области.

Подавляющая часть современных самодеятельных театральных (преимущественно детских) коллективов тамбовщины специализируется на подготовке небольших по объему театрализованных представлений и композиций. Среди них, прежде всего: 1) театральная студия ДК «Юбилейный» рук. Н.Л. Ананьева; 2) студия при народном театре МУК «Знаменский районный дом культуры» Знаменского района, реж. С. Постникова; 3) театр кукол «Золотой ключик» реж. Л.Карева. МУК «Хитровский сельский Дом культуры» Рассказовского района; 4) народный театр МУК «Глазковский сельский Дом культуры» Мичуринского района реж. А.Мачнева; 5) народный театр миниатюр «Кредо» МУК «Моршанский городской Дом культуры» реж. Л. Шевцова и др. Выступлениям этих коллективов присуща традиционная театральная эстетика и классические театральные формы, свойственные для отечественных профессиональных ТЮЗов 70-х, 80-х годов XX века.

Особую роль в самодеятельном искусстве данной категории занимают коллективы «Ренессанс» и «Кавардак» МУ «Дворца культуры «Знамя труда» г. Тамбова. В последние 5 лет они задают тон всей театральной культуре области. Руководят коллективами две выпускницы разных лет мастерской Д.Е. Меркулович Н.В. Белякова и B.C. Новикова. Необходимо отметить общую нацеленность двух коллективов на выпуск полномасштабных сценических работ, стремление к уровню профессиональной сцены, введение в систему подготовки специализированных тренинговых занятий, активное привлечение для творческих экспериментов профессионалов, наличие устойчивого зрительского интереса. Эстетика и возрастной ценз участников двух коллективов различен, поэтому целевые аудитории зрителей у них разные. Их методический опыт среди прочих коллективов будет анализироваться в настоящей работе более подробно.

Самодеятельное искусство в системе дополнительного образования имеет, в основном, педагогическую и развивающую направленность. Большинство художественных коллективов не преследуют высоких сценических целей. Их задача заключается в разноуровневом театральном образовании и воспитании подопечных. Традиционной формой творчества для большинства коллективов становятся новогодние театрализованные представления и концертные программы. Основу их зрительской аудитории составляют родители. Полновесные спектакли занимают небольшую часть репертуара. Отчасти это можно объяснить достаточно скудными средствами

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива технологиями социально-культурной деятельности

Алгоритм настоящей исследовательской работы привел к необходимости методического обеспечения процесса креа-менеджмента (целенаправленной художественно-педагогической работы по развитию креативных качеств участников) самодеятельного театрального объединения. Эта задача обусловливает выполнение следующих операций: 1) создание художественно-технологического комплекса целенаправленного воздействия на процессы раскрытия и стимулирования креативных качеств субъекта самодеятельного театрального коллектива; 2) формирование универсального программного продукта, обеспечивающего эффективность художественно-воспитательного процесса развития способности к творчеству участников самодеятельного театрального коллектива.

Комплексное технологическое и программное обеспечение культуротворчества в художественно-воспитательном процессе самодеятельного театрального коллектива позволяет руководителю осуществлять мониторинг способности субъекта художественной деятельности к творчеству и выбор соответствующих культуротворческих технологий для последовательного развития креативности участников самодеятельного коллектива в соответствии с различными направлениями (коммуникативной культурой, исполнительским и художественно-оформительским мастерством).

В соответствии выведенной ранее классификацией рассмотрим особенности поэтапной реализации модели развития креативности участника

Программное обеспечение должно иметь мультипликативную природу, позволяющую руководителям конструировать собственные рабочие программы. Это обусловлено убежденностью автора, что организационно-методическое обеспечение творческого процесса невозможно полностью алгоритмизировать. самодеятельного театрального коллектива на основе использования культуротворческих технологий.

А. Арт-менеджмент технологии АЛ диагностические технологии. А. 1.1 Мотивы и потребности участников самодеятельного театрального коллектива (СТК).

Предкреативностъ. Согласно проведенному опросу среди проходящих прослушивание в самодеятельные театральные коллективы «Феникс» (г.Мичуринск) и МОУ СОШ № 2 (г. Тамбов) в 2005-2007гг. около 67% абитуриентам СТК характерно желание изменить свою жизнь. Этому, по их мнению, способствует: наличие творческой атмосферы внутри коллектива; «инаковость» художественной среды организации; харизматический характер личности руководителя или наиболее выдающихся участников театра; театральный опыт друзей и знакомых будущего участника, который кардинально изменил их жизнь. У 10 % опрошенных абитуриентов желание изменить собственную форму жизнедеятельности носит иррациональный и интуитивный характер. У 3% абитуриентов отмечена потребность самоидентификации с образами популярных театральных деятелей, героев театральных и кинопостановок. Среди молодежной аудитории достаточно небольшой процент (около 2%) абитуриентов приходит в театр для возможности поддержания определенных коммуникаций («за компанию», в надежде познакомится с конкретными личностями, для решения своих личных проблем). Для последней категории абитуриентов театр является не целью, а средством. Значительная часть абитуриентов (около 40%) составляют личности желающие получить элементарное театральное образование, развить навыки креативности и публичного поведения для реализации своих бизнес-целей.

Для скорейшего включения абитуриентов в культурно эстетическую среду коллектива руководителями проводится прослушивание. Даже в тех коллективах, где нет тенденции к отсеву абитуриентов рекомендуется проводить многоуровневое прослушивание, включая индивидуальное собеседование (коллоквиум). В процессе этой процедуры происходит выявление и корректировка мотивации будущего участника. Данная технология позволяет минимизировать лолшые наделсды и лселания абитуриента. Новички первого года обучения имеют мотивы быстрейшей инкультурации в театральную среду худолсественного коллектива. Они пытаются занять доминирующее место в коллективе в силу определенных объективных обстоятельств: завышенной самооценкой собственных театральных способностей, индивидуализмом, объясняющимся отсутствием включенности в систему корпоративных и худолсественных коммуникаций. В этот период у новичков преобладает образовательная и репродуктивная деятельность.

Квантикреативпостъ. Появление элементов креативности в худолсественной деятельности, как правило, приходит только после полноценной включенности в худолсественный континуум коллектива. Основной задачей руководителя становится позитивное стимулирование творческих исканий студийца. Данная технология заключается в незаметном для участника процессе подготовки и провоцировании его к импровизации. Валшым аспектом для выполнения здесь видится подготовка аудитории к позитивному восприятию не результата импровизации, а самого творческого процесса. У студийца в этот период формируется лселание создать собственный продукт.

Субкреативпостъ. Как правило, к концу первого года обучения у некоторых участников улсе возникает лселание к преодолению известных худолсественных стереотипов. Эта тенденция залолсена в технологиях театрального образования, непосредственно построенных на системе К. С. Станиславского. Технология поиска правды, т. е. субъективного ощущения истинной худолсественной реальности стимулирует отдельные группы участников в процессе тренинговых занятий или репетиций к созданию (модернизации) нетрадиционных форм сценического бытия. Актуализации этой потребности помогает этюдный метод, применяемый режиссером в процессе репетиции. Для самодеятельных исполнителей на этом этапе свойственно желание привнести что-то новое в уже известное, стремление к самостоятельному творчеству, потребность стать творческой личностью. Мулыпикреативность. Для большинства участников творчески зрелых коллективов характерна потребность к созданию полностью нового художественного продукта, исходя из собственного миропонимания для определенной целевой аудитории и потребность в полной (целостной) творческой самоактуализации. Образное видение сценического материала заставляет трансформировать не только внешние проявления сценической действительности, но и ее внутреннюю природу. Целостность художественного образа выявляет потребность создания целостного художественного произведения, требующего многоуровневого художественного творчества (мультикреативности).

Похожие диссертации на Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива