Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Мохаммад Аслам

Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности
<
Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мохаммад Аслам. Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1998 203 c. РГБ ОД, 61:99-13/1098-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы культурно-досуговой деятельности населения Афганистана 23

I. Генезис культурно-досуговой деятельности населения Афганистана 24

2. Формирование культурных традиций населения Афганистана 45

3. фгльтурно-досуговая деятельность населения Афганистана как фактор исламского воспитания 66

Глава 2. Разбитие традиционных форм, досуга населения Афганистана как целостное социально-педагогаческое явление 89

I. Празднично-обрядовая культура населения Афганистана как целостная система ... 90

2. Любительские объединения по интересам населения Афганистана как одна из эффективных традиционных форм досуга 119

3. Фольклор как основа традиционных форм досуга населения Афганистана 146

Заключение 181

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена историческими особенностями Афганистана, непреходящими ценностями населения, которые передаются из поколения в поколение, из рода в род, из семьи в семью. Особую роль в этом играет культурно-досуговая деятельность, обусловленная спецификой и культурными традициями этноса, совокупностью представлений о воспитании и системе сложившихся в рамках общества средств и методов социализации личности. Принципиальная особенность современной культурно-досуговой деятельности населения Афганистана проявляется в том, что она интегрирует накопленный веками народный опыт и научные знания о культурно-досуговой деятельности как важном институте воспитания.

Традиционные формы досуга населения Афганистана являются ведущим звеном, фокусирующим в себе практически все основные аспекты жизнедеятельности, выступая решающим фактором формирования личности, передачи социального опыта и исторической памяти, сохранения и обогащения этнокультурных традиций.

Культурно-досуговая деятельность населения Афганистана характеризуется огромным влиянием ислама, который наряду с традиционными функциями принимает на себя воспитание нравственных ценностей у личности. Для Афганистана, как страны древнейшей цивилизации и непреходящих культурных традиций, культурно-досуговая деятельность веками закрепляла незыблемый приоритет старейшин рода и семьи в сохранении нравственных устоев общества и толковании принципов воспитания. Однако в силу исторически сложившихся особенностей этого региона, развитие культурно-досуговой деятельности здесь приобрело кризисное, а порой и трагическое состояние. Это явилось следствием длившей

ся ряда веков недооценке развивающегося потенциала досуга, негативного отношения ко многим традиционным формам досуга, отсутствия традиций приоритета активных видов отдыха, сохранения глубоких различий в характере и содержании досуга мужчин и женщин.

В настоящее время ещё многие районы Афганистана находятся под контролем различных фракций и группировок, которых поддерживают соседние государства. Продолжается кровопролитная война, конца которой не видно, начавшаяся со времён правления Бабрака Кармана, землетрясения и другие стихийные бедствия. Продовольствия не хватает, а большая часть инфраструктуры Афганистана лежит в развалинах.

Около двадцати лет войны разрушили сельское хозяйство, фермы оказались заброшенными, а ирригационные системы разрушенными. Сельскохозяйственное сырье и запасные части в дефиците, поставки продовольствия контролируются вооруженными группами. За период с 1989 по 1998 год производство продуктов питания на душу населения снизилось на 39/5, а в 1998 г. жители Афганистана могли удовлетворить только 26% от требуемого ежедневного количества калорий на душу населения В 1992 г. цены на продовольствие выросли в три раза, крестьяне не смогли воспользоваться выгодными ценами для увеличения производства (из-за опасности войны и разрушения инфраструктуры). за исключением производства опиума.

Ежегодный рост доходов на душу населения составлял только 0,6#.

Вместе с тем миролюбивый афганский народ на основе своих культурных традиций "Дояджирги" (Большого народного совета) ,без вмешательства других государств стремится к мировой жизни.

Вслед за свержением режима Наджибулн назвавшими себя

исламскими моджахедами в апреле 1992 г. продолжаются этнические и фракционные конфликты. Миллионы оставленных в земле мин сделали инвалидом каждого шестого афганца.

Афганистан является крупнейшим получателем вооружений на душу населения среди наиболее бедных стран. За период с 1989 по 1998 г. он получил обычных вооружений на сумму более 600 долларов на душу населения.

Глубокое противоречие между объективной потребностью всемерно использовать конструктивный потенциал народного опыта и исторически сложившихся национально-региональных традиций духовной жизни в формировании культуры досуга населения Афганистана и региональным уровнем состояния культурно-досуговой деятельности предопределило необходимость и целесообразность осуществления специального исследования.

Отсюда, сель исследования состоит в том, чтобы обосновать правомерность и социальную потребность развития культурно-досуговой деятельности населения Афганистана, выявить ее специфику и раскрыть традиционные формы досуга населения, как основной фактор сохранения и развития культурно-досуговой деятельности.

Из этой цели вытекали следующие задачи:

- выявить культурные традиции народа Афганистана и их отражение в культурно-досуговой деятельности;

- определить особенности культурно-досуговой деятельности населения Афганистана, исповедующего ислам;

- обобщить совокупный опыт реализации воспитательного потенциала празднично-обрядовой культуры народов Афганистана;

- рассмотреть состояние любительских объединений досуго-вой деятельности в республике Афганистан;

- раскрыть влияние фольклора на развитие традиционных

форм художественного творчества.

Объектом исследования стали традиционные формы досуга населения Афганистана,

Предметом исследования явились традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор сохранения и развития культурио-досуговой деятельности.

Базой исследования были избраны мусульманские общины, учреждения культуры и другие центры досугового общения в столице Афганистана г.Кабуле и региональное объединение афганских беженцев в г.Москве.

Источниками исследования послужили: Коран, сунна пророка Мухаммеда, шариат, программные документы Республики Афганистан по проблемам воспитания, по вопросам культуры, свободы творчества, воспитания, семьи и досуга, раскрывающие состояние и тенденции развития культурно-досуговой деятельности и вытекающих из нее видов и форм воспитания; монографии, сборники научных трудов по данной проблеме, принятые в высших учебных заведениях Афганистана и России, стенограммы научных конференций и другие объективные материалы, которые отражают различные аспекты становления и развития культурно-досуговой деятельности в Афганистане.

Гипотеза исследования состоит в том, что для народа Афганистана исповедающего ислам традиционные формы досуга остаются важнейшим фактором сохранения и развития культурно-досуговой деятельности на основе традиции мусульманской религии и шариата. Следовательно, совершенствование системы воспитания и организации досуга в Афганистане и других странах правомерно осуществлять посредством традиционных форм досуга, через которые, сохраняя верность идеологии ислама, возможно последо

вательно обогащаться достижениями науки в области человекозна-ния. В первую очередь - это: - использование опыта других успешно развивающихся стран, где верность исламу эффективно соединяется с широким использованием в экономике, культуре и досугово-бытовой сфере;

- усвоение современных психологическо-педагогических знаний о здоровом образе жизни;

- преодоление средневеково-догматической недооценки аксиологии досуга и внедрение активно-развивающих форм досуга.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития традиционных форм культурно-досуговой деятельности населения Афганистана специально не разрабатывались. В процессе анализа истории и теории вопроса приходилось опираться на общефилософские и социально-педагогические исследования опосредованно затрагивающие те или иные аспекты культурно-досуговой деятельности Афганистана.

Существенным источником исследования стали работы ученых России, в которых определена сущность культурно-досуговой деятельности. Особое место в этом анализе принадлежит философам, психологам, педагогам и культурологам Московского государственного университета культуры.

Из широкого спектра проблем, рассматриваемых в трудах российских ученых, наиболее разработаны вопросы религиозного и семейного воспитания населения Афганистана. В публикациях по проблемам культуры затрагиваются вопросы развития этносов, ограничивающее культурно-досуговую деятельность параметрами традиций и опыта. Что касается предмета и объекта исследования, их связи с культурологией, социологией и другими смежными науками - приходится констатировать, что традиционные формы культурно-досуговой деятельности населения Афганистана прак

тически нигде и никем не разрабатывались.

В определенной мере в сегодняшнем Афганистане для развития культурно-досуговой деятельности правомерно изучение и использование трудов афганских и российских мыслителей С.Г. Афганиского, А .Беноваского, А .Б.ДрагинскогоГБ .Рахманского, А.Хатакского, Х.Хатакского, труды по народной педагогике П.Улфатского, А.Пажвакского,М.Задранского, М.Садкского, исследования по культурологии досуга А Заринского, С JBt.Иконниковой, Э.В.Соколова, Ж.Тихинской, культурно-досуговой деятельности М.А.Ариарского, А.Д.Жаркова, Б.Сафаралиева, ВЛЗ.Триоди-на, В.А.Ядова и других специалистов, адаптируя и конкретизируя их за счет разностороннего анализа социально-культурной ситуации исламского региона.

Методология исследования опиралась на признание Корана энцтклопедией человеческой мудрости, отразившей исторически сложившиеся взгляды на проблемы культуры и воспитания всего исламского мира» Широкое и осмысленное прочтение Корана позволило констатировать, что в силу духовной ограниченности многих его толкователей, в основном из числа недостаточно образованных лиц, этот первоисточник ислама во многом воспринимается упрощенно-догматически. Между тем, до сих пор в полной мере не раскрыта его гуманистическая природа, нравственно-созидательный потенциал.

Важной методологической предпосылкой исследования стала и идея возможности и необходимости интеграции в культурно-досуговой деятельности населения Афганистана непреходящих ценностей ислама и достижений современного человекознания, что не только не ущемляет, а обогащает культурные традиции мусульманской религии и морали.

Кроме того, использовался анализ специальной литературы по вопросам культуры, воспитания, образования, культурно-до-сутовой деятельности населения Афганистана.

Методологическую и методическую ОСНОВУ исследования предопределили средневековые трактаты по педагогике и философии, идеи ученых-афганистов, касающиеся своеобразия культуры Афганистана, труды современных исламистов, позволившие увидеть проявления общечеловеческих принципов культурно-досуговой деятельности в специфических условиях исламского мира.

На стратегию исследования оказала влияние разработанная в Московском государственном университете культуры, концепция, интегрирующая культуру и духовное развитие личности в условиях досуга (Бакланова Т.И., Жарков А.Д., Гасильников Ю.Д., Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Чижиков В.М.).

Непосредственное участие диссертанта в осуществлении национальных культурно-досуговых программ Министерства культуры Афганистана, подготовке и проведении фестивалей народного творчества, участия в фольклорно-этнографических экспедициях.

Среди источников предопределивших методологию и методику исследования, - ряд документов по статистике и планированию Министерства культуры Республики Афганистан, рекомендации Первого национального семинара "Ислам и культура", заключения Ассоциации по образованию, воспитанию, культуре и науке при Лиге арабских государств по вопросам культурного развития народов Среднего Востока и Северной Африки.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в течение 13 лет (с 1986 по 1998 гг.) и включало три этапа, основанных на использовании системы различных методов социально-педагогического исследования в соответствии с характером решаемых на каждом этапе задач.

На первом - ознакомительном - этапе в Афганистане (1986-1993 гг.) диссертантом изучались история и теория вопроса. В частности, было проанализировано свыше 30 монографий на арабском и русском языках, более 40 справочно-информационных материалов, сборников, научных трудов и других публикаций, позволяющих обобщить теоретико-методологические аспекты проблемы культурно-досутовой деятельности. Здесь были апробированы и первые диссертационные материалы, когда автор служил в афганской армии.

Второй - московский этап (1994-1995 гг.) был связан с анализом деятельности мусульманских общин, мечетей, культур-но-досуговых учреждений, детских и молодежных организаций в г.Москве.

На третьем - аналитическом этапе (1995-1998 гг.) осуществлялась работа, в ходе которой анализировались полученные диссертантом материалы развития культурно-досутовой деятельности как средства сохранения традиционных форм досуга в Афганистане.

Однако на всех этапах исследования и, в первую очередь, на его заключительной стадии в 1997 году особое внимание уде-лялось анализу более 60 трудов современных педагогов и культурологов-исламистов, которые раскрыли нравственно-гуманистические основы мусульманской религии и культуры, позволили увидеть непреходящие общечеловеческие формы досуга в специфических условиях Афганистана.

Достоверность исследования обеспечена четкостью исходных методологических позиций, типичностью научного анализа, широтой его источников; соответствием методики цели, задачам, объекту и предмету исследования.

Научная новизна исследования проявилась в анализе Корана, как системы, исламского воспитания, вытекающих из него программных документах ислама и основополагающих трудов культурологов и педагогов-исламистов с позиции отражения в них культурно-досуговой деятельности.

В результате исследования в научный оборот был включен значительный массив культурологических и педагогических фактов, которые никогда ранее не были предметом изучения как в исламиситике, так и в теории культуры и педагогике, а ныне могут рассматриваться как методологическая основа досуга народов, исповедующих ислам.

Исследование позволило раскрыть специфику воспитания в мире ислама, где религиозные, государственные и семейные принципы восприятия человека и путей формирования личности соединились в культурно-досуговой деятельности, которая наиболее полно проявляет себя в условиях гражданской войны.

Практическая значимость исследования выразилась в разработке и обосновании "Программы развития культурно-досуговой деятельности Афганистана", которая позволяет объединить усилия государств, мечети, школы, социально-культурных институтов и семьи в решении национальных задач воспитания подрастающих поколений и рационального использования нравственно-эстетического потенциала досуга.

В результате исследования разработаны рекомендации, которые способствуют социальному сознанию необходимости дальнейшего развития традиционных форм досуга населения Афганистана как средства совершенствования деятельности учреждений культуры по рациональной организации досуга разных групп населения.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций автора и их общественного обсуждения, выступ

лений диссертанта на:

- научно-практической конференции молодых учёных. Москва, ЩУК, 25-26 марта 1997 г.;

- научно-практической конференции молодых ученых. Москва, ЩУК, 25-26 марта 1998 г.

Теоретико-эмпирическое исследование сохранения и развития традиционных форм досуга в регионах влияния ислама, осуществленное по Афганистану позволяет вынести на зашиту:

- традиционные формы досуга населения Афганистана как явление культуры, органически соединяет в сеое традиции мусульман, требования шариата, менталитет этноса и современные до©— тижения человекоэнания в решении комплекса культурно-досуговых проблем, связанных с реализацией системы воспитания;

- развитие гуманистических традиций ислама проходит на основе прав и свобод личности, и в отличии от бытующих на уровне обыденного сознания представлений использует досуг как мужчин, так и женщин для просвещения развития любительского творчества, развлечений и других традиционных форм культурно-досутовой деятельности;

- традиционные формы досуга населения Афганистана позволяют вести пропаганду санитарно-гигиенических, медицинских, психолого-педагогических и культурологических знаний о здоровом образе жизни и значимости активного досуга в развитии личности;

- преодоление проявляющейся со времен средневековья догматической недооценки традиционных форм досуга населения Афганистана и внедрение активно-развивающих форм свободного времяпрепровождения разных групп населения способствует возрождению национальных традиций объединению культуры как ведущего направления досугового времяпрепровождения;

- вовлечение всех групп населения, включая девушек и женщин в традиционные формы досуга стимулирует развитие индивидуальности личности позволяет раскрыть целевые ориентиры и характеристику субъектов культурно-досуговой деятельности;

- приоритетные направления культурно-досуговой деятельности, обеспечивагощие эффективное использование традиционных форм досуга должны базироваться на организационно-методические, правовые, финансово-экономические и кадровые основы.

Диссертант избрал научной концепцией своей диссертационной работы выработанную кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры теоретическое понятие культурно-досуговой деятельности, сформулированное в предмете.

"Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, её материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем".

Традиционные формы культурно-досуговой деятельности населения Афганистана геополитическим положением, однако вышеприведённое определение предмета отвечает менталитету и исторической практике, испытанной временем культурно-досуговой деятельности населения Афганистана.

Лариса Рейснер, известная российская писательница так отзывалась о культурных традициях пуштунов: "Там, где маленький народец без поддержки извне и без надежды на решительную

I. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.П. М., ЩУК, 1998, с.76.

победу в течение ста лет с лишком защищал свою независимость против сильнейшего в мире завоевателя - Великобритании, не могло не сложиться наравне с оригинальным бытовым укладом эпическое национальное искусство .

Добившись значительных успехов в порой доскональном изучении отдельных явлений культуры, сопутствовавших конкретным периодам общественного подъема в Афганистане культурология продолжает и поныне оставаться в неведении о том, что же происходит в культурио-досуговой деятельности Афганистана. Первые "рейды-броски" в этот мир исследователей носили случайный характер и не смогли внести достаточной ясности в этот вопрос.

Здесь следует прежде всего напомнить о решительной отповеди колониалистской теории "неполноценности" народов Афганистана, которую дает культурология: "Империалистическая политика на всех континентах - лишать народы прав на свободу под предлогом, что эти народы отстали, игнорировать очевидные факты, свидетельствующие о существовании древних культурных традиций, восходящих к более отдаленным временам, чем те, на которые может претендовать сама империалистическая держава. Вот почему афганы были представлены внешнему миру как народ, почти полностью лишенный цивилизации, живущей в самом глухом и диком районе мира".

Утверждения идеологов колониализма опровергают культурные традиции народа Афганистана, оказавшие существенное воздействие на развитие афганской культуры, протекавшее под влиянием сложных общественно-исторических процессов.

1. Рейснер Л. Литературные записки. М.-Л., 1933, с. 28.

2. Гире Г.Ф. Литература непокоренного народа. М., Наука, 1966, с.9.

Развитие классовых отношений в недрах афганского общества, укрепление многообразных связей между разрозненными племенами способствовали консолидации различных народностей. Существенные перемены происходят также в процессе развития языка. Нивелли-ровке подвергаются многочисленные диалекты, наречия, говоры. Постепенно возникают два крупных наречия: западное на основе дуранийского диалекта (район Кандагара) и восточное, воспринявшее халило-момандский диалект (район Пешвара). В дальнейшем эти наречия обретают литературные формы, сохранившиеся до настоящего времени.

Укрепление экономического и культурного единства племен во многом подготовило почву для их политической концентрации, завершившейся в середине ХУШ в. созданием империи Ахмад-шаха Дурани, впервые объединившей афганские земли в составе единого независимого государства.

Общность территории языка, единотво сложившихся культурных традиций и исторических судеб создали предпосылки для утверждения в афганской культуре общих закономерностей, единых

средств художественного выражения, определенных идейно-эстети I ческих идеалов.

Большую популярность среди афганцев богатого и разнообразного по формам и жанрам фольклора отмечали в своих работах многие исследователи. Важную роль в распространении фольклорных произведений сыграли племена повинда, в течение веков занимавшиеся караванной торговлей. По мнению французского ученого-ираниста Дж.Дармстетера, "единство репертуара афганского народа устанавливается сорока тысячами повинда, которые дважды в год переваливают со своими караванами Сулеймановы горы,

І. іул Падшах Олфат. История происхождения пуштунов. М., 1968, с.230.

привозя среднеазиатские товары .

Здесь диссертант считает необходимым подчеркнуть, что главным экономическим и жизнеопределяющим объектом культурно-досуговой деятельности населения Афганистана является базар. Это самое оживленное место в городах и селениях. Здесь, среди земляков, можно рассчитывать на внимательное и чуткое отношение к покупателю и в то же время покупатель выступает здесь как зритель или слушатель, особенно если предание, сказка, стихотворение или песня были привезены из районов, недоступных местным жителям. Тогда собираются все, от мала до велика, и, словно зачарованные, упивались красочностью изложения сюжета, необычностью свершенных героями подвигов, взволнованностью и искренностью чувств и переживаний рассказчика. Аудиторию обычно не интересует, при каких обстоятельствах и где было сложено предание, поэтическая миниатюра, главное, чтобы они были понятны людям и выражали их мысли и чувства.

Произведения фольклора, слагавшиеся часто неграмотными сказителями, передаваемые из уст в уста людьми, никогда не державшими в руках калыма, сохранялись навыки в памяти народной как единое достояние всех народностей Афганистана.

Традиции письменной литературы Афганистана сыгравшие огромное влияние на развитие культурно-досуговой деятельности населения восходят несомненно к отдаленным эпохам. Но первое наиболее достоверно датируемое из дошедших до нас произведений письменности на пушту - это хроника начала ХУ в. "Кадастровая книга шейха Мали" ("Ды шейх Мали дафтар"), посвященная захвату юсуфзайскими племенами живописной и плодотворной долины Свата.

Фольклор и письменная литература обогатили культуру в целом и культурно-досуговую деятельность в частности Афганистана расширили её социальные функции, значимость которых возрастали по мере развития феодальных отношений, обострения классовой борьбы, обнажившей острые социальные противоречия между верхушкой племени и низами, а также с усилением развернувшегося повсеместно освободительного движения против сефе-видских правителей Ирана, захвативших западные земли пуштунов, и империи Великих Моголов, подчинившей восточные районы страны.

В ХУІ-ХУП вв. культура населения Афганистана становится важнейшим орудием в руках представителей различных социальных группировок. И рошанийцы (во главе с Баязидом Ансари) - наиболее последовательные и непримиримые борцы против местных и могольских феодалов, и их противники из среды клерикалов и знати племен пытались средствами художественного слова привлечь на свою сторону народные массы афганцев. В народе жили и живут жгучие проповеди Баязида Ансари, написанные для большей доходчивости рифмованной прозой.

Однако события, которые произошли вскоре на востоке Афганистана, губительно отразились на судьбах афганского народа.

Создание Ахмад-шахом дуранийской державы совпало с одной из величайших трагедий в истории народов Востока - началом широкой английской колониальной экспансии. Угроза завоевания вскоре нависла и над афганскими районами.

В начале XIX в. в результате внутренних раздоров и междоусобной борьбы Дуранийское государство распалось на самостоятельные феодальные княжества. Раздробленность страны облегчила сикхским правителям Панджаба покорение части афганских земель по правобережью Иида.

В 1823 г. глава государства сикхов Ранджит Сингх, подстрекаемый англичанами, овладел Пешаваром. В 1849 г. афганские области, захваченные ранее сикхами, перешли к Британской Индии и были включены в состав англо-индийской провинции Панджаб.

Экспенсионистская политика англичан встретила решительный отпор афганского народа. Стихийные волнения прокатились по всей территории страны, подпавшей под власть британской короны. Как вынужденное признание звучат слова английского историка Х.Л.Невилля, автора книги "Операция на северо-западе": "Присоединение Панджаба в 1849 г. вызвало серию столкновений почти с каждым племенем вдоль северо-западной границы .

Действуя по испытанному принципу "разделяй и властвуй", колонизаторы всячески стремились помешать объединению народов Афганистана, усугубить тенденции племенного сепаратизма,обострить вражду между отдельными племенами. В ряде случаев они пытались подачкой заглушить вспыхнувшее недовольство, но нередко, чтобы внушить страх и в назидание другим, жестоко подавляли непокорные племена. Продолжая экспансионистскую политику, англичане посредством шантажа, угроз, провокаций в конце XIX в. захватили Дир, Сват, Баджаур, Вазиристан, Хайберский проход и другие районы страны.

С установлением северо-западной границы Британской Индии по "линии Люранда" были нарушены экономические и культурные связи между различными районами Афганистана. В результате происходит размежевание путей развития культуры в Афганистане и в Британской Индии.

Уже с начала 1894 г. на афганских землях вспыхивают вооруженные столкновения. Слово зарницы надвигающейся грозы, эти

I. Невилля Х.Л. Операция на северо-западе. Лондон, 1958, с.49.

разрозненные выступления племен переросли летом 1897 г. во всеобщее восстание от Свата до Вазиристана.

На защиту свободы поднялись афридии, моманды, оракзаи и вазиры, масуды и саларзаи.

И здесь большую роль удалось сыграть патриотической поэзии конца XIX века, становлении освободительных мотивов, особенно сильно зазвучавших в афганской литературе после тридцатых годов XX века. Волнующие события 1897 г. и сейчас вдохновляют писателей и поэтов создавать произведения, в которых вновь и вновь воскрешается в памяти антианглийское восстание.

Из поколения в поколение передавались глубоко патриотические идеи служения родине и народу. Облеченные в форму стихотворений, песен и других жанров устного творчества, эти идеи прошли сквозь грозные бури минувших десятилетий и донесли до наших современников мечты их предков о свободе многострадальной отчизны.

Эпическая поэзия и лирика думов не только продолжали и развили фольклорную традицию афганов. Эти популярнейшие виды устного творчества подготовили почву к подъему новой письменной литературы и культурной жизни в целом афганского народа.

Великий русский мыслитель Н .А .Добролюбов в статье "Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии", написанной в 1857 г. отмечал неудачи англичан в первой англо-афганской войне и мужественное сопротивление афганского народа захватчиков, проявил глубокое уважение к древней афганской культуре. Написанная по предложению Н.Г.Чернышевского, эта статья получила самую высокую его оценку.

Свободолюбивый афганский народ как и каждый народ имеет

свой менталитет.

Интересы в этом смысле высказывания об афганцах її.Арит-тиха. В книге "Афганский вопрос": "Афганцы высокого роста. Мускулисты, красивы с орлиным носом, с выдающимися скулами,с черной, редко русой длинной густой бородой. С длинными до плеч волосами. Восточные племена имеют темную кожу,западные -более светлую".

Великий Абдул Рахман-хан "Баба" считал, что они храбры, умны, любят знание и образование, преданы свободе и независимости, очень желают реформ и просвещения, нет суеверий и предубеждений против иностранцев и их идей, как,например, у индусов. Многие одеваются нарядно, как европейцы. В общем .большинстве афганские племена находятся в стадии родового быта с различными вариациями в формах, из которых две главные: демократическое родовое устройство керларнийских племен и де-лиж», пасхальная „зацш, запалшх племен». Афганцы действительно поразительно красивы. Женщины в большинстве случаев показываются без покрывала, в особенности женщины различных горных племен. Как и другие женщины востока они преимущественно брюнетки с большими выразительными глазами, обрамленными густыми и длинными ресницами. 7 них продолговатое лицо с матовой кожей лица, нежный вспыхивающий румянец. Все они обыкновенно великолепно сложены, гибки и движения их полны грациозности. Голос - звонкий, нежный и немного гортанный. Встречаются афганки а блондинки,но это большая редкость, зато брюнетки с совершенно голубыми глазами не могут не вызывать чувства восторга.

"Афганка чистоплотна, любит употреблять душистые травы, мыла, втирает в свое лицо, тело розовое масло и вообще представляет собой полную противоположность capтянкам и таджичкам, но главной прелестью афганки являются волосы - длинные, густые, словно шелковые волны расстилаются они по мраморным плечам красавицы, блестая своим сизо-черным переливом.

Все афганки, если это требуется для защиты их дорогого отечества, могут встать в ряды Армии вместе со своими мужьями".

Жаркий и сухой климат страны сделал афганцев выносливыми, упорными и гордыми. Им присущи жгучий темперамент, вспыльчивость и горячность.

Анализируя происхождение афганцев, большинство ученых признают их арийцами, которые строго соблюдают все предписания религии и кодекса чести паштунвали.

Афганцы - гордый, мужественный, свободолюбивый и воинственный народ. Все эти качества мы можем найти в сказках, пословицах и поговорках, а также в народных песнях, которые являются отражением быта, нравов и обычаев народа.

Вся история афганцев - это история борьбы за свободу и независимость своей Родины от иноземных захватчиков.

Для афганцев бегство с поля брани позор. Позор тому, кто ранен в спину. При этом пятно позора ложится не только на этого человека, но и на всю его семью.

В народных песнях - ландый (двустишиях) говорится "пусть тебя смертельно ранят в бою,но только бы не получить весть о

твоем позоре". Девушки и женщины, подбадривая мужчин в песнях призывают их к борьбе.

Вот, что писал по этому поводу известный российский афга-нист К.А.Лебедев: "В "паштынвал" входит соблюдение слова, взятого на себя обязательства. Дав слово, паштун обязательно выполнит его, иначе он нарушит обычай. Паштун должен быть стойким, упорным и настойчивым или его не считают паштуном. Пашту-ны гордятся своим народом, уважают всех и каждого. Они также требуют уважения к себе и не допускают каких-либо действий, унижающих их национальное или личное достоинство" г Среди паштунов до сего времени сохранились кочевые племена численностью до трех миллионов человек. Летом они поднимаются в Кабул, а зимой перекочевывают на юг страны. Жизнь кочевников красочно описана в книгах многих афганских авторов. Естественно, при таком укладе жизни и уровне общественного развития паштунов, вся личная и общественная жизнь подчинена законам шариата и кодексу чести паштунов - паштунвала.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих публикациях:

1. Деятельность традиционных объединений культуры по интересам в Афганистане /В сб.: "Национально-этнические проблемы современной культуры". Тезисы к научно-практической конференции молодых учёных (Москва, 25-26 марта 1997 г.) факультета по подготовке иностранных специалистов. 0,8 п.л.

2. Актуальные проблемы социальной защиты молодой семьи.

/В сб.: "Духовные ценности и молодое поколение". Тезисы научно-практической конференции молодых учёных. Москва, 25-26 марта 1998 г.

I. Лебедев К.А. Обряды, традиции афганских паштунов. Традиции, обряды. М., Ин-т Востоковедения, 1997. с.4.

Генезис культурно-досуговой деятельности населения Афганистана

Для рассмотрения генезиса культурно-досуговой деятельности Афганистана необходимо обратиться к истории развития афганского народа (в том особенном смысле, который отмечался ранее). Как известно, Западная Азия (традиционно называемая Ближний и Дальний Восток), издавна была особой международной этической цивилизацией, своего рода ареной обитания десятков различных народов и история каждого из них, в том числе и афганского народа - не может быть изучена без учета этого факта. Исторические сведения говорят о том, что на протяжении всего времени Афганистан развивался во взаимодействии с крупнейшими мусульманскими странами, а культура Ислама (как одной из самых крупных мировых религий) - наложила сильный отпечаток на культурно-досуговую деятельность афганцев и формирование всех ее особенностей. И поэтому рассмотрение исторических корней культурно-досуговой деятельности Афганистана - подразумевает исследование всех афганских религиозных традиций и религий, как таковых.

Если обратиться к времени формирования территории современного Афганистана - выявляется тот факт, что ее северная часть (по археологическим данным) была обжита людьми в древнекаменном веке, а южная часть - в бронзовом. Также хорошо известно, что название этой территории было зафиксировано в "Авесте", в первом тысячелетии до нашей эры. Второе название Афганистана (наряду с упомянутой в "Авесте" Арианой) было известно с У в. н.э. как Хорасан и упоминалось в источниках вплоть до 1747 года, до того времени, когда страна обрела свое современное название, благодаря пуштунскому племени, называющим себя афганцами. И развитие религиозной веры у афганского народа на протяжении тысячелетий происходило по цепочке: зороастризм - буддизм - ислам.

Зороастрийская религия оказала большое влияние на развитие афганского народного фольклора, в частности, древнейших загадок, сохранившихся до наших дней в авестийских и пехлевс-ких текстах. В этих загадках отразилась не только вся народная мудрость, но и представления афганцев о мире, и о месте человека в нем и, как отмечают многие ученые литературные загадки были частью творчества поэтов и писателей, как достаточно и широко известных, так и простых любителей, занимающих сочинительством свой досуг. По структуре и содержанию литературные загадки подразделяются на два разных вида: мамма : луге. И если мамма,, как сложный вид загадок, является отдельным поэтическим произведением, как бы скрывающим в себе, человеческое имя, то традиция создания лугоёг сохраняется в Афганистане и по сей день, и благодаря своей простоте, предпочитается многими афганцами. В Афганистане есть и любители, мамма, но число их значительно меньше, а по сей день, и благодаря своей простоте, предпочитается многими афганцами. В Афганистане есть и любители мамма, но число-их значительно меньше, а последний сборник мамма Мухаммада Ибрахима Халила вышел в свет 30 лет назад, в 1967 году.

Литературные загадки представляют собой тот древнейший фольклорный жанр, который пользуется успехом у различных слоев населения и поэтому их педагогическое и воспитательное значе - 26 ниє является наиболее ощутимым. Они также позволяют понять и некоторые религиозные особенности культурно-досуговой деятельности, так как в них отражены все национально-исторические черты афганского народа. И здесь следует указать некоторые особенности самих зороастрийских традиций, повлиявшие на развитие афганцев.

Древнейшими верованиями у индоарийских племен были культ племенного бога и раннеплеменные культы (религиозные возрастно-половые посвятительные обряды). В результате межплеменной борьбы у арийцев создавалось представление о двух групп богов, называемых "асурами и "давами" и символизирующих собой добро и зло. В результате же раннеплеменных обрядов формировалось восприятие своего племени как единой, религиозной общины. Так создавались понятия, общие для всех арийцев, а поскольку, как уже отмечалось, Афганистан назывался Ариана, то в "Авесте" отразились все арийские представления о добре и зле, а также - о своих собратьях.

Формирование культурных традиций населения Афганистана

Культуру, на наш взгляд, следует рассматривать как все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям. Или, как специфически характерный для людей способ деятельности, и объективированный в различных продуктах результат этой деятельности.

Характер и формы развития культуры зависят от типа производственных отношений данного общества, в данном случае Афганистана, овладения человеком природными и социальными факторами.

В широком смысле слова "культура" это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством в процессе его исторического развития. Будучи объективно обусловлена, культура окончательно оформляется, конкретизируется, проходя через сознание человека. Поэтому ведущим исходным пунктом понимания культуры является признание ее гуманистической сущности и непосредственно связи с предметно-преобразующей деятельностью человека. Этот подход, несмотря на свою видимую абстрактность, весьма содержателен, поскольку задает направленность в раскрытии всей проблематики культуры.

Предметно-преобразующая деятельность - есть определяющая характеристика человека, способа его существования, специфика которого состоит в том, что человек не просто адаптируется к окружающему его миру, а преобразует этот мир в соответствии со своими потребностями, интересами и целями, т.е. создает, творит для себя свой, человеческий мир. Поэтому культуру можно определить как деятельность преследующего свои цели человека, как субъекта культурно-исторического процесса, определяющей характеристикой которого является активное, сознательное,творческое воздействие на окружающий мир.

Логика нашего исследования привела к анализу общественной структуры афганских племен, которая отличается определенной спецификой, обоснованной сохранением некоторых известных под общим названием традиций пуштунвали. Пуштунвали - это кодекс чести и нравственно-этические ценности пуштунов, родо-племен-ная структура и связанная с ней генеалогическая традиция, институты племенного самоуправления, правила воинской доблести и нормы обычного права, и не в последнюю очередь приверженность мусульманской религии.

В целях научного познания этих явлений следует кратко определить термины и уточнить, что подразумевается под поняти-ем"традиция". "Традиция" происходит от латинского слова -"передавать". Речь вдет, таким образом, о явлениях, которые находятся в движении, и по контексту, культурная традиция -понятие постоянное, способное закреплять и передавать культуру следующим поколениям. В ходе анализа мы убедились в том, что понимание культурной традиции в Афганистане значительно различаются в городе и деревне.

Пуштунвали представляет собой свод традиций, где совокупность культурных ценностных представлений и норм, обычаев и обрядов, регулирующих в силу своей императивности поведение членов общества как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Его следует понимать как сумму всех тех культурных традиций, которые пуштуны, по своим собственным представлениям, отличаются от других народностей Афганистана, но оказавших основное влияние на развитие культурных традиций всего населения. Эта мысль глубоко раскрыта в трудах этнографа М. И. А таи, поэта и филолога А.Бахтани и писателя-просветителя К.Хадема. В их трудах содержится интересный фактический материал, дается представление о том, как сами пуштуны формулируют и рассматривают культурные традиции и ценностные представления, которые определяют их образ жизни.

Особую роль в Афганистане играет традиционно-бытовая культура общения - этикет. Этикет следует рассматривать как систему характерных, моральных предписаний ритуализированного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия людей между собой. Это всегда этикет какого-либо народа, общества, класса, социальной группы на определенной ступени их исторического развития. Афганский этикет, в некоторых: правилах уже не соответствует культуре общения городских жителей. Поэтому то, что здесь названо афганским этикетом, должно пониматься как культура общения той основной массы афганского народа, которая, занимаясь земледелием и скотоводством, проживает в сельских районах Афганистана. Являясь по существу надстроечным элементом родо-племенного общества, этикет смог сохраниться до наших дней только потому, что возникшие в связи с социальным расслоением противоречия и имущественные различия часто скрываются за традиционными формами родо-племенной организации. Другими словами: определенные элементы надстройки афганского общества оказывали обратное влияние на социально-экономическую структуру деревни.

Афганский этикет требует, чтобы каждый член общества не только говорил, но и "делал пушту", т.е. чтобы он был воплощением всей совокупности моральных ценностных представлений пуштунвали. Эти ценностные представления и требования выражены в определенных культурных традициях, которые все вместе создают картину "идеального афганца".

Длительное сохранение деления на племена и роды - одна из важнейших особенностей общественного образа жизни. Взаимоотношения как отдельных лиц, так и семейств определяются прежде всего кровным родством, единством происхождения от общего, действительного или мифического, родоначальника. При этом у афганцев счет родства ведется по мужской линии, и мы можем характеризовать родо-племенную структуру как па трилинейную. Другой характерной чертой родовой системы афганцев является ее . конический характер. Сущность этого свойства заключается в том, что члены одного рода вместе с членами других родов образуют подплемя; это подплемя и другие подплемена, в свою очередь, объединены в рамках племени и т.д. При этом общим признаком всех ярусов родо-племенной структуры является то, что вера в общего предка, с одной стороны, объединяет всех членов данной единицы, а с другой - отделяет их от других единиц того же яруса, в то время как на высшем уровне все эти кланы благодаря своему общему происхождению образуют одно целое.

В общественных науках данная модель обычно рассматривается сверху вниз, т.е. начиная с родоначальника всего народа. Однако обычный человек видит в этой традиции в первую очередь не структурную модель расчленения всего общества, а модель происхождения своей родственной группы. Члены этой родственной группы происходят по достоверным сведениям от общего анализа и изучение существующих в стране обычаев и умелого их использования в формировании культурных традиций.

Празднично-обрядовая культура населения Афганистана как целостная система

Ведущим основанием для культурно-досуговой деятельности в Афганистане является свобода личности, которая понимается нами как осознанная необходимость действий человека в соответствии с законами Ислама, общества, знаниями, способностями и возможностями выбора характера действий.

Свобода выбора формы культурно-досуговой деятельности зависит от условий проживания, характера личности и реальных возможностей удовлетворения культурных потребностей личности на досуге. Свобода в сфере досуга в Афганистане определяется совпадением интересов личности со стремлениями людей вклгочить ся в групповой вид культурной деятельности. Именно в сознатель ном и добровольном выборе каждым человеком своего вида деятельности на досуге и состоит свобода личности.

Человек, выбирая вид деятельности на досуге, ставит и цель их достижения в соответствии с потребностями общества, когда он делает это в силу собственных устремлений и в рабочее, и свободное время по потребности, то он свободен в своих действиях.

Поэтому свобода личности в выборе видов занятий на досуге для удовлетворения потребностей имеет важнейшее значение для определения целостности празднично-обрядов ой культуры.

"Вообще нет основания", - отмечает П.М.Якобсон,- говорить об одном единственном облике развития личности. Реально существует несколько полноценных социально-психологических типов личности, что представляет собой сочетание ведущих, наиболее ярких, доминирующих признаков, отражающих его содержание.

Поэтому развитие личности в празднике и обряде реализуется в создании условий в рамках культурного процесса на досуге. Создание условий для культурно-досуговой деятельности характеризуется прежде всего состоянием материально-технической базы и ресурсов, а также наличием и подготовленноетю кадров.

В Афганистане условия для культурно-досуговой деятельности очень разные, в период "потепления" военного противостояния становятся более благоприятными, а вот в период военных действий дело обстоит значительно сложнее.

Поэтому социологические схемы, даже выверенные математическим способом здесь не работают. Эпохи социальных кризисов здесь сменяются военными катастрофами, наносящими огромный вред в экономической жизни.

К сказанному добавим, что социальные условия это весь конгломерат политических (содержательных), экономических и культурных факторов.

Поэтому с позиций Афганского общества сущность и природа культурно-досуговой деятельности заключается в понимании ее как феномена опирающегося прежде всего на инициативу и самодеятельность масс. Но эта опора приобретает эффективность, только тогда когда она согласуется с исламской религией.

Система празднично-обрядовой культуры Афганистана состоит из философско-мировоззренческих, историко-культурных, социально-психологических и творческих факторов, составляющих социально-культурный контекст, детерминирующий эволюцию целостности, где механизмы, обуславливающие возможность рассмотрения творческой целостности одновременно как педагогического, социально-психологического и художественно-эстетического феномена.

На становление целостности празднично-обрядовой культуры Афганистана как в теоретическом, так и прикладном аспектах практически равное влияние оказали философско-мировоззренчес-кие, историко-культурные, социально-психологические и творческие факторы. Речь идет о том, что в философско-мировоззренчес-ком плане праздники и обряды можно рассматривать как попытку народа Афганистана и государственных структур, конкретных деятелей искусства найти творческий и педагогический метод адекватного отражения новой социально-политической, духовно-нравственной ситуации в формах празднично-обрядовой культуры. Историко-культурные праздники и обряды Афганистана проявили себя в опоре на исторически сложившиеся, традиционные формы коллективной эмоциональной жизни, впитавшие в себя опыт различных стран, эпох и народов. Влияние социально-психологических факторов наиболее отчетливо выявилось в том, что практически все праздники и обряды опирались на психологические особенности, характер и потребности конкретных общностей, которые проявляли ярко выраженное стремление к осмыслению себя как субъектов общества.

Анализ становления и развития целостности празднично-обря - 93 довой культуры населения Афганистана следует начинать с эволюции празднично-обрядовой культуры населения Афганистана, которая происходила под влиянием философско-мировоззренческих, историко-культурных, социально-психологических и творческих факторов, составляющих социально-культурный контекст. При этом на различных исторических этапах влияние этих факторов на развитие системы празднично-обрядовой культуры населения Афганистана было неодинаковым. В тех случаях, когда все факторы были органично взаимосвязаны, теория и практика целостности празднично-обрядовой культуры развивались более энергично. Когда же одни факторы начинали превалировать над другими, наблюдался резерв между теорией и практикой вело к обеднению творческого метода, сужению жанрового разнообразия, ограничению диапазона творческих поисков.

Полученные диссертантом данные свидетельствуют о том, что праздники в Афганистане имеют общую мировоззренческую основу: исламскую религию.

Прежде всего все праздники нацелены на отчет каждого отдельного мусульманина в его служении Аллаху. Это происходит и в первый праздник наступает после целого месяца поста в светлое время суток и во второй, который знаменует собой окончание хаджа в Мекку обряда, когда мусульманин со своей ясностью демонстрирует свой отказ от всего мирского и готовность внимать только зову Аллаха.

Любительские объединения по интересам населения Афганистана как одна из эффективных традиционных форм досуга

Рассматривая любительские объединения по интересам в Афганистане следует прежде всего уточнить понятие любительское объединение. В Афганистане любительское объединение по интересам понимается как комплексная форма проведения досуга, объединение людей по духовным интересам с экономической, духовной (выражающейся в религии, искусстве и науке) и нравственной (определяемой этикой и системой ценностей и целей) позиций, В это комплексное понятие входит и культура мировоззренческая, и культура общения, и поведения, и культура повседневного быта, и культура национального характера. А ввиду того обстоятельства, что в данном контексте любительские объединения населения Афганистана рассматриваются специально, как традиционная форма досуга, то актуальным является выяснение степени их эффективности.

Любительские объединения по интересам в Афганистане невозможно рассмотреть как единую форму, так как они отличаются очень разной ориентацией интересов. Но существуют общие принципы, по которым они схожи. Для того, чтобы провести подробное исследование этих принципов, необходимо иметь в виду, что само специфическое содержание занятий в любительских объединениях ни в коей мере не оттесняет на второй план форму их проведения.

В современной социокультурной ситуации Афганистана досутовые самодеятельные объединения самой различной направленности, ибо их вектор социально ориентирован всё равно достаточно противоречив. В принципе вектор как правило совпадает со всеми направлениями развития различных политических группировок. Люди, в первую очередь учащаяся молодежь, проявляют инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм любительского объединения.

Практика показывает, что в силу отсутствия необходимого опыта овладения предметной культурно-досуговои деятельностью, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов, 70$ молодых людей избирают не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. И только Ъ2% предпочитают любительские объединения и клубы по интересам.

Среди российских ученых наиболее интересна точка зрения на досуг высказана А.С.Каргиннм и Н.А.Хреновым, которые считают, что досуга в его современном понимании в традиционной культуре не существовало. "Актуальность этого понятия, связываемого исключительно с личностными мотивами, свидетельствовала о том, что на более поздних этапах истории в функционировании общества стали развиваться такие уровни, которые вроде бы были бесполезны в утилитарном смысле. Однако не будучи на первый взгляд обязательными для общества, которое по этой причине может и неинституционализировать, эти уровни жизни оказываются для развития культуры благотворными. Вообще, возникновение этой тенденции в истории свидетельствует об интенсивных процессах развития общества и характерном для последних веков авторитете разнообразных форм духовной деятельности. Стало очевидно, что досуг наполняется теми видами деятельности, которые прекращаются в лабораторию культуры. Естественно, что этими видами деятельности, когда общество еще не успевает их институционализировать, занимаются или отдельные представители общества, или же отдельные его социальные группы .

Каждый афганец как правило сам определяет границы, возможных целенаправленных усилий, предпринимаемых по освоению культурных ценностей и культурно-преобразующей деятельности. Отсюда и участие в любительском объединении определяется отношением личности к культурно-досуговой деятельности.

Поскольку выбор традиционной формы культурно-досуговой деятельности производится самим афганцем, то окружающая его среда оказывает непосредственное влияние на этот процесс.

Проведенный диссертантом анализ позволяет автору все афганские любительские объединения разделить на три вида: имеющие собственные здания, предоставленные Министерством культуры Афганистана; существующие при государственных учреждениях культуры; расположенные вне учреждений культуры и без собственных зданий.

Из перечисленных видов лишь последние являются собственно, клубами, в то время, как в первом случае, слово "клуб" относится к зданиям, а во втором случае - означает тот факт, что помимо учебы и профессиональной деятельности в определенный промежуток времени и в конкретном учреждении, афганцы могут заниматься тем же самым и в остальное время, не покидая данное учреждение.

Вместе с тем обращает внимание третий вид любительских объединений по интересам, который как бы лишён зданий и которые присущи другим видам любительских объединений. Но поскольку это не так, и свободная форма объединения людей, не имеющих свои здания и учреждения вполне может иметь определённый возможности - то выявление этих возможностей представляется наиболее актуальным.

Необходимо также отметить, что на протяжении всего исторического времени, любительские объединения по интересам претерпели значительную эволюцию. Возникнув в Афганистане (после обретения государствам своей независимости в правление Ахмад-шаха Дуррани), в форме небольших религиозных учреждений для культурно-досуговой деятельности - они стали превращаться в солидные заведения для собрания разных представителей из мужских и женских любительских объединений, а к началу XX века были полностью национализированы государством. Государство взяло под свою опеку все культурно-досуговые заведения (большую роль здесь сыграли и реформы, проведенные младоафганцами) и культурно-досуговая деятельность подавляющего большинства населения стала проходить преимущественно в рамках, установленных государственными законами (элементы демократического правления в Афганистане никогда не становились анархическими, так как ещё с глубокой древности подкреплялись многочисленными религиозными традициями).

Любительские объединения по интересам, следовательно, становились частью общегосударственной культурной политики, проводимой правителями Афганистана, и от того, насколько положительной была власть правителей к любительским объединениям - зависела эффективность деятельности любительских объединений. Как уже было отмечено, любительские объединения по интересам развивались в наибольшей степени после воссоздания независимости Афганистана Ахмад-шахом Дуррани, а также -благодаря религиозным особенностям, упрочившимся после данного исторического события. И важнейшую роль в их развитии играли необходимые культурные связи с теми странами, чей духов ный потенциал был особо близок афганскому народу.

Похожие диссертации на Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности