Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Николаева Екатерина Владимировна

Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии
<
Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева Екатерина Владимировна. Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Москва, 2006 226 с. РГБ ОД, 61:07-13/694

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование эмоционально-волевой устойчивости личности как проблема педагогической теории социально-культурной деятельности 21

1.1. Сущность и специфика эмоционально-волевой устойчивости личности 21

1.2. Возрастные особенности формирования эмоционально-волевой устойчивости подростка 57

1.3 Социально-культурные условия формирования эмоционально- волевой устойчивости 82

Глава 2. Социально-культурная деятельность коллектива спортивно-бальной хореографии как фактор формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков

2 1. Развивающий потенциал социально-культурной деятельности и коллектива спортивно-бальной хореографии 108

2.2, Экспериментальная программа формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков 149

Заключение 182

Список литературы 192

Приложения 211

Введение к работе

Аісгуальносіь проблемы исследования. В современном российском

обществе все отчетливее наблюдается деструктивное поведение в молодежной среде,'остро ощущается потребность в выявлении и учете влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая неконтролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернета, сферы досуга. Эта тенденция находит выражение в усилении внешнего контроля досугового поведения молодежи, что не приводит к желаемым результатам. Между тем педагогическая наука все больше внимания сегодня уделяет развитию внутренней самодетерминации личности, ее интеллектуальных, нравственных и эмоционально-волевых качеств. Наряду с задачей определения характера и особенностей воздействия социально-культурной среды и системы воспитательных воздействий на процессы личностного развития сегодня встает задача выявления условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире, выработки личностью устойчивых механизмов эмоционально-волевой саморегуляции. Важно подчеркнуть, что эмоционально-волевая стабильность является базовым условием нравственного развития личности. Не случайно Д.И. Фельдштейн, определяя магистральные направления современных научи о-педагогических исследований, особо выделил направление, которое «состоит в гом, чтобы, опираясь на исследование подвижек в рашитии личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с другой —

восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что представляет чрезвычайно важную и гонкую задачу»1.

Современная педагогическая наука все больше внимания обращает на волевой компонент личностного развития, который во многих случаях выступает в качестве основного условия в целенаправленном выборе личностью развивающих форм досуга, в отказе от деструктивных стратегий досугового поведения, в реальном воплощении в социально-культурной деятельности нравственных императивов, гуманистических ценностей и идеалов. Именно с этим обстоятельством мы связываем необходимость научного анализа особенностей волевой саморегуляции личное і и в условиях развивающей социально-культурной деятельности.

Одним из наиболее ярких проявлений такой деятельности можно назвать педагогическую работу самодеятельных коллективов, обеспечивающих условия для продуктивного досугового общения молодежи, творческой самореализации участников, формирования их личностных качеств. Именно поэтому мы обратили наше внимание на педагогическое обеспечение деятельности коллектива спортивно-бальной хореографии, в которой эмоционально-волевое развитие становится одним из базовых условий личностного роста участников и успешного освоения ими навыков споргивно-бальной хореографии. Это проявляется не только в повседневных репетициях и тренировках, но также в спортивных состязаниях, концертных выступлениях и т.д., и, как следствие, позволяет сформировать культуру досуга молодых людей, способных к устойчивой эмоционально-волевой регуляции собственной досуговой и художественно-іворческой активности.

Фельдштсип Д.И. О сосюянии экспертты диссертационных исследовании по педагогике // I ребования к диссертациям по педагогическим наукам. Научно-методические рекомендации -2-е изд, доп и нерераб — М.: Изд-во Моск. психолою-еоциалыюго ин-та; Воронеж И штельство НПО «МОДЭК», 2003. - С 97.

Между тем в педагогике социально-культурной деятельности ота проблема практически не исследована. На наш взгляд, недостаточный интерес к исследованиям эмоционально-волевой сферы личности в условиях досуга связан с определенной недооценкой роли целевой детерминации в ситуациях свободного выбора досуговых заняіий. Сегодня нуждается в дополнительной проверке устоявшееся мнение о том, что волевой компонент в ситуациях досуговой самореализации личности оказывается менее важным и востребованным, чем другие личностные регуляторы - потребности, эмоции, чувства и т.п. Наоборот, практика свидетельствует, что отсутствие воли и эмоциональной устойчивости приводит к плачевным результатам - молодые люди перестают осознавать ответственность за свои действия, легко поддаются внешнему влиянию со стороны сверстников, снижают контроль за своим поведением, поступками, выбором форм досуговой самореализации.

Несформированность эмоционально-волевых качеств личности во
мноюм определяет появление социальных деструкции, в том числе и в
сфере использования свободного времени. Поэюму целенаправлешюе
педагогическое формирование
навыков эмоционально-волевой

устойчивости является одним из значимых условий преодоления социальной пассивности, инфантилизма, духовно-нравственных отклонений, криминогенного поведения в молодежной среде.

Развитие личности молодых людей, активно участвующих в социально-культурной деятельности, различных видах самодеятельного творчества, сегодня нужно рассматривать как один из резервов для формирования эмоционально-волевой стабильности современной молодежи. Особое значение формирование эмоционально-волевых качеств личности имеет для участников коллективов спортивно-бального іанца, которые выступают в состязаниях и конкурсах различного уровня, прилагают немало стараний для усиления физической подготовки,

настойчиво работают над совершенствованием исполнительского мастерства. Не случайно участие молодежи в коллективах спортивно-бальной хореографии стало в современной России поистине массовым явлением, отражающим стремление личности молодых людей к духовному и физическому самосовершенствованию.

Эффективное решение задач, стоящих перед исполнителями спортивных танцев, возможно лишь на основе широкого использования достижений современной науки. Высокий темп развития технических особенностей спортивных бальных танцев обуславливает необходимость постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсменов, и в частности такого немаловажного раздела, как психологическая подготовка и развитие эмоционально-волевой устойчивости. Таким образом, следует подчеркнуть, что в данной диссертации рассматривается комплексная психолого-педагогическая и социально-культурная проблема, имеющая выход на широкий круг вопросов формирования культуры досуга современной молодежи, её навыков досуговой самоорганизации и творческой саморешшзации.

При этом в теории, методике и организации социально-культурной деятельности имеются нерешенные противоречия, определяющие проблему данного диссертационного исследования:

между потребностью научного понимания того, какое место эмоционально-волевая устойчивость занимает в структуре досуга современной молодежи, и недостаточной изученностью компонентов личностной самодетерминации досуговой активности молодежи;

между необходимостью осмысления особенное і ей формирования эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях социально-культурной деятельности и отсутствием специальных педагогических исследований этого вопроса;

между потребностью в педагогическом обеспечении процесса формирования волевых качеств личности в самодеятельных коллективах, в том числе и спортивно-бальной хореографии, и неразработанностью методик, обеспечивающих этот процесс.

Потребность в осмыслении данных противоречий определила гему диссертационного исследования «Формирование эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях деятельности коллектива спортивно-бальной хореографии».

Степені, научной разработанности проблемы исследовании. Проблему формирования эмоционально-волевой стабильности личности нельзя рассматривать в отрыве от достижений философии, психологии, социологии, педагогики и других гуманитарных наук, выводы которых во многом предопределяют современное социально-культурное исследование этого явления.

В отечественной психологической литературе можно выделить два основных подхода к определению и изучению воли. Первый рассматривает волю в контексте проблемы сознания (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, И.М. Сеченов и др.), второй подход - в контексте проблемы развития мотивационно-потребностной сферы личносги (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, В.А. Иванников, А.И.Леонтьев и

ДР-)-

Исследование проблемы воли и формирования волевых качеств

ведется в нескольких направлениях:

проявление волевых качеств в различных видах деятельности — труд, учеба, игра и т.д. (В.И. Селиванов, А.В. Веденов, К.Н. Корнилов, В.А. Крутецкий);

проявление и развитие отдельных волевых качеств у учащихся: настойчивости (Т.С. Конарева и др.), выдержки (Н.С. Лукин, Р.Л. Кварцхава), самостоятельности и инициативности

(А.С. Петухов, М.С. Говоров), организованности (В.А. Гольнева, С.Г.Якобсон и Н.Ф. Прокина), решительности (И.П. Петяйкин), смелости (Н.Д. Скрябин, Н.Ф. Страхов);

роль и место волевых качеств в структуре характера (Н.Д. Левитов,
А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, В.Д. Котляров);

влияние коллектива учебного класса и семьи на формирование воли (СМ. Бирюков, P.M. Капралова, В.И. Селиванов, В.Г. Хроменок, А.И. Ушатиков и др.);

вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли
(А.И.Высоцкий, С.А.Даштаянц, И.И.Купцов, В.И.Селиванов и

др.);

формирование морально-волевой устойчивости личности
(А.А. Аронов, О.Н. Волков, А.В. Некляев, Ю.А. Чернов и др.).

Однако отметим, что проблема воли и воспитания волевых качеств личности не может рассматриваться только в русле психологических исследований. Конечно, психологическая наука позволяет обнаружить закономерности становления базовых компонентов психики развивающегося человека, но оставляет без должного внимания практические технологии и средства воспитания. Именно этот аспект определяет направленность педагогических исследований эмоционально-волевой сферы личности. Поиск эффективных педагогических технологий воспитания воли ведется в рамках специальных отраслей педагогической науки - социального воспитания, коррекционной педагогики, теории методики и организации социально-культурной деятельности и т.д. (Е.И. Григорьева, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, Ю.Д. Красильников, 0.10. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Г.Н. Новикова, Г.К. Селевко, В.И. Черниченко, Т.В. Христидис и др.). Причем каждое отраслевое исследование стремится рассмотреть общепсихологическую проблематику воли в контексте специализированного научного знания, обогащая общие

представления о 'закономерностях становления механизмов волевой
самодетерминации личности уточнением узконаправленных

технологических подходов, методик.

В контексте проблематики физического воспитания особенности
формирования волевых качеств личности рассматривались применительно
к овладению разными видами спортивной деятельности (А.Ц. Пуни,
П.А. Руди к, Т.Т. Джамгаров, Н.А. Худадов, А.А. Лалаян,

М.А. Макарушкина, Н.Д. Скрябин, Н.П. Петяйкин, О.А. Туїунджян, Р.З. Шайхтдинов, В.А. Иванников, Е.В. Эйдман и др.). В отдельных диссертационных исследованиях в психолого-педагоги чес ком аспекте рассматривается формирование эмоционально-волевой устойчивости спортсменов2.

В теории, методике и организации социально-культурной деятельности проблематика волевой активности личности специально не рассматривалась, хотя отдельные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции личности отражены в ряде диссертационных исследований в связи с изучением частных аспектов воспитания творческой личности, лидерской направленности, развития коммуникативных качеств и т.п.

Разработка идей психолого-педагогического обеспечения деятельности различных художественно-творческих коллективов, действующих в социально-культурной сфере, активно осуществлялась в 1990-е годы, когда проблематика художественной самодея і ельности являлась важнейшим направлением теории культурно-просветительной работы (Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, В.П. Исаенко, А.С. Каргин, Л.Н. Коган, Е.И. Смирнова, B.C. Цукерман и др.). В диссертационных исследованиях этого периода были получены результаты, имеющие значение для понимания особенностей формирования эмоционалыю-

Куіемко Ю.В, Педагоіическая технология развития эмоционально-волевой устойчивости j студентов кузов (на примере фишческой подіоговки) Дне. канд пед наук - Саратов, 2002 -174 с

волевой устойчивости личности в процессе социально-культурной деягельносш (А.И.Аверьянов, Л.Г. Брылева, Т. А. Вибе, Т.В.Вольфович, А.С. Яценко и др.)3.

Особенности развивающей деятельности коллектива

хореографической направленности представлены в диссертационных работах, связанных с проблемами любительского хореографического творчества (В.Н. Нилов, Н.П. Яценко и др.)4. Отдельные стороны воспитания личности средствами хореографического искусства рассмотрены в кандидатских диссертациях Н.И. Веремеенко, Е.В. Николаева, Е.А. Погребной, Е.Г. Салим гар еевой, Е.Н. Фокиной, СВ. Шанкиной5 и других исследователей, что свидетельствует о повышении научного интереса к воспитательному потенциалу ганца и социально-культурной деятельности хореографических коллективов. Отдельные аспекты формирования профессиональных качеств хореографа рассмотрены в диссертациях О.В. Ершовой, В.В, Королева, Б.Б. Мануйлова,

Аверьянов А.И. Психолого-педаї отческие условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков. Автореф дне. . канд пед наук. - М , 1994 - 17 с, Брылеии Л.Г. Исихолого-педаюгическне условия самореачизлции личности в клубном художественном коллективе. Автореф дис. , канд пед. наук - Л, 1988, -16с; ВиЙеТ.А. Иедаюгика взаимодействия клубною учреждения и молодежного объединения' Автореф лис канд пед паук. - Л, 1990 - 15 е., Вольфович Т.Н. Развитие художественной активноеш участников самодеятельных коллективов* Автореф дис .канд иед паук - Л , 1989. - 16 с

Пилон 11.11. Хореоірафия в сисгемс художественного воспитания младших школьников Іеория и практика Автореф. дис, канд. пед наук - М: МГУК, 1998 - 21 с, Яценко А.С. Развитие профессионально-хореотрафическои направленности детей в учреждениях дополнительною образования Автореф. дис.... канд пед наук.-М ,2001.-24 с, и др

Веремеенко Н.И. Социально-психологические особенности применения танцевально -двигательных методов в групповой форме работы. Автореф дис. ,, канд психол паук -Ярославль, 2003, - 22 с; Николаев Е.В. Нравствен нооетегическое воспигание младших школьников средствами танцевальною искусства. Автореф . . дис, канд пед наук -Якутск, 2005 -17с, Салимгяреева Е.Г. Совершенствование физического воспитания детей 7-11 лет it мноюпрофильных учреждениях дополнительного образования средствами спортивных бальных инцсв- Дис. канд пед наук - Улан-Удэ, 2004, - 173 с; Погребний Е.А. Танцевально-двшліельная подютовка как фактор модернизации содержания физического воспитания детей 5-6 лет'Автореф. дис .канд пед наук -Краснодар, 2003. - 26 с ; Фокшм Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство іармонизации развития личности- Авюрсф . канд. нед наук. - Тюмень, 2002 - 23 с; Шзнкнна СВ. Эстетическое развитие личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев' Дис. . канд. пед наук. -Тамбов, 2003 -191 с,идр

Н.В. Соковиковой, С.Н. Темлянцевой и др.б

Вместе с тем, проблема оптимизации процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости личности средствами спортивно-бальной хореографии является неизученной, что и определило выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования - эмоционально-волевая устойчивость подростков - участников коллектива спортивно-бальной хореографии.

Предмет исследования - процесс формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально подтвердить возможность применения авторского подхода к процессу формирования эмоционально-волевой устойчивости подрос і ков в социально-культурной деятельности коллектива спортивно-бальной хореографии.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Выявить сущность эмоционально-волевой устойчивости в контексте задач социально- культурного развития личности;

  2. Раскрыть возрастные особенности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости подростка;

  3. Выявить социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков;

Ершова О.В, Теоретические и методические основы пластико-хореографической йоді отопки
специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусеїв Автореф дне
канд пед наук - М, 2001. - 24 с, Королев В.В. Формирование творческой активности
студентов-хореографов в процессе вузовской иодіотовки. Автореф лис . канд пед наук -М,
2003 - 23 с , Мануйлов К.ІЇ. Развитие нравственно-эстетических ценностей личносіи ребенка в
процессе хореоірафического творчества. Дис канд пед паук - М, 2001 - 188 с;

Сокопикоил Н.В. Пеихо топические условия оптимизации рачвиїия специальных танцевальных способностей. Автореф дис. ., канд. неихол паук - Новосибирск, 2003.-25 с ; Темлинцеьа СП. Проектирование содержания специализации "бальная хореография" в народном художествен и им творчестве Дис. канд пед наук. - Барнаул, 2004. -160 с

  1. Раскрьпь содержание и специфику социально-культурной деятельности коллектива спортивно-бальной хореографии, обеспечивающей формирование эмоционально-волевой устойчивости личности;

  2. Разработать и экспериментально подтвердить педагогические іехнологии формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков - участников коллектива спортивно-бальной хореографии.

Гипотеза исследования. В процессе диссертационного исследования проверялось предположение о том, что формирование эмоционально-волевой усіойчивости в коллективе спортивно-бальной хореографии будет успешным, если обеспечена реализация совокупности социально-культурных условий:

включение творческого коллектива в широкую сферу реализации досуговой активности личности (культурно-воспитательная деятельность и дополнительное образование в школе);

оптимизация досугового общения, социально-психологического микроклимата в творческом коллективе; целенаправленное развитие индивидуально-личностной сферы участников (педагогическая поддержка саморазвития и самовоспитания участников, формирования их волевых качеств);

высокий уровень профессионального мастерства и квалификации педагогов, тренеров и др., наличие необходимых материальных ресурсов, помещений для репетиций и концертных выступлений и др.;

учет специфики деятельности коллектива спортивно-бальной хореографии, которая определяется содержанием хореографической и спортивной подготовки участников; использованием специфических (адаптация к напряженным факторам деятельности) и неспецифических (освоение личностью навыков и умений саморегуляции эмоциональною

сосіояния с целью профилактики и преодоления состояний напряженности) методов, обеспечивающих эффективное формирование эмоционально-волевой устойчивости личности; особенносіями организации массовых, групповых и индивидуальных форм социально-культурной деятельности; ситуативным характером социально-кулыурной деятельности, который отражается в виде реальных событий или в виде их имитационных моделей.

Меюдологическая основа исследования. Общими основаниями для исследования процессов воспитания воли послужили научно-чеоретические достижения отечественной педагогики (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.М. Кантор, В.В. Краевский, В.П. Беспалько, B.C. Леденев, Э.И. Моносзон, В.К. Розов и др.). Методологической основой исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в оісчественной психолого-педагогической науке: принцип культурно-исторического развития Л.С. Выготского, принцип деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, принцип единства биологического и социального в поведении человека; концепции отечественных физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова о физиологической природе произвольных действий. Мы іакже опирались на некоторые теоретические положения, сформулированные в работах В.И. Селиванова, А.И. Высоцкого, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина и других психологов, по проблемам воли и волевой активности; классические идеи отечественной педагогики о воспитательных возможностях коллектива (А.С. Макаренко и др.).

Теоретическая основа диссертационного исследования сложилась иї психолоіической теории личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), іеории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.), теории волевой активности (В.А. Иванников, В.К. Калин, И.И.Купцов, В.И.Селиванов, Е.О.Смирнова, Т.И. Шульга и

др.). Большое значение для автора имели теоретические идеи развивающей
педагогики, в частности концепция коллективно-творческих дел
(И.П.Иванов, АЛ.Тубельский и др.). Теоретически значимыми являются
работы, обобщающие основы хореографической подготовки
(ЕЛ. Валукина, А.Я. Вагановой, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова,
Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, Ж.Ж. Новерра, И.В. Смирнова,
Н.М. Стуколкиной, Н.И. Тарасова, В.И. Уральской и др.), а также
исследования, в которых обосновывается развивающий характер
современной социально-культурной деятельности (А.И. Арнольдов,
М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков,
Л.С.Жаркова, Б.А.Титов, В.Е. Трио дин, СЛ. Иконникова, Т.Г.Киселева,
Ю.Д. Красильников, В.Е. Новаторов, ГЛ. Новикова, А.В. Соколов,
Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, B.C. Садовская, А.С. Сукало,

B.C. Цукерман, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).

Me і оды исследования. Исследование проводилось с использованием
комплекса взаимодополняющих методов: обобщение философской,
психологической, педагогической и методической литературы по теме
диссертации; анализ социально-культурной деятельности

общеобразовательной школы; опытно-экспериментальная работа в коллективе спортивно-бальной хореографии, в которой применялись такие методы научного исследования, как наблюдение; письменный и устный опрос; констатирующий и формирующий эксперимент; сравнительный анализ уровня эмоционально-волевой устойчивости личности; статистический анализ полученной информации.

Для изучения сформированности эмоционально-волевой устойчивости личности была разработана авторская методика педагогического наблюдения, которая позволяет оценивать участников опытно-экспериментальной работы по четырем критериям, выделенным в сооїветствии со структурой волевого акта.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в

три этапа:

на первом этапе (1999-2003 гг.) проводился теоретический анализ проблемы культуры досуга подростков и молодежи, формирования эмоционально-волевой устойчивости личности, изучались психолого-педагогические особенности организации художественно-творческой деятельности студии бального танца;

на втором этапе (2003-2004 гг.) на базе общеобразовательных школ № 299 и № 529 Северо-Восточного административного округа г. Москвы проводился опрос по проблеме досуговой самореализации личности, выявилась роль в этом процессе социально-культурной деятельности творческих коллективов (в опросе приняли участие учащиеся московских школ (входной замер - 200 чел.; итоговый замер - 200 чел.). Анализ результатов констатирующей части опытно-экспериментальной работ ы позволил сформулировать авторский подход к проблеме формирования эмоционально-волевой устойчивости личное і и, разработать программу педагогического эксперимента;

на третьем этапе (2004-2005 гг.) проводилась реализация экспериментальной программы повышения эмоционально-волевой устойчивости подростков «Позитив-перспектива», с использованием методов опроса, включенного педагогического наблюдения, статистического анализа данных и др. Программа была реализована в разновозрастном художественно-творческом коллективе - студия спортивного бального танца «Галактика» (32 чел.) (рук. Е.В. Николаева). Этап завершился подведением итогов, обобщением полученных данных, формулировкой основных выводов исследования.

Научная новизна исследования определяется применением

научного аппарата теории социально-кулыурнои деятельности к анализу процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости личности. При этом:

впервые выявлены и обоснованы социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков;

определена специфика социально-культурной деятельности коллектива споршвно-бальной хореографии, значимая в контексте рашития эмоционально-волевой сферы участников;

разработана система критериев и показателей выделена совокупность принципов, реализация которых способствует формированию эмоционально-волевой устойчивости личности участников (принцип выхода педагогической работы в широкий контекст социокультурного творчества, принцип социально-психологической поддержки любительского коллектива как развивающей досуговой общности, принцип оптимизации социокультурного творчества личности, принцип психолого-педагогической поддержки и целенаправленного развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции личности);

разработана система критериев (осознанность выбора цели, устойчивость мотива цели, стиль принятия решения, полнота реализации поставленной цели) и показателей сформированности эмоционально-волевых навыков личности, включающих мотивационные, когнитивные и инструментально-деятельностные компоненты;

разработана комплексная педагогическая программа формирования эмоционально-волевой устойчивости личности в условиях коллектива спортивного бального танца, интегрирующая педагогические ситуации и формы развития эмоционально-волевой устойчивосш.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

уточнен и дополнен понятийный аппарат, описывающий специфику формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в условиях социально-культурной деятельное! и;

конкретизированы возрастные особенности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости личности;

предложена типология педагогических методов формирования эмоционально-волевой устойчивости, в которой выделены специфические (адаптация к напряженным факторам деятельности) и неспецифические (освоение личностью навыков и умений саморегуляции эмоционального состояния с целью профилактики и преодоления состояний напряженности) методы;

теоретически обоснована и разработана инновационная педагогическая модель формирования эмоционально-волевой устойчивости личности в процессе социально-культурной деятельности, в которой специфические и неспецифические методы сопоставлены со структурой эмоционально-волевой регуляции и с набором предполагаемых результатов развития эмоционально-волевой сферы личности, которые отражаются в появлении новых качеств интеллектуальной, эмоциональной и социально-психологической сферы.

Практическая значимость исследовании. Практическое значение имеет то, чго разработаны и обоснованы в процессе опытно-экспериментальной работы оригинальные методические подходы и рекомендации, способствующие повышению эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии, развитию у них потребностей в самосовершенствовании и формировании определенных умений и навыков, позволяющих преодолевать ситуации эмоционального напряжения с помощью сознательно-волевого контроля своего поведения. Эти выводы могут быть использованы в процессе организации развивающей социально-культурной деятельности в

молодежной среде, эффективной помощи подросткам в личностном росте и социокультурной самореализации.

Основные результаты диссертационного исследования могуч быть использованы при чтении вузовских курсов, в которых рассматриваются различные аспекты организации и педагогического обеспечения социально-кул ы урн ой деятельности, а также в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культури ой сферы. Научные результаты исследования, теоретические положения, выводы диссертации и научно-методический инструментарий внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ города Москвы №299 и №529, а также используются на занятиях в спортивно-танцевальном клубе «Галакіика» и Московском государственном университете культуры и искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе непосредственной работы над диссертацией, основные выводы и положения которой обсуждались на заседании кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного универсшеїа культуры и искусств, излагались в докладах на межвузовских и вузовских научно-пракшческих конференциях МГУКИ и РГУФКа, семинарах и «круглых столах» аспирантов МГУКИ.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась анализом теоретических и опытно-экспериментальных работ по проблеме исследования; комплексом взаимодополняющих методов, которые нашли применение в констатирующей и формирующей части опытно-экспериментальной работы; соблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованиям; соответствием методов достижения цели задачам исследования; репрезентативностью объёма выборки; наличием значительного фактического материала, послужившего основой для выводов и обобщений; продолжительным характером работы, поіволяющим в ходе лонгитюдного исследования наблюдать в динамике

количссі пенные и качественные изменения участников художественно-творческого коллектива; широким использованием сравнительного метода при анализе экспериментальных данных. Положения, выносимые на защиту:

  1. Эмоционально-волевая устойчивость - комплексная психолого-педагогическая характеристика личностного развития, в которой взаимосвязано представлены волевые состояния и волевые качества, способствующие осуществлению личностью волевых действий в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности.

  2. Возрастные особенности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости личности обусловливаются противоречиями в иніеллекіуальном, эмоциональном и волевом развитии, кризисным характером подросткового периода (усиление доминанты дальних целей; становление исполнительского звена волевой регуляции; усиление внутренних способов эмоционально-волевой регуляции; установление сущностной связи эмоционально-волевой сферы личности с нравственным сознанием и т.д.).

3. Процесс формирования эмоционально-волевой устойчивости
подростков в социально-культурной сфере определяют следующие
социально-культурные условия: организованная социально-культурная
деятельность творческого коллектива, охватывающая широкую сферу
реализации досуговой активности личности (культурно-воспитательная
деятельность и дополнительное образование в школе); досуговое общение в
процессе іворческой деятельности, способствующее оптимизации
социально-психологического микроклимата в самодеятельном коллективе;
процесс целенаправленного развития индивидуально-личностной сферы
участников творческого коллектива (педагогическая поддержка
саморазвития и самовоспитания участников, формирования их волевых
качеств); кадровое и организационно-педагогическое обеспечение

социально-культурной деятельности (уровень профессионального мас і epci ва и квалификация педагогов, гренеров и др., наличие необходимых материальных ресурсов, помещений для репетиций и концертных выступлений и др.).

4. Специфика социально-культурной деятельности коллектива
спортивно-бальной хореографии, направленная на формирование
эмоционально-волевой устойчивости личности, определяется содержанием
хореографической и спортивной подготовки участников; использованием
специфических и неспецифических способов, обеспечивающих
оффективное формирование эмоционально-волевой устойчивости
личности; особенностями организации массовых, групповых и
индивидуальных форм социально-культурной деятельности; ситуативным
харакіером социально-культурной деятельности, который отражается в
виде реальных событий или в виде их имшационных моделей.

5. Реализация педагогической программы, отражающей совокупность
педагогических методов (специфических и неспецифических) и социально-
культурных условий формирования эмоционально-волевой устойчивости
подростков - участников любительских коллективов, в которой
актуализированы: а) направленность программы на достижение новых
результаюв деятельности; б) повышение осмысленности целей, задач и
мотивов данной деятельности; в) усиление степени осознанности в выборе
произвольных средств саморегуляции; достижение высокого уровня
владения способами саморегуляции в конкретных условиях деятельности.

Сущность и специфика эмоционально-волевой устойчивости личности

Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Эмоционально-волевая устойчивость как понятие отражает способность человека к управлению своими эмоциями при исполнении действий и осуществлении деятельности.

Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить десіруктивньїе эмоции и качества (например, страх и лень), може г путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей. Следовательно, формирование эмоционально-волевой устойчивости личности можно считать важной задачей, которая ориентирует педагогов на целенаправленное изменение условий оріанизации обучений и воспитания, в том числе и в учреждениях социально-культурной сферы, в связи с задачей развития эмоционально волевых качеств личности. Однако разработка конкретных методов и технологий решений этой задачи в определенной мере сдерживается недостаточной научно-педагогической проработкой проблемы эмоционально-волевого воспитания. Здесь имеется потребность в интеграции современных достижений философии, культурологии, психологии, социологии и педагогики со всем многообразием её научных специальностей и подходов. Между тем в этом ряду мы должны особо подчеркнуть определяющее значение психологической науки - достижение желаемых педагогических целей невозможно без учеіа основных психологических закономерностей личностного развития.

Достижения психологии имеют особое значение для педагогической теории социально-культурной деятельности.

По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильни кова, общая психология имеет «методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных социально-культурных процессах и ситуациях»7. Касаясь индивидуальной либо групповой социально-культур ной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личное і и или группы людей, их мотивацией, способностями, общением, взаимодействием с окружающей средой.

Вот почему обращение к проблеме воспитания волевых качеств личности, развития её эмоционально-волевой устойчивости закономерно приводит нас к необходимости анализа того, как данная проблема разрабоїана в общей и педагогической психологии. В этой связи мы солидарны с мнением ведущих исследователей социально-культурной деятельности, подчеркнувших, что «в настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология, и в частности социальная психология, служит гой наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения деіей и взрослых»".

Действительно, ведущая роль в создании теоретического представления о процессе эмоционально-волевого развития личности принадлежит психологии и педагогической науке, так как именно их предметом является исследование непосредственных внешних и внутренних условий и закономерностей развитии личности. При этом педаї огика, на наш взгляд, помогает решить следующие задачи: определить конкретные воспитательные цели для отдельных возрастных ступеней; определить и систематизировать содержание учебно-воспитательного процесса в соответствии с целями личностного развития; разработать эффективные системы методов и средств учебно-воспитательной работы, направленной на реализацию целей и содержания развития различных сфер личности, по различным возрастным ступеням и для различных учреждений социально-культурной сферы, что возможно только на основе изучения существенных условии и закономерностей педагогического процесса.

Подчеркнем, что эти задачи педагогика может выполнить лишь в том случае, если она будет опираться на достижения психологии, которая позволяет: предоставить педагогической теории социально-культурной деятельности основы знаний по социальной психологии, психологии личности и возрастной психологии, необходимые для определения воспитательных целей, исходя, прежде всего, из особенностей развития учащихся на различных возрастных ступенях; опираясь на результаты психологических исследований в их совокупности, изучить закономерности процесса формирования внутренних систем самостоятельного регулирования действий (развития систем знаний, способностей, отношений, эмоциональных и волевых качеств, навыков, привычек и потребностей); создать психологические основы для дифференцированного анализа результатов учебно-воспитательного процесса в учреждениях социально-культурной сферы, а также анализа личности участников художественно-творческих коллективов.

Таким образом, психологический подход, реализованный в рамках педагогического исследования социально-культурной деятельности, становится предпосылкой для определения целей и содержании, а также для организации педагогического процесса в изменяющихся условиях современной социально-культурной деятельности.

Можно сказать, что педагогика и психология содействуют и дополняют друг друга в плане разработки теоретического представления о развитии эмоционально-волевой сферы личности. Это и определило обращение диссертантки к данным, полученным как в исследованиях по психологии воли, так и в педагогических работах, в которых анализируюіся прикладные аспекты эмоционально-волевого воспитания, социально-культурные аспекты формирования личности.

Возрастные особенности формирования эмоционально-волевой устойчивости подростка

Разрабатывая педагогическую характеристику процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости, мы стремились описать качественные и количественные изменения, накопление которых обуславливает формирование новых личностных свойств, а также определить источники (внутренние силы, факторы) саморазвития этого феномена, обеспечивающие самодвижение процесса, особенности функционирования этих источников на разных этапах онтогенеза.

Без ясного понимания того, каковы источники формирования эмоционально-волевой устойчивости и какие она проходит стадии в возрастном развитии, невозможно дать прогноз развития процесса и рафаботки целей педаїогической деятельности в социально-культурной сфере.

Понятия «формирование» и «развитие» - не совпадающие понятия, но отражающие достаточно сходные аспекты процесса накопления качественных и количественных изменений.

Развитие - «направленное изменение какого-либо органического целого (биологического, социального, культурно-исторического), в процессе которого развёртываются его внутренние возможности. Протекает во времени в последовательности стадий, как переход от одного состояния к другому. Выделяют восходящую линию развития (прогресс) и нисходящую (регресс)» .

Известно, что одно из ключевых понятий нашего исследования «формирование» раскрывается в словарно-энциклопедической литературе как «составление», «образование». Под формированием личности СМ. Вишнякова понимает процесс становления социально-значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Применительно к социально-педагогической сфере она имеет в виду досшжение определенного уровня социальной зрелости, позволяющего человеку успешно и ответственно выполнять разнообразные роли взрослого члена общества - ученика, студента, семьянина, работника, гражданина57.

Соглашаясь с данным суждением, подчеркнем, что от уровня рашишя подростков и молодёжи - физического, умственного, от их обраюванности, уровня сознания, их ценностей, мотивов поведения, социальной активности и т.д. зависят их возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс. Следовательно, формирование личностно значимых качеств молодых людей является условием роста инновационного, творческого потенциала молодого поколения. Ведь оттого, насколько широко и глубоко молодёжь включена (интегрирована) во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в пей, зависят темпы развития и молодёжи, и общества в целом.

Эмоционально-волевая устойчивость по праву может быть отнесена к качествам, обеспечивающим целостное становление личности, включение ее в системы общественной жизни, самореализации творческого поіенциала.

Формирование эмоционально-волевой устойчивости личности - это комплексная психолого-педагогическая проблема. Наряду с серьезными достижениями психологии в процессе изучения воли как феномена психики, и в педагогической науке имеются примеры продуктивных исследований воли как важнейшего компонента личностного развития.

Эмоционально-ценностная (аффективная, эмоционально-волевая) образоваїельная практика предполагает определять результаты образовательной деятельности по показателям комфортности жизнедеятельности ребенка в классном и школьном коллективах. Образовательные учреждения, где исповедуется названная практика, нередко называют «Школа радости», «Республика солнца», «Школа человеческих отношений», «Школа педагогики сотрудничества» и і.п. Своими истоками эта практика восходит к середине XVIII века, и в наиболее полном виде ее идеи были сформулированы Г. Песталоцци, который и умом, и духом был близок к Ж.-Ж. Руссо. Песталоцци на деле полагал, что главное в образовании не метод, а личность: цель школы он видел в воспитании «истинной человечности», полагая, что школа должна сгаїь родным домом для детей, и он сам такую школу создал. В рамках эмоционально-ценностной практики очень часто осуществляется известная в истории педагогики теория свободного воспитания, а потому здесь почти всегда находят себе место такие понятия, как любовь, творчество, индивидуальность, развитие, спонтанность, игра, юмор, привязанность, тепло.

Педагогический подход к развитию эмоционально-волевых качеств личности, реализуемый в данном диссертационном исследовании, базируется на фундаментальном научном представлении о единстве трех сфер личности и трех типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых.

Этот вывод был сделан еще Я.А. Коменским, который писал: «Душа ... проявляется в трех (способностях): в уме (мышлении), которым она познаеі и понимает добро и зло, или действительное, или кажущееся; в воле, которою она избирает и желает, или отбрасывает и отвращается от познанного; в духе, которым она стремится достигнуть избранного добра или избегает отвергнутого зла. Отсюда - надежда и сграх в желании и отвращении. Отсюда - любовь и радость в наслаждении; по - гнев и скорбь в страдании. Истинное познание вещей есть знание (наука), ложное - заблуждение, мнение, подозрение» .

Великий русский педагог К.Д. Ушинский также указывал на то, что интеллектуальная сфера дает человеку умственную или теоретическую жить; эмоциональная сфера дает жизнь чувствам, или жизнь сердца; а волевая сфера - жизнь действия, или практическую жизнь.

Эта идея созвучна высказываниям В. Вундта, полагавшего, что «при анализе индивидуального сознания представления, чувствования и воля должны рассматриваться не как изолированные силы или способности, но как неотделимые друг от друга составные части одного и того же потока душевных переживаний» . Воля, таким образом, характеризует сознание по формам регулирования самой деятельности человека во внешнем мире.

Развивающий потенциал социально-культурной деятельности и коллектива спортивно-бальной хореографии

Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человечности и человеческого.

Профессор, доктор психологических наук В.И. Слободчиков отмечает, что «в подавляющем большинстве современных концепций и программ развития образования появляется принципиально новое измерение - гуманитарно-антропологическое. Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но прежде всего — подлинным субъектом культуры и исторического действия»97.

Воспитание воли подростка и юноши осуществляется через организацию его волевого поведения - это одна из основных педагогических идей, выступающих в качестве принципа педагогики воли, причем процесс воспитания эмоционально-волевой устойчивости личности должен охватывать наиболее значимые сферы социализации современного школьника.

В первой главе диссертационного исследования эмоционально-волевая устойчивость раскрыта как одна из важнейших характеристик личностного развития, становления человека как субъекта поведения и деятельности в пространстве культуры. Было показано, что интегрирующим основанием в процессе формирования эмоционально-волевой устойчивости личности выступает деятельность любительского коллектива (студии спортивно-бального танца), которая разворачивается в социально-культурной деятельности общеобразовательной школы.

Современная школа стремится к формированию особого воспитательного пространства, в котором происходит становление характера ребенка, его индивидуальности, психологических особенностей, формируется интеллектуальный, эстетический, духовный, эмоционально-волевой потенциал личности, ее ценностные ориентации. Ребенок осваивается в окружающем его мире, приобретает необходимые практические умения и навыки. Но, если учащиеся младших классов еще подвержены влиянию родителей, го ученик, вошедший в старшую школу, уже более свободен в выборе своих занятий, он становится самостоятельным. Поэтому от заложенных школой в личность старшеклассника определенных культурных ценностей зависит то, как старшеклассники будут организовывать свой досуг, к чему они будут стремиться, каков будет их идеал.

Так как заниматься вплотную воспитательной деятельностью в целях формирования культуры личности учащихся в учебное время у учителя нет возможности, в школе существует внеклассная воспитательная работа и должность заместителя директора по воспитательной работе. Внеклассная воспитательная работа традиционно определяется как «организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности школ ьяи ков».yj!

Однако инновационный опыт московских общеобразовательных школ позволяет определить важную тенденцию в организации воспитательной работы - сегодня эта деятельность в основном поручается специалистам, в совершенстве владеющим художественно-творческой, спортивной, іехнической деятельностью. Учитель-предметник чаще всего оказывается пс в состоянии стать настоящим организатором социально-культурного воспитания, поэтому в общеобразовательных школах московского мегаполиса стала остро ощущаться потребность в руководителях коллективов клубного типа, организаторах досуга, менеджерах и технологах социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность выступает как условие гуманиіаризации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Гуманитарное измерение практики образования определяется принципами «повышения уровня организации сознания (рефлексии, понимания, воображения) и у педагога, и у учащихся в самых различных типах практики: при освоении информационных технологий, при создании условий для оздоровления детей, при освоении детьми дисциплин гуманитарного цикла с развитым естественнонаучным сознанием, при освоении дисциплин естественнонаучного цикла с развитым гуманитарным сознанием, при формулировании семьёй заказа на дополнительное (свободно средовое) образование и образование повышенного качества в системе негосударственного образования, при построении системы обучения детей с особыми нуждами. Гуманитарное измерение практики образования связано также с разработкой новых типов содержания образования в соответствии с психолого-возрастными нормативами развития ребёнка. Проектирование норм возрастного развития для конкретной социокультурной ситуации становится важнейшим требованием гуманитарной культуры в образовании» .

Социально-культурную деятельность современных общеобразовательных школ, которая реализуется в свободное (внеучебное) время, активно ведут кружки и студии различной направленности.

Группы кружкового типа могут носить различные названия. І Іаиболее универсальное и распространенное из них - кружок. Работа подавляющего большинства кружков связана с развитием специальных способностей: музыкальных, актерских, танцевальных, изобразительных, іехнических и т.п. Поэтому при зачислении в кружки приходится учитывать и природные данные, и уровень подготовленности. В повседневном обиходе кружками называют нередко все любительские коллективы. Но это не вполне точно. В зависимости от уровня их развития среди объединений кружкового типа следует различать помимо кружков студии. «Термин «студия» чаще всего применяется в театральной, музыкальной, танцевальной самодеятельное і и, любительском искусстве и некоторых других случаях. В буквальном переводе это слово означает старание, изучение, что и в теории, и на практике подчеркивает серьезный и глубокий характер осуществляемой здесь учебно-творческой работы. Выделение в самостоятельную подгруппу студий связано с тем, что присвоение им высокого звания всегда связано с определенными изменениями в материальной базе и системе руководства» .

Экспериментальная программа формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков

Безусловно, что психолого-педагогическая поддержка участников коллективов спортивно-бальной хореографии - одна из актуальных задач теории и практики социально-культурной деятельности, призванной оптимизировать процесс танцевальной, спортивной подготовки, личностный рост участников, их включение в культуротворческий процесс. Кроме того, особенность такой поддержки заключается в том, что «она призвана решать вопросы мобилизационной готовности спортсменов, особенно в периоды переживания ими предстартовых состояний. Так же при помощи современных психологических методов решаются проблемы сугубо сценического характера, которые не менее актуальны в ключе общей проблематики спортивных танцев. По существу, этот список может продолжаться до бесконечности. Да и собственно на данный момент времени в актуальности развития психологической службы на базе спортивных бальных танцев никто и не сомневается. Только вог практических наработок в данной области, на наш взгляд, фактически нет, и свидетельство тому низкий уровень психологической свободы и раскрепощения наших спортсменов в периоды соревнований», - отмечает Дмитрий Фролов, психолог ялтинского клуба танца "Лига-А".

А.А. Черноштан, рассмотревший в своем исследовании отдельные стороны эмоционально-экспрессивного воспитания участников любительских коллективов художественно-творческой направленности, обоснованно отмечает, что «имеется серьезное противоречие между возрастающими потребностями участников социально-культурной деятельности, прежде всего, молодежи и подростков в освоении эмоционально-экспрессивных, пласти ко-вы разительных средств хореографии, и ограниченностью педагогических подходов, реализуемых в коллективах хореографии, которые не в должной мере используют благоприятную ситуацию личностного развития, сосредоточиваясь на развитии физических возможностей участников и их танцевальной техники, в ущерб развития их духовно-личностных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств»13 . Данный вывод сделан на основе анализа социально-культурной деятельности коллектива народной хореографии, но может быть распространен и на другие коллективы пластико-хореографической направленности. Даже если сделагь поправку на специфику коллективов спортивно-бальной хореографии, по своей сути его можно признать справедливым - стремление руководителей во что бы то ни сі ало развить технику спортивного танца приводит к тому, что другие резервы личное і и практически не используются. И дело здесь, по нашему глубокому убеждению, совсем не в том, что на дополнительную воспитательную работу по развитию личности не остается времени. Основная причина состоит в том, что педагоги и тренеры не всегда знакомы с методами интенсивного воспитательного, формирующего воздействия. Многие из педагогов не имеют четкого и научно обоснованного представления о процессах личностного развития, воспитания воли и других качеств личности.

Особо обратим внимание на то, как А.А. Черноштан характеризует технологический потенциал занятий в самодеятельном хореографическом коллективе, которые позволяют, наряду с развитием психофизического аппарата, максимально дифференцировать и индивидуализировать задания для всех его участников с учетом уже сформировавшихся интересов и склонностей. Так, по мнению исследователя, такие занятия должны включать в себя: «композиционное моделирование занятий; индивидуально-творческие задания; вариативность типов занятий; использование эффектов педагогической оценки; использование технологий вербального и невербального взаимодействия; психомоторные и релаксационные упражнения; модификация игровой деятельности; обеспечение субъект-субъектных диалоговых отношений, создающих условия для самоизменения личности; создание условий, стимулирующих использования механизмов самооценивания, рефлексии, идентификации; включение в педагогический процесс развития навыков эмоциональной саморегуляции элементов психодиагностики и психологического тренинга»135.

Итак, устойчивость как качество в большей степени характерно для ситуаций, требующих неординарных личностных усилий - это ситуации спортивных соревнований, концертных выступлений, сложных тренировок, кастинга, подбора партнеров и т.д.

Специфическая деятельность спортсменов - исполнителей спортивных танцев требует высокого уровня развития внимания, иамяіи, эмоционально-волевой устойчивости как ведущих факторов соревновательной надежности, успешной творческой деятельности и личностного самосовершенствования.

В диссертационном исследовании М.В. Грицаенко, ориентированном на изучение психологических механизмов эмоциональной устойчивости спортсменов-стрелков, сделаны выводы, которые могут быгь признаны справедливыми в отношении большинства видов спорта и напряженной творческой деятельности. Назовем лишь некоторые из этих выводов, имеющих значение для осмысления педагогических условий развития эмоционально-волевой сферы.

Так, М.В. Грицаенко утверждает, что результативность соревновательной деятельности юных спортсменов-стрелков «обусловлена рядом личностных характеристик, среди которых наиболее значимыми являются соревновательная эмоциональная устойчивость, личностная тревожность, невротизм, соревновательная мотивация, помехоусюйчивость». При этом автор исследования выявила, что личностные свойства темперамента в целом не определяют эффективность соревновательной деятельности стрелков, но «оказывают разное влияние на успешность стрельбы в различных по степени психической напряженности соревновательных ситуациях»136. То есть эмоционально-волевая устойчивость рассматривается как комплексная характеристика, которая итегрирует показатели личносшой тревожности, невротизма, мотивации, помехоустойчивости. Эта комплексная характеристика является ситуативной по своим проявлениям, но практически не детерминируется личностными свойствами темперамента.

Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие противоположности: напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни и в процессах личностного бытия и развития. Обращаясь к проблеме эмоционально-волевой устойчивости личности, мы не ставим перед собой задачу научного обоснования и экспериментальной проверки неких условий, обеспечивающих бесконфликтный личностный рост. Сила личности, на наш взгляд, состоит не столько в умении быть постоянной и неизменной, сколько в том, чтобы, изменяясь, преодолевая трудности и ситуации эмоционального напряжения, оставаться устойчиво целостной.

Похожие диссертации на Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии