Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Хошимова Хуршеда Абдуманоновна

Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости
<
Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хошимова Хуршеда Абдуманоновна. Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Хошимова Хуршеда Абдуманоновна;[Место защиты: Таджикский национальный университет - www.tnu.tj].- Душанбе, 2015.- 147 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Место жанра повести в литературе периода независимости

1.1. Политическое положение и его влияние на ход литературных процессов 12-23

1.2. Эволюция жанра повести в таджикской литературе .24-38

Глава II. Смысл и содержание повестей периода независимости

2.1. Изображение деревенской жизни в таджикских повестях периода независимости 39-51

2.2. Отображение социально-нравственных проблем 52-72

2.3. Отражение трагедий гражданской войны 73-80

2.4. Исторические темы в повестях 81-89

Глава III. Проблемы стиля и языка

3.1. Стилистические особенности повестей в литературе периода независимости 90-108

3.2. Язык и способы его изложения в повестях .109-121

Заключение Библиография

Эволюция жанра повести в таджикской литературе

Следует отметить, что повесть периода независимости следует рассматривать только взаимосвязанно с повестями советского периода. Ибо в каждой эпохе и времени литература является отражением истории и реальности, событий определенного времени. Если взглянуть на прошедшие исторические события, станет очевидно, что в начале ХХ столетия революция русского народа дала таджикскому народу новый строй, свободу, государство. Однако, с другой стороны, перемены, хлопоты новой жизни, построение нового общества, а также неотлагательный переход от арабской письменности и языка на латинскую графику в 30-40 годы, стали причиной отдаления населения от тысячелетнего наследия и традиционной культуры, и на некоторое время отделение от классической литературы.

Впервые революционные годы и сразу после литераторы проявляли активность в творении, которые являлись воспитанниками минувшего столетия и были своего рода «готовыми солдатами». Они получили воспитание в предыдущих литературных и культурных школах, в интенсивной новаторской идеологической борьбе начала ХХ вв.[92, 115].

Говоря об идейно-эстетических основах, необходимо отметить, что в определенные исторические периоды проза, и в том числе жанр повести, развивается на основе потребностей времени, отображая самые разнообразные жизненные события и ситуации, характерные именно для той эпохи. Как известно, первой таджикской повестью в современном понимании была повесть С. Айни «Одина или приключения одного бедного таджика» или просто «Одина». Для таджикской литературы это была повесть, написанная в новой жанровой форме, которая появилась под влиянием русской и европейской литературной традиции. С. Айни впервые в новой таджикской литературе через новую форму жанра повести отобразил судьбу представителя народа как главного героя. Более того, можно утверждать, что С. Айни в повести «Одина» впервые создал в таджикской литературе образ простого труженика, заложив фундамент новой таджикской реалистической прозы. Впоследствии повествовательную традицию С. Айни продолжили такие его последователи, как Дж. Икрами, С. Улугзода, Р. Джалил, Ф. Ниязи, П. Толис, Ф. Мухаммадиев и др.

Впоследствии, повествовательную традицию С. Айни продолжили такие его последователи, как Дж. Икрами «Ду хафта» («Две недели»), «Тирмор» («Змея»), «Аз Маскав чи оварди» («Что привез из Москвы»), «Ман гунахгорам» («Я виновен»), С. Улугзода «Ривояти сугди» («Согдийская легенда»), Р. Джалил, Ф. Ниязи, П. Толис «Тобистон» («Лето»), Ф. Мухаммадиев «Одамони кухна» («Старые люди», 1963), «Варта» («Над пропастью», 1983), «Дар он дунё» («Путишествие на тот свет или Повесть о великом хадже», 1970) и другие. В 60-70 годы ХХ века, молодые литераторы и писатели среднего возраста, стали уделять больше внимания созданию рассказов и повестей, и достигли в этом определенных успехов. Об этом писал еще литературовед Дж. Бакозоде, изучавший творчество Фазлиддина Мухаммадиева, Сорбона, Саттора Турсуна и Уруна Кухзода, выявляя и подчеркивая их исключительное писательское мастерство [10, 144].

Поле для творческого поиска как зрелых, так и молодых писателей постепенно стало расширяться. Прозаики более обстоятельно взялись за художественное отображение актуальных проблем и жизненных тем, трагедий гражданского противостояния, народной борьбы за достижение мира и согласия. Некоторые писатели еще до периода независимости в своих произведениях в той или иной мере затрагивали темы, отражающие падение нравственности в обществе. Это говорит о том, что таджикские писатели, как тонкие психологи, чувствовали и предвещали надвигающиеся социальные потрясения. Подтверждением тому являются размышления героев повестей Ф. Мухаммадиева, У. Кухзода, Сорбона, С. Турсуна, и других авторов, которые еще в 70-80 годы ХХ века били тревогу о падении нравственности молодежи, общественной морали, свидетельствовали о целом ряде негативных социальных явлений. Но, к сожалению, этот отрезвляющий голос писателей не был своевременно услышан, и впоследствии советское общество столкнулось с большими социальными потрясениями. Помимо того, случившиеся потрясения, в частности, гражданское противостояние на определенный период повергли самих писателей в депрессию, заставили их замолчать, но вскоре они начали художественный анализ причин и результатов социальной трагедии.

Ф. Мухаммадиев, как один из талантливых и проницательных писателей, внес существенный вклад в развитие различных литературных жанров, в том числе жанра повести. Его произведения в прозе, выполненные в рамках различных литературных жанров, считаются неповторимыми и бесподобными. Героями последних повестей писателя являются «Варта» («Над пропастью») и «Шохии япон» («Японский шёлк»). Реалистическое изображение и характерное поведение героев, их действия в этих повестях служат примером в решении важных вопросов. Писатель, наряду с изображением жизни одной семьи (ака Барака – герой повести «Японский шёлк»), и одного человека (Саидбек – герой «Бездны»), в итоге подводит читателя к общечеловеческим и социальным проблемам. Писатель творчески глубоко и мастерски изображает характерные черты героев упомянутых повестей, читая повесть, можно непосредственно вообразить себе образ героев. Относительно повести «Над пропастью», Р. Ходизаде выразил свое мнение следующим образом: «В психологическом изображении героев, в раскрытии вопросов социальной и личной нравственности, более того, в нашей прозе последних лет (эта повесть) является одним из важных этапов» [90, 109].

Отображение социально-нравственных проблем

Главный герой повести - Хотам, в память о родине предков решает поехать в деревню. После многих преград во время возвращения, он столкивается бесчеловечностью местного председателя. Доброжелательное отношение простого деревенского народа, встретившего их гостеприимно, является основой событий повести. Хотам задумывается о теплоте и любви простого народа: «Господи, красотой, цветами земли являются эти простые люди» [142, 16]. Эти слова и являются основой содержания данного художественного произведения. Хотам был настоящим певцом и, выполняя желание собравшего народа, пожелавшего услышать радушное его пение, настраивает музыкальный инструмент. Среди толпы Хотам, увидев того самого самодовольного и высокомерного председателя, попросил старца прогнать его с мероприятия. И тогда Хотам запел от всего сердца, что является кульменацией темы повести: От величия внешнести не жди великодушия, Узкие глаза создано судьбой слону. Неговори, что разбитое стекло сердца не имеет звука, Что в день страшного суда будет громко звучать этот звук [142, 17]. (Подстрочный перевод).

Эту же тему, уже в более тонком психологическом плане, продолжил писатель И. Насриддин в повести «Як рузи хазонрез» («В день опавших листьев»). Эту повесть, подчеркивает писатель, он посвятил брату, который «умер не от пули врага, а от обиды причиненный злыми языками». В повести описывается деревенская жизнь и события советского периода. Старик Нусрат ищет бельевое полотно для завертывания мертвого в саван для своего умершего соседа, но «Господи, сорок лет поливать хлопок и уйти без савана», горестно сказал старик Нусрат» [133, 11].

Главными героями повести являются заведующий школой Фатех Абдуллазаде, и журналист Джамшед. Это двое настоящих благородных мужчин, образцы нравственности и поведения. Первый председатель партийного комитета Рахим Курбанов, заведующий идеологическим отделом Исмат Бобоев, и председатель Шариф Салимов - карьеристы, которые думают только о высоком чине, медалях и о том, как сблизиться с высокопостановленными лицами.

Тематической основой повести является антирелигиозная идеология, правление подлости и отвратительные действия руководителей. Оскорбление людей, запрет на чтение молитвы по усопшему, ликвидация мечетей и мулл, являвшиеся основной идеологией советского периода, уничтожали их традиции. В образе секретаря партийного комитета Рахима Курбанова отображаются подлые, злые и бесчеловечные поступки руководителей. Абдуллазаде стремится восстановить справедливость, раскрыть подлые действия Рахима Курбанова, который обесчестил Ироду и стал виновником ее гибели. Но, ему не удастся завершить начатое дело. Писатель показывает трагедию многих громких дел, в которых виновники так и остаются безнаказаными. Абдуллазаде погиб на пути справедливости, в машине, во время движения в сторону г. Душанбе, чтобы донести звукозапись Ироды. Другой герой повести - Джамшед, был арестован из-за своей борьбы за справедливость, раскрытия подлых действий руководителей, измены и предательства жены брата. Таким образом, виновные остаются безнаказанными, что в большинстве случаев и происходит в реальной жизни.

Авторы повестей последних лет, отображая различные жизненные ситуации деревенской жизни через яркие художественные образы, стараются взглянуть на проблемы с точки зрения потребностей всего общества.

В повестях Шерали Мусозаде «Одам будан мехохам» («Хочу быть человеком»), Маруфа Бабаджана «Тавба» («Покаяние»), Кодири Рустама «Чанги занон» («Ссора женщин»), Зулфии Атои «Гамро намефурушанд» («Печаль не продают») и др., авторы, используя рассказ одного-двух героев, ставят такие социальные проблемы, которые волнуют все общество. В своих произведениях, через действия созданных ими героев, писатели стремятся показать пути решения существующих проблем.

Необходимо подчеркнуть, что при обстоятельном анализе выясняется, что некоторые произведения, называющиеся повестями, не отвечают требованиям жанра. Таковой, к примеру, является повесть Маруфа Бабаджана «Тавба» («Покаяние»). В этой повести изображается обида и злоба бывшего директора средней школы кишлака Себзор Абдуахадова к заведующему организационным отделом райкома партии Пулодова, который выступил против проведения обряда обрезания его сыновьям. Во всей повести, от начала до конца, рассказывается об этой проблеме, и такая однообразность довольно быстро наскучит читателю.

Кодири Рустама в повести « анги занон» («Ссора женщин»), рассказывает о ссоре двух деревенских женщин Халимы и Соджиды. Причина ссоры заключалось в «неряшливости коровы». Главная идея писателя в повести - это выдвижение проблемы изучения таджикской ругательной поэтики, что не отвечает требованиям данного жанра. Не понятен тот факт, что сегодня предлагается к изучению то, что и учить-то не требуется, хотя классическая литература тысячилетия наставляла людей на истинный путь. Эту «поэтику» знает сегодня большинство, ее можно услышать повсюду, на улице, рынке, в транспорте и т.п. Также, по мнению писателя, в ссоре побеждает тот, кто расположен выше относительно ругающего. По крайней мере, писатель несколько односторонне раскрывает психологию деревенских женщин.

Исторические темы в повестях

Стиль таджикских писателей в период независимоти формируется взаимосвязанно со временем, важно здесь и влияние традиционных стилей. Также обстоятельства периода независимости повлияли на процесс художественного переосмысления, прежде всего, на стиль новых произведений, должных соответствовать духу и потребностям времени. Поэтому, повести периода независимости до некоторой степени отличаются стилем, тематикой, мотивацией вопросов и выводами писателей.

Следует отметить, что стиль известных повестей периода независимости является реалистическим. Основными принципами, которыми руководствуются писатели, являются выбранные ими методы. Художественные методы, такие как реализм, романтизм, сентиментализм, также влияют на жанрово-стилистические особенности творчества писателя.

Романтизм (от французского слова Romantisme), по мнению Ф. Шеллинга - это метод художественного творчества, основу которого образует изображение бытия не таким, каким оно является, а таким, каким оно должно быть. Романтизм на Востоке, в том числе в персидско-таджикской литературе, сформировался на основе неудовлетворения неблагоприятной реальностью феодального периода, строем и реакционной политикой земледельцев. Источником реализма является субъективизм, в рамках которого основное значение имеет художественное размышление [72, 64]. Однако в повести методы романтизма, основанные на субъективизме, встречаются относительно редко.

В период независимости реализм перешел на новую ступень преобразований, имеющую тесную связь с народными ценностями и гуманизмом, считающуюся основой творчества передовых писателей. Реализм в литературе и искусстве является творческим методом, в рамках которого события отражаются реально, посредством образов, изображений, типизации и индивидуальности жизненных событий [72, 54]. В повестях периода независимости реализм занимает большое место, в частности, разносторонний реализм отмечается в творчестве Сорбона. В созданных Сорбоном повестях, реализм смешивается с методом художественного воображения, размышлением, психологическим методом и обсуждением.

Следуя за размышленими и воображением своих героев, в качестве основного предмета своих произведений писатель выбирает реализм. К этой категории можно отнести, например, повести «Пиндор» 1996, («Догадка»), «Фочиахои даду дом» 2008, («Трагедии хищников и травоядных»), «Санам» 2010.

Сборник «Одинокий мужчина» (2003) состоит из несколько неравных по объёму повестей, и повесть «Пиндор» («Догадка») является одной из них. В предыдущей главе мы уже рассматривали данную повесть в контексте описания темы войны, здесь же мы разберем авторский стиль. В повестя ярко выражен психологический момент, на основе идейно-художественных особенностей, автор отображает состояние и психологическую зависимость главных героев.

Таким образом, как уже было отмечено выше, стиль писателей в беллетристике периода независимости развивается в связи с событиями эпохи и писатель творчески изображает психологическое состояние героев. Следует отметить, что автор раскрывает душевное состояние героев в ходе событий и их осмысления.

Повесть целиком посвящена описанию душевного состояния совершеннолетной девушки Парвоны, которой в раннем возрасте пришлось переосмыслить свои жизнь и судьбу. Стиль автора проявляется при его попытке передать переживания и страдания Парвоны при осмыслении напряженной обстановки не только в семье, но и в стране. Разлад в семье и развод родителей стал большой трагедией для Парвоны. Так, например, душевное состояние Парвоны описывается следующим образом: “Из-за плохого настроения, она не воспринимала урок, не смогла ответить на вопрос учителя... -Что с тобой Парвона? Ты была лучшей ученицей! - Не могу ответить и на этот вопрос учителя. Как же трудно жить!» [146,12]. Также она пытается понять душевное состояние своей матери: « - Мама, я не знаю, кто из нас больше страдает. - За что ты страдаешь? - Что хуже: безотцовство или остаться без мужа?» [146,14]. Размышления Парвоны писатель постепенно отображает не только в семье, но и в среде, полной событий, в напряженной обстановке, прежде всего в школе, где она училась, и испытывала унижения по отношению к себе, обсуждения и разговоры за ее спиной не давали ей покоя. В целом, в связи с происходящими событиями, у нее возникали все новые и новые размышления: «Учусь в восьмом классе. Сколько же я размышляла над сплетнями и шушуканием одноклассников. Но, ничего не ясно, все это только мои предположения. Дома думаю, в школе также, только по поведению и шушуканью одноклассников догадываюсь, что говорят обо мне. Но, учительница рассеивает мои сомнения» [146,14].

Таким образом, писатель посредством изображения мыслей и натуры героев, анализа событий повести проявляет идейно-художественные особенности своего стиля.

Особый стиль Сорбона отображен также в следующей его повести «Спитамен». Все события повести писатель изображает в процессе размышлений своих персонажей, в том числе главного героя Шубона. Отличительной чертой стиля Сорбона является то, что события освещаются героями мысленно, от начала до конца произведения, реже наблюдается монолог, то есть в настоящее время в творчестве Сорбона на высоком уровне находиться субъективизм.

Язык и способы его изложения в повестях

В течение 20 лет независимости таджикские писатели создали повести в различных направлениях и стилях. Учитывая факторы последних лет, повлиявшие на формирование и развитие жанра повести, нами была предпринята попытка рассмотреть и проанализировать жанр повести в период независимости, разбив общий массив исследуемого материала по тематике.

Изображение деревенской жизни: Ф. Ниязи - «Гул ва пахта» («Хлопок и цветок») и К. Мирзо «Нишони зиндагй» («Знак жизни»), «Гамро намефурушанд» («Печаль не продается») Зулфия Атой, «Шахдрези садо» («Сладкозвучный голос»), А. Самадов, «Як рузи хазонрез» («В день опавших листьев»), Иноят Насриддина, «Тавба» («Покаяние») Маруфа Бабаджана, и т.п. В 90-е годы, когда разгорелась братоубийственная гражданская война, и литераторы обратились к теме деревенской жизни в советское время. Целью писателей было показать то, что в тех местах, где шли бои, ранее люди плодотворно трудились, накапливая своей созидательной и мирной борьбой материальные и духовные ценности, а современное поколение их беспощадно уничтожает. Здесь мы наблюдаем интерес писателей к художественному анализу морально-нравственных проблем общества.

В целом в период независимости «деревенская тема» является традиционной темой писателей. Следует отметить, что деревенская тематика отличается от советского периода, и это различие, прежде всего, связано с крупными социально-политическими и культурными переменами периода независимости. Проблемы после гражданской войны постепенно расширяли общественные функции, тематические границы и общественные мысли деревенской повести периода независимости. По нашему мнению, писателям следовало бы направить основное внимание на познания человека, внутренние его состояние при тяжелом физическом и моральном давлении последних лет событий.

Изображение социально-нравственных тем наблюдается в повестях Болта Ортика – «Юсуфи Самаранд» («Самаркандский Юсуф»), Бахманёра – «Дуди хасрат» («Дым печали») и «Заринаи зарнигор» («Золотая Зарина»), Юсуфа Акобира – «Шари хусур» («Город тестя»), Саидахмада Зардона – «Плефта», Мирзо Насриддина – «Хирмани схта» («Обгоревший ток»), Раджаба Мардона – «Оташи дил» («Огонь сердца»), Кароматулло Мирзо – «Нишони зиндагї» («Знак жизни»), Сипехра Хасанзода – «Офтобо, ба уруб марав» («Не закатись, солнце, за горизонт»), Насима Раджаба - «Иши духтари яудї» («Любовь еврейской девушки»), Саттора Турсуна – «Санг дар баал ба тфон», «асрат» («С камнем в груди в бурю» и «Печаль»), Абдулхамида Самадова – «Шадрези садо» («Сладкозвучный голос») и «Майдони савдо» («Поле торговли»), Зарифа Гулома «Фолбин» («Колдун»), Шерали Мусозода – «Одам будан мехохам» («Хочу быть человеком») и в ряде других.

Следует подчеркнуть, что авторы отмеченных повестей, в ходе воспроизведения политических событий конца ХХ века, подвергли художественному анализу ряд конфликтных тем социального и нравственного характера. Эти повести с точки зрения структуры и содержания, а также гражданской позиции писателей, обогатили основные направления современной таджикской прозы. Они имели определенное влияние на дальнейшее развитие таджикской прозы периода независимости.

В принципе жанр повести, посвященной социально-нравственным темам, в современной таджикской литературе получил развитие после 2000 года. Несмотря на такие повести, где присутствует определенное стремление к сенсационности, в целом, писатели отображают события реалистично. В повестях, написанных в период независимости, как у опытных писателей, так и у молодых, в общем, наблюдаются новое видение проблемы, упорные литературные изыскания, широта стиля и глубокое проникновение в тему.

Отражение трагедии гражданской войны. Тема гражданской войны отражено в повестях Абдумалик Бахори – «иссаи Нодир» («Приключения Нодира») (1995), «Марди мастур» («Целомудренный мужчина») (1997), Сорбон «Пиндор» («Догадка») (1996), Мирзонасриддин – «Шаби душвор» («Тяжелая ночь») (2002), Кухзод – «Се раакї аз се изб» («Три путника из трех партий»), Убайдулло Мурод – «Дервиш» (2003), Шерали Мусо – «Тулъ дар уруб» («Восход на закате»), Ато Хамдам – «Оби зери ях» («Вода подо льдом»), Равшан Махсумзод – «Лави сангин» («Каменная плита»), Мирзо Саттор – «Нолаи хомш» («Тихий плач»). Так как эти повести посвящены в основном одной тематике, естественно, что в их стиле, приемах создания образов, структуре, использовании художественных форм и методов наблюдаются общие черты. Через антитезы, столкновения мнений и взглядов людей, писатели пытаются раскрыть причины трагедии, выпавшей на долю таджикского народа.

Тами образом, в повестях, посвященных гражданской войне действие в основном развивается в сложном переплетении и противодействии. В течение двух десятилетий после приобретения независимости Таджикистана, писатели пытаются реально в своих произведениях отобразить трагичность братоубийственной гражданской войны, драматические ситуации и последствие войны. Однако до сих пор в таджикской литературе не создано произведения, которое бы полностью изображало эмоциональное воздействие, естественность происходящего, столкновение сторон, народную скорьб, потери, переживания, реальные события. Еще не создан тот образ, герой, который побуждал бы человека активно противодействовать против зла направленный против собственного народа.

Похожие диссертации на Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости