Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика Коляда Екатерина Михайловна

Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика
<
Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Коляда Екатерина Михайловна. Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Санкт-Петербург, 2002.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-17/34-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические и природные предпосылки возникновения и развития крымского паркостроения 13

1.1.Основные этапы эволюции европейского садово-паркового искусства... 13

1.2. Особенности природных и архитектурных ландшафтов Крымского полуострова 22

1.3. Этапы развития ландшафтного искусства в Крыму 37

Глава 2. Дворцово-парковые ансамбли Южного берега Крыма 56

2.1. Особенности развития дворцово-паркового искусства конца XVIII -начала XIX века 56

2.1.1. Дворец Воронцовых в Алупке 67

2.1.2. Парк воронцовского дворца 77

2.1.3. Дворцы и парки первой половины XIX века 89

2.2. Никитский ботанический сад и экономическое садоводство 97

2.3. Дворцово-парковое строительство на Южном побережье Крыма в конце XIX - начале XX века ; 105

Глава 3. Сады и парки городов Крымского полуострова 119

3.1 Проблемы освоения и озеленения приморских территорий для курортного строительства 119

3.2. Парки Симферополя и Севастополя 132

3.3. Парки приморских городов Крыма 142

Заключение 162

Библиографический список использованной литературы 167

Особенности природных и архитектурных ландшафтов Крымского полуострова

По характеру рельефа и другим природным особенностям Крымский полуостров четко делится на три части: равнинную, занимающую большую часть территории полуострова, горную и приморский склон Главной гряды (полоса в 150 км, протянувшаяся с запада на восток от мыса Айя до мыса Киик-Атлама), за которым закрепилось особое географическое название «Южный берег Крыма»1. Каждая часть полуострова имеет чрезвычайно разнообразные природные условия.

Пейзажи северо-западной территории Крыма (Тарханкутская возвышенность) определяют многочисленные балки с пологими склонами, песчаные косы, соляные озера, крутые известняковые берега моря, долины древних, ныне безводных рек и другие формы рельефа. Восточный Крым (Керченский полуостров) разделен Парпачским хребтом на две совершенно разные по климату и рельефу части, обладающие неповторимыми ландшафтами и растительными формами.

Однако особой красотой отличается горный Крым, пейзажи которого представлены склонами, поросшими низкоствольными деревьями и кустарникам, каменистыми горными лугами и степями. Крымские горы, лежащие вдоль Черного моря и представляющие собой три параллельные гряды, образуют прибрежную полосу около 150 км длиной и 40-50 км шириной. Наиболее высокая первая горная гряда являет собой огромный массив, причудливо очерченный на фоне высокого неба и живописно обрывающийся к морю. Известняк, туф, диабаз и другие породы, из которых состоят эти горы, придают им особую живописность, а наличие карстовых форм рельефа: воронок, колодцев, шахт, пещер, а также выходов магматических пород и разрушенных вулканических массивов делает горные силуэты причудливыми [54.С.235]. При этом на Южном берегу Крыма характер рельефа и особенности флоры неодинаковы. Необычайной по красоте и природному богатству является западная часть южнобережья - от Фороса до Симеиза. Здесь нет сплошного изумруда крымской сосны и тенистых лесов. Зато на крутых склонах, изрезанных глубокими оврагами, загроможденными причудливыми скалами, встречаются уголки, где обитают редкие, реликтовые виды флоры. Особый интерес в этом плане представляют мыс Айя, а также бухты Батилиман и Ласпи. Даже по сравнению с наиболее известной ялтинской зоной растительный мир и климат этой части выглядит феноменальным [195.С.5]. Однако более удобной для освоения оказалась восточная часть Южнобережья, также обладающая особыми художественными и природными особенностями. Именно она в XIX - начале XX вв. оказалась застроенной великолепными дворцами и парками.

Несмотря на небольшую высоту, Крымские горы оказали существенное влияние на формирование местного климата. Главная гряда Крымских гор защищает южное побережье от холодных северных ветров зимой, а летом от степного зноя. Большая влажность воздуха и мягкий, теплый климат позволили обогатить ландшафты Южного берега иноземными растениями, которые прекрасно прижились и кажутся теперь органически присущими местной флоре. Географический анализ Крымской флоры, произведенный учеными Никитского ботанического сада показал, что основу ее составляют виды, ареал распространения которых ограничивается только странами Средиземноморья [195.С. 19]. В Крыму встречается целый ряд растений, произрастающих только в Малой Азии, на Балканском полуострове и в западном Закавказье. Некоторые представители крымской флоры известны только на Балканском полуострове или только в Малой Азии, а свыше 200 видов растений обитает только в Крыму, например, крымский эдельвейс, клен Стевена, сосна Станкевича и другие растения. Следует отметить, что характер растительности на полуострове не одинаков. В Крыму существуют различные типы степей, лесостепи, лиственные и хвойные горные леса. Столь необычайное сочетание разнообразных природных форм не раз отмечалось исследователями и путешественниками. Писатель, врач, краевед С.Я.Елпатьевский в «Крымских очерках» писал: «Крымская красота скульптурная, архитектурная, красота выси и глуби. Здесь нет двух кусочков земли, похожих друг на друга...У каждой долины своя солнечность, свои ветры, свои краски, свои запахи...» [76.С.97].

Такой удивительный по своим природным качествам уголок земли является весьма благоприятным для жизни и деятельности людей. И действительно, Крым был обжит еще в древние времена. Свидетели этому руины старинных храмов и дворцов, могильные курганы и другие памятники тысячелетней истории полуострова. «Множество одичавших плодовых деревьев, несродных Крыму маслин, грецких орехов, смоковниц и одичавшего винограда» [179.С.363], говорит о том, что еще в глубокой древности на Крымском полуострове возникло садово-парковое искусство.

В его основу были положены греческие строительные и аграрные приемы. Колонисты из Греции обживали прибрежные районы, удобные для ведения сельского хозяйства, строительства крепостей и морской торговли. О высоком уровне строительного искусства в Крыму античного периода свидетельствуют памятники Херсонеса, Пантикапея и других греческих поселений. Греками, прибывшими в Крым в VII - VI вв. до н. э., были привезены многие декоративные и ценные хозяйственные растения - такие, как благородный лавр, грецкий орех, гранат, фиговое дерево и другие. Эти растения хорошо прижились здесь благодаря мягкому климату Южного берега полуострова. В греческих садах, которые устраивались на склонах Крымских холмов без особого архитектурного плана, плодовые культуры соседствовали с декоративными и местными растениями. Эти сады были небольшими по размерам, но способы их возделывания говорят о высоком мастерстве и трудолюбии создателей. Искусство древнегреческих садоводов заключалось в умении на небольших и бедных водой участках земли выращивать растения, требующие постоянного внимания и заботы. При устройстве садов в Крыму греческие мастера использовали весь накопленный у себя на родине опыт. Многие аграрные и строительные приемы, принесенные греками на крымскую землю, сохранялись на протяжении тысячелетий и с успехом использовались до начала XX в. А смешанный характер, присущий греческим садам, имели многие сады и парки Крыма вплоть до XIX в.

Особенности развития дворцово-паркового искусства конца XVIII -начала XIX века

Освоение Крымского полуострова совпало с развитием романтизма в мировой культуре. Сады и парки Крыма конца XVIII - начала XIX в. возникали в условиях сложного переплетения философских и эстетических воззрений, господствовавших в европейском и русском искусстве. Исторические романы В.Скотта, Т.Мура, В.Ирвинга, Ш.Нодье, Г.Гофмана, Д.Байрона, созданные в этот период, и воспевавшие далекие страны и давно прошедшие времена, вдохновляли целые поколения европейских художников и поэтов. Романтизм в литературе, философии и живописи Западной Европы, с присущими ему идеями созидательной, просветительской роли искусства, сыграл особую роль в развитии русской культуры. Расцвет русского романтизма совпал с политическими, экономическими и социальными изменениями, происходившими в России после войны 1812 г. Уже в конце 1820-х гг., в России начали возводить постройки, имитирующие стили прошлых эпох. Архитекторы Н.Л.Бенуа, А.А.Менелас, А.П.Брюллов, М.Д.Быковский, А.И.Штакеншнейдер создали немало сооружений, в облике которых были реализованы черты готики, Возрождения, барокко и восточного зодчества.

Но готические и восточные элементы романтической архитектуры не гармонировали с природой среднерусской полосы и поэтому, к 1830-м гг. романтизм постепенно утрачивает свое главенствующее положение в архитектуре русских усадеб. Однако в отдаленных регионах России, в том числе в Крыму, именно в этот период наблюдается подъем романтического направления, что во многом обусловлено романтической идеализацией окраин России. В Крыму в первой половине XIX в. романтизм завоевывает многие сферы художественного сознания общества и особым образом реализуется в усадебной архитектуре 1830-1850-х гг.

Крым привлекал русских романтиков начала XIX в, своей величавой и дикой природой, живописными пейзажами, историческим прошлым. Сложившемуся представлению о романтическом пейзаже соответствовали ландшафты полуострова, особенно его Южного берега: экзотическая растительность, исключительная живописность и разноликость местных ландшафтов, своеобразный рельеф, образующий амфитеатры, раскрытые к морю крутые скалистые обрывы, гроты, морской берег, изрезанный многочисленными бухтами и мысами, причудливые нагромождения скал, необычайное богатство оттенков цветовой гаммы. «Природа удовлетворяющая воображение», создавала здесь особое состояние души, которому, по словам А.С.Пушкина мог придаваться человек, «забыв молву и света суеты»1. Скалы, водные поверхности, звуки и запахи казались сказочными, нереальными. На Южном берегу все природные эффекты были столь сильными, что казались декорацией к какому-то фантастическому действию. Е.Л.Марков в своих очерках, описывая разнообразные цветовые и световые эффекты, указывал, что подобное можно видеть только в Крыму. Так, например, «дождь на Южном берегу Крыма - это... не наш русский дождь, а страшный тропический ливень...дикие горные потоки...так ревели и сверкали...низвергаясь в лесные пропасти,...что их можно было принять за злых духов горной пустыни, поднявших неистовую пляску. Молния не вспыхивала, а разливалась... широким, ослепительным заревом» [179.С.360]. Необыкновенная живописность крымских пейзажей, особые эффекты света и цвета, наблюдаемые русскими живописцами и писателями и невиданные ранее нигде в России, нашли воплощение в целом ряде произведений.

«Гимном» русских романтиков стала элегия К.И.Батюшкова «Таврида», которая по словам А.С.Пушкина «по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши и небрежности воображения - лучшая элегия Батюшкова»1. Именно это произведение поэта создало в русской литературе образ романтического, сказочного Крыма, рая для художников и поэтов. Элегия была написана за семь лет до посещения Крыма автором. Источниками вдохновения послужили сочинения К.Л.Габлица, описывающие природу полуострова и трагедия Еврипида «Ифигения» . Поэт надеялся обрести в «полуденной Тавриде» личное счастье, но недолгое пребывание в Крыму, для К.И.Батюшкова обернулось тяжелой болезнью и отсутствием поэтического вдохновения. Оказалось, что представления о прелестях края и реальность не совпадают. Крымская природа слишком непредсказуема, особенно зимой и весной, что стало причиной обострения болезни поэта. Тем не менее, «Таврида» К.И.Батюшкова настолько увлекла русских романтиков, что каждый образованный человек считал долгом для себя посетить этот благословенный уголок.

Увлечен «Тавридой» был и А.С.Пушкин. По мнению пушкиноведов, творение К.И.Батюшкова оказало огромное влияние на стремление поэта побывать в Крыму, а тема бегства от светской суеты в сельское уединение, развитая в «Тавриде» сказалась в целом ряде пушкинских произведений.

Конечно, в произведениях русских авторов конца XVIII - начала XIX в. Крым был идеализирован, но такое поэтическое восприятие немало способствовало привлечению на полуостров многих путешественников, художников и даже политических деятелей. Неизведанный край стал для романтиков XIX в. воображаемой страной счастья, и скорее символом, чем реальностью. Несмотря на то, что уже в начале XIX в. было опровергнуто существующее мнение об особом благодатном климате Крыма , полуостров всегда оставался поэтической страной, где можно и обрести душевное спокойствие и блаженство.

В представлении русских романтиков Крым ассоциировался то с Элладой и Италией, то с загадочным Востоком. Неизгладимое впечатление на путешественников производили руины древних храмов, могильные курганы, средневековые крепости и особенно столица Крымского ханства - Бахчисарай. Многие путешественники, описывая города Крыма, не только применяли к ним возвышенные эпитеты, но и указывали на их необычайную схожесть с хорошо известными городами и столицами мира. Так, известный финский писатель В.Хагельстам в своей «Северной поэме о Крыме» писал, что Ялту называют русской Ниццей. Она «до невероятности напоминает маленькие города итальянской и французской Ривьеры»1. Король Австрии Иосиф II, путешествовавший с императрицей Екатериной по Крыму, сообщал, что «Бахчисарай ему показался несколько похожим на Геную»2. С Италией Крым сравнивал П.И.Сумароков, а граф М.С.Воронцов в одном из писем к своей жене Елизавете Ксаверьевне писал, что увиденные им скалы Британии удивительно похожи на горные массивы в районе Алупки3. Подобные сравнения можно встретить не только в XIX - начале XX в., но еще задолго до присоединения Крыма к России. Так, еще в XVII в. подчеркивалось необычайное сходство Феодосии со Стамбулом, на это указывало даже название города, распространенное среди местных жителей, Кучук-Стамбул (маленький Стамбул).

Дворцово-парковое строительство на Южном побережье Крыма в конце XIX - начале XX века

Нестабильная обстановка, сложившаяся в Крыму в середине XIX столетия из-за русско-турецкой войны 1853-1856 гг., не способствовала не только развитию садово-паркового искусства на полуострове, но и стала причиной разрушения романтической художественной системы, что привело позднее к созданию эклектичных по своему характеру произведений архитектуры. Кроме того, и развивающиеся капиталистические отношения заставили пересмотреть принципы создания парковых композиций на Крымском полуострове.

К 60-70-м гг. XIX столетия изменяется эстетическая база, на которой создавались Крымские усадьбы. Новые и реконструирующиеся усадьбы стали больше напоминать богатые дачи, чем дворцы. Ценился не внешний блеск или показное великолепие, а скорее интимность, уют, поэтичность природного окружения дома, бытовые удобства. Большое значение придается своеобразию, даже оригинальности облика здания. Это часто создает предпосылки для проявления произвола в художественных решениях, смешения стилей в садовых постройках, оформлении цветочных и других растительных посадок. Личные вкусы владельцев и садоводов-любителей уже не сдерживаются модой, как это было в начале XIX в. Композиции теряют свой ансамблевый характер, становятся набором мало связанных между собой фрагментов. Потеря ансамблевости ощущается во многих архитектурных композициях того времени, но особенно это заметно в усадебном зодчестве. Это объясняется еще и тем, что на реализацию замысла при создании парковых композиций требуется не два-три сезона, а зачастую десятки лет. А частая смена художественных вкусов и многообразие требований владельцев не давали возможности закрепить какую-то единую, общую для каждой усадьбы идею.

Во второй половине XIX в. проводится реконструкция крупных старых парков (Верхняя Массандра, Форос и другие). Эти парки наполняются новыми композиционными элементами.

Самым значительным усадебным комплексом Южного берега второй половины XIX столетия стал дворцово-парковый ансамбль в Ливадии. Это второй после Алупки по размерам архитектурно-парковый комплекс. История его возникновения относится к началу XIX в., когда на площади 40 га для польского магната Л.С.Потоцкого был выстроен дворец и разбит пейзажный парк. Авторами парковых композиций были известные садоводы Д.Делингер и К.Кебах, которые в условиях рельефа, представленного скалистыми обрывами, склонами и пологими участками с полянами лугового типа, сумели создать один из лучших на побережье парк.

Для его объемно-пространственной структуры характерны крупные пространственные членения, широкие и довольно протяженные аллеи, имеющие плавные очертания, рощи гигантских деревьев, которые придали всей архитектурно-парковой композиции особый размах. Дворцовые сооружения возводились на просторных террасах, открытых навстречу морю. Во второй половине столетия имение Потоцких переживает новый этап развития, связанный с семьей Романовых. По проекту известного архитектора И.А.Монигетти здесь проводится реконструкция старых сооружений, возводятся новые здания и приводится в порядок парк1. За счет введения большого числа иноземных растений многие парковые композиции обретают экзотический средиземноморский характер, а облик многих сооружений получает подчеркнуто восточный колорит2.

В начале XX столетия Ливадия вступает в третий период своего развития. Именно тогда объемно-пространственная композиция ливадийского комплекса приобретает вид настоящей царской резиденции. С 1910 по 1911 г. по проекту 107 архитектора Н.П.Краснова здесь были произведены колоссальные работы по перестройке Большого дворца и сооружению новых зданий. Ведущая роль в ансамбле принадлежит Большому дворцу1, представляющему собой сложное в плане здание с внутренними двориками, лоджиями, наружными лестницами и террасами, ориентированными на море (рис.48). Дворец отличается богатым архитектурно-художественным оформлением, в котором сочетаются элементы итальянского ренессанса, мавританские черты, формы византийской архитектуры и даже западноевропейские средневековые мотивы. Задуманный автором каскад объемов - от трехэтажной башни к одноэтажной столовой, стал своеобразной попыткой прочтения сложного рельефа местности. Благодаря созданию разнообразных полуоткрытых пространств со всех сторон дворца (итальянский и арабский дворики с запада, наружные лестницы с востока и юга, балконы, лоджии, колоннады и аркады на каждом фасаде) архитектору удалось связать здание с природным окружением (рис. 49).

Своеобразным продолжением архитектурных форм стала регулярная часть парка, организованная таким образом, чтобы растительные элементы композиции не заслоняли южных, обращенных к морю фасадов. Регулярный парк подчеркивает нарядные, торжественные формы дворца, создает красивый контраст с белокаменным сооружением. Террасы и подпорные стенки, стриженая зелень, формы малой архитектуры и цветники, устроенные вблизи дворца позволили соединить все здания комплекса с парком и внешними по отношению к нему территориями. Несмотря на то, что парк неоднократно подвергался переделкам, в его планировке сохранилась свойственная для паркостроения начала XIX столетия идея организации ландшафта как череды разнообразных картин . Дорожки и аллеи проложены с таким расчетом, чтобы каждый поворот открывал зрителю новые виды. Основными композиционными приемами в организации растительности ливадийского парка стали сочетание крымской флоры с иноземными растениями, а также устройство рощ и крупных групп из растений одного вида. Такие приемы характерны для многих парков первой половины XIX в. Прекрасные рощи были устроены в Алупке, Гаспре, Массандре и на территории других крупных дворцово-парковых ансамблей. Групповые посадки там отличаются особой выразительностью, контрастируя с горными массивами.

По богатству растительности ливадийский парк может сравниться с Никитским ботаническим садом, Алупкой Воронцовых и Гаспрой А.Н.Голицына. Здесь насчитывается около 400 видов и форм деревьев и кустарников. Среди экзотических растений особый интерес представляют кедры ливанские, гималайские и атласские, сосны, пихты, тисы ягодные и колонновидные, земляничники, дубы, платаны и ясени. Паркостроители разместили экзоты на ключевых позициях (вдоль аллей, на фоне дворцовых форм, у пересечения дорожек), благодаря чему создается впечатление преобладания экзотических растений над представителями местной флоры, хотя на самом деле большая часть парка занята естественным лесом.

Проблемы освоения и озеленения приморских территорий для курортного строительства

Особое место в истории паркостроения Крыма занимает строительство городских общественных садов. Еще в начале XIX в. при издании правил об устройстве городов «Его Императорскому Величеству благоугодно было изъявить желание свое, чтобы в Губернских городах заводимы были публичные сады»1.

В конце XVIII - начале XIX в. на полуострове начинается процесс обновления старых и развития новых городов. В соответствии с Высочайше утвержденными требованиями, обязательным условием для строительства новых городов и поселков в Крыму стало устройство бульваров. По утвержденным государственным планам , города Крыма должны были за короткий срок приобрести планировку сообразно традициям русской классической архитектуры. Однако города и поселки Крымского полуострова еще долгое время сохраняли провинциальный характер. Одной из причин этого явилось то, что в условиях сложного рельефа Крыма невозможно было применить правила регулярного городского строительства3.

Отсутствие специальных правил для строительства селений в городах Крыма вносило неразбериху и сеяло недовольство в среде поселенцев. В одном из представлений Таврическому гражданскому губернатору указывалось, что трудности строительства связаны «с местными обстоятельствами края, в котором весьма недавно началось устройство селений и где сельские жители, в большой части места, едва могут найти средства» на постройку самых простых изб. Отмечалось также отсутствие многих строительных материалов1. Подобная картина наблюдалась во многих уездах Крыма. Естественно, говорить о развитии городского паркостроения в таких условиях не приходится.

В начале XIX столетия традиционные градостроительные принципы на полуострове пришлось пересмотреть. Уже в 1835 г. в положении по предмету устройства селений в Таврической губернии было Высочайше разрешено не делать никаких формальных предписаний относительно строительства городов и поселков в Крыму, позволялось строить без «планов и фасадов» и иметь правила от 1817 г. и от 1830 г. для собственного руководства». В точности предписывалось при строительстве казенных селений в Таврической губернии лишь соблюдать правила относительно расстояний между домами, установленных для предупреждения пожаров.

Однако, не только сложный рельеф Крымского полуострова стал причиной пересмотра традиционных градостроительных принципов в этом регионе. В Крыму, где жили представители разных национальностей и верований, при строительстве городов и поселков необходимо было руководствоваться сложившимися культурными традициями. В частности, нуждался в рассмотрении вопрос о том, «должно ли магометанские селения устраивать на основании правил, вообще для устройства селений данных, или они могут быть располагаемы по предпринятому у магометан обычаю, по которому надворные строения возводятся на улицу, а жилые по средине дворов»2. Рассмотрев этот вопрос, Министерство внутренних дел в марте 1839 г. приняло решение татарам «дозволить возводить новые строения в прежнем виде и располагать по их собственному обычаю, с соблюдением лишь определенных промежутков между домами во всех губерниях, где есть магометанские селения», поскольку «соблюдаемый у магометан образ построения домов, кроме обычая, находится в связи с их религиозными предрассудками, которых ... недолжно тревожить ни в каком случае»3. В указе Министерства отмечалось, что типовые планы и фасады разработаны для тех, кто «сами по оным строить дома пожелают».

Предпринятые правительством в начале XIX столетия меры способствовали успешному развитию крымских городов и постепенной выработке основных принципов застройки в разных частях полуострова. Так, города равнинной части Крыма возводились по традиционным для России регулярным планам. В районах со сложным рельефом преобладал террасный принцип организации городского пространства. Приморские города и поселки ориентировались фасадами на море. По возможности регулярная планировка применялась строителями для того, чтобы упорядочить застройку, придать городам европейский вид; тем не менее, благодаря особым свойствам ландшафта все города приобрели совершенно неповторимый и хорошо узнаваемый облик.

Общим для всех градостроительных проектов Крыма стало обязательное устройство садов и парков, которых в каждом городе разбивалось несколько, и именно они становились местами гуляний и проведения различных мероприятий. Планировка и протяженность городских парков была различной и зависела от свойств местности. В городских садах и парках высаживали различные деревья и кустарники, включая и экзотические. Особого внимания заслуживают парки городов крымского побережья. Такие сады проектировались с учетом потребностей не только местной, но и приезжей публики.

В городском паркостроении Крыма XIX - начала XX в. получили развитие следующие типы садов и парков: научные ботанические, ставшие частью городской застройки, городские публичные скверы и парки, мемориальные парки, сады при лечебницах и санаториях и курортные парки.

Особенности развития ботанического садоводства были рассмотрены во второй главе, однако нельзя не упомянуть о них в связи с развитием городского паркостроения. Ботанические сады, призванные служить научным целям, в Крыму, где ландшафт необычайно живописен, во второй половине XIX в. получили новое значение. Созданные в лучших традициях европейского паркостроения, они становились излюбленными местами отдыха жителей близлежащих населенных пунктов, что было особенно актуально для тех городов, в которых не было парков и скверов. Отсутствие мест для отдыха и прогулок как раз и восполняли ботанические сады. Занимаемые ими участки были достаточно обширны, хорошо распланированы и наполнены не только разнообразными растениями, но и произведениями архитектуры малых форм. В конце XIX столетия крымские ботанические сады и парки, за исключением некоторых частных питомников, из сугубо научных превращаются в прогулочные. Первым ботаническим садом, в планировке которого нашла воплощение идея устройства парка как системы прогулочных аллей вдоль многочисленных парковых картин, представляющих разные уголки мира, стал Никитский ботанический сад, открывшийся для широкой публики1.

Похожие диссертации на Дворцы и парки Крыма XIX - начала XX века, история создания и стилистическая характеристика