Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературно-исторические предпосылки создания "Хамсы" ("Пятерицы") Амир Хосрава Дихлави Яздони Сусан Заргамали

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яздони Сусан Заргамали. Литературно-исторические предпосылки создания "Хамсы" ("Пятерицы") Амир Хосрава Дихлави: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Яздони Сусан Заргамали;[Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2013

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Амир Хoсрав Дихлави (1253-1325) считается первым крупным успешным поэтом в истории персидско-таджикской литературы, создавшим «Хамсу» (Пятерицу), как поэтическое подражание одноименному произведению великого Низами Гянджави. Эта работа принесла Амиру Хосраву большое признание и авторитет, его поэтическая разработка – назира - вошла в устойчивую традицию литературы не только персоязычных, но и остальных народов мусульманского Востока. Благодаря этому до настоящего времени создано более сорока «Хамсы». По нашему мнению, ввиду именно этого обстоятельства, в дальнейших исследованиях следует выйти за рамки, так называемого, «низомиведения» и приступить к изучению «хамсаведения», при этом, прежде всего, уделять особое внимание творческой личности Амира Хосрава Дихлави, как пионера в этой области.

Творчество Амира Хосрава Дихлави имело существенное влияние на деятельность ряда его подражателей, и такое положение дел, несомненно, является свидетельством высоких достижений этого художника слова в развитии и совершенствовании данной поэтической литературной формы. Не следует забывать и того, что новая версия «Хамсы» Амира Хосрава создана в другое время, в другой географической местности и в ином культурном пространстве, вдалеке от исторической родины персидского языка - на Индийском субконтиненте. С этой точки зрения, исследования «Хамсы» Хосрава Дихлави представляет особый интерес тем более что появление этого произведения, несомненно, повлияло на развитие персидского языка и персоязычной литературы Индии. Кроме этого, «Хамса» Амира Хосрава обладает особой значимостью с точки зрения композиционного строя, некоторых элементов фабулы, яркости изложения мыслей, и, вместе с тем, простоты речи, наполненной глубоким этическим и философским содержанием. Исходя из этого, специальное исследование литературно-исторических предпосылок создания «Хамсы» Амира Хосрава позволяет выявить эпическую широту его поэм, установить степень тенденциозности и новаторские поиски поэта. В этой поэтической форме поэт предстает не только как подражатель, но, прежде всего, как создатель произведения эпического размаха, добившийся синтеза мысли и чувств, глубины социально-нравственных обобщений. Однако, следует констатировать, что невзирая на всю значимость «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави, с точки зрения новаторства, многоплановости и широты содержания, это произведение до сих пор не стало предметом глубокого и всестороннего исследования.

Степень изученности темы. С давних времен внимание многих востоковедов было приковано, в основном, к легендам о Хосраве и Ширин, а также к приключениям Искандера и их сравнительному изучению в «Шах-намэ» Фирдауси и «Хамсе» Низами. Известный иранский литературовед А.Зарринкуб в исследовании «Старец Гянджи» (Пири Гана») провел историко-критический анализ поэм (дастанов) Хамсы» (16). Русский ученый-востоковед И.Ю.Крачковский в своей работе «Ранняя история повести о Меджнуне и Лейли в арабской литературе», на основании критического исследования известных древнейших письменных памятников, выявил истоки происхождения поэмы о Меджнуне (17) .

Х.Зулфикори в статье «Семь красавиц» и его назиры» («афт пайкар» ва назираои он»), М. Махджуб в статье «Сокровищница тайн и его назиры», Растагор Фасои в статье «Традиция создания Хамсы в персидской литературе» («Хамсасарої дар адаби форсї») осуществили сравнительный анализ отдельных поэм «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави с некоторыми поэмами «Хамсы» Низами. Важно отметить, что во всех вышеназванных исследованиях главное внимание было заострено на анализе «Хамсы» («Пятерицы») Низами и лишь изредка в них вкратце также высказываются суждения относительно «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави. А известный таджикский ученый М.Бакоев в своей книге «Жизнь и творчество Хосрава Дихлави», лишь косвенно затрагивал тему нашего исследования. А ведь создавая «Хамсы», Амир Хосрав прибегал к помощи богатых письменных и устных сказаний туземных народов Индии. С учетом всего этого, наше внимание было сконцентрировано на исследовании всех деталей и подробностей литературно-исторических источников Хамсы. В диссертации литературно-исторические источники поэм «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави рассматриваются в сравнительно-типологическом аспекте с историческими источниками сказочно-исторических поэм «Лейли и Меджнун», «Ширин и Хосрав», а также опираясь на исторические корни поэмы об Искандере (Александре). Художественные особенности поэм «Хамсы» Амира Хосрава, которые анализируются в данной диссертации, с учетом их источников, придают этой работе особое значение.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является тщательное и скрупулёзное исследование истоков вдохновения Амира Хосрава в создании «Хамсы», с учетом наличия средневековой теории канона или устойчивого традиционализма классического периода развития литературы, и определение места поэта, создателя назиры, в персидско-таджикской литературе. Для достижения поставленной цели возникла необходимость решения нижеследующих задач:

- определить тематические и структурные сходства «Хамсы» Амира Хосрава с «Хамсой» Низами;

- выявить степень творческой преемственности и заимствования Амира Хосрава в построении сюжетных линий поэм своей «Хамсы» по отношению к поэме «Хамсы» Низами;

- установить исторические и литературные источники создания «Хамсы» Амира Хосрава;

- выявить внесенные поэтом изменения в оценку личности Александра;

- определить новаторские поиски поэта в поэме «Хашт бехишт» («Восемь раев»);

- рассмотреть, насколько широко Амир Хосрав Дихлави использовал в поэмах «Хамсы» народные легенды, предания и мифы.

Выявляя некоторые изменения в «Хамсе» Амира Хосрава Дихлави, в частности таких сюжетных линий, как картины моря, погружение Александра в его пучины, устрашающий вид Александра в морских глубинах, а также явление русалки, мы аккумулировали свое внимание на раскрытии мистических размышлений исследуемого поэта и определили его самобытность.

Методологически исследование базируется на рассмотрении как традиционных поэтологических представлений арабских филологов, так и результатов исследований современных ученых касающихся понимания принципов создания назиры в литературе средних веков (И. Ю. Крачковский, Е.Э.Бертельс, Ж.К. Ваде, Н. Ворожейкина, Н.И.Пригарина, М. Л. Рейснер, В. И. Брагинский, Е. А. Гуревич).

Совмещение традиционной точки зрения, взгляда «изнутри», в частности работы А. Зарринкуба (16), с позицией современного литературоведения, обеспечивает необходимый историзм, позволяет более адекватно интерпретировать рассматриваемую проблему и делать важные теоретические выводы о новаторских особенностях «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави и развитии назиры в персидско-таджикской поэзии в целом.

Научная новизна исследования. В настоящей диссертации впервые в монографическом плане исследованы место и роль литературно-исторических источников «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави и в процессе работы раскрыто новаторство поэта в этой форме поэтического литературного подражания. На основании всестороннего анализа содержания и стиля поэм Амира Хосрава Дихлави, вошедших в его «Хамсу», было выявлено, что поэт, внося незначительные изменения в сюжетную линию таких известных поэм, как «Меджнун и Лайли», при этом добивался совершенно иной трактовки самой идеи и смысловой нагрузки произведений, наполняя их мистическими мотивами. В поэме «Оина-и Искандари» («Александрово зеркало»), заимствовав основную сюжетную линию у Низами, он использовал ее для выражения своих мистических размышлений. Так, в этой поэме Александр олицетворяет собой суфия, который, отказавшись от материальных благ и пройдя этапы подвижнической аскетической жизни и тленности в реке Истины (Хак), достигает божественной вечности. Вследствие проведенного нами исследования, определяется, что в поэме «Восемь раев» Амир Хосрав Дихлави также обращался к богатой сокровищнице древних народных сказаний и легенд, использовал их сюжеты и содержание для выражения своих мистических помыслов, напрямую касающихся проблем его времени.

Научная и практическая значимость настоящей работы обусловлена тем, что она является первым в иранском и таджикском литературоведении комплексным исследованием «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави. Дает научное осмысление поэтической лексики, стиля и языка «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави, его новаторским поискам в разработке традиционных сюжетов, в сравнительном аспекте с «Хамсой» Низами. В данной работе при анализе поэтических текстов впервые в отечественной литературоведческой науке исследованы стилистические особенности «Хамсы» Амира Хусрава Дихлави, в контексте его мистических размышлений. Диссертация может служить в качестве важного источника исследования истории становления и развития хамсотворении (пяти поэм-маснави одного автора).

Научная и практическая значимость диссертации объясняется также и тем, что, по причине 30-летнего перерыва в издании «Хамсы» Амира Хосрава Дихлави, а также недоступности этого произведения, как учебного материала в школах и университетах, данное исследование, проведенное с опорой на литературно-исторические источники, может заполнить образовавшийся пробел в вузовском и школьном образовании.

Источниками исследования послужили пять поэм «Хамсы» Амира Хосрава: «Матла`ул-анвор» (Восход озарения»), «Ширин и Хосрав», «Маджнун и Лейли», «Оина-и Искандарї» («Александрово зеркало») и «Хашт бехишт» («Восемь раев»). С целью показать литературно-исторический путь поэм, в исследовании были использованы такие литературные источники, как «Шах-намэ» Фирдоуси, «Хамса» Низами и «Дараб-намэ» Тарсуси, также исторические книги: История Табари, Саолиби, Ибн ал-Асир, Якуби, а также книги «Фарс-намэ», «Ал-агони» и в разделе рассказы: «Собрание рассказов» Ауфи, «Калила и Димна» и «Марзбан-намэ».

На защиту вынесены следующие положения:

1. Тематическое и структурное сходство «Хамсы» Амир Хосрава с «Хамсой» Низами.

2. Вопросы творческой преемственности и заимствований Амира Хосрава в деле построения сюжетных линий поэм своей «Хамсы» из поэм «Хамсы» Низами.

3. Исторические, литературные и фольклорные источники создания «Хамсы» Амира Хосрава.

4. Новаторские поиски Амира Хосрава в поэмах «Хамсы» и его поэтическое мастерство с точки зрения формы и содержания.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (5-го февраля 2013 г., протокол № 9). По материалам исследования были сделаны научные доклады и сообщения на традиционных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета (2009-2012). Основные положения диссертации изложены в одной книге и ряде статей автора, опубликованных в научном журнале ТНУ и других иранских изданиях, список которых приведен в конце автореферата.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.