Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Кривцова Марина Александровна

Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. )
<
Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. )
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кривцова Марина Александровна. Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. ) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Санкт-Петербург, 2003 228 c. РГБ ОД, 61:04-17/110

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Художественная жизнь Воронежа первой половины XIX века. Академия Художеств и школа Ф.Ф. Чурикова 12 - 38

Глава II. Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и активизация художественной жизни Воронежа во второй половине XIX века. Некоторые аспекты провинциальной художественной критики 39 - 77

Глава III. Академия Художеств и Воронежская рисовальная школа (1893 - 1917) 78 - 155

Заключение 156 - 164

Примечания 165 - 196

Источники и литература 197 - 223

Приложение 1. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок в Воронеже 224 - 225

Приложение 2. Выставки Воронежской бесплатной рисовальной школы.226 - 227

Список сокращений 228

Введение к работе

История русского изобразительного искусства до сих пор остается центричной, как правило искусствоведы рассматривают развитие искусства лишь столиц - Петербурга и Москвы. За пределами рассмотрения остается огромный пласт русского искусства и культуры - провинциальный.

В многотомной «Истории русского искусства», вышедшей в 1964 году, отмечалось: «Наметить конкретные черты провинциального творчества... в настоящее время чрезвычайно трудно. Мы находимся лишь в преддверии подлинного исследования этой области русского искусства».1 Это положение во многом остается верным и на сегодняшний день, по прошествию более тридцати лет.

Но все более становится ясно, «что без огромного пласта творчества провинциальных художников история отечественного искусства недостаточно полна и объективна». Поскольку «даже в самых глухих уголках русской провинции никогда не прекращалась по-своему интенсивная общественная и культурная деятельность, находившая выход в исключительно многообразных формах. Об этом неопровержимо говорит беспристрастный анализ имеющихся документов, мемуарных свидетельств и других источников.»3 Поэтому столь актуально изучение провинциального изобразительного искусства.

Сегодня изменился во многом и подход к изучению искусства - очевидна тенденция роста интереса к комплексному изучению изобразительного материала, в том числе и произведений второго круга, в контексте разных аспектов общекультурной проблематики. Вызывают интерес не только высшие достижения и выдающиеся памятники изобразительного искусства, но и так называемый «фоновый» материал, который признан ценным для культурологических исследований. Поэтому исследуются явления

художественной жизни Петербурга и Москвы, которые ранее считались незначительными и малоинтересными.4

Изменение подходов в рассмотрении истории развития изобразительного искусства привело к появлению ряда работ, где определённое место занимает рассмотрение тех или иных аспектов развития провинциального изобразительного искусства.5

Имеющиеся на сегодняшний день исследования различных явлений провинциального искусства убедительно показывают, что это искусство многосоставно и его неповторимость во многом заключается в соотношении между собой различных ветвей и направлений.6

В искусствоведческой литературе выдвигается несколько терминов, которыми обозначается этот круг явлений: примитив, третья культура, городская народная художественная культура. Становится очевидным, что «истинный культурный баланс Нового и Новейшего времени, истинный «объем» их художественного сознания может быть выявлен только в процессе совокупного рассмотрения всех трех имеющихся здесь уровней, находящихся в постоянном взаимодействии многократных взаимных притяжений и отталкиваний, умираний и возрождений.»7 Провинциальное искусство, в большинстве своих проявлений, можно отнести к «третьей культуре», которая еще не систематизирована. Причины этого кроются и в методологических аспектах - еще не выработаны удовлетворяющие всех подходы в рассмотрении произведений этой культуры, поскольку очевидно, что критерии, принятые для высших достижений изобразительного искусства, не всегда применимы в анализе этого обширного и неоднородного круга произведений. Положение осложняется неизученностью многих конкретных фактов художественной жизни отдельных территорий.

В.Н. Прокофьев, Т.С Островский, Л.И. Тананаева в своих работах выявляют различные аспекты, ветви провинциального искусства, стремятся

показать их в сложном взаимодействии между собой. В то же время в работах этих авторов постоянно подчеркивается, что на сегодняшний день актуально «выявление и изучение конкретного исторического материала, введение его в научный оборот».9 В рамках решения этой проблемы появляются публикации конкретных памятников.10

В своей работе, опираясь на методологические разработки этих ученых, мы попытаемся рассмотреть становление и развитие изобразительного искусства Воронежа в XIX - начале XX века. Особое внимание будет уделено месту и роли Академии Художеств в этом процессе, которая через художественное образование направляла развитие изобразительного искусства в провинции. Задачи просвещения объединяли самые разные слои как русского провинциального общества, так и способствовали консолидации художественных сил столицы и провинции.

Исследование деятельности художественных школ вне столиц положило начало изучению провинциального изобразительного искусства.

В юбилейном справочнике Н.С. Кондакова11 названы основные провинциальные художественные школы, находящиеся в ведении Академии Художеств, в том числе и Воронежская бесплатная рисовальная школа, однако автор, в силу поставленных задач, подробно историю школ не освещает.

Первой провинциальной художественной школой, чья история была подробно изучена и определено её место в системе развития русского изобразительного искусства, была школа А.Г. Венецианова.12 Затем была изучена деятельность Арзамасской школы А.В. Ступина.13

В монографиях Н. Молевой и Э. Белютина, посвященных художественному образованию в России, уделено внимание и провинциальным художественным школам, их взаимоотношениям с Академией Художеств.14 Эти исследования остаются во многом актуальными и сегодня, поскольку авторы привлекали большой архивный материал. Но

использование документов только центральных архивов привело, в иных случаях, к определенным неточностям и поверхностному толкованию фактов. Поэтому, несмотря на существование этих работ, ощущается потребность в более глубоком и всестороннем изучении деятельности каждой провинциальной художественной школы и отношений с Академией Художеств.

Это привело к появлению как ряда отдельных статей посвященных провинциальным художественным школам в Харькове, Казани, Вологде 15, так и более фундаментальных работ, в которых раскрывается не только фактическая сторона существования школ, но выясняется их роль в развитии художественной жизни определенной местности.16

Однако история, место в культурной жизни большинства школ остаются неисследованными. Это в полной мере относится и к Воронежу, что и обуславливает актуальность работы.

Кроме того, история развития изобразительного искусства Воронежа является наименее изученной частью местной художественной жизни. Если литературной, театральной, музыкальной жизни Воронежа посвящен ряд обобщающих работ,17 то история изобразительного искусства лишена этого.

Еще в конце XIX века местные историки отмечали плохую сохранность и отсюда недостаточную изученность произведений изобразительного искусства.

Позднее, воронежских авторов привлекала личность А.А. Бучкури, однако работа, посвященная ему, сегодня уже устарела, даже фактическая сторона его жизни нуждается в значительных уточнениях.18 И.А. Круглый историю художественной жизни Воронежа, Курска, Орла начинает с 1917 года, лишь касаясь некоторых аспектов истории изобразительного искусства предыдущего периода.19 Кроме того, существуют несколько публикаций, посвященных отдельным фактам художественной жизни Воронежа XIX -

начала XX вв. Этими работами ограничивается круг исследований, посвященных собственно развитию изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века.

Некоторые произведения изобразительного искусства Воронежа
привлекались исследователями, изучающими провинциальную

художественную культуру в целом.21 Г.Г. Островский говорит о существовании региональных провинциальных школ, правда, применительно к бытовому портрету. В частности, опубликованные липецкие портреты он относит к школе, «центрами которой были Воронеж и некоторые города Воронежской и Орловской губерний - Липецк, Елец, Острогожск. Сейчас еще преждевременно говорить о характерных отличиях этой школы, но существование ее представляется очевидным.» И далее отмечает: «Художественная жизнь Воронежа по тем временам была довольно оживленной». Правда, он приводит, на наш взгляд, далеко не самые важные и определяющие явления художественной культуры города середины XIX века, что показывает актуальность фактологического изучения художественной жизни и Воронежа, и региона в целом.

Подводя итог развитию и современному состоянию воронежской истории, местные авторы особо подчеркивают практическое отсутствие работ, посвященных истории изобразительного искусства. И это придает данной работе особую актуальность.

Цель работы - выявить внутренние закономерности и специфические черты изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г.), определить роль Академии Художеств в развитии художественного процесса; исследовать становление и развитие художественного образования в г. Воронеже, воссоздать историю развития художественных школ города, а так же раскрыть взаимосвязь художественной жизни Воронежа с общероссийскими процессами в изобразительном искусстве.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Собрать, систематизировать и ввести в научный оборот неизвестные документальные материалы, восполняющие пробелы в истории изобразительного искусства города; выявить факты личной биографии отдельных деятелей культуры, которые позволяют атрибутировать художественные произведения и помогают понять особенности развития художественного процесса в Воронеже и взаимоотношение с Академией Художеств;

  2. Выявить факты выставочной деятельности передвижников в Воронеже, проанализировать эту деятельность, представив её в оценке воронежской художественной критики и выяснить на этом примере особенности провинциальной критики, а так же проследить воздействие выставок Товарищества на развитие художественной жизни города;

3. Выяснить основные факты истории Воронежской бесплатной рисовальной
школы, влияние Академии Художеств на становление и развитие школы,
имена преподавателей и их подход к учебному процессу, имена учеников
школы и место школы в их дальнейшей творческой судьбе; место и роль
школы в художественной жизни города в конце XIX - начале XX веков.

Сложность и своеобразие работы над темой состояли в том, что изобразительных материалов, характеризующих деятельность воронежских живописцев, скульпторов, графиков сохранилось мало. Поэтому большое место в работе занимают архивные материалы.

Для решения поставленных задач были изучены фонды различных архивов и выявлены документы, относящиеся к данной проблеме. Прежде всего материалы Российского государственного исторического архива: фонды Академии Художеств, училища барона А.Л. Штиглица, общества А.И. Куинджи; Российского государственного архива литературы и искусства: фонды Училища живописи, ваяния и зодчества, Московского общества

любителей художеств, фонд Второвых, фонд ВХУТЕМАСа, фонд И.И. Бродского. Материалы Государственного архива Воронежской области: фонды губернского правления, дворянского депутатского собрания, губернского предводителя дворянства, дирекции народных училищ, духовной консистории, городской управы, . Были изучены документы отдела рукописей Государственной Третьяковской галерее; отдела рукописей Государственного Русского музея; отдела рукописей Российской национальной библиотеки. Проведенная работа позволила выявить целый ряд неопубликованных документов, которые позволяют раскрыть поставленную тему.

Важным источником, в освещении данной проблемы, является периодика XIX - начала XX века, особенно газеты и издания, которые выходили в Воронеже. С 1838 года выходят «Воронежские губернские ведомости», где до 60-х годов XIX века печатали не только сведения официального характера, но и материалы по истории, этнографии, культуре Воронежской губернии.

С 1862 года в городе начала выходить первая частная газета -«Воронежский листок» (1862 - 1868; 1869 - 1871 гг. выходил под названием «Воронежский справочный листок»). С февраля 1868 г. по 1915 г. в городе издавалась частная газета «Дон», а с 1869 по 1916 г. ещё одна частная газета -«Воронежский телеграф».

Все эти газеты регулярно помещали материалы о текущей культурной жизни Воронежа. Их издатели прекрасно понимали, что газеты не только откликаются на события текущей жизни, но во много будут определять представления о тех или иных событиях в глазах потомков. Так в приветственной статье по случаю юбилея «Воронежского телеграфа» газета «Дон» писала: «Мы, бегущие рядом с колесом времени, совсем не замечаем, что каждый оборот колеса, каждый наш шаг вперед - постепенно отходят в область истории и что из совокупности таких движений составляется история -

и наша и тех мест, которые мы проходим. Целые ряды явлений обходятся бумагами, которые наполняют архивы, а те, которые захватывают остальные -подлежат критике.

Попробуйте при таких условиях написать историю театра, музыки и живописи в воронежском крае в прошло столетии, когда все эти три отрасли искусства были в ходу - вы не найдете в архивах решительно ничего по интересующему нас вопросу.

Совсем другое дело, когда появились местные газеты. Нельзя даже перечислить, как усердно ими пользовались все местные историки, составители исторических очерков и другие, пожелавшие окунуться в старину.

Иначе быть не могло: каждый том местной газеты - это целая история жизни города за год, самая разносторонняя и, во всяком случае, очень правдивая, так как писалась под надзором тысячи читателей.»24

Периодической печать Центрального Черноземья в качестве единственного источника для освещения культурной жизни региона привлекалась Н.И. Тарасовой. Анализ данной работы показывает, что одностороннее использование только газетного материала приводит ко многим неточностям26 и слишком поверхностной трактовке тех или иных событий.27 Поэтому в данной работе используем комплекс источников.

Важным источником в освещении художественной жизни Воронежа, являются воспоминания Льва Григорьевича Соловьева «Живопись и рисование в Воронежском крае», опубликованные в мае - июле 1898 г. в воронежской

"усу "

газете «Дон». В своих воспоминаниях, в которых присутствует значительная доля личностного отношения ко многим участникам описываемых событий, он не следует четкой хронологии, не указывает на точное время происходящего. Его больше волнуют нравственные, моральные проблемы, нежели художественные. Кроме того, он говорит только о иконописных работах, даже вскользь не упоминает о светской живописи. Однако, он

указывает много новых имен и фактов, не встречающихся в других, известных на сегодняшний день, источниках.

В методологическом аспекте автор опиралась на работы Д. В. Сарабьянова, Ю.Г. Стернина, В.Н. Прокофьева, Г.Г. Поспелова, Г.С. Островского. Следуя разработанным общим методологическим положениям, автор стремится представить развитие изобразительного искусства как многосложное, но целостное в своей основе, явление.

Принято рассмотрение материала в рамках хронологической последовательности. В основе работы лежит принцип рассмотрения искусства культурного центра во взаимосвязи социальных, идеологических и художественных явлений как внутри самого центра, так и вне его.

В изложении материала мы будем выходить собственно за рамки Воронеже и вести речь о Воронежской губернии, Воронежском крае, а в некоторых случаях касаться и соседних территорий, поскольку связь и бытование сходных художественных явлений, а так же художественные контакты с Академией Художеств можно проследить по всей территории Воронежской губернии и за ее пределами.

Данная работа является попыткой выявить особенности и раскрыть характерные черты местной художественной жизни, систематизировать имеющийся в нашем распоряжении материал и представить развитие «третьей культуры» как явления многообразного, со сложными внешними и внутренними связями, с огромным внутренним потенциалом.

Художественная жизнь Воронежа первой половины XIX века. Академия Художеств и школа Ф.Ф. Чурикова

Важное место в изучении истории искусства отдельной местности занимает вопрос о начале складывания художественных традиций. Применительно к Воронежскому краю этот вопрос даже не ставился. Поскольку для нас он существенен, необходимо поставить его, не претендуя на полноту решения.

Прежде всего, плохая сохранность произведений изобразительного искусства не позволяет с достаточной долей определенности и убедительности ответить на этот вопрос. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что исследователи истории Воронежского края обходили данный вопрос. Но его постановка необходима, некоторые наблюдения и анализ разрозненных фактов, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяет высказать следующие замечания.

Начало складывания художественной культуры Воронежа, по нашему мнению, следует отнести к концу XVII - началу XVIII века, когда город на некоторое время становится центром общественной жизни России. Это было время строительства русского военного флота. В исторической литературе этому важнейшему событию в жизни России, и в жизни Воронежа, посвящено значительное количество исследований. В искусствоведческой литературе так же подчеркивается особое значение создания русского военного флота для становления русского искусства.

Первый период развития искусства Петровского времени, который длится до 1710, принято связывать с Москвой.30 При этом забывают, что важнейшее событие этого периода - строительство военного флота -происходило именно в Воронеже, где процесс становления новых форм искусства проходил не менее, а может быть даже более интенсивно, чем в Москве. Лишь Н.М. Молева в небольшой статье говорила о значении воронежского периода в становлении русского светского искусства.31

В 1696 - 1711 гг., когда верфи в Воронеже и его окрестностях, Таврове, работали наиболее активно, в Воронежском крае находилось большое количество русских и иностранных мастеров изобразительного искусства. Свыше 20 живописцев Оружейной палаты было направлено «для прописки судов» на воронежские верфи.32 В Воронеже бывали и такие известные мастера как А. Шхонебек,33 Корнелис де Бруин.34

В 1697 - 1698 гг. в Воронеже было построено первое российское адмиралтейство, а так же деревянный дом для Петра I, который в документах иногда называется дворцом.35 Сохранился рассказ о том, что перед дворцом находились скульптуры, которые воронежский епископ Митрофан назвал «языческими идолами» и отказался входить в дом Петра I.36 Можно сказать, что и в Воронеже, как и в Москве, еще до строительства Петербурга, находились художественные произведения искусства Нового времени, отличающиеся от древнерусского.

В Воронеже имели свои дома Апраксин Ф.М.(1700 - 1706 - жил в Воронеже); Головин Ф.А.; Зотов Н.М.; Меншиков А.Д.; Нарышкин Л.К. Хотя документальных свидетельств пока не найдено, но рискнем предположить, что в их домах находились произведения живописи, скульптуры, которые могли быть выполнены работавшими на воронежских верфях мастерами. К сожалению ни самих произведений, ни упоминаний о них, за исключением приведенного рассказа, в архивных документах пока на найдено.37

В. Гаврилов, Е. Иванов, Д. Балашов, С. Мелентьев ко времени работы в Воронеже уже имели опыт «стенного письма» в новопостроенных хоромах царевен в Московском Кремле.38 Беря во внимание отношение Петра I к изобразительному искусству, когда приближенным вменялось в обязанность иметь портреты в своих домах, можно предположить что они были представлены и в Воронеже.

Определенную роль в знакомстве с новой художественной культурой сыграли и иностранные офицеры и мастера - кораблестроители, приглашенные в Воронеж. Среди них были голландцы, англичане, немцы, шведы, итальянцы. На берегу реки появились постройки в европейском стиле, а место стало называться Немецкой слободой. Таким образом, вырабатывались новые архитектурные приемы, отличные от древнерусского зодчества.

Активными участниками происходящего процесса были воронежские дворяне, купцы, посадские люди. В документах находим имена Д.В. Полонского, Г.Ф. Грибоедова, Н. Гарденина, И.И. Тевяшова, С.С. Горчакова. Несомненно, в образе жизни они следовали за царем и столичными дворянами. Можно предположить, что именно в эти годы складываются первые художественные коллекции на Воронежской земле. Не случайно, спустя сто тридцать лет, в 1832 году, когда происходила канонизация Митрофана Воронежского, именно в семье Гардениных, чей предок был одним из строителей военных кораблей и современником епископа, хранился самый ранний портрет святителя. Не исключено, что это был прижизненный или же выполненный сразу после смерти портрет.39

Уже в начале XVIII века в Воронежском крае были и свои живописцы, т.е. уроженцы края, проживающие здесь постоянно. Так над гробом епископа Митрофана, находившемся перед погребением в Благовещенском соборе, был поставлен «большой тройной иконный складень», выполненный Острогожским иконописцем Павлом Родионовым.40

«Воронежский период» был ярким, но не долгим. Уже в 1709 - 1710 годах, часть наиболее значительных строений из Воронежа была перенесена в Тавров и Осеред.41 Среди них двое «хором» Петра I, дом А.Д. Меншикова, дом Ф.М. Апраксина, дом патриарший, Н.М. Зотова и других.42 Можно предположить, что те произведения искусства, которые там находились, были вывезены из Воронежа. Сильнейший пожар 1748 года, когда сгорела практически вся Немецкая слобода, также во многом способствовал уничтожению памятников культуры Петровского времени.

Поскольку от петровского времени памятников изобразительного искусства практически не сохранилось, то это затрудняет реконструкцию художественной жизни края этого периода и больше высказывается предположений, нежели анализируются особенности этого процесса. Дальнейшая работа в архивах, фондах музеев, возможно, будет способствовать уточнению своеобразия этого процесса.

Изменение государственной международной политики, стремление выйти в Балтийское море, строительство Петербурга и перенос туда верфей, свело на нет роль и значение Воронежа. Социальная, художественная жизнь города заметно упрощается. Но бесспорным является факт, что традиции начала XVIII века, хотя и в подспудном состоянии, в толщи художественно -исторической памяти, были живы. Память этих лет освещала многие культурные начинания последующих периодов.

Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и активизация художественной жизни Воронежа во второй половине XIX века. Некоторые аспекты провинциальной художественной критики

Во второй половине XIX века, в пореформенной России, положение в подходах к художественному образованию существенно меняется. Получение практических навыков путем прямого ученичества и азы, которые давали в уездных училищах и гимназиях, уже не удовлетворяли возросших требований, которые предъявлялись к искусству.

В 60-е годы в провинции появляется целый ряд художественных, рисовальных школ, которые в течение уже долгого времени плодотворно работают и оказывают влияние на развитие художественной жизни конкретной местности. Такие школы были созданы в Вильно, Харькове, Севастополе, Одессе, Пензе, Казани и других провинциальных городах.134 Специализированные художественные школы, отвечая на возросшие эстетические потребности, давали более глубокие знания основ изобразительного искусства широкому кругу учеников, зачастую отвергая какие - либо сословные привилегии.

Такое положение стало во многом возможно благодаря культурному подъему, который ясно обозначился в российской провинции во второй половине XIX века. Этот подъем выразился в самых разнообразных формах: появляются различные кружки, проводятся литературно - музыкальные вечера, которые явились новой формой общественной жизни, проходят первые художественные выставки. В 60-х гг. XIX в. активизируется и художественная жизнь Воронежа. Получают дальнейшее развитие наметившиеся в предыдущий период формы общественной культурной жизни.

Воронежской исследователь О.Г. Ласунский, применительно к 60-м годам, писал: «Уже современники остро ощущали переходный характер своей эпохи, необычайное ускорение темпов социального развития, стремительный рывок к новым духовным горизонтам. В короткий срок разрушались многие приметы устоявшегося и, казалось бы, неподвижного быта.»135 Далее он приводит слова Г.М. Веселовского, педагога, журналиста, исследователя местной истории, активного участника культурной жизни Воронежа того времени: «Последние 10 лет воронежской истории с 1856 по 1866 год представляют блестящую страницу посвященную преимущественно развитию и обнаружению умственного движения воронежского общества. Новая мысль, новое общественное дело, направленное на удовлетворение современных местных социальных и моральных потребностей, беспрерывно следуют одно за другим...».136

На конец 50-х - начало 60-х годов приходится расцвет творчества известного за пределами Воронежа поэта И.С. Никитина; начинает выпускаться одна из первых частных провинциальных газет «Воронежский листок»; с 1860 года выходит в свет уникальный сборник «Филологические записки», который в течении многих лет оставался единственным научным филологическим периодическим изданием, выходившем в провинции; проводятся первые публичные лекции. 60-е годы - это время создания Воронежской публичной библиотеки. Пожертвования приходили даже из самых удаленных уголков Воронежской губернии, что способствовало сплочению прогрессивных слоев воронежского общества.

Воронежские авторы все более активно сотрудничают с центральными изданиями, примерами могут служить М.Ф. Де - Пуле; А.С. Суворин, П.И. Бартенев, А.П. Блюммер, А.Н. Афанасьев. «Обмен интеллектуальными ценностями между провинцией и столицами осуществлялся не только и порой не столько по официальной линии, сколько по частным и межкружковым каналам».

К сожалению, источников, позволяющих полно и объективно представить все особенности этого процесса в изобразительном искусства, немного. Но разрозненные факты, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют поставить вопрос об активизации художественной жизни города в 60-х годах XIX и заниматься дальнейшими изысканиями.

В 60-х годах в Воронеже продолжают работать преподаватели рисования и черчения Воронежской гимназии, Воронежского уездного училища, кадетского корпуса, частных пансионов. В городе существовало несколько иконописных мастерских.

Наиболее значительные иконописные заведения в Воронеже держали Э.К. Огнев, М.И. Макаренко, А.П. Евланев, С.К. Журхин, Н.А. Агеев, П.М. Чищарин, Е.Н. Назаров. Руководство мастерских уже не могли удовлетворить художники - самоучки, получившие определенные навыки в тех же самых мастерских. Они приглашают выпускников Академии Художеств. В начале 60-х годов в мастерскую Назарова были приглашены П.В. Васильев138 и В.А. Корнеев.139 Возвращается после обучения в Петербурге М.И. Пономарев, в Воронеж приезжает И.М. Саломатин, так же ученик Академии Художеств.140

Воспоминания Льва Григорьевича Соловьева, единственный на сегодняшний день источник, который в образной форме повествует о некоторых явлениях художественной жизни города 60-х годов.

Л.Г. Соловьёв пишет: «...при таком счастливом совпадении неожиданно - дружного наплыва столичного света академических просветителей, весь воронежский мрак невежества, во тьме которого задыхаются несчастные юные силы его, томятся жаждою знания, чахнут и умирают ... - весь этот убийственный мрак вековой ночи должен исчезнуть весь без остатка».141

Автор, не указывая точную дату происходящего, отмечал: «И вот, в начале шестидесятых годов, на воронежском горизонте художественной деятельности загорается утренняя заря, обещающая жаждущим света ясный день с освещающим, согревающим и оплодотворяющим землю солнцем». Приток новых энергичных молодых людей, полных желания изменить художественную атмосферу города, привел к попытке создания объединения художников в городе. По упоминаниям в тексте конкретных фактов, время которых известно, можно сказать, что события, о которых повествует Соловьев, приходятся на март 1864 - ноябрь 1865 гг.

«Из всего этого как-то вытекало само собой, что надо соединяться всем в одно товарищеское общество, - пишет Л.Г. Соловьев, - открыть одну товарищескую мастерскую, которая принимала бы заказы, за исполнение которых отвечало бы все общество товарищества, которое само же непосредственно и работало бы в мастерской.

Академия Художеств и Воронежская рисовальная школа (1893 - 1917)

К 90 - м годам, наконец, консолидировались широкие круги воронежской интеллигенции, сформировалось то общество, на отсутствие которого сетовал И.Н. Крамской.235 Это общество не только осознало необходимость создания специальной художественной школы, но было способно действием поддержать личную инициативу. Воронеж не был исключением, сходные процессы проходили и в других провинциальных городах: в 1895 г. открылось художественное училище в Казани, 1897 - в Саратове, 1898 - в Пензе,236 все они находились в ведении Академии Художеств.

Внутри воронежского общества шла значительная работа, которую сейчас вряд ли возможно полностью восстановить, поскольку многие документы не сохранились. Лишь газетные статьи, зачастую являясь слабым отблеском этой внутренней работы, дают представление о первоначальных этапах формирования школы.

Вопрос о необходимости создания школы поднимался неоднократно: и когда шла дискуссия об открытии класса иконописи в Воронежской духовной семинарии, и в связи с выставками передвижников.

В июне 1883 года общеепархиальный съезд депутатов от духовенства Воронежской епархии постановил ввести иконопись в Воронежской духовной семинарии. Занятия предполагалось вести в свободное время, для желающих. Л.Г. Соловьев опубликовал несколько статей, в которых особо подчеркивал роль учителя, способного раскрыть дарования учащихся и не стеснять их свободы, чем, по его мнению, грешат официальные учебные заведения.237 Он, как и в статьях о выставках передвижников, высказал мысль о создании самостоятельного художественного заведения, которое знакомит с основами изобразительного искусства, «грамотой».

В январе 1889 года в газете «Дон» появляется заметка о воронежских обществах, где говорилось о намерении собрать воедино и все художественные силы города.

В последующих номерах были опубликованы несколько статей за подписью «N.N.», в которых частично раскрывались планы по созданию общества, объединяющего любителей изобразительного искусства. Автор писал: «...эхо молвы гласит, будто - бы с началом текущего года, в высших сферах местной интеллигенции родилась мысль сделать опыт соединения всех местных любителей рисования в одно целое».239 Хотя статьи не подписаны полным именем, но за «N.N.» нетрудно увидеть Л.Г. Соловьева, который уже определенно высказывает мысль о создании специальной школы.

Соловьев полемизирует с Ст. Смирновым, преподавателем иконописного класса Воронежской духовной семинарии, который считает, что учебные заведения Воронежа вполне справляются с задачей знакомства с основами художественной грамоты.240 Он, наоборот, подчеркивает, что имеющаяся система обучения основам изобразительного искусства в официальных учебных заведениях убивает любовь к искусству: «Я упрекаю академические методы в том, - пишет он, - что они уничтожают интеллигентную работу между моделью и рукою, что они научают строить периоды без намерения что - нибудь сказать.»241 Таким образом, можно говорить, что целенаправленная работа по организации Кружка любителей рисования и рисовальной школы началась с января 1889 года.

Подготовительный период длился около двух лет. Совместная работа в 1890 году Л.Г. Соловьева и Е.Л. Маркова над иллюстрациями к книге Л.Б. Вейнберга «Очерк замечательнейших древностей Воронежской губернии», ускорила этот процесс, поскольку Е.Л. Марков стал горячим сторонним идеи Соловьева и принял активное участие в создании Кружка любителей рисования и Воронежской бесплатной рисовальной школы.

В феврале 1891 года в газете «Дон» была помещена небольшая заметка без подписи с информацией, что «среди любителей рисования возникла мысль об учреждении в Воронеже рисовальных и живописных классов под названием бесплатной рисовальной школы... Проект устава общества и школы уже составлен... и в скором времени будет отослан в Петербург для утверждения».242

Тем же февралём 1891 г. датирован и наиболее ранний официальный документ в истории школы - это отношение Воронежского губернатора в Министерство Народного просвещения с приложением проекта «Устава бесплатного рисовального воскресного класса в г. Воронеже», который подписали члены - учредители, более 80 человек. Среди них М. А. Веневитинов, А. А. Сталь-фон-Гольштейн, Ф. Чертков, А. Столль, Л. Г. Соловьев, М. И. Пономарев и другие.

В проекте устава говорилось: «1. Бесплатный воскресный рисовальный класс учреждается в г. Воронеже с той целью, дабы лица занимающиеся различными ремеслами, требующими знакомства с рисованием, а также имеющие особое влечение к рисованию и живописи, могли научиться хотя бы первым началам этих искусств. 2. Для заведования рисовальным классом образуется кружок любителей рисования, на средства коего содержится и в заведовании коего находится означенный класс.

Рисовальный класс могут посещать как взрослые, так и дети. Для женского пола особое помещение.»243

Устав определял порядок членства в кружке : «Кружок состоит из членов почетных, действительных и членов - поощрителей.» Члены кружка обязаны были платить членские взносы или работать, бесплатно, в качестве преподавателей. Всеми текущими делами распоряжался Комитет кружка, состоящий из Председателя, секретаря, казначея и их заместителей. В обязанности комитета входило приглашение преподавателей рисования и живописи, распределение часов занятий, распоряжение расходами по содержанию класса. Особо подчеркивалось, что обучение в рисовальном классе бесплатное и они существуют на взносы членов Кружка и пожертвования.

Похожие диссертации на Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г. )