Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Новикова Мария Вячеславовна

Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива
<
Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова Мария Вячеславовна. Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Тамбов, 2007.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2063

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретике - методологические особенности реализации аксиологических основ в деятельности руководителя любительского творческого коллектива 17

1.1. Становление и развитие аксиологических подходов в области педагогики и народного художественного творчества 17

1.2. Сущность аксиологических основ народной художественной культуры 40

1.3. Освоение аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности руководителя любительского творческого коллектива 72

Глава 2. Социально - педагогические условия реализации аксиологических основ в деятельности руководителей любительского творческого коллектива 90

2.1. Особенности ценностных приоритетов в области народной художественной культуры у руководителей любительских творческих коллективов 90

2.2. Результаты экспериментальной апробации педагогической модели реализации аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива 124

Заключение 143

Список литературы 149

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях ощущается повышенное внимание социума к проблеме передачи новым поколениям национальных культурных традиций и ценностей. Именно ценности, то есть то, что выкристаллизовывается в ходе развития социума, особенно ценится и предпочитается в той или иной культуре, составляет её главный смысл и предназначение. Приобщение к художественной культуре подрастающего поколения происходит на фоне., неоднозначных процессов некритичного заимствования образцов массовой культуры, наблюдается переоценка ценностей, при этом, к сожалению, часто оказываются утраченными традиционные духовно-нравственные и художественно-эстетические нормы, идеалы, эталоны и ориентиры. Вследствие этого особую значимость приобретает решение задач развития ценностного отношения к национальному культурному достоянию.

Важность реализации ценностного педагогического потенциала культурно-исторического и национально-культурного наследия в процессах воспитания и образования подчеркивается во многих международных актах, в частности, в рекомендациях ЮНЕСКО о сохранении фольклора (1989 г.), о сохранении нематериального культурного наследия (2003 г.); положениях Национальной доктрины развития образования в России (2001 г.); федеральной программе «Культура России 2005-2010»; государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005гг.», в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе»; Концепции художественного образования в Российской Федерации (2001 г.) и Концепции этнокультурного образования (2004 г.) и других документах.

Проблематика освоения и использования аксиологических . основ народной художественной культуры нашла свое отражение в содержании

работы научно-практических конференций, прошедших в период с 2003 по 2006 гг. в Москве, Шуе, Казани, Санкт-Петербурге, Тамбове.

В указанных нормативных документах, а также рекомендациях, принятых на конференциях подчеркивается особая значимость развертывания образовательно-просветительных программ, основу содержания которых должно составить формирование ценностного отношения к национальному культурному наследию. Это актуализирует обоснование и практическую реализацию аксиологических подходов, в том числе, в сфере социально-культурной деятельности и народного художественного творчества.

Реализация ценностного потенциала народной художественной культуры во многом зависит от эффективности деятельности специалистов сферы социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, имеющих, в частности, квалификацию художественного руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя. Поэтому столь важно рассмотреть в контексте аксиологического подхода профильно-ориентированную деятельность художественных руководителей творческих коллективов, личностно-профессиональные качества и педагогическое творчество которых непосредственно направлено на технологическое обеспечение самореализации участников творческих коллективов, а также организацию инициативной деятельности по сохранению и развитию ценностей отечественной культуры и искусства, возрождению традиций художественного творчества, поддержку народных мастеров как национального достояния.

Степень научной разработанности проблемы.

Аксиологические основы народной художественной культуры так или иначе становилось предметом изучения различных гуманитарных отраслей знаний, таких как философия, история, психология, социология, культурология, педагогика и др.

В отечественной науке наиболее активно аксиологическая проблематика стала разрабатываться в середине XX столетия (М.М. Бахтин, О.Б.

Дробницкий, В.В. Зеньковский, В.Б. Ольшанский, В.П. Тугаринов и др.). Современный содержательный анализ ценностей и ценностных ориентации, их значение для развития личности раскрываются в работах А.А. Аронова, А.И. Арнольдова, Г.С. Батищева, B.C. Библера, Л.П. Буевой, Б.Г. Кузнецова, Н.И. Лапина, В.М. Межуева, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиера и др.

Структурно-функциональный анализ ценностей с позиции социологии отражён в трудах Т.И. Заславской, Г.Г. Силласте, В.А. Ядова и других учёных.

В последнее время были защищены ряд диссертаций в сфере социологии культуры и культурологии по проблеме становления и развития ценностных систем общества и различных групп населения, в том числе (А.П. Васильев, М.А. Мень, В.А. Ремизов, И.А. Сурина, Ж.В. Хозина и др.).

Отечественная психология также включает систему ценностей в сферу научного исследования (К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Андреева, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Н.С. Мансуров, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.).

Аксиологические проблемы воспитания и обучения подробно рассматриваются в работах Ю.П; Азарова, Ю.Г. Волкова, Л.С. Зориловой, В.А. Сластёнина, А.Г. Харчева и др.

Разработка концепции ценностей применительно к сфере социально-культурной деятельности и народного художественного творчества нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, Н.С. Квасовой, А.В. Нестеренко, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.В. Туєва, Н.Н. Ярошенко и др.

Однако, несмотря на столь пристальный научный интерес к изучаемой проблеме реализации аксиологического подхода к этническому искусству в деятельности художественньїх руководителей любительских творческих коллективов целостного обоснования не получила.

Таким образом, можно констатировать наличие объективно существующих противоречий между:

- потребностью общества в использовании традиционных национальных
ценностей в качестве идеала и ориентира воспитания и недостаточной
отраженностью аксиологических основ народной художественной культуры
в теории и методике социально-культурной деятельности;

- необходимостью использования аксиологических подходов для
оптимизации педагогического процесса в сфере народного художественного
творчества и отсутствием теоретического обоснования ценностного
компонента профессиональной компетенции руководителя любительского
творческого коллектива;

- потребностью педагогики народного художественного творчества в
реализации аксиологического потенциала народной художественной
культуры и недостаточным обоснованием подобной деятельности на уровне
технологии педагогического руководства любительским творческим
коллективом.

Эти противоречия определили проблему исследования: каким образом
ценностный потенциал народной художественной культуры реализуется в
практической образовательной, воспитательной, творческой,

коммуникативной и организационной деятельности руководителя любительского творческого коллектива и способствует эффективности духовно-нравственного и художественно-эстетического развития его участников.

Целью диссертационной работы является выявление и обоснование условий эффективной реализации аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности руководителя любительского творческого коллектива.

Объект исследования - педагогическая деятельность художественного руководителя любительского творческого коллектива.

Предмет исследования - условия реализации аксиологических основ народной художественной культуры в профессиональной деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива.

Задачи исследования:

  1. обосновать сущность и специфику использования аксиологических педагогических подходов в сфере социально-культурной деятельности и народного художественного творчества;

  1. конкретизировать аксиологические основы народной художественной культуры;

  2. определить ценностные компоненты деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива;

  3. выявить социально-педагогические условия реализации ценностных компонентов в деятельности руководителей любительских творческих коллективов;

  4. разработать и апробировать педагогическую модель реализации аксиологических основ народной художественной культуре в деятельности руководителей любительских творческих коллективов.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс реализации аксиологических основ народной художественной культуры будет эффективно осуществляться в деятельности руководителя любительского творческого коллектива при выполнении следующих условий:

усвоении руководителем системы знаний об аксиологических основах народной художественной культуры;

концептуально-мировоззренческих представлений о ценностном потенциале народной художественной культуры как важнейшем компоненте профессионального самоопределения специалиста;

формировании профессиональной направленности на реализацию аксиологических основ народной художественной культуры в практической педагогической работе с любительским творческим коллективом;

овладении специалистом технологической культурой, системным компонентом которой станет мастерство использования аксиологических

основ народной культуры в организаторской, образовательной, творческой и коммуникативной деятельности;

разработке комплексного информационно-методического обеспечения;

разработке комплексной модели непрерывного профессионального самосовершенствования на основе усвоения аксиологических основ народной художественной культуры.

Методологической и теоретической основой исследования являются: концепции ценностей, ценностных ориентации, определяющих логику развития общества и отраженны в философских теориях А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева. Теоретические положения о ценностных аспектах социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, представленные в трудах Т.И. Баклановой, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова и др.

Методы исследования:

теоретический анализ и обобщение философской, психологической, социологической, педагогической, психологической, этнологической, культурологической литературы;

эмпирические методы (контент-анализ документов, социологический опрос, формирующий и констатирующий эксперименты, тестирование);

методы математической обработки данных эксперимента.

Базы исследования. Исследование процесса реализации аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности руководителя любительского творческого коллектива осуществлялось на базе ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. СВ. Рахманинова, Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, а также вузов культуры и искусства гг. Москвы, Белгорода и Липецка. При этом использовался комплексный инструментарий, направленный на изучение ценностного отношения к этническому искусству специалистов этнокультурологов в

процессе профессионального, самоопределения. На различных этапах экспериментальной работы исследованием было охвачено около 400 человек.

Организация исследования.

Исследование проводилось в течении 2002-2006 г.г.

На первом этапе (2002-2003 г.г.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, осуществлялось теоретическое обоснование методологической части исследования (определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования).

На втором этапе (2003-2004 г.г.) разрабатывалась программа и инструментарий для осуществления экспериментального исследования, направленного на изучение аксиологических основ народной художественной культуры в структуре профессиональной деятельности будущих и действующих руководителей любительских коллективов.

На третьем этапе (2004-2006 г.г.) была осуществлена обработка и интерпретация полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов данных. Подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степень реализации исследовательских целей и задач, я

Научная новизна исследования состоит в том, что: определены сущность и специфика реализации аксиологического подхода в сфере социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, которые сводятся к построению педагогического процесса посредством целенаправленного и логически обоснованного применения системы традиционных духовных и материальных ценностей, составляющих ядро формирования базовой культуры личности и определяющих характер и содержание образовательной, творческой, коммуникативной и организаторской деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива. На основе ретроспективного анализа аксиологических подходов в различных отраслях знаний предложена авторская периодизация эволюции аксиологических подходов в сфере

социально-культурной деятельности и педагогики народного художественного творчества, включающая античный период развития ценностных подходов, аксиологию эпохи средневековья, гуманистические ценностные подходы XVI-XIX вв. и утверждение аксиологии как отрасли знаний и научного подхода в XX-XXI вв.; а также классификация ценностей по признакам методологического основания, отношения к формам общественного сознания, функционального назначения;

обоснованы аксиологические основы народной художественной культуры, понимаемые как сложившаяся в процессе возникновения и развития этноса и передающаяся от поколения к поколению система народного этоса. Аксиологические основы представляют собой иерархизированную систему ценностей, сформировавшуюся в процессе этногенеза и определяющих направленность, характер и процедуру процессов создания, распространения, сохранения, развития и преобразования художественной культуры конкретного этноса;

определены ценностные компоненты деятельности руководителей любительского творческого коллектива, к которым отнесены: мировоззренческие, патриотические, альтруистические, ценности семейного благополучия, нравственные, художественно-эстетические (аксиологический потенциал различных видов и жанров народного художественного творчества), религиозные, ценности национального характера, этнопсихологические, материальные; социально-педагогические, групповые педагогические, личностно-педагогические (ценности-качества, ценности-знания, ценности-отношения), ценности народной педагогики и этнохудожественного воспитания; специфические ценности, обусловленные образовательно-воспитательной, организаторской, коммуникативной и творческой функциями педагогического руководства любительским творческим коллективом;

обоснованы педагогические условия реализации аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного

руководителя любительского творческого коллектива, отражающие особенности профессионального становления и совершенствования специалиста, а также информационно-методического, материально-технического и организационного обеспечения его творческой, учебно-воспитательной, коммуникативной и научно-исследовательской деятельности;

разработана педагогическая модель реализации аксиологических основ
народной художественной культуры в деятельности руководителей
любительских коллективов и организаторов этнохудожественного
образования, способствующая развитию профессиональных ценностных
качеств и эффективной практической работе по формированию ценностного
отношения к народному искусству, включающая социальный заказ;
теоретико-методологическое и технологическое обоснование и
критериальный блок.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

расширена теоретическая база социально-культурной деятельности за счет конкретизации сущности и специфики реализации аксиологических подходов в сфере народного художественного творчества и непосредственно в педагогическом руководстве'любительским творческим коллективом;

положения теории и истории народной художественной культуры дополнены обоснованием аксиологических основ народной художественной культуры, а также ценностных компонентов деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива;

разработанная педагогическая модель реализации аксиологических основ народной художественной культуры может послужить теоретической базой для изучения технологии педагогического руководства в сфере народного художественного творчества;

положения культуротворческих технологий и технологий межкультурного обмена и сотрудничества в социально-культурной деятельности

дополненные сведениями об условиях реализации аксиологических основ народной художественной культуры в процессе педагогического руководства любительским художественным творчеством.

Практическая значимость исследования определена тем, что полученные в ходе исследования данные позволяют результативно осуществлять процесс реализации аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы:

в учебном процессе высших и средних профессиональных учебных заведений при изучении широкого спектра гуманитарных дисциплин (социологии, культурологии, этнологии, социальной психологии, социальной педагогики), а также при чтении лекций, проведении семинаров и практических занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на специальностях социально-культурная деятельность и народное художественное творчество;

в качестве научно-методических пособий для организации и проведения исследований по изучению развития ценностного отношения к этническому искусству;

в системе повышения квалификации и переподготовки кадров сферы культуры и образования;

- в содержании деятельности практиков-организаторов любительского
художественного творчества.

На защиту выносятся следующие положения:

1. О сущности и специфике реализации аксиологических педагогических подходов в сфере социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, которые сводятся к целенаправленному, логически обоснованному применению системы традиционных ценностей в качестве закономерностей принципов, содержательных компонентов, форм, методов, средств и приёмов осуществления учебно-воспитательного

процесса на уровне образовательной, творческой, коммуникативной и организаторской деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива.

  1. Об аксиологических основах народной художественной культуры, представляющих собой сложившуюся в процессе возникновения и развития конкретного этноса и передающуюся от поколения к поколению иерархизированную систему народного этоса, определяющую направленность, характер и процедуру процессов создания, распространения, сохранения, развития и преобразования художественной культуры, включающую такие ценности как: мировоззренческие, патриотические, альтруистические, счастья и семейного благополучия, нравственные, художественные, эстетические, религиозные, художественные, национального характера, этнопсихологические, этнохудожественного воспитания и материальные.

  2. О ценностных компонентах деятельности руководителей любительских творческих коллективов, которые в образовательно-воспитательной работе характеризуются образованностью, высокой общей культурой, владением мировоззренческими, духовно-нравственными и эстетическими ценностями народной художественной культуры ценностями в процессе обучения и воспитания, а также реализацией личностно-профессиональных качеств и педагогического мастерства; в организаторской деятельности -самодисциплиной, сдержанностью, активностью, порядочностью, высокими притязаниями, исполнительностью, самостоятельностью, ответственностью, рационализмом, чуткостью и заботой об интересах как всего коллектива, так и отдельного его участника; в коммуникативной деятельности - наличием групповых ценностей и норм, утверждением альтруистических, гуманистических и духовно-нравственных ценностей, а также ценностей этнопсихологии и этнопедагогики; в творческой деятельности - смелость' и независимость, взаимопонимание и взаимопомощь и получение удовольствия в процессе работы, реализация

ценностного потенциала конкретных видов и жанров народного художественного творчества.

4. О педагогических условиях, обеспечивающих эффективную реализацию аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности руководителя любительского творческого коллектива, к которым отнесены: осуществление ценностной направленности учебно-творческого материала в рамках изучения основ народной художественной культуры в процессе вузовской и поствузовской подготовки художественного руководителя; формирование его профессиональных компетентности, направленности, самоопределения и мастерства с учетом аксиологических педагогических и художественно-эстетических подходов и использовании их в традиционных и нетрадиционных формах художественного творчества; интеграция когнитивного, эмотивного, мотивационного и деятельностного, а также теоретического и практического компонентов в непрерывном образовании и самосовершенствовании; реализация ценностно-ориентированных подходов к педагогическому менеджменту, организаторской работе и управлению творческим коллективом; целенаправленная ценностно-ориентированная работа по организации репетиционного процесса, концертно-выставочной деятельности, а также по материально-техническому обеспечению работы коллектива; осуществление целенаправленной научно-методической деятельности по изучению, разработке и реализации аксиологических подходов в сфере этнохудожественного образования и любительского художественного творчества; наличие комплекса информационно-методического и дидактического обеспечения учебно-воспитательного процесса, а также специально разработанной профильной программы внерепетиционных социально-культурных мероприятий, отражающих аксиологические основы народной художественной культуры; конструирование и реализация педагогического процесса в творческом коллективе на основе трансляции этнохудожественных ценностных

приоритетов; стимулирование искусствоведческой, аналитической и критической деятельности ^участников творческого коллектива, направленной на овладение аксиологическими основами народной культуры; наращивание педагогического потенциала любительского творческого коллектива за счет формирования внутригрупповых ценностей, норм и традиций; построение творческого процесса в соответствии с эстетическими идеалами и канонами народной художественной культуры, ценностями конкретного жанра искусства; организация ценностно-ориентированного общения и взаимодействия в коллективе с учетом аксиологических основ народной художественной культуры; обеспечение ценностно-ориентированного взаимодействия с другими творческими коллективами; реализация ценностных подходов в процессе обсуждения планов работы, учебно-репетиционного процесса и результатов учебно-творческой деятельности коллектива.

5. Педагогическая модель формирования аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности руководителей любительских творческих коллективов, включающая: социальный заказ, обусловленный внешними и внутренними факторами, целевую направленность и педагогические условия эффективного повышения профессионального мастерства^ совершенствование профессионально-личностных качеств и непосредственно педагогического руководства за счет интериоризации общечеловеческих и этнокультурных ценностей, а также ценностных компонентов деятельности руководителя; технологический блок включающий, задачи, содержание, результат и критерии его оценки.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Положения и результаты исследования обсуждались в рамках международной конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбов, 2002), научно-практической конференции «Державинские чтения» (Тамбов, 2003, 2004, 2005), межрегиональной научно-практической конференции «Социализация детей и подростков с

проблемами в развитии в системе дополнительного образования» (Тамбов, 2003), международной научно-практической конференции «Современная индустрия туризма: опыт, проблема, инновации» (Тамбов, 2003), всероссийской научно-практической интернет-конференции «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2004, 2005), в тезисах международной научно-практической конференции «Культурное пространство Досади: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2004), региональной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы искусствоведения и дизайна» (Тамбов, 2005), международной научно-практической конференции «Мир культуры -культура мира» (Москва, 2005), сборнике научных трудов кафедры национальной экономики и статистики ТГУ им. Г.Р. Державина (Тамбов, 2006).

Результаты исследования нашли отражение в 13 научных публикациях автора, общим объёмом 3,8 п.л. в виде научных статей и тезисов.

Основные методологические принципы и материалы также внедрены в учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина при преподавании следующих дисциплин: «Методика преподавания народного художественного творчества», «Психология художественного творчества».

Достоверность полученных результатов обеспечивается

методологической обоснованностью применения аксиологических подходов и особенностей в соответствии с поставленными целями и задачами; использованием разнообразных источников информации, комплексом опытно-экспериментальной работы и применением математических методов обработки статистических данных.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Становление и развитие аксиологических подходов в области педагогики и народного художественного творчества

В ходе изучения народной художественной культуры у молодого поколения вырабатывается определённая система ценностей, на основе которых будущий специалист может строить свои действия.

В начале обратимся к понятию ценности. Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключённые в явлениях общественной жизни и природы).1

В последнее время возрос интерес ученых к проблеме ценностей. Внимание учёных к системе ценностей обуславливается успехами социального развития на основе активизации человеческого фактора. Эта проблема рассматривается в различных научных направлениях.

Что бы определить систему ценностей, прежде всего, мы обратились к самому понятию ценность и к науке, которая их изучает.

Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - слово, понятие) - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Аксиология весьма обширная сфера, которая охватывает ряд философских дисциплин: эстетику и этику, все религиозные доктрины, а также гуманитарные науки и искусство. Использование аксиологических трактовок можно найти в текстах, написанных задолго до появления первых развёрнутых философских систем: в мифологии, в учениях легендарных деятелей древних культов.2

В самом общем виде ценности имеют три особенности: во-первых, они характеризуются одновременно как субъективные и объективные; во-вторых, всё то, что людям представляется положительным, имеет смысл лишь в силу наличия своего антипода; в-третьих, соотношение между противоположностями ограничивается некоторым субъективно определяемым пределом, за "которым дискуссия о ценностях теряет свой смысл. В натуралистических теориях ценности представлены как выражение естественных потребностей человека или законов природы.

Эволюция взглядов на систему ценностей определяет отношение людей к проблеме ценностей, так как каждая ценностная идея знала эпоху своего относительного господства.

Множество взглядов на проблему ценностей сделали античную философию школой философского мышления для последующих времён.

Для понимания аксиологических подходов в воспитании особую значимость имеют высказывания античных мыслителей. Первые идеи имеющие аксиологический смысл, возникают вместе с исходными онтологическими категориями в самом начале античных размышлений.

Свои предположения о ценностях в том числе важных для формирования личности высказывал древнегреческий мыслитель Демокрит.

Он считал, что смысл жизни состоит лишь в погоне за удовольствиями. Однако стремление к приятному делает людей рабами своих вожделений и добро превращается в свою противоположность, т.е. в зло. Поэтому он и последующие философы в своих трудах по данной проблеме использовали категории "мера", "гармония", "пропорция", "золотая середина" и считал, что ценность - это всё то, что вызывает у человека положительные эмоции.

В системе взглядов педагогических взглядов Платона ценностная проблематика занимает центральное место. Самым широким образом ценностные натурфикации представлены в зрелых диалогах «Теэтет» и «Парменид», где ценности используются в качестве основополагающего принципа бытия. В своих работах Платон затронул правовые ценности, в частности платоновской теории государства, понимаемое как совместное проживание людей, а частная собственность - есть источник зла в обществе.

Отрасль знаний, которая концентрирует и обобщает нравственное осмысление действительности является этика, она привлекает особое внимание античных мыслителей и связана, прежде всего, с именем Аристотеля. В этическом наследии Аристотеля разрабатываются категории блага, добродетели, счастья, анализирует понятия являющееся критериями нравственной оценки, рассматривает главные пороки и морально недостойные поступки. В картине мира, создаваемой Аристотелем, ценностный аспект занимает центральное место, он определяет ценности как определённую норму поведения, которым должны руководствоваться люди.

Эмпедокл одним из первых использует натурфикации «зло» и «благо» как первоначала, но Аристотель не склонен считать их конечными причинами в виду недостаточности их и несогласованности между собой.

Этика стоиков, возникшего в конце 4 в. до н.обращается к истолкованию основополагающих категорий добра и зла. По их мнению, одно не может существовать без другого. Именно стоики искали и обосновали философскую категорию «долг».

Древнегреческим мыслителей Пифагором одним из первых дано определение ценности понимаемое как: «Добродетель есть лад, здоровье, всякое благо и Бог».

Наиболее полное истолкование проблем ценностей можно обнаружить в трудах пифагорейцев, которые в ряд важнейших предметно-логических категорий они также включают и ценностные понятия: другие пифагорейцы утверждают, что имеется десять начал, расположенных попарно: предел и беспредельное, нечетное и четное, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся движущее, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, квадратное и продолговатое.

Аристотель в отрицательной форме воспроизводит некоторые суждения пифагорейцев о ценностных понятиях. Неправильное мнение тех, кто как пифагорейцы полагает, что самое прекрасное и лучшее принадлежит не началу, поскольку начала растений и животных хотя и причины, но прекрасно и совершенно лишь то, что порождено этими началами. В основе теоретических понятий пифагорейцев находилось ценностное шонятие «гармония»: так как « они видели, что свойства и соотношения, присущие гармонии, выразимы в числах».

У Анаксагора полагаются два высших начала, одно из них - Ум -вытекает из логического основания обыденной деятельности, другое -совершенство - из экзистенционального, личностного основания. Но между ними он также производит классификацию: Часто он называет ум причиной прекрасного и справедливого, т. е. эстетической и нравственной ценностями, а иной раз он говорит, что ум есть душа, так как ум присущ всем живым существам, большим и малым, высшим и низшим.

Сущность аксиологических основ народной художественной культуры

Среди множества определений понятия «культура» наиболее распространённым является представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. Аксиология позволяет рассматривать культуру того или иного народа как систему его духовно -нравственных ценностей и идеалов, воплощённых не только в произведениях профессионального искусства и народного творчества, но также в различных сферах его жизни (праздниках, обрядах, бытовых традициях и т. д.).24

По мнению отечественного социолога Ю.В. Ирхина культура с точки зрения аксиологии конституируется в определённой структурированной системе ценностей, признаваемых тем или иным социумом. В «предметности» культуры происходит лишь то или иное воплощение этих ценностей, т. е. то, к чему люди стремятся, на что ориентируются, в соответствии с чем они организуют свою активность. Общность и различие ценностей выступают основания как для объединения людей для реализации совместных и сложных целей, так для их дифференциации при несовпадении конфликта целей. Таким образом, усвоение тех или иных . ценностей в ходе социализации и их репродуцирования в реальной деятельности и коммуникации - основ существования социума. Характер ценностей социума задаёт меру свободы и вариативности поведения его социальных агентов. Аксиологический подход к изучению культуры позволил вести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентировал её креативное (продуцирующее, творческое) начало. Мимо его разработок не может пройти сейчас не один социолог культуры. Проблемы ценностного подхода состоит в сложности выработки общепринятой системы ценностных критериев даже в рамках одной социальной системы.25

У каждого народа своя культура. В двух разных культурах мы можем обнаружить одни и те же ценности, но они могут занимать разные позиции.

Культурная ценность существует, если её индивидуальное значение постулируется хотя бы одним человеком. Представители ценностного подхода сущность ценностей видят в их значимости, а не в их фактичности.

По словам Н.А. Бердяева культура по своей природе символична. В ней даны лишь символы, знаки иного духовного мира. Но сам этот мир непосредственно, реально не постигается.26

Российская цивилизация является индоевропейской цивилизацией по её древнеисторическим, лингвистическим и религиозным корня, основным ценностям, характеру, доминантам и своеобразию развития.

Ценности и стандарты западной культуры, как отмечает А.И. Соловьев - формировались по мере повышения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Огромное влияние на содержание этих ценностей оказали и религиозные ценности христианства, а также особая роль философии, выступавшая в качестве автономной духовной силы и воплощавшая критическое отношение как к социальной действительности, так и к религиозной картине мира.28

В то же время М. Тэтчер отмечает, что «Ограничение власти и ее подотчетность, верховенство правосудия над силой, абсолютная моральная ценность каждого отдельного человека, которую правительство обязано уважать, - эти принципы стали неотъемлемой частью политической культуры англоговорящих народов. Они являются основой цивилизованного управления государством».

Таким образом, основным признаком западного общества является то, что в нём впервые в истории появилась возможность для формирования человека как индивидуализированной личности не в порядке исключения, а в массовых масштабах.

В этом смысле западное общество резко отличалось от «традиционных» (восточных) цивилизаций, в которых интересы индивидов и групп всегда были опосредованы государством, подчинены ему.

Восточные народы более полно сохранили и хранят приверженность к традиционным и культурным ценностям. Именно сохранение традиционных ценностей и ориентировок позволило странам Востока модернизироваться, сохранив основополагающие черты своей традиционной культуры, сохранив и развив и приумножив свою идентичность.

Примечательно то, что в восточной культуре приобретают важное значение «азиатские ценности», они играют важную стабилизирующую роль. Многие представители восточных стран утверждают, что определённые ценностные принципы этого макрорегиона имеют глобальное значение. Среди них важная роль семейных уз, чувство ответственности, установки на бережливость, ориентация на собственные культурные образы. В странах Востока индивидуальные склонности, способности и интересы играли подчинённую роль, на первый план выдвигались интересы государства, коллектива, рода, крепче был институт семьи.

Безусловны языческие истоки традиционной культуры. Дошедшие до нас архаичные её слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуры крестьянства, соединившую язычество и христианство. Одну из первых попыток сведения воедино ценностных характеристик Востока и Запада предпринял известный российский востоковед, профессор Б.С. Ерасов.30

Особенности ценностных приоритетов в области народной художественной культуры у руководителей любительских творческих коллективов

В продолжение 2003-2006 гг. было предпринято комплексное эмпирическое исследование, включавшее констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент ориентировался на выявление ценностных приоритетов в сфере руководства народным художественным творчеством. Объектом исследования в констатирующем эксперименте стали студенты специальности народное художественное творчество и руководителя творческих коллективов. При это мы исходили из предположения о том, что будущие художественные руководители творческих коллективов в процессе своего профессионального становления должны усвоить сумму ценностей народной художественной культуры с тем, чтобы передать их рядовым любителям искусства а также ученикам, охваченным различными формами этнохудожественного образования. Для нас важно было изучить ценностное отношение к этническому искусству; проследить особенности динамики жизненных ценностей студенческой молодежи, так как именно в этом возрасте более интенсивно происходит процесс формирования ценностной системы.

Организация констатирующего эксперимента потребовала, прежде всего, решения ряда исследовательских задач: 1. подбор диагностических методик, соответствующих задачам исследования; 2. проведение социологического исследования для выявления ценностных приоритетов студентов в области традиционной народного художественной культуры.

В ходе констатирующего эксперимента в центре внимания оказались следующие аспекты: - анализировалось состояние педагогической работы со студентами вузов, так или иначе связанными с любительским художественным творчеством; - выяснялось ценностное Отношение художественных руководителей к народной художественной культуре; - рассматривалась динамика развития ценностного отношения художественных руководителей к народной художественной культуре.

Констатирующий эксперимент проходил в два этапа и предполагал применение следующих методов: а) анкетирование будущих3 художественных руководителей высших учебных заведений с целью изучения особенностей ценностного отношения; б) беседы с целью определения ценностного отношения в процессе профессионального становления; в) наблюдение за формированием ценностного отношения у художественных руководителей; г) экспертный опрос руководителей любительских творческих коллективов.

При изучении системного феномена ценностного отношения к народной художественной культуры особое внимание было обращено на такие компоненты профессионального становления специалиста, как - состояние педагогической работы по интересующим предметам. - сопоставить статистические данные по разным регионам, отражающие процесс формирования ценностного отношения; - конкретизировать организационно-педагогические аспекты руководства процессом формирования ценностного отношения к народной художественной культуре; - выявить и дать сравнительный анализ существующих педагогических программ, обеспечивающих технологическое сопровождение формирования соответствующих ценностей; - проследить как система технологического обеспечения процесса формирования ценностного отношения к народной художественной культуре продолжает воздействовать на специалиста в процессе дальнейшего профессионального становления.

Первым этапом констатирующего эксперимента было анкетирование, которое проводился на базе следующих высших учебных заведений: Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Московского государственного университета культуры и искусств, Белгородского государственного университета культуры и искусств, Липецкого государственного педагогического университета в 2003-2004 гг.

Следует признать, что подавляющее большинство респондентов, попавших в выборочную совокупность, были девушки (74%), что при случайной выборке все же отражает реальное тендерное соотношение профессионалов в сфере народной художественной культуры. Данная тенденция в целом традиционна для образования вообще, а также профессионального и дополнительного этнохудожественного образования, частности. Однако наряду с позитивными факторами такое тендерное соотношение в руководстве народным художественным творчеством приводит к некоторому смещению ценностных приоритетов воспитания в сторону феминизации. Данная тенденция нарушает традиционные педагогические эталоны и ценности народной педагогики, что неминуемо приведет к искажениям в формах и содержании воспитательного процесса.

Результаты экспериментальной апробации педагогической модели реализации аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива

Для апробации модели и выявления технологических особенностей реализации аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественных руководителей любительских творческих коллективов было предпринято эмпирическое исследование. Оно представляло собой формирующий эксперимент, основу которого составляло внедрение модели с определением ее эффективности посредством соответствующей диагностики. Разработанная модель ориентирована на развитие профессиональных ценностных качеств и эффективную практическую работу по формированию у специалистов ценностного отношения к народному искусству. По структуре она включает: социальный заказ, обусловленный внешними и внутренними факторами, целевую направленность и педагогические условия эффективного повышения профессионального мастерства, совершенствование профессионально-личностных качеств и непосредственно педагогического руководства за счет интериоризации общечеловеческих и этнокультурных ценностей, а также ценностных компонентов деятельности руководителя; технологический блок включающий, задачи, содержание, результат и критерии его оценки (см. рис. 6).

Педагогическая модель основывается на развитии базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда, политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного общения, т.е. основывается на развитии главных жизненных целей или на ценностных ориентациях современной учащейся молодежи в области культуры. Следовательно, педагог формирует целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействие с его субъектами.

В качестве критериев выступали: эффективность усвоения профессионально значимых знаний, умений и навыков педагогической аксиологии, предусмотренных программой исследования; умение применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности; готовность к творческому саморазвитию; способность к анализу, составлению характеристик, определению взаимосвязей и взаимозависимостей; неординарность в решении поставленных задач; настойчивость и целеустремленность в учебно-познавательной, исследовательской, художественно-творческой и других видах деятельности; умение критически оценивать как процесс работы, так и его результат.

К ведущим параметрам отнесены: тщательность и разработанность действий специалиста в различных видах деятельности; потребность руководителя творческого коллектива в активном использовании аксиологических основ народной художественной культуры в различных видах деятельности; мотивационная готовность к использованию ценностного потенциала народной художественной культуры в процессе передачи участникам коллектива соответствующих знаний, умений и навыков и их самореализация в практической творческой деятельности; целеустремленность, ответственность, активность, инициативность, самостоятельность, наличие профессионально значимых ценностных ориентации и развитость интересов а сфере аксиологических основ народной художественной культуры и т.п.

В качестве дополнительных параметров были использованы следующие показатели учебной и творческой деятельности: 1. повышение уровня развития ценностного отношения к народной художественной культуре; 2. стабильность использования ценностных компонентов в практической педагогической деятельности; 3. систематическое участие специалистов в организации и проведении различных мероприятиях культуротворческой и культуроохранной направленности.

Для оценки эффективности формирования аксиологических основ народной художественной культуры у студентов и специалистов сферы народного художественного творчества в соответствии с указанными критериями и параметрами нами была разработана трехуровневая шкала, включавшая высокий, средний, низкий уровни.

Высокий уровень усвоения аксиологических основ характеризуется высоко развитым чувством любви к искусству, духовному миру своего народа, его традициям и национальной культуре, памятным местам; проявлением повышенного и устойчивого интереса к знаниям, умениям и навыкам, связанным с творчеством своего народа, интереса к самообразованию, самооценке, для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Специалист проявляет заинтересованность и обладает технологической оснащенностью реализации аксиологических основ, непосредственно в практической деятельности по педагогическому руководству творческим коллективом.

Средний уровень развития аксиологических основ студентов оценивается наличием следующих показателей: интерес к искусству, равнодушное отношение к духовному миру своего народа, его традициям и национальной культуре, двоякое отношение к памятным местам; проявлением внимания без особого интереса к знаниям, умениям и навыкам, связанным с творчеством своего народа, эпизодического интереса к самообразованию, самооценке, для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Непосредственно в практической педагогической деятельности художественный руководитель лишь изредка обращается к потенциалу аксиологических основ народной художественной культуры, в том числе из за недостаточного владения соответствующей технологией.

Низкий уровень развития аксиологических основ студентов заключается в следующих показателях: отсутствие интереса к искусству, негативное отношение к духовному миру своего народа, его традициям и национальной культуре, к памятным местам; проявление внимания без особого интереса к знаниям, умениям и навыкам, связанным с творчеством своего народа, не желанием заниматься самообразованием, самооценкой, для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу; недостаточной мотивацией и технологической компетентностью в реализации аксиологических основ непосредственно в педагогической деятельности.

Экспериментальное внедрение модели осуществлялось в три этапа. Для проведения эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы, в состав первой экспериментальной группы вошли студенты специальности «Музыкальное образование» (30 человек), в состав второй экспериментальной группы - студенты специальности «Народное художественное творчество» (также 30 человек), в состав контрольной группы вошли художественные руководители творческих коллективов (42 человека). Первый этап эксперимента - диагностический. Процедура диагностики предполагала исследование общего и индивидуального уровней сформированности аксиологических основ. В качестве инструментария был использован авторский тест, направленный на комплексное обследование ценностных представлений участников эксперимента относительно ценностей национальной картины мира, народной этики, народного мировоззрения, народных психологии и педагогики, а также различных видов фольклора. Второй этап эксперимента - формирующий. Основой для его реализации послужило внедрение учебного курса «Аксиологические основы народной художественной культуры», которое сопровождалось тестовыми замерами.

Похожие диссертации на Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива