Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Федунов Сергей Николаевич

Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы
<
Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федунов Сергей Николаевич. Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Федунов Сергей Николаевич; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2008. - 169 с. РГБ ОД, 61:08-17/104

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Сложение Строгановской школы проектного мастерства в области художественной обработки металла в контексте развития художественной промышленности .

1.1 . Становление художественно-промышленного образования в России. 1825 -1860 гг . стр. 16

1.2 Роль Строгановского училища в развитии «Русского стиля» второй половины XIX века. стр. 29

Глава II Стилистические особенности художественного металла Императорского Строгановского училища начала XX века

2.1. Организация учебного процесса и развитие мастерских по художественной обработке металла в Строгановском училище в начале XX века . стр. 54

2.2. Основные стилеобразующие принципы и технологические особенности в художественном металле Строгановского училища начала XX в . стр. 67

Глава III Значение Строгановского училища в развитии ювелирной промышленности в России на рубеже XIX - XX столетий .

3.1. Строгановский художественный металл на Международных и Всероссийских выставках конца XIX - начала XX вв. стр. 95

3.2. Участие училища в художественно-промышленных конкурсах в кон. XIX - XX вв. стр. 117

3.3. Влияние Строгановского училища на развитие ювелирной промышленности России на рубеже XIX - XX веков. стр. 123

Заключение стр. 131

Примечания стр. 135

Библиография стр. 148

Введение к работе

Художественный металл второй половины XIX - начала XX вв. -одна из ярких страниц в истории русского искусства, ознаменованная созданием и развитием отечественной ювелирной промышленности, поиском и утверждением самобытного национального стиля.

В настоящее время, когда возрос интерес к изделиям Строгановского училища XIX - начала XX вв., как к ценному объекту искусствоведческого анализа, представляющему самостоятельную тему в общем русле отечественного искусства, данная работа имеет научное и практическое значение. Это исследование становится тем более важным, что Строгановское училище оставило значительный след в истории русской культуры, выработав особую систему подготовки проектировщиков и мастеров, создав неповторимые изделия, которые являются «золотым» вкладом в историю декоративно-прикладного искусства и составляют уникальную часть музейных и частных коллекций.

Художественные изделия Строгановского училища в основном представлены в отечественных и зарубежных частных коллекциях. Не смотря на то, что в музеях сохранилось незначительное количество экспонатов, что представляло трудность в работе над данной темой, в данном диссертационном исследовании собран богатый и уникальный материал по истории художественного металла. Зачастую, среди богатства и многообразия произведений прославленных фирм конца XIX -начала XX вв., изделия Императорского Строгановского училища оставались в тени, хотя эти вещи дают обширный материал для осмысления национального художественного наследия, в которых с исключительной силой и самобытностью проявился талант и мастерство преподавателей и учеников.

Произведения художественного металла Строгановских мастерских не имеют широкой известности, скупо представлены в экспозициях отечественных музеев, практически отсутствуют в иконографическом

4 материале и искусствоведческих исследованиях по проблемам становления и развития художественного металла в России. Однако, обратившись к этому материалу, который сохранился в архивах, музейных и частных коллекциях, убеждаешься в его ценности. Несомненно, высокое художественное качество Строгановских изделий из металла, свидетельствует о ярком своеобразии этой области искусства.

Несмотря на то, что по художественному металлу в России имеется достаточно обширная литература, произведения Строгановских мастерских затрагиваются недостаточно глубоко. Специальных исследований, посвященных металлу Строгановского училища, в отечественном искусствознании до настоящего времени не проводилось, вместе с тем имеющийся архивный, иконографический и фактологический материал позволяет раскрыть эту тему.

Одним из первых капитальных исследований, в области изучения ювелирного искусства, была вышедшая в свет в 1967 году работа четырех авторов: Т. Г. Гольдберга, Ф. Я. Мишукова, Н. Г. Платоновой, М. М. Постниковой-Лосевой «Русское золотое и серебряное дело XV—XX вв.» Появление этой книги было событием для специалистов, занимающихся изучением художественной обработки металла, в которой было опубликовано 2600 клейм, указатели и типологические словари предметов золотого и серебряного дела. Благодаря этому, музейные работники, ученые и коллекционеры смогли использовать этот бесценный материал, не имеющий аналогов, для атрибуции ювелирных изделий XV—XX вв. В данном исследовании содержались сведения о мастерах, мастерских и отдельных центрах ювелирного дела в России.

В тот же период было закончено исследование Б. Л. Ульяновой, посвященное русским серебряным изделиям Москвы и Петербурга второй половины XIX — начала XX в., где были рассмотрены мастера, мастерские, фабрики, фирмы, имевшие мировую известность, чьи изделия привлекают

5 внимание музеев и коллекционеров. Однако, в книге не упоминаются мастерские Строгановского училища.

В 1974 году была закончена работа М. М. Постниковой-Лосевой «Русское ювелирное дело, его центры и мастера XVI—XIX вв.», явившаяся значительным событием в искусствоведческой науке. Эта книга содержала характеристики художественных центров золотого и серебряного производства в России. В ней были опубликованы материалы о мастерских, и персоналии мастеров, даны их стилистические характеристики и историко-художественные обобщения закономерностей развития ювелирного дела за период XVI—XIX вв. К сожалению, изделия Строгановских мастерских, в этом серьезном исследовании не освещаются.

В 1995 году было издано обобщающее капитальное исследование коллектива авторов Государственного Исторического Музея М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б. Л. Ульяновой «Золотое и серебряное дело XVI—XIX вв.» В этой грандиозной работе была рассмотрена история создания и развития ювелирных мастерских и фабрик России, своеобразие и стилистические особенности выпускаемых изделий, их технико-технологические характеристики. Особое значение в данном издании отводилось созданию указателя клейм мастерских и фабрик по всей России за большой исторический период. В этом ценном издании существует упоминание о мастерских Императорского Строгановского училища, опубликованы клейма ставившиеся на этих изделиях, что позволяет утверждать об их уникальности и музейной ценности.

Для выявления тенденций развития ювелирного искусства в России второй половины XIX — начала XX веков автором диссертации были изучены иллюстрированные альбомы собраний художественного металла музеев России, в которых опубликованы редкие музейные произведения не всегда доступные для просмотра.

Альбом «Русское серебро XIV - начала XX веков», подготовленный коллективом научных сотрудников Государственных музеев Московского Кремля, представляющий большой научный интерес, в котором отражены ранее не публиковавшиеся произведения из фондов Оружейной палаты, ризниц кремлевских соборов и церквей, и из других монастырей и городов России. По этим работам можно проследить основные направления развития русского серебряного дела от XIV до начала XX века.

Альбом из фондов Государственных музеев Московского Кремля в значительной степени дополняет вышеперечисленные исследования русского серебряного дела, в котором помимо иллюстративного ряда лучших произведений фирм и фабрик начала XX века отражены и работы менее известных мастеров. Научные сотрудники музеев Московского кремля проделали большую работу по уточнению ранее неизученных художественных произведений с точными датировками, историческими надписями, и клеймами. И что наиболее ценно в альбоме воспроизведен, обширный материал отражающий ювелирное искусство «русского стиля» и стиля модерн, а среди опубликованных работ находятся, представляющие интерес для диссертанта, футляр с Евангелиями Императорского Строгановского училища и лампада Ф.Я. Мишукова.

Яркую картину развития изучаемого периода дает альбом «Русское серебро: вторая половина XIX - начала XX века» из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), в котором повествуется и наглядно отображаются наиболее ценные коллекции музея.

Представляет значительный интерес исследование 3. Бернякович «Русское художественное серебро XVII-начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа». Большой вклад в исследование художественного металла второй половины XIX — начала XX веков внесли Гольдберг, СЯ. Коварская, И.Д. Костина.

Для выявления тенденций развития ювелирного искусства в России второй половины XIX — начала XX веков автором диссертации были изучены научные статьи и монографии специалистов русского золотого и серебряного дела данного периода: Г.Г. Смородиновой, Т.Н. Мунтян, В.В. Скурлова, М.Лопато, Г.Медведевой.

Крупным явлением искусствоведческой мысли 20-х годов XX века стала книга А.А. Федорова-Давыдова «Русское искусство промышленного капитализма». В ней впервые сделана попытка проанализировать формально-стилевые особенности модерна в общем контексте развития новейшего искусства начала XX века. Автор обращает внимание на общность стилеобразования в разных видах искусства и выявляет его живописную тенденцию. Через пристальный анализ формы раскрывается сложная противоречивая природа стиля модерн и его генезис, восходящий к живописи.

До сегодняшнего дня книга А.А. Федорова-Давыдова - одно из фундаментальных исследований искусства модерна, в котором проблема стиля рассматривается с формологических позиций, правда не свободное от некоего налета социологии 20-х годов (кстати, легко отчлеиимой здесь от объективной сути). Однако взгляд на проблему стиля только через призму живописи заключает в себе неизбежное самоограничение и ошибки.

Наиболее значительный вклад в изучение искусства середины XIX -начала XX вв. внесла Е.И. Кириченко - автор многих книг и статей, которая впервые обратила на русский стиль и модерн в России широкое общественное внимание.

Г.Ю. Стернин в книге «Художественная жизнь России в кон. XIX - XX вв.» очерчивает круг явлений, составляющих художественную жизнь России конца XIX - начала XX веков. Работа состоит из ряда очерков, которые по замыслу автора, должны осветить русскую художественную жизнь тех лет с разных характерных сторон. Г.Ю. Стернин - один из первых, кто после долголетнего забвения модерна, вернулся к исследованию его проблематики,

8 особенно если учитывать, что эту проблематику он прилагает и к архитектуре, и к изобразительному искусству. Исследователь стремится не только к характеристике самого стиля как такового, но и раскрывает историко-культурную ситуацию, в которой он закономерно возникает. Автор раскрывает целый веер проблем, совокупность которых складывается в целостную характеристику эпохи и стиля.

Нельзя не отметить ряд программных работ Е.А. Борисовой, много занимавшейся исследованием неорусского стиля и его взаимосвязей с модерном. Общие вопросы стилистического развития конца XIX - начала XX века были рассмотрены в фундаментальных работах Д.В. Сарабьянова.

Важной теоретической базой выступили искусствоведческие и культурологические материалы о русском искусстве середины XIX - начала XX вв. В частности, это работы: А.А. Федорова-Давыдова, Е.И. Кириченко, Г.Ю. Стернина, М.В. Нащокиной, Е.А. Борисовой, Т.П. Каждан, В.В.Кириллова, А.Л. Пунина, Д.В. Сарабьянова, Н.Ф. Хомутецкого. Их работы определили круг творческих проблем художественной промышленности времени эклектики и модерна, предложили общие принципы подхода к ней и интерпретацию обобщенных закономерностей развития.

Другим блоком изучаемой литературы для исследования данной темы были публикации, посвященные Строгановскому училищу. Об истории Строгановского училища существует единственная монография Е.Н. Шульгиной и И.А. Прониной «История Строгановского училища», в которой собраны, систематизированы и обобщены документальные и исторические материалы, отражающие деятельность этого прославленного учебного заведения, за дореволюционный период существования.

В книге, также, приведены воспоминания учащихся Императорского Строгановского училища, а впоследствии выдающихся художников, педагогов, деятелей искусств уже советского периода, что является

9 несомненным достоинством данного издания, ведь в настоящее время все эти люди уже прервали свой жизненный путь.

Автором диссертации было изучено крупнейшее исследование, доцента Московского университета, историка А.Ф. Гартвига, изданное в 1901 году к 75-летнему юбилею училища - «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», которое охватывает период с 1825 года, момента основания по 1860 год, время преобразования Школы в «Строгановское училище технического рисования», перового и единственного в России в течении долгого времени учебного заведения художественно-промышленного направления.

В данном издании указываются задачи и цели, которыми руководствовалась Строгановская школа технического рисования, а так же рассматриваются вопросы общего и специального образования, проблемы развития станкового и прикладного искусства, вопросы развития общества. Автор «Посвящая настоящий труд Строгановскому училищу, надеялся внести свою посильную лепту в дело распространения художественного образования в России». (1)

Вместе с тем, следует отметить авторов, занимающихся историей Строгановского училища: Т.Л. Астраханцева В.М. Зубец, А.В. Трощинская, Н.И. Вихарева, В.И. Ивановская, П.Н. Исаев.

Существенную роль в изучении истории Строгановского училища рассматриваемого периода сыграли художественные журналы, издаваемые в середине XIX - начале XX века: «Зодчий», «Архитектурный мир», «Мир искусства», «Искусство строительное и декоративное», «Всемирная иллюстрация», «Художественные сокровища России», «Светильник», «Архитектурный музей», в которых были опубликованы статьи, отражающие состояние современного искусства, материалы, посвященные Международным и Всероссийским выставкам, конкурсам по художественной промышленности. Одним из ведущих являлось ежемесячное иллюстрированное издание Императорского общества поощрения художеств

10 в С.Петербурге «Искусство и художественная промышленность», которое было призвано «не только «содействовать успехам художественных произведений в России, поощрять дарования русских художников, распространять художественное образование среди ремесленников», но и «вообще способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества», между прочим - устройством выставок повсеместно и выпуском художественных изделий в свете». (2)

В публикациях и художественной хронике журнала «Искусство и художественная промышленность» достаточно часто упоминается деятельность Строгановского училища, по которой можно проследить развитие его педагогической системы, и вместе с этим, по опубликованным проектам и фотографиям изделий, выполненных в мастерских, судить о стилистических пристрастиях педагогов и учеников.

К существенным публикациям о Строгановском училище относятся: сообщения директора училища В.И. Бутовского в книге «О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности» (1870), его вступительная статья в альбоме «История русского орнамента» (1870), статья Москвича «Строгановское училище технического рисования в Москве» (в журнале «Искусство и художественная промышленность» 1899), статья «Русское прикладное искусство и Строгановское училище в Москве» (в ежегоднике «Московский архитектурный мир», 1912).

Важным дополнением к исследованию являются отчеты и рецензии с Международных и Всероссийских выставок конца ХГХ - начала XX вв., на которых Строгановское училище принимало активное участие, а также опубликованные Отчеты Строгановского училища за 1900, 1909 - 1910 гг., 1913-1916 учебные годы.

Фактический и иллюстративный материал по истории Строгановского училища дореволюционного периода плохо сохранился, а в ряде случаев оказался безвозвратно утраченным. В музее и библиотеке МГХПУ

сохранились немногочисленные фотографии изделий мастерских по художественной обработке металла и фотографии с выставок начала XX века: в С-Петербурге 1908 г., в Турине 1911 г., в Киеве 1913 г., которые воспроизводят работы учащихся исследуемого периода.

Среди опубликованных законодательных актов, определяющих
деятельность учебного заведения: «Положение о Строгановском

Центральном Училище технического рисования в Москве» от 2 марта 1892 года, «Положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министерства Финансов» от 10 июня 1902 года, Устав училища 1902 года.

Труды перечисленных авторов, периодические издания рубежа веков и документальные материалы, помогли определить самобытность художественного наследия Строгановского училища, приблизиться к пониманию специфики педагогического процесса, творческих работ преподавателей и учащихся, и убедительно показать весомость вклада уникального учебного заведения в культурное наследие России второй половины XIX - начала XX веков.

Объектом исследования являются художественные произведения и проекты, как результат творческой деятельности Строгановского училища, их стилистические и формообразующие принципы.

В данном исследовании использовался предметный ряд художественных изделий из металла Строгановского училища, сохранившихся до наших дней в государственных и частных собраниях, встречающихся в антикварной торговле, а также проекты и фотографии изделий, которые наиболее ярко выявляют основные концепции данного явления, продиктованные стремлением к поиску новых стилевых и декоративных композиций.

Предметом исследования стал процесс становления и развития Строгановской школы художественного металла.

12 Целью исследования является комплексное изучение художественных произведений Строгановского металла, как явления прикладного искусства и художественной культуры России второй половины XIX - начала XX вв. Основные задачи работы заключаются в следующем: собрать разрозненный материал по изделиям Строгановского художественного металла XIX - начала XX веков;

- определить специфические особенности Строгановского художественного
металла;

выявить характерные стилевые черты и особенности технологических приемов обработки металла в Строгановском училище, его атрибуции и ввести в научный оборот новые памятники декоративно-прикладного искусства.

сформировать целостное научное представление о значении подготовки специалистов Строгановского училища для развития отечественной художественной промышленности.

Метод исследования определяется характером темы и спецификой поставленных задач, требующих комплексного многоаспектного подхода. Основными являются историко-культурный и социально-исторический методы исследования процессов художественного развития декоративно-прикладного искусства в России. Особое значение в диссертации имел иконографический метод исследования произведений из металла конца XIX

- начала XX вв. В целях наибольшей убедительности изложения основных
проблем работы, автором использован сравнительно-типологический
принцип рассмотрения художественно-стилевых и технологических
особенностей Строгановского художественного металла. Большое
значение отводилось атрибуции малоизвестных произведений,
находящихся в частных коллекциях, которая предполагает рассмотрение
совокупности признаков, включающих особенности формы, декора,
технико-технологических принципов изготовления изделий.

13 Границы исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX - начала XX веков, время появления новых технологий, становления и расширения промышленного производства, подкрепленное широким спросом российского покупателя на золотые и серебреные изделия. На протяжении XIX века складывается и развивается Строгановская школа проектного мастерства, которая в начале XX века, с открытием мастерских, явилась стилеобразующей основой создания изделий из металла.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- Впервые художественный металл Строгановских мастерских
рассматривается как самостоятельный объект искусствоведческого анализа.

- Определяются основные стилеобразующие особенности
Строгановского художественного металла, как константы стилевых и
технологических традиций произведений одного из ведущих учебных
заведений России художественно-промышленного направления.

- В научный оборот введены ранее неизвестные предметы художественного металла, изготовленные в мастерских Строгановского училища;

- Данное исследование расширяет рамки искусствоведческого анализа
художественного металла Строгановского училища, как явления
декоративно-прикладного искусства и художественной культуры России
XIX - начала XX веков.

В исследовании обозначена роль Строгановского училища в подготовке выдающихся кадров - универсальных художников и мастеров, внесших большой вклад в развитие художественной промышленности России изучаемого периода.

Впервые в научный оборот введены архивные материалы и ранее не публиковавшиеся фотографии и документы.

- Собран и систематизирован обширный проектный материал
учащихся Строгановского училища начала XX в.

Практическая значимость исследования обусловлена его научной актуальностью. Материалы работы вводят в научный оборот большой блок исследований по технологии, истории, иконографии Строгановского металла, являющейся неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Это важно еще и потому, что на современном этапе развития искусствоведческой науки такие целостные подходы к материальной культуре необходимы для наиболее полного воссоздания общих художественных и мировоззренческих закономерностей, а также сохранения отечественного культурного наследия. Практическая значимость состоит в том, что разработанные для Строгановского художественного металла атрибуционные принципы, лежащие в основе исследования, могут быть использованы в музейной и реставрационной практике, выставочной деятельности, создании каталогов. Результаты работы должны стать серьезным подспорьем при чтении лекционного курса по истории русского декоративно-прикладного искусства, а также при подготовке специалистов - художников по металлу и дизайнеров.

Материалы и источники.

В ходе сбора материала были изучены коллекции художественного металла в экспозициях и в ряде случаев, в фондах Государственного Исторического музея, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного Эрмитажа, Музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного художественного музея-заповедника «Царицыно», Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПУ им. С.Г. Строганова, Музея Московского Архитектурного института и др.

Не менее важным источником для изучения Строгановского художественного металла явились антикварные магазины и салоны в Москве и Санкт-Петербурге, частные коллекции.

В ходе работы использовалась база данных международной сети Internet, благодаря которой была получена информация о Строгановском металле, находящемся в отечественных музейных и частных коллекциях, в антикварной торговле.

Диссертационное исследование было основано на архивных материалах, фондов РГАЛИ, ГНИМА им. А.В. Щусева, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, музея и библиотеки МГХПУ им. С.Г. Строганова и других архивохранилищ.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в докладе на конференции в МГХПУ им. С.Г. Строганова и в ряде научных статей. Также материалы диссертационного исследования отражены в методических и учебных программах на кафедре Художественной обработки металла МГХПУ им. С.Г. Строганова.

Становление художественно-промышленного образования в России. 1825 -1860 гг

С воцарением на престол Александра I начинается огромный патриотический подъем в России, который привлек внимание передовых слоев общества к русской культуре, к своему национальному искусству.

Создавались различные общества, изучающие родную историю и возрождающие русское наследие: «Общество Истории и Древностей Российских», задачей которого было издание исторических документов о России и оригинальных летописей (1804 г.); «Общество испытателей природы» (1804 г.); «Общество Любителей Российской Словесности» (1805 г.); «Общество соревнования медицинских и физических наук» (1805 г.); «Общество поощрения художеств» со школой и художественно-ремесленными мастерскими; «Общество помощи труду»; «Русское художественно-промышленное общество»; «Общество возрождения художественной Руси»; «Общество любителей древности» (впоследствии С.Г. Строганов был его председателем); «Общество Испытателей природы (также был председатель С.Г. Строганов).

В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. Учреждено множество учебных заведений: институты, училища, гимназии в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Ярославле, Казани, Харькове, Варшаве и других городах. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Петербургский, Харьковский, Казанский, Дерптский, Виленский. Открыто Министерство Народного Просвещения. Издаются книги российских авторов и печатается много переводной литературы.

Вместе с этим, на протяжении XIX века, все слои общества в России заботило создание отечественной художественной промышленности с ориентацией на свое историческое наследие. Этот вопрос стал первостепенной государственной важностью, для решения которого была направлена целая система мероприятий.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, было качественно новым моментом в развитии производственных сил. Российский рынок был заполнен товарами иностранного происхождения. Наряду с этим, на предприятиях работало много иностранных художников, что тормозило развитие отечественной промышленности. Громадный наплыв немецких ремесленников в Россию, при хорошей их технической подготовке, умении рисовать и аккуратности в работе, создал опасное соперничество для наших полуграмотных мастеров.

Чтобы изменить такое положение, необходимо было улучшить качество выпускаемых изделий, увеличить численность и повысить квалификацию российских рисовальщиков и мастеров, достичь высокого уровня выпускаемой продукции и конкурировать с иностранными производствами, а для этого требовалось создавать специальные учебные заведения, ориентированные на подготовку художников и рисовальщиков для мастерских и фабрик. К началу XIX столетия в русском обществе определилась потребность в художественном образовании настолько, что уже по инициативе самого общества возникали различного рода учреждения, имевшие целью удовлетворить эту потребность.

Одно из первых учебных заведений художественно-промышленного профиля была основанная в 1825 году (31 октября) графом С.Г. Строгановым «Школа технического рисования в отношении к искусствам и ремеслам» (3), . созданная по образу Парижской «Ecole du dessin», целью, которой было «доставление ремесленникам и торговым людям возможности улучшать свои изделия при содействии науки и искусства». (4)

«Граф справедливо полагал, что, по примеру просвещенных западноевропейских государств, необходимо и в нашем отечестве позаботиться о распространении среди ремесленников как общего образования, так и специального художественного, так как только при таких условиях можно рассчитывать на развитие природных творческих способностей и умение создавать самостоятельные национальные произведения, и только таким путем русская художественная промышленность достигнет высокой степени совершенства и будет содействовать росту народного благосостояния». (5)

Открытие графом С.Г. Строгановым бесплатной Школы рисования для ремесленников было значительным событием в деле распространения просвещения в массы московского населения. Это было началом нового этапа в истории развития систематического художественно-промышленного образования в России. «Основными предпосылками для создания Строгановской школы в Москве были: растущие эстетические требования общественности; повышение массового спроса на изделия художественной промышленности; усиление борьбы русских промышленников с иностранной конкуренцией». (6)

Строганов был уверен в том, что изменить ситуацию в российской художественной промышленности и избавиться от заселения отечественного рынка иностранными товарами, и зачастую не высшего качества, можно только улучшением качества собственных изделий. А для этого необходимо подготовить своих образованных рисовальщиков для производств, причем обучение начинать с малых лет.

Первоначально школа была рассчитана на 360 учеников, в возрасте от 10 лет. Занятия в каждом классе проходили всего два раза в неделю по два часа, а остальное время ученики работали на фабриках и в мастерских, то есть занятия проводилось без отрыва от производства. Весь курс обучения стоял из 6 лет. Со второго года начиналась специализация по определенному направлению декоративно-прикладного искусства, а последний год посвящали «ознакомлению с теми самыми предметами, которые должны войти в их ремесло». (7)

Каждый ученик избирает себе определенную специальность и, в зависимости от этого, посещает один из трех существующих классов. В 1-м классе изучали «черчение архитектурное и практическую геометрию, с зависящими от нее частями (рисование машин и пр.)». Во 2-м классе «рисование фигур и животных», необходимых для профессии художника, связанных с объемно-рельефными формами изделий (изготовление гипсовых украшений, бронзовых, золотых, серебряных и других подобных изделий). В 3-м «рисование цветов и украшений», мотивы которых использовались для фарфоровых, текстильных, обойных производств.

«Сие заведение имеет целью ремесленников, подмастерьев, мальчиков и детей бедных родителей (свободного и крепостного состояния) без всякой со стороны их платы, обучить начальным правилам практической Геометрии, Архитектуры и разным родам рисования, относящимся к Механическим искусствам, и через то доставить им средства самим собой, не прибегая к посторонней помощи, производить главныя свои ремесла с большей удобностью и совершенством». (8)

Организация учебного процесса и развитие мастерских по художественной обработке металла в Строгановском училище в начале XX века

23 февраля 1900 года в честь своего 75-летия, училище было переименовано в Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное Училище, покровительство над которым приняла Великая Княгиня Елизавета Федоровна (23 октября).

После утверждения нового устава 12 февраля 1902 года, в котором окончательно был узаконен принцип необходимости совместного теоретического и практического обучения, в Строгановском училище были открыты 18 основных мастерских, в том числе по художественной обработке металла, такие как: чеканная, монтировочная, эмалевая. В 1906г. гальванопластическая, а в 1909 ювелирная. Литейная была организована чуть раньше в 1900 г.

Для того чтобы приступить к непосредственных анализу произведений из Строгановского металла, необходимо ознакомиться с программой обучения в училище и художественно-ремесленных мастерских.

Устав училища 1902 года узаконил принцип необходимости совмещения теоретического и практического обучения, был введен диплом на звание художника-прикладника, который можно было получить только после окончания как общеобразовательного курса, так и изучения ремесленного дела во всех вновь образованных восемнадцати мастерских. «Только самое близкое знакомство учащихся с техникой производства может сроднить учащихся с избранной ими специальностью, может возбудить в них интерес и любовь к ней, и есть основание полагать, что при общем национальном подъеме, наблюдающимся к счастью сейчас в России, таким образом поставленная школа даст родине знающих и полезных деятелей, в которых столь нуждаются многие отрасли промышленности вообще, а художественной в особенности». (67)

Учебное заведение подразделялось на две части: школу, состоящую из первых пяти научных и художественных классов и мастерских, и само училище, состоящее из трех старших (шестого, седьмого, восьмого) научных, рисовальных классов и художественно-ремесленных мастерских. Занятия в учебно-ремесленных мастерских проходили от 8 до 10 часов в неделю, а также допускалась в них работа учащихся с 16 до 19 часов.

Воспитанники, окончившие курс художественно-промышленной школы получали звание ученого рисовальщика I или II степени, окончившие курс художественно-промышленного училища - получали звание художника I или II степени по прикладному искусству, с точным обозначением специальности. При этом в училище оставались только те учащиеся, окончившие курс школы со званием ученого рисовальщика I степени, которые проявляли в течении первого полугодия пребывания в VI классе значительные способности.

В основу деления училища на два уровня легла та мысль, что большинство учащихся, получив в первых пяти классах соответственное образование, были уже подготовлены для самостоятельной работы в промышленности в качестве рисовальщиков и исполнителей, хорошо ознакомленных с основами технического производства.

И только наиболее талантливые ученики могли посвятить себя дальнейшему обучению в Училище «для получения тех сведений и технических навыков, которые необходимы для художника по прикладному искусству, художника - творца, исполнителя и знатока - специалиста по избранному им отдела прикладного искусства». (68) Программа преподавания и в школе и в училище распределялась на три самостоятельных блока, прохождение которых было обязательным для всех учащихся - это общеобразовательный, художественный и практический.

К общим художественным предметам относится: творческое рисование, рисование с живой натуры, академическое рисование, рисование контуров, изучение стилей. А обучение в это время вели такие выдающиеся педагоги как: Андреев Н.А. - скульптуру; Барков И.В. - рисование контуров; Вишневский А.В. - акварель, рисование с живой натуры; Козлов Н.И. -творческое рисование; Манков С.К. - рисование с живой натуры; Ноаковский СВ. - история искусств, изучение стилей и композиция;

Специальные предметы школы и училища были разделены на 3 группы: живописную, скульптурную и архитектурную; первая группа состояла из декоративной живописи, эмали, ткачества, набивного дела, работы по стеклу, шитья, литографии; вторая - скульптуры, резьбы, чеканки, литья; третья -столярно-мебельного дела. По всем отделам прикладного искусства проходят следующие предметы: рисование с живой натуры и предметов обихода, изучение стилей, творческое рисование, композиция.

Композиция была одним из важнейших художественных предметов и преподавалась в следующем порядке: по всем специальностям задавались особые недельные, двух, трехнедельные и месячные программы, которые должны были исполняться учащимися VI класса обязательно в русском стиле, учащиеся VII и VIII классов - в произвольном стиле. В последнем, выпускном VIII классе за учебный год исполнялось всего четыре задания, два небольших, составляющие месяц, одно по заданию дежурного преподавателя, другая по собственному выбору; последняя выпускная работа - по заданию Учебного комитета.

Основные стилеобразующие принципы и технологические особенности в художественном металле Строгановского училища начала XX в

Рубеж XIX - XX веков — время, когда доминирует новый стиль модерн, характеризующийся независимостью от прошлых орнаментальных мотивов, полной самостоятельностью в решении формы и декора. Основополагающими становятся стилизованные природные формы, флоральные мотивы, одной из популярных тем в сюжетной линии становятся женские образы.

Пластичность металла хорошо использовалась в текучести орнаментальных форм модерна. Показывался сам материал, его фактура и цвет, выявлялись заложенные в нем декоративные возможности. Красота металла подчеркивалась контрастами его фактуры (матовой и полированной) с дополнительной отделкой тонкой гравировкой или объемной чеканкой и гармоничным сочетанием обладающих красивой цветовой гаммой драгоценных и полудрагоценных камней, перламутра, жемчуга, слоновой кости, матового стекла, цветных эмалей с обширной палитрой красок. Основное значение для изготовления ювелирных изделий, зачастую, отводилось не стоимости, а исключительно декоративным качествам материалов. Или же драгоценный металл и камни подчеркивались изысканной простотой вещи. «Стремление к поэтизации самого обычного, повседневного, к открытию красоты в простом». (82)

В русском художественном металле можно выделить три варианта развития стиля модерн. «Национально-романтический» вариант, который ориентировался на национальный фольклор - народные сказки, былины, песни, а так же воспроизведение сюжетов и образов древнерусской литературы, что привело к созданию своеобразного «неорусского стиля», ставшего приемником «русского стиля» второй половины XIX века, но воплотившего в себе художественно-эстетическую структуру модерна. Интернациональный вариант модерна с характерной асимметрией и плавными, причудливо изогнутыми, ломаными линиями. И третий вариант стиля функциональный модерн - сочетание форм модерна с орнаментикой исторических стилей, а также использование наследия историзма -«необарокко», «неорококо», «неоклассики».

К началу XX века в России преобладают два основных центра ювелирного искусства - Москва и Петербург, в которых сложились два основных стилистических направления. Петербург — столица великой державы, с роскошными дворцами и блестящей придворной жизнью, где под Высочайшим Императорским покровительством могли появиться и творить исключительные золотых и серебряных дел мастера, которые, изначально ориентировались на культуру Западной Европы. Это объяснялось еще и тем, что в Петербурге работало много западноевропейских мастеров-ювелиров, которые добились высокой степени чистоты исполнения и отделки произведений, так как: - Р. и А. Тилеманы, Ж. Вальян, Гау, Гериа, Ф. Кехли, К. Ган и многие другие. А одной из ведущих, петербургской школой, была всемирно известная фирма К. Фаберже.

Характерной чертой московской ювелирной школы была интерпретация национальных мотивов, что связано с древней традицией обращения к своим исконным русским формам и самобытности в древней столице. Москва -центр купечества, со второй половины XIX века центр промышленности, художественная жизнь которой в конце XIX - начале XX века приобрела исключительно большое значение. Все это в значительной степени определило своеобразие искусства Москвы, появление и развитие неорусского стиля в искусстве.

Вместе с этим стиль модерн характеризуется стремлением к синтезу различных искусств. И не случайно видные архитекторы, скульпторы, живописцы - Е. Лансере, А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель, П. Клодт, В.М.Васнецов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, К.Коровин, Сомов, СВ. Малютин, И.Я. Билибин, А.Я. Головин и многие другие, делают проекты для различных видов декоративно-прикладного искусства и полностью создают целые интерьеры. Трудно назвать художника, который так или иначе не был бы причастен к созданию проектов мебели, ткани, утвари, бижутерии, декоративного убранства интерьеров, к деятельности обществ, поощряющих или организующих развитие декоративно-прикладных искусств и народных ремесел - они возникают во всех странах, где появляется «стиль модерн». «Поиски эстетического синтеза проявляются в связях творческой деятельности, рассеянной в разных сферах жизни. Эта деятельность сформировала новый тип художника - универсальной артистической личности, мечтателя и практика одновременно, способного создавать великое творение и преображать в явления искусства самые прозаические предметы быта». (83)

Однако не все существовало так гладко и идеально, как предполагал этот стиль. Например Г. Лукомскии в своей статье «Художественная жизнь Москвы» с грустью писал, что очень мало людей «...заботятся о действительно красивом в жизни. В лучшем случае, внешняя красивость - и сойдет. Даже более изысканный спрос на изделия мастерских Строгановского училища, «Муравы», «Талашкина», «Абрамцева», Московского кустарного склада — капля в море по сравнению с равнодушным потреблением фабрикуемого уродства.» (84)

Как в творчестве каждого художника отражается его личность, так и в изделиях Строгановских мастерских отразились черты, воплотившие историческое наследие русского народа с его стремлением к пышности и «узорочности». И если в конце XIX века в художественной стилистике Строгановского училища преобладал русский стиль, о чем можно судить по сохранившимся проектам и рисункам, то в начале XX века в изделиях воплотилась художественная структура модерна во взаимодействии с древнерусским наследием, и включением орнаментальных элементов исторических стилей, что под влиянием большой творческой фантазии привело к созданию своеобразного Строгановского стиля. Строгановские изделия - уникальные произведения декоративного искусства, изготовленные либо одним автором - учеником под руководством преподавателя и мастера, либо целым коллективом учащихся, в тесной взаимосвязи и в нескольких мастерских - чеканной, эмальерной, монтировочной и др. Чаще всего для изготовления ювелирных изделий в мастерских использовали серебро, активно использовали медь, латунь и бронзу подчеркивая в своих изделиях удивительные свойства металлов - их пластичность и декоративные качества. Включали в изделия полудрагоценные и поделочные камни, жемчуг, перламутр, эмали, а также такие материалы, как стекло, кожу, слоновую кость, дерево.

Покупались готовые вещи как в магазине-салоне при училище, так и на Всероссийских и Международных выставках, из-за чего много работ еще в то время осталось за рубежом. Также, делалось много подарков особам царской семьи, и в дальнейшем как царское имущество разошлось по многим крупнейшим музеям России.

Строгановский художественный металл на Международных и Всероссийских выставках конца XIX - начала XX вв.

Значительная роль в развитии декоративно-прикладного искусства и промышленности в середине XIX принадлежала Международным и Всероссийским выставкам, которые в это время стали регулярно проводиться по всему миру. Строгановское училище принимало на них активное участие, завоевав заслуженное признание, как в своем отечестве, так и за рубежом. И если до конца XIX века училище демонстрировало в основном рисунки и композиции для художественной промышленности, то начиная с XX века представляет изделия, выполненные в собственных мастерских. И уже ни одна крупнейшая выставка, как Российская, так и Международная, не проводилась без участия Строгановки, а под их работы отводились лучшие экспозиционные площади.

С развитием производства, капиталистических отношений и ростом экономических связей резко возрастает роль выставок. Всемирные начались с лондонской, организованной в 1851 году, на которой в первый раз был поднят вопрос о необходимости художественного образования между промышленными классами общества. Первая промышленная выставка была устроена во Франции в 1798 году, до этого экспонировались только живопись и графика, так называемые «Салоны». А с 70-х годов XIX века начинают организовываться местные и областные выставки: сельско хозяйственные, ремесленные, электрические, гигиенические, фотографические. С 1878 года Международные выставки проводятся, чуть ли ни каждый год: в 1878 году во Франции, в 1879 году в Сиднее, в 1880 году в Мельбурне, в 1883 году в Амстердаме, в 1885 году в Антверпене, в 1888 году в Барселоне и Брюсселе, в 1889 году в Париже. В 1891 году была проведена Французская выставка в Москве, которая имела политическое значение и демонстрировала скрепление дружбы между Россией и Францией. В 1892 году в Чикаго, в 1894 году в Антверпене, в 1896 году в Будапеште, в этом же 1896 году Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде, Швейцарская национальная, Берлинская ремесленная, в 1897 году в Стокгольме.

И уже с 60 годов XIX столетия вопрос о всемирных и всеобщих выставках становиться предметом горячих споров. Одни высказывались в поддержку, другие же категорически возражали против подобных мероприятий, однако Парижская всемирная выставка 1867 года красноречиво доказала всю их пользу.

«В последнее время в обществе зародилось сомнение относительно пользы вообще всемирных промышленных выставок. Чтобы убедиться в нелепости подобного предложения, достаточно взглянуть на произведения какой бы то ни было страны, выставленной на предыдущей лондонской выставки 1862 года, и сравнить их с произведениями парижской промышленной выставки 1867 года. Мы видим, что в последних нет той топорности отделки, того безвкусия и бессмысленного воспроизведения форм, которыми так отличались многие произведения лондонской выставки. Всемирная промышленная выставка дает возможность как промышленнику, так и работнику сравнить на месте одни и те же предметы, изготовленные в разных странах и разными способами, оценить качества одних и недостатки других, и вывести таким образом заключение о преимуществах того или другого способа». (121)

Одной из первых Всемирных выставок, где участвовало Строгановское училище, была Парижская в 1867 году. В отделе «История труда в России», строгановцы продемонстрировали коллекцию, состоящую из зарисовок и орнаментов древних византийских и русских книг, и 157 слепков, включающих архитектурные элементы Дмитровского собора во Владимире, соборов Новгорода и Суздаля, предметы народного искусства, а также изделия, функционирующих при Музеуме мастерских: ткацкой, набивной, живописной по глине, фарфору и фаянсу. Училище было награждено серебряной медалью «... за фарфоровые тарелки с живописью, круги для столиков и рисунки учеников для металлических изделий, обоев и тканей». (122) Путь к этой медали, и к этому успеху был непростым, но блистательно пройденным благодаря деятельности В.И. Бутовского, по инициативе которого, учащиеся и педагоги собирали образцы древнерусского искусства, как опоры национального направления.

Еще в 1865 году В.И. Бутовский в своем письме к русскому ученому, искусствоведу Ф.И. Буслаеву высказывал следующее предложение: «Вам небезызвестно, что, желая с самого начала обогатить Художественно-промышленный музеум в Москве образцами орнаментации стилей византийского или романского, сделавшимися оба почти народными в России, я предпринял снять слепки с орнаментных украшений замечательного собора св. Димитрия во Владимире-на-Клязьме. Труд мой увенчался успехом. Первый экземпляр слепков я поднес в дар Московским отделениям мануфактурных и коммерческих советов в знак благодарности устроить при Строгановском училище Художественно-промышленный музеум. Второй экземпляр куплен у меня за пятьсот рублей Санкт-Петербургскою Рїмператорскою Академиею Художеств... За сим, проникаясь мыслью, что весьма полезно было бы познакомить Европу с нашими произведениями XII столетия, я возымел мысль испытать, не примет ли в дар Император Наполеон III, полагая, что если мне удастся заинтересовать Париж, то и вся Европа последует его примеру».(123) Высказанное в письме предложение блестяще подтвердилось событиями на Парижской всемирной выставке. После выставки директором училища В.И. Бутовским часть экспонатов была подарена музею Клюни.

Парижский издатель Морель, посетивший экспозицию Строгановского училища, вдохновился идеей об издании собранного материала, он высказал, что «видит в выставленных документах материал, более чем удовлетворительный, для прекрасного и полезного издания, которое может доставить истинно важную услугу». (124)

Парижская выставка 1867 года была одной из значимых для Строгановского училища, на которой оно получило международное признание и заявило всему миру об уникальности, красоте и значимости национального русского искусства. Помимо этого, успех Строгановского училища на этой выставке способствовал росту научно-познавательного, профессионального и коммерческого интереса к культуре допетровской Руси.

И уже на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге Строгановское училище представило изданный альбом «История русского орнамента с X по XVI вв. По древним рукописям», изданный на русском и французском языках. Помимо этого училищем были выставлены изделия мастерских с формами и орнаментикой, заимствованными, из представленного издания.

На Всероссийской Выставке в Нижнем Новгороде 1896 года, отличительной чертой которой было то, что она проходила в провинции. Строгановским училищем были представлены рисунки и проекты учеников на заданные темы. По выставленным экспонатам можно было наглядно проследить всю систему преподавания и учебную программу. Училище экспонировало рисунки шести классов, начиная с элементарного рисования и кончая композициями для художественной промышленности. Программы всех классов: чистописания, черчения, перспективы, теории теней, начертательной геометрии и программы ткацкого производства. Образцы лепки и производств: гончарного и набивного, а так же издания училища.

Похожие диссертации на Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв. : предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы