Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Акунин Глеб Михайлович

Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе
<
Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акунин Глеб Михайлович. Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Акунин Глеб Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2007.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2387

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Терроризм как глобальная проблема современного общества: социально-культурный анализ 16

1.1. Сущность и причины возникновения терроризма как установки сознания 16

1.2. Типология и классификация форм и методов неотерроризма 39

1.3. Система социально-культурной профилактики терроризма в российском обществе 60

Глава 2. Профилактика терроризма в процессе социально-культурной деятельности гражданского общества России 84

2.1. Социально-культурная деятельность в контексте формирования гражданского общества России 84

2.2. Внедрение технологического комплекса профилактики терроризма средствами социально-культурной деятельности гражданского общества в практику подготовки специалистов для работы с молодежными общественными организациями . 146

Заключение 178

Список литературы 183

Приложение №1 201

Приложение №2

Введение к работе

В современном мире проблема противодействия терроризму становится все более злободневной и актуальной. Террор стал новой угрозой для человечества, отрицательно воздействующей на развитие отдельных государств и на международное сообщество в целом. Изменился и характер террористической деятельности: прежде локализуясь в политической и религиозных сферах, современный терроризм рецидивирует в криминальную, бытовую, экологическую, научно-техническую и другие сферы жизнедеятельности россиян.

Как показывает общественная практика, сложившаяся система
противодействия терроризму на государственном уровне сосредоточена, в
основном, на применении правовых норм и силовом решении данной
проблемы, что не приводит к желаемым результатам. Как следствие, мы
являемся свидетелями социальной рефлексии гражданского общества на
проявления терроризма, выражающейся в возникновении различных
гражданских движений как протестной направленности (альянс «Другая
Россия», «Национал-державная партия России», «Движение против
нелегальной иммиграции», «Русское национальное единство» и др.), так и
созидательных социокультурных движений («Матери Беслана», «Наши»,
«Молодая гвардия», «Норд-Ост», движение «Терроризму - нет»),
основанных на этике толерантности, ненасилия, диалогичности культур. В
частности, комплексным программам профилактики, терроризма в
российском социуме посвящена деятельность общественных
антитеррористических организаций «Международная контртеррористическая
тренинговая ассоциация», «Всемирный антитеррористический

антикриминальный форум», Антитеррористический центр «ФАП» и др.

В этой связи актуальным является диссертационное исследование, рассматривающее, с одной стороны, политические, экономические,

социально-культурные, этнические аспекты формирования антитеррористических установок личности, а с другой - возможность усиления превентивных мер профилактики терроризма, основанных на применении технологий социально-культурной деятельности, . стимулирующих созидательные инициативы гражданского общества.

Анализ существующих программ по противодействию проявлениям терроризма позволяет констатировать односторонность освещения проблемы, недостаточную разработанность программы превентивных мер, учитывающей многоаспектность поля профилактической деятельности, включающей сегменты государственно-правового регулирования, развития культуры и образования, оптимизации функционирования СМИ, совершенствования социально-культурной деятельности гражданского общества. При этом наиболее существенными являются противоречия между:

необходимостью глубокого философского, исторического, педагогического и социально-культурного анализа терроризма как явления мировой деструкции и острой потребностью мирового сообщества в научно обоснованных практических рекомендациях по профилактике терроризма;

потребностью в профилактической работе по противодействию проявлениям терроризма в нашей стране и недостаточной разработанностью системы профилактических мер, включающей технологии социально-культурной деятельности;

потребностью общества в развитии технологий социально-культурной деятельности в контексте профилактики терроризма и дефицитом специалистов, квалифицированно осуществляющих данную деятельность.

Высокая потребность разрешения выделенных противоречий определяет проблему исследования, связанную с научным осмыслением сущности и специфики возникновения террористических установок сознания

и социально-культурных технологий профилактики терроризма в российском обществе. В теории и методике превентивных мер по противодействию терроризму данные вопросы поставлены впервые, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования «Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма».

Степень научной разработанности проблемы. Актуальность проблемы терроризма, с которой столкнулся мир в ..двадцатом веке, предопределила интерес к этому феномену со стороны представителей многих наук. На Западе возникла специальная дисциплина, которую обозначают термином «террология». Большой вклад в осмысление терроризма внесли западные ученые: Й. Александер, У. Лаккер, Р. Жаккар, П. Вилкинсон, Р. Клаттербак, А. Гейфман, Д. Рапопорт и др.

В философском аспекте феномен гражданского общества находит отражение в трудах философов Античности: Пифагора, Гераклита, Демокрита, софистов, Платона, Аристотеля, Цицерона, Лукреция, римских юристов (Цельса и др.). В эпоху Возрождения проблемы общества, общественного неравенства рассматривали такие мыслители, как Т.Кампанелла, Т.Мор, Н.Макиавелли. В Новое время проблему насилия как форму проявления терроризма поднимали в своих работах Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтень, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И.Кант, Г. Гегель. Большую роль в изучении и интерпретации роли насилия в общественной жизни сыграли труды К. Маркса и Ф. Энгельса, в которых насилие, конфликт выделялись как главная причина возникновения государства и, вместе с революционными потрясениями, признавались необходимыми при переходе от одного типа общества к другому.

Среди современных исследований феномена гражданского общества, следует отметить труды ученых В.В. Бойцовой, В.Н. Влазнева, СВ. Калашникова, Г.Д. Матвеевой, А.Г. Майстренко, М.В. Михайлова, А.В. Одинцовой, Л.Л. Плотникова, В.Д. Перевалова, Р.Л. Ромашова, З.Ф. Степановой, Л.И. Спиридонова. Культурологические теории

происхождения девиации и террористического поведения были предложены Т. Селлином, В.Миллером, Э. Сатерлендом, Т. Парсонсом.

Социально-культурный подход, формирующийся сегодня в гуманитарных науках, акцентирует внимание на идейной природе экстремизма и терроризма и отражен в исследованиях А.И. Арнольдова, М.С. Кагана, В.М. Межуева, Э.С. Маркаряна, Э.А. Орловой, А.Я. Флиера и

Др.

Специфика возникновения международного терроризма в эпоху глобализации освещается в работах зарубежных исследователей У. Бека, Г. Дэникера, Э. Кастельса, Б. Крозье, Д. Лонга, И. Мильчина, Н. Неймарка, П. Уилкинсона, М. Ферро, Д.Хаббарда, К. Хиршмана, Д. Шиплера.

Среди современных исследований по противодействию терроризму следует выделить труды отечественных ученых Ю.И. Авдеева, Э.Г. Азроянца, О.В. Будницкого, И.П. Добаева, В.Н. Иванова, Н.Я. Лазарева, Е.Г. Ляхова, Р. Максуда, Г.И. Морозова, В.В. Никитаева, Д.В. Ольшанского, А.В. Попова, К.Н. Салимова, А.И. Фурсова, Ю.В. Чуфаровского, а также исследования, проведенные Международной контртеррористической тренинговой ассоциацией под руководством И.Б. Линдера.

Проблема противодействия терроризму рассматривается в
диссертационных исследованиях ГЛ. Антонова, А.В. Жука,

П.А. Сельцовского, Н.Н. Афанасьева, В.Г. Федотовой, В.Д. Попова, В.М. Розина, В.В. Никитаева, Г.Г. Копылова, Р.Ф. Сиразетдинова.

Отдельную группу источников составляют исследования, отражающие специфику социально-культурной деятельности в преодолении деструктивных форм поведения в социуме, акцентирующие внимание на развитии созидательных культуротворческих инициатив в становлении гражданского общества, среди которых следует выделить исследования Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, В.З. Дуликова, И.Н. Ерошенкова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой,

Ю.Д. Красильникова, Г.Н. Новиковой, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Объект исследования - профилактика терроризма - ведущее направление социально-культурной деятельности в российском обществе.

Предмет исследования - социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма.

Цель исследования - научно и экспериментально обосновать потенциал социально-культурных технологий в системе профилактики терроризма.

В ходе исследования решались следующие задачи:

с позиции педагогической науки определить сущность и причины возникновения терроризма, дать понятие и обосновать классификацию современных форм террористической деятельности;

раскрыть систему профилактики терроризма в Российской Федерации;

выявить специфику социально-культурных технологий гражданского общества в контексте профилактики терроризма;

разработать программу использования социально-культурных технологий в системе профилактики терроризма;

разработать и внедрить социально-культурные технологии по предупреждению терроризма в учебно-воспитательный процесс вузов, осуществляющих подготовку специалистов социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования. В процессе диссертационного исследования проверялось предположение о том, что эффективность профилактики терроризма зависит от комплексной системы мер профилактики, предполагающей:

осмысление сущности террористического мировоззрения, включающей знания, потребности, ценностные установки, базирующиеся на радикальных идеях, фанатичной преданности и агрессивном поведении, принимающих крайние формы выражения;

- интеграцию воспитательных ресурсов социально-культурной
деятельности в систему профилактики террористических установок в
социуме, способствующей преодолению социальной деструкции и
радикализму, утверждению идей толерантности, культуры мира,
формирования позитивного диалога государства и общества;

- внедрение социально-культурных технологий в профилактическую
деятельность государства, на основе популяризации идей мультику льтурного
образования, формирования толерантного сознания, активной гражданской
позиции населения, личностного развития участников социально-культурной
деятельности.

Методологической основой исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в отечественной психолого-педагогической науке: принцип культурно-исторического развития Л.С. Выготского, принцип деятельностного подхода Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского; фундаментальные идеи толерантности, нашедшие отражение в трудах B.C. Соловьёва, П.П. Флоренского, В.А. Лекторского и др. Мы также опирались на некоторые теоретические положения, сформулированные в работах М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко и др. о развивающей сущности социально-культурной деятельности.

Теоретическая основа диссертационного исследования опирается на психологическую теорию личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); теорию философской антропологии (Э. Фромм), индивидуальную и социальную психологию (3. Фрейд, С. Гроф, К. Манхейм, Э. Берн, К.Г7Юнг), этнологию (Л.Н. Гумилев), социально- культурологический подход М. Вебера и Э. Дюркгейма, ценностный подход Н. Гартмана, М. Хайдеггера; теории религиозно-философского сознания (С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, С.А. Булгакова); теорию по педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных

технологий, а также исследования, в которых обосновывается развивающий характер современной социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, С.Н. Иконникова, В.Е. Новаторов, А.В. Соколов, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, Г.К. Селевко, А.С. Сукало, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).

Методы исследования. Исследование проводилось с использованием комплекса взаимодополняющих методов, включающих: обобщение философской, социологической, психологической, педагогической, правовой литературы по теме диссертации; теоретический анализ и синтез научных концепций; опытно-экспериментальную работу, включающую социальный эксперимент, контент-анализ, наблюдение, опрос, беседы, интервью, тестирование, статистический анализ результатов.

База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе Московского государственного университета культуры и искусств, Московского гуманитарного педагогического института.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

на первом этапе (2003-2005 гг.) - поисковом - проводился теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и правовой литературы по исследуемой проблеме; определены теоретические положения исследования, уточнен терминологический аппарат, обоснована тема, определены объект и предмет исследования, его цели и задачи, сформулирована рабочая гипотеза. Результатами данного этапа явились определение сущности и специфики терроризма как проявления социальной деструкции, обоснование классификации современных форм и методов терроризма, обоснование системы профилактики терроризма в российском обществе;

на втором этапе (2005-2006 гг.) проведена опытно-экспериментальная работа. На базе Московского государственного университета культуры и искусств, Московского гуманитарного педагогического института был проведен опрос по проблеме распространения экстремистских настроений среди подрастающего поколения, о роли комплексных мер по профилактике терроризма, выявилась роль в этом процессе социально-культурной деятельности гражданского общества (в опросе приняли участие студенты московских вузов (входной замер - 200 чел.; итоговый замер - 200 чел)). Результаты анкетирования послужили основой выделения динамики существования радикальных настроений и установок в мегаполисе, обоснованием концептуальных подходов по профилактике терроризма средствами социально-культурной деятельности. Основными методами исследования были: анализ социологических исследований, блиц-опросы, тестирование, статистические методы. Анализ результатов констатирующей части опытно-экспериментальной работы позволил сформулировать авторский подход к проблеме профилактики терроризма, разработать опытно-экспериментальную программу;

на третьем этапе (2006-2007 гг.) - заключительном - внедрялась опытно-экспериментальная программа профилактики терроризма. Программа была реализована в учебной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, Московского гуманитарного педагогического института. Этап завершился подведением итогов, обобщением полученных данных, формулировкой основных выводов исследования.

Научная новизна исследования определяется применением научного аппарата теории социально-культурной деятельности к анализу процесса профилактики терроризма. При этом:

- уточнено содержание понятия терроризма как проявления социальной деструкции, основанного на конфронтации идей, радикальных воззрениях,

отрицании существующих социальных норм, принимающем формы социальной патологии и проявляющемся в агрессивных поведенческих стратегиях, насильственном «навязывании» идеалов;

дано научное обоснование природы террористического мировоззрения, характерными чертами которого являются: представления о собственной исключительности, крайняя степень неприятия существующей действительности, установка на радикальное решение проблем, абсолютизация различных экстремистских доктрин;

введено в научный оборот представление о системе
антитеррористической деятельности, основанной на интеграции технологий
социально-культурной деятельности гражданского общества,

способствующих профилактике проявлений социальных патологий в социуме;

- на основе социально-культурного подхода к профилактике терроризма разработана система критериев и показателей, нивелирующих динамику проявления террористических установок.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы профилактики терроризма в российском обществе, при этом:

разработана теоретическая модель террористического мировоззрения, позволяющая выстраивать систему профилактики деструктивной формы поведения на основе применения технологического комплекса социально-культурной деятельности;

предложена авторская классификация неправительственных организаций гражданского общества, социально-культурная деятельность которых способствует снижению уровня террористических настроений;

доказано, что социально-культурная деятельность гражданского общества обладает высоким воспитательным потенциалом коррекции асоциальных установок, в значительной степени оптимизирует существующую модель силовой профилактики терроризма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы разработаны и обоснованы рекомендации, способствующие профилактике терроризма и стимулирующие деятельность созидательных антитеррористических общественных организаций, посредством внедрения современных технологий социально-культурной деятельности в учебный и воспитательный процесс образовательных учреждений. Эти выводы могут быть использованы в процессе организации развивающей социально-культурной деятельности в молодежной среде, способствовать личностному росту и социокультурной самореализации подрастающего поколения.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть применены при формировании стратегии профилактической деятельности в системе государственного администрирования, при организации курсов повышения квалификации сотрудников правоохранительных служб, в информационно-просветительской работе с представителями общественных организаций гражданского общества, а также при чтении вузовских курсов, в которых рассматриваются различные аспекты организации и педагогического обеспечения социально-культурной деятельности, в учебно-воспитательной работе со студентами лекционных и практических занятий студентов университетов культуры и искусств, волонтерской деятельности молодежных организаций.

Научные результаты исследования, теоретические положения, выводы диссертации и научно-методический инструментарий внедрены в учебный процесс и используются на занятиях в Московском государственном университете культуры и искусств, в Московском гуманитарном педагогическом институте.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась анализом теоретических и опытно-экспериментальных работ по проблеме исследования; комплексом взаимодополняющих методов, которые нашли применение в констатирующей и формирующей частях опытно-

экспериментальной работы; соблюдением норм, правил-и требований к педагогическим исследованиям; соответствием методов достижения цели задачам исследования; репрезентативностью объёма выборки; наличием значительного фактического материала; широким использованием сравнительного метода при анализе экспериментальных данных. Положения, выносимые на защиту:

1. Терроризм рассматривается как особый тип социальной патологии,
основанный на конфронтации террористических установок личности с
существующими нормами социального бытия, проявляющихся в
агрессивных поведенческих стратегиях, насильственном «навязывании»
идеалов. При этом характерными чертами террористического мировоззрения
являются представления о собственной исключительности, крайняя степень
неприятия существующей действительности, установка на радикальное
решение проблем, абсолютизация различных экстремистских доктрин; в
государственной комплексной программе противодействия терроризму
акцент сделан на правовых и законодательных мерах решения данного
вопроса, которые направлены на ликвидацию последствий террористических
преступлений, а не на выявлении и предупреждении социокультурных
условий возникновения данного негативного явления.

2. В системе профилактики терроризма социально-культурная
деятельность представляет собой совокупность независимых от государства
общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить
условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов,
гармонизации частных интересов и потребностей. При этом важными
функциями гражданского общества становятся дифференциация интересов
различных социальных групп; трансформация деструктивных конфликтов в
конструктивные; утверждение ценностей толерантности; выявление и
обучение новых лидеров, свободное распространение информации,
направленной на совершенствование диалога государства и общества.

  1. Основываясь на мировоззренческих, культуросообразных подходах в системе профилактики терроризма, выделена технологическая подсистема социально-культурной деятельности, ориентированная на коррекцию асоциальных установок, развитие культуротворческих инициатив, мультикультурного образования, формирование установок толерантности и этики ненасилия.

  2. Социально-культурная деятельность гражданского общества, являясь модератором общественного взаимодействия, выступает действенным фактором профилактики терроризма, ибо влияет на мировоззрение личности. Системообразующей смысловой единицей гражданского общества является общение как основа взаимодействия граждан в целях реализации своих значимых интересов. Культуротворческие инициативы гражданских организаций выходят за рамки узкоутилитарного удовлетворения досуговых потребностей в плоскость социальной интеграции, способствуют самоопределению и самосознанию личности, нацелены на свободную реализацию социальной активности людей, творческой инициативы.

  3. В основе профилактической деятельности гражданского общества по превенции терроризма успешно применяются технологии социально-культурной деятельности: профилактики социальных деструкции, информатизационные, культуроохранные, связей с общественностью, социальной рекламы, социокультурного инжиниринга, менеджмента социально-культурной деятельности, что обеспечивает- положительную динамику профилактики терроризма.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Созидательная миссия культуры» (Москва, 2004г.), «Актуальные проблемы социально-культурной деятельности» (Тамбов, 2005г.), конференции «Культура против наркомании» (Москва, МГУКИ, 9 февраля 2005 г.); в парламентских чтениях «Культура против терроризма» (Москва, 2005 г.), всероссийской научно-практической

конференции «Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы» (Самара, 2006 г.); тренинг-семинарах для правоохранительных служб «Организация антитеррористической деятельности» (Москва, 2006 г.). Материалы исследования были апробированы в лекциях, тренинг-семинарах, курсах повышения квалификации сотрудников правоохранительных служб, учебных программах, публикациях и других формах научной работы.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность и причины возникновения терроризма как установки сознания

Говоря о терроризме, следует отметить, что это явление многоликое и многообразное. Терроризм - продукт деконструктивной реализации в бытии целого ряда факторов: экономических условий, менталитета, культуры, этноса, религии, демографии, традиций, психологии и еще многих составляющих, которые могут носить как явный, так и латентный характер. На наш взгляд, рассмотрение сущности терроризма как социального явления может быть продуктивным с точки зрения уяснения многообразных форм его проявления и всего спектра порождающих причин.

На сегодняшний день насчитывается более ста определений терроризма, кроме того, политический курс различных государств предполагает различные подходы к пониманию терроризма, что значительно затрудняет процесс выработки определенного понятия, поэтому обратимся к уточнению ряда моментов, связанных с дефиницией данного деструктивного явления.

Современное общеупотребительное значение понятия «терроризм» трактуется в «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова как «устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии вплоть до уничтожения» или, во втором значении, «жестокое запугивание, насилие». Следует также особо отметить существенное различие между понятиями «террор» и «терроризм». Понятие «террор» произошло от латинского слова «terror» - страх, ужас. Ужас - это чувство повторяющегося страха: «террор - такое повторяющееся и нарастающее переживание страха, которое приводит к ужасу»2. Терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных целей насильственным путем. Таким образом, характерной особенностью терроризма является опора на силу в достижении своих целей — запугать население и посеять панику.

Федеральный закон Российской Федерации № 130 ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. содержит статью 3, которая дает четкую дефиницию терроризма: «Терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества или других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или государственного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений». Применительно к данному закону важно и то, что в той же статье российский законодатель раскрывает понятие международной террористической деятельности. Это террористическая деятельность, осуществляемая: 1) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства; 2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; 3)в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств»3.

Американский историк Дж. Хардман определяет терроризм как «... как метод, направленный на дестабилизацию социального строя... стремление продемонстрировать массам, что законная (традиционная) власть больше не находится в безопасности. Публичность террористического акта является кардинальным моментом в стратегии терроризма. Если террор потерпит неудачу в том, чтобы вызвать широкий отклик в кругах за пределами тех, кому он напрямую адресован, это будет означать, что он бесполезен как орудие социального конфликта. Логика террористической деятельности не может быть вполне понятна без адекватной оценки показательной природы терроризма» .

Терроризм - феномен, который имеет свою историю, причем он не оставался неизменным, а видоизменялся с обществом и его технологиями. На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими организациями, криминальными сообществами. Исследователь терроризма У. Лакер5 отмечает, что терроризм впервые проявил себя как политическое убийство, следовательно, он уже существовал, по крайней мере, в античную эпоху. Одно из первых упоминаний о государственном терроре отражено в истории Рима: диктатор Луций Корнелий Сулла для расправы с политическими соперниками и пополнения казны применил проскрипции (списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской империи), и гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, претендовал на половину имущества убитого.

В I в. н.э. на территории, ныне занимаемой Израилем, действовала организация сикариев, боровшаяся против римлян и представителей еврейской знати, сотрудничавших с Римом за автономии своих провинций. Вооруженные выступления сикариев переросли в восстание, затем — в Иудейскую войну (в VI в. н.э.), а далее последовали поражение восставших и неисчислимые беды для мирного населения.

В XI —ХШ веках мусульманская шиитская секта исмаилитов, более известная под именем ассасинов, физически уничтожила представителей власти Сирии - халифов-инородцев. Послушники-фидаи по приказу своего повелителя, некоего Старца горы, убивали любого обреченного на смерть, несмотря на любые меры предосторожности. В 1256 г. оплот секты — крепость Аламут — пал под ударами монголов, которые полностью истребили ассасинов.

Типология и классификация форм и методов неотерроризма

Проблема с выработкой общепринятого толкования терроризма, указанная в предыдущем параграфе, многоликость данного явления обусловили проблему единой типологизации его форм и методов. Несмотря на то, что существующее многообразие форм терроризма затрудняет процесс классификации, и любая форма классификации будет в чем-то условной, мы считаем, что без выработки исходных критериев и параметров разновидностей современного терроризма невозможно предложить эффективные формы профилактической деятельности.

Структура всех международных террористических сообществ схожа и включает: идеологов, занимающихся вербовкой граждан в террористические группы, пособников, создающих сеть глубоко законспирированных ячеек организации и занимающихся подготовкой проведения террористических актов, и террористических групп — непосредственных исполнителей диверсионно-террористических актов.

Исполнителями террористических акций являются, как правило, суицидально-мотивированные террористы. Объектами террористического насилия являются: лица, не имеющие к террористическим действиям и их целям никакого отношения, и/или материальные ценности, имущество, производственные сооружения и т.п.; правительственные или государственные органы, политические деятели или организации, а также отдельные лица или массовая аудитория, через которых (опосредованно) террористы воздействуют на властные структуры, создавая" у всех ощущение опасности.

Современный терроризм - это не только и не столько деятельность фанатиков-революционеров, боевиков-одиночек, отдельных угонщиков самолетов, но, прежде всего, организованные структуры с соответствующим оснащением и финансово-экономическими возможностями, налаживающие сотрудничество с близкими по своим идейно-политическим позициям организациями17.

Современные исследователи предлагают различные классификации этого феномена, в частности В.В. Витюк выделяет следующие направления терроризма: а) социальный терроризм, который направлен на изменение существующего общественно-политического строя и власти; б) националистический терроризм, в качестве лозунга которого провозглашается освобождение нации (этноса) от порабощения иностранным государством, борьба за суверенитет; в) религиозный терроризм, основной целью которого провозглашается борьба с иноверцами за «истинную веру», стремление создать теократическое государство18.

Существуют и другие классификации, например, Фредерик Форсайт выделяет четыре разновидности терроризма: 1) национальный (региональный); 2) «одномерный»; 3) политический; 4) религиозный . Г. Деникер разделяет терроризм на: программный, добродетельный (т.е. продиктованный этическим максимализмом), рациональный и патологический, классифицирует террор по масштабам деятельности на внутренний (действия граждан против своего государства на его территории); транснациональный (действия граждан одного государства против соотечественников на территории другого государства); международный (межнациональные группы террористов действуют против других государств).

В своих научных исследованиях Л. Диспо выделяет четыре вида терроризма: терроризм государства «левых», терроризм государства «правых», терроризм левой оппозиции и терроризм правой оппозиции .

Проанализировав различные классификационные подходы к рассмотрению природы данного феномена, мы выделили ря д типологических черт, позволяющих классифицировать современный терроризм по следующим признакам: по идеологической основе (политический, государственный, религиозный, националистический, уголовно-криминальный); по масштабам (внутренний, международный); по видам (традиционный, промышленный, электромагнитный, кибернетический, информационный, экономический); по среде протекания (наземный, воздушный, морской, космический); по форме (индивидуальный, групповой, массовый); по целям, характеру воздействия (физический террор: устранение политических оппонентов, преследование противников, духовный террор: устрашение гражданского населения, возмездие, дестабилизация государственного строя, экономический урон, разжигание межнациональных и межконфессиональных конфликтов, провокация военного конфликта, изменение политического строя) и способам (огнестрельное оружие, взрывы, промышленные аварии, информационно-психологическое воздействие, взятие заложников).

Политический терроризм направлен на оказание силового давления на политическую элиту общества с целью изменения проводимой ими политики, связан с борьбой за власть и соответственно направлен на устрашение либо устранение политических противников (примером такого рода деятельности может служить французская ОАС, стремившаяся предотвратить предоставление суверенитета Алжиру). Для современного политического терроризма характерен количественный рост террористических акций с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, циничность и жестокость их исполнения, массовый захват заложников, взрывы жилых домов и государственных учреждений.

В политическом терроризме выделяют левый и правый терроризм. Левый (революционный) терроризм ориентируется на различные социально-политические доктрины (марксизм, ленинизм, троцкизм, анархизм, геваризм, маоизм, кастроизм и т. п.). Мишенью для левых террористов становятся представители властвующей политической элиты, государственные чиновники и сотрудники органов безопасности, банкиры, бизнесмены, сотрудничающие с правительством независимые специалисты (экономисты, юристы, журналисты), функционеры проправительственных политических партий.

Социально-культурная деятельность в контексте формирования гражданского общества России

Гражданское общество считается инструментом- политического, экономического и социального развития, поэтому данное понятие является одним из наиболее распространенных при обсуждении проблем современного общества. Судьба современного общества в мире определяется, в конечном счете, формированием зрелого гражданского общества.

Современные представления о гражданском обществе сложились в итоге длительной эволюции политических систем и социальных отношений. Следовательно, изучение истории формирования идеи гражданского общества является необходимой предпосылкой для- понимания ее современного состояния.

Понятие «гражданское общество» восходит к Античности. У древних мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов: «polis» и «politike» у древних греков, «respublica» и «societascivilis» у древних римлян. Они охватывали важнейшие сферы жизни людей. Для греческого полиса характерно слияние гражданского коллектива с государством. Гражданам полиса была чужда идея неприкосновенности частной сферы. Приверженность духу гражданского коллективизма выражалась в том, что общие интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался первым. Констатируя данный факт, Аристотель подчеркивал, что более важным и более полным представляется благо государства, его достижение и сохранение. Прекрасно и божественно благо народа и государства (по сравнению с благом одного человека) - таков главный тезис Аристотеля36.

Корни понятия «гражданское общество» восходят также к трудам Цицерона. Государство (respublica) Цицерон определяет как достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Такой подход в почти неизменном виде сохранился вплоть до Нового времени. Еще во французской теории административной монархии XVII в. общество слито с государством, воплощается в нем. Там отсутствуют понятия права, предшествующего политическому строю, стоящего выше него, и прав личности, ограничивающих государственную власть. Конфликт между отдельным индивидом и государством еще не обнаруживается в то время именно потому, что мысль противопоставить их друг другу не получила признания.

Некоторые мыслители считают, что идея гражданского общества как независимого от государства образования верна лишь применительно к ранней «либеральной» стадии развития капитализма. Причинами такого понимания вопроса являются практическая идентичность границ гражданского общества и государства, когда последнее вмешивается в решение фундаментальных экономических и социальных проблем.

Современное представление о гражданском обществе возникло в конце XVIII в. Такие теоретики, как Т. Пейн или Гегель, рассматривали гражданское общество как близкую к государству (имея в виду правовое государство), но отделенную от него сферу, в которой граждане объединяются в соответствии с собственными желаниями и интересами. Однако в отношении данного подхода можно представить ряд возражений, ибо гражданское общество не олицетворяет общество в принципе, оно формируется исторически, на определенном этапе развития человеческого общества.

Думается, что рассуждать корректно о гражданском обществе в современном понимании можно с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия.

Исторический путь западной цивилизации к гражданскому обществу был отмечен острыми и длительными социальными, политическими, идеологическими коллизиями, включая серию крупных политических революций. Это процесс не только экономической, социальной, политической, но и социокультурной, духовной, морально-этической трансформации, о чем свидетельствуют как перипетии образования и развития самого гражданского общества, так и история разработки концепции гражданского общества в западной общественно-политической мысли. В этом новом представлении о гражданском обществе отразилось изменение экономических реалий: появление частной собственности, рыночной конкуренции, буржуазии.

Переход от Средневековья к Новому временц ознаменовался вызреванием гражданского общества и, соответственно, обнаружением различий между ним и сугубо государственными институтами. Основу процесса составил комплекс факторов: формирование ценности личности с особыми, неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами общества; все более растущее осознание факта существования противоречий между обществом и государством; постепенное вызревание институтов, ценностей и идей гражданского общества, мира политического и т.д.

Мыслители Нового времени, открыв личность, вместе с тем осознали непреложный факт антиномии между ней и обществом. Отвергалось античное и средневековое тождество частного и общественного, утверждалась идея первичности общества по отношению к государству. Все это в конечном счете способствовало образованию гражданского общества и мира политического как самостоятельных подсистем человеческого социума.

Это окончательно утвердилось во второй половине XVII - XIX вв. с формированием капиталистической системы, такими ее основополагающими атрибутами, как частная собственность, свободная рыночная экономика, представительно-парламентская демократия, правовое государство, разграничение между социальной и политической сферами,, экономическими, социальными, политическими функциями.

Внедрение технологического комплекса профилактики терроризма средствами социально-культурной деятельности гражданского общества в практику подготовки специалистов для работы с молодежными общественными организациями

Полученные в результате констатирующего этапа эксперимента данные, характеризующие уровень проявления террористических настроений среди студенческой молодежи, изложенные в предыдущем параграфе, послужили основой для выбора и реализации наиболее приоритетных направлений в программе по профилактике терроризма в процессе социально-культурной деятельности гражданского общества.

Формирующий эксперимент осуществлялся в период с 2005 по 2007 гг., в процессе которого была апробирован технологический комплекс профилактики терроризма средствами социально-культурной деятельности. Репрезентативность выборки обеспечивалась привлечением к экспериментальной работе 100 человек: 50 - студенты 3 и 4 курсов факультета социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств (18-20 лет) и 50 студентов Московского гуманитарного педагогического института (1-2 курсы, возраст респондентов 16-18 лет). В каждой из организованных групп 25 человек входили в экспериментальную и 25 человек - в контрольную подгруппы.

Комплексная технологическая программа была внедрена в образовательный процесс Московского государственного университета культуры и искусств и Московского гуманитарного педагогического института. Научная экспертиза осуществлялась на протяжении всего формирующего эксперимента. Достоверность результатов обеспечивалась комплексом контрольных и промежуточных замеров. В качестве инструментария также использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдения, анкетирования, тестовые задания.

Актуальность проблемы. Молодое поколение рассматривается нами как ресурс обновления и модернизации гражданского общества, от которого зависит будущее России. В последнее время одной из тревожных проблем современного российского общества является рост террористических настроений, особенно среди студенческой молодежи, сопровождаемый негативными, разрушительными тенденциями: возрождением национализма, усилением различных форм ксенофобии, проникновением элементов идеологии нетерпимости в культуру.

В связи с наметившимися негативными тенденциями, наиболее перспективным направлением профилактики терроризма может стать социально-культурная деятельность гражданского общества, которая разворачивается в социально-культурной деятельности вузов, созидательных общественных объединениях, воспитывающих специалистов по работе с подрастающим поколением, лидеров созидательных молодежных движений, технологов и менеджеров социально-культурной деятельности.

В основу авторской программы профилактики терроризма средствами социально-культурной деятельности гражданского общества положены идеи комплексных исследований Международной Контртеррористической Тренинговой ассоциации в городе Москве, на базе которой совершенствуются технологии противодействия терроризму в российском обществе на основе международного опыта специализированных служб с учетом многоаспектных характеристик российского общества, своеобразия менталитета крупных городов и др. При этом расширен технологический блок социально-культурной деятельности гражданского общества как сферы профилактической работы в молодежной среде.

Концептуальную основу программы профилактики составили труды ученых по вопросам толерантности, этики ненасилия, кросс-культурного образования (B.C. Соловьёв, П.П. Флоренский, В.А. Лекторский); положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.Е. Новаторов, B.C. Садовская, А.В. Соколов, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, Г.К. Селевко, А.С. Сукало, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко); формирования лидерской направленности (И.Л. Добротворский, Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесен екая и др.).

Цель программы - создание технологической комплексной системы социально-культурной профилактики терроризма, направленной на обучение будущих специалистов по работе с созидательными молодежными объединениями и общественными ассоциациями, на воспитание лидеров гражданских объединений, транслирующих идеи толерантного межкультурного диалога, поликультурного образования, этнического самоопределения, духовного самосовершенствования, альтруистических смысложизненных установок.

Учитывая вышеизложенное, нами были определены приоритетные направления технологического комплекса социально-культурной профилактики терроризма, направленного на подготовку специалистов для работы с молодежными общественными организациями.

Под определением профилактики терроризма нами подразумевается применение комплекса социально-культурных технологий гражданского общества, направленных на снижение уровня социальной деструкции, конформистских тенденций, агрессивности, а также на формирование этики ненасилия, развитие поликультурного диалога, включающих следующие компоненты (см. таблицу): образовательный - применение "информационно просветительных, этнокультурных, поликультурно-образовательных, культуроохранных социально-культурных технологий, направленных на повышение уровня мультикультурного образования, межкультурного взаимодействия, теоретических знаний по проблеме профилактики терроризма, развитие исследовательских навыков, проблемного мышления; психолого-педагогический - применение культуротворческих, рекреационных, анимационных технологий, технологий профилактики социальных деструкции, психолого-педагогического наставничества, ориентированных на формирование толерантного мышления, системы жизненных взглядов, ролевой идентификации, этического самоопределения и практической нравственности личности; управленческий - применение технологий социально-культурного менеджмента, информационно-коммуникационных, личного брендинга, направленных на регулирование коммуникационных каналов взаимодействия в социуме, организацию комплексной системы противодействия терроризму, воспитания лидеров созидательных общественных групп.

Похожие диссертации на Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе