Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Новиков Александр Игоревич

Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма
<
Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Новиков Александр Игоревич. Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Санкт-Петербург, 2002 218 c. РГБ ОД, 61:03-13/458-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Рекреационно-развивающии потенциал досуга формирующегося информационного общества 12

1.1. Становление общественно-государственной политики в сфере туристского досуга 12

1.2. Социально-педагогические условия удовлетворения рекреативных и духовных потребностей человека в туристском досуге 34

Глава II. Туристский досуг в истории становления культурно-досуговои деятельности 52

2.1. Зарождение и развитие туристического досуга 52

2.2. Развитие рекреативно-оздоровительного и познавательно-развлекательного туризма 75

2.3. Информационно-методическое обеспечение современного туристского досуга 93

2.4. Пути и средства совершенствования организации туристского досуга 113

Глава III. Педагогика духовного наполнения туристского досуга (на примере студенческой молодежи) 135

3.1. Студенческий туризм как социально-культурное явление 135

3.2. Досуговые интересы студентов и пути их удовлетворения в туризме 148

3.3. Опыт реализации духовно-эстетических интересов студентов в туристском туре 176

Заключение 198

Литература

Введение к работе

Достижения и противоречия цивилизации начала XXI века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, которые вызваны интенсификацией производства, усложнением процесса овладения все возрастающего объема информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость сформировать у каждого человека потребность и способность рационально строить свое свободное время, чтобы средствами досуга снимать усталость, восстанавливать свои силы, обеспечивать сове разностороннее развитие.

Веками формирующуюся личность готовили к двум обязательным видам жизнедеятельности - труду и познанию. Сегодня появилось третье непреложное условие становления полноценного гражданина и члена общества - формирование его досуговои культуры - и это должно осуществляться с той же последовательностью и завершенностью, как обучение основам наук и профессиональному мастерству.

Новая социально-культурная ситуация предопределяет требование расширить просветительные и воспитательные функции государства и общества, включив в них:

развитие у каждого человека осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга;

формирование культуры досуга как качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил;

непосредственную организацию досуга, который обеспечивает рекреацию (снятие усталости, восстановление сил) и дальнейшее физическое и духовное развитие личности (вовлечение в процесс непрерывного просвещения,

различные виды и формы любительского творчества и зрелищно-игровую деятельность).

Значимость досуга для человека формирующегося информационного общества XXI века бесспорна, не вызывают сомнения и огромные возможности культурно-досуговой деятельности в обеспечении физического и духовного развития личности, в реализации ее творческого потенциала. Однако, как свидетельствует совокупный социальный опыт, на практике эта возможности используются явно недостаточно, что приводит многих к бесцельному препровождению своего свободного времени и в значительной мере к деструктивным формам досуга, проявляющимся в пьянстве, наркомании, иных разлагающих личность занятиях.

Преодоление этого противоречия диктует необходимость коренным образом усилить внимание государства и общества к проблемам организации досуга, изыскать новые пути и средства реализации его культуросозидающего потенциала, и одним из наиболее эффективных из них сегодня представляется туризм.

Экскурсионно-познавательный, рекреативно-развлекательный, лечебно-оздоровительный, культурно-тематический, спортивно-экзотический, программно-творческий и иные виды туризма позволяют успешно удовлетворять культурно-досуговые потребности разных групп населения в продуктивном отдыхе, в движении и смене среды обитания, в расширении информационно-познавательной сферы и круга общения, в приобщении к духовным ценностям человечества и реализации своих творческих потенций.

Туризм, естественно, это не только досуг. Это глобальное явление современной цивилизации, которое способствует обогащению инфраструктуры социально-культурной деятельности; развитию дорог, гостинично-коммуналь-ного хозяйства, системы бытового обслуживания; увеличению спроса на одежду, обувь, спортивный и дорожный инвентарь, сувениры, традиционные това-

ры данного региона; появлению новых высокопрестижных специальностей и новых рабочих мест; дополнительным поступлениям в государственный и местный бюджеты, позволяющим финансировать социально-культурную сферу и решение природоохранительных задач. Однако стержнем туризма, его сверхзадачей в первую очередь выступает досуг. Туризм способен реализовать ведущие функции досуга, внести в него познание, духовно насыщенное общение, социально-культурное творчество.

Осознание широчайших возможностей туризма в обогащении содержания и форм культурно-досуговой деятельности и понимание настоятельной необходимости научно осмысли гь реальную роль различных видов туризма в духовном наполнении досуга обусловило целесообразность осуществления теоретико-эмпирического исследования, цель которого - выявить механизм реализации культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма.

Из этой цели вытекали задачи:

1. Исследовать процесс становления и развития общественно-
государственной политики в сфере туристского досуга.

  1. Определить роль и место туризма в истории становления и развития культурно-досуговой деятельности.

  2. Выявить социально-педагогические условия удовлетворения рекреативных и духовных потребностей человека в туристском досуге.

4. Раскрыть особенности информационно-методического обеспечения
познавательно-развлекательного и рекреативно-оздоровительного туристского
досуга.

5. Обосновать наиболее эффективные пути и средства совершенствова
ния туристского досуга в условиях формирующегося информационного обще-
* ства.

Объект исследования - туристический досуг.

Предмет исследования - социально-педагогический процесс реализации культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма.

База исследования - Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Российский педагогический университет им. А.И.Герцена, Российский лицей традиционной культуры, туристские фирмы Санкт-Петербурга, Комитет по туризму администрации Санкт-Петербурга, туристские клубы дворцов культуры им. Ленсовета и Первой пятилетки.

Источниковедческую базу исследования составили документы, статисти
ческие справочники и иные публикации Комиссии ООН по туризму, Всемир-
J? ной Туристической организации, Межгосударственного совета туристических

организаций, Комитета ВТО по Европе, Академии туризма, международных и региональных конференций, выставок и симпозиумов по проблемам туризма.

Степень разработанности проблемы предопределяется двумя направлениями научно-исследовательской деятельности - культурологией досуга, досу-говедением и научными разработками в области теории, методики и организации туризма.

В первую очередь - это фундаментальные исследования П.А.Сорокина,
К.Мангейма, Г.Маркузе, Э.Фрома в США, Ж.Фридмана, Ж.Фурастье, Ж.Дю-
мазедье во Франции, Е.Г.Струмилина, Г.А.Пруденского, М.А.Ариарского,
В.И.Бестужева-Лады, Д.М.Генкина, Б.А.Грушина, П.А.Гордона, Г.А.Евтеевой,
А.Д.Жаркова, С.Н.Иконниковой, Т.Г.Киселевой, Э.В.Клопова, Ю.Д.Красиль-
* никова, Ю.Н.Кротовой, В.Т.Лисовского, Б.Г.Мосалева, Б.Д.Парыгина, Э.В.Со-

колова, В.Е.Триодина, В.А.Ядова в России, ученых Великобритании, Испании и других стран, которые выявили сущность и природу досуга, определили его

социальные функции, раскрыли нравственно-эстетический потенциал свободного времяпрепровождения.

Принципиальные проблемы развития туризма в современном мире освещаются в трудах В.И.Азара, М.А.Ананьева, И.Д.Афанасенко, Б.М.Биржанова, Ю.А.Веденина, Р.Гранде, Д.Джефриса, Дж.Крипглендорфа, В.А.Квартального. Экономические аспекты туризма нашли освещение в работах М.Ф.Игнатовой, А.И.Кириллова, М.Э.Немоляевой; вопросы туристского менеджмента разработаны в исследованиях Р.М.Айдиняна, И.М.Болотникова, М.Г.Воронцовой, Г.Р.Тульчинского. Туризм как явление социально-культурной деятельности стал предметом оригинальных исследований В.И.Омельченко и И.Ф.Саджаи. Все эти работы перекликаются с исследованиями таких зарубежных специалистов туристского дела, как Б.Х.Арчер, Д.П.Макки, Р.Сеннер, С.Л.Смит, Д.В.Уивер, Д.Ф.Флетчер, которые выявили культурологические, экономические и социально-психологические особенности туризма конца XX века, определили влияние туризма на современное общество, обосновали перспективы его развития.

Вместе с тем, при бесспорной взаимосвязи досуга и туризма их научное осмысление протекает параллельно, что не позволяет в полной мере увидеть в единстве их культуросозидающий потенциал, а главное, использовать его как существенный фактор духовного развития общества.

Учет широких возможностей, которые открываются в условиях органичного соединения конструктивных начал досуга и туризма, предопределили гипотезу нашего исследования, исходящую из того, что эффективность реализации культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма находится в прямой зависимости от того, насколько туризм сможет вернуться к своей изначальной функции обеспечения посредством путешествий рационального досуга разных групп населения, а его экономическая составляющая - получение

прибыли - станет не целью существования туристских фирм, а лишь средством, необходимым для их успешного функционирования.

Гипотеза предполагала также, что туризм сможет стать фактором реализации культуросозидающего потенциала досуга, если будет осуществляться на принципах:

свободы и общедоступности;

инициативы и самодеятельности;

обновления и обогащения среды обитания и сферы общения;

единства рекреативно-оздоровительной, экскурсионно-познавательной, развлекательно-игровой и коммуникативно-творческой деятельности;

дополнения и углубления духовных ценностей, усваиваемых в референтных сферах жизнедеятельности;

эстетизации свободного времяпрепровождения.

Методология исследования строилась на синтезе психолого-педагогических (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, Б.С.Гершунский, Л.И.Новикова, Г.Н.Филонов и др.); философско-культурологических (М.Вебер, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.Календер, Л.Уайт и др.) и социально-культурных (МА.Ариарский, Г.М.Бирженюк, Д.М.Генкин, Т.Г.Киселева, А.П.Марков, А.А.Сукало, Ю.А.Стрельцов, Б.А.Титов, В.Е.Триодин и др.) идей и концепций развития личности как высшей ценности общества.

Исследование опиралось на принципиальный вывод Э.В.Соколова о том, что деятельность человека в свободное время, одну из форм которой составляет туристский досуг, обладает внутренней целевой доминантой, выражающей стремление личности к реализации ее сущностных сил и ценностей в развертывании свободной деятельности, предопределенной общей культурой индивида, его интересами и духовно-эстетическими потребностями.

Существенное значение в раскрытии культуросозидающего потенциала досуга имел анализ теоретических, методических и прикладных выводов ис-

следований, осуществленных в Западной Европе и США (В.Бужиноски, Ж.Дюмазедье, М.Каплан и др.), которые позволили определить место досуга в системе жизнедеятельности человека, выявить его связь со сферой профессионально-трудовой, общественно-политической и семейно-бытовой деятельности.

В туризме мы видели комплексное явление, объект междисциплинарных исследований специалистов в области философии, истории, культурологии, экономики, менеджмента, рекреалогии, страноведения и других наук.

Подобно спорту и разностороннему использованию телевидения и компьютерной техники, туризм идет на смену традиционным формам досуга, связанным с домашними посиделками, соседским общением, перепиской с друзьями. Он знаменует собой резкое возрастание социальной и культурной подвижности населения, расширение духовных потребностей людей и способов их удовлетворения.

Как форма коммуникации туризм выступает не только и не столько как средство общения, а в первую очередь как форма совместного бытия и творческого сотрудничества людей, как способ обнаружения социокультурной идентичности, как пространство взаимообогащения культур.

Организация и методика исследования строились на системе органично дополняющих друг друга методов социологического, культурологического, социально-психологического и педагогического анализа.

Разносторонний анализ более 800 документов и научных публикаций позволил обобщить совокупный опыт организации досуга средствами туризма, увидеть его достоинства, проблемы и недостатки. Поисково-констатирующий эксперимент в средних и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, в котором приняло участие более 1800 юношей и девушек, дал возможность выявить досуговые интересы учащейся молодежи и уровень их реализации посредством туризма. Формирующий социально-педагогический эксперимент,

охвативший почти 1250 студентов города на Неве, подтвердил правомерность ряда новых технологий реализации культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма, апробация которых продемонстрировала их эффективность.

Достоверность исследования обеспечена соответствием методологии и методики научного анализа его целям и задачам.

Базы исследования отвечали требованиям широты и типичности выборки. Длительность опытно-экспериментальной деятельности способствовала репрезентативности и стабильности научных выводов, предупреждала возможность трактовать случайные, сиюминутные факторы за проявление типичных явлений и процессов.

Научная новизна исследования проявилась в обосновании концепции реализации культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма, основанной на феномене интеграции конструктивных начал досуга как формы соединения рекреации и разностороннего развития личности, и туризма, как средства познавательно-оздоровительного, развлекательно-игрового и коммуникативно-творческого досуга.

В процессе исследования разработан психолого-педагогический механизм эффективного использования объективных возможностей туристского досуга.

Практическая значимость исследования выразилась в разработке и осуществлении социально-педагогической программы реализации культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма, которая внесла существенный вклад в преодоление квазитуризма, деформирующего его социально-культурную сущность и досуговую природу.

Опираясь на выводы исследования, туристические фирмы, высшие учебные заведения, культурно-просветительные учреждения имеют возможность планировать и организовывать туристские акции, которые в полной мере спо-

собны реализовать рекреативную и развивающую функции досуга, обеспечивать вовлечение разных групп населения в процесс познания новой культурной среды и расширение сферы удовлетворения и дальнейшего обогащения их познавательных, коммуникативных и гедонистических потребностей.

Программа реализации культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма используется рядом туристских фирм Санкт-Петербурга и учебных заведений, готовящих для них кадры.

Апробация работы осуществлялась посредством многократных общественных обсуждений публикаций автора; 8 докладов на всероссийских и региональных научных конференциях; 12 выступлений диссертанта на семинарах специалистов туристского дела и в системе повышения квалификации руководителей учреждений культуры, досуга и туризма.

Становление общественно-государственной политики в сфере туристского досуга

Туризм - это сфера культурно-досуговой деятельности, и его природу следует анализировать исходя из закономерностей этого направления духовной жизни человека, где в наиболее полной мере реализуются сущностные силы личности.

На досуге формально не регламентированная деятельность позволяет человеку почувствовать свободу от профессионально-трудовых канонов, обязательных учебных планов и программ, непреложных общественных или семей-но-бытовых обязанностей, расслабиться, отдохнуть, развлечься, попасть в социально-психологическую ситуацию, максимально способствующую самореализации его творческих потенций.

Деятельность в свободное время может быть связаны с научными увлечениями, изучением иностранных языков или музыкальной грамоты, постижением вершин литературной, музыкальной или театральной классики, знакомством с шедеврами изобразительного или иного жанра высокого искусства. Но в то же время она может посвящаться просмотру популярных фильмов и телепередач, чтению детективов и женских романов, массовым праздникам, различным видам спорта, танцам, легкой музыке, товарищеским застольям, семейным играм и забавам, общению с природой.

В сфере развлекательно-игрового досуга - на дискотеке, эстрадном концерте, клубной встрече, футбольном матче, вечере отдыха, семейных и дружеских торжествах - человек, црк правило, не остается только зрителем или слушателем, он активно реагирует на происходящее, свободно выражая свои эмоции. На концерте поп-музыки или спортивных состязаниях порою интереснее смотреть не на сцену или соревнующихся, а в зал, на места публики, где молодежь, заражая друг друга и выплескивая эмоции, самовыражает себя.

В условиях свободного времяпрепровождения люди не только воспринимают широко тиражированные и адаптированные для невзыскательной массы населения рекламу и образцы литературы, музыкального, театрального или циркового искусства. Здесь они усваивают принципы и технологию неформального общения, перенимают образцы поведения, эталоны одежды, прически, других атрибутов моды, с учетом требований среды формируют свой имидж.

Специфика досуга проявляется в том, что здесь встречаешь и высокую, и массовую культуру, границы между которыми подвижны и размыты. Для одних досуг - это опера, симфоническая музыка, музей, классическая литература, попытка писать, ваять, создавать иные творения искусства. Для других — возможность потусоваться, потрястись на танцах, посидеть в кафе, побалдеть у музыкального центра, прочитать модный детектив, просмотреть нашумевший фильм или спектакль, дать волю своим эмоциям на хоккейном матче или концерте рок-ансамбля, продемонстрировать приверженность экстравагантной моде.

Один и тот же вид досуга может нести в себе разные начала1. Для одних зарубежный туризм - это возможность познать новое, расширить свой кругозор, приобщиться к непреходящим ценностям истории и культуры; для других - обойти побольше магазинов, побывать в «Мулен Руже», насладиться уютной гостиницей и оригинальной пищей. Одни в теннисе или аэробике видят средство обеспечения гармоничного физического развития, другие - дань моде. В коллекционировании можно проявлять и развивать способности к поисковому творчеству, умение атрибутировать и систематизировать оригинальные экспонаты, воспринимать через них историю и окружающий мир, а можно, накапливая те же экспонаты, использовать их как растущие в цене раритеты, которые со временем принесут материальный доход. У кого-то досуговые увлечения живописью порождают великолепные произведения искусства, а у другого его результатом станут лишь мещанские, грубо окрашенные лебеди.

Досуг бесконечно разнообразен. Сколько людей - столько моделей досуга, каждая из которых отражает индивидуальные особенности, и в первую очередь общий уровень культуры, которые детерминирует интересы, потребности человека и формы их удовлетворения. Право на существование имеет и интеллектуальная дискуссия за товарищеским ужином, и семейное музицирование, и песня под баян на сельской завалинке, и компьютерные игры, и бильярд, и финская баня, и прогулки по парку или лесу, и «подкидной дурак» на пляже. Важно только, чтобы формы проявления высокой и массовой культуры, переплетаясь и дополняя друг друга, способствовали гармоничному развитию личности; чтобы, по мере своего духовного роста, человек последовательно поднимался от примитивных к высоким формам досуговой культуры.

По определению, принятому ООН, туризм - это форма отдыха, связанная с движением за пределами постоянного места жительства. Отпуск на даче или у близких в деревне - несомненно сфера досуга, но это не туризм, так как подобная форма свободного времяпрепровождения не предполагает обязательного движения допускает пассивный отдых. Туризм в основе своей строится на активном физическом и духовном развитии, на реализации высоких потребностей человека в расширении знаний, в эстетическом наслаждении, в личностно значимом общении, и в этом его несомненная ценность.

Туризм органически соединяет движение, общение, познание, эстетическое наслаждение, удовлетворение потребности людей в самых разных формах досуговых увлечений - от альпинизма и рыбалки до знакомства с уникальными творениями человеческого гения.

Социально-педагогические условия удовлетворения рекреативных и духовных потребностей человека в туристском досуге

Разносторонний анализ социальных явлений и процессов начала XXI века свидетельствует, что одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества и обеспечении здоровья его членов. Чем более быстрыми оказывались темпы научно-технического и социального прогресса, тем более интенсивно шел процесс перемещения производительных сил из сферы материального производства в сферу быта и досуга. Осознавая, что сложившаяся к началу третьего тысячелетия организация труда и система образования не могут достаточно эффективно решать кардинальные проблемы нравственно-эстетического формирования личности, ведущие страны мира пошли по оправдавшему себя пути реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга. И правомерно, что ныне величие государства в значительной мере определяется долей совокупного национального продукта, вложенного в эту сферу бытия.

«Закон Российской Федерации о культуре» определяет государственную политику в этой сфере и исходит из того, что культура - это наиболее эффективное средство консолидации и нравственно-эстетического обновления общества, решающий фактор сохранения и дальнейшего укрепления величия России. Констатация этого факта чрезвычайно важна, но еще важнее определить механизм, посредством которого эта политика будет реализована в жизнь.

Роль государства в регулировании культурных процессов многократно возрастает в ситуации перехода к рынку в связи с неоправданным отождествлением культуры со сферой материального производства и механическим перенесением в нее хозяйственного механизма, ведущим показателем которого выступает извлечение максимальной прибыли. Коммерциализация культуры в условиях резкой дифференциации доходов, отказ трудовых коллективов и профсоюзов от культурно-воспитательной функции, ослабление влияния школы на свободное время препровождение учащихся уничтожает идею эстетического всеобуча и художественного воспитания детей; вынуждает пенсионеров, подростков, лиц, работающих в бюджетных организациях, и другие группы населения резко сократить общение с искусством; лишает общество и государство возможностей гарантировать социальную справедливость и общедоступность духовных ценностей.

Положение усугубляется тем, что переживаемый страной социально-экономический кризис до предела обнажил противоречия, связанные с потерей стратегических приоритетов культурной политики; неразвитостью у значительной части населения духовно-эстетических интересов; чувством растерянности, вызванным крушением идеалов, которые питали патриотизм нескольких поколений; проявлением национализма, местничества, потребительского отношения к жизни, а главное, потерей исторических перспектив развития своего Отечества.

Наиболее остро сегодня встали проблемы культурно-досуговой деятельности, ибо развитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга в духовной жизни общества.

В условиях, когда в подавляющем большинстве стран - от США, Канады или Японии до Дании, Турции и Бразилии - принимаются и реализуются на циональные программы организации досуга разных групп населения, финансируется строительство культурных комплексов и региональных центров досуга, осуществляется система эстетического воспитания детей и гуманизация досуга людей пожилого возраста; расширяется подготовка социальных педагогов, релаксаторов, аниматоров и других специалистов, призванных способствовать рациональному использованию свободного времени людей, в Российской Федерации идет противоестественный процесс уничтожения культурной среды и в первую очередь материальной базы общественного досуга.

Культурная политика в нашей стране всегда страдала многими слабостями. Немалый ущерб нанес и примат идеологии над культурой. Но в последние годы ослабление культурного влияния на общество приняло катастрофические формы, и это особенно ярко видно на детях.

На 1 октября 1990 г. в России функционировало 134 тыс. подростковых клубов, 7 тыс. их них были филиалами профсоюзных домов и дворцов культуры. С развалом этой клубной сети они повсеместно перестали существовать. Более 80% оставшихся клубов сданы под коммерческие структуры.

Не менее остро стоят проблемы организации досуга сельских жителей в условиях уничтожения единственной базы культуры, которая концентрировалась в ныне ликвидируемых клубных учреждениях. Та же ситуация в горожан, которые лишаются возможности проведения досуга в домах и дворцах культуры, помещения которых занимаются коммерческими структурами.

Болезнь общества мы привыкли измерять уровнем падения трудовой дисциплины, дефицитом товаров, процентами инфляции, ростом преступности, но есть не менее значимый показатель переживаемого кризиса - невостребованность культурных ценностей. В библиотеках годами не просят выходящие за пределы учебных программ произведения античной литературы и шедевры эпохи Возрождения; в оперных и драматических театрах областных центров на многих спектаклях число зрителей уступает количеству занятых в них актеров; в легендарном Большом зале Ленинградской филармонии аншлаги сопутствуют лишь выдающимся дирижерам и солистам. Это последствия многолетнего истребления интеллигенции и вульгарного экономизма, при которомобщественное богатство определялось лишь материальными факторами, а человек — средством их производства. Пресловутая формула «сначала экономика, потом культура» привела к необратимым потерям не только в духовном развитии нескольких поколений, но не в меньшей степени и в сфере производства, и в любой иной области общественной жизни.

В ближайшие десятилетия практически нельзя восстановить варварски выкачанную нефть, вырубленные леса, затопленные и отравленные земли; никогда не воскресить миллионы загубленных жизней, ко, безусловно, можно и нужно воспользоваться интересным и полезным опытом Японии и Западной Европы по всестороннему стимулированию развития традиционных форм национальной культуры и их ограждения от чуждых модернистских влияний.

В Японии разработана и успешно осуществляется система материального поощрения прикладного народного творчества. В школах и культурно-досуговых центрах пропагандируется народное музыкальное, хореографическое, песенное искусство. Фильмы, спектакли, выставки, отражающие культурные традиции народа, получают существенную дотацию государства и местных органов власти.

Постоянная забота о сохранении и обогащении фольклорного искусства, народных ритуалов и обрядов составляет важное направление государственной политики стран Западной Европы. Здесь практически в каждой школе или ином учебном заведении есть фольклорные коллективы, а записанные на пленку или видеокассеты фольклорные концерты раскупаются в гораздо больших тиражах, чем американские эстрадные шлягеры.

Зарождение и развитие туристического досуга

Для большинства людей первой четверти XIX столетия турист - это прежде всего англичанин. Родиной туризма является Англия, где в 40-е годы XIX века возникают первые туристические фирмы, цель которых - организация разной степени продолжительности путешествий жителей Соединенного Королевства на континент и по Британии.

Лодочные поездки по Темзе, путешествия по Шотландии - вот первые маршруты английских туристов. Модным становится и посещение морских курортов (например, знаменитый Бат, графство Сомерсет). Теплые источники курорта способствовали его огромной популярности.

Вокруг курортных центров, подобных Бату, впервые в Европе создается своеобразная инфраструктура туристического бизнеса: кроме купален, лечебниц, это гостиницы, игорные дома, различные пансионаты, рестораны, кафе и др.

В начале XIX века еще нет массового потока туристов, однако путешествующие требуют определенного комфорта для проживания, знакомства с историческими достопримечательностями посещаемых мест и т.д. Появляются первые туристические агентства. В 1841 г. Томас Кук создает свою туристическую фирму.

Создавая фирму, Т.Кук пытается совместить познавательный туризм (осмотр исторических и культурных достопримечательностей) со спортивным туризмом (в основном это пешие путешествия). Желающих полюбоваться окружающим горным пейзажем было достаточно. В связи с этим компания Кука приобрела в Швейцарии целую сеть горных туристических отелей, призванных обслуживать любителей активного отдыха. Уже с 60-х годов XIX века агентство Кука, кроме маршрутов по Швейцарии, предлагало поездки в Италию, Грецию и Египет.

В это время в Англии создается целый ряд туристических агентств. К открытию Суэцкого канала в ноябре 1869 г. английские туристические агентства специально разработали несколько туристических маршрутов, связанных с посещением торжеств открытия, а через несколько лет начали осуществлять регулярные туристические поездки по Нилу.

На туристической карте мира появляются первые постоянно действующие туристические маршруты, связывающие Лондон и Париж с Александрией, Римом, Афинами, Женевой, Баден Баденом и другими европейскими городами.

С самого возникновения туристическое агентство Кука уделяло внимание подготовке кадров. В ее многочисленных агентствах в Европе работают сотрудники, обязанные ознакомить клиента с маршрутом предполагаемого тура, подсказать наиболее удобное для него время путешествия, ознакомить с системой скидок и льгот.

В начале XX века в Европе и Америке появляется еще одна форма туристического отдыха - морской туризм. Он пользовался достаточно большой популярностью в Англии и Америке.

Середина XIX - начало XX века - эпоха развития туризма в Европе. Создаются новые туристические агентства, вырабатывается новая «философия» этих фирм, накапливается опыт работы с клиентами. Появляются самостоятельные специализированные организации в области туризма. Первоначально они назывались по-разному: «общество благоустройства», «общество приема иностранцев» и др. Широкое развитие они получили с конца 70-х годов XIX века в Германии, Австрии, Франции и ряде других европейских городов. Туризм еще не стал массовым явлением, но он готовил почву, чтобы стать таким в бурно развивающемся XX веке. Первые сведения о зарождении туризма в России относятся к декабрю 1777 г., когда газета «Московские ведомости» поместила «План предприемле-мого путешествия в чужие край», составителем которого был В.Генш, предложивший группе молоды дворян посетить Германию, Италию, Францию и Швейцарию. Это была первая попытка организовать коллективную поездку за границу с туристическими целями.

В XVIII веке появляются и первые путеводители по новой и старой столицам: «Историческое, географические и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751 год», составленное А.Ю.Богдановым в 1779 г. и «Описание императорского столичного города Москвы...», подготовленное И.Рубаном в 1782 г. Эти путеводители предназначались для «любопытствующих» и разительно отличались от выпускавшихся в те времена справочных книжек для торговых людей, в которых приводилось описание постоялых дворов, казенных мест.

В первой половине XIX века туризм продолжал оставаться доступным лишь определенным слоям общества. Поездки совершались в основном в западные страны, в также в Петербург и Москву. В этот период основную роль в популяризации путешествий играла литература, в которой утвердился жанр «путешествия»: «Письма русского путешественника Н.М.Карамзина (1791— 1792 гг.), «Письма из Дагестана» А.А.Бестужева-Марлинского (1832), «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина (1836) и другие.

Студенческий туризм как социально-культурное явление

На студенческий возраст приходятся главные социально-демографические события в жизненном цикле человека: выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы переживают смену своего социально-демографического статуса несколько раз. Студенческий период в жизни человека попадает на его молодость. И в связи с этим, одним из основных понятий, которым мы будем оперировать в нашем исследовании, будет «студенческая молодежь».

Существует много определений понятия «студенчество». Одно из них, данное в книге Б.Рубина и Ю.Колесникова1, заключается в следующем: «Студенчество как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность». В этом, по мнению авторов, и заключается одна из специфических особенностей студенчества как социальной группы общества.

А.М.Семашко определяет студенчество как «группу людей молодого возраста, объединенную выполнением потенциально значимых для общества специальных подготовительных функций, временно не участвующих в общественно-производственном труде, обладающих общностью быта, системы ценностей и готовящихся к выполнению в обществе социальной роли интеллигенции».

Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которых приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием.

Высшее образование стремятся получить многие молодые люди. Какая-то часть молодых людей стремится в вуз не только для того, чтобы получить высшее образование. Почти во всех промышленно развитых странах мира университеты, крупные колледжи и институты присматривают будущих студентов еще на школьной скамье. Так, в США уже давно действует программа «Алло, мы ищем таланты».

Студенчество связано с одинаковым видом деятельности — обучением в учебный корпусах, сосредоточением в вузовских городских центрах, размещением части в общежитиях, повседневным общением в студенческих группах. Так складывается общность их стиля жизни, духовные интересы и потребности в социальной группе - студенчество. Этому способствуют и различные средства идентификации личности со своим вузом и студенчеством в целом — посвящение в студенты, выдача студенческих билетов, получение стипендии и т.д.

Ведь обучение в вузе приходится в основном на второй период юности, период оформления юноши и девушки в социально зрелую личность1. Основным видом деятельности студенчества является учебный труд, который по мере превращения науки в непосредственную силу приобретает все большую социальную значимость. Опосредованный труд студентов воздействует на материальное производство путем сохранения и развития производительных сил. Таким опосредованным производительным трудом является научный труд студента: работа в научных институтах и лабораториях, предприятиях, организациях.

Являясь составной частью молодежи, студенчество представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентации. Уровень ориентации на высшее образование тем значительнее, чем выше культурный и образовательный уровень родителей, материальное благосостояние семей. Общество возлагает на семью такие ответственные функции, как воспитание, образование, гармоническое развитие личности маленького формирующегося человека.

Важное место в образе жизни молодежи занимает свободное время. Формы и методы его заполнения являются показателем уровня образованности, круга потребностей, интересов каждой отдельно взятой личности. Умение правильно, рационально использовать свое свободное время является условием для удовлетворения имеющихся, развивающихся и таким образом увеличивающихся потребностей молодежи. Каждый человек распределяет свое свободное время в соответствии со своими потребностями и интересами. Однако немаловажное влияние на развитие личности оказывает ее активность, стремление к духовному обогащению, любознательность.

Похожие диссертации на Реализация культуросозидающего потенциала досуга средствами туризма