Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура Омска XIX - начала XX веков Гуменюк Алла Николаевна

Архитектура Омска XIX - начала XX веков
<
Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков Архитектура Омска XIX - начала XX веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гуменюк Алла Николаевна. Архитектура Омска XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Б.м., 2002.- 344 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-17/125-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Градостроительство и архитектура Омска 1800 - 1860-х годов 19

Раздел 1. Этапы планировки и застройки города

1.1. Планировочные основы. Генеральный план Омска 1829 года. Типология застройки первой половины XIX века 19

1.2. Градостроительные мероприятия, застройка и озеленение Омска 1850 - 1860-х годов 25

Раздел 2. Стилевая эволюция в архитектуре зданий и сооружений Омска

2.1. Архитектура классицизма 29

2.2. Ретроспективное стилизаторство 44

Глава II. Архитектура Омска 1870 - 1900-х годов 63

Раздел 1. Развитие и изменение планировочной структуры города. Типология застройки

1.1. Градостроительные мероприятия, застройка Омска 1870 - начала 1890-х годов 63

1.2. Новые градообразующие объекты. Градостроительные мероприятия и типология застройки конца 1890 -1900-х годов 65

Раздел 2. Стилевые направления периода поздней эклектики в архитектуре Омска

2.1. Эклектизм 74

2.2. Позднее ретроспективное стилизаторство. «Возрожденный классицизм» 94

2.3. Национальное направление эклектики. «Русский стиль» 101

2.4. Рациональное направление эклектики. «Кирпичный стиль». «Готизирующий» предмодерн 115

2.5. Особенности деревянной жилой застройки Омска середины 1890 - 1900-х годов 121

Глава III. Архитектура Омска 1910-х годов 128

Раздел 1. Градостроительное развитие Омска. Типология застройки 128

Раздел 2. Стилистические особенности в архитектуре города 1910- 1917-х годов

2.1. Архитектура модерна. Первая Западно-Сибирская выставка 1911 года 131

2.2. Неоклассицизм в Омске. Архитектурные конкурсы 196

2.3. Особенности деревянной жилой застройки Омска 1910-х годов 230

Заключение 236

Принятые сокращения 241

Примечания 243

Список литературы и источников 271

Список приложений 295

Приложения 297

Аннотированный список иллюстраций 333

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Архитектурное наследие XIX -начала XX веков городов Азиатской России и, в том числе, Омска продолжает оставаться открытой темой для изучения. Актуальность ее состоит в необходимости рассматривать общий ход развития отечественной архитектуры этого периода с учетом процессов, происходивших вдали от столиц. Так как провинция, воспринимая стилевые потоки из центра, сглаживая или гиперболизируя характерные признаки, выявляя их позитивные и негативные черты, давала примеры собственного понимания архитектуры.

Имевшие место в последние двадцать лет перемены во взглядах на архитектуру эклектики и модерна, осознание их художественной ценности, должны были бы полностью изменить принципы проектирования в исторических зонах. Однако еще до конца 1990-х годов присутствовало стремление сохранить и реставрировать только уникальные памятники, причем в отрыве от объектов средовой значимости. Отсутствие комплексного исследования дореволюционной архитектуры Омска сводило работу современных зодчих в историческом центре к единственному методу контрастного проектирования. Тем самым нарушалась традиционная высотная «красная линия», менялся в сторону увеличения градостроительный масштаб, терялся привычный силуэт застройки. Современный ритмический ход в организации фасадов новых зданий привносил дисгармонию в исторический архитектурный фон.

Открытость и, таким образом, актуальность темы видится в осознании архитекторами необходимости совместной работы. Это выражается в подготовке проектов охранных зон, комплексной реновации исторических участков города, реставрации и реконструкции отдельных памятников местного зодчества.

Тема остается актуальной и с точки зрения изучения стилистической эволюции архитектуры Омска. Знание стилевых особенностей объектов

реставрации дает возможность избежать появления чуждых элементов в

пластике фасадов, а при решении комплексных задач - сохранить общий характер застройки. При проектировании нового здания в исторической среде профессиональное определение стилевой интерпретации может служить стимулом для архитектора в поисках собственного образного языка.

В последнее время актуальность темы возросла с выполнением в Омске проектов по воссозданию утраченных памятников. Стремление возродить их в первозданном виде требует высокой степени документированности, что ведет к поискам библиографических, иконографических, архивных источников и авторской архитектурной графики. Целый ряд таких материалов был выявлен в процессе данного исследования.

Во временном континууме тема, на наш взгляд, может долго оставаться актуальной, так как, с одной стороны, разные ее повороты способствуют выявлению забытых имен дореволюционных инженеров и архитекторов, приводят к новым атрибуциям и датировкам, с другой - результаты комплексного исследования по теме могут быть использованы в проектной практике современных зодчих, работающих в русле ретроспективного направления архитектуры конца XX - начала XXI веков.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В настоящее время обобщающего исследования, в котором были поставлены и решены вопросы, аналогичные теме диссертации, нет. Единственным трудом по архитектуре Омска остается книга В.И. Кочедамова «Омск. Как рос и строился город». Выпущенная местным издательством в 1960 году, она содержит материал по истории возникновения, становления и развития города почти за два с половиной столетия - от военной крепости до современного индустриального центра Сибири. Рассматривая подробно вопросы планировки и застройки города, давая краткое описание зданий и сооружений, называя ряд имен архитекторов и инженеров, автор не ставил перед собой задачи проанализировать в хронологической последовательности эволюцию стилей в архитектуре Омска. Некоторые отдельные образцы эпохи барокко и

классицизма все же получили стилевое определение, но основной массив памятников XIX - начала XX века оставался не исследованным. Такие архитектурные понятия как эклектика, модерн, неоклассицизм, их различные стилевые линии и провинциальные интерпретации не рассматривались в исторической канве развития города. Объяснением тому - устойчивые оценки, идущие от академической традиции, не позволявшие в те годы увидеть своеобразие художественного языка в творчестве архитекторов периода эклектики и модерна.

В середине 1990-х годов появились сборники статей, научные публикации омских искусствоведов, историков, краеведов, где рассматриваются отдельные памятники архитектуры, в некоторых случаях комплекс памятников, объединенных по типологическому принципу. При всей значимости этих работ, большинству из них присущи историческая направленность и общий культурологический подход в оценках. Той же характеристики заслуживает альбом «Омск в панораме веков», выпущенный в 1999 году под научной редакцией Н.А. Миненко. С точки зрения современного искусствоведения, издания 1990-х годов, в силу своей специфики, не смогли отразить особенности градостроительного процесса и стилистического развития архитектуры Омска XIX - начала XX веков.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель настоящего исследования -выявить специфические особенности архитектуры Омска XIX - начала XX веков, прослеживая в ней отражение общих закономерностей стилевой эволюции русской архитектуры.

В соответствии с целью были определены следующие основные задачи: 1. рассмотреть градостроительное развитие Омска XIX - начала XX веков, характеризуя главные этапы формирования планировки и типологию застройки города;

  1. проанализировать стилевую эволюцию архитектуры на основе изучения как известных, так и вновь выявленных памятников и элементов средовой застройки;

  2. ввести в научный оборот новые архивные материалы и результаты библиографических изысканий, позволивших выполнить атрибуции, определить датировки целого ряда архитектурных произведений, конкурсных или нереализованных проектов, уточнить творческие биографии архитекторов, живших и работавших в Омске, столичных мастеров, проектировавших для Омска, выявить новые имена;

  3. систематизировать и обобщить материал, учитывая общие закономерности развития архитектурных стилей данного периода и специфические особенности местной архитектуры.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования является архитектура Омска XIX - начала XX веков: в большинстве своем сохранившиеся на территории города здания и сооружения, а также конкурсные или нереализованные проекты, которые представляют собой часть архитектурного наследия и датируются хронологическими рамками работы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования является стилевая эволюция архитектуры Омска XIX - начала XX веков: местные особенности в интерпретации архитектурных стилей столиц, динамика смены стилей, стилевые предпочтениях на тот или иной период времени.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Рассмотрению подлежат районы исторической застройки, входившие в пределы дореволюционного Омска и его ближайших окрестностей. Временные рамки исследования определены с 1798 года (дата включения проектного плана Омска, получившего статус города, в атлас Тобольской губернии) до революционных событий 1917 года. В основу

построения работы положен хронологический принцип. Автор стремился исследовать архитектуру города XIX - начала XX веков с позиции общей стилевой эволюции. При этом исследованию стилевых особенностей архитектуры Омска каждого периода было целесообразно предпослать краткий очерк градостроительного развития города на протяжении данного периода, дополнив его общей типологической характеристикой застройки. Избранный прием изложения материала определили структуру диссертации, ее разделение на главы. Хронологические границы глав диссертации не совпадают с общепринятыми границами этапов стилевой эволюции русской архитектуры, которые, как известно, отражают эту эволюцию преимущественно в архитектуре столиц. Однако такое построение диссертации достаточно точно соответствует, во-первых, этапам градостроительного развития и, во-вторых, тому отставанию в смене стилевых предпочтений, которое наблюдалось в провинции.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологической основой в исследовании явились концепции, положения, взгляды ведущих теоретиков, специалистов в области изучения архитектуры России XIX - начала XX веков. Впервые свободно, без предубеждений взглянули на эклектику, пришедшую на смену классицизма, известные исследователи этого периода Е.И. Кириченко и А.Л. Пунин. В своих книгах и научных публикациях они дали по существу единое представление об эклектике, как о новом архитектурном стиле. Сформированные ими и отличительные в нюансах общие положения о закономерностях развития стиля, этапах его эволюции, остаются определяющей основой для изучения стилистических проявлений эклектики в провинции.

Большую ценность, с точки зрения осмысления природы и характера «национального стиля» в русской архитектуре XIX - начала XX веков и в частности в зодчестве провинции, представляют взгляды В.Г. Лисовского об эклектическом и «органическом» варианте «русского стиля» XIX века. В отношении «неорусского стиля» - положение В.Г. Лисовского о том, что рядом

с основной - генеральной линией формирования стиля с опорой на псковско-новгородское зодчество XI - XII и XIV - XV веков существовали и другие пути развития стиля, в том числе, линия, формировавшаяся в недрах «русского стиля» конца XIX века. Исследования Т.А. Славиной творчества К.А. Тона, углубившие известные положения и открывшие новый взгляд на архитектурное наследие мастера, существенно повлияли на стилевые определения ряда церковных сооружений Омска.

Фундаментальный труд А.Л. Лунина в области «рациональной архитектуры», тесно связанной с поисками «нового стиля» на рубеже XIX - XX веков, стал основополагающим в изучении памятников этого направления в архитектуре провинции. В соответствии с теоретическим осмыслением проблемы, выдвинутое положением о том, что: «функциональные и конструктивно-технические факторы зодчества рассматривались как основные, определяющие его общую эволюцию и активно воздействующую на его эстетическую сторону», остается актуальным и в настоящее время.

Круг затрагиваемых проблем в отношении модерна: его идейно-художественного содержания, композиционной системы, различных вариантов, творчества архитекторов - представителей стиля, рассматривается с учетом положений, взглядов известных в этой области отечественных специалистов -Е.А. Борисовой, B.C. Горюнова, Т.П. Каждан, Б.М. Кирикова, В.В. Кириллова, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовского, А.Л. Лунина, Д.В. Сарабьянова, Т.А. Славиной, М.П. Тубли и др. Периодизация в развитии стиля, терминологически закрепленная в понятиях раннего и позднего модерна, нашла отражение в трудах московских исследователей Е.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина, и была положена в основу выявления собственной картины формирования «нового стиля» в архитектуре Омска. Концепция В.В. Кириллова, связанная с опытом формологического анализа в архитектуре модерна, способствовала выработке взгляда на памятники модерна, как на здания-организмы, имеющие свою особую формально-пространственную систему. Следует упомянуть зарубежных исследователей, чьи положения и гипотезы были учтены при

работе над разделом архитектуры модерна: Я.А. Крастинын (Латвия), Коуэн Генри Дж. (Австралия), А. Осека и А. Пиотровская (Польша), Габриеле Фар -Беккер (Германия).

Новые взгляды на становление неоклассицизма в России петербургских ученых B.C. Горюнова и М.П. Тубли, их выводы о возведении зданий неоклассического характера в столице ранее, чем принятая граница формирования стиля, свидетельствуют о тождественности процессов, происходивших в провинции. В частности - о провинциальном явлении «возрожденного классицизма», предвосхитившего в архитектуре Омска неоклассицизм «большой манеры». Немалую ценность в классификации основных направлений внутри самой неоклассики при рассмотрении построек провинциальной архитектуры, представляет концепция Г.И. Ревзина, подтверждаемая тезисами о прохождении неоклассицизмом определенных этапов: периода стилизации, перехода «от стилизации к стилю» и последнего этапа, собственно, «когда неоклассика ощущает себя стилем».

ИСТОРИОГРАФИЯ вопроса, касающегося исследования архитектуры России XIX - начала XX веков, отражена в фундаментальных академических изданиях разных лет, подготовленных авторскими коллективами искусствоведов и архитекторов советского и постсоветского периода. Со всей возможной полнотой в них освящены специфика и своеобразие эпохи русского классицизма, в том числе периода первой четверти XIX века. Художественный анализ памятников представляют работы Д.Е. Аркина 1940-х годов, сосредоточенные вокруг проблемы изучения классического наследия. Исследования Г.Г. Гримма 1940-х и В.И. Пилявского начала 1960-х годов посвящены творчеству крупнейших архитекторов классицизма А.Д. Захарова и В.П. Стасова, по проектам которых, велось строительство в провинциальных городах России. В научных трудах Г.Г. Ожегова 1970 - 1980-х годов нашла свое отражение тема типизации и повторного строительства в русском градостроительстве эпохи классицизма. Архитектура начала XIX века как

объект научных исследований сохранила свое значение и в 1990-е годы. Этой проблеме посвятили публикации Г.Г. Поспелов, B.C. Турчин, М.В. Нащокина и др. Русская архитектура эпохи романтизма, эстетическая концепция которого относится к концу 1820 - началу 1850-х годов явилась специальным предметом изучения Е.А. Борисовой. Крупнейшие ученые, теоретики и историки архитектуры, чьи имена уже упоминались в разделе методологии, в своих книгах, научных статьях начала 1960 - конца 1990-х годов представляют исследования в области градостроительства и архитектуры времени эклектики, модерна и неоклассицизма. По своей проблематике и кругу затрагиваемых вопросов к ним близки научные труды известных специалистов в архитектуроведении таких, как И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова, В.Л. Глазычев, А.И. Иконников, А.И. Каплун, М.В. Нащокина, Г.А. Оль, Т.А. Петрова, Т.Ф. Саваренская, Д.О Швидковский и др. Работы по архитектуре русской провинции XIX - начала XX века, изданные в 1980 - 2000-х годах, в том числе, публикация А.И. Власюк «О своеобразии архитектуры русских провинциальных городов в 1840 - 1910-е годы», монография О.В. Орельской о модерне Нижнего Новгорода, и др. дополняют обширную литературу по данному вопросу, конкретизируя особенности архитектуры определенного города.

Объединенные географией места книги по истории, градостроительству и архитектуре сибирских городов XIX - начала XX веков разнообразные по жанрам и времени написания определяют собственный раздел историографии. Дореволюционные издания, посвященные Сибири и Омску, составляют очерки, путевые заметки, путеводители, справочные книги, воспоминания известных и малознакомых авторов: В.П. Безобразова, И. Голошубина, Н.А. Гурьева, В.А. Долгорукова, П.И. Кирилова, Г.К. Лукомского, П.П. Семенова-Тян-Шанского, И.Я. Словцова, П.А. Словцова, Б.В. Струве и др.

Научные труды и публикации, имеющие проблемно-теоретические аспекты, представляют исследования современных российских и в частности сибирских ученых: С.Н. Баландина, В.Т. Горбачева, А.Н. Долнакова, В.Г.

Залесова, Е.И. Кириченко, В.В. Кириллова, В.И. Кочедамова, Б.И. Оглы, Т.М. Степанской, Т.Г. Туманика, Л.В. Чуйко, Н.Х. Шайхтдиновой, Ю.И. Шепелева. Дополняют исторический материал по архитектуре дореволюционного Омска книги, статьи историков архитектуры, искусствоведов, краеведов: П.П. Вибе, И.Г. Девятьяровой, А.Д. Колесникова, Н.И. Лебедевой, А.Ф. Палашенкова, В.И. Селюка, М.А. Ситниковой, И.В. Спириной, М.К. Юрасовой и др.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. В основу исследования вошли разнообразные источники, систематизированные автором в тематическом и хронологическом порядке. Главными объектами явились натурные источники: здания и сооружения Омска XIX - начала XX веков. Источниковой базой для исследования послужили архивные материалы: архитектурные проекты, чертежи, сметы, дореволюционные фотографии, послужные списки, личные дела, сосредоточенные в крупнейших хранилищах России, Казахстана, Латвии, Украины, в государственных и частных коллекциях Омска. В процессе исследования по данной теме были изучены:

1. Фонды Российского государственного архива древних актов (Москва) -Дворцовый отдел; Личные фонды; Российского государственного военно-исторического архива (Москва) - послужные списки; фонды Российского государственного исторического архива (С-Петербург) - Карты, планы и чертежи Петербургского сенатского архива; Технико-строительный комитет МВД; Планы и чертежи гражданской архитектуры / Акмолинская область и др.; фонды Центрального государственного исторического архива Москвы -Московская экспедиция собственной Е.И.В. канцелярии по учреждениям императрицы Марии и др.; фонды Центрального государственного исторического архива С-Петербурга - Училище гражданских инженеров ГУПС и ПЗ; Архитекторское училище ГУПС и ПЗ; Институт гражданских инженеров; фонды Центрального государственного исторического архива Казахстана (Алма-Ата) - Акмолинское областное правление; Омское областное управление; фонды Центрального государственного исторического архива

Латвии (Рига) - Рижское политехническое училище; фонды Государственного архива Омской области - Сибирский генерал-губернатор; Главное управление Западной Сибири; Войсковое хозяйственное правление сибирского казачьего войска; Омская городская управа; Омская городская дума; Карты, планы, чертежи; Тобольская духовная консистория; Омская духовная консистория, фотофонд и др.; фонды Государственного архива Одесской области - Одесское художественное училище; фонды Тобольского филиала государственного архива Тюменской области - Тобольская губернская строительная комиссия; фонды Научного архива Российской Академии художеств; фонд Научного архива Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля фотофонд, планы, чертежи; картотека Всероссийского научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (Москва); картотека Архива института Спецпроектреставрация (Томск); фонды Архива института Омскгражданпроект - личные дела; фонд Архива Омского Государственного педагогического университета;

2. Фонды музеев: Омского Государственного историко-краеведческого

музея - фотофонд, чертежи; Красноярского краевого краеведческого музея -фотофонд.

3. Фонды научных библиотек: Российской национальной библиотеки им.

М.Е. Салтыкова-Щедрина (С-Петербург); Научной библиотеки Академии художеств России (С-Петербург); Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре (Москва); Научно-технической библиотеки Государственного университета путей сообщения (С-Петербург) -фотоальбомы, литографии, чертежи; Омской Государственной областной библиотеки им. А.С. Пушкина; библиотеки Государственного архива Омской области; библиотеки Омского Государственного историко-краеведческого музея; библиотеки Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Характер основных задач определил комплексную методику исследования в ее историческом и аналитическом аспектах, что предусматривало:

анализ литературных источников дореволюционного периода и публикаций современных исследований, касающихся архитектуры Омска XIX - начала XX века, для получения наиболее полной информации и выработки объективных критериев в оценке ее значимости;

выявление и изучение историко-архивных материалов: текстовых документов, чертежей и дореволюционных фотографий сохранившихся зданий; поиск иконографических изображений утраченных памятников для заполнения образовавшихся лакун в истории архитектуры Омска;

натурные обследования архитектурных объектов, их фотофиксация;

стилистический и сравнительный анализ зданий и сооружений.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. До настоящего времени архитектура Омска XIX -начала XX веков с точки зрения ее стилистической эволюции не являлась предметом специального научного анализа.

Впервые автором диссертации предпринята попытка провести комплексное исследование и в хронологическом ряду исторических событий представить эволюционный ход развития архитектуры Омска. При этом:

рассмотрены результаты влияния столичного зодчества на процессы, происходившие в проектировании и строительной практике провинциального Омска;

впервые разработана классификация стилевых направлений и тенденций;

1 Предлагаемые терминологические дефиниции, касающиеся стилевь направлений и оттенков, представляются более дробными по сравнению > столицами. Это объясняется тем, что в архитектуре провинции границы меж, стилевыми направлениями оказываются более размытыми. Введен; терминологических дефиниций, на наш взгляд, обосновано, ибо предлагаем классификационная модель, во-первых, позволяет точнее определить особенное омской архитектуры и, во-вторых, может помочь в будущих исследовани: архитектуры русской провинции, в частности городов Сибири.

впервые выявлены динамика и временные границы смены архитектурных стилей;

определены специфические особенности в провинциальных интерпретациях стилей;

выявлены сугубо местные явления в архитектуре Омска;

в научный оборот вводятся исторические сведения о ряде архитектурных произведений, уточняется их атрибуции, датировки;

- впервые в научный оборот вводятся новые имена архитекторов,
проектировавших для Омска.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Диссертация вводит в научный обиход новый фактологический материал, дает оценочные характеристики процессов, происходивших в архитектуре Омска в XIX - начале XX веков. Это позволяет использовать полученные результаты в подготовке расширенного и дополненного курса отечественной архитектуры по разделу русская провинция, глав и разделов учебника по архитектуре Сибири.

Материалы исследования могут применяться при решении вопросов о постановке памятников градостроительства и архитектуры на государственную охрану, для искусствоведческого анализа исторической среды при подготовке проектов регенерации, научно-обоснованных предложений в отношении архитектурных сооружений при их реставрации.

Основные положения диссертации могут быть использованы при

составлении учебных курсов в Высших учебных заведениях Омска для

факультетов регионоведения Омского государственного (классического) и

Аграрного университетов, художественно-графического факультета

Педагогического университета; спецкурса по истории архитектуры Омска для

кафедры архитектурного проектирования строительного факультета

Сибирского автомобильно-дорожного института, для подготовки

тематического цикла в лектории Областного музея изобразительных искусств

им. М.А. Врубеля, в практике ведения экскурсионных маршрутов по городу.

Выявленная в результате архивного поиска авторская архитектурная графика зодчих и инженеров XIX - начала XX веков может быть экспонирована на тематических выставках.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ. Материалы исследования были изложены на научных и научно-практических конференциях, семинарах или опубликованы в сборниках докладов и сообщений.

Международный научно-практический семинар «XX век: Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур» (Омск, 2002).

Всероссийские конференции: «Русский вопрос: история и современность» (Омск, 1992); «Культура и интеллигенция России в переломной эпохе» (Омск, 1993); «Модерн. Взгляд из провинции» (Челябинск, 1994); «Проблемы русского и западноевропейского искусства 18-19 веков» (Павловск, 1995); «Декабрьские диалоги. Научная конференция памяти Ф.В. Мелехина. Художественные музеи в пространстве времени: искусство, наука, образование» (Омск, 1999).

Всероссийский симпозиум и научно-практический семинар: «Молодые художники и искусствоведы Омска 1980 - 1990-х годов. Искусство на рубеже веков» (Омск, 1994); «Проблемы культуры городов Сибири» (Омск, 1996).

Региональные конференции: «Декабрьские диалоги. Научная конференция памяти Ф.В. Мелехина» (Омск. 2000); «Сибирский сад - территория мечты». Научно-практическая конференция (Омск. 2002).

Областные и городские конференции разных лет (1984-1998).

Результаты исследования использованы в изданиях ВНИИТАГ (Москва) для Материалов к биографическому словарю народов архитекторов СССР. (М., 1988-1989, вып. 9 - 10); в подготовке Энциклопедии Омской области и Омского историко-краеведческого словаря. (М.,1994).

Основные научные положения диссертации введены в историческую часть проекта регенерации участка города «Казачья слобода», представленного в Москве на I Российском фестивале «Зодчество-93» (Авторское свидетельство № 347, 1993. Диплом Союза архитекторов России), использовались в создании

видеофильма «Казачья слобода - прошлое и будущее» (Диплом лауреата I премии СА России. II Российский фестиваль «Зодчество-94»; Диплом фестиваля Визуальной Антропологии. Красноярская Музейная биеннале. 1997).

Материалы исследования применялись для составления тома исторической записки к проекту «Реставрации здания бывшей Городской Думы» (Авторское свидетельство № 567, 1997. Диплом СА России. Российский фестиваль «Зодчество - 98»). Результаты исследования использовались в предпроектных разработках по реконструкции объектов средовой застройки, для паспортизации ряда памятников архитектуры, в экспертных заключениях на здания, имеющих историко-художественную значимость, а также отражены в научных публикациях, выступлениях на научных конференциях и семинарах, Градостроительных советах, в лекциях, экскурсиях и телевизионных программах, посвященных архитектуре Омска.

Одним из результатов исследовательской работы стала организация и комплектование фонда подлинников архитектурной графики в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСИТСЯ:

  1. Общая характеристика градостроительного развития Омска XIX - начала XX веков, как процесса постепенного превращения его из военной крепости в современный город европейского типа.

  2. Стилевая эволюция омской архитектуры XIX - начала XX веков, в целом отвечавшая общей эволюции русской архитектуры этого периода, но в то же время, обладавшая рядом особенностей в развитии отдельных тенденций и направлений, а именно:

- стилевым предпочтением классицизма до 1860-х годов, в частности варианта «уходящего классицизма», и появлением «возрожденного классицизма» в 1900-х годах, предвосхитившего на несколько лет неоклассику столиц;

развитием ретроспективного стилизаторства периода ранней эклектики в архитектуре 1860-х годов, отличавшим Омск от ряда провинциальных городов, обратившихся сразу от классицизма к архитектуре поздней эклектики;

возникновением «кирпичного модерна» - провинциального стилевого явления, имеющего свои специфические черты и существовавшего в 1910-х годы одновременно со столичными модификациями модерна в Омске;

появлением в Омске зданий неоклассической архитектуры, соответствующих образцам европейского уровня.

  1. Анализ архитектуры ансамбля Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки 1911 года и оценка ее значения в развитии омской архитектуры, как фактора, определившего энергичное освоение провинцией модерна; для современной архитектуры в целом, как следующий шаг к формированию архитектурной среды новых городских общественных комплексов.

  2. Научная классификация стилевых направлений и тенденций омской архитектуры XIX - начала XX веков.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Собранный и систематизированный материал по архитектуре Омска XIX - начала XX веков представлен в двух томах. Текст I тома структурно разделен на введение, три главы, заключение, примечания, список литературы и источников, приложения и аннотированный список иллюстраций. II том представляет альбом иллюстраций.

Планировочные основы. Генеральный план Омска 1829 года. Типология застройки первой половины XIX века

Омск - один из старейших городов Сибири был основан как военная крепость на месте слияния двух рек в 1716 году. Многократные в течение полувека работы по переустройству оборонительных сооружений завершились возведением в устье Оми, на правом берегу Иртыша новой Омской крепости по системе французского фортификатора Вобана.

Планировочные основы города были заложены регулярными планами крепости 1769 и 1780 годов.1 Уже в них вокруг эспланады крепости намечены четкие сетки улиц и кварталов (Илл.1). Когда после специального указа 1768 года в «Комиссию каменных строений» представили вновь составленные планы городов Тобольской губернии, о плане Омска писалось: «будучи застроен по особо учиненному линейным генералитетом крепостному плану, то сие обстроение оставляя без всякой перемены...».

В 1782 году поселение при Омской крепости получило статус города. Новый проект планировки Омска, составленный в Санкт-Петербурге архитектором Иваном Леймом в 1789 году, практически не отличался от плана крепости с форштадтами 1780 года, ставшего для него подосновой. К проекту Лейма были приложены рекомендации для возведения в Омске жилых домов по «образцам», в частности, «примерных фасадов» для каменных домов и деревянных «на погребах», о которых не было известно вплоть до 1798 года -времени включения проекта в атлас Тобольской губернии. В 1790-х годах Омск застраивался немногочисленными каменными зданиями общественного назначения, жилыми деревянными домами в центре города и хижинами по окраинам.

Как свидетельствует план Омска 1803 года, город состоял из крепости и шести форштадтов и делился рекою Омь - притоком Иртыша на два прибрежных района. На правом берегу были расположены Воскресенский (Подгорный), Бутырский, Кадышевский форштадты, городская зона Выползок и новый Мокринский форштадт, полукольцом окружавшие основное ядро города - военную крепость. На левом берегу, вблизи устья Оми - Ильинский форштадт и, появившиеся в 1790-е годы кварталы Казачьей слободы, сформировавшие Казачий форштадт, ставший впоследствии одним из красивейших районов города. (Илл.2). Прибрежные части Омска сообщались между собой наплавным мостом.

К началу XIX века городская застройка характеризуется концентрацией наиболее значительных каменных и деревянных зданий различного назначения на территории новой крепости и в центральной части Омска - в Ильинском форштадте. Типологически она определяется: -крепостными зданиями и сооружениями в большей степени военного предназначения: острогом, кордегардиями для караула, цейхгаузами для хранения вооружения, обмундирования и продовольствия, пороховыми погребами, манежем и конюшнями; -культовыми каменными зданиями: Воскресенским собором и лютеранской кирхой, расположенными в крепости, и Ильинской церковью, возведенной в одноименном форштадте в конце XVIII века; -постройками общественного назначения «военного ведомства»: крепостными лазаретом и каменной гауптвахтой, в помещениях которой располагалось училище Азиатских языков , деревянным полевым госпиталем в Ильинском форштадте; -гражданскими зданиями общественного назначения: городской ратушей, гостиным двором, казенным питейным домом в Ильинском форштадте, провиантскими магазинами там же и в крепости; -жилыми казенными и частными постройками: генералитетским, комендантским, офицерскими домами, полковыми казармами и малочисленными обывательскими домами на территории крепости; частными домами чиновников и зажиточных горожан - в Ильинском форштадте.

Кварталы Казачьей слободы были застроены жилыми деревянными зданиями, постройки Выползок, Бутырского и Мокринского форштадтов характеризовались современниками как хижины, не заслуживающие наименования домов.

С двух высотных доминант - Крепостного Воскресенского собора в правобережной части Омска (1760-1773. Арх. Черепанов) и Ильинской церкви на Левобережье Оми (1781-1789) началось формирование городского силуэта. Промежуточными акцентами высотной красной линии стали деревянная башня с часами, возвышавшаяся над гауптвахтой и колокольня лютеранской кирхи (башня и колокольня утрачены) (Илл.3-7). Долгое время каменные крепостные постройки являлись главным украшением Омска, ставшего с 1804 года уездным. И, как писал И.Я. Словцов, подготовивший систематическое изложение 150-летней истории города: «К 1805 г. крепость в городе Омске могла считаться одной из лучших крепостей всей Сибири».

От крепостных построек конца XVIII века до настоящего времени сохранились каменные гауптвахта, лютеранская кирха Святой Катарины и комендантский дом, представляющие образцы сибирского барокко, а также выполненные в стиле классицизма Тобольские ворота (Илл.5-9). Городская деревянная застройка этого времени полностью утрачена, как и здания общественного назначения, сосредоточенные в Ильинском форштадте. Этому способствовали и два опустошительных пожара: 1819 года, унесшего «почти половину города» - здания городской ратуши, гостиного двора и питейного дома, мясные торговые ряды с лавками и 80 обывательских домов, и 1825 года, когда в огне сгорело 194 дома Ильинского форштадта. Культовые здания были разрушены в 1930-е годы.

В продолжение всего XIX века, процесс развития планировки и застройки Омска происходил в соответствии с изменением его стратегической, административной и социально-экономической роли.

Важным событием, во многом определившим характер и возможности дальнейшего роста города, явилось создание в 1822 году по проекту Сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанского двух самостоятельных территорий -Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского генерал - губернаторств. В состав первого включена была Томская губерния, а также Тобольская, с входившим в нее городом Омском. Местом пребывания генерал-губернатора был избран Омск. Сюда же перевели Совет Главного Управления Западной Сибирью. Упрочению Омска как города способствовало и перемена направления главного Сибирского тракта, который проходил теперь через город.

Разработка нового генерального плана для Омска, ставшего административным центром Сибири, связана с деятельностью выдающегося инженера и архитектора Василия Ивановича Гесте (См.: Приложение 1).

Все планы губернских и уездных городов, поступавших от начальников губернии в Министерство полиции для представления императору, по его указанию отсылались для рассмотрения и исправления Гесте. О составленном на месте в 1824 году 6 плане города архитектор писал: «Осмотрел я план Омска, местоположение коего, по-видимому, снято верно, но полагаемый проект для расширения города не регулярен, со многими малыми площадьми на перекрестках и узкими кварталами... посему и переделал оный...».7

В январе 1826 года план был получен в Омске для сверки с натурой. В областном архиве сохранилось письмо, сопровождавшее чертежи, где даны «изъяснения» к новому проекту. В том же письме, стремясь предупредить критику плана местным начальством, министр внутренних дел Ланской писал: «Архитектор Гесте, коему передаются на рассмотрение все вообще новые планы Российских городов, известен лично Государю Императору по опытности и по искусству своему в сочинении планов».

Градостроительные мероприятия, застройка и озеленение Омска 1850 - 1860-х годов

В первой половине XIX века в архитектуре омских построек, как и в других городах провинции, господствовал классицизм.

Подобно всякому архитектурному стилю, классицизм выработал определенную систему приемов, применяемых в объемно-пространственном, планировочном, конструктивном и художественном решении здания или сооружения.

Основными законами в построении архитектурной композиции явились симметрия, акцентирование центра, соподчиненность частей целому и мерный ритм членений. «Красота и польза неразделимы» - таков был девиз зодчих классицизма, и поэтому даже декоративные элементы должны были в той или иной мере отражать конструктивные особенности построек.

Имея под собой рациональную основу, классицизм заявил о себе практически во всех типах зданий - от дворцов до промышленных корпусов, а в своей наивысшей точке развития умело подчинил отдельное сооружение единству городского ансамбля.

Опаздывая почти на три десятилетия и пытаясь догнать столичное зодчество, омская архитектура уже к концу XVIII века начала преодолевать «барочность мышления». Его последние отголоски прозвучали в фасадах дома коменданта крепости, построенного в 1799 году (Илл. 8).

Признаками новой для провинции архитектуры отмечены крепостные Тобольские ворота (1792). Простота и ясность объема, ровная гладь стеновой поверхности, лаконичность элементов дорического ордера характерны для сооружений строгого классицизма (Илл.9). На основе тех же принципов исполнен проект одноэтажного каменного дома генерал-губернатора Западной Сибири, возведенного в 1796 году (Илл.16).

Первая половина XIX века для Омска стала периодом окончательного освоения классицизма. В русле общих тенденций развития отечественной архитектуры происходило осмысление типового проектирования и новых градостроительных принципов.

В 1820-х годах Омск был преимущественно деревянным, по словам современника - с «низменными» или вросшими от ветхости в землю домами. Среди добротных строений преобладали жилые рубленые дома, имевшие в планировке и архитектурном решении особые местные черты: замкнутый объем, как правило, в четыре окна со стороны улицы, вход со двора - через холодные сени в кухню, жилых помещений - одна, три комнаты. Дом располагался на усадебном участке со сплошной периметральной хозяйственной застройкой.

Однако общественным и уже некоторым частным строениям придавался вид казенной архитектуры, решенной в традициях классицизма. Это отвечало общим процессам, происходившим в архитектуре российской провинции и, в том числе, сибирских городов. Симметричные по форме объемы нередко обшивались тесом, имитирующим каменную кладку. Иногда в тех же целях фасады домов штукатурились. В подражание каменным строениям возводились колонные портики с фронтонами, выполнялись пилястры, руст и треугольные наличники. В условиях сурового климата дощатая обшивка стен и наложение пилястр на конструктивные швы имели свое позитивное значение и применялись частным застройщиком при возможности нести дополнительные расходы. Здания этого времени не сохранились, но выявленные архивные документы позволяют сделать подобный вывод. Фасад омского госпиталя -одноэтажного на каменном фундаменте, предложенный в 1806 году губернским архитектором А. Скородумовым, решен в формах строгой безордерной классики.24 Здание почтовой конторы, увенчанное большим треугольным фронтоном, с колоннадой в десять фустов (1821. Арх. П. Прамер) и дома провиантской комиссии с четырехколонными портиками на главных фасадах (1827) - образцы местной деревянной классической архитектуры стиля «Ампир». Сохранился подлинный чертеж жилого деревянного дома штаб-лекаря Катонова за авторством инженер - поручика Петракова (Илл.17). Можно предположить, что рекомендательной основой его оформления «под камень» послужил один из «образцовых» проектов гравировальных альбомов «Собрания фасадов» 1809-1812 годов. В стилевом единстве «главного дома» и ограждающих элементов усадьбы, выразившегося в применении руста и гладкой оштукатуренной поверхности, также ощутимо влияние «образца» периода классицизма. В подобных имитациях каменной архитектуры видны как оценочная характеристика строительного материала - своеобразное понимание его престижности, так и приоритетность классических форм над народными «внестилевыми».

Попытки создания стилистически целостной застройки отразились в архитектурном комплексе Бутырского форштадта - военного госпиталя с каменной лабораторией, деревянными лечебными корпусами на каменных фундаментах и оштукатуренной деревянной часовней. Комплекс формировался с 1823 года в течение пяти лет и просуществовал в своей неизменности до 1876 года. Так как основные здания - носители информации о провинциальной интерпретации классицизма - были разобраны, трудно говорить о модификации стиля.

В 1832-ом году «деревенскую физиономию» одного из городских районов - Слободского форштадтов украсило деревянное здание Полицейского управления (Илл.18). Двухэтажный дом с каменным цокольным этажом, увенчанный пожарной каланчей, решен был по типу особняка с мезонином, характерным для первой трети XIX века. Большой фронтон с ампирным окном в тимпане, треугольные наличники оконных проемов мезонина, пилястры первого этажа и обшивка фасадов «под камень» соседствовала с провинциальными, простейшими по форме ставнями. Своей невыразительной пластикой ордера здание заметно отличалась от столичных деревянных особняков периода позднего классицизма. Но обогащенный каланчей объем и в целом усложнившийся силуэт, делали его одним из высотных акцентов центральной части города. Однако такие деревянные здания в Омске были скорее исключением. Среди лучших выделялся атаманский деревянный дом с мезонином, который по воспоминаниям И.Я. Словцова был единственным зданием подобного рода в городе. (До настоящего времени не сохранились).

В каменном зодчестве поздний классицизм, с характерным для него стремлением к ансамблевости, довольно ярко заявил о себе в омской архитектуре 1820-1840-х годов. С двух построек этого времени - здания Войсковой канцелярии и православной Никольской церкви, разместившихся почти на одной оси, началось формирование центральной площади города, получившей название Войсковой или Казачьей.

В Омске в 1813 году было основано Войсковое училище, целью которого явилось повышение уровня грамотности среди казачества. Оно впоследствии стало «оплотом русской гражданственности и колыбелью верных и преданных отечеству ратных людей». Через несколько лет училищу потребовались новые учебные площади, и «весной 1826 года корпусный командир предложил войсковому начальнику уступить только что сооруженное большое каменное здание Войсковой канцелярии» (Илл. 19-20). Претерпев несколько преобразований, учебное заведение стало именоваться в 1846 году Кадетским корпусом, а затем военной гимназией.

В архитектуре Войсковой канцелярии прослеживается стилистическая линия классицизма первой трети XIX века с определенным набором изобразительных средств. Монументальный объем решен в два этажа на высоком цоколе и имеет трехчастное центрально-осевое построение. Основной акцент здания - шестиколонный ионический портик, увенчанный фронтоном. Доминируя в общей композиции, он предопределяет второстепенную и подчиненную роль боковым ризалитам, завершенным аттиками. Главный фасад канцелярии - пример неукоснительного следования принципу симметрии. Его стеновая поверхность, отодвинутая мощной пластикой ордера на второй план, все же не образует нейтральный фон, как в постройках строгого классицизма, а раскрывается навстречу пространству развитым карнизом, поэтажными тягами и деталями оконных проемов. Пропорции всех архитектурных элементов выражают черты простоты и некоторой суровости, что также присуще сооружениям периода позднего классицизма.

Градостроительные мероприятия, застройка Омска 1870 - начала 1890-х годов

После упразднения Омской крепости (1864) и разрешения Министерством внутренних дел вести строительство по всей крепостной территории, городовой архитектор Э.И. Эзет в 1869 году вновь обратился к разработке генерального плана для Омска. В том же году из окружного города Тобольской губернии он был переименован в уездный город Акмолинской области. К 1870 году Омск получает новый градостроительный документ, где городская территория разделяется на бывшую крепость и шесть форштадтов: Кадышевский, Бутырский, Мокринский, Ильинский, Казачий и Новослободской, объединивший Слободку и Луговской форштадт.1 Исследователями отмечалось, что особенностью нового плана явилось проектное предложение архитектора застроить эспланаду крепости, а на месте засыпанных крепостных рвов разбить бульвар. Но уже в подготовительном плане 1869 года обращает на себя внимание особенность планировки Казачьего и соседнего с ним Новослободского форштадтов (Илл.13). Считается, что с момента утверждения в 1829 году генерального плана, выполненного В.И. Гесте, Омск в XIX веке, в границах растущих жилых районов продолжал развиваться по заданной схеме: с применением нового типа укрупненного городского квартала. Но сравнительный историко-архитектурный анализ, проведенный в рамках эскизного проекта по регенерации «Казачьей слободы», показал, что существующая в настоящее время структура жилых кварталов упомянутых форштадтов соответствует плану Омска 1869 года. Архитектор Эзет, используя первоначальную регулярную основу и, видимо, пытаясь сохранить типологический принцип Гесте, все же меняет в некоторых местах заданный им модуль. Этот планировочный нюанс говорит о более свободном взгляде зодчих периода эклектики на градостроительные концепции уходящего классицизма. Наиболее значительными градостроительными мероприятиями 1870 - начала 1890-х годов явились: создание в нагорной части эспланады рыночной площади (1874) с перенесением сюда торговли из Ильинского и Мокринского форштадтов; застройка территории эспланады зданиями учебных заведений (1876-1883) и формирование тем самым городской территории с новой функцией; закладка в районе Главного Управления Западной Сибири Успенского кафедрального собора (1891) с дальнейшей перспективой организации нового городского административно-общественного центра.

1880-е годы стали временем создания в районе Загородной рощи питомника декоративных культур. Он предназначался для решения проблемы городского озеленения.

Особенностью застройки Омска данного периода оставалось преобладание деревянных одноэтажных и реже двухэтажных жилых домов. Для большинства зданий характерно сохранение местных черт: рубленый дом, иногда обшитый тесом, с простой шатровой крышей; замкнутый объем, с организацией входа со двора; в планировке - одна, три и более жилых комнат. Появляется новый тип жилого здания для богатого владельца с пристроєм с торца объема для парадного входа с козырьком и крыльцом. С введением в конструкцию перекрытия небольшого ломаного фронтона «на плечиках» силуэт дома приобрел более сложное очертание.

При генерал-губернаторе Н.Г. Казнакове (1875-1881), имевшего значительные заслуги в развитии науки и образования в Западной Сибири, продвигавшего в Петербурге идею открытия в Омске университета, активизируется строительство зданий общественного назначения, в частности учебных заведений - гимназий, школ, училищ, учительской семинарии. Большинство из них выполнено в кирпиче и относятся к новому типу учебных построек, для которых характерно свободное расположение в пространстве, функционально обоснованное планировочное решение, наличие инженерных коммуникаций. Военно-административный город претендует на то, чтобы стать центром образования. Число зданий общественного назначения пополнил деревянный театр, построенный в городской роще в 1874 году.

Созданное в 1882 году Степное генерал-губернаторство включило в себя Западную Сибирь и Акмолинскую область, оставляя за Омском право главного города. Это преобразование вело к увеличению чиновников разных ведомств и, как результат, к строительству новых казенных зданий. Однако экономический спад 1880-х годов отодвинул их возведение на последующее десятилетие.

Омск в начале 1890-х годов по-прежнему исполнял роль главного города Западной Сибири и Акмолинской области. Однако «отсутствие новых градообразующих факторов», ормозило его развитие. Уместной представляется ссылка на нередко цитируемую статью Н. Вагина, опубликованную в 1890 году в «Сибирском вестнике». «Омск - этот военно-административный пункт -совсем упал. Ни торговли, ни оживления. Все спит. Город исключительно наполнен чиновниками всяких званий и ведомств. Да, недалеко то время, когда бывшая прииртышская крепость и бывший когда-то большой город умрет. Оживить его может лишь железная дорога... ».5

Главнейшим градообразующим фактором для дальнейшего развития Омска явилось в 1892 году строительство Великого Сибирского пути. Памятником культуры XIX века, проявлением русского национального величия, нравственным долгом перед лицом грядущих поколений и достойным вступлением Великой русской нации на порог двадцатого столетия назвал современник это грандиозное предприятие.6 На Западно-Сибирском участке магистрали изыскания и разбивку трассы производил инженер путей сообщения, Н.Г. Гарин-Михайловский. В 1894 году железнодорожная линия протянулась к Омску. Город активно включается в систему российских и европейских рынков, становится районом экономических интересов для предпринимателей Америки. В 1896 году река Иртыш была пересечена новым железнодорожным мостом недалеко от станции «Омский пост». Выполненный по проекту инженера Н.А. Белелюбского - крупного ученого в области строительной механики и мостостроения, мост представлял собой восьмипролетное сооружение с полупараболическими фермами и свободными поперечными балками (Илл.39). Главное русло реки пересекли пролетные строения в виде ферм с ездой понизу, что увеличивало мостовые габариты и обеспечивало судоходство, в прибрежных пролетах были применены более экономичные фермы с ездой поверху, позднее замененные конструкциями балочного типа. Опоры моста - береговые устои и речные быки основаны на кессонах и облицованы «штучным» уральским камнем. Напряженная мощь опор, динамическая ритмика металлических конструкций, создавали величавый, лаконичный и в то же время легкий образ современного сооружения (См.: Приложение 9).

Железнодорожный мост становится новым градообразующим узлом. Начинают возникать и быстро расти пристанционные поселки. На левобережье в районе моста - Куломзино, с землянками и казармами для ссыльных. На правом берегу, на территориях, прилегающих к вокзалу - Атаманский или Царский хутор - «большое и шумное селение с хорошими домами, богатыми лавками, пивными и пр.».7 Южнее хутора - Черный городок, населенный «рабочим людом и босяками». По соседству с ним формируется рабочий поселок Порт-Артур. Правый берег получил регулярную планировку кварталов (Илл.40).

Позднее ретроспективное стилизаторство. «Возрожденный классицизм»

Пышная эклектика в Омске заявила о себе смешением самых разнообразных архитектурных стилей в организации одного здания. Но в те же 1890-1900 - е годы в городе появляются дома, где наблюдается стремление зодчего к воспроизведению на фасаде одного исторического стиля. Так, например, довольно последовательно барочная тема прозвучала в оформлении здания Благородного (Общественного) собрания, некогда имевшего классицистические фасады и получившего новую стилистическую окраску между 1904-1907 годами (Илл.59).

Возвращаясь назад, ко времени «ретроспективного стилизаторства», вспомним, что увлечение барокко и, в частности, его поздней стадией рококо, пришло в русскую архитектуру в 40-х годах XIX века. В Омске строительство «в стилях» началось лишь в конце 1850-х годов, а уже в середине 1870-х фасады новых построек сочетали в себе формы различных исторических стилей. В этот короткий по хронологии период, необарокко, возможно, из-за дороговизны и сложностей в производстве работ, не получило должного развития. «Город наш - нищенский князь», - писал поэт об Омске. Поздняя барочная стилизация особняка Благородного собрания словно восполнила пробел многолетней давности.

Неоднократные перестройки здания в советский период, попытки приспособить его помещения для театра музыкальной комедии, практически полностью изменили его внешний вид. Дореволюционный облик фасадов сохранился лишь в одноэтажной части, выходившей на Дворцовую улицу. В конце 1980-х годов стены, а вместе с ними и уникальный декор были утрачены. Теперь только старинные фотографии позволяют составить представление о «стиле» дома Благородного собрания.

Архитектор начала XX века достаточно свободно интерпретировал барочно-рокальные формы. Филенки и нарядные наличники, ступенчатые ниши с лепным орнаментом и люкарны, оформленные волютами, легкие балюстрады, скрывающие кровлю здания, - все это создавало пластическую выразительность и декоративный эффект. Измельченный в своем рисунке орнамент, в основе которого лежал мотив акантового листа и его побегов, вступал в некоторое противоречие с пластической сочностью крупномасштабных волют. В попытке построить фасад на контрастах, сочетая элементы барокко и рококо, видно стремление автора придать яркую образность и, тем самым, отличительную особенность здания Благородного собрания.

Еще один пример довольно последовательного стилизаторства, на этот раз имеющего классицистическую направленность - двухэтажное здание Казенной палаты и Губернского казначейства. (1897-1900; Соборная площадь). Если мысленно убрать третий этаж, надстроенный в 1930-е годы, вернуть на прежние места треугольный фронтон, ступенчатые профилированные аттики и утраченный парадный вход с высоким крыльцом, то, несомненно, можно представить себе истинный замысел зодчего (Илл.60). Казначейство, как чаще всего именовали этот дом, ввиду своего углового расположения, получило два равнозначных фасада, которые отмечены всеми характерными признаками классицизма. Это находит свое воплощение в их симметрично-осевой композиции и в выделении ризалитами главных и подчиненных осей, в выполнении ордера в виде пилястр, охватывающего верхний этаж и установленного на рустованные стены нижнего, и в архитектурных деталях, типичных для стиля - карниз, горизонтальные тяги, замковые камни. Мерный ритм в чередовании оконных проемов и других элементов фасадов создает зрительное впечатление завершенности композиции, которую архитектор пытался строить по канонам классицизма. Добавим, что усложненная форма наличников и филенок конкретизирует стилизаторские устремления зодчего в обращении к архитектуре раннего периода отечественной классики. Поиск архивных документов позволил установить имя автора проекта и производителя работ по сооружению здания Казначейства. Им являлся инженер-капитан Вараксин Николай Евгеньевич, исправлявший должность городского архитектора (См.: Приложение 13).

В 1890-е годы в архитектуре столиц широкое распространение получает новый стиль модерн, и мысль о скучном стиле «Empire» еще продолжает звучать на страницах художественных журналов. В Омске, напротив, интерес к классицизму в последние годы XIX и первые годы XX века возрастает. Вслед за Казначейством в ближайшем с ним соседстве возводятся здания Омского отделения Государственного банка (1902) и Контрольной палаты (1902). Все три государственных учреждения занимают собой целый квартал и стилистически взаимодействуют. Контрольная палата - наиболее скромное по образному решению здание, чуть было не ставшее всего лишь третьим этажом Казначейства.54 Простота и лаконизм художественного замысла объема соответствует строгости классических фасадов здания бывших Присутственных мест (1836), расположенных напротив и возведенных более чем на полвека раньше. Череда дорических пилястр и несколько рустованных лопаток, ряд сухариков под тягой и три небольших фронтончика на протяженной стене, профилированные проемы второго этажа с маленькими замковыми камнями, вторящие оформлению окон соседнего здания - такова скромная в сравнении с пышной эклектикой этого временя, пластика фасада Контрольной палаты.

Государственный банк (Илл.61) и Казначейство со своей стороны образовали архитектурный ансамбль. Но собственная их классицистическая направленность уходит корнями в разные эпохи. Образное решение Казначейства, как отмечалось выше, является ретроспективным стилизаторством ранней отечественной классики. Государственный банк менее конкретное по восприятию произведение.55 В сравнении с Казначейством банк более торжественен по замыслу, четче и рафинированнее элементы его декора. Двухэтажное с цокольным этажом здание имело только два ризалита, выделявших его центральную часть с пятью арочными окнами и два, примыкающих к ризалитам, пониженных объема. Весь первый этаж имел сплошной руст, верхний был рустован частично. В центре главного фасада в ритмическом повторе располагались пилястры, между ними - декорированные в духе Ренессанса оконные проемы. Ризалиты здания венчались треугольными фронтончиками, так похожими на маленькие «классические реплики», разбросанные на огромных плоскостях стен итальянских палаццо. Пояса мелких сухариков делали более «звонкой» строгую пластику фасадов. Пониженные части здания, едва заметно, но все же выпадали из общей стилистики, отдаленно напоминая «срезом» окон и наличниковым поясом постройки Эзета десятилетней давности. Последующее увеличение габаритов банка по длине (почти вдвое) не нарушили его стилистическую характеристику. Интересным, на наш взгляд, является общее восприятие архитектуры здания - стилевые формы эпохи Возрождения прочитываются через призму сравнительно недавней классики XIX века. Явлением «возрожденного классицизма» обозначили мы столь позитивное отношение в Омске к классическому архитектурному наследию. Казалось бы, неожиданно вспыхнув на общем эклектическом фоне в фасаде одного здания, «возрожденный классицизм» отчетливо проявил себя в формировании небольшого градостроительного ансамбля.

Похожие диссертации на Архитектура Омска XIX - начала XX веков