Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дневники Райниса. Главные функции и особенности Приедит, Артур Вилисович

Дневники Райниса. Главные функции и особенности
<
Дневники Райниса. Главные функции и особенности Дневники Райниса. Главные функции и особенности Дневники Райниса. Главные функции и особенности Дневники Райниса. Главные функции и особенности Дневники Райниса. Главные функции и особенности Дневники Райниса. Главные функции и особенности Дневники Райниса. Главные функции и особенности Дневники Райниса. Главные функции и особенности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Приедит, Артур Вилисович. Дневники Райниса. Главные функции и особенности : Дис. ... канд. филологические науки : 10.01.03.- Москва, 2006

Содержание к диссертации

Введение

1. Возникновение дневника и выявление главных функций II

1.1. Развитие самосознания личности и литературно-художественные искания в юношеском дневнике II

1.2. Развитие.психологических.функцій,в дневнике 90-х. годов 47

2. Развитие.жанровых форм.и.функций.дневников швейцарского периода 69

2.1. Использование материалов дневника.и.тенденция.рационализировать записи 69

2.2. Дневники и их функциональная взаимосвязь с философским, литературно-творческим процессом мышления. поэта 101

2.3. Изменения развития дневников в последние годы швейцарского периода 117

3. Дневники и их. значение в жизни Райниса в годы, буржуазной Латвии 125

Заключение 144

Список источников 148

Список литературы 150

Введение к работе

Литературное наследие выдающегося латышского поэта Яниса Райниса (наст.фам.Плиекшанс; 1865-1929) велико и многообразно. Оно содержит поэзию, прозу, драматургию, публицистику, варианты и наброски законченных работ, фрагменты незаконченных и начатых сочинений, разнообразные философские, литературно-теоретические записи, письма, библиотеку с интересными пометкаїли в прочитанных книгах. К этому же наследию относятся и дневники, которые Райнис начал вести в 17-летнем возрасте с 1882 г. и с некоторыми перерывами продолжал до конца жизни (1929 г.).

Дневники Райниса в значительной мере отражают идеологическую и эстетическую борьбу, а также развитие пролетарской культуры конца XIX и первых десятилетий XX в. Однако в наши дни дневниковые записи имеют не только историческое значение. Они актуальны своим идейным содержанием, проясняют сущность "вечных" литературно-художественных и философских проблем.

Автобиографические записи Райниса, как и дневники русских писателей,например, Л.Толстого, Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, А.Блока, В.Брюсова, дают богатейшее представление о развитии личности автора, формировании его мировоззрения, философской и социально-политической ориентации, об отношении к современным ему событиям. В дневниках Райниса наглядно и комплексно сконцентрированы документальные свидетельства его творческого становления. Здесь содержатся сведения о зарождении замыслов отдельных произведений и дальнейшем их развитии, о той эмоционально-психологической и повседневно-бытовой атмосфере, в которой развивалось творчество поэта. На примере дневников можно наблюдать многогранную эрудицию автора в области философии, эстетшш, истории, мифологии, религии, мировой литературы.

До настоящего времени материалы дневников использовали многие исследователи жизни и творчества Райниса (например, литературоведы Э.Сокол, К.Краулиныд, В.Хаусманис и др.). Нельзя не заметить характерную закономерность: чем больше отдаляются от исследователей Райнис и его время, тем больше возрастает их стремление с максимальной полнотой охватить литературное наследие поэта. С одной стороны, подобная тенденция объяснима тем, что первые исследователи жизни и творчества Райниса не имели возможности использовать все материалы (особенно это относится к письмам и дневникам), с другой - она вызвана прогрессом латышского литературоведения, в частности так называемой райнологии.

Впервые дневники Райниса упоминаются в литературе во второй половине 30-х годов в работах историка литературы А.Биркер-та , но эти ценные материалы там практически не используются -говорится лишь о факте существования дневников.

Качественно новый этап в научном освоении литературного наследия народного поэта начался после Великой Отечественной войны, когда постепенно была установлена глубокая связь творчества Райниса с идеологической борьбой и культурной жизнью его времени. Продолжалось обобщение духовного наследия поэта в целом, поскольку лишь критический анализ, сравнение, противопоставление сведений из различных источников и использование не только законченных поэтом произведений, но и различного рода записей, писем и дневников могло дать объективное представление личной идейно-художественной позиции Райниса и ее связи с определенным направлением общественной мысли и литературным процессом.

К сказанному следует добавить, что в послевоенные годы в итоге совместных усилий историков литературы и сотрудников Государственного музея истории литературы и искусства Латвийской ССР значительной степени достигла научная обработка архива поэта, расшифровка текстов, систематизация рукописей, В результате этой кропотливой работы ценнейшее собрание рукописей Райниса постепенно становилось более доступным. Первым крупным достижением советской райнологии стала частичная публикация писем, дневников, документов поэта в объемистом двухтомном издании "Литературное наследие" .

Одним из первых в послевоенные годы дневниковые записи

Райниса использовал латышский литературовед Карлис Краулинын. В книге Эвалда Сокола, долголетнего исследователя творческого наследия поэта, материалам дневника, особенно периода швейцарской эмиграции, отводится существенная роль .

Наиболее полно выявил и всесторонне использовал содержащийся в дневниках фактический материал специалист по драматургии Райниса Виктор Хаусманис4,

Сведения дневников Райниса использованы в комментариях к академическому собранию сочинений, начавшему выходить в 1977 г. и продолжающему издаваться и в настоящее время.- Однако до сих пор дневники главным образом использовались лишь в качестве источников документальных сведений, как иллюстрация к разъяснению философских, эстетических, социальных взглядов поэта, В трактовках же возникновения и формирования наиболее характерных особенностей дневники не рассматривались.

Дневникам Райниса посвящена единственная публикация , которая рассказывает об автобиографических каждодневных записях поэта, знакомит с их общим объемом и тематикой.

Объект исследования настоящей диссертации - дневники Райниса с 1882 по 1929 г. В связи с тем, что дневники эти велись с некоторыми перерывами, хронологически они охватывают следующие этапы жизни и творческой деятельности поэта: I) гимназические и университетские годы (1882-1886), 2) работа в Елгавской адвокатуре, тюрьма и псковская ссылка (1896-1898), 3) швейцарская эмиграция (І906-І9І9) и 4) период после возвращения в Латвию (1920-1929).

Цель диссертации - выявить и охарактеризовать стимулы, побудившие Райниса к ведению дневников, их роль в развитии личности поэта и в его творчестве, основные черты избранной формы записей, отношение поэта к литературно-художественным возможностям жанра дневника.

Дневникам Райниса свойственна содержательно-тематическая многогранность. Поэт имел обыкновение в повседневных автобиографических записях высказывать суждения о проблематике сочиненных художественных произведений, о тенденциях развития латышской культуры и культур других народов, философии, явлениях в истории мировой литературы, о журналистике и литературной критике, о повседневный бытовых происшествиях и т.д.

Диссертант не ставит своей целью разбор текста дневников в аспекте содержательно-тематического анализа. Содержание дневников в их тематическом многообразии использовано главным образом для более эффективного достижения основной цели диссертации.

Для достижения главной цели диссертации выдвигаются следующие задачи:

1) выявить, проверить и хронологически систематизировать тексты дневников Райниса (в архиве поэта они хранятся по так называемому принципу музейного инвентаря, когда под одним номером могут быть учтены записи нескольких лет без хронологической последовательности. Известная упорядоченность необходима и для тех случаев, когда поэт одновременно использовал несколько форм ведения дневника;

2) уточнить, какие публикации дневников других лиц повлияли на взгляды Райниса относительно ежедневных автобиографических записей;

3) сравнить подход к жанру дневника у Райниса с подходом современников поэта;

4) выяснить значение, придаваемое Райнисом своим дневникам в отдельные периоды жизни и творческой деятельности, а также установить и охарактеризовать общие функции дневниковых записей на всем их протяжении.  

Развитие самосознания личности и литературно-художественные искания в юношеском дневнике

Дневник Райнис начал вести с 17 лет. В марте 1882 года, когда сделаны первые записи, он учился в Рижской гимназии.

Первая запись датирована приблизительно - "Записано на пасху". Дата по памяти приписана позднее. Конкретный день не указан и под некоторыми дальнейшими записями.

Характерно и то, что ни в самом начале, ни в последующих первых записях не выражена программа дневника. Речь не идет о цели или выборе формы дневниковых записей, об отношении к дневнику как таковому, чему поэт в более зрелом возрасте уделит мно-го внимания.

Уже самые первые предложения начинают фиксировать развитие и направление духовного процесса Райниса без какого-либо предисловия или объяснения другого родах. Возможно, тогда он и не рассматривал эти записи в качестве дневника. Вероятнее всего,

Французский художник Делакруа, например, начал свой дневник со слов: "Привожу в исполнение много раз возникавшее у меня намерение вести дневник. Больше всего г.ше хотелось бы не забывать, что я пишу только для саїлого себя: значит, я буду, надеюсь, правдив и стану от этого лучше" (Дневник Делакруа, т.1, М., 1961, с.1). что идея дневника возникла после "пасхи" 1882 года, когда Райнис решил датировать записи, хотя бы приблизительно, и такім образом начать дневник.

Райнис начал свой дневник в то время, когда осознал облегчающую и психологически стимулирующую роль в .духовной жизни человека, которую приобретают чувства и мысли, зафиксированные письменно. Написанное освобождало до сих пор как бы скованную внутреннюю энергию.

Не напрасно утвердилось мнение, что в основе генетической природы творчества заложен именно момент упомянутого выше осво тбождения . И.В.Гете писал: "То что меня радовало или мучило, или вообще занимало, я стремился превратить в образ, в стихотворение и тем сводить счеты с самим собой, чтобы исправить свои понятия о внешних предметах и успокоить свою душу" .

В свое время (18 ноября 1892 года) эту же мысль резюмировал Валерий.Брюсов: "Как и всегда, стихотворная исповедь облег-чает душу" .

Гете. Собр.соч., т.9. М., 1935, с.301. Изысканный стилист Марсель Пруст, всегда тонко чувствующий язык, описывая переживания молодого человека после первых литературных упражнений, не побоялся.употребить несколько просторечное, но.точное сравнение: " ... я был подобен курице,.снесшей яйцо". (Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973, с.205).

Брюсов В. Дневники. І89І-І9І0. М., 1927, с.9.

Литературное выражение внутренней энергии в то.время присуще Райнису в двух основных формах: поэзия и дневник. Как стихи, так и параллельно сделанные дневниковые записи содержат много общих черт как в смысле идейных исканий, так и в отношении выраженных эмоций. При этом между обеими формами прослеживается любопытная связь. Дневник, писавшийся в годы юности, не столько отражает личную жизнь Райниса (мысли, чувства, отношение к явлениям окружающей действительности), сколько представляет собой первые литературные упражнения, что позволило стать дневнику составной частью так называемой школы творчества. Развитие дневниковых записей зачастую больше подчинено требованиям воображения и художественной образности, чем документальному фиксированию событий и переживаниям из личной жизни.

История литературы свидетельствует, что для многих авторов дневник был средством творческой реализации воображения, своеобразной школой мастерства.

Поэт-декабрист Вильгельм Кюхельбекер многие годы провел в тюрьме и сибирской ссылке, где, разумеется, ему была запрещена публичная литературная деятельность. Все-таки он продолжал творческие поиски и в заключении не менее интенсивно, чем до ареста и в этом смысле немаловажная роль принадлежит дневнику1. На его страницах велась полемика по вопросам литературы и эстетики, появлялись критические заметки, наброски стихов и художественной прозы. Таким образом дневник стал органической составной частью процесса развития художественного творчества, о чем также свидетельствует подготовленная Кюхельбекером во время ссылки публикация "Заметки и мнения, выписки из дневника отшельника".

Байрон вел дневник, только будучи уверенным в важности описываемых событий . Он чрезвычайно заботился о литературно-художественном уровне записей, так как с самого начала предвидел возможность публикации дневника. Дневниковые заметки поэта приобрели не только биографическую ценность, но и занимают в литературном наследии равноценное место наряду с творчеством другого рода (поэзия, драматургия).

О публикации своего дневника Райнис впервые задумался во время швейцарской эмиграции. В 80-е годы, когда он начал ежедневные записи, его охватило желание научиться описывать намеченный материал и приобрести навыки в литературном создании образа. Это была одна из основных целей дневника, ради которой принесена в жертву автобиографичность описываемых событий.

Во время появления первых записей в дневнике Райниса занимала мысль о значении выдающейся личности, о ее особом положении и роли в обществе и более всего - ее осознание себя и своей сути. Чтобы точнее выявить функции и значение выдающейся личности, уже в первой записи выдвинуто разделение людей по их назначению. Автора записей интересует не столько человек сам по себе или философский аспект проблемы. Его, главным образом, занимает противопоставление "большого таланта" другим.

В первой записи идет речь о Цицероне и Плинии. И в то же время - это мысль о себе самом. Запись обнаруживает тенденцию Райниса реабилитировать свой духовный мир или, как утверждают психологи, возросшее самосознание стремится к самоутверждению: "Известно, что по мере развития самосознания, оно с возрастающей отчетливостью выражено, и личность все более и более адекватно и объективно осознает свои особенности, включая себя в сравнительный контекст с другими, соотнося наблюдаемые психологические качества другого со своими собственными.

Момент реабилитации, стремление на личном примере найти объяснение, сравнение и подтверждение правильности своих действий, весь этот своеобразный, а с точки зрения психологии объективно обусловленный реабилитационньйї комплекс, сохранился у поэта и в более зрелом возрасте. Разумеется, это свойство менялось, развиваясь и приспосабливаясь к личному опыту автора и жизненной мудрости в целом, хотя определенная тенденция конфронтации оставалась всегда. Постепенно исчезали самоуверенность, примеси высокомерия, категоричности, встречавшиеся в дневниковых записях.17-18-летнего Райниса. Точно так же меняется характер сравнений. Однако желание знать, чего достигли в его возрасте, например, Шекспир, Гете или Толстой и как вообще развивались биографии других знаменитых личностей, осталось у поэта на всю жизнь.

Как уже говорилось, в первых записях дневника основное внимание Райнис уделял критериям талантливого человека, В группах людей, выделенных исходя из "талантливости", прежде всего лидируют "лучшие из средних". Их жизнь и деятельность базируется на придуманном, найденном, созданном другими. Эти люди из первой группы "никогда не создали и не придумали что-либо стоящее или самостоятельное".

Затем в дневнике следует довольно пространное чисто литературное описание. Здесь Райнис как бы индентифицирует себя с

Чеснокова И.И. О психологических основах самовоспитания. человеком,который проводит свою жизнь в "праздном уюте". С помощью витиевато сбалансированного стиля автор записи изо -бразил ту идиллию,которой можно достичь, будучи "довольным собой" и всем миром. Но постепенно Райнис переходит от про -тивопоставления "счастливого состояния" - к укорам совести за столь посредственное существование. Пробуждение совести и сопротивление человека собственной совести дано в тексте с помощью средств художественного изображения. В результате при чтении дневника создается впечатление,что перед нами фрагмент художественной прозы,отражающей внутреннюю борьбу некоего образа.

Достовернее всего,что первые записи в дневнике возник -ли под влиянием прочитанных в то время литературных трудов.

Наблюдаемая в первых записях дневника Райниса стилис -тическая и эмоциональная напряженность контрастирует с ма -нерой повествования более поздних записей .

Сегодня трудно определить использование при написании дневника литературные произведения.И,фактически,главное не в этом. Главное в том, что в период работы с дневником мысли Райниса во многом соответствовали содержанию использованных материалов, и самое главное - эти материалы стимулировали к созда Подобный момент отмечает в дневнике Льва Толстого извест -ный советский литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум. Записи будущего автора "Войны и мира" напоминают сочинения Жуковского,Карамзина. Об этом свидетельствуют синтаксические конструкции предложений и даже совпадение отдельных стилистических приемовнию дневника.

При чтении первых записей трудно соотнести их с реальными событиями жизни Райниса. И если все-таки сопоставление возможно, то лишь условно. Зафиксированное в записях более всего отображает то, каким видит себя в дальнейшем будущий Народный поэт. Написанное отражает мир его мыслей не в документальной, а в литературно-художественной форме.

Упомянутые записи свидетельствуют о том, что в 17 лет в . духовной жизни Райниса художественно-творческие наклонности были достаточно стабилизированы и таким образом была подготовлена почва началу сочинения стихов. Можно смело утверждать, что юного гимназиста вдохновляли именно те произведения, в которых он встречал созвучие своим переживаниям и которые имели стилистическую окраску, наиболее соответствующую его взглядам на способы изложения сокровенного.

Райнису в то время чрезвычайно импонировала чувствительность человека, непрерывно вибрирующий, изменчивый, беспокойный характер этой чувствиельности, ее тончайшие нюансы. Именно все это пытался описать Райнис в дневнике.

Использование материалов дневника.и.тенденция.рационализировать записи

Райнис возвратился в Латвию после ссылки в мае 1903 года," В апреле того же года состоялась премьера его пьесы "Полуидеалист" , в июне вышел сборник стихов "Далекие отзвуки синим вечером" .

В 1903 году вернулся из ссылки не только один из руководителей Нового течения, но и хорошо известный в обществе поэт. Возвратился на родину человек, который не только обогатил латышскую культуру переводом гениального произведения Гете "Фауст", но и сам стал яркой творческой личностью и быстро занял ведущее место в латышской литературе;

Если общество в 90-х годах знало юриста и редактора газеты "Диенас лапа" Яниса Плиекшана, то в 1903 году на первый план выдвигается репутация поэта Райниса, которая еще более возрастает с выходом в свет в 1905 году сборника "Посев бури".

Стремительно изменился характер общественной деятельности Райниса. В период Нового течения влияние Райниса на развитие общественной мысли было достаточно большим, но преимущественно косвенным, оно ограничивалось идейным вдохновением, показом намеченного пути, определением цели. Так, Райнис определил идеологическое, социальное, эстетическое направление газеты "Диенас лапа". Решая зачастую наиболее важные вопросы, сам поэт в основном оставался в тени. По возвращению из ссылки, особенно в период революционных событий 1905 года, его общественная деятель -70 ность стала более выраженной и целенаправленной: он неоднократно выступает перед широкой аудиторией, его речи публикуются в прессе, его избирают в различные революционные органы самоуправления, направляют как депутата в Москву и т.п.

Разумеется, подобные изменения характера общественной деятельности органически связаны с изменениями личности самого поэта. Об этом явственно свидетельствуют продолженные в период швейцарской эмиграции дневниковые записи.

Уже с первых листков дневника 1906 года чувствуется резкая перемена в мироощущении его автора. Эта перемена видна не только в сравнении с периодом юности, но даже и по сравнению с 90-ми годами, когда последний раз встречались с поэтом на страницах его дневника и в письмах к Аспазии.

Записи стали более детальными, эмоционально выдержанными по отношению к событиям дня. Из текста полностью исчезли фрагменты, создававшиеся с помощью фантазии. Гораздо реже встречаются, не вызывающие сочувствия жалобы на слабость воли и .другие недостатки характера.

Если Райниса в юности занимала в основном отраженная на страницах дневника диалектика самоутверждения и самоосуждения, то в Кастаньоле ведущей становится совсем другая проблематика. Взгляд автора дневника уже не в такой степени обращен к своему внутреннему миру, сколько прикован к внешней среде и ее проблемам, ибо личная жизнь поэта отступает на задний план, уступая первенство общественной. В кастаньолском дневнике заметно ярче отражена озабоченность поэта судьбами общества и историческим направлением своего времени.

Первая запись Райниса в Швейцарии 10 мая 1906 года звучит, как приказ: "Завести упорядоченные дневники". Эти слова подчеркнуты. Приказ в большей мере выполнен. Об этом свидетельствуют регулярность и объем записей.

Уже в первых записях намечаются тематические ответвления, которые сохранятся и в последующие годы. Райнис начинает в дневнике учитывать письма: от кого получил, кому написал, коротко излагает впечатления от прочитанного. Упоминает о жизни Аспазии. Неоднократно отмечает, над какими произвелениями оба работают,

И все же дневник лет, проведенных в Швейцарии, остается как бы экспериментальной лабораторией, художественной базой для творчества. Как увидим позднее, записи будут расцениваться их автором в качестве законченных эскизов интеллектуальной мысли. Поэт не единожды строит свои дневники как обобщение философских, эстетических, социальных оценок. Следующим шагом, по его убеждению, должна стать подготовка публикации.

В записи 10 мая 1906 года Райнис определяет нужную форму дневника: "Он должен быть кратким, как книга счетов".

Вообще дневники Райниса не отличаются таким размахом, как например упоминавшиеся выше записи Байрона. Дневниковые записи английского поэта представляют собой достаточно обширный, детализированный, литературно обработанный, художественно целенаправленный и композиционно оформленный обзор событий» Записи же Райниса чаще всего занимают 1-2 небольших абзаца. Более пространные высказывания встречаются в тех случаях, когда речь заходит о решении каких-либо философских вопросов. Что же относится к характеристике "книга счетов", то она наиболее применима к его так называемой хронике дня 1907-1908 и I9I2-I9I3 гг.

В записи 10 мая 1906 года Райнис обязуется "писать чернилами и разборчиво". Несколькими днями позже (21 мая) добавляет: "большими буквами и разборчиво". Он хотел позднее использовать написанное, но почерк не всегда позволял это прочесть, пересмот -72 реть, систематизировать и т.п.1. Как свидетельствуют многие записи, поэт в то время часто думал об использовании материалов дневника в литературной работе. Реализации этого замысла помогла бы четкость написанного текста: в отдельных случаях можно было бы обойтись и без переписки, присоединив выбранный текст в нужном месте.

Постепенно Райнис утвердился в мысли использовать свои дневники для двух целей: роман и мемуары или, как он сам говорил, для "биографии" . Существовал и план издать дневник отдельной публикацией, но об этом поэт вспоминал гораздо реже, чем о различных вариантах включения своих записей в роман или "биографию".

Вплотную к замыслу создания романа Райнис подошел во вто Нельзя не отметить колоссальную работу сотрудников Государственного музея истории литературы и искусства им.Я.Райниса, многие годы посвятивших расшифровке, переводам текстов Райниса (в том числе и дневников) и таким образом создавших предпосылки для издания академического собрания сочинений. Без аналогичной подготовительной работы не был бы известен читателям, например, дневник Н.Г.Чернышевского, написанный в молодости с помощью им самим изобретенных стенографических знаков. Поскольку такой текст никто не мог прочесть, Чернышевский мог делать записи в присутствии членов семьи или товарищей по учебе и даже в церкви во время богослужения. Но главное - дневник не могли прочесть царские приспешники после ареста Чернышевского и конфискации его архива.

Дневник в качестве источника фактического материала использовали многие авторы (см.; Бушканец Е.Г. Мемуарные источники. Казань, 1975, с.58-61). рой половине 90-х годов. Сочинением же мемуаров он хотел заняться сразу после приезда в Швейцарию!

Большое влияние на Райниса оказало прочитанное в 1906 году произведение Гете "Поэзия и действительность"1, В записи от 6 июня 1906 года Райнис конкретно охарактеризовал свое отношение к мемуарам, Своим оппонентом он избрал немецкого поэта, Гете отмечал во введении к книге "о поэтической и вместе с тем историчес р кой обработки материала. Райнис же, напротив, сообщает, что не собирается в своем сочинении использовать свободу "распоряжаться фактами по своему поэтическому усмотрению". Несколько более поздняя запись (13 июня) фактически является наброском будущих мемуаров, точнее - их предисловием, Райнис, подобно Гете, разъясняет, почему он пишет "этот труд"» Указывает на значение "для других" своего жизненного опыта. На этом и заканчиваются мемуары0,

Райнис всегда стремился использовать материалы дневника,

Весной 1907 года большое впечатление на Райниса произвела прочитанная биография Ф.Фрейлиграта, о чем он неоднократно упоминал в "Хронике дня",

Гете В.Й. Из моей жизни. Поэзия и правда, М., 1969, с.39,

Райнис не написал мемуары, хотя и собирал материал для них, и этот труд считал, можно сказать, своей главной творческой целью до конца жизни. Здесь уместно привести некоторые факты из биографии Льва Толстого, Л,Н.Толстой всю жизнь думал о написании мемуаров, но лишь в 1903 году появились его "Воспоминания дества". По мнению литературоведа Л.Я.Гинзбург, Толстой не написал автобиографическое сочинение, потому что автобиографичность пронизывает все его творчество. Словом, писатель как бы второй раз уже прожил свою жизнь с пером в руках (см.: Гинзбург Л. 0 психологической прозе, с.299). -74 но практически реализовано это желание в очень малой мере!.

В июне 1906 года он очередной раз мысленно взвешивает отдельные сюжетные узлы романа, идейно-тематическое звучание,.композицию, последовательность частей (нескольких романов) и т.д. Но это лишь план, фиксация отдельных замыслов, а не наброски в виде фрагментов будущего текста романа. Словом, здесь главное для поэта запечатлеть идею, уловить ее дальнейшее развитие, оставляя на будущее литературную обработку и изложение задуманного.

В августе 1907 года Райнис завел новый тип дневника, который назвал "Хроникой дня". Здесь записи каждого дня имеют особое расположение, поскольку сделаны по предварительно разработанной, разбитой на разделы системе,

В первом разделе идет речь о проведенной ночи: как спал, какие сны видел, во сколько проснулся и во сколько встал из постели, делал ли зарядку. Затем - о погоде: температура воздуха, солнечный день или дождливый и т.п. Далее запись ведется по следующим разделам: почта, разговоры, чувства, письма, прочтенное, написанное, мысли, проекты.

Записи в основном лаконичны. Много сокращений. Более пространны те разделы текста, где идет речь о беседах с Аспазией, зафиксированы творческие или житейские планы (проекты), или же

Зачастую тематика содержания отдельных записей дневника перекликается с замыслами незаконченных или начатых пьес, иногда -с написанным в письмах. Более подробно о связи дневников с так называемой лабораторией творчества см.: Hausmanis vr. Rai a daiv redes process (Lugtt tapsanas gaita)". If., 1971". 376 1pp.описаны сны.

Ежедневные разделы "Спали" и "Сны" поэт заполняет и о своей жене. Часто записывает, чем Аспазия занималась в течение дня.

"Хронику дня" Райнис начал вести с 15 августа 1907 года и продолжал ее вплоть до нового года. В 1908 году есть записи с I января по 30 июня, Затем следует длительный перерыв. Возобновлена "Хроника дня" в I9I2-I9I3 гг,

Новый тип дневника дал Райнису возможность подвести "баланс" соответствующего дня. Записи не отнимали много времени, поскольку, действительно, кратки как "книга счетов". Побуждение рационализировать свою жизнь, фиксацию деятельности, о чем поэт крайне заботился во время эмиграции, полностью реализовано в "Хронике дня". Чувствуется, что система разделов задумана заранее, В первых записях не чувствуется ни эксперимента, ни поиска оптимальных вариантов. Следовательно, построение "Хроники дня" появилось загодя.

Изменения в связи с новыми функциями дневника изложены в записи "Хроники дня" от 26 сентября 1907 года. Райнис в разделе "Проекты" пишет, что надо бы завести отдельную папку, куда складывать все материалы соответствующего дня: различные заметки, наброски, газетные вырезки. Подобное желание было высказано и раньше - уже в первом листке "Хроники дня" от 15 августа читаем: "Дела каждого дня складывать в одну папку, и списывать оттуда - по надобности".

Дневники и их функциональная взаимосвязь с философским, литературно-творческим процессом мышления. поэта

Приблизительно в это же время после длительного перерыва важное значение. В этот период он отказывается от своего обыкновения использовать для записей листки и заводит блокнот,

Райнис пытался обосновать свое отношение к выбору бумаги. В записи 6 марта 1912 года говорится: "Формат бумаги, большой или маленький, заставляет мысль шппущего сжаться или растечься". Когда передо мной большой формат, то я только в том случае пишу с удовольствием, когда чувствую себя бодрым, когда подсознательно чувствую, что не устану это записывать. А мелкий формат отпугивает, если надо будет часто прерывать течение мыслей для того, чтобы взять новый лист. Мысль сама приспосабливается к величине бумаги, ищет наиболее острое выражение, если пространства мало".

Разумеется, сказанное выше не дает ответа на вопрос, почему Райнис с самого начала в 1882 году не писал дневник в блокноте. Из тетради или какого-либо другого, компактного, промышленно изготовленного изделия вырывались листы, которые затем разрезались на несколько частей. Процитированные слова о бумаге свидетельствуют о склонности поэта "философски" обосновывать и, хочется сказать, оправдывать свою манеру выбирать бумагу.

Как уже говорилось, в I9I2-I9I3 гг. поэт особенно заботился о фиксации своих дум. В различных вариациях он любил повторять: "Каждая мысль, считай, пропала, если ее не записать". По его убеждению, лучшим средством для сохранения и обобщения мыс 1902 г.) продолжает свой дневник и современник Райниса поэт Александр Блок. Первую запись 17 октября I9II года он начал словами: "Писать дневник, или по крайней мере делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно, что,наше время - великое и что именно мы стоим в центре жизни, т.е. в том месте, где сходятся все духовные нити, куда доходят все звукилей является дневник. Это есть элементарнейшая функция дневника.

Он уверен - нельзя опускать ничего, что могло бы пригодиться в будущем: "Я вижу, что надо отмечать и фрагменты мыслей, неоформившиеся мысли и даже наметки мыслей, которые пришли в голову этим днем. Иначе пропадает слишком много, так как мало-мальски подробно можно записать только одну мысль, которая пришлась на утренний час, когда пишу". Предусматривались и так называемые случаи нехватки мыслей: "Бот нет ни одной готовой мысли, которую записал бы сегодня; Надо вспомнить со вчерашнего дня или поискать новую",

Многие записи посвящены проблеме генезиса мысли. 17 мая 1912 года он писал, что озабочен вопросом появления мыслей в неподходящий момент. Они появляются тогда, когда он физически не может записать мысль или должен отложить фиксацию на другое время. Позднее же не всегда удается реставрировать "хорошие мысли". Поэтому поэт делает следующий вывод. Оказывается, активность мышления возрастает именно в тот момент, когда он более всего боится не успеть записать все. Любопытны в этом отношении, типично райнисовские выводы о том, как "регулировать сами моменты обеспокоенности". Прежде всего поэт хотел выяснить причины волнения. Зная механизм последнего, можно было бы искусственно инспирировать "волнение" и таким образом возбудить эффективность мышления. В свою очередь, с тем, чтобы обеспечить быструю запись мыслей, Райнис возлагал большие надежды на фонограф, изобретенный Эдисоном. Поэт узнал об этом из торговых объявлений в газете.

Разумеется, дневник состоит не только из.строк, с улыбкой воспринимаемых об интеллектуальном самовнушении. Райнис отчетливо осознавал серьезность и необходимость подобного самовнушения. В дневнике он нередко подчеркивал важность правильного и регу -104 лярного отдыха как главного условия в прогнозировании "моментов взволнованности", их эффективности и т.д.

В І9І2-І9ІЗ гг. поэт часто делал несколько (три-четыре) записи в день. С одной стороны, это вызвано желанием немедленно фиксировать явившуюся мысль. С другой, стороны, дневниковые записи упорядочивали ритм дневных занятий»

Генезис мысли и вопрос наиболее оптимального ее сохранения часто увлекали Райниса, и нельзя достоверно выявить стимулы построения и функции дневника без выяснения названных вопросов.

Кроме того в дневнике находим моменты, требующие для своего осмысления некой доли юмора. Прежде всего сказанное относится к попытке поэта подсчитьшать мысли, пользуясь математическими методами.

6 июня 1912 года Райнис отмечает в записи общее количество часов в день, на которые приходится активное явление мыслей: 6-8 часов» Далее поэт переносит подсчет на единицы времени: "Каждые полчаса могут быть 3-5 мыслей, каждый час - 10 мыслей. Самое большое - это было бы 80-100 мыслей". Теоретические данные сравниваются с практикой: "Из 100 мыслей утром записываю только одну-три, это составляет 1-3-5%. Печь, которая дает лишь Ъ% тепла - очень слабая печь. Мне надо лучше конструировать использование своих мыслей".

В тот же день у поэта появляется желание изменить распорядок дня вообще. Дневник.(мысли) он писал по утрам. Это вдруг показалось непродуктивным. Он вспомнил, что другие известные люди конспективно фиксировали свои мысли в течение дняу.-а по вечерам переписывали их в дневник, дополняя и литературно обрабатывая ранее набросанную основу.

Но и описанный метод кажется поэту неприемлемым: "И по вечерам я тоже слишком устаю, чтобы еще писать", и напряженная интеллектуальная работа "вредит засыпанию". Б конце концов, Райнис решает оставить все по-старому. Правильность избранного пути он сейчас же и обосновал: "Записывание мыслей вкратце тяжело, потому что нельзя все время стоять с карандашом в руках как с. ружьем и стрелять в пробегающих". Сравнение поэту понравилось. Оно повторено и в завершающем предложении записи, и таким образом размышлениям над распорядком дня положен конец.

. Но на следующий день, 7 июня, названная тема всплывает вновь. Райнис взвешивает возможность одновременно с дневником завести "папку, куда складывать все малые записки, стихи этого дня, черновики писем, черновики работ и документы. Это было бы выходом; Только все лежало бы не переписанным". Задуманный в 1908 году порядок - переписка записей и идея об отдельной папке на каждый день - не был забыт.

Забота об оптимальных вариантах фиксации своих мыслей, о механизме психики при зарождении мыслей, о стимулирующих факторах мысли - свидетельствует, главным образом, об интенсивности интеллектуальной жизни поэта, ее зрелости, а также убежденности в непреходящей ценности этой жизни. Процесс самосознания, который в юношеском дневнике отражался лишь исподволь, интуитивно, со временем постепенно достиг кульминации. С годами поэт значительно повысил разнообразие техники распознавания своего "я", выработал критерий данных самоанализа и умение целенаправленно использовать наблюдения. 7 июня 1912 года Райнис записывает: "Есть своя прелесть и радость у средних лет и возраста; теперь мне кажется, напрасно я так тосковал об ушедшей молодости; в ней же весь человек еще так незрел, везде и во всем сомневается, не умея оценивать, ни чем не управляет - ни собой, ни миром".

Повышенное внимание Райниса к содержанию мыслей и их сохранению в I9I2-I9I3 гг. оставило свой отпечаток на его суждения дневнике. Поэт сравнительно часто усматривал в своих повседневных автобиографических записях особую жанровую специфику и важную роль в духовной жизни вообще. Так было и в упомянутые годы.

27 мая 1912 года он отмечает: "Я могу чувствовать себя несколько удовлетворенным, так как сумел продолжать свой дневник столько времени. Уже три месяца кряду, притом целый месяц в присутствии Шуей, когда и помех больше - у меня ведь нет своей отдельной комнаты".

Далее Райнис оценивает результаты своего творчества. В целом норма выполнена. Но он считает, что это еще не свидетельствует о систематической работе. Бывали дни, когда написано больше. Бывали и такие, когда не написано ничего. Далее Райнис указывает, что "помехи" лучше всего видны в дневнике, потому что "он как термометр". Поэт главным образом имел в виду неспособность толком вести дневник в дни "помех".

Пользу ведения дневника Райнис в полной мере почувствовал после изрядного перерыва I909-I9II гг. Но и для самообольщения особых причин не было. Регулярность могла легко нарушиться: "Думаешь, ну и что такого, если пропущу один раз? Но именно из этих мелких деталей и состоит порядок".

В 1912 году о дневнике как функциональном целом с определенными конструктивными задачами (творческими, автобиографическими, психологическими) подробно рассказано записью от 5 июня. Райнис положительно оценивал привычку писать по утрам, когда мысли текут плавно и непринужденно. Его радует, что в дневнике "собраны и сохранены" его интеллектуальные достижения. Единственно поэта беспокоит дальнейшая судьба его откровений. Он находит любопытное сравнение: его записи "не доступны и не используемы, про падаїот в архиве, как народные песни Барона"1.

В записи 5 июня Райнис планирует свою дальнейшую жизнь. Обработку материалов дневника он временно откладывает "на те три года, до большого отдыха".

В то время Райнис часто упоминал о "большом отдыхе", когда работа пойдет без материального принуждения, навязанной спешки, без внутреннего напряжения относительно побочных тем, без опустошающих полемик, без семейных ссор и т.д. Таким образом и освоение дневника в сознаніш поэта ассоциировалось с "большим отдыхом". Но в этих предположениях как-то не чувствуется оптимистического настроя. Поэт не был вполне уверен в реальности подобного "большого отдыха".

Похожие диссертации на Дневники Райниса. Главные функции и особенности