Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Калимуллин Диловар Диловарович

Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ
<
Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калимуллин Диловар Диловарович. Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Калимуллин Диловар Диловарович; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2009.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1397

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями в условиях современного информационного общества 17

1.1 Социально-культурная интеграция личности как феномен информационного общества 17

1.2 Механизмы социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями в условиях досуга 31

1.3 Интернет-сообщество как вид досуговой общности: классификация, специфика, социально- интеграционные возможности для лиц с ограниченными возможностями 54

1.4 Социально-педагогические аспекты деятельности Интернет-сообществ 97

Выводы по первой главе 107

Глава 2. Реализация потенциала Интернет-сообществ как средства социокультурной интеграции личности 110

2.1 Интеграционный потенциал субкультурных Интернет- сообществ как формы межличностной коммуникации 110

2.2. Принципы формирования субкультурных Интернет-сообществ 132

2.3,Опытно-экспериментальная проверка эффективности социально-культурной интеграции личности участника субкультурных Интернет-сообществ :... 155

Выводы по второй главе 175

Заключение 177

Список использованной литературы: 181

Приложения

Введение к работе

Проблема социально-культурной интеграции личности является одной из актуальных в области культурологических, социологических и социально-педагогических знаний. Население в большинстве своем не адаптировано в ценностном и статусно-ролевом отношении к изменившимся в кризисный период развития общества реалиям жизни. Потеря культурных и территориальных связей, чувства духовной, этнокультурной и профессионально-корпоративной общности, трудности в самоидентификации и самореализации личности на фоне неоптимального функционирования государственных и общественных институтов, ответственных за решение этой проблемы, приводят к кризису личной идентичности, к росту социальной напряженности и личностной неудовлетворенности в основных сферах жизнедеятельности человека. В этих условиях значительный социально-интеграционный потенциал имеет культурно-досуговая деятельность, способная компенсировать дефицит вышеназванных условий, возникающих в рамках учебной, профессиональной и других социально-коммуникативных сред личностного бытия.

Особую актуальность проблема социально-культурной интеграции обретает в связи с положением инвалидов, число которых постоянно растет. Социально—культурная интеграция инвалидов, согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов (принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года) и другим декларациям ООН, рассматривается как наиболее перспективное направление современной социокультурной политики. Проводимые в рамках государственных федеральных программ мероприятия по улучшению условий жизни, медицинскому обслуживанию, повышению качества образования, профессиональной подготовки инвалидов не решают всего комплекса социальных, экономических, медицинских и психолого-педагогических проблем. Положение инвалидов существенно ухудшается в кризисные периоды развития общества - дефицит социально-культурных условий интеграции

4 обостряет чувство зависимости, неустроенности, ущербности, а социальная коммуникация нередко становится дополнительным источником социального напряжения.

Дополнительные условия социально—культурной интеграции инвалидов традиционно обеспечивала культурно—досуговая деятельность, ресурсы которой к настоящему времени существенно исчерпаны как в инфраструктурном, так и педагогическом плане. В этой связи возникает необходимость оптимизации условий социально-культурной интеграции инвалидов за счет использования новых возможностей, в частности, предоставляемых Интернетом. Коммуникативно-интеграционные возможности Интернета определяются: позитивным вовлечением личности в социальные Интернет-сообщества и виртуальные Фан-клубы, клубы по интересам, способствующие раскрепощению личности и раскрытию ее многогранности; неограниченностью коммуникации в пространственно-временных рамках и независимостью общения от территориальных, языковых условностей; возможностью получения дополнительного образования; высокой степенью информативности и скоростью обработки информации; усилением темпов культурного обмена и активизацией межкультурной коммуникации, способствующей инкультурации и воспитанию толерантности.

Наличие значительных коммуникативно-интеграционных ресурсов сети позволяет рассматривать Интернет-сообщества в качестве социально-педагогической системы, способной решать важнейшие задачи, связанные с социально-культурной интеграцией личности. Однако в реальной практике педагогические возможности Интернета реализованы не полностью, что обусловлено теоретической неразработанностью проблемы, а также отсутствием институциональных механизмов и регулирующих технологий, способных придать Интернет-общению социально-педагогический характер.

Таким образом, важность исследования возможностей Интернет-сообществ как фактора социокультурной интеграции ЛОВ обусловлена системой противоречий: между бурным вхождением Интернета в жизнь

5 современного человека и отсутствием знаний о его влиянии на социально-культурную интеграцию личности; между увеличением числа Интернет-аудитории, Интернет-сообществ и отсутствием разработанных специальных Интернет-технологий, ориентированных на решение задач социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями; между расширяющейся системой знаний о досуге как средстве социально-культурной интеграции, реализуемом в непосредственном общении людей, и отсутствием исследований социально-культурной интеграции личности посредством искусственно создаваемых форм коммуникации в виртуальной действительности; между необходимостью поиска эффективных средств социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями и отсутствием программ, гармонизирующих общение в процессе социокультурной интеграции за счет форм, применяемых в реальной и виртуальной действительности. Теоретический аспект проблемы заключается в необходимости исследовать социоинтеграционную сущность сети Интернет как основу формирующихся Интернет-сообществ в России, в том числе и сообществ, социальную базу которых составляют молодые люди с ограниченными возможностями. Отсюда возникает проблема исследования: необходимость исследования социоинтеграционных ресурсов культурно-досуговой деятельности, предоставляемых Интернетом, в вовлечении лиц с ограниченными возможностями в социум и культуру.

Понимание актуальности данной проблемы, в определенной степени обусловленной ее теоретической неразработанностью, определило цель исследования — выявить ресурсы социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ) в условиях Интернет-сообществ и определить педагогические аспекты их реализации.

Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

1) раскрыть сущность социально-культурной интеграции и
педагогические аспекты ее проявления в условиях развития информационного
общества;

  1. охарактеризовать механизм социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями в условиях досуга, развивающийся в реальной и виртуальной действительности;

  2. выявить интеграционный потенциал субкультурных Интернет-сообществ;

4) определить принципы и особенности формирования субкультурных
Интернет-сообществ для лиц с ограниченными возможностями;

5) разработать Программу организации Интернет-клуба для лиц с
ограниченными возможностями как разновидности Интернет-сообществ..

Объект исследования - социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ). Предмет исследования - Интернет-сообщество и его влияние на социокультурную интеграцию лиц с ограниченными возможностями.

Изучение теории вопроса, анализ реального состояния в области социально-культурной интеграции и в сфере субкультурных Интернет-сообществ позволили сформировать гипотезу исследования: оптимальной формой социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями, способной максимально полно реализовать коммуникативный потенциал Интернета, являются субкультурные Интернет-сообщества клубного типа, которые позволяют:

а) повысить социальную значимость совместной деятельности лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ) путем включения в культурно-творческую и культурно-досуговую деятельность;

6) стимулировать межличностные коммуникации участников путем
организации обратной связи, обмена мнением по поводу информации;

в) организовать педагогическое сопровождение деятельности клубов общения в виртуальной сфере.

Степень разработанности проблемы. На формирование концепций информационного общества значительное влияние оказала идея создания идеального общества, высказанная Т.Кампанеллой, Т.Мором, которая подготовила мировоззренческую почву для создания «теории постиндустриального общества» Д.Белла, Э. Тоффлера, технотронной концепции З.Бжезинского, «зрелого общества» Д.Габора, «постсовременного общества» Ж.Ф. Лиотара, «нового индустриального общества» Дж.Гэлбрейта, «здорового общества» Э.Фромма. Исследования в области средств массовой коммуникации осуществлялись Г.Лассуэлом, Г.Маркузе, П.Лазарсфельдом, Р.Мертоном, Г.Гербнером, Б.Вестли, М.Маклюэном, Ю.Хабермасом, А.Менегетти. Культурный тип современного общества и влияние на него массовых коммуникаций изучались К.Марксом, Ф.Энгельсом, П.Сорокиным, Ф.Теннисом, М.Вебером, Э.Дюркгеймом.

Существует большое количество исследований, относящихся непосредственно к проблеме культурной обусловленности бытия человека. Это работы М.С. Кагана, В.А. Лекторского, А.С. Лишаева, А.Ф. Лосева, М.К.Мамардашвилли, Н.Н. Моисеева, С.Л. Рубинштейн, В. Франкла, Э. Фромма, А. Швейцера, В.Е. Новаторова, Н.Н. Ярошенко. Проблемы социокультурной интеграции личности были рассмотрены Д.В. Шамсутдиновой, Т.В. Бутенко, Т.А. Зреловой, О.Ю. Ивановой, Г.М. Ильиной, СМ. Малакуцкой, С.Г. Мезениным, Д.В. Зайцевым, Д.А. Быковым, Л.Г. Васильевой, М.Ю. Сусловой, Л.В. Тарасовым, Е. Ярской-Смирновой, Ю.С. Моздоковой, И.Л. Лукомской, Н.Н. Галкиным, М.Н. Гусловой, Н.И. Хворостьяновой. Педагогический потенциал социокультурной деятельности изучался М.А. Ариарским, А.Д. Жарковым, И.А. Новиковой, Ю.А. Стрельцовым, Д.В. Шамсутдиновой, А.П. Марковым, Г.М. Бирженюком, А.С. Запесоцким, К.Э. Разлоговым. Проблемам реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями посвятили свои труды такие авторы, как Л.С. Выготский, А.Р. Божович, B.C. Мухина, Н.В. Куваева, В.А. Исанова, Е. Ярская-Смирнова, А.Е. Шапошников, Н.В. Ялпаева, В.А. Лапшин, Ю.А. Блинков, Л.В.

8 Андреева, Т.А. Добровольская, А.А. Дыскин. В работах отечественных психологов (В.В. Лебединского, А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, И.М. Соловьева и др.) рассматривается проблема компенсации психологических функций, которая позволяет более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушения психического развития. Роль коллектива в личностном становлении и профилактике асоциального поведения исследовалась А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским. Педагогические возможности досуговых общностей исследованы М.А. Ариарским, А.П. Марковым, В.В. Туевым, Е.И. Смирновой, С.С. Комисаренко, Б.А. Титовым, В.Е.Триодиным, С.А. Сидоровым, А.В. Мудрик, И.С. Коном.

М. Кастельс, М.Маклюэн, Д. Белл, Э.Тоффлер исследовали трансформации общественного устройства в эпоху развития информационных технологий. В России основателями школы виртуалистики стали Н.А. Носов, Хоружий С.С, которые выделяют ее как самостоятельную дисциплину. Н. Карпицкий и М. Эпштейн изучают онтологию виртуальной реальности; И.Н. Дубина, В.А. Конев, А.Н. Маслов анализируют культурный потенциал Интернета; А.Е. Войскунский, Е.А. Жичкина, Е.П.Белинская, СИ. Паринов, И.М. Чернова, П. Смолян, О. Смыслова, И.С Мелюхин, З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, Л.А. Беляева, И. Семенов проводят социально-психологические эксперименты и выявляют особенности самоидентификации человека в Интернете. Ресурсы информационного общества рассмотрены в работах СВ. Бондаренко, А.Я. Флиера, М.В. Моисеевой, С Сойферт, И.В. Бестужева-Лады, Т.В. Смирновой, Е. Омельченко, Т.Б. Щепанской, В.Я. Суртаева, СН. Иконниковой, В.В. Головина, Т.Е. Савицкой, У.Эко, Л.Н. Раинкина, И.В. Старовикова, Г.Е. Третьяк, В. Гуриева, С.А. Стивенсон.

Однако среди современных исследований пока еще малоизученной проблемой остается анализ специфических возможностей субкультурных Интернет-сообществ в системе социально-культурной интеграции личности. Необходимость изучения данного аспекта проблемы обусловлена: активным вхождением в жизнь общества новейших информационных технологий и

9 переходом в условиях становления информационного общества функции интеграции к средствам массовой информации, в частности к Интернет-технологиям; расширением социальной базы личностей, испытывающих дефицит социально-культурной интеграции.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: концепции личностно-ориентированной и гуманистической педагогики (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.); психологические теории развития личности (С.Л. Рубинштейн, А.Маслоу, Д.Келли); теоретические положения, в которых обоснована человекотворческая роль культурно—образовательной среды (Г.А.Бордовский, А.А.Вербицкий, В.Г.Воронцова, Б.С.Гершунский и др.); работы, обобщившие передовую практику 20-30-х годов и заложившие теоретические основы социальной педагогики (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Б.Залкинд, В.П.Кащенко, М.В.Крупенина, А.С.Макаренко, А.А.Фидлер, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин и др.); идеи единства и взаимообусловленности развития человеческой деятельности и сознания, взаимосвязанного развития личности и общества, активной роли личности в процессе социального и индивидуального развития, обоснованные в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева А.Маслоу, К.Роджерса, С.Л.Рубинштейна; исследования, вскрывающие роль социальной среды в развитии личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Сироткин); положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.П.Занков); основные положения коррекционной и социальной педагогики (С.А.Беличева, М.И.Буянов, Г.М.Иващенко, Г.И.Камаева, М.М.Плоткин, С.Г.Вершловский, Л.Н.Лесохина, А.В.Мудрик, Н. М.Платонова, В.Д.Семенов, Е.П.Тонконогая и др.); теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Р.Г. Салахутдинов П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова и др.)

Организация и методика исследования. В работе использовались методы теоретического и эмпирического анализа, метод эксперимента, включенное наблюдение, интервьюирование, анкетирование. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе осуществлен анализ отечественной и зарубежной литературы — философской, психолого-педагогической, социально-культурной — по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность, специфика и социально-интеграционные возможности социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями в Интернет-сообществах.

На втором этапе проводился констатирующий эксперимент. Осуществлялось наблюдение за деятельностью реабилитационных учреждений, клубов лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ) по формированию досуговой компетентности, было проведено интервьюирование посетителей данных учреждений и определены особенности социально-культурной интеграции ЛОВ различных возрастных категорий; с целью изучения социально-культурной интеграции ЛОВ были разработаны анкеты.

На третьем этапе проводились формирующий и контрольный эксперименты. Была разработана и апробирована педагогическая программа социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями участников субкультурных Интернет-сообществ «Преодоление». Были подведены итоги исследования, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования; готовился текст диссертации.

База исследования - субкультурные Интернет-сообщества сети Интернет г. Казани; клуб «Лилия» Приволжского района г.Казани; клубы Детского ордена милосердия им. Денежкина, «Надежда», «Лира» (семейный клуб), ансамбль инвалидов «Берегиня» поселка городского типа Лаишево Республики Татарстан; реабилитационный центр для детей инвалидов (Казань, ул. Зорге), Казанский центр реабилитации инвалидов «Восхождение» (Казань, ул. Дубравная), школа-интернат №616 «Динамик» (Санкт-Петербург).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности социально-культурной интеграции ЛОВ в условиях информационного общества, проявляющиеся в стремлении личности к

вхождению в определенное ограниченное сообщество, взаимообогащению, психологическому и физическому оздоровлению, реализации потребности в межличностном общении и приобщению к культурным ценностям.

2. Обоснование социально-интеграционной сущности Интернет-
сообществ,
придающих им характер социально-педагогической (клубной)
системы, действующей в условиях организации досуга: сеть взаимообменов и
взаимодействий, характерных для Интернета, является одной из клубных форм
общения (знакомств, контактов). При этом социокультурная интеграция
рассматривается как многоаспектный процесс взаимодействия субъекта и
среды обитания, сопровождающийся, с одной стороны, психологическим,
духовно—нравственным и социальным изменением личности, с другой стороны
- трансформацией социальных и культурных феноменов, составляющих
актуальное пространство жизнедеятельности человека.

3. Коммуникативно-интеграционный потенциал Интернет-
сообществ определяется:

а) вербальной и семантической свободой и креативностью,
позволяющей преодолевать социально-психологические и межкультурные
барьеры и легко создавать новые коммуникативные линии сущностного
диалога;

б) демократичностью, анонимностью и способностью к саморазвитию;

в) диалогичностью и неагрессивностью по отношению к различным
девиациям социально-нормативного характера (лица с ограниченными
возможностями, физическими недостатками, низким социальным статусом и

т.д.);

г) множественной идентичностью пользователя и социально-ролевой
универсальностью (формат Интернет-общения вбирает в себя весь социально-
ролевой спектр, максимально полно отражающий смысловой, ценностный и
статусный пласт общественного бытия);

д) неограниченностью коммуникации в пространственно-временных
рамках и независимостью общения от территориальных, языковых
условностей;

е) условиями активизации культурно-творческой деятельности и
признания художественных, поэтических и иных инициатив пользователей;
инкультурацией, самореализацией личности.

4. Анализ субкультурных Интернет-сообществ как
многофункциональной социально-культурной и педагогической системы:

а) как субъекта социально-культурной коммуникации, уникального
социально-культурного посредника, открывающего новые возможности
взаимопонимания и горизонты сотрудничества, специфического
субкультурного сообщества - совокупности личностей, объединенных
общностью проблем, интересов и характеризующихся специфической
системой ценностей.

б) как социально-психологической среды и педагогической системы.
Предоставляя человеку социально-психологическое пространство для
социально-культурных контактов, Интернет-сообщество является формой
реализации интеграционного потенциала виртуальных форм общения,
способствует интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум,
воспитанию культурной толерантности и обретению социально-культурной
идентичности.

в) как механизма социально-культурной интеграции ЛОВ в условиях
досуга.

5. Программа деятельности Интернет-клуба, разработанная с
учетом социально-психологических особенностей и проблем участников
виртуального объединения и ориентированная на раскрытие личности
участника, снятие психологических барьеров, вызванных противоречиями и
проблемами предшествующего опыта социально-культурной интеграции.

Программа включает:

- характеристику социально-культурных проблем лиц с ограниченными
возможностями и их психологических особенностей; принципы
взаимодействия Интернет-сообщества — общие принципы работы с ЛОВ
(доступности, добровольности, мультиконтактности содержания
реабилитационного процесса, свободы выбора занятий); принципы организации
субкультурных Интернет-сообществ (добровольности и инициативы, интереса,
самодеятельности, коллективности, сочетания управления и самоуправления,
вариативности, массификации и атомизации, свободный доступ к любой
информации, равенство всех членов общества, бескорыстность обмена
творческими идеями); принципы функционирования виртуальной реальности
(погружение, автономность, интерактивность, искусственность); принципы
социально-культурной интеграции ЛОВ (оптимизации среды обитания,
реалистичности, комплексности, единства и взаимодополняемости
индивидуализации и интеграции, деятельностного подхода).

- методологически обеспеченные и технологически оснащенные
направления педагогических усилий: а) гармонизация виртуальной социально-
психологической среды личностной коммуникации путем участия в формах
совместной коммуникации и стимулирования персональной презентации
участников; б) стимулирование реальных форм диалога через создание
«спутников» Интернет—сообществ (досуговых объединений, групп тренинга и
т.д.).

- критерии оценки педагогической эффективности: изменение поведения
и характера деятельности, выражающееся в количественных и качественных
показателях. Оценка эффективности педагогического эксперимента
осуществлялась в процессе беседы, при этом оценивались: уровень
социокультурной активности личности; общее культурное развитие;
количество контактов, культурная открытость.

6. Условия реализации интеграционно-коммуникативного потенциала Интернет-сообщества:

а) расширение проблемного поля Интернет-коммуникаций;

б) усиление образовательной и просветительной работы;

в) активизацию организационно-пропагандистской деятельности;

г) формирование позитивного общественного мнения;

д) активизацию общественных добровольных инициатив.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена комплексным, многоаспектным, интердисциплинарным исследованием Интернет-сообществ, что позволило:

- обосновать социально-педагогическую сущность субкультурных
Интернет-сообществ в системе факторов социально-культурной интеграции
лиц с ограниченными возможностями, которая определяется способностью
виртуальной коммуникаций функционально и содержательно дополнить и
компенсировать дефицит условий социальной адаптации, самореализации и
признания;

- раскрыть виртуальные формы социально-культурной коммуникации
лиц с ограниченными возможностями в качестве специфического
субкультурного сообщества, выступающего носителем особой системы
ценностей и соответствующих коммуникативных и интеграционных практик,
что существенно расширило представление о природе, сущности и
педагогических потенциалах данного культурного феномена;

- охарактеризовать коммуникативно-интеграционный потенциал
социально-психологической Интернет-среды, которая определяется
вербальной и семантической свободой и креативностью, демократичностью и
способностью к саморазвитию, диалогичностью и конструктивностью общения,
социально-ролевой универсальностью и неограниченностью коммуникации
пространственно-временными рамками.

Практическая значимость исследования', а) разработана технология педагогического сопровождения процессов развития Интернет-сообщества, включающая специфические формы взаимодействия лиц с ограниченными возможностями, методы руководства, опирающиеся на учет социально-психологических проблем участников, систему условий оптимизации динамики

15 данной формы культурно-досуговой деятельности; б) разработана и апробирована педагогическая программа использования Интернет-технологий как средства социально—культурной интеграции личности с ограниченными возможностями; в) обогащена и дополнена существующая методика руководства самодеятельной общностью за счет обогащения форм межличностной коммуникации новыми Интернет—технологиями, эффективно формирующими творческие способности личности и стимулирующими социально—культурную активность участников; г) сформулированы рекомендации по реализации коммуникативно-интеграционного потенциала и социально-педагогических функций Интернет-сообществ.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в подготовке специалистов социально-культурной сферы, социальных педагогов реабилитационных центров, специалистов по работе с лицами с ограниченными возможностями (ЛОВ), а также в деятельности менеджеров. досуговых социально-культурных программ.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась: всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; целенаправленной организацией педагогического эксперимента, результаты которого позволили уточнить теоретические позиции и скорректировать методические рекомендации; системным анализом и обобщением результатов опытно—экспериментальной работы, проводившейся в течение 3 лет.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих:

а) выступления на научных конференциях и семинарах: «Молодежь — наука - культура: прогностическая парадигма» (18 апреля 2006г.), «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (17-18 апреля 2008г.), «Культура и коммуникация» (январь 2008г.), на заседании круглого стола

«Социально-культурная интеграция личности с ограниченными возможностями» (ноябрь 2007г.).

б) публикацию материалов исследования — в общей сложности
опубликовано шесть работ, в том числе одна статья в журнале, реферируемом
ВАК.

в) практическую деятельность автора в качестве преподавателя кафедры
социально-культурной деятельности КГУКИ, в процессе которой была
разработана и апробирована программа Интернет-клуба «Преодоление».

г) экспериментальную работу по внедрению разработанной программы
в рамках подготовки фестиваля «Вместе дружная семья» совместно с
реабилитационным центром «Восхождение» (Казань) и школой-интернатом
№616 «Динамик» (СПб).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Социально-культурная интеграция личности как феномен информационного общества

Говоря о социально-культурной интеграции личности в информационном обществе, мы будем вести речь о вовлечении лиц с ограниченными возможностями в социум через культуру начала XXI в. — компьютерные технологии, в частности систему Интернет. В связи с этим целесообразным представляется изучение теоретико-методологических основ социально-культурной интеграции личности, информационного общества, а также характеристики проблемного поля жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.

Как известно, одной из основных причин всеобщих изменений стало развитие информационных технологий, в том числе популяризация Интернет-коммуникаций. Эта инновационная среда постепенно становится имманентной средой человеческой жизни. Механизмы, которые организуют работу сети и предопределяют сущностные черты этого феномена, являются основами конструкции нового пространства и качества существования человека. На наш взгляд, события, происходящие в этом развивающемся поле, требуют теоретического осмысления. Такие авторы, как М. Кастельс, СВ. Бондаренко, Е.Д. Патаракин, А.И. Каптерев предпринимали попытки выявить очертания новой парадигмы, но во многом их исследования создавались в рамках традиционных воззрений. В связи с этим представляется необходимым проведение исследований, выстроенных с точки зрения наблюдателей, находящихся в эпицентре данных постнеклассических событий. Сущностные характеристики новой реальности, такие как гибкость, мобильность, восприимчивость, множественность, положенные в основу научной рефлексии, адекватны требованиям современного общества. Соответственно, такого рода исследования все чаще носят интегративный характер, находясь на стыке философских, социологических, психологических, исторических, культурологических и других наук. На фоне этой методологической диффузии выделяется социально-культурный и педагогический ракурс изучения данной проблематики, сочетающий в себе специфические методы современного научного анализа культуры и знания о фундаментальных закономерностях общества и культуры. Такого рода исследования имеют общемировоззренческую и общеметодологическую значимость. В этом смысле данная работа является частью этого целостного научного направления.

Один из главных вопросов, который возникает в процессе изучения новой среды человеческого существования - вопрос о гуманистической ценности Интернет-коммуникаций, а также об основном векторе применения информационных технологий. Сможет ли эта социально-информационная и психолого-педагогическая среда реализовать экзистенциальные потребности личности? Будет ли транслирована и сохранена в ней культурная идентичность человека? Что может способствовать распространению этических и эстетических ценностей, осуществлению творческих актов, формированию партнерских отношений? Ответы на эти вопросы могут стать этапом решения проблемы отчуждения ЛОВ от общества, от самих себя в эпоху развития информационных технологий; позволят предвосхитить и избежать последствия очередной «технологической травмы», угроза которой исходит от информационной революции 20-го века, превосходящей по размаху даже революцию Гуттенберга.

Те, кто стоял у истоков Интернета, исходили из того, что информация в Сети должна быть общедоступной, что ничто не должно препятствовать ее распространению, что поставщики и потребители информации обладают равными правами, что отбор информации пользователями должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными потребностями и ценностными ориентациями. Интернет превратился в феномен глобального масштаба, оказывающий воздействие на все стороны жизни человечества как рода.

Превращение Интернета в атрибут повседневности коренным образом меняет «конфигурацию информационного поля», окружающего современного человека, ведет к кардинальным переменам в системе функций, которые традиционно возлагались на такие социальные институты, как библиотеки, музеи, картинные галереи, вузы, средние и специальные образовательные учреждения. Происходит быстрая институализация виртуальных музеев, библиотек, университетов, дискуссионных клубов. Интернет выступает средством, которое стимулирует образование сетей разного уровня, решающих огромную совокупность экономических, политических и социальных проблем нетрадиционными способами. Интернет обусловливает возможность мгновенного перемещения капиталов, технологий, идей из одной точки земного шара в другую, беспрерывного функционирования различного рода бирж (И. Валлерстайн). Таким образом Интернет создает возможности для массированной культурной экспансии, инкорпорации инкультурных ценностей в систему ценностей национальных культур, создает предпосылки для становления поликультурного мира.

Такие исследователи, как Дж.Барлоу, Р.Барбук, Э.Камерон рассматривали Интернет как средство, рождающее принципиально новую среду — «новый дом Сознания», на базе которой предполагалось создание «постгуманистического» общества.

В тоже время проблему Интернета анализировали в тесной связи с появлением новых социальных общностей «хакеров» (Леви С, Касперски К.) и «крэкеров» (Кастельс) их мировоззрения, идеологии и этические принципы.

Исследователи (Козье Д., Грейди М., Шнайдер Д., Эймор Д., Соколова А.Н., Геращенко Н.И.) отмечали тенденции индивидуализации общения с клиентами, повышения внимания к личности и ее запросам и, как следствие, возможность индивидуализированного производства и потребления.. М.С. Вершинин выдвинул гипотезу о возникновении «электронной демократии», предполагающей прямое волеизъявление избирателей, создание «электронного правительства» (Ю.В. Травкин, Л.А.Василенко). С.Расторгуев выявил проблему использования Интернета для контроля над личностью, манипулированием сознанием масс. П.Химанен отметил формирование восприимчивости у широких слоев населения (молодежи) к преимуществам новых информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время значительный интерес наблюдается у исследователей к сетевой литературе и искусству (У.Эко, М.Эпштейн, М.Визель).

Сегодня изучение специфики художественных процессов в Рунете осуществляется в двух направлениях: если первое заостряет внимание на мироощущении и мировидении, соответствующее постмодернистстким установкам (Э. Шмидт, Е.Горный), то второе рассматривает Интернет в контексте сохранения ценностей традиционной российской культуры (Л.М. Тераспольский, В.В. Новиков). В исследованиях Рунета акцент делается и на развитие образовательных и информационно-просветительских ресурсов на базе информационно-коммуникационных технологий (М.И.Нежурина, И.А.Смольникова, М.Ю.Тихонов). Особенно интенсивно развиваются прикладные исследования в области социальной структуры и динамики развития Интернета (Интернет-сообщества). Также появился целый ряд работ, где исследуется проблема воздействия Интернета на личность. Правда, они выполнялись представителями психологической науки (Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина, Н.А. Носова, Д.И. Шапиро, А.Е. Войскунский). В конце 90-х гг. XX в. появились работы обобщающего плана, в которых проблема Интернета рассматривалась в тесной связи с проблемой становления информационного общества (Ф.Фукуяма, И.С.Мелюхин). Этот же круг вопросов исследовался в трудах В.Л. Иноземцева, Д.Белла, И.Масуды, Э. Тоффлера, С. Хантингтона, создавших ряд концепций постиндустриального общества.

Механизмы социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями в условиях досуга

Итак, социально-культурная интеграция личности есть «многоаспектный процесс взаимодействия субъекта и среды обитания, сопровождающийся, с одной стороны, изменением личности, с другой — трансформацией социальных и культурных феноменов, составляющих актуальное пространство жизнедеятельности человека» [292; с.39].

Если исходить из того, что современное общество понимается как открытое информационно-образовательное пространство, где «все различны — все равны», то интеграция должна проявляться как взаимодействие .между людьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми людьми.

Л.С. Выготский, говоря о гармоничном развитии личности, в качестве важнейшего условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики личности, единство аффекта и интеллекта. На наш взгляд, содержанием реабилитационного процесса является развитие общения через активное включение в социально-культурную деятельность с обязательным участием родителей, интеграцией в социум, здоровую среду.

Включение человека вообще и ЛОВ, в частности, в виртуальную культуру вызвано, с одной стороны, недоступностью ряда престижных культурно-досуговых учреждений, а с другой - барьерами и дефектами лиц с ограниченными возможностями. Здесь, в виртуальной реальности, появляются дополнительные средства выстраивания сети взаимодействий в соответствии со своими глубинными склонностями, т.к. очевидно, что длительная изоляция при неблагоприятных внешних условиях разрушает духовный мир человека, приводя его в аморфное состояние. В своей крайней форме она ведет к агрессии, аутизму или самоубийству [257].

Эмансипационная политика утвердила принцип автономии индивида. Коллективная жизнь должна быть организована так, чтобы индивид был способен действовать в социальной жизни свободно, особенно ЛОВ.

Личностный рост происходит как углубление и усиление значимых связей человека с обществом и культурой. Эмоционально-смысловой мир молодых людей с ограниченными возможностями различен. Инвалиды с задержкой психического развития требуют педагогической работы по развитию самых простых мотивов к деятельности и общению, работы по вовлечению в занятия художественным творчеством. У молодых инвалидов с развитым интеллектом вынужденная изоляция способствует развитию рефлексивного мышления, а значит, развитию духовного мира, эмоционально-смыслового содержания душевной жизни, творческого и интеллектуального потенциала. Это молодые люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, слуху, с заболеваниями крови, внутренних органов, а также получившие травмы. Для них очень остро стоит проблема становления личности и самореализации. Очень высока потребность в эмоционально-смысловом развитии, в образовании, в работе, в общении, в творчестве. Большое значение для таких людей имеет организация досуга как в реальном, так и в виртуальном режиме.

Исходя из того, что человек реализует себя как личность в условиях не только учебы, труда, но и в досуговое время, считаем необходимым обратиться к термину «досуг», «свободное время».

Досуг является объектом достаточно большого круга наук (философии, социологии, экономики, культурологии, географии, истории, психологии, педагогики и др.), пытающихся ответить на вопрос: ЧЕМ занимаются люди в свободное время и ЧТО для них значит выбранная досуговая деятельность.

Культуролог Т.Г. Киселева, анализируя определения досуга, ссылается, в частности, на Вебстеровский словарь, который гласит: «Досуг» - свобода от обязательств или бизнеса, праздное время, время, свободное от работы, в течение которого человек может отдаваться отдыху, рекреации и т.п.» [105, с. 14] В другом, Вебстеровском синонимическом словаре под редакцией Ч.Лаирда, досуг рассматривается как свобода, свободное время, свободная минута, час отдыха, расслабление, рекреация, покой, перерыв, отпуск, отдых, часы безделья. Интерес представляет и третий словарь Вебстеровской серии под редакцией Д.Гуральника. Здесь досуг трактуется как свободное время, когда можно предаваться отдыху, рекреации. Нельзя не обратиться и к знаменитой серии Оксфордских словарей. Поскольку определения в основном совпадают, приведем лишь одно: «Leisure» - свобода от работы, особенно от обязательной работы или обязанностей; время, когда можно отдохнуть, развлечься, заняться приятными вещами» [105, 14-15].

Как видим, фундаментальные издания дают характерные «составляющие» досуга, в основе которых - свобода от обязательств, от работы; отдых, занятия приятными вещами, расслабление, рекреация. Исследуя сущностные смыслы рекреационной деятельности за рубежом, социолог Е.Г. Доронкина приходит к выводу о том, что рекреация «осуществляется в рамках досуга (свободного времени)» [61, 5]. Этот вывод весьма важен для нашего исследования.

Термин «досуг» и прилагательное от этого слова «досужий» известны с древнерусской эпохи, с XIV века, хотя встречаются в памятниках письменности редко, поэтому их значение противоречиво. Судя по контекстам, приводимым лингвистом И.И. Срезневским, в термин «досуг» вкладывался такой смысл: «умение», «разумение», «способность». Это разъяснение И.И. Срезневский берет из кабальной грамоты XIV века: «варить по досугу ... как могя» (243, с.717).

Российские лингвисты полагают, что термин «досуг» употребляется уже в начале XV века, в то же время словосочетание «свободное время» упоминается в литературе только в конце XIX начале XX вв. Можно предположить, что слово «досуг» происходит от производных русских глаголов «достигнуть», «досягать». Досуг осмысливался как время, когда можно чего-то достигнуть.

Трактовка термина «досуг» у В.И. Даля носит этапный характер, она содержит: а) характеристики времени (свободного, незанятого), способа его проведении (гулянки, гулячая пора и т.д.); б) сферы деятельности (пора для досужего — умеющего, способного к делу и т.д.); в) самой деятельности (умение, ловкость, способность к делу, мастерству), возможности к досужеству, проявить свойства досужего.

В российской педагогической энциклопедии (1993г.) А.В. Даринский расшифровывает термин «досуг» как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору» [208, с.288]. Так как мы рассматриваем досуговое время лиц с ограниченными возможностями, то именно данная трактовка отображает подход к организации досуговой деятельности ЛОВ. Ведь ЛОВ нуждаются в создании возможностей (условий и механизмов) включения в многообразные виды досуговой деятельности.

Интеграционный потенциал субкультурных Интернет- сообществ как формы межличностной коммуникации

Социально-культурную интеграцию личности можно существенно усилить за счет использования новых возможностей, предоставляемых Интернетом. Для выработки и корректировки его приоритетов необходимо изучить особенности и проблемы пользователей; дать характеристику субкультурным Интернет-сообществам как совокупности условий социокультурного развития (возможности государственных и общественных формирований) с последующим анализом их возможностей кооперации информационных ресурсов, координации социально-культурных и культурно-досуговых программ в области образования, медицины, права, отдыха, культуры по наиболее актуальным для данного региона направлениям. В системе институтов социально-культурной интеграции личности особую роль играет культурно-досуговая деятельность, которая выступает средством самореализации и социализации личности.

Под субкультурными Интернет-сообществами мы будем понимать группу пользователей, ядро которых составляет ярко выраженная социальная общность (ЛОВ), осуществляющая досуговую коммуникацию в виртуальной действительности на основе общих интересов и ценностей. В отличие от научных Интернет-сообществ, где ядром выступает коллектив ученых, а также региональных Интернет-сообществ, где ресурс «привязан» к региону (это прослеживается в названии или адресе), субкультурные Интернет-сообщества -это прежде всего клубы по интересам, Фан-клубы и др.

Таким образом, целесообразно раскрыть содержание как действующих, так и забытых Интернет-сообществ, являющихся досуговыми объединениями ЛОВ.

Проникновение, погружение в клубную культуру стимулируется желанием личности принадлежать к некоему достаточно ограниченному сообществу, позволяющему осваивать своеобразный стиль поведения, маркирующий индивида в социуме.

Большая часть проанализированных нами сайтов, которые мы рассматриваем как форму Интернет-сообществ, показала доминирование общностей по интересам. Сегодня по числу пользователей сети Интернет Россия занимает предпоследнее место в списке из 15 стран-лидеров, опередив Австралию. Эти сведения приводятся в пресс-релизе американской компании comScore World Metrix, которая запустившей новую систему подсчета пользователей сети Интернет — проект comScore World Metrix. При подсчете учитывались граждане старше 15 лет, присутствовавшие в сети в марте 2006 года, не учитывался доступ из Интернет-кафе, с мобильных телефонов и карманных компьютеров. По данным компании, в России в марте насчитывалось 10 млн. 833 тыс. пользователей сети Интернет.

Сложившееся противоречие между социальной потребностью использования Интернет-сообществ в формировании информационной культуры личности (где идеал - «мультикультурный человек») и реальной возможностью решения задачи социокультурной интеграции личности обусловило необходимость теоретического исследования, цель которого заключается в исследовании специфики и места субкультурных Интернет-сообществ в социально-культурной интеграции личности.

Известно, что социальная адаптация - это не только процесс, но и состояние, которое представляет собой характеристику отношения индивида с внешней средой. Успешность адаптации зависит от способности мобильно, адекватно реагировать на динамику изменений. Особую роль играет регионально-экономическая особенность пространства, в рамках которого происходит социальная адаптация индивида.

Таким образом, субкультура имеет свою специфику, которую формируют: ограниченность ресурсов для удовлетворения социокультурных потребностей индивида, отсутствие разнообразия досуговых форм деятельности, социальных связей, дающих реальную возможность выбора ЛОВ (особенно молодым людям), значимых ценностей и приоритетных, форм поведения. Поэтому она не может выступать в качестве приоритетного способа интеграции личности среднего российского города, сообщества. Но в рамках Интернета потенциал сетевых сообществ усиливается, что говорит о возможности социокультурной интеграции в рамках свободного времени.

Интерактивное общение (от англ. interaction - взаимодействие) — межличностное взаимодействие, представляющее собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга и предполагающее получение некоторого результата — изменения поведения и деятельности других людей. Термин означает характеристику компонентов общения людей, связанных непосредственной организацией их совместной деятельности. [232, с. 109]

Принципы формирования субкультурных Интернет-сообществ

Синтезируя наиболее существенные моменты и признаки, мы можем сказать, что Интернет-сообщество в целом является феноменом культуры информационного общества с особой системой социокультурных функций Интернета. Любой досуговой общности и, в частности, Интернет-сообществу присущи: креативная функция — созидательно-творческая функция, или функция освоения и преобразования мира, развития творческих способностей человека, самого человека в процессе активной преобразовательной деятельности. коммуникатиная функция - общения человека с другими субъектами деятельности в целях усиления общности индивидов и личностного обособления, персонификации в процессе общения. сигнификативная функция - обозначения, наименования открываемых человеком в процессе его познавательной деятельности предметов и явлений посредством знаков, символов, понятий, целых знаков, систем. нормативная — выработки человеческим обществом в процессе его исторического развития, распространения и общественного контроля за соблюдением людьми определенных норм культуры, правил поведения, традиций, обычаев, предписаний во всех сферах человеческой деятельности. аккумулятивная функция - накопления, сохранения обществом . и его социальными институтами культурных ценностей, норм и благ. проективная (проектной разрядки) — условного психофизического переноса (проекции) человека из одного состояния - напряженного, стрессового, дискомфортного, но реального, в другое - приятное, комфортное, но иллюзорное, символическое, посредством создаваемых людьми проективных механизмов культуры (праздники, ритуалы, игры, религия, искусство, идеология и т.д.). защитная — защиты человека от нежелательных для него явлений природы и общества при помощи создаваемых человечеством в процессе своего культурного развития многочисленных защитных приспособлений и средств (этикет, избирательность в общении и восприятии информации).

В свою очередь Интернет реализует и «свои» функции: основные и вспомогательные. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что одним из механизмов и условий реализации потенциала Интернета как социокультурной интеграции ЛОВ выступает иерархическая система принципов.

Общими принципами работы с ЛОВ являются: принцип доступности условий окружающей среды (в учреждениях, жилом и нежилом фонде, природных ландшафтов и др.), а также доступности социально-культурных занятий. Особенно актуально звучит обозначенный принцип в отношении к детям с ограниченными возможностями, которым в меньшей степени доступны среда и культурно-досуговые услуги. Это обуславливается невозможностью передвижения, выхода из ограниченного пространства, психологическими факторами, отношением со стороны общества, неразвитостью инфраструктур для обслуживания ЛОВ; принцип добровольности участия как в социально-культурной деятельности, так и в процессе реабилитации, проводимой ее средствами. Несмотря на то, что реабилитационная деятельность обязательно включается в работу медицинских, социальных, культурных и других учреждений, ни один специалист перечисленных учреждений не имеет права принуждать ЛОВ включаться в реабилитационный процесс. ЛОВ принимает решение самостоятельно, в случае необходимости он может обратиться к родителям или лицам, их заменяющим, будут ли проводиться реабилитационные мероприятия или нет; принцип мультиконтактности содержания реабилитационного процесса. В последние годы активно обсуждается вопрос о соотношении деятельности и общения. Одни специалисты видят в общении одну из сторон жизни человека (причем, не менее существенную, чем деятельность). Другие, рассматривая деятельность как исходную основу всей общественной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в определенных рамках содержание деятельности. Содержание индивидуальной программы реабилитации предполагает организацию условий общения, его направленность, вариативность, реабилитационный эффект в процессе социализации; принцип свободы выбора из всего спектра занятий, видов деятельности и услуг тех, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным физическим, природным, личностным способностям и потребностям для самосовершенствования, развития, реабилитации. Социально-культурная реабилитационная деятельность характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью ЛОВ. Она реализуется в институциональных и неинституциональных формах, свободна от различного вида производственной, учебной деятельности, мотивирования прибылью. Свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека. Культурно-досуговые учреждения создают условия для проведения совместного досуга на основе общего увлечения и интересов. В них происходит углубление поверхностных интересов и социально значимая досуговая деятельность.

Анализ субкультурных Интернет-сообществ позволил выявить следующие принципы их организации. Принцип добровольности и инициативы: добровольность вступления и регистрации, повышение социальной активности пользователей в целом — непременные условия успешного функционирования любого Интернет-сообщества и субкультурного Интернет-сообщества в том числе. Если Интернет-сообщество не будет пользоваться успехом и популярностью у пользователей, то клуб останется прерогативой не многих. Принцип интереса — не даром Интернет называют Сетью Интереса, а блуждание по Интернет-сообществам - «хождением в гости» по любительским объединениям. В данном случае интерес к самому клубу может рассматриваться как интерес к уникальной форме общения, интерес к определенному виду познавательной или творческой деятельности в клубе, интерес к общению с конкретными людьми - лидерами, эрудитами, психологами, юристами, социальными и медицинскими работниками. В рамках свободного времени именно интерес служит вектором клубного общения и основным источником клубного долголетия. Принцип биологичности как следствие субъект-объектных и субъект-субъектных отношений между пользователями, а также тождества общения и коммуникации. Формирование поликультурной среды, вовлечение ЛОВ оптимизирует ценностные ориентиры пользователей, способствуя толерантной деятельности. Принцип самодеятельности — самость пользователей-клубменов вынуждает создателей Интернет-сообществ обогащать ресурс картинками, флеш-анимацией, новыми темами. Принцип коллективности — всегда есть ядро сообщества (виртуальный коллектив), актив которого доводит информацию до любителей, привлекает новых членов в свои ряды и поддерживает актуальным ресурс. Далее простейшая почтовая рассылка, аукцион творческих работ среди ЛОВ и доведение деятельности смежных субкультурных Интернет-сообществ способны поддерживать и развивать Сеть интереса. Любое субкультурное Интернет-сообщество ведет свою деятельность в соответствии с Нет-этикетом и управляется сетевыми администраторами. В то же время здесь присутствуют элементы самоуправления: наличие ответственных за рубрику в форуме (модераторы), обогащение тематики субкультурного Интернет-сообщества, клуб энтузиастов, предмет их (и не только) интереса, что свидетельствует о принципе органического сочетания управления а самоуправления в Интернет-сообществе. Говоря о многообразии субкультурных Интернет-сообществ и богатейшей палитре Интернет-сообществ, появляется возможность многомерного, многогранного вовлечения ЛОВ в культуру и социум {принцип вариативности). Что касается принципа идентификации, то здесь необходимо говорить об общности идей, увлечений, свойственных ЛОВ (массовая культура). Рекреативные возможности досуга и познавательные возможности Интернета позволяют, на наш взгляд, говорить о принципе единства рекреации и познания в субкультурных Интернет-сообществах.

Похожие диссертации на Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ