Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Щербакова Ирина Олеговна

Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи
<
Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щербакова Ирина Олеговна. Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Санкт-Петербург, 2002 183 c. РГБ ОД, 61:03-13/955-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретико-методологические основы изучения ценностных ориентации студенческой молодежи 12

1.1. Ценностные ориентации как межнаучное понятие и их классификация 12

1.2. Основные этапы и результаты изучения ценностей и ценностных ориентации в молодежной студенческой среде в России 26

1.3. Методические основы исследования ценностных ориентации 62

ГЛАВА II Ценностные ориентации современного гуманитарного студенчества и их формирование в вузе 87

2.1. Результаты социологического исследования ценностных ориентации студенчества 87

2.2. Основные факторы формирования ценностных ориентации студенческой молодежи в социально-культурном пространстве вуза 120

Заключение 136

Библиография 146

Приложение 161

Введение к работе

Россия переживает переходный период в своей истории; будущее страны зависит от того, какие ценности окажутся привлекательными для жителей страны в 21 веке. Ценностные ориентации населения в значительной степени определяются поведением культурной элиты, теми образцами, нормами, идеалами которые будут предложены массам интеллигенцией. Сегодня именно на студенческой скамье формируется то поколение русской интеллигенции, которое будет определять духовный климат страны в первую половину 21 века.

В последние годы интерес к проблеме формирования ценностных ориентации молодежи вызван, прежде всего, динамичными изменениями в обществе, глобальными процессами переоценки ценностей. В период, когда многие из прежних идеалов перестают быть референтными, необходимо и важно уделять особое внимание системе ценностей и условиям их формирования, стремлениям и потребностям молодежи вообще и студенчества в частности, как наиболее динамичной и передовой ее части. В связи с этим встает вопрос эффективности учебно-воспитательной работы в вузах. Во многом эффективность данной работы зависит от степени изученности контингента студентов данного вуза. Именно с учетом этих данных представляется возможным сделать процесс обучения и воспитания наиболее эффективным как для самого студенчества, так и для педагогов и методистов. Необходимо изучать процесс и условия формирования ценностных ориентации студенческой молодежи, чтобы сделать воспитание и образование более содержательным и эффективным. Высшая школа является одной из наиболее значимых сфер для молодежи и обладает мощным потенциалом в области формирования ценностного мира студенчества. Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями между потенциальными возможностями высшей школы, как социально-культурного института, в области сохранения и развития ценностных ориентации современного студенчества и недостаточно эффективной реализацией ее воспитательного

4 потенциала в единстве учебно-познавательной и культурно-досуговой деятельности.

Кроме того, актуальность данного исследования определяется тем, что оно попадает в общий контекст исследований, который объединяет в настоящее время усилия ученых различных направлений, исследующих ценности и ценностные ориентации современного поколения молодежи, молодежную субкультуру вообще и студенчество в частности.

Степень изученности темы.

Было бы неверно, сказать, что исследователи недостаточно уделяют внимания проблемам молодежи в целом и в частности студенчеству. Сложился и активно развивается особый раздел социологии - социология молодежи, представленный большим количеством публикаций, отражающих молодежную проблематику. Более того, необходимо отметить, что интерес к изучению молодежи и студенчества наблюдался начиная уже с конца 19 - начала 20 века. Студенчество привлекало к себе внимание исследователей в связи с развитием системы образования в России. В этот период и происходит зарождение социологии молодежи. К нему следует отнести работы представителей различных социогуманитарных отраслей, таких как статистика, экономика, право: А.Н.Анциферова, С.И.Бирона, Н.А.Карышева, А.А.Кауфмана, В.Ф.Левитского, Д.П.Никольского, Н.А.Рыбникова, М.Н.Соболева, С.Н.Трубецкого, А.Ф.Фортунатова. Активно проводились исследования проблем студенческой молодежи и в первые десятилетия советской власти. За период первых двадцати лет советской власти молодежи было посвящено более 300 научных работ и публикаций. В основном эти работы носили социологический характер. Ценность этих исследований заключается в том, что они позволили сравнить результаты исследований проведенных до революции с новыми данными, и показать, насколько глубокие изменения произвела революция в сознании людей. Затем наиболее важной задачей исследователей было выяснить, как принимает молодежь социалистические преобразования,

5 кого считает идеалом, какие цели и жизненные планы имеет. Подобные проблемы исследовали советские психологи и педагоги В.Смирнов, И.Арямов, А.Заклинд, В.Мясищев, В.Игнатьев, Н.Рыбников и другие. Они явились инициаторами проведения многочисленных конкретно-социологических исследований того времени.

Молодежь вновь становится объектом пристального внимания исследователей в 60-70-е годы. Студенчество в это период уже является многочисленной и быстрорастущей общественной группой. Среди ученых, занимающихся проблемами изучения молодежи и в частности изучением ценностных ориентации - В.Т.Лисовский, В.А.Дмитриева, М.Х.Титма, Л.Я.Рубина, В.Н.Шубкин, Д.Л.Константиновский, Б.Рубин, Ю.Колесников, В.Чупров и др. Эти работы носят обобщающий характер. В них отражены результаты многолетних исследований различных сторон студенческой жизни, определяются факторы, влияющие на выбор профессии, анализируются роль образования в формировании личности молодого человека. Широкомасштабное исследование было проведено под руководством М.Н.Руткевича авторским коллективом в составе Ф.Р.Филиппова, Ю.Н.Козырева, Л.Ф.Лисса, М.Х.Титмы, П.О.Кенкманна, Л.Я.Рубиной, В.И.Брудного.

Отдельным направлением исследований можно считать изучение профессионализации студенчества. В этом направлении работали М.Н.Руткевич, Ф.Р.Филиппов, В.А.Ядов, В.Н.Шубкин, М.Х.Титма. Проблема выбора профессии рассматривалась как социальная проблема.

В 80-х, начале 90-х годов исследования можно разделить на две группы. Первая - крупные исследования - международные, всесоюзные, общероссийские («Пути поколения» под руководством М.Х.Титмы, 1983; «Жизненные пути молодежи в социалистическом обществе» советскую часть проекта возглавил В.Н.Шубкин «Социальное развитие молодежи: показатели и тенденции» ИСПИ РАН, 1990, руководитель В.И.Чупров). Другая группа -публикации, в которых обобщение делается на основе привлечения различных данных из источников, не объединенных единой исследовательской

программой. Это главным образом репрезентативные исследования по целевым выборкам. Это публикации материалов аналитических отчетов НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (выполнены под руководством И.М.Ильинского), многочисленные ежегодные доклады о положении молодежи в Российской Федерации 1993-1996гг. Эти публикации связаны с реализацией государственной политики в отношении молодежи. Можно сказать, что вопрос перешел из сферы научного обсуждения в сферу организационно-управленческую.

В последние годы интерес к проблемам ценностных ориентации студенческой молодежи вызван, прежде всего, динамичными изменениями в обществе, необходимостью иметь представление о системе ценностей, стремлениях и потребностях молодежи. Исследование этих вопросов находит свое отражение в работах В.Т.Лисовского, А.П.Вардомацкого, Н.Е.Тихоновой, М.К.Горшкова, Л.А.Гусейновой, М.П.Карпенко, В.А.Лапшова, М.В.Кибакина, Н.И.Лапина, Д.А.Леонтьева, В.А.Попова, О.Ю.Кондратьевой, Б.А.Ручкина, Л.С.Щенниковой, Е.С.Дорофеевой, Н.В.Мальцевой, А.М.Баландина, Т.Г.Исмалишиной, О.А.Максимовой, Г.Р.Хамзиной и др. Вопросы совершенствования социально-культурной деятельности вуза в контексте формирования ценностного мира студенчества освещались А.С.Запесоцким, Ю.Н.Кротовой, Л.Л.Новиковой, Т.Г.Киселевой. Ю.Д.Красильниковым, В.Е.Триодиным, Ю.А.Стрельцовым, А.И.Арнольдовым, М.И.Рожковым и др.

Целью исследования является определение социально-культурных условий формирования ценностных ориентации современного гуманитарного студенчества.

Реализация цели исследования предопределяет решение конкретных задач:

  1. Разработать теоретико-методологические предпосылки для изучения ценностных ориентации и условий их формирования, определить их типологию.

  2. Изучить существующую методическую базу подобных исследований и разработать методический инструментарий исследования.

  1. Исследовать ценностные ориентации студенческой молодежи.

  2. Проанализировать эмпирический материал и представить результаты исследования.

5. Определить влияние социально-культурной среды вуза на
формирование ценностных ориентации студенческой молодежи.

Объект исследования - формирование ценностных ориентации студенческой молодежи в гуманитарном вузе; предмет - социально-культурные условия формирования ценностных ориентации студенческой молодежи.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, которую составили предположения о том, что в зависимости от ценностных ориентации можно выделить несколько социально-психологических групп студенчества; а также предположение о том, что социально-культурное пространство вуза, при некоторых условиях, определяет процесс формирования ценностных ориентации студенчества.

Методологической основой исследования является положение о системном подходе к проблеме формирования ценностных ориентации студенческой молодежи. Эта проблема - предмет изучения различных наук: психологии, педагогики, социологии образования, философии и других. Решение проблемных вопросов современного студенчества определяется обязательностью изучения социально-психологических особенностей, устремлений, идеалов, ценностей данной группы молодежи.

Информационную базу исследования составили: результаты
социологических исследований, проведенных авторитетными учеными и
ведущими научными учреждениями в области молодежной проблематики
(Научно-исследовательским центром при Институте молодежи; НИИ
комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского

государственного университета; Институтом молодежи); правительственные документы; монографии, сборники статей, материалы научно-практических и научно-теоретических конференций.

Базой для эмпирической части исследования послужили пять крупных петербургских вузов; в качестве респондентов участвовали более 1000 студентов первого и выпускного курсов.

Цели и задачи исследования обусловили выбор методов:

аналитико-синтетическая обработка информационных массивов;

социологические опросы;

ведение дневников - самофотография повседневных занятий;

мысленный эксперимент - "письма из будущего";

научно-учебные сочинения студентов;

анализ статистических данных;

изучение литературных источников.

Организация исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 6 лет и состояло из четырех этапов:

1) теоретического (1996-1997гг.), в задачи которого входило:
уточнение методологии исследования, степени изученности ценностных
ориентации и условий их формирования, анализ имеющихся методик
проведения подобных исследований;

  1. пилотажного (1997-1999гг.), результатом которого явилась постановка цели и формулировка гипотез, разработка и апробация методического инструментария;

  2. опытно-экспериментального (1999-2002 гг.), целью которого являлось получение эмпирических данных;

  3. аналитического (2002г.), содержание которого заключалось в обработке и анализе полученных данных, выявлении социально-культурных условий формирования ценностных ориентации современного гуманитарного студенчества.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются:

а. Выявлением ценностных ориентации студенчества на современном этапе;

b. Характеристикой динамики формирования ценностных ориентации
под влиянием социально-культурного пространства вуза;

c. Обоснованием системы условий формирования ценностных
ориентации студенчества в контексте социально-культурной среды вуза.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что ее результаты могут быть использованы для формирования учебно-воспитательной политики в высших учебных заведениях, при чтении курсов по соответствующим дисциплинам, а также на семинарах и при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось по ряду направлений, включающих: а) опубликование результатов исследования в печати; б) выступления на научно-практических и методических конференциях; в) консультирование тьюторов учебных групп по вопросам воспитательной работы в студенческой среде; г) собственную экспериментально-исследовательскую и преподавательскую деятельность автора.

На защиту выносятся:

1. Концепция формирования ценностных ориентации студенческой молодежи, включающая:

а. типологию студенчества, основанную на социально-психологических признаках, определяющих основную социально-культурную направленность личности, полученную в результате экспериментальных исследований и стратификации студенческого коллектива.

б. систему диагностики ценностных ориентации студенчества, разработанную в ходе экспериментальных исследований, в основе которой лежат методы: массовых анонимных опросов, позволяющие определить круг ценностей, приоритетных и второстепенных для данной группы молодежи; дополнительных выборочных опросов, позволяющие подтвердить, дополнить полученные данные в ходе массовых анонимных опросов; групповых и индивидуальных интервью по определенным темам, которые проводились с

10 целью подтверждения полученных данных в ходе опросов; ведения дневников - самофотографии повседневных занятий; мысленного эксперимента - "письма из будущего".

в. характеристику основных факторов, влияющих на формирование ценностных ориентации студенчества: социально-культурная среда вуза; коллектив; деятельность.

2. Социально-культурные условия формирования ценностных ориентации современного студенчества: совершенствование социально-культурной среды вуза; усиление сплоченности и социально-культурной направленности учебного коллектива; максимальная включенность в социально-культурную деятельность и разнообразие ее форм; единство и взаимодополняемость учебно-воспитательной и досуговой деятельности в формировании ценностных ориентации студенчества.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 191 наименования и приложения, включающего инструментарий эмпирического исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

  1. Ценности гуманитарного образования на современном этапе // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Межвузовская научно-методическая конференция. Тезисы докладов. - СПб., 1999.- С.107-108 (0,2 п.л.).

  2. Ценностные ориентации современного студента как одно из направлений социокультурных исследований // Методология и методика педагогического исследования: IY межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов и соискателей. Сборник статей- СПб., 1999. - С. 34-35 (0,2 п.л.).

  3. Социально-культурные ориентации гуманитарного студенчества (некоторые результаты пилотажного исследования) // Гуманитарное образование: традиции, новации: Ежегодная межвузовская научно-

методическая конференция. Тезисы докладов- СПб., 2001. 0,2 п.л. - С.86-87 (0,2 п.л.).

  1. К вопросу о ценностных ориентациях современного студенчества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: YII ежегодная Всероссийская научно-методическая межвузовская конференция. -СПб., 2002.-С. 157-158 (0,2 п.л.).

  2. Социально-культурные ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. - 2003. - № 1. -С. 43-54 (1,1 п.л.), (в соавторстве).

*

Ценностные ориентации как межнаучное понятие и их классификация

Понятие «ценностная ориентация» впервые было введено в социологию Уильямсом Томасом и Флорианом Знанецким. Они отмечали, что индивид интерноризует основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении вполне осознанно. При этом индивид не только свободно ориентируется на социальные ценности других, но и анализирует их, активно вырабатывает свои ценности, а также принимает участие в выработке групповых ценностей.

Первыми отечественными исследователями ценностных ориентации стали В.Б.Ольшанский, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов. Так, В.Б.Ольшанский ценностные ориентации использовал в контексте выбора ценностей, рассматривая их как устремление личности или группы к различным формам социальной значимости.1

Ценностные ориентации рассматриваются здесь как диспозиции, регулирующие общую направленность деятельности личности или группы относительно объектов и явлений социальной значимости, ценностей различных социальных общностей - общечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных и др.

А.Г.Здравомыслов и В.А.Ядов связывали понятие ценностные ориентации с психологическим понятием установки личности, но поскольку ее объект - ценность - носил общественный характер, то данные установки личности в дальнейшем стали рассматриваться как социальные, а сам феномен ценностных ориентации - как социально-психологический. По их мнению, ценностные ориентации представляют собой установку на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. В них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.2 Позже это определение было уточнено исследователями. Отмечалось, что ценностные ориентации - это «относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности».3 В.А.Ядов и А.Г.Здравомыслов, рассматривают молодежь под углом зрения устойчивых ориентации на ценности ближайшего социального окружения. Устойчивость, по их мнению, проявляется как совпадение желания, стремления личности с ее реальным поведением. У них описывается шесть типов личности, пять из которых ориентированы на определенные социальные ценности (семья, образование, общественная работа, работа на производстве, заработок), а к отдельному типу они относят молодых людей, не имеющих определенной ориентации.4

Большинство современных исследователей вслед за Ядовым и Здравомысловым представляют ценностные ориентации как установку личности. Приведенная этими исследователями дефиниция ценностных ориентации близка к теории установки Д.Н.Узнадзе. Работы психологов дают основания говорить об установочном механизме ценностных ориентации. (Д.Н.Узнадзе, Ш.Надирашвили, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) Здравомыслов и Ядов подчеркивают, что хотя понятие «ценностные ориентации» у Узнадзе не рассматривается, «но по содержанию его концепции ценностные ориентации можно характеризовать как психологические установки на определенный тип поведения в конкретной ситуации».5

Здесь необходимо привести определение установки, данное Узнадзе: «Установка является целостным динамичным состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».

Ориентацию можно рассматривать как отношение субъекта к условиям своего бытия — отношение, которое существует как результат сознательного, оценочного выбора жизненно-значимых предметов и объектов. Именно поэтому в отечественной социологической литературе можно встретить понимание ценностных ориентации как основания (социальные, политические, экономические, моральные, эстетические и т.п.) оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее сторонах, сферах, объектах, образующих содержательную сторону направленности личности.

В.А.Сухомлинский определил понятие ценностной ориентации следующим образом: «некоторая ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы».7

И.А.Сурина придерживается следующего понимания ценностных ориентации: «Ценностные ориентации - это оценочное отношение личности или группы к совокупности материальных и духовных благ, которые понимаются как предмет (или его свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы); выражаются ценностные ориентации в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Другими словами, ценностные ориентации - это ориентации на систему ценностей»8

Как следует из проведенного обзора, в литературе нет единства в трактовке такого понятия как «ценностная ориентация», его природы и сущности, его взаимосвязи с такими понятиями как «установка», «потребность», «интерес». Исследователи зачастую используют различные термины при описании по сути одних и тех же понятий. А.Н.Леонтьев описывает ценностные ориентации как «систему личностных смыслов».9 М.С.Каган использует понятие «ценности».10 Б.Д.Парыгин, говоря о ценностных ориентациях, употребляет термин «умонастроение», Л.Н.Коган -«направленность личности».

Что же представляет собой ценностная ориентация личности? В самом общем смысле ее можно определить как ориентацию личности на определенные социальные ценности. Поэтому можно говорить о двойственной природе ценностных ориентации, имея в виду существование не только самой личности, но и коллектив, социальную группу, общество и, наконец, человечество. Исходя из этого некоторые авторы (Бабариго Н.П., Коломиец В.П., Кузьминов М.Ю., Нечаев В.Я) вводят понятие «ценностные отношения» как объективные, возникающие по поводу предмета, общественные отношения и через это понятие подходят к определению ценностных ориентации. Осознание субъектом этих отношений в виде оценок, оценочных отношений, ценностных ориентации - субъективный момент.

В работах М.В.Демина, Л.П.Фоминой говорится о достаточно сложной внутренней структуре этого феномена. Эти авторы предлагают выделить кроме собственно ценностных ориентации жизненные принципы, концепцию жизни, «доминирующую направленность интересов в определенные сферы жизнедеятельности». Это все можно отнести к ценностной ориентации личности, как «оси сознания».

Таким образом, ценностная ориентация личности является достаточно сложным структурным образованием, которое включает в себя общую направленность интересов в определенные сферы деятельности, систему установок на цели и средства жизнедеятельности, объединенных жизненными принципами, идеалами, жизненной концепцией. Подобная трактовка данного понятия дана М.Ю.Кузьминовым. Различные элементы ценностной ориентации личности, по мнению того же автора, представляют собой, с одной стороны, этапы осознания личностью существующей вне ее системы ценностей и превращения их под влиянием целого ряда факторов в систему внутриличностной социальной ориентации, а с другой - отражают структурный иерархический характер окружающей личность системы ценностей.

Основные этапы и результаты изучения ценностей и ценностных ориентации в молодежной студенческой среде в России

Студенчество как социальная группа, его ценностный мир всегда привлекали внимание огромного количества ученых, исследователей, как отечественных, так и зарубежных. Это происходило в силу целого ряда причин (пространственной локализованное, приближенности к исследователям, особой социокультурной роли и т.п.).

Проблемам российского студенчества начала XX века посвящено множество работ представителей различных отраслей социогуманитарного знания. Представители таких отраслей, как статистика, экономика, право: А.Н.Анциферов, С.И.Бирон, Н.А.Карышев, А.А.Кауфман, В.Ф.Левитский, Д.П.Никольский, Н.А.Рыбников, М.Н.Соболев, С.Н.Трубецкой, А.Ф.Фортунатов, умело используя инициативу самих студентов и их общественных организаций, заложили теоретико-методологические основы проведения эмпирических исследований проблем студенчества. Были намечены важнейшие направления исследований студенческой молодежи: Особенности местоположения студенчества в социальной структуре общества; закономерности воспроизводства студенческих контингентов, специфика образа жизни студентов, академической деятельности студенчества, критерии типологизирования студенчества и т.п. Однако, несмотря на обилие изданий, фактический материал, представленный в них, не складывается в целостную картину. Он иллюстративен, посвящен, в основном, студенческому движению, в первую очередь работе большевиков среди учащихся, информирует преимущественно о политических ориентациях молодежи, прежде всего социал-демократических.

В XIX веке с ростом промышленного производства, в условиях крепнущего капиталистического государства усиливается и крепнет система высшего образования России. Студенчество в среднем происходило из мало -или среднеобеспеченных слоев общества (не только из дворянства); отчетливо сословный характер имели лишь отдельные вузы. К концу XIX века значительно возросла интенсивность развития системы высшего технического образования. Возникли негосударственные («вольные») высшие учебные заведения. В первую очередь женские (педагогические и врачебные). Студенчество неизбежно привлекло к себе внимание исследователей. На этом этапе, как отмечает Т.Петрова, происходит зарождение социологии молодежи. Проводятся студенческие самопереписи - специальные статистико-социологические обследования студентов, которые проводились с целью изучения положения студентов при помощи массовых фактических данных. Как правило, самопереписи осуществлялись самими студентами - участниками статистических и экономических семинариев по инициативе и под руководством преподавателей. В некоторых случаях переписи проводились студентами самостоятельно. Анализ справочно-библиографических изданий и каталогов Российской Государственной библиотеки и Государственной публичной исторической библиотеки России, дореволюционной студенческой периодической печати, мемуарной литературы, фондов центральных, региональных и вузовских архивов, сделанный доктором социологических наук Т.Петровой, позволил установить, что за период с 1872 по1917 гг. было проведено 65 студенческих самопереписей в различных российских вузах. Проблематика исследований была самой разнообразной: исследовалось социальное происхождение студентов, материально-бытовая сторона жизни студентов, отношение к Богу, к людям, к жизни вообще и т.д. Развивалась и совершенствовалась методика проведения исследований. Результаты исследований студенчества в тот период позволили определить важнейшие черты социокультурного облика российского студенчества в дореволюционную эпоху. Среди них можно выделить следующие: в среде студентов университетов и курсисток преобладает прогматическая образовательно-профессиональная ориентация; независимо от специфики вуза один из двух студентов, как правили, имеет личный заработок, тратит на это не менее 3 часов в день, используя и летнее и зимнее время, причем количество работающих студентов растет к середине обучения и падает к его концу; студенты университетов зарабатывают преимущественно квалифицированным творческим трудом, технологи применяют специальные знания, курсистки выполняют литературную работу, юристы имеют больший доход, чем гуманитарии; каждый второй студент имеет расстроенное здоровье, более половины употребляют никотин и алкоголь, двое из трех студентов осознают свою принадлежность к различным общественно-политическим движениям, их умами владеют Л.Толстой, К.Маркс, Ч.Дарвин, Д.Писарев, Н.Михайловский; студенчество отличает отзывчивость, восприимчивость, вдумчивость отношения к динамично изменяющейся социальной ситуации в России. В первые десятилетия Советской власти изучение студенчества шло как бы по инерции. Исследования проводились очень активно. Эмпирические данные предоставляли сведения о различных аспектах состояния общества в эпоху глобальных социальных перемен. Молодежь оказалась в центре внимания исследователей (по расчетам Ю.Р.Вишневского и В.Т.Шапко, за период первых двадцати лет советской власти молодежи было посвящено более 300 научных работ и публикаций.).24

В основном эти работы носили социологический характер. Они позволили сравнить результаты исследований проведенных до революции, с новыми данными, и показать насколько глубокие изменения произвела революция в сознании людей, их идеалах, стремлениях, целях, жизненных планах, в их отношении к социализму. Историческая ретроспектива подобных исследований того периода интересовала и интересует многих современных ученых. Интересны в этом плане работы В.Т.Лисовского и А.В.Дмитриева и других авторов. Исследователи отмечают, что особенно ценными и интересными были результаты изучения ценностей, запросов, стремлений молодежи. В тот момент наиболее важным представлялось выяснить, как принимает молодежь социалистические преобразования, кого считает идеалом, какие цели и жизненные планы имеет. К исследованию подобных проблем обратились советские психологи и педагоги В.Смирнов, И.Арямов, А.Заклинд, В.Мясищев, В.Игнатьев, Н.Рыбников и другие. Они явились инициаторами проведения многочисленных конкретно-социологических исследований и изданные в то время книги «Революция и молодежь», «Рабочая молодежь как она есть», «Какова же наша молодежь», «Юность по дневникам и автобиографическим записям» и другие сегодня представляют собой историческую и научную ценность.

Результаты социологического исследования ценностных ориентации студенчества

Результаты исследования позволили определить основные группы ценностных ориентации современного студенчества.

М — МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — это ориентации на приобретение таких терминальных ценностей, как личное здоровье, семья, материальное благополучие, которые являются предметами материальных абсолютных потребностей, стремление к приобретению и сохранению этих ценностей естественно для всякого психически нормального человека, и студенчество не является исключением. Многие исследования, в том числе и наши данные, это подтверждают.

МЛ. Ориентации на поддержание и укрепление личного здоровья (забота о здоровье).

В апреле 1999 г. в Гуманитарном университете профсоюзов был проведен опрос студентов I и IV курсов всех факультетов очной формы обучения, и во всех группах в качестве наиболее значимой ценности было названо здоровье55. Однако забота о здоровье отнюдь не осознана как приоритетная ориентация, чему легко найти и объективные, и субъективные причины. Если в школьные годы спортом занимались 75-80% студентов, то в вузе регулярные занятия продолжают 10-15%. Правда, многие девушки (по нашим данным до 55%) находят время для эпизодических занятий шейпингом, аэробикой, посещают бассейны, сауны, тренажерные залы, фитнесс-центры, практикуют пробежки на свежем воздухе и т.д, но разве это гарантирует красоту и долголетие? Вузовские медики признают практически здоровыми лишь 68% первокурсников; 21% — молодые люди с ослабленным здоровьем, нуждающиеся в специальной медицинской профилактике; 11% серьезно больных, которым занятия физической культурой противопоказаны56. Комментарии излишни.

М.2. Продолжение рода, планирование семьи. Сетования на депопуляцию русского народа давно уже стали привычными; чем же порадует демографов новое поколение постсоветской интеллигенции? Массовые опросы показали, что среди первокурсников практически нет людей, полагающих, что "можно обойтись без детей"; на старших курсах появляются убежденные холостяки. Подавляющее большинство планирует двух или более детей, 16% ограничиваются единственным ребенком.

Интересны в этой связи "письма из будущего". Бездетными видят себя 5,8% (главная причина — занятость производством или общественной деятельностью); одного ребенка планируют 24,4%; двух — 58,1%; трех — 9,4%, четырех и более — 2,3%. К сожалению, этот расклад не обеспечивает даже простого воспроизводства интеллигенции. Семья остается традиционно привлекательной ценностью, однако связывать себя узами Гименея молодежь не спешить: девушки планируют замужество в 25 лет, после достижения "независимого и стабильного положения в обществе", юноши — еще позже. Одна из корреспонденток сообщает, что имеет троих детей и предпочитает остаться не замужем, но это уже аномалия.

Приятно отметить, что молодому поколению не чужда искренняя забота о родителях, их здоровье, спокойствии, благополучии. В одном из писем читаем: "У меня всегда были отличные отношения с родителями, а с возрастом стали еще теплее. Наверное, я стала их больше ценить и уважать за все, что они для меня сделали". И при этом студенчество решительно отказывается от преемственности поколений. Менее 14% сообщили, что они "не прочь повторить жизненный путь своих родителей". Как согласовать "искреннюю заботу" и "отказ от преемственности"? Взаимопонимания между старшим и младшим поколением интеллигенции, конечно, нет, и проблема "отцов и детей" в постсоветской России довольно остра. Отсюда — отказ от преемственности. Но в обстановке суровой и жестокой конкурентной борьбы семья остается надежным и, может быть, единственным, островком бескорыстной любви и домашнего тепла, поэтому столь важно родительское присутствие.

М.З. Достижение материального благополучия, денежного капитала, собственности.

А. А. Козлов в статье, подытоживающей выводы отечественной социологии молодежи, рисует безотрадное положение постсоветского молодого поколения и делает заключение: "Основные усилия большинства молодых людей направлены на выживание, а не на полноценную жизнедеятельность. Причем более двух третей из них объективно находится в состоянии нищеты"57. Студенчество, относящееся к среднему классу нашего общества, достижение материального благополучия видит не в куске хлеба с маслом, а в таком мифологизированном образе жизни высшего класса, когда можно "ни в чем себе не отказывать". "Письма из будущего" рисуют радужные перспективы. Помимо просторной квартиры, "построенной со вкусом по моему дизайну" или собственного особняка, предполагается загородная вилла, "трехэтажный домик на берегу озера". В семье несколько автомобилей, иногда — яхта и личный вертолет. Комфортабельный отдых всей семьей предусматривается 2-3 раза в год; каждый десятый хотел бы иметь личный дом в Сочи или в Крыму, еще больше — каждый седьмой планирует приобрести резиденцию во Франции, США, Швейцарии, Японии, Испании. Для обслуживания обширного домашнего хозяйства предусматриваются роботы-дворецкие или просто слуги — шофера, домработницы, садовники, горничные. Ничего удивительного и предосудительного в этих юношеских ценностных ориентациях, разумеется, нет. Они свидетельствуют о том, насколько наше общество удалилось от христианских идеалов нестяжательства, смиренномудрия и аскетизма. Для достижения роскошного существования все средства хороши, и 1/3 студентов-гуманитариев выбирает руководящий принцип "не важно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей"; среди студентов негуманитариев таких почти половина. Более половины студентов всех специальностей взяли на вооружение совет Н. Рокфеллера: "Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов", а 40% солидаризировались с Дж. Морганом: "То, что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги". Короче говоря, создается впечатление, что наше студенчество в большинстве своем морально неплохо подготовилось к конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики.

Можно согласиться с утверждением О. Н. Карпухина, в 1998 г. опросившего 3625 человек (84,7% — лица от 16 до 23 лет), что "у молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности к богатству, она обуржуазилась, а значит, вектор ее жизненных, духовных устремлений, этос ее жизненных целей и ценностей противоположен этосу целей отечественной культуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной." Однако это еще не основание для того, чтобы делать вывод об утрате молодежью "смыслообразующих основ жизни" и о ее "деградации" (там же). Взаимосвязи материальных и духовных ориентации в постсоветском молодежном сознании не являются простыми и прямолинейными.

Основные факторы формирования ценностных ориентации студенческой молодежи в социально-культурном пространстве вуза

Основными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентации студенчества, на наш взгляд, являются:

Социально-культурная среда вуза. Рассматривая процесс формирования ценностных ориентации, необходимо, прежде всего, проанализировать зону воздействия на студента вузовской среды, опираясь на трактовку «культурного пространства» как жизненно важной социокультурной сферы.

Следует отметить, что фундаментальные основы ценностных ориентации человека закладываются, прежде всего, в семье. Но по оценкам самих молодых людей, серьезное воздействие на формирование их ценностных ориентации оказывает учебное заведение. Именно в вузе студент проводит большую часть времени. Здесь он не только получает необходимые знания и навыки, но и приобретает новые личностные качества, корректирует уже имеющиеся и формирует новые ценностные ориентации. Социокультурная среда - это сфера жизнедеятельности студента, которая объединяет все важнейшие детали его повседневной жизни, общения, в том числе и события важные не только для него, как отдельной личности, но и для всей страны, мира. Она отражает структуру многообразных взаимодействий человека в системе «человек-среда». Развитие личности молодого человека, его ценностных ориентации во многом зависит от того, как протекает его взаимодействие с социально-культурной средой вуза. Это взаимодействие оказывает влияние на его самостоятельный выбор тех или иных жизненных ценностей.

Коллектив. На процесс формирования ценностных ориентации оказывает также значительное влияние и непосредственное окружение студента. Его друзья, сокурсники находятся с ним в непосредственном контакте большую часть времени. Студенческий коллектив, будучи постоянным и ближайшим социальным окружением студента, воздействует на весь его образ жизни. Соприкасаясь изо дня в день с товарищами по учебе, сотрудничая с ними, участвуя в решении учебных и множества других проблем, осознавая свою принадлежность к коллективу как к социальной общности, человек начинает разделять утвердившиеся в коллективе взгляды и нормы, соотносить с ними свою собственную систему ценностей. Чем выше стоит в своей сплоченности коллектив, тем в большей мере его мнение о делах и поступках каждого становится регулятором как учебного, так и вне учебного поведения студента. Формируется определенный стиль, определенное единство в поведении деятельности всех членов коллектива. Разумеется, единство это достигается не отказом каждого от своих ориентации, а уважением мнения коллектива, стремлением не запятнать его авторитет, не подвергнуться осуждению товарищей. Одной из важнейших задач вуза, в этом контексте, является организация учебной и вне учебной деятельности таким образом, чтобы в ходе процесса взаимовоспитания студентов формировались только положительные ориентации.

Деятельность. Следует отметить, что деятельность студента носит многогранный характер. Прежде всего, это учебно-познавательная деятельность. В процессе учебно-познавательной деятельности, получая знания по общественным, общенаучным и специальным дисциплинам, безусловно, происходит процесс определения и развития ценностных ориентации, которым человек следует всю свою последующую жизнь. Ценностные ориентации являются основным элементом структуры личности, которые закрепляются не только жизненным опытом индивида, эмоциональными переживаниями, но и его знаниями, приобретенными в ходе учебно-познавательной деятельности.

Не менее важным фактором формирования ценностных ориентации следует рассматривать социально-культурную деятельность, которые можно рассматривать в трех основных аспектах: потребление, создание, распространение.

Формами потребительской социально-культурной деятельности студентов в вузе, направленной на формирование ценностных ориентации можно считать все мероприятия, проводимые университетом с целью повышения культурного и образовательного уровня студентов. Университет организует лекции, научно-практические конференции и творческие встречи с ведущими деятелями науки, культуры и искусства, экскурсии, познавательные туры, в процессе которых студенты не только повышают свой образовательный потенциал, но и достигают определенного культурного уровня.

Креативными, творческими формами социально-культурной деятельности студентов в университете являются организация и проведение различных культурно-просветительских мероприятий. Они проводят экскурсии по городу, различным музеям и выставкам, сами организуют тематические выставки, организуют клубы по интересам, конкурсы, научные конференции и т.д. Данный вид деятельности является основополагающим в развитии личности студента, формировании его ценностного мира. Способность к творчеству является необходимым условием всестороннего развития личности. Именно в процессе креативной, творческой деятельности студента проявляются его потребности и интересы, на основе которых происходит формирование его ценностных ориентации.

Коммуникационная деятельность направлена на распространение приобретенного опыта и знаний в ходе других форм социально-культурной деятельности. Студенты проводят встречи с выпускниками школ, гимназий, колледжей, организуют и проводят праздники для детей и других групп населения и т.п. Одним из важнейших элементов факторов, влияющих на формирование ценностных ориентации, следует считать культурно-досуговую деятельность. Студент организует свой досуг, свободное от учебной деятельности времяпрепровождение согласно своим интересам, ориентациям. Досуговая деятельность, с другой стороны, является показателем сформированности ценностной системы студента. То, как студент проводит свой досуг, свидетельствует о его ценностных ориентациях и жизненных интереса. Особенностью современной молодежной субкультуры является, к сожалению, однообразие и стереотипизация форм культурно-досуговой деятельности значительной части молодых людей. По результатам многих исследований, в том числе и в результате проведенного нами исследования ценностных ориентации студентов, можно сказать, что в структуре молодежного досуга преобладают пассивно-потребительские виды деятельности, которые носят стандартные формы, не способствуют обогащению личности молодого человека. В последние годы в сферу студенческого досуга активно внедряется телевидение. Увеличивается объем потребления кино- и видео-продукции. Молодежь любой социально-профессиональной группы отдает предпочтение развлекательно-игровым, спортивным, музыкальным передачам, художественным фильмам. Следует отметить, что Интернет становится лидирующим коммуникационным пространством у современного студенчества. Общение вышло на новый, виртуальный уровень. В то же время в сфере студенческого досуга наблюдается тенденция снижения интереса к таким видам деятельности как участие в самодеятельном творчестве, посещение музеев, театров, занятия музыкой.

Похожие диссертации на Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи